Инновационная деятельность по математике в доу
Обновлено: 06.07.2024
В статье рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт предусматривает развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований формы к познавательному развитию первом дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений исходя [3].
Таким мышления образом, проблема развития познавательных прежним способностей дошкольников творчески требует особого отношения со стороны простейших педагогов, поиска и применения эффективных инновационных технологий тем и методов работы с дошкольниками. Инновацией называют создание и цель использование нового компонента, вызывающего изменения среды из одного состояния в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимаются создание нового, ранее не существующего компонента. Проблема использования инновационных технологий, способствующих развитию математических детьми способностей детей является одной из важных и актуальных в современный период. Это вызвано целым рядом причин: метод высоким уровнем требований к выпускнику-дошкольнику, обилием информации, получаемой ребѐнком, повышенным вниманием к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более игра интересным и интенсивным. Поэтому игровые использование современных эффективных инновационных были технологий в дошкольном возрасте по математическому развитию дает высокую результативность, цель так как современные дети живут в быстроменяющейся эпохе информационного общества. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Особую ценность имеет развитие способности самостоятельно и творчески мыслить, владеть игровые способами эффективной переработки информации [2].
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
- Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
- Повысим гибкость и раскованность в общении
Описание презентации по отдельным слайдам:
Актуальность темы: В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников. Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М.Монтессори, Триз, Никитина, Петерсена, Кюизенера в частности, дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля.
Цель работы Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально- творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.
Задачи - внедрить педагогическую систему по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игровых технологий с целью эффективного интеллектуально-творческого развития детей; - развивать наблюдательность, познавательно-исследовательский интерес к явлениям и объектам окружающей действительности, потребность узнать и освоить новое; - развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения) ; - гармонично, сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начало; - формировать базисные представления об окружающем мире, математические, речевые умения; - развивать самостоятельность, индивидуальность и инициативу каждого ребенка при организации игровых действий, планировании, выборе методов и форм решения поставленной проблемной ситуации; - повысить уровень теоретических и практических знаний у родителей о развивающих возможностях инновационных игровых технологий для познания детьми логики и математики в дошкольном возрасте.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Использование современных технологий математического развития
Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
Технология М.Монтессори Главное в этом методе - предоставление ребенку полной свободы самовыражения и действий. Именно возможность саморазвития ребенка отличает систему М. Монтессори от других систем. Здесь ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает.
Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Одна из важнейших задач воспитания дошкольника – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять, и измерять, но и рассуждать.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Опыт работы воспитателя Богачковой Елены Александровны сосредоточен на развитии основных компонентов профессионализма педагога в сфере формирования у детей основных приемов логического мышления. Целью его является создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дьенеша. Конкретизируется он в следующих задачах: формирование познавательных интересов, творческого воображения, основных приемов логического мышления, развитие у детей умения рассуждать, доказывать, воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.
В педагогическом опыте прослеживается выстроенная структура взаимодействия воспитатель – дети - родитель. Здесь рассматриваются различные формы работы с детьми и родителями, рациональность и последовательность их применения. Особое значение уделено использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе, так как компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
- поощрение ребенка при правильном решении проблемных игровых задач является стимулом познавательной активности детей;
- позволяет моделировать такие жизненнее ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
- позволяет ребенку самостоятельно исправлять свои ошибки.
Представленные в опыте дидактические игры и пособия, созданные с помощью информационно-коммуникационных технологий, дают возможность в игровой форме, ненавязчиво ввести детей в мир геометрических фигур, важны для развития логического мышления, творческого воображения, умения рассуждать и доказывать, декодировать информацию. Данные пособия предназначены для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование основных приемов логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование; закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие умения декодировать информацию, рассуждать, доказывать.
Ход игры: перед детьми появляется волшебная дверь, закрытая на множество замков. На каждом замке с помощью символов закодирована информация о форме, размере и цвете ключа. В нижней части экрана рассыпаны ключи –геометрические фигуры. Гном просит ребят помочь открыть дверь, подобрав к каждому замочку свой ключ. Сначала дети устанавливают, какая фигура закодирована, затем нажимают на ее изображение. Если фигура подобрана правильно, она перемещается в замочную скважину. Если нет, фигура временно исчезает. После того, как открыт последний замок, появляется следующий слайд с изображением открытой двери. Звучат аплодисменты. Затем происходит возврат на главный экран. Выбирается следующая игра.
- воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам;
- развивать у детей творческое воображение, умение рассуждать, доказывать, а также конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- формировать основные приемы логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование.
Злой осьминог закрыл ворота в подводное царство русалочки на замки.
Открыть их может ключ- фигура, признаки которой зашифрованы на самом замке.
У морской звезды неприятности: жемчуг из раковин рассыпался и перепутался. Но на раковинах есть подсказки: цвет, форма, размер и толщина жемчужины. Если жемчуг выбран правильно –раковина закрывается.
После сильного шторма домики морских коньков разрушены. Но сохранились схемы, по которым их можно восстановить. На схемах указаны расположение и свойства блоков для строительства.
Конечно, можно скачать игры из сети Интернет или купить готовый диск, но лучше приложить некоторые усилия и самим сделать обучающую интерактивную игру для детей. Ребенок увидит на экране именно то, что надо воспитателю на данном мероприятии. А воспитатель получит в процессе создания игры новые знания в области ИКТ, применит их сразу на практике, увидит готовый продукт своего труда и, самое главное, получит удовольствие от творческого процесса.
Так же эти игры имеются и в настольно-печатном варианте. Использование цветного принтера и ламинирование позволяют сделать эти пособия яркими, привлекательными для детей и долговечными.
Таким образом, система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша способствует более успешному формированию у детей основных приемов логического мышления.
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.
Использование инновационного подхода на занятиях по математике у дошкольников
Климович Диана Игоревна,
Московская обл., г. Балашиха
E - mail : dou 7_ solnce @ mail . ru
Новые условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Изменились цели и задачи, стоящие перед современными образовательными учреждениями. Они находятся в поиске содержания, средств, и методов образования, которые соответствовали бы изменившимся условиям. Задача дошкольного образования заключается в в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого возрастного потенциала.
В наиболее близких и естественных для ребёнка видах деятельности - игре, общении, экспериментировании, предметной и изобразительной, речевой и математической деятельности – происходит интеллектуальное, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника.
Естественно-математическое развитие детей по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, развивает память, внимание, сообразительность.
В связи с этим я уделяю большое внимание математическому развитию, которое имеет в дошкольном учреждении чрезвычайную значимость; и его, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одно из приоритетных. Чтобы не заставлять ребенка учиться и заниматься, а действительно развить в нем желание и любовь к получению знаний, к поиску и открытию для себя чего-то нового, к стремлению "двигаться вперед", я, прежде всего, стараюсь разбудить в нем его познавательный интерес. Именно поэтому, я использую такие инновационные методы как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды, которые позволяют достичь мне этой цели.
Изложу суть инновационных технологий. Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-технологии проектной деятельности
-технология исследовательской деятельности
-технология портфолио дошкольника и воспитателя
Здоровьесберегающие технологии . Их целью является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Они включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Технологии проектной деятельности . Цель таких технологий в развитии и обогащении социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Классификация учебных проектов:
Технология исследовательской деятельности . Цель исследовательской деятельности в детском саду - формировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Информационно-коммуникационные технологии . Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Преимущества компьютера: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения;
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
Недостаточная методическая подготовленность педагога
Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
Бесплановость, случайность применения ИКТ
Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога в основном используется для подбора иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация); подбора дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; оформления групповой документации, отчетов (компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения); создания презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Личностно - ориентированная технология . Такие технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения.
Игровая технология . Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Новые педагогические технологии , которые я активно использую в своей педагогиеской деятельности, гарантируют мне достижение дошкольника в образовательных областях и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Я считаю, что каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. И мне кажется, что для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!
Читайте также:
- Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям доу презентация
- Какая черта определяла деятельность петровской школы
- Критерии оценки эффективности деятельности помощника воспитателя в доу
- Как стать самой красивой в школе в 10 лет
- Экологический краткосрочный проект в младшей группе детского сада