Что такое викторина для детей в доу

Обновлено: 03.07.2024

Прежде чем создавать для детей викторины, необходио разобраться в их квалификации, особенностях проведения. Данная статья раскрывает эту тему.

ВложениеРазмер
2020_igry-_viktoriny_dlya_doshkolnikov.docx 22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Борнякова Мария Владимировна

ГБДОУ детский сад №1

Выборгского района Санкт- Петербурга

Игра способствует развитию активности и инициативы. Овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников как основных социально-нормативных возрастных характеристик детей на этапе завершения дошкольного образования.

Назначение игры для дошкольника — возможность раскрыть свой потенциал, а для взрослого — помощь в направлении вектора развития малыша. Это определяет функционал игровой деятельности, подразделённый на несколько видов:

  • развлекательная функция (стимулирует интерес ребёнка, дарит ему удовольствие от процесса и результата игры);
  • социокультурная (помогает постигать нормы и правила поведения в обществе);
  • диагностическая (позволяет взрослому определить отклонения в развитии и поведении ребёнка, например, замкнутость малыша);
  • коррекционная (ставит целью внесение положительных изменений в личность ребёнка);
  • терапевтическая (помогает в развлекательной форме преодолевать те или иные трудности, с которыми малыш сталкивается в различных видах деятельности, например, с помощью театрализованных постановок терапевтических сказок дети преодолевают страхи, становятся более общительными);
  • коммуникативная (формирует способность ребёнка получать и передавать информацию в процессе общения, совместной деятельности со сверстниками, развивает речь);
  • познавательно-воспитательная (помогает закрепить блоки информации, получаемые малышом в процессе разных видов деятельности, формирует любознательность);
  • функция самореализации (игра позволяет ребёнку определить спектр своих интересов, так как малыш не будет играть, если ему скучно, малоинтересно).

Из многообразия игр я выделю дидактические или обучающие игры. Они направлены на объяснение, отработку или закрепление учебного материала. К этим играм относится викторина. Как одна из форм досуговой деятельности, она дает возможность для проявления познавательной активности во всех областях знаний.

Виктори́на – это форма организации работы с детьми, основанная на взаимодействии педагога и воспитанников, в процессе которой дети развлекаются, соревнуясь в правильном выполнении предложных разработчиками поисковых заданий различного содержания, соблюдая определенные правила и представляя ответы в заданной форме. По итогам викторины с учетом предложенных критериев определяется победитель.

По содержанию викторины могут быть тематическими (все задания по одной теме) и смешанными (задания имеют разную тематику); по тематике заданий (областям знаний): музыкальная, литературная и др. Если рассматривать деятельность по количеству участвующих в ней детей, то она будет индивидуальная или командная; по составу участников (детская, семейная, внутригрупповая, межгрупповая, разновозрастная).

Как любой организованный процесс, викторина имеет несколько этапов:

Как проводятся викторины для детей?

Обычно различные тематические викторины проводится с большой группой детей. Перед взрослым ведущим стоит сложная задача – придумать вопросы, соответствующие возрасту и уровню психического и интеллектуального развития личности на данном этапе. Составить занимательную викторину можно обо всём, что должно быть известно детям в данный период их развития. Какие задания можно включать в викторину? Решение кроссвордов, отгадывание загадок, тест, двигательные упражнения, музицирование…

При этом существует несколько правил подготовки интеллектуальных заданий. Необходимо, чтобы вопросы:

  • четко формулировались;
  • объединялись общей тематикой;
  • имели определенную цель;
  • были понятными детям.

Если ребенок затрудняется ответить на какой-либо вопрос, взрослый может дать ему наводящую подсказку.

Итак, викторина- это игра! А любая игра- это развлечение. Использование подобных развлечений в образовательном процессе помогают в игровой развлекательной форме упорядочить знания, пробудить интерес к познавательной деятельности и расширить кругозор.

Во время работы над выступлением я использовала и адаптировала материалы, выложенные в свободном доступе в интернете.

Викторина – это игра в ответы на определенную тему, но чтобы она была для детей именно игрой, а не превращалась в обыкновенную беседу, она должна соответствовать особенностям игры, то есть содержать в себе все элементы игры – игровую задачу, игровые действия, игровые правила, а также содержать в себе элементы занимательности, быть интересной детям, проходить в хорошем темпе. Интерес детей к выполнению заданий и переживание интеллектуальных эмоций обеспечиваются неожиданными игровыми ситуациями и приёмами. Также необходимость принимать решение в короткий срок, общение со сверстниками, соревновательность, удовлетворение от правильного ответа и демонстрация своих способностей приносит детям много радости и эмоций.

Викторина, как одна из форм интеллектуальной деятельности, оказывает на ребенка определенное просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего, определим, в чем же заключается педагогический эффект от викторины.

Во-первых, викторина моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.

Во-вторых, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.

В-третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Общность, которая возникает во время проведения викторины, тяготеет к сохранению даже после её окончания. Возникшие в процессе викторины совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению.

В-пятых, викторина полностью отвечает принципу единства познания и рекреации. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой викторины, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.

В-шестых, интеллектуальные викторины ориентированы на развитие нестандартного самостоятельного мышления, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции. Участие в интеллектуальных играх требуют от детей развития своего хронотопа (совокупности личностных представлений о пространстве и времени, поскольку одним из их условий является ограничение времени, что предполагает необходимость его структурирования.

В-седьмых, в викторине можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения. Человеку приятно делать то, что вызывает в нем ощущение уверенности и мастерства.

Классифицировать викторины по видам очень сложно. Признаки одной викторины оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы.

Независимо от вида викторины, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований.

Требование второе. Викторина должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс викторины, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей. Такая ситуация, например, возникает тогда, когда при командной викторине участники получают индивидуальные задания или когда проводится конкурс, который требует от участников определенных способностей - спеть, сыграть, нарисовать и т. д. Тот, кто такими способностями не обладает, выполнять задание не станет.

Третье требование. Викторина должна быть интересна для всех. Это требование тесно связано со следующим.

Требование пятое. Задания, содержащиеся в викторине, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равенства требует не только задание, а и способ привлечения к его выполнению. Такими способами могут быть розыгрыш порядка участия по жребию, выбор конверта с заданием по принципу вытягивания билета на экзамене и др.

Обязательный элемент соревновательных викторин - судья или жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать проведение викторины и определять победителя.

Еще одним элементом викторин являются награды победителям. Какой бы она ни была, получение ее приятно. Приз венчает победителя. Но и здесь есть несколько психологических моментов, которые следует учитывать:

• Во-первых, приз должен соответствовать уровню и сложности викторины.

• Во-вторых, не следует вручать призы всем только за их участие. Вариант вручения призов всем участникам игры возможен, но при этом основной приз должен оставаться основным, а остальные носить характер утешительных и отличаться от главного.

• В-третьих, приз не обязательно должен быть материальным. Он может быть чисто символическим в виде венка, торжественно возлагаемого на голову победителя, шуточной медали с соответствующей надписью и т. п.

По численности состава, викторины могут быть командными, парными и индивидуальными.

Воспитанники моей группы часто являются участниками викторин, проводимых как мною самой в группе, так и проводимых на уровне МБДОУ и города.

Подробнее расскажу о том, как лично я занимаюсь подготовкой и проведением викторин.

Каждый раз, подготавливая материал, я понимала, что викторина требует наличия у детей определенных знаний, представлений, обобщений. Поэтому я готовила детей в разных видах деятельности: НОД, в сравнительных беседах, итоговых обобщающих беседах по определенной теме, в комплексных занятиях, наблюдениях на прогулке. Ведь чем лучше подготовлены дети, тем увереннее и полнее их ответы, тем самым активней становится их участие и интересней проходит развлечение. Учитывая особенности детей дошкольного возраста, я широко использовала в викторинах наглядный материал : картины, плакаты и модели, на основе которых дети должны были дать правильный ответ, сделать умозаключение, вывод. Чтобы вызвать у детей интерес к викторине, желание играть, я тщательно продумывала различные приемы: использование загадок, считалки, сюрпризные моменты, вопросы. Причем вопросы должны были полностью отвечать теме викторины и базироваться на тех знаниях и представлениях, которые получили дети в процессе работы над темой или по сезону.

А на практическом опыте, думаю, что очень хорошо проводить и показывать для детей игровые и интеллектуальные викторины. Лучше всего использовать викторину как итог работы над темой, в тематических праздниках и развлечениях.

В заключение вышесказанного хочу отметить, что роль викторины, как развлечения, заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка, его интеллектуального развития, так как пробуждает любознательность и радость от правильных решений. На чувства детей оказывает влияние красочное оформление помещения, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей, мини-соревнования. При использовании такой формы работы уместно применение компьютерных презентаций с элементами мультимедиа: двигающиеся картинки, звуковые эффекты, необычные вставки, озвученный персонаж, открывающиеся и закрывающиеся окошки, и многое другое. Поэтому я активно в своей работе использую такой вид работы.

Возрастные особенности детей 6–7 лет В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые.

Особенности адаптации детей 1,5–3 лет к ДОУ Особенности адаптации детей 1,5 – 3 лет к ДОУ Ваш малыш подрос. Он узнает родителей, улыбается, сидит, берет игрушки, лепечет, начинает.

Особенности адаптации ребенка с ОВЗ Особенности адаптации ребенка с ОВЗ Специалисты и родители нередко отмечают трудности в адаптационном периоде ребенка к занятиям и детскому.

Особенности детского экспериментирования Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской.

Особенности общения с застенчивыми детьми Особенности общения с застенчивыми детьмиЗастенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений.

Особенности речевого развития детей с РДА Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального.

Психологические особенности детей 6 лет Для дошкольного старшего возраста (6-7 лет) характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На.

Возрастные особенности детей 3–4 лет Возрастные особенности детей 3-4 лет. МОТОРИКА Ребенок хорошо бросает через голову мяч, и хватает его в процессе игры, когда мяч катится.

Эмоциональные особенности дошкольников Эмоциональные особенности дошкольников. К дошкольному возрасту у ребенка уже сравнительно богатый эмоциональный опыт. Он быстро и ярко реагирует,.


Хотим узнать про всё на свете
Мы любознательные дети!

Жюри:
1. Вы очень ловкие – мы это знаем.
Везенья, успехов в игре вам желаем.

Правила: капитаны составляют картинку из геометрических фигур каждый на своём фланелеграфе, после выполнения задания нужно назвать свою картинку и из каких фигур она состоит.

Воспитатель: У вас на столах, зашифрованные картинки. Чтобы их увидеть, нужно соединить цифры по порядку.








Правила: команды получают слоговые таблицы.
Чья команда больше составит слов из предложенных слогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение популярных сказок позволяет хорошо ответить на вопросы и провести работу над анализом произведений. Побывать в гостях сказки, как русской, так и зарубежной, не сложно вместе с нашей викториной на вашем занятии.

Кто от бабушки ушёл? (Колобок)

Какого мальчики похитила Снежная Королева? (Кая)

Как звали куклу из дерева с длинным носом? (Буратино)

Какое имя было у почтальона из Простоквашино? (Печкин)

Мальчик-луковка – это … (Чиполлино)

Какой сеньор был в сказке про Чиполлино? (Помидор)

Злой персонаж из сказки про Буратино звали Карабас… (Барабас)

Герой, который жил в болоте и с ним никто не хотел водиться. Кто он? (Водяной)

Как звали девочку, которая поселилась у 3 медведей? (Машенька)

Он должен был прилететь на голубом вертолёте и подарить всем 500 эскимо. Кто? (Волшебник)

Кто говорил, что он тучка, а не медведь? (Винни-пух)

Кому вместо хвоста повесили бантик в сказке? (Ослику Иа)

Друг дяди Фёдора, который учил есть бутерброды колбасой вниз – это … (Матроскин)

Кем стала лягушка, в которую попала стрела царевича? (Царевной)

Кто кидал невод в воду 33 раза, чтобы поймать золотую рыбку? (Старик)

Любимое время года для детей одно – лето. Но знать сегодня нужно и весеннюю, осеннюю и зимнюю поры тоже. Знатоки легко найдут итоговый ответ, если правильно посчитают месяца в году. Правило одно – внимательно слушайте и отвечайте.

С какого месяца начинается зима? (Январь)

С какого месяца начинается весна? (Март)

С какого месяца начинается лето? (Июнь)

С какого месяца начинается зима? (Декабрь)

Когда появляются первые подснежники? (Весной)

Когда отмечают Международный женский день? (8 марта)

Когда отмечают День защитника отечества? (23 февраля)

Когда больше всего идёт дождь? (Осенью)

Когда люди много купаются? (Летом)

Когда мы лепим снеговиков? (Зимой)

Когда отмечают Новый год? (Зимой)

Когда дети идут в школу? (Осенью, 1 сентябрь)

Последний месяц лета – это … (август)

Самая холодная пора года – это … (зима)

Когда цветут деревья? (Весной)

Интеллектуальная викторина ДОУ

Викторины в учебных заведениям позволяют формировать и закреплять знания в процессе проведения игры знания у будущих школьников.

Как называется учебное время в школе? (Урок)

Как называется время отдыха в школе? (Перемена)

Как называют не по годам умного ребёнка? (Вундеркинд)

Утренний приём пищи называется … (завтрак)

Что используют, когда нет света? (Свечу, фонарик)

Как называется подставка для рисования? (Мольберт)

Быстрый способ передвижения из разряда спорта – это … (бег)

Что вешают на окна, чтобы не проходил свет? (Шторы)

Рисунок человека вблизи – это … (портрет)

Куда ставят фотографию на столе? (В рамку)

Викторина с правилами дорожного движения (ПДД)

Куда надо посмотреть, прежде чем переходить дорогу? (Направо и налево)

Где можно переходить дорогу? (На пешеходном переходе)

Во сколько лет можно водить машину? (В 18 лет)

Можно ли перебегать дорогу? (Нет, надо идти спокойно)

На какой свет переходят дорогу? (На зелёный)

Как называется участок дороги, где ездят машины? (Проезжая часть)

Что есть у полицейского в руках, который регулирует движение? (Жезл)

Что делают машины, когда должны предупредить пешехода о резком движении? (Сигналить)

На какой свет нельзя переходить дорогу? (На красный)

Можно ли с проезжей части забирать мячик? (Нет)

Экологическая викторина для малышей

Это животное тяжелее слона. Кто оно? (Акула)

Какие птицы высиживают птенцов зимой? (Клёст)

Для чего моржам нужны бивни? (Чтобы добывать еду)

Птица с привычками кошки – это … (сова)

Самый солнечный цветок называется … (подсолнух)

Цветы – это … (растения)

Как называют людей, которые не кушают мясо? (Вегетарианцы)

Чем мы дышим? (Кислородом)

Какого цвета трава осенью? (Жёлтая)

От чего мы становимся мокрыми? (От воды)

Музыкальная викторина для детсадовцев

Для наглядности и точности в музыкальной викторине можно применять презентации с картинками и звуком.

Кто сидел в траве и весёленьким был? (Кузнечик)

Когда у человека будет веселей дорога? (Если друг встретил друг)

В какой песни на День рождения главного героя была непогода? (Песенка Гены)

На чём играл кот Матроскин? (На гитаре)

Куда приглашали Антошку? (Копать картошку)

Какого размера была страна в популярной песне? (Маленькая)

Продолжите: вместе весело шагать … (по просторам).

Продолжите: Антошка, Антошка, пойдём… (копать картошку).

Продолжите: солнечный круг, небо вокруг, это… (рисунок мальчишки).

Продолжите: дважды два четыре, дважды два четыре, это всем известно… (в целом мире).

Читайте также: