Лидерство как феномен социальной действительности кратко

Обновлено: 08.07.2024

Первоначально лидер трактовался как член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Другими словами, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции.

Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят по отношению к лидеру такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

* ограничивается воздействием на людей и их общности;

* предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными;

* призвано вызвать чью-то деятельность соответственно намерениям руководителя.

руководство — это произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответствен но намерениям руководителя. Поэтому руководство можно назвать управлением, но далеко не всякое управление есть руководство.

Основные различия между лидерством и руководством сводятся к следующему:

* возникновение: руководство есть закономерный и необходимый атрибут процесса возникновения официальной организации, в то время как лидерство возникает спонтанно как следствие взаимодействия людей; соответственно этому руководитель обычно либо назначается официально, либо избирается, а лидер выдвигается стихийно;

Принцип американского менеджмента.

* функционирование: руководство выступает как процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов организации, а лидерство — процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью;

* социальная роль руководителя и лидера: руководитель есть посредник социального контроля и власти, а лидер — субъект групповых норм и ожиданий, которые спонтанно формируются в межличностных от ношениях;

* регламентация деятельности: деятельность руководителя регламентируется соответствующим правовым обеспечением, деятельность лидера обеспечивается морально-психологическими нормами совместной деятельности;

* режим внешних связей: руководитель представляет группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне; лидер в своей активности ограничен внутри-групповыми отношениями;

* руководство — явление более стабильное, менее подверженное перепадам во мнениях и настроениях членов организации.

Руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и под чинения. Руководство основано на принципах право вых отношений, социального контроля и примене ния дисциплинарной практики.

В свою очередь, лидерствоесть процесс психологи ческого влияния одного человека на других при их со вместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понима ния друг друга. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов груп пы. Лидерство основано на принципах свободного общения, взаимопонимания и добровольности под чинения.

Таким образом, управленческую деятельность в широком смысле слова может осуществлять не толь ко руководитель, но и лидер. Социально приемле мым и эффективным в современных условиях явля ется руководство людьми, осуществляемое вформе лидерства. В идеале эти две роли выполняет один и тот же человек, но так, к сожалению, бывает не все гда.

В традициях американского менеджмента предпо лагается, что лидер и руководитель — это, как пра вило, одно и то же лицо. При назначении сотруд ника руководителем на каком-либо уровне уп равления желательно, чтобы в течение опреде ленного срока (как пра вило, нескольких месяцев) он стал лидером. Если это не удалось, то по неписаным правилам руководитель должен освободить занимаемое место для того, кто может стать лидером.

Преимущества лидера заключаются в том, что за ним организация признает моральное право приня тия решения в значимых для нее ситуациях. Это че ловек, который занимает вершину на иерархической лестнице статуса ипрестижа членов организации.

Б.Д.Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;




3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное;

5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Лидерство - многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящейся к какой - либо общей для группы цели.

Данная тема является одной из главных в курсе политологии. Понять причины повышенного интереса к проблеме политического лидерства несложно. В настоящее время общество, различные политические партии и движения буквально заняты поиском ярких политических лидеров. Отсюда и рост научно-познавательного интереса к данной проблеме.

Прежде всего отметим, что проблема лидерства может рассматриваться с позиций различных социально-гуманитарных наук. Социология, например, изучает лидерство в контексте взаимодействия личности и других элементов социальной системы. Психология и психиатрия исследуют психологические и психопатологические особенности личности лидера. Социальная психология изучает лидерство как процесс взаимодействия социальных и психологических факторов, исследует его механизмы, разрабатывает методы обучения и психологической подготовки руководителей.

Особое значение проблеме лидерства придается в политологии. Конечно, политическая наука широко пользуется результатами изучения данной проблемы, полученными другими науками – историей, философией, социологией, социальной психологией. Однако политология имеет и специфический предмет изучения лидерства. Она рассматривает лидерство как один из важнейших элементов механизма регулирования отношений индивидов, социальных групп и институтов в сфере политики. В этой связи важнейшими исследовательскими вопросами нам представляются: 1) сущность лидерства как социального явления; 2) роль политического лидерства в функционировании общества; 3) типология политического лидерства.

Обратимся теперь к научной дефиниции лидерства. В философском энциклопедическом словаре лидерство определяется как один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы берет на себя функции осуществления координации и направления действий всей группы, которая, в свою очередь, принимает на себя обязанность подчиняться указаниям и требованиям данного индивида или части членов группы. Таким образом, лидер – это член группы, принимающий на себя значительно большую меру ответственности в достижении групповых целей, чем остальная часть группы. В системе совместной деятельности лидерство возникает как объективная потребность определенной группы, преломившаяся в сознании участников и принявшая форму ожиданий и требований, обращенных к лидеру.

Общественное лидерство имманентно человеку и обществу, т. е. проистекает из их природы, оно является древнейшей формой организации жизни людей. Уже на самых ранних этапах общественного бытия без формирования тех или иных способов организации групповой деятельности существование и развитие человеческих сообществ были бы просто немыслимыми. А это, в свою очередь, обусловливало выбор такого порядка общественной жизни, где ведущую роль играли более сообразительные, опытные, сильные, более мужественные индивиды. Они получали признание, доверие, авторитет среди своих современников т. е. становились лидерами.

Лидерство как социальное явление носит всеобщий характер. Можно смело утверждать: там, где возникает то или иное человеческое сообщество, там появляются и лидеры. С этим явлением каждый человек сталкивается уже с детства. Юношеские стихийные группы всегда возглавляются лидерами, это присуще школьным и студенческим группам. Досуговые объединения взрослых также выделяют своих лидеров, в семье обязательно имеется лидер. Без лидерства немыслимы трудовые коллективы. С развитием частной собственности на средства производства, появлением социальных классов и государства лидерство становится активным компонентом политических процессов.

По мере развития социальной жизни эволюционировал феномен лидерства, усложнялись его формы и иерархия. На ранних этапах общественного развития преобладающей являлась личностная форма лидерства, когда функции руководителя группы выполняет одно лицо. В дальнейшем стали возникать различные формы коллективного лидерства, когда руководящую функцию в группе выполняет какой-либо коллективный орган или ведущее положение в системе общественных отношений занимает социальная группа, класс, партия, государство (среди системы государств).

С развитием институциональных форм общественной жизни стали различать лидерство формальное и неформальное. Формальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путем официальный статус руководителя. Неформальный лидер – член группы, наиболее полно в своем поведении отвечающий групповым ценностям и нормам и потому пользующийся наибольшим авторитетом среди своего окружения. Он ведет группу, стимулируя достижение групповых целей и проявляя при этом по сравнению с остальными членами более высокий уровень активности.

Руководитель обладает регламентированными правами и обязанностями по отношению к остальным членам группы, включая и возможность наложения на них официальных санкций. Руководитель не всегда является тем лицом, которое обладает наибольшим реальным авторитетом среди членов группы. Однако несмотря на это полномочия его в группе остаются теми же. Лидер, который играет центральную роль в выработке и принятии решений, организации деятельности и регулировании отношений в группе, может и не обладать статусом руководителя. Однако такой лидер – непременно личность, индивидуальность. Он занимает ведущее положение благодаря своим неординарным личностным качествам. В то же время неформальное лидерство нестабильно, его надо постоянно подтверждать. Неформальный лидер имеет больше шансов, чем другие члены группы, быть избранным или назначенным на должность руководителя. Нередко в реальной жизни сочетаются в одном лице формальный и неформальный лидеры, хотя встречается немало и исключений из этого правила.

В западной науке среди имеющихся способов обоснования возникновения лидерства центральное место принадлежит различным его психологическим интерпретациям. Основополагающим при этом у всех авторов является тезис о том, что в основе общественной жизни лежит человеческая психика. Считается, что она первичная, определяющая по отношению к явлениям социальной жизни, а человек, по природе своей индивидуалист и собственник, одержим волей к власти.

Пожалуй, наибольшее влияние на современные западные психологические концепции лидерства оказали идеи основоположника психоанализа, австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда. Как известно, Фрейд сформулировал тезис о вечном и неразрешимом противоречии между половым влечением, с одной стороны, и цивилизацией – с другой. Центральным понятием при анализе данного противоречия выступает у него термин сублимация (от лат. sublimare – возносить), которым он обозначил психический процесс преобразования, переключения энергии аффективных влечений, прежде всего сексуальных, на цели социальной деятельности и культурного творчества [82. С. 220]. Разновидностями сублимации, например, могут быть художественное и философское творчество, научная, политическая и спортивная деятельность. Но и при этом оказывается, что заряд психологической энергии не снимается полностью и находит обходные пути для своей реализации, оборачиваясь, чаще всего, неврозами. Поэтому, считал Фрейд, зачастую невротиками являются великие люди. Среди влечений таких людей преобладает, по его мнению, стремление в той или иной форме господствовать над людьми.

Последователи Фрейда делят общество на психически нормальных людей, не способных к творчеству, и на лидеров, являющихся, по их мнению, невротиками. Они объясняют, что ориентированными на лидерство людьми движет чувство вины и они ищут облегчения посредством таких механизмов, как обличение других. В детстве многие лидеры пережили крушение определенных надежд и компенсируют комплекс неполноценности тем, что ведут ожесточенную борьбу за власть, за самоутверждение путем использования властного влияния. Сторонники данных концепций лидерства свои положения подкрепляют тем, что ряд политических деятелей, по свидетельствам историков и биографов, были невротиками (Наполеон, Линкольн, Робеспьер, Рузвельт, Пуанкаре, Гитлер, Сталин).

Уже 50 лет как основательно взялись за изучение лидерства, но сколь-нибудь серьезно продвинуться так и не смогли. Пока что даже единого универсального определения не найдено. Зато количество экспериментов по лидерству зашкаливает, а лидерству успешно обучают. Получается, легче обучиться лидерству, чем понять его.

Давайте разберемся, как анализируют лидерство.

Лидерство привлекает ученых, поэтому это один их самых изученных конструктов в социальной психологии. И несмотря на это до сих пор нет единого понимания и объяснения лидерству. Популярность вопроса приводит только к тому, что продолжают множится мини-теории и проводиться эксперименты.

Каждый исследователь дает свое толкование и свой взгляд, а попытки обобщить полученные данные приводят только к анализу тенденций в исследовании этого вопроса.

Направления и результаты исследований наталкивают на собственные размышления и позволяют сделать некоторые выводы. Давайте вместе поразмышляем о лидерстве под разными углами, которые задали для нас исследователи в области лидерства?

Как исследуют лидерство

Б. Кармел объявил, что рассмотрение лидерства с точки зрения ориентации на людей или на задачу – основной тормоз прогресса в этом направлении.

Что же начали предлагать ученые? Разделить для начала понятия лидерство и руководство , лидерство и власть , после чего рассмотреть лидерство через более глобальные теории – теории атрибуции, систем, транзактного подхода, психоаналитической ориентации.

Лидерство и руководство

Есть ли разница между этими понятиями? Некоторые считают их синонимами. Есть мнение, что лидером невозможно стать, не став эффективным руководителем. Есть и другое мнение. Руководство может быть вполне эффективным, если использовать наборы готовых правил и действий, а лидерство – это другое.

Есть исследователи, которые считают лидерство одной из ролей руководителя , связанной с влиянием, которое в свою очередь отвечает за способность мотивировать, воодушевлять, вовлекать – все то, что требуется от руководителя, причем не формального, а настоящего. Именно таких руководителей называют лидерами – которые умеют вести за собой, вовлекать.

Скорее всего, мнения относительно связи лидерства и руководства зависят от требований к руководителям в той или иной структуре. В одних случаях на руководящей должности достаточно ответственного администратора, в других подойдет только харизматичный фанатик, способный воодушевить.

Сделаем выводы. Руководителя часто считают и лидером, однако не каждого руководителя можно назвать лидером, а не каждый лидер находится на руководящей должности. Напрашивается простейший вывод: лидерство и руководство – это роли, которые могут как совпадать, так применяться по отдельности. Ясно также, что лидеров не назначают, и что лидер – это тот, кто вдохновляет, то есть воздействует на других людей эмоционально.

Имидж лидера

Лидер с точки зрения окружающих, это прежде всего оценка. Наступает момент, когда команда начинает идти за своим лидером, признав его таким, оценив как лидера.

Исследователей очень интересует этот вопрос. Из сделанных выводов есть один, заслуживающий внимания. Лидер, наблюдая за окружающим миром, воспринимает происходящее активно , тогда как другие могут оставаться пассивными наблюдателями.

Лидер отслеживает, интерпретирует происходящее, готов вносить изменения в свою жизнь и жизнь окружающих в связи с происходящими переменами. Такая активная позиция уже выделяет лидера среди остальных. Другие, не находя времени и других ресурсов на отслеживание ситуации, тянутся к лидеру, особенно в непонятные и сложные моменты – как минимум, потому что он в курсе происходящего.

Исследователи занимались вопросами оценки лидером окружающих событий. Лидер интерпретирует события – ему верят и за ним идут. Но как относятся последователи к лидеру после того как узнают, что лидер ошибался? Лидер более информирован, лидер имеет план действий, тогда как большинство ленивы и мечтают, чтобы их чем-то заняли. Массы благодарны лидеру за то, что их активность облекли в какой-то смысл, и этого уже достаточно, чтобы благодарность была искренней и безусловной. Соответствует ли действительности прогноз лидера – в этой формуле не имеет значения.

Имея свойство интерпретировать все происходящее, лидер интерпретирует и формирует ответную реакцию и на действия своих последователей. Лидер реагирует, используя схему: поведение последователя – интерпретация (причинное приписывание) – поведение лидера. Исследователи занимались изучением этих вопросов с двух позиций:

  • С позиции поведенческих реакций лидера на выполнение заданий последователями.
  • С позиции реакции лидера в зависимости от ситуации, в которой происходило взаимодействие лидера и последователя.

Удалось выяснить, что лидеры отличаются от своих последователей объяснением причин плохого выполнения задачи:

  • Лидеры объясняют причины внутренними факторами.
  • Последователи объясняют неудачи внешними обстоятельствами.

Вот почему лидер влияет на людей, меняет их, помогает расти – он руководствуется убеждением, что все неудачи зависят от нас, а значит, мы можем на это влиять.

Лидер влияет на последователей, не останавливаясь на оценке, хотя и оценка сама по себе способна влиять на дальнейшее поведение человека.

Лидеры берут на себя оценку, поощрения, наказания, контроль своих последователей, зато лидеры становятся символами. Они могут получать награды за успех всей команды, они же получают и наказание за провал команды. Невозможно уволить всю спортивную команду, зато вполне можно уволить и заменить тренера. А это ответственность, которую лидеры сознательно берут на себя.

Лидерство как процесс

Все, что описано выше, – рассмотрение лидера позиционно, статически. Но за лидерством наблюдают и как за процессом. Е. Холландер еще в 1969-1971 гг. провел ряд исследований, в которых рассматривал лидерство как процесс обмена, в котором лидеры и последователи пребывают во взаимной зависимости и влияют друг на друга.

Исследователи пришли к выводу, что лидер не относится ко всей группе как к монолитной единице – отношения лидера с последователями проявляются в диадах, в общении один на один, в которых лидер находится внутри диад, являясь одним из участников. Так было выявлено, что к некоторым последователям лидер относится как к обычным членам группы, а к некоторым – как к неформальным помощникам.

Разные последователи получают от лидера разное взаимодействие. Одни получают индивидуализированную помощь и лидерский стиль, другие – воспринимаются как менее способные и получают начальственный стиль.

Лидерство как пограничная роль

М. Мэмфорд сформировал теорию организационного лидерства, основанную на теории систем. Лидеры в этой теории – индивиды, которые получили роль контроля и координирования нескольких систем или подсистем , пограничную роль между системами или подсистемами.

С этой точки зрения эффективность лидерства заключается не в определенной форме поведения, а в результатах его пограничной роли. Показателем успеха будет повышение адаптации всей системы.

Единого подхода нет

Нет ни единого подхода к изучению лидерства, ни единого определения лидерства, ни единой системы измерений эффективности или степени лидерства. Феномен остается феноменом, продолжая играть свою важную роль в социальной жизни, в бизнесе, в развитии различных систем.

Для большинства из нас, лидерство – это влияние, источник мотивации и подражания, ориентир и источник оценки наших усилий.

Многие воспринимают лидерство как ответственность – за коллектив, свою команду, результаты общей работы и за самого себя и последствия своего выбора.

На мой взгляд, именно ответственность отличает лидера от остальных. Ответственность за свои действия, за влияние на других людей, за взятые обязательства и последствия.

Под лидерством принято подразумевать способность личности влиять как на отдельного человека, так и на группу лиц, при этом направлять усилиях всех на осуществление определенной цели.

Лидерство является естественным социально-психологическим процессом в группе людей, который строится на влиянии личного авторитета личности на поведение членов группы. Влияние в данном случае рассматривается как поведение человека, вносящее изменения в отношения, поведение и чувства других людей. Влияние осуществляется через идеи, слова устные или письменные, внушения, убеждения, эмоциональное заражение, принуждения, примеры или личный авторитет.

Группа людей, которой необходимо решить важную проблему, всегда определит лидера, который должен будет решить вопрос. Лидер определяет существование группы.

Лидер – личность, которая способна объединить людей для достижения определенной цели.

Важно отметить: лидером может стать только тот человек, который обладает приветствуемыми и ожидаемыми чертами для представителей определенной группы. Поэтому часто переход лидера в другую группу бывает малоэффективен.

Теории лидерства

Существует масса теорий лидерства. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Теория физических качеств, когда лидер должен обладать высоким ростом, весом и силой не нашла практического подтверждения. Как правило, лидеры бывают небольшого роста и не имеющие большой физической силы.
  2. Теория интеллигентности, предполагающая связь лидерских качеств с вербальными и оценочными качествами человека. Эта теория указывает на управленческий успех личности, которая обладает перечисленными качествами.
  3. Теория черт предполагает наличие у человека определенных свойств, черт, которые выдвигают его в лидеры.

Лидер должен быть уверен в себе, иметь острый и гибкий ум, быть компетентен в ряде вопросов, обладать сильной волей, умением понять особенности психологии человека, обладать организаторскими способностями. Но как показала практика, наличие этих психологических качеств не делает человека однозначно лидером. Есть случаи, когда лидер не обладает перечисленными свойствами, а иногда человек включает в себя все эти качества, но не является лидером.

  1. Харизматическая теория предполагает, что на лидера снизошли ряд качеств свыше. Это такие качества, как харизма, способность влиять на людей, прозрение, которое указывает, куда вести людей. Харизматический лидер представляет собой синтез концентрированных и самых ярких ценностей группы. Эти ценности харизматический лидер всегда ставит выше своих интересов. В харизматического лидера верят и почитают. Отношения в группе с таким видом лидера отличаются чрезмерной зависимостью от личности лидера: в отсутствии лидера группа не способна функционировать.
  2. Теория ситуативного лидерства заключается в том, что лидером становится человек, умеющий максимально эффективно решать проблемные вопросы, которые возникают в группе. При разных проблемах к лидеру предъявляются различные требования.
  3. Теория системного лидерства подразумевает лидерство как процесс регулирования межличностных отношений в группе. Лидер же воспринимается как субъект управления данным процессом. В этой теории лидерство предстает в виде функции группы, следовательно, вопрос ее изучения оценивается с точки зрения целей и задач определенной группы, хотя не стоит игнорировать и структуру личности лидера.
  4. Теория авторитарной личности. Эту теорию вывел Т. Адорно, который утверждал, что люди, которые стремятся к лидерству и власти, обладают авторитарным типом личности. Эти люди имеют дуалистическую личность. С одной стороны, в ней собран ряд садистских наклонностей, а с другой — мазохистские наклонности.
  5. Теория игровой мотивации предполагает восприятие процесс руководства как захватывающую и увлекательную игру. Основной мотив лидера – содержание управленческой деятельности.
  6. Теория инструментальной мотивации определяет власть для определенного типа лидеров, как инструмент, механизм получения различных благ. Власть становится средством достижения определенных целей. Это могут материальные, духовно-нравственные цели.
  7. Теория последователей заключается в том, что лидер создает последователей.
  8. Психоаналитическая теория видит основой лидерства подавленное либидо (психическую энергию, бессознательное влечение сексуального характера, сублимирующееся в творческие и лидерские способности).

Существует ряд закономерностей, связанных с вопросами лидерства. Э. Хартли обозначил следующее:

  • если человек хоть один раз становился лидером, шанс стать им в следующий раз увеличивается;
  • если человек получил авторитет, проявил себя как лидер, то это может повлиять на его дальнейшее назначение на руководящую должность, что, в свою очередь, ведет к закреплению лидерства;
  • восприятие лидера в группе людей имеет стереотипный характер, поэтому если человек стал лидером при одной ситуации, то группа сделает тебя лидером и при других обстоятельствах;
  • у человека, стремящегося стать лидером, больше шансов стать таковым, чем у других.

Известный ученый З. Фрейд воспринимал лидерство двуединым психологическим процессом. По его мнению, это и групповой и индивидуальный процесс. Основа заключается в способности лидера притягивать к себе людей, вызывать бессознательные чувства восхищения, любви и обожания. Лидером становятся при постоянном поклонении людей одной и той же личности.

Типы лидерства

Существует десять типов лидерства, которые выделяют психоаналитики:

Два последних типа рассматриваются как антилидеры, которые предстают как объект агрессивных тенденций, развивающие групповые эмоции. В большинстве случаев группа борется с антилидером, но как только он исчезает, группа приходит в состояние распада, так как больше нет обще группового стимула.

Виды лидерства психология еще классифицирует по преобладающим функциям. И тут выделяются следующие виды:

  1. Лидер-организатор – это вид лидера, который считает желания группы своими собственными. Такой тип лидера склонен к активным действиям, он уверен в себе и оптимистичен. За лидером-организатором следуют, зная, что он не будет предлагать не действенные варианты. Он может убедить, поощрить. В случаях, когда лидер недоволен каким-либо членом группы, негодование свое он высказывает, не задевая чужого достоинства. А это, в свою очередь, мотивирует людей на лучшую работу.
  2. Лидер-творец – это вид лидера, который видит новое, берется за решение сложных проблем. Данный тип лидера не склонен командовать, принятие решений происходит при помощи обсуждения. Лидер-творец ставит задачи таким образом, чтобы они заинтересовали и привлекли исполнителей.
  3. Лидер-борец – это такой вид лидера, который уверен в своих силах. Он первым пойдет навстречу опасности и неизвестности, в любой момент готов вступить в борьбу. Лидеры-борцы отстаивают то, во что верят, не склонны к уступкам. Но минус такого типа лидера заключается в нехватке времени на обдумывание своих действий.
  4. Лидер-дипломат – это вид лидера, который опирается на отличное знание ситуации и ее невидимых деталей. Он всегда в курсе всех сплетен, поэтому хорошо осведомлен в том, как и на кого можно повлиять.
  5. Лидер-утешитель – это вид лидера, который может поддержать в сложные жизненные ситуации. Он склонен к уважению людей, доброжелательному отношению.

Типы лидерства психология также классифицирует и по влиянию на членов группы. И тут выделяют следующие типы лидеров:

  1. Беспрекословный лидер – это такой лидер, указания которого исполняются даже в тех случаях, когда они не отвечают интересам группы.
  2. Небеспрекословный лидер – это такой тип лидера, подчинение которому возможно до момента, когда возникают противоречия между собственными интересами лидера и желаниями членов группы.
  • конструктивным, то есть помогает достижению целей организации;
  • деструктивным, создается на основе стремлений, которые наносят ущерб организации;
  • нейтральным, никак не влияет на эффективность деятельности.

Специфика лидерства в зависимости от психосоциотипа личности

Теория лидерства психосоциотипов предполагает связь между врожденным психосоциотипом и типом лидерства. Зависимость от психосоциотипа личности определяет тип лидерства, присущей тому или иному человеку.

Рассмотрим на рисунке специфику лидерства в зависимости от психосоциотипа личности:

Читайте также: