Физическая деятельность в школе

Обновлено: 06.07.2024

Уроки физкультуры в школе – важная часть учебного процесса 1-11 классов. Эти занятия несут в себе огромную пользу, но только при условии соблюдения техники безопасности и Федеральных государственных образовательных стандартов.

Рассмотрим цели этих уроков, как проходят занятия и какие требования должны соблюдать учителя согласно ФГОС*.

Цели уроков физкультуры в школе, какие задачи решает

Основными целями уроков физической культуры в школе является физическое развитие, воспитательная работа и оздоровление учащихся. По существующим стандартам занятия по физическому воспитанию проводятся три раза в неделю. При этом один из часов может быть заменен ритмикой, танцами или хореографией. Также возможно включать в занятия виды гимнастики для детей.

Уроки физкультуры в школе решают следующие задачи:

  • Общеобразовательные задачи. Общеобразовательные задачи включают в себя обучение физкультурным знаниям, а также двигательным навыкам и умениям. Ребята не только обучаются методике физического развития, но и учатся применять полученные знания в повседневной жизни. Здесь школьникам прививают любовь к спорту и объясняют важность физических нагрузок для поддержания здоровья;
  • Воспитательные цели. Ребят учат самостоятельности, а также прививают уважение к коллективу и обучают навыкам работы в команде. Регулярные занятия позволяют воспитать у школьников ответственность, смелость, целеустремленность, упорство, а также стремление к победе;
  • Оздоровительные задачи. Занятия физкультурой позволяют ребятам избежать многих проблем со здоровьем. В первую очередь уроки помогают в общем укреплении здоровья, формировании правильной осанки, исправлении и профилактики плоскостопия, повышении умственной работоспособности. Также занятия способствуют развитию таких качеств как координация движений, в ловкость, критическое мышление и т.д.

Как проходит урок физкультуры в школе

План каждого занятия должен составляться учителем в соответствии с графиком преподавания дисциплины. Для ребят начальных классов урок физкультуры начинается с организации. Малыши должны переодеться, вовремя выйти в спортивный зал или на спортивную площадку, построиться и выслушать учителя. Сам урок можно разделить на две части, теоретическую и практическую. Во время теоретической части учитель разъясняет особенности выполнения упражнений и определяет их цели. Также теоретическая часть позволяет ребятам ознакомиться с правилами спортивных игр.

Практическая часть заключается в непосредственном выполнении упражнений, проведении спортивных игр, а также на этом этапе производится оценка физической активности ребенка и правильности выполнения упражнений. Практическая часть должна начинаться с разминки. Именно разминка подготавливает тело ребенка к выполнению упражнений и является одной из составляющих техники безопасности.

Игры в школе на уроке физкультуры

Игры в школе на уроке физкультуры, это неотъемлемая часть учебного плана. Ученики старших классов чаще всего играют в такие игры как в баскетбол, футбол, волейбол и другие командные игры. Иной подход к играм в начальной школе. Здесь игры разрабатываются с учетом возраста учащихся.

Требования к урокам физкультуры в школе

Современные требования к урокам физкультуры в школе значительно отличаются от тех, чтобы были несколько лет назад. Сегодня физическая культура это полноценная дисциплина, ставящая перед собой ряд задач и решающая их.

Общие требования к урокам физкультуры в школе:

  1. Обучение должно быть доступным, последовательным, систематическим и тесно связанным с социальным обучением;
  2. На занятиях необходимо обеспечить сознательность, активность детей, а также усвоение ребятами учебного материала;
  3. Преподавателям рекомендуется сочетать наглядные, практические и словесные методы обучения;
  4. Обучение должно обеспечивать социальное воспитание и физическое развитие школьников, а также прочность усвоения изучаемого материала.

Исходя из этих требований, учитель физической культуры должен заранее планировать задачи образовательного, развивающего и воспитательного характера для каждого занятия. Более того план обучения должен быть последовательным и систематичным, а значит каждый урок должен планомерно вести ребят к поставленной цели.

Техника безопасности на уроках физкультуры в школе

Техника безопасности на уроках физкультуры в школе направлена на минимизацию травматизма учащихся, а также на повышение усвоения учебного материала.

В соответствии с установленными правилами техника безопасности включает в себя следующие пункты:

  • Допуск школьников к занятиям возможен только после знакомства с техникой безопасности;
  • Каждый ученик должен иметь справку о допуске к занятиям;
  • Ученики должны быть обеспечены спортивной формой и обувью;
  • Переодевание учащихся возможно только в специализировано оборудованных помещениях;
  • Ученик обязан слушать педагога и выполнять все упражнения на уроке;
  • Ученикам запрещается брать спортивный инвентарь без разрешения учителя;
  • В случае проблем со здоровьем школьник должен сразу сообщить о своем состоянии учителю;
  • Учитель должен находиться в спортивном зале или на спортивной площадке все время урока.

Это лишь основные пункты техники безопасности, применяемые к урокам физкультуры в школе. Смело можно сказать, что техника безопасности на уроках физкультуры, такая же как и при занятиях любыми видами спорта для детей. Это значит, что ученик должен беспрекословно выполнять задание учителя и вести себя корректно по отношению к другим ученикам.

Учитель в свою очередь обязан строго отслеживать технику выполнения упражнений и контролировать каждого учащегося. Сегодня родителям также рекомендуется оформить полис медицинского страхования школьников, что позволяет получить материальную компенсацию при травмах на занятиях физкультурой. Также вы можете оформить спортивную страховку для ребенка с покрытием 24/7, которая покроет любые травмы в школе, дома и на прогулке.

Организация уроков физкультуры в школах согласно ФГОС

Основная цель ФГОС* это развитие личности ребенка. Именно поэтому современные стандарты значительно изменили организацию уроков физкультуры в школах.

Сегодня урок физкультуры это в первую очередь формирование у учеников стремления и желания заниматься спортом всю оставшуюся жизнь, а также формирование навыков работы в команде и способности к саморазвитию и самоизменению.

Для достижения этих целей урок должен строиться таким образом, чтобы ученики понимали, зачем они это делают, какую пользу это принесет и почему физкультура важна для их развития. Также по современным стандартам важно анализирование урока, которое помогает учителям отследить успехи учеников и выбрать наиболее правильный вектор в дальнейшем обучении.

Анализирование урока по ФГОС

Анализирование урока по ФГОС* это, по сути, конспекты уроков, которые помогают провести полный анализ учебного занятия и служат рабочей картой учителю.

Анализирование по современным стандартам включает в себя следующие пункты:

  • Основные цели. В этом пункте отражаются образовательные, воспитательные и развивающие цели, а также достижения поставленных учителем задач;
  • Организация урока. В этом пункте необходимо отразить структуры, этапы, время, логику и методы урока;
  • Способы мотивации. В этом пункте отражаются методы мотивации, применяемые учителем для того чтобы ученик полностью достиг поставленных целей на уроке;
  • Соответствие требованиям ФГОС*. В этом пункте необходимо определить ориентированность урока на стандарты нового поколения;
  • Содержание урока. Этот пункт должен отражать подачу учебного материала с научной точки зрения, а также соответствие информации возрасту ученика. Помимо этого здесь отражается соответствие урока образовательной программе;
  • Методика проведения урока. В этом пункте необходимо указывать, какие методы применяет педагог, определить преобладает ли деятельность ученика в сравнении с деятельностью педагога, определить насколько высок объем самостоятельной работы ученика и каков ее характер;
  • Психологические моменты. Этот пункт определяет влияние учебной деятельности на развитие мышления, восприятия, воображения и внимание. Также здесь отображается внимание учителя к каждому ученику и оценка им уровень физической подготовки каждого ребенка.

Каждый пункт анализа оценивается по 2 бальной системе, где отметка 0 обозначает полное отсутствие критерия, отметка 1 – частичное присутствие критерия, а отметка 2 – полное соответствие поставленным задачам.

Подводим итог

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что уроки физкультуры в школе, это незаменимая и полезная дисциплина. Именно уроки физкультуры помогают ребятам поддерживать физическую форму, а также снимать напряжение накопившееся вовремя других занятий.

Более того сегодня специалисты отмечают что благодаря новым стандартам уроки физкультуры учат не только физической активности, но и развивают патриотизм и такие качества как целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, а также учат работать в команде.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тем-ое план-ние

Виды деятельности обучающихся

Физическая культура

Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. Выявлять различие в основных способах передвижения человека. Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма. Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий.

Из истории физ. культуры

Пересказывать тексты по истории физической культуры.

Понимать и раскрывать связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью

Физические упражнения

Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость). Характеризовать показатели физического развития. Характеризовать показатели физической подготовки.

Выявлять характер зависимости частоты сердечных сокращений от особенности выполнений физических упражнений.

Самостоятельные занятия

Составлять индивидуальный режим дня. Отбирать и составлять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток.

Оценивать своё состояние (ощущения) после закаливающих процедур. Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки. Моделировать комплексы упражнений с учётом их цели: на развитие силы, быстроты, выносливости.

Сам-ые наблюдения за физ. развитием и физ. подготовкой

Измерять индивидуальные показатели длины и массы тела, сравнивать их со стандартными значениями.

Измерять показатели физических качеств.

Измерять (пальпаторно) частоту сердечных сокращений.

Игры и развлечения

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. Организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревн.дея-ти

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Осваивать универсальные умения по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий.

Моделировать физические нагрузки для развития основных физических качеств. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств.

Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.

Движения и передвижения строем

Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений.

Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений. Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений.

Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений.

Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций.

Снарядная гимнастика

Описывать технику гимнастических упражнений на спортивных снарядах. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении гимнастических упражнений. Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении гимнастических упражнений. Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений.

Прикладная гимнастика

Описывать технику гимнастических упражнений прикладной направленности. Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнений

гимнастических упражнений. Выявлять характерные ошибки при выполнении гимнастических упражнений прикладной направленности. Проявлять качества силы и координации при выполнении упражнений прикладной направленности.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений прикладной направленности.

Беговая подготовка

Описывать технику беговых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений.

Осваивать технику бега различными способами. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений.

Прыжковая подготовка

Описывать технику прыжковых упражнений. Осваивать технику прыжковых упражнений. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении прыжковых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении прыжковых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении прыжковых упражнений. Соблюдать правила безопасности при выполнении прыжковых упражнений.

Броски большого мяча

Описывать технику бросков большого набивного мяча. Осваивать технику бросков большого набивного мяча.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении бросков большого набивного мяча.

Проявлять качества силы, быстроты и координации при выполнении бросков большого мяча.

Метание малого мяча

Описывать технику метания малого мяча. Осваивать технику метания малого мяча. Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча. Проявлять качества силы, быстроты и координации при метании малого мяча.

Лыжная поготовка

Моделировать технику базовых способов передвижения на лыжах. Осваивать универсальные умения контролировать скорость передвижения на лыжах по частоте сердечных сокращений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов.

Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами передвижения.

Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой.

Технические действия на лыжах

Объяснять технику выполнения поворотов, спусков и подъёмов.

Проявлять координацию при выполнении поворотов, спусков и подъёмов.

Технические действия в воде

Соблюдать правила поведения в воде. Объяснять технику разучиваемых действий.

Осваивать технические действия в воде.

Осваивать плавание кролем на груди. Проявлять выносливость при проплывании учебной дистанции.

Подвижные игры

Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр. Излагать правила и условия проведения подвижных игр. Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.

Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.

Спортивные игры

Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр. Моделировать технические действия в игровой деятельности.

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности. Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности. Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр.Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности

На одном из Всероссийских форумов видный русский педиатр И.М. Воронцов как-то сказал: “Ребенок здоров настолько, насколько он хорошо развит”. И, действительно, в категории “здоровый ребенок” сопряжены два понятия: здоровье и развитие. То есть, здоровье ребенка – это итог его развития. А нормальное развитие ребенка невозможно без двигательной активности.

По данным обследования, проведенного среди обучающихся МБОУ “СОШ № 92 с углубленным изучением отдельных предметов” г. Кемерово, в 2009 году выявлено, что заболевания опорно-двигательного аппарата занимают ведущее место в перечне основных видов заболеваний. Кроме того, известно. Что нарушение осанки, искривление позвоночника, задержка возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости снижают не только силу и работоспособность и работоспособность скелетной мускулатуры. Недостаток движения вызывает изменения в центральной нервной системе, эндокринные изменения, которые в свою очередь могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к изменению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и, следовательно, к снижению общей работоспособности организма (Г.Л.Апанасенко, И.И.Брехман, Э.М.Казин, В.П.Казначеев, С.И.Петухов, А.Г.Щедрина и др.).

Дифференцированный анализ состояния здоровья у учащихся школы выявил ряд проблем, существование которых обусловило небходимость активизации физкультурно-оздоровительной деятельности среди учащихся школы.

В процесс физического воспитания, основанного на индивидуально-дифференцированном подходе, необходимо включать все субъекты воспитательно-образовательного процесса.

Через систему организации двигательной активности школьников необходимо включать различные формы, средства и методы в урочное и внеурочное время такие как:

– гимнастика до уроков;
– модель подвижного урока;
– физкультурные минутки;
– оздоровительные паузы (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж);
– динамическая перемена.

Гимнастика до уроков

Цель гимнастики до уроков – организовать учащихся, активизировать включение в работу и повысить их работоспособность.

Длительность гимнастики зависит от возраста детей. Рекомендуемое время для начальной школы – 7-8 минут, для остальных 9-10 минут.

Гимнастику лучше проводить на открытом воздухе либо в рекреационных помещениях, которые должны быть хорошо проветриваемые. Не следует проводить гимнастику в классных комнатах.

Упражнения для гимнастики выбираются с участием мышц плечевого пояса (махи, вращения рук и головы), спины (наклоны в нескольких направлениях), ног (приседания, прыжки). Недопустимы упражнения на силовую нагрузку и сложную координацию.

Гимнастика до уроков обязательно проводится под руководством педагогов (учителей физкультуры, тренера, специалиста ЛФК, дежурного педагога и др.).

Модель подвижного урока

Целью модели подвижного урока является создание здоровьесберегающих условий обучения на уроке через увеличение двигательной активности.

Задачи модели подвижного урока:

– осуществление оптимальной двигательной активности учащихся на уроке;
– введение режима динамических поз для оптимизации функционального состояния организма и сохранения работоспособности школьников;
– реализация здоровьесберегающей функции урока через проведение физкультминуток и оздоровительных пауз.

Структура подвижного урока включает четыре основные здоровьесберегающие педагогические технологии: режим динамических поз, физкультминутки, оздоровительные паузы и передвижение по классу.

Методологической основой модели подвижного урока является методика режима динамических поз профессора В.Ф. Базарного, модифицированная авторами в соответствии с целью и поставленными задачами при организации здоровьесберегающего урока.

Материальное обеспечение модели подвижного урока включает: настольные конторки, учебную мебель, соответствующую росту ученика, офтальмотренажеры, сигнальные лампочки, специальные коврики.

Физкультурные минутки

Потребность в двигательной активности учащихся может реализовываться и посредством физкультурных минуток на уроке, при этом необходимо учитывать, что, согласно гигиеническим нормам, их общая продолжительность на уроке в 1– 8 классах должна составлять не менее 5 минут.

Физкультурные минутки способствуют снятию локального утомления, состоят из комплекса физических упражнений (2-4 упражнения), выполняемых в течение 1-1,5 минут во время урока. Комплекс упражнений для 1-4 классов состоит, как правило, из 2-3 упражнений, для 5-8 и 9-11 из 3-4 упражнений.

По содержанию физкультминутки различны, так как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма. Физические упражнения должны вовлекать в работу те мышцы, которые в большей степени подвергаются утомлению во время учебной деятельности на уроке. Это мышцы спины, шеи, пальцев рук, бедра и др.

  1. Физкультминутка общего воздействия.
  2. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.
  3. Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
  4. Физкультминутки для снятия утомления с туловища и ног.
  5. Физкультминутки для снятия утомления с кисти рук.
  6. Физкультминутки изометрические.

Физкультминутки следует проводить с учетом содержания учебной деятельности на уроке при появлении признаков утомления. Чаще всего это проявляется в последней трети урока, особенно на 4, 5, 6 уроках. Физкультминутки рекомендуется проводить дважды за урок: на 10-15-й и на 25-30– минутах.

Во время проведения физкультминуток желательно осуществлять дополнительное проветривание класса. Продолжительность физкультминуток составляет 1-1,5 мин. Выполняться физические упражнения могут сидя на стуле или стоя у стола, в медленном или среднем темпе. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы учащиеся не мешали друг другу. Каждое из 2-4 упражнений в комплексе повторяется 2-4 раза.

До начала физкультминутки учитель дает команду на прекращение выполнения заданий, подготовку к ней. Комплексы упражнений необходимо менять один раз в 2 недели, т.к. повторение одних и тех же упражнений утомляет.

Физкультминутки могут сопровождаться музыкой, особенно, если они проводятся централизованно. Но в этом случае лучше их проводить на последних уроках, т.к. существует возможность отвлечения от темпа урока и переключение внимания. На последних уроках утомление выражено значительнее и поэтому требуется более продолжительные физкультминутки с элементами релаксации.

Начинать выполнение комплекса упражнений необходимо с фиксации правильной осанки в течение 5-6 секунд, затем должно быть упражнение на сосредоточенность внимания и активизацию определенной группы мышц. После чего следуют упражнения конкретной направленности в соответствии с номером урока, видом деятельности до физкультминутки, с учетом дня недели, общего состояния учащихся и дневной динамики их работоспособности.

В начале урока можно выполнять вводную гимнастику, цель которой является повышение готовности организма к предстоящей работе путем соответствующей перестройке функций на новый уровень деятельности и сокращения периода продолжительности врабатывания. Физические упражнения в первой половине урока способствуют активизации организма учащихся через воздействие на мышечную систему, сердечно-сосудистую, дыхательную и центральную нервную системы, интенсифицируя протекание физиологических процессов и предупреждая развитие утомления.

Во второй половине урока физические упражнения должны быть направлены на снятие физического и умственного утомления в результате различных видов учебной деятельности. Экспериментально апробированы и рекомендованы к использованию учителями специальные комплексы упражнений.

Учебная деятельность на уроке, как и любая деятельность, может вызывать снижение функциональных возможностей организма, чувство усталости, свидетельствующее о необходимости отдыха для организма учащегося. Выполнение оздоровительных пауз при развивающемся утомлении способствует снятию мышечного и психического напряжения, активизации умственной деятельности и повышению эффективности обучения. Но, самое главное, оздоровительные паузы помогают сохранять здоровье школьников в процессе обучения, благодаря широкому и разнообразному воздействию на разные функции организма. Оздоровительная пауза может включать не только физические упражнения, но и пальцевые упражнения, дыхательные упражнения, офтальмотренаж, психологические тренинги и прочее.

Разнообразие состава упражнений в оздоровительных паузах позволяет использовать их на уроке с разной целью: для активизации учебной деятельности в начале урока, для снятия мышечного напряжения с разных групп мышц (шеи, плеч, кисти, рук, спины, ног), для профилактики нарушений осанки, для повышения двигательной активности на уроке, для предупреждения и снятия нервной усталости, психоэмоционального напряжения и возбуждения, для активизации деятельности познавательных функций на уроке (память, внимание, восприятие), для предупреждения и снятия утомления зрительного и слухового анализаторов, для развития моторики кисти, для улучшения мозгового кровообращения.

Для снятия статического напряжения, в целях профилактики утомления детей в режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками. За гигиеническую норму принята длительность малых перемен по 10 минут, большой перемены – 30 минут или двух больших перемен по 20 минут каждая. Не допускается сокращение перемен.

Важное значение для профилактики утомления у детей играет динамическая перемена (подвижная перемена). Она чаще всего проводится на открытом воздухе под контролем взрослых после второго урока (на большой перемене) в течение 30 минут, с необходимой двигательной деятельностью не менее 25 минут.

Если не позволяют погодные условия, то динамическую перемену можно провести в хорошо проветренном помещении (рекреация, спортивный зал, коридор).

Выделяют три части динамической перемены:

– подготовительная (готовит детей к выполнению игр и упражнений) – 2 минуты;
– основная (обучение двигательным навыкам, игровая деятельность, максимальная двигательная активность) – 25 минут;
– заключительную, организм ребенка приводится в спокойное состояние, подводятся итоги – 3 минуты.

Содержание динамической перемены должно быть разнообразным: подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные упражнения, самостоятельные игры детей.

Для эффективного проведения динамической перемены необходим педагогический контроль, четкая организация, эмоциональная окраска всех упражнений. Детям в это время необходимо не только сбросить физическое утомление, но и эмоционально “зарядиться”. Известно, что только при эмоциональном подъеме улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая. При разработке и проведении динамических перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью. Игры должны развивать несколько двигательных качеств. Целесообразно организовывать одновременно несколько игр (вдвоем, втроем, малыми группами). Обязательным условием является окончание игр за 3-4 минуты до звонка на урок.

Для более рационального использования времени предварительно делается разметка игр на полу и стенах (круги, линии, “камешки”) лучше это сделать масляными красками один раз в год, подправляя или меняя разметку в дальнейшем. Оптимально ежедневное применение подвижных перемен. Если динамические перемены не проводятся ежедневно, то их рекомендуется проводить в дни снижения умственной работоспособности учащихся (понедельник, четверг, пятница, суббота). Для начальной школы перемены рекомендуется проводить ежедневно, для среднего звена – 3-4 раза в неделю. При наличии в расписании урока физкультуры рекомендуется подвижную перемену проводить с играми умеренной интенсивности, при отсутствии урока физкультуры рекомендуются игры с интенсивной двигательной активностью. Принуждение при отказе детей от игры недопустимо, важны доброжелательность и двигательный и эмоциональный “комфорт”, и желание детей.

Состояние здоровья детей и подростков в значительной степени связано с их физической дееспособностью. Оптимальный двигательный режим играет большую роль в укреплении здоровья подрастающего поколения и профилактике неспецифических хронических заболеваний.

Систематическое занятие физической культурой оказывает положительное влияние на функциональное состояние организма детей и подростков.

Физические нагрузки, активизируя деятельность сердечно-сосудистой и дыхательных систем организма, приводят к более активному протеканию обменных процессов, что способствует гармоничному и своевременному физическому развитию.

Их выполнение на открытом воздухе вызывает увеличение насыщения крови кислородом, обеспечивая продуктивную умственную работу.

В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения, объем которых определяется биологическими особенностями организма, а их реализация зависит от социальных факторов.

Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки) называется двигательной активностью.

Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную биологическую потребность ребенка в движении (кинезофилия).

Дефицит движений обозначается термином гипокинезия. Причины, вызывающие дефицит движений, весьма многочисленны.

У современного человека снижены физические затраты на самообслуживание, значительно ограничена ходьба (использование лифта, автотранспорта даже без необходимости), уменьшилась физическая деятельность (телевидение вместо театра; телефон, интернет вместо личных контактов; компьютерные игры, вместо игр на свежем воздухе).

Также влияет учебная перегрузка учащихся, их негативное отношение к физической культуре в силу индивидуальных особенностей и моторной слабости, стремление к бытовому комфорту удобствам при сниженной двигательной инициативе. Немаловажную роль в гипокинезии играют неблагоприятные климатические условия (суровый климат).

Профилактика гипокинезии включает: выполнение гигиенических рекомендаций по режиму дня, сокращение статического компонента в процессе учебных занятий и в свободное время; увеличение динамического компонента в основных формах физического воспитания и трудового обучения; внедрение внеурочных форм физического воспитания (утренняя зарядка, физминутки во время занятий, динамические паузы между занятиями, подвижные игры на переменах; привлечение к спортивно-массовой работе с учетом возрастно-половых особенностей их организма; пропаганду активного образа жизни и физического воспитания детей в семье.

Основные формы физического воспитания школьников составляют: - уроки физкультуры, - физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня, - внеклассная спортивно-массовая работа в школе, - внешкольная спортивно-массовая работа в школе, - самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Основной формой физического воспитания является урок физкультуры. Какие гигиенические требования предъявляются к урокам физкультуры:

1. Соответствие содержание урока и величины нагрузки состоянию здоровья детей, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся.

2. Методически правильное построение с выделением отдельных структурных частей, создание оптимальной моторной плотности и физиологической нагрузки.

3. Выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья, гармоничному развитию и формированию правильной осанки.

4. Соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели.

5. Проведение занятий в специальном помещении (спортивном или гимнастическом зале), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе.

6. Выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

Уроки физкультуры в школе проводятся 2 раза в неделю, с перерывом в 1-2 дня.

Сдвоенные уроки допускаются только по лыжной подготовке. Нежелательно проводить уроки физкультуры в первые и последние часы учебного дня – это снижает их положительное влияние на работоспособность учащихся.

В структуре урока выделяют три части (вводная, основная и заключительная). Вводная часть продолжается 5-10 мин., основная 25-30 мин. и заключительная 3-5 мин.

Задача вводной части: создать эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.

Задача основной части: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка разных мышечных групп и совершенствование физиологических функций организма.

Задача заключительной части состоит в том, чтобы обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к умеренной, снять двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей.

Наиболее информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота пульса. Частоту пульса определяют у ребенка за 10 секундные отрезки времени – до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижной игры, заключительной части и в течении 3-5 мин. в восстановительном периоде.

Обычно во время вводной части пульс учащается на 15-20 %, во время основной – на 50-60 % (от исходной величины), а во время подвижной игры на 70-90 %.

В заключительной части частота пульса снижается и превышает исходные данные лишь на 5-10 %, а через 2-3 мин. после занятия возвращается к исходному уровню.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия состоят из проведения гимнастики до учебных занятий, физминуток на уроках, подвижных игр и физкультурных упражнений на удлиненных переменах, спортивный час в группах продленного дня.

Основой гимнастики до уроков является комплекс физических упражнений с участием разных мышечных групп: мышц плечевого пояса (движение руками и головой), спины, живота (наклоны вперед, назад и в стороны), ног (приседания, выпады, подскоки).

Продолжительность не должна превышать 6-7 мин. и не следует включать упражнения, требующие сложной координации и с силовой нагрузкой.

Физминутки на уроках влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снижает статические нагрузки и предупреждают нарушения осанки. Физминутки должны обязательно проводится на уроках в начальных и средних классах, исключение составляют контрольные и практические занятия.

Продолжительность 1-2 мин. Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления.

В комплекс включают простые упражнения, но обязательно с учетом характера занятий на данном уроке, после письменной работы следует включать движения для рук; после длительного сидения - движения для мышц спины; при работе в положении стоя – упражнения для мышц ног и ходьбу на месте.

Подвижные игры и физкультурные упражнения на удлиненных переменах являются эффективным средством профилактики переутомления учащихся, сохранения у них высокого уровня работоспособности на протяжении всего учебного дня.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе включает в себя организацию занятий в спортивных секциях, а также проведения дней здоровья и спорта. Основной критерий – их массовость.

Для этой работы создаются различные секции с удобным для учащихся графиками: 2-3 занятия в неделю, продолжительность каждого из них 1,5-2 часа.

Читайте также: