Каким должно быть школьное образование

Обновлено: 06.07.2024

Лайфхакер поговорил с учителями, учениками и родителями и выяснил, что их не устраивает в современной школе.

1. Общеобразовательность

Чему, как и в каком объёме учить детей, диктует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Большинство разработанных на его основе программ сводятся к тому, что дети изучают сразу и гуманитарные, и точные, и естественные науки. Таким подходом недовольны как родители, так и дети.

На мой взгляд, было бы лучше, если после седьмого-восьмого класса учеников делили бы на группы: физмат, гуманитарий, хим-био, юриспруденция и так далее. Охватить весь материал по всем предметам крайне сложно, а так можно преуспеть в том, к чему у тебя предрасположенность. А страна впоследствии получит много высококлассных работников, в которых нуждается. Такой подход уже есть в некоторых школах, но не в моей.

2. Гонка за показателями

Рейтинги в системе образования всё популярнее. Их составляют как на муниципальных и региональных уровнях, так и в масштабах всей страны. Рейтинг школы зачастую становится решающим фактором для родителей при выборе образовательного учреждения.

Единых критериев оценки качества школы нет. Но обычно смотрят на результаты учащихся по ОГЭ и ЕГЭ (основной и единый государственные экзамены), участвуют ли дети в олимпиадах и спортивных соревнованиях и так далее.

В конкуренции нет ничего плохого. Но в погоне за рейтингом школьная администрация нередко забывает о своей главной миссии — учить.

Мне не нравится, что в школе никому не интересно твоё мнение. Сочинения пишутся по общепринятому шаблону. Если ты не согласен, тебе снизят оценку. Поэтому дети не задают лишних вопросов (зачем, если всё равно не ответят?) и не спорят. По крайней мере, по существу. Если только чтобы повыпендриваться.

3. Система аттестации

ЕГЭ в России скоро отпразднует десятилетний юбилей. Но система до сих пор не отработана. И дело даже не в сливах заданий в интернет и не во внезапных отличниках. Формат ЕГЭ идёт вразрез с текущей учебной деятельностью.

Нас с седьмого класса начали пугать ЕГЭ. Даже чтобы сдать базу, нужно изучать больше, чем дают на уроках. Разве госэкзамен не должен проверять то, чему научили в школе? Старшеклассники штудируют предметы, которые будут сдавать, в том числе с репетиторами, а остальные — лишь бы как-нибудь получить оценку.

В Минобрнауки любят подчёркивать, что КИМ ЕГЭ (контрольно-измерительные материалы, попросту задания) не являются тестами в чистом виде. Ведь там есть часть С. Задания открытого типа, где требуется развёрнутый ответ, по замыслу ФГОС, направлены на выявление творческого потенциала детей. Но практика показывает, что этого мало. Уже сейчас допуском к ЕГЭ по русскому языку является итоговое сочинение. В перспективе — введение предварительных письменных работ по всем предметам.

4. Бумажная волокита и постоянные проверки

Меня раздражают электронные журналы и дневники. Я не могу посмотреть оценку, пока не приду домой и не залезу в интернет. В нашей школе не озвучивают оценку после ответа ученика. И эти электронные оценки не дают потом исправлять.

Программы, календарно-тематические и поурочные планы, планы-графики, отчёты — это лишь часть бумажной работы, которая ложится на плечи обычного учителя-предметника. У классных руководителей и завучей волокиты ещё больше.

Мне бы хотелось детей учить, а по факту я постоянно должна заполнять какие-то бумажки, отчёты. Если вовремя не сдашь, премия в минус, хотя на качество обучения мною детей эти бумажки никак не влияют.

5. Зарплата учителей

По данным Росстата, средняя зарплата учителя в России составляет порядка 33 000 рублей. Но реальные суммы гораздо меньше.

Заработная плата учителей разнится от региона к региону и состоит из базовой части и стимулирующих выплат. К повышающим коэффициентам относится категория, почётное звание или учёная степень, стаж работы, ведение классного руководства, внеурочная работа и так далее. Также доплачивают за преподавание в селе или, к примеру, интернате для сирот.

Молодому специалисту без категории и стажа выжить на школьную зарплату практически нереально. Приходится подрабатывать репетиторством или взваливать на себя колоссальную нагрузку.

Чтобы получать достойную зарплату, учителя ведут всё, что только можно. У них не хватает времени, чтобы готовиться к урокам. В результате детям скучно, они отвлекаются, играют в телефоне, разговаривают, а материал урока переходит в раздутое домашнее задание.

Повышение заработной платы — вопрос не только престижа и уважения социума. Возведение профессии учителя в разряд высокооплачиваемых приведёт к тому, что педагогические вузы будут наполнены лучшими представителями молодёжи, а не теми, кого больше никуда не взяли.

6. Внеурочка

Официально школа сейчас не выполняет воспитательной функции — только образовательную. Поэтому многие учебные заведения даже не пытаются организовать досуг детей.

В нашей школе мне не нравится организация школьных мероприятий. Кроме учёбы дети должны проводить время с одноклассниками и учителями, делать какие-нибудь проекты, конкурсы. У нас этого нет. Разве не маразм — не пустить на торжественную часть вручения аттестатов или на юбилей школы учеников и сидеть в зале, полном учителей? Или, например, полный запрет на школьные дискотеки…

Другие учреждения образования стараются вовлечь учеников во внеурочную жизнь, но без системного подхода тоже получается плохо. Недовольны и учителя, и дети.

В целом ФГОСы мне нравятся. Думаю, они на самом деле более соответствуют современной жизни, чем традиционная система обучения. Не нравится обязательная внеурочная деятельность, из-за неё у некоторых детей вообще ни на что времени не хватает.

Меня убивает добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, кружков, классных часов. У меня свои секции, мне не нужны эти чаепития и концерты!

А какие недостатки системы школьного образования видите вы? Что не устраивает вас как родителя, учащегося или, быть может, педагога? Высказывайте конструктивную критику в комментариях.

Разговоры о том, какой должна быть школа, чтобы образовательные результаты были максимально высокими, не утихают уже давно. Вопрос обсуждается всеми заинтересованными сторонами, а мнения очень часто расходятся.

Родители видят в школе место, где дети должны получать все необходимые знания, чтобы вырасти гениями при их минимальном участии. Сами школьники разрываются между тоннами домашних заданий и кружками, мечтая во время уроков о каникулах и возможности поскорее повзрослеть, чтобы избавиться от давления. Правительство, в стремлении вывести образовательный уровень страны на лидирующие позиции в мировом рейтинге, предпринимает серьезные меры, оборудуя классы, развивая инклюзивное и дополнительное образование, увеличивая объем учебных планов.

Не остаются в стороне и ученые. Недавно Московская высшая школа социальных и экономических наук поделилась своим видением ключевых критериев, которые должны присутствовать в школе, чтобы начальное и среднее образование вышло на качественно новый уровень, уделив внимание всем аспектам учебного процесса. Какая же она идеальная школа по мнению российского научного сообщества?

Четыре года для малышей недостаточно

Продолжительность обучения в начальной школе сейчас составляет 4 года. По мнению экспертов, за это время развиваемые у ребенка навыки, например, чтения, не успевают закрепиться окончательно. Исследователи утверждают, что скорость чтения взрослых практически не отличается от 12-летнего школьника. То есть, приблизительно в 5 классе этот навык перестает развиваться. Тоже самое касается и других предметных областей, основы для которых закладываются в начальных классах. Поэтому ученые предлагают увеличить длительность начального обучения до 6 лет.

Фокус на знания, а не на место в рейтинге

Занять первые позиции в рейтинге лучших стремятся все. Но как быть, если некоторые школьники не дотягивают и портят статистику всего образовательного учреждения? Практика показывает, что для некоторых учителей и директоров это дело поправимое, если закрывать глаза на использование шпаргалок и списывание во время контрольных.

Но идеальная школа исключает такой вариант развития. В ней дети получают заслуженные оценки за знания, которые они освоили, а не за хитрость или безразличие учителей. Младшеклассников вовсе не рекомендуется оценивать в баллах. В идеальной школе, по мнению научного сообщества, отличившийся заслуживает словесной похвалы, недотянувший – указаний на слабые места для проработки, помощи со сложными вопросами.

Также в идеальной школе домашние задания распределяются равномерно по всем предметам. Более того, время их выполнения не превышает 45 минут, при этом уроки проверяются учителем не выборочно, а у всех учеников.

Заинтересовать, не отсидеться

Умные дети – заслуга профессионалов

Когда речь заходит об обучении ребенка, нужно, в первую очередь, обращать внимание на человека, который будет его учить. Достаточно ли у него знаний, терпения, упорства? Готов ли учитель развиваться и постигать что-то новое? Какие возможности у него есть для самосовершенствования?

В идеальной школе желание учителя развивать свои компетенции поощряется руководством. Он получает необходимые ресурсы, может обратиться к коллегам за советом и поддержкой. Для расширения кругозора учительского состава регулярно организовываются различные семинары, конференции, брифинги, на которых участники обмениваются опытом.

Индивидуализация на смену массовости

Исследования показывают, что максимальное количество учащихся не должно превышать 800 человек на школу. Именно это число может обеспечиваться оптимальным администрированием, при котором все и всегда под контролем. Более того, небольшие школы позволяют формировать маленькие классы, что очень важно для поиска индивидуального подхода к каждому ученику.

Тем временем, большинство российских школ рассчитано на несколько тысяч учащихся, и их количество продолжает увеличиваться из-за различных объединений и создания школьных комплексов. При таком подходе очень сложно добиться эффективного руководства, но очень просто потерять в толпе личность ученика.

Несмотря на это, система образования в России претерпевает серьезные благоприятные изменения. Школы оборудуются проекторами, компьютерами, интерактивными досками, устраиваются робототехнические классы, лаборатории с 3D-принтерами и прочими техническими средствами. Большое внимание уделяется содержанию уроков, методикам обучения, развитию дистанционного и инклюзивного образования. Поэтому предпринимаемые меры дают надежду на то, что проблема создания персонализированного подхода дело времени.

Здоровая атмосфера – эффективное обучение

Нельзя не сказать и о такой проблеме, как школьная травля. По статистике 37% школьников подвергается издевательствам со стороны других учеников и даже учителей. С этой проблемой, согласно международному исследованию PISA, Россия вошла в первую десятку стран рейтинга. Разве может идеальная школа мириться с насилием и издевательствами?

Унижение – это удар по самооценке для неокрепшей психики ребенка, и, когда он испытывает сложности в построении гармоничных взаимоотношений с социумом, последним волнующим его вопросом будет учеба. Поэтому, чтобы приблизиться к созданию идеальной школы и, самое главное, уберечь подопечных, руководству стоит всерьез задуматься над методами борьбы с буллингом.

Безусловно, взгляды ученых на идеальную школу заслуживают внимания, поскольку они являются своеобразным отражением важных проблем школьного образования. Но их убеждения, в основном, базируются на опыте, собранном из разных стран, в которых перечисленные подходы не объединены в единое целое, а используются в зависимости от образовательных потребностей государства.

Модель идеальной российской школы находится в активной стадии совершенствования, применительно к особенностям отечественной системы, и очень важно, что в ее создании участвуют все – государство, научное и педагогическое сообщество, граждане.

Каким должно быть образование

Каким должно быть образование

Но когда говорят о том, что сейчас в Российской Федерации хорошее образование, то тут можно только проявить сочувствие и выразить соболезнования, ведь, скорее всего, перед вами душевно больной человек, либо ребёнок, ведь в подобные сказки верить невозможно. Когда в нашу школу пришёл новый учитель по биологии, которому было 30 с чем-то лет, то он был удивлён, что в его юности у него были точно такие же по содержанию учебники, о чём он нам и сказал. Более наглядно я показал провал нашей системы образования в статье «Сравнение образования в РФ и других странах«. Потому не буду повторяться, а рассмотрю нечто новое, что будет эпитафией на надгробной плите нашей системы образования.

Одним из хороших примеров несостоятельности образования в нашей стране, а также некомпетентности всех этих министров образования и других знатоков своего дела (чьё дело состоит в создании поколений покорных идиотов) является сильный недостаток кадров во всех профессиях. Рассмотрим мою специальность — информационная безопасность. Статистика была собрана компанией Searchinform и опубликована на сайте Хабр. 77,8% коммерческих компаний считают, что для того, чтобы найти специалиста по ИБ, нужно затратить много времени. Остальные 22,2% считают, что в этой сфере очень сильный кадровый голод. В государственном секторе 50% считают, что нужно затратить много времени на поиск и 42,9% считают, что присутствует сильный кадровый голод, лишь 2,4% считают, что недостатка нет. 34% коммерческих компаний уже начали готовить специалистов самостоятельно, а 20% переманивают с рынка. Государственные компании обучают сами в 64,3% случаев, лишь в 4,8% переманивают. 30,6% коммерческих организаций и 52,4% государственных организаций считают, что не хватает ни специалистов, ни технических средств. Статистика была опубликована совсем недавно, в ноябре 2021 года.

Ум, знания, начитанность и талант

Каким должно быть образование

Но то было вступление, теперь перейдём к тому, что я хочу донести до читателя. Для начала хотелось бы раскрыть несколько наиболее часто используемых терминов, когда речь доходит до умственной деятельности. Многие используют их как попало, обычно это некорректно и вызывает у меня некоторый диссонанс. Ранее я уже раскрывал эти понятия в одной из своих статей, но лучше я сделаю это снова, теперь уже описав всё более подробно, а также дополнить своё описание. Нельзя хаотично использовать слова, значение которых понимаешь не до конца. Тем более, что в наше время узнать значение того или иного слова дело нескольких секунд: достал телефон, открыл браузер, вбил в поисковую строку нужное слово и получаешь множество результатов, в том числе описание слов из словарей.

Знания — изученная информация в каких-либо областях. Например, владение языком программирования Python — знания; владение иностранным языком — знания; изученная информация по биологии — знания. То есть, та информация, которую человек запомнил, это его знания. Не факт, что эти знания всегда могут быть полезны, но это в любом случае его знания. Нельзя считать человека глупым из-за отсутствия знаний в какой-то определённой области, которая интересна вам, особенно если ему интересно совсем другое. Ведь это не дело ума, это дело вкусов и интересов человека. Также было бы некорректно сравнивать знания из двух совершенно разных областей, сравнивать знания, а именно их количество либо качество, можно лишь в рамках одной области.

Начитанность — наличие сравнительно большого количества информации, полученной в процессе прочтения книг. Корректно подразумевать под начитанностью именно прочтение художественных, а не научных книг. Под начитанностью подразумевается начитанность именно книгами, а знания можно получить не только посредством книг, но и статей, опытов и прочего. Ум и начитанность вряд ли коррелируют, но начитанные люди могут использовать полученную информацию для приведения аналогий в жизни и в целом становятся более интересными, получая больше тем для обсуждения.

Каким должно быть образование

Образование и культура

Каким должно быть образование

Провал в музыке понятен каждому, тут и спорить то не о чем. Попса и реп вышли на первое место в нашем обществе, что говорит о невероятной тупости. Но что касается книг, то тут всё не менее печально. В основном выходит какая-то туалетная бумага в лице шаблонных книг ни о чём. Я говорю о массовом выпуске всякой чуши, вроде очередных фэнтези-книг с элементами романтики, которые пишут сегодня все, кому не лень. Мы вряд ли сможем сегодня назвать хотя бы сотню достойных современных писателей. Примечательно, что такая проблема актуальна не только в Российской Федерации, но и в других европейских странах, в США в том числе. Единственных их преимуществом является то, их суммарная численность больше, потому у них чаще видны интересные работы. Да и условия жизни в целом лучше. У нас же человек не захочет заниматься творческой деятельностью, в то время как ему нужно думать как себя прокормить.

Каким должно быть образование: детские сады

Каким должно быть образование

Чаще всего родители стараются как можно скорее отдать ребёнка в детский сад. В нашей стране на данный момент это обычно происходит к трём годам. Подобное отношение к ребёнку, как к чему-то ненужному, что зря отнимает время, ужасно. Тем более, нынешние наши детские сады вряд ли будут полезны ребёнку. Даже наоборот — повезёт, если они не сделают хуже. По возможности родителям стоит самим заниматься с детьми, давая им лучшее, чем отпуская их в детский сад, где они будут получать равноценное ничто.

Даже психологи негативно высказываются в отношении этих институтов. В 2017 году министерство образования и науки РФ и Институт изучения детства, семьи и воспитания представили очень интересную статистику. На тот момент лишь 49,2% детских садов имели педагога-психолога; не все детские сады имеют огороженную территорию для прогулок; в 25% детских садов нет медицинских сестёр.

Но есть проблемы, которые будут всегда. Двух воспитателей будет недостаточно для того, чтобы хорошо управляться, скажем, с 30 детьми каждый день. Это и долгие сборы на прогулку; в целом неудобство подобных прогулок, ведь за всеми нужно уследить; и огромный стресс для самих педагогов; просмотр глупых передач по телевизору вместо чего-нибудь полезного; посредственный пережиток прошлого в виде банальных мероприятий. И это не говоря уже о том, какие это будут воспитатели.

Программу обучения в детских садах нужно не просто менять, её нужно строить с нуля, ведь сейчас таковой и нет. И лучше уж сейчас, пока таковой системы нет, затратить какие-то средства на индивидуальное развитие ребёнка, нежели потом из-за скупости потратить гораздо больше. Но если уж совсем нет других вариантов, кроме детских садов, то вам нужно серьёзно этим заняться, нежели выбрать самый ближайший, лишь ради собственного удобства.

Каким должно быть образование в школах

Каким должно быть образование

Я считаю, что нынешнюю программу обучения нужно убирать совсем. Вместо неё делать абсолютно новую. Начнём с самого главного — школьные дисциплины, то есть основной процесс обучения. У каждого свои интересы и мнение на счёт того, какую карьеру он хочет строить. Нет смысла к этому добавлять ещё совершенно бесполезные для этого ученика предметы. Как художнику и дизайнеру помогут химия и биология? Знать как выглядят животные и химические элементы, чтоб их нарисовать? Для этого не нужно тратить годы обучения, можно просмотреть и запомнить. Как специалисту по информационной безопасности поможет история? Без знания того, что после победы над Рейхом Жуков украл золотые унитазы невозможно настроить антивирусные программы?

Нужно совершить самую настоящую революцию в области образования. Сделав материал интересным, а также убрав повторы, мы сможем не только проходить тот же материал за более короткие сроки и с лучшей запоминаемостью и интересом у учеников, но сможем дать им гораздо больше знаний. Такую базовую программу можно будет сделать, скажем, до 9-го класса, эти же 9 классов можно и оставить обязательными. А вот обучение в 10-11 классах можно изменить до неузнаваемости, сделав не очередным повторением быстро забываемого материала, а получением дополнительных знаний, ранее которых не было.

Домашнее задание это и вовсе отдельный круг ада. Дети не хотят учить эти нудные маразматические писания, учителя не хотят тратить время на их проверку в своё свободное время. То есть, это никому не нужно. На самом деле даже родителям это не нужно. Им нужны реальные знания у детей, а не видимость того, что ребёнок заставляет себя побыть компьютером для записи того мусора, который хочет в него загрузить министерство образования. Те домашние задания, в том виде, в котором они существуют сейчас, абсолютно не нужны. От них нужно либо избавляться совсем, давая ребёнку больше времени на отдых и собственные интересы, либо заменить на дополнительное образование, но, например, чтение книг и дальнейшее их обсуждение, а не на очередной конспект в тетради, который никто читать не захочет.

Уроки истории являются чем-то вроде пропаганды с политическим руководителем в лице учителя истории. При любой возможности пытаются нам доказать, что сейчас лучше, чем когда-либо. Говорят про ужасное крепостное право, на разговорах о нём построена вся программа обучения по истории. СССР критиковать так же любят, чтобы показать что сейчас якобы лучше, хотя у нас сейчас СССР второй версии. Тем более, наука допускает возможность теорий. А у нас сейчас только одна верная точна зрения, другие либо разжигают рознь, либо реабилитируют нацизм, либо призывают к смене власти неконституционным путём и так далее.

Что касается разделения обучения по полу, то есть введения разных школ для парней и девушек, то тут я нейтрален. У нас и сейчас есть некоторое разделение. Например, разные уроки технологии в большинстве школ. Или же разные требования на уроках физкультуры. Если и задумываться о разделении школ, то уже позже. Не нужно пытаться всё сразу сделать, для начала нужно хотя бы поставить на ноги этот труп, так называемую систему образования, а потом уже проводить эксперименты с разделением.

Каким должно быть образование в высших учебных заведениях

Каким должно быть образование

Перед тем, как говорить о том, каким должно быть образование в высших и средних учебных заведениях, хотелось бы затронуть тему экзаменов, так как это тоже крайне важно. Все эти ОГЭ и ЕГЭ постоянно поливают грязью, не просто так. Фактически, это подготовка к шаблонным заданиям, которые не всегда относятся к школьной программе. Особенно нелепо то, что ребёнку нужно и готовиться к ним, и проходить обычный материал, который никак не относится к экзаменам. Правительство вряд ли станет так просто отменять данные процедуры, ведь на них затрачено много средств, да и у правительства нет мотивации это делать. Вспомните только, как в 2016 году Медведев сказал учителям идти в бизнес, если им не нравятся их заработные платы. И вы думаете, что у нас хорошее образование?

Ликвидация ЕГЭ позволит нам сэкономить деньги, которые можно вложить в те же бюджетные места, например. Ещё в 2013 году на ЕГЭ потратили более 850 миллионов рублей. В 2015 году более 1 миллиарда и 380 миллионов. И это не говоря уже о тех тратах, которые идут на подготовку к этим экзаменам.

Армия как одна из школ

Каким должно быть образование

Увидев маму, парень заплакал и вцепился в нее. Он говорил несвязно, но сумел вспомнить свое имя, возраст и семью. Когда у Димы спросили, что произошло в части, он молчал. Слезы катились по его лицу, но он так и не выдал причин того, что с ним произошло в тот злополучный день. Его запугали так, что он даже матери что-то боится рассказать. Я уверена, что мой сын в таком состоянии из-за того, что его избили и он получил травму головного мозга. Военные бьют так, чтобы не оставлять синяков. Раньше он мне рассказывал, что в части у солдат вымогают деньги, но его это не касалось. В тот день он не просто так просил срочно деньги. До этого избили парня за то, что он не дал телефон, его пинали десять человек. Множество СМИ

В идеале армия должна воспитывать в человеке лишь хорошие качества и давать полезные навыки. Из качеств: лидерство, целеустремлённость, храбрость, стратегию, тактику. Нынешнее обучение покраски травы не даёт ничего, кроме отвращения к подобным мероприятиям. Из полезных навыков, естественно, владение оружием. Было бы неплохо развивать людей и физически. Зачем человеку одно лишь умственное обучение? Зачем на должности министра обороны Шойгу, который даже в армии не служил? Абсолютно бесполезный нахлебник, который любит давать своим пассиям звания генералов ни за что. Самый настоящий позор.

Европейская гимназия открылась в 1992 году, это одно из первых частных общеобразовательных учреждений в постсоветской Москве. Гимназия входит в число 189 российских школ, сотрудничающих с ЮНЕСКО. Ее руководитель Иван Боганцев — директор с марта 2018 года — считает, что только в маленькой школе возможно выстроить доверительные отношения с детьми, а образовательный процесс сделать максимально эффективным.

И. Б.: В некоторых интервью вы говорили, что большая школа обладает рядом преимуществ. Я не согласен. Мне кажется, что плюс здесь только один — экономическая выгода, а с идеологической точки зрения — сплошной проигрыш.

И. Б.: Мне всё равно непонятно, почему в густонаселенных районах нельзя открыть несколько небольших школ, которые располагались бы пусть даже на первых этажах зданий. У такого формата учебных заведений есть свои плюсы: маленькая школа становится сообществом, и родители могут выбрать наиболее близкие им идеологию и ценности. Ведь до сих пор спорят, должно ли образовательное учреждение специализироваться на чём-то или, наоборот, быть комфортной средой для каждого. А ответ-то простой: школы нужны разные.


Иван Боганцев

Е. Р.: Может ли маленькая школа быть плохой?

И. Б.: Абсолютно точно может.

Е. Р.: А большая школа — хорошей?

И. Б.: Безусловно.

Е. Р.: На этом мы можем закончить, потому что в таком случае наш диалог не имеет никакого смысла.

Е. Р.: Как мы помним, Третий рейх был парламентской республикой.

Е. Р.: Вы задали мне вопрос, в чём преимущества большой школы. Я отвечаю: возможность выбора. Выбора чего? Программы. А можно ли сделать программу максимально индивидуальной? Да. Для этого существует определенная логистика и контент.

Главное в школе — учитель. Остальное вторично. Следовательно, размер учебного заведения роли не играет.

Что зависит от директора? Всё. И эта форма правления сопоставима с диктатурой. Может ли наделенный неограниченными полномочиями властитель быть просвещенным? Вы уже ответили на этот вопрос.

Не будем забывать и об экономической выгоде, о чём вы также упомянули.

Школа не может быть лучше своих учителей, а они, увы, имеют свойство хотеть есть, ездить в Турцию на каникулы, покупать хорошие книжки.

Обеспечить достойные зарплаты в маленькой школе — трудновыполнимая задача, а вот в большой она решаема. За счет чего? Самый тупой ответ: за счет сокращения административного аппарата и существенной экономии на хозяйственных расходах. В маленьких сельских школах на одного взрослого иногда приходится 0,6 ребенка. Я не очень помню средний международный показатель (китайцев мы в расчет брать не будем, там в классах по 50 детей) — но, например, в Норвегии это соотношение колеблется между 12 и 16. В моей школе на одного взрослого приходится 11,5 ребенка.

И. Б.: Но так ведь было не всегда. Как обстояли дела в первой школе, в которую вы пришли работать директором?

И. Б.: Помимо размеров, отличалась ли чем-то еще эта школа от той, которой вы руководите сейчас?

Е. Р.: Сейчас нет пьющих — ни одного. И детей не всех я по походке узнаю́ — а тогда мог.

И. Б.: Скучаете по той школе?

Е. Р.: Только когда вспоминаю себя молодым. Мы ведь не ушли из той школы, а вместе с ней переехали в другое место, потому что в районе кончились дети. Там промзоны большие, и учеников становилось всё меньше и меньше. Ничего особенного я в то время не задумывал и не задумываю до сих пор. Просто что-то получилось, что-то нет.

И. Б.: Можете рассказать о том, что не получилось? Мне это интересно как директору, который часто принимает решения, и всегда — во благо детей, но результат иногда выходит обратным.

Е. Р.: Что-то я стал слишком самонадеянным — пытаюсь вспомнить, но не могу…

И. Б.: Случалось ли такое, что вы взяли какого-то учителя — а потом поняли, что это огромная ошибка?

Е. Р.: Подобное иногда происходит. Но это так себе ошибка: расстались с одним — взяли другого.

Е. Р.: Я пытаюсь вспомнить, сожалел ли я хоть раз, когда от меня уходили учителя. Это важный момент, почти то же самое, что расставание с любимой женщиной, даже острее. И всё же нет, такого не было. Случалось, что я сам выгонял сотрудников, но это другое чувство.

И. Б.: И этот кейс идеально иллюстрирует мой тезис об экономических преимуществах большой школы.

Е. Р.: Да, в маленькой школе такое технически невозможно — вам нужен всего один учитель химии.

И. Б.: Вам самому было бы интересно возглавить маленькую школу с одним учителем химии?


Ефим Рачевский

И. Б.: Как вы набираете новых учителей?

Е. Р.: Первый фильтр — общая культура: как говорит, что читает, смотрит ли телевизор больше трех часов в неделю. Второй — профпригодность. Меня интересует, как учитель математики решает задачи. При этом я еще прошу его написать коротенький диктант.

Высший идиотизм — это когда завуч, имеющий базовое образование филолога, просит учителя математики посчитать процент успеваемости, потому что сам не умеет.

Или наоборот, когда преподаватель физики зовет на помощь словесника, чтобы тот проверил орфографию в его письме, которое он отправляет в какую-нибудь инстанцию. Поскольку публичное пространство теперь стало максимально широким, я считаю, что владение языком, как устным, так и письменным, — это составная часть культуры учителя. В мифы о врожденной грамотности не верю. Зато точно знаю, что у людей читающих она есть, а у нечитающих ее нет. И поэтому от руки написанная автобиография, которая прикрепляется к личному делу, мне показывает, что́ человек читал, как читал и читал ли вообще.

Еще один фильтр — запуск учителя в массы. Я обязательно смотрю на внешность и пытаюсь вычислить степень отвращения, которую она вызовет у детей. Я не ориентируюсь на модельные представления о красоте, маскулинности и т. д. Но есть обаяние и способность слушать и слышать. Ну а дальше испытательный срок, установленный законом, — три месяца.

И. Б.: Расскажите о новой школе: какая из ваших текущих задач самая сложная?

И. Б.: Но у них есть собственные интересы, которые нужно принимать во внимание. Да, вы не должны идти на поводу, но обязаны вести их за собой — именно их, а не ту безличную массу, которая во всех районах примерно одинаковая.

Е. Р.: Приведу пример того, о чём вы говорите. Мы в Орехове-Борисове десантировались в 1985-м.

Территория активно застраивалась в конце 1970-х. И ситуация тогда была веселой: между жителями четной и нечетной сторон Каширского шоссе шли войны, суровые побоища с участием подростков и мужиков постарше.

Мы со школьным водителем дядей Колей приехали к месту схватки. Девочка Маша с подружками сидела на пригорке и ждала, когда же начнется сражение в ее честь. Я вытащил из машины дядю Колю, который потерял ногу на афганской войне, задрал ему штанину и спросил: девочка Маша, конечно, красивая, но вы хотите, чтобы у вас было то же самое? И все задумались. Потом мы достали из багажника три ящика Coca-Cola, которая тогда еще была в диковинку, и вместе распили ее. Войны прекратились.

А в 1987 году мы открыли школьный кооператив. Купили станки и изготавливали допустройства для лифтов. И получали неплохую прибыль — по 100 рублей, в переводе на сегодняшние деньги — тысяч сорок. Я считаю, что умение зарабатывать — одна из ключевых компетенций и это очень хорошо для ребенка. Как раз то, о чем вы говорили, призывая меня понимать и принимать потребности людей.

И. Б.: Кстати, что вы думаете о московском рейтинге школ?

Е. Р.: Я однажды решил проверить, как распределяются его участники по карте города. Получил следующее: лидирующая двадцатка, за исключением двух-трех школ, — это Северо-Запад, Центр, Кутузовский и Ленинский. К тому же большинство из них набирает детей с 7-го класса. А мы — с трех лет (запись идет через портал госуслуг), не зная, что у них там будет с ЕГЭ и олимпиадами.

И. Б.: Но вы можете посмотреть на родителей.

И. Б.: А если бы у вас всё же была такая возможность?

Е. Р.: Тогда я включил бы кое-какие элементы селективного отбора. В случае с ребенком шести-семи лет, когда еще трудно просчитать его интеллектуальные способности, я бы смотрел на степень включенности семьи, на культурный контекст, в котором он растет. Собственно, всё, о чем писал и говорил Тубельский.

И. Б.: У вас учатся необычные дети — точнее, обычные дети, у которых есть проблемы. Как вы их решаете?

И вообще статистика показывает, что, если ребенок хотя бы 60% своего времени посвящает учебе, он обречен хорошо сдать экзамен.

Еще в феврале я обычно отменяю домашнее задание на две-три недельки, потому что они к этому времени уже устают. И знаете, кто всегда первыми начинают возмущаться?

И. Б.: Родители?

Е. Р.: Я не мог понять почему, пока мне не позвонил известный доктор педагогических наук и не сказал: что ж ты, скотина, делаешь?! Оказывается, он пришел домой, хотел хоккей посмотреть, а его внуку, который у меня учится, ничего не задали, и с ним нужно было чем-то заняться.

И. Б.: А я в этом году с сентября отменил звонки. И знаете, родители меня чуть на вилы не подняли!

Е. Р.: А что это дало?

И. Б.: Психологический комфорт. Мне, как представителю администрации, переживать звонки было просто тяжело. Учителю приходилось обрывать мысль, которую он развивает.

Люфт в конце и начале работы позволяет сделать занятие более пластичным: ты можешь задержать урок на пару минут — или, наоборот, отпустить детей раньше. Мы же все прекрасно знаем, что звонки — это наследство фабричной идеологии. Кажется, их отмена — явное изменение к лучшему. Но даже такое простое решение далось школьному сообществу с большим трудом.

Читайте также: