Что означает выражение конец вестфальской системы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вестфальский мир как основа Вестфальской системы международных отношений

По окончанию войны между главными государствами-участниками было подписано в общей сложности два мирных договора - в Мюнестере и Оснарбрюке. В общей сложности процесс подписания договора занял 4 года со дня открытия конгрессы. Главными бенефициарами по его итогам стали Швеция и Франция.

  • национальный суверенитет;
  • главенство национальных интересов;
  • отделение внешней политики от политики внутренней;
  • равноправность суверенных государств;
  • деидеологизация международных отношений;
  • начало выстраивания баланса сил в Европе.

Некоторые из них действуют до сих пор.

Сущность и принципы Вестфальской системы международных отношений

Итак, под Вестфальской системы международных отношений сегодня принято понимать систему международных отношений, созданную в Европе на основе Вестфальского мира. К этому времени в Европе в основном уже были сформированы национальные государства. Человечество вступило на путь промышленного развития, сопряженного с формированием государства, характеризуемого жесткостью централизованной династической власти.

Вестфальская система международных отношений заложила ключевые принципы современной мировой политики. Ей была присуща идея баланса сил, а в основу ее функционирования, в свою очередь, были положены следующие принципы:

  • геополитическое неравенство (наличие четкой иерархии – от могущественных к слабым);
  • система политического равновесия;
  • суверенитет национальных государств;
  • четкая организация стабильных границ между европейскими государствами;
  • невмешательство стран во внутренние дела друг друга.

Готовые работы на аналогичную тему

Согласно Вестфальской системе международных отношений основной формой политической организации общества должно выступать национальное государство. При этом каждое из них должно обладать суверенитетом. Принцип государственного суверенитета проявляется в равенстве прав государства, его обязательствах выполнять подписанные им договоры, а также в праве требовать невмешательства в свои дела. Обязанностью каждого государства выступает сглаживание экономических конфликтов между подданными. К числу прочих принципов могут быть отнесены принцип баланса сил и приоритет национального интереса.

Говоря о Вестфальской системе международных отношений следует отметить ее неглобальный характер. Изначально правила, ею устанавливаемые, действовали лишь на территории Европы. Позже к ним присоединилась Северная Америка, Восточная Европа и Средиземноморье. Благодаря становлению Вестфальской системы международных отношений было положено начало глобализации и интеграции культуры. В то же время она ознаменовала конец изолированности отдельных государств. Помимо прочего, ее установление оказало благоприятное влияние на бурное развитие капиталистических отношений на территории Европы.

Развитие Вестфальской системы международных отношений

Историческое развитие Вестфальской системы международных отношений происходило в несколько этапов. Их хронологические границы совпадают с окончанием крупных войн или военно-политических конфликтов, а их содержательная часть определяется в основном дипломатическим (переговорным) процессом, на фоне которого происходило постепенное созревание условий для сползания стран к масштабным военным конфликтам. В общем виде эти этапы представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 1. Этапы развития Вестфальской системы международных отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Второй этап принято называть Венским концертом наций. Он подвел черту под эпохой наполеоновских войн в Европе и открыл новую содержательную эпоху международных отношений в Европе. Его итогом стала трагедия Первой мировой войны.

Третий этап иначе называют Версальско-Вашингтонской стадией. Она была представлена межвоенным и военным периодом в Европе – от начала Первой до завершения Второй мировой войны.

Четвертая стадия характеризуется периодом холодной войны. Иначе ее называют Ялтинско-Потсдамкой. Ее завершение было ознаменовано падением Берлинской стены и окончанием холодной войны в Европе.

Пятый этап развития Вестфальской системы международных отношений продолжается и по сей день.


Означает ли это, что Вестфальский мир не заслуживает внимания? Отнюдь. Вестфальские мирные договоры ознаменовали конец Тридцатилетней войны — одной из крупнейших в истории Европы. Пусть они не имели универсального значения, но стали важной вехой в истории дипломатии. Вестфальский конгресс — первый в череде международных конгрессов великих держав, которые, эволюционируя и трансформируясь, в конце концов превратились в важный элемент современного международного управления — Совет Безопасности ООН.

Сложно найти в истории международных отношений более значимое событие, чем Вестфальский мир (или Вестфаль, как панибратски зовут его международники). Именно подписанные во время Вестфальского конгресса договоры — Мюнстерский и Оснабрюкский — заложили основы нынешней системы международных отношений. В них впервые были упомянуты те ключевые элементы, на которых она держится — абсолютный суверенитет государства на своей территории, формальное равенство государств, невмешательство во внутренние дела друг друга. Вестфаль ознаменовал собой переход из религиозной эпохи в секулярную, и войны отныне велись исходя из трезвых соображений национального интереса, а не во имя торжества одной религии над другой. В основу нового миропорядка был положен принцип баланса сил.


К сожалению, среди многих полезных предметов, которые изучают будущие международники, нет латыни. Иначе, возможно, пытливые студенты не поленились бы заглянуть в текст Мюнстерского и Оснабрюкского договоров, а также в опубликованную переписку всех участников Вестфальского конгресса. Они бы с изумлением обнаружили, что ничего из того, о чем им рассказывают на лекциях, в тексте этих документов нет. Ни государственного суверенитета, ни религиозного нейтралитета, ни равенства государств, ни баланса сил — ровным счетом ничего. Вместо этого статья за статьей в исторических документах уныло описывается порядок реституций и подтверждаются древние привилегии графов, епископов и городов Священной Римской империи. Более того, студенты обнаружили бы там отсутствие какой-либо универсальности: Вестфальские договоры — это соглашения, заключенные, с одной стороны, между императором и его подданными, с другой — между императором и Францией и Швецией; статьи, посвященные обеим темам, идут в договорах вперемешку. Все, что касается религиозного нейтралитета и прав имперских единиц (Reichsstände), относится к первому типу и не имеет ничего общего со вторым. Статьи первого типа подтверждают древние привилегии городов и феодалов; статьи второго — практически дословно повторяют по формулировкам договоры прежних лет. В тексте Вестфальских договоров нет ничего нового — в них фиксируется откат внутриимперских отношений к состоянию периода до Тридцатилетней войны, а Империя уступает ряд территорий Франции и Швеции, и только.

Особую боль, конечно, может причинить вопрос суверенитета. Так как такого слова в латыни нет, нет его и в тексте договоров. Самый близкий к нему термин — supremum dominium, (полное господство); именно полное господство, согласно договорам, Франция приобретала над Мецем, Тулем, Верденом, Пинеролом и Брайзах-ам-Райном, а также над некоторыми землями в Эльзасе. Проблема в том, что этот же термин использовался в договорах еще несколько столетий назад — например, в 1258 г., когда Людовик IX уступил Хайме Арагонскому феодальные права на графство Барселона; или в Камбрейском мирном договоре 1529 г., когда Франция отказалась от всех завоеваний в Италии. Более того, невзирая на заявленный supremum dominum, Франция обязалась не вводить новые законы в Брайзахе и на территории Эльзаса, ограничивающие дарованные Габсбургами привилегии — хорош суверенитет.

Но, может быть, эти принципы, хотя и не были закреплены в тексте, начали реализовываться после Вестфаля де-факто? Так бывает — договор, в котором формально не закреплены какие-либо положения, тем не менее, оказывается стартовой точкой для серьезных изменений. Не в этом случае.

Суверенитет?

Согласно Вестфальским договорам, была создана сложная система влияния Франции и Швеции на внутреннюю политику Империи. Швеция, в частности, получила Померанию на правах фьефа, тем самым частично ее территория оказалась в Империи, и такая ситуация сохранялась до 1806 г. — то есть до самого конца Империи. Франция обошлась без фьефов, но ее эльзасские приобретения продолжали и после включения в состав Франции в течение десятилетий платить Империи налоги, подчиняться имперским законам и посылать представителей в рейхстаг. В самой Империи суверенитет князей был жестко ограничен — им было запрещено вынуждать подданных менять веру, их власть была ограничена рейхстагом, который мог лишить князя владений в случае неподобающего поведения (в том числе за сношения с враждебным государством). Это не было чистой формальностью — за последующие годы своих владений лишились, по решению рейхстага, полсотни имперских князей.

Формальное равенство государств?

Переговорный процесс на полгода завяз из-за того, что делегаты не могли решить, в каком порядке они должны входить в зал. После Вестфальских договоров на протяжении минимум полутора столетий сохранялась сложная иерархия европейских государств, в которой первое место по-прежнему занимал император, второе — христианнейший король Франции, замыкали список республики. Понятно, что к реальной мощи государств этот формальный список не имел никакого отношения еще со Средневековья.

Невмешательство в чужие дела?


Конец религиозных войн?

В год подписания Вестфальских договоров вспыхнуло восстание Богдана Хмельницкого, имевшее, среди всего прочего, явно религиозную подоплеку — православные против католической шляхты. Спустя восемь лет произошла краткая Первая Вильмергенская война в Швейцарии между протестантскими и католическими кантонами. Но настоящие проблемы на религиозной почве начались в последней четверти XVII в. — в 1685 г. был отменен Нантский эдикт, на следующий год восстали вальденсы в герцогстве Савойском, в 1702 г. произошло восстание камизаров-протестантов во Франции, в 1712 г. — Тоттенбургская война в Швейцарии. Все протестантские писания тех лет наполнены ощущением грядущей новой войны с католиками, прежде всего французами, а затем и австрийцами, желающими истребить протестантскую веру. Масса войн воспринималась в этой парадигме как войны между конфессиями — Война Аугсбургской лиги 1688–1697 гг., Война за испанское наследство 1702-1713 гг., и даже Семилетняя война.

Баланс сил?

Вестфальские договоры ознаменовали очередной этап в начавшемся возвышении Франции, которая претендовала на роль нового европейского гегемона вместо дряхлеющей империи Габсбургов. В итоге нового претендента на роль европейского гегемона удалось сокрушить только в 1713 г. совместными усилиями, после чего был подписан Утрехтский мир, который, наконец, зафиксировал реальный баланс сил. Но произошло это спустя 65 лет после Вестфальских договоров, когда никого из тех, кто ставил под ними свою подпись, давно уже не было в живых.

Означает ли это, что Вестфальский мир не заслуживает внимания? Отнюдь. Вестфальские мирные договоры ознаменовали конец Тридцатилетней войны — одной из крупнейших в истории Европы. Пусть они не имели универсального значения (в стороне от войны остались Россия и Речь Посполитая, Англия и Турция, многочисленные итальянские государства и города), но стали важной вехой в истории дипломатии. Вестфальский конгресс — первый в череде международных конгрессов великих держав, которые, эволюционируя и трансформируясь, в конце концов превратились в важный элемент современного международного управления — Совет Безопасности ООН.

И это выглядит тем более нелепо, что отечественная школа МО традиционно сильна именно в системно-историческом анализе. Не пора ли вернуться к корням, создав системную историю международных отношений для былых веков наподобие той, что существует для второй половины XX в., и уже на этой базе выстраивать новые теории?


Читайте также: