Какая черта определяла деятельность петровской школы

Обновлено: 05.07.2024

Все представленные на рассмотрение Петра I проекты организации обра­зования в полной мере реализованы не были. Однако под влиянием этих проектов единый тип обра­зования, характерный для допетровского времени, разделился на два направления – церковное и светское, причем в рамках последнего возникли различные профессиональные школы. Про­фессиональная направленность новой организации образова­ния являлась его главной характеристикой. В новых учебных за­ведениях главное место занимали специальные предметы: ма­тематика, навигация, инженерия, артиллерия, медицина и т.д.

Другой важнейшей чертой образования стало преоблада­ние сословности. Внутренняя политика Петра I характеризо­валась стремлением к возвышению дворянского сословия. В итоге все создававшиеся государством средние и высшие школы предназначались в основном для детей дворян, гото­вившихся к занятию главных должностей в государственном аппарате, в армии, на флоте, для руководства промышлен­ностью и торговлей. Однако нередко в эти школы принима­ли детей и из других сословий. В целом же для различных сословий создавались свои школы. Исключение составляло лишь крестьянство, ибо крестьянский труд, как считалось, не требовал какого-либо образования. Все школы создава­лись по указам Петра I и даже при личном его контроле.

Первой попыткой петровского правительства создать в России сеть государственных начальных школ, доступных до­статочно широким народным слоям, было открытие цифир­ных школ. Они учреждались согласно указу царя от 1714 г. для детей от 10 до 15 лет с целью подготовки части народа к госу­дарственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах, верфях. Цифирные школы рассматривались также как подготовитель­ный этап для последующей профессиональной подготовки. Поэтому первоначально предполагалось, что эти школы бу­дут посещать не только дети солдатские и посадские, но и дети духовенства, дворян, приказных. В содержание обучения входили грамота, арифметика, начальная геометрия. В каче­стве учителей использовались ученики московской школы ма­тематических и навигацких наук. Однако организация и рабо­та этих учебных заведений столкнулись с трудностями, по­скольку они располагались на большом расстоянии от домов учеников. Для предупреждения побегов из школы и прогулов занятий учеников нередко содержали под караулом, приме­няли жестокие дисциплинарные меры, набирали в школу си­лой. Поскольку военная и гражданская служба дворянина с этого времени требовала первоначального обучения, своего рода прохождения учебной повинности, без которой ему зап­рещалось даже жениться, то родители изыскивали причины, по которым дети могли бы не посещать эти школы. В 1716 г. Петр I разрешил дворянским детям обучаться дома или в сто­личных школах. Вскоре была удовлетворена аналогичная просьба купцов, а возвращения церковных детей в духовные школы потребовал синод. Таким образом, цифирные школы не получили поддержки практически среди всех сословий и не могли стать базовым типом новой русской школы. Трудно­сти материального плана постепенно привели к почти повсе­местному их закрытию. Однако опыт их создания, безуслов­но, обогатил отечественную педагогическую практику.

В это же время создавались горнозаводские школы, в ко­торых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Первая была открыта в 1716 г. на Петровском заводе в Каре­лии, куда собрали 20 детей из бедных дворянских семей и стали обучать их чтению, письму, геометрии, арифметике, артиллерии, горному делу. Здесь же учили горному делу юно­шей, уже работающих на заводах, а воспитанников Москов­ской школы математических и навигацких наук – доменно­му, кузнечному, якорному.




В начале XVIII в. преимущественно для дворянских детей последовательно открывались новые учебные заведения, та­кие как Московская инженерная школа (1703), Петербургс­кая инженерная школа (1719), Петербургская артиллерийс­кая шкода и др.

Проблема профессиональной подготовки коснулась и го­сударственного аппарата. Для удовлетворения этой потреб­ности открывались школы, где готовились канцелярские слу­жащие (1721).

Эту задачу пытались решить школы частные. Пользовав­шиеся в то время субсидиями от государства, именно они во многом послужили основой для последующего развития школьного дела в России.

Значительные преобразования произошли в петровское время и в традиционных для России духовных учебных заве­дениях, через которые еще в XVII в. в страну стало прони­кать западноевропейское образовательное влияние. Именно оно способствовало расширению целей обучения и измене­нию образовательных курсов и тем самым косвенно положи­ло начало российским просветительским реформам. Однако жесткая политика Петра I по отношению к церкви, стрем­ление полностью подчинить ее царской власти и государ­ству, желание иметь духовенство, поддерживающее преоб­разования в стране, а также появление нового, светского направления в обучении и воспитании не могли не отра­зиться на духовно-церковных учебных заведениях.

В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духов­ных школ. Они получили название архиерейских, были толь­ко начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей, которые поддерживали преобразования в госу­дарстве. Такие школы были созданы в Чернигове, Тобольске, Ростове, Смоленске. Вскоре епископов обязали открывать школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. Предполагалось, что в них будут обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, арифметике и геометрии.

Наиболее значительной была деятельность Новгородской архиерейской школы. Она давала ученикам широкий курс об­разования и, по сути, являлась повышенной школой. Она была открыта в 1706 г. братьями Лихудами, которые работали в ней учителями. По примеру Московской славяно-греко-латинской академии в Новгороде изучали греческий и латинский языки. Петр I использовал эту школу для подготовки к государствен­ной службе дворянских детей. За 20 лет работы в ней было обучено большое количество православных россиян.

Все представленные на рассмотрение Петра I проекты организации обра­зования в полной мере реализованы не были. Однако под влиянием этих проектов единый тип обра­зования, характерный для допетровского времени, разделился на два направления – церковное и светское, причем в рамках последнего возникли различные профессиональные школы. Про­фессиональная направленность новой организации образова­ния являлась его главной характеристикой. В новых учебных за­ведениях главное место занимали специальные предметы: ма­тематика, навигация, инженерия, артиллерия, медицина и т.д.

Другой важнейшей чертой образования стало преоблада­ние сословности. Внутренняя политика Петра I характеризо­валась стремлением к возвышению дворянского сословия. В итоге все создававшиеся государством средние и высшие школы предназначались в основном для детей дворян, гото­вившихся к занятию главных должностей в государственном аппарате, в армии, на флоте, для руководства промышлен­ностью и торговлей. Однако нередко в эти школы принима­ли детей и из других сословий. В целом же для различных сословий создавались свои школы. Исключение составляло лишь крестьянство, ибо крестьянский труд, как считалось, не требовал какого-либо образования. Все школы создава­лись по указам Петра I и даже при личном его контроле.

Первой попыткой петровского правительства создать в России сеть государственных начальных школ, доступных до­статочно широким народным слоям, было открытие цифир­ных школ. Они учреждались согласно указу царя от 1714 г. для детей от 10 до 15 лет с целью подготовки части народа к госу­дарственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах, верфях. Цифирные школы рассматривались также как подготовитель­ный этап для последующей профессиональной подготовки. Поэтому первоначально предполагалось, что эти школы бу­дут посещать не только дети солдатские и посадские, но и дети духовенства, дворян, приказных. В содержание обучения входили грамота, арифметика, начальная геометрия. В каче­стве учителей использовались ученики московской школы ма­тематических и навигацких наук. Однако организация и рабо­та этих учебных заведений столкнулись с трудностями, по­скольку они располагались на большом расстоянии от домов учеников. Для предупреждения побегов из школы и прогулов занятий учеников нередко содержали под караулом, приме­няли жестокие дисциплинарные меры, набирали в школу си­лой. Поскольку военная и гражданская служба дворянина с этого времени требовала первоначального обучения, своего рода прохождения учебной повинности, без которой ему зап­рещалось даже жениться, то родители изыскивали причины, по которым дети могли бы не посещать эти школы. В 1716 г. Петр I разрешил дворянским детям обучаться дома или в сто­личных школах. Вскоре была удовлетворена аналогичная просьба купцов, а возвращения церковных детей в духовные школы потребовал синод. Таким образом, цифирные школы не получили поддержки практически среди всех сословий и не могли стать базовым типом новой русской школы. Трудно­сти материального плана постепенно привели к почти повсе­местному их закрытию. Однако опыт их создания, безуслов­но, обогатил отечественную педагогическую практику.

В это же время создавались горнозаводские школы, в ко­торых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Первая была открыта в 1716 г. на Петровском заводе в Каре­лии, куда собрали 20 детей из бедных дворянских семей и стали обучать их чтению, письму, геометрии, арифметике, артиллерии, горному делу. Здесь же учили горному делу юно­шей, уже работающих на заводах, а воспитанников Москов­ской школы математических и навигацких наук – доменно­му, кузнечному, якорному.

В начале XVIII в. преимущественно для дворянских детей последовательно открывались новые учебные заведения, та­кие как Московская инженерная школа (1703), Петербургс­кая инженерная школа (1719), Петербургская артиллерийс­кая шкода и др.

Проблема профессиональной подготовки коснулась и го­сударственного аппарата. Для удовлетворения этой потреб­ности открывались школы, где готовились канцелярские слу­жащие (1721).

Эту задачу пытались решить школы частные. Пользовав­шиеся в то время субсидиями от государства, именно они во многом послужили основой для последующего развития школьного дела в России.

Значительные преобразования произошли в петровское время и в традиционных для России духовных учебных заве­дениях, через которые еще в XVII в. в страну стало прони­кать западноевропейское образовательное влияние. Именно оно способствовало расширению целей обучения и измене­нию образовательных курсов и тем самым косвенно положи­ло начало российским просветительским реформам. Однако жесткая политика Петра I по отношению к церкви, стрем­ление полностью подчинить ее царской власти и государ­ству, желание иметь духовенство, поддерживающее преоб­разования в стране, а также появление нового, светского направления в обучении и воспитании не могли не отра­зиться на духовно-церковных учебных заведениях.

В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духов­ных школ. Они получили название архиерейских, были толь­ко начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей, которые поддерживали преобразования в госу­дарстве. Такие школы были созданы в Чернигове, Тобольске, Ростове, Смоленске. Вскоре епископов обязали открывать школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. Предполагалось, что в них будут обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, арифметике и геометрии.

Наиболее значительной была деятельность Новгородской архиерейской школы. Она давала ученикам широкий курс об­разования и, по сути, являлась повышенной школой. Она была открыта в 1706 г. братьями Лихудами, которые работали в ней учителями. По примеру Московской славяно-греко-латинской академии в Новгороде изучали греческий и латинский языки. Петр I использовал эту школу для подготовки к государствен­ной службе дворянских детей. За 20 лет работы в ней было обучено большое количество православных россиян.

1. Какая из представленных задач выходит за рамки задач истории педагогики?

А) Исследование генезиса педагогического процесса.

Б) Разработка проблем преемственности в обучении и воспитании.

В) Изучение педагогических идей прошлого.

Г) Выявление зависимости исторического развития педагогического процесса от социально-экономических, политических, культурных и других факторов.

Какой из названных принципов не относится к числу принципов историко-педагогического исследования?

А) Принцип историзма. Б) Принцип доступности.

В) Принцип преемственности. Г) Принцип научности.

Какая педагогика не выделяется в самостоятельный исторический этап?

А) Семейная педагогика Б) Государственная педагогика

Основной тип православной школы в юго-западной Руси после татаро-монгольского нашествия.

А) Иезуитские колледжи Б) Славяно-греко-латинская академия

Какого типа школ не существовало в Киевской Руси?

А) Грамматическая школа Б) Женские монастырские училища

Какая из перечисленных характеристик не относится к народной педагогике?

А) Уважение старших Б) Трудовое воспитание

7. Как назывался сборник наставлений и поучений о воспитании детей в семье и нормах поведения XVI века?

8. Какая черта определяла деятельность петровской школы?

А) Всесословность Б) Профессиональная направленность

9. Какого факультета, в отличие от западных университетов, не было создано в Московском университете?

А) Философского Б) Юридического

А) Всесословность Б) Закрытый характер обучения

11. Как называлось основное педагогическое сочинение Екатерины II?

12. Чьи идеи лежали в основе педагогической системы И.И. Бецкого?

А) Античной педагогики Б) Педагогики эпохи Возрождения

13.Какая черта отсутствовала в образовании екатерининского времени?

А) Сословный характер образования

Б) Совмещение общего и специального образования в одних и тех же учебных заведениях

В) Закрытый характер учебных заведений

14. Какие учебные заведения не входили в систему народного образования согласно Устава 1804 г.?

А) Приходские училища Б) Женские училища
В) Уездные училища Г) Гимназии

15. Какой из принципов не являлся составной частью формулы графа С.С. Уварова, лежащей в основе николаевской системы образования?

А) Самодержавие Б) Народность

В) Сословность Г) Православие

16. С какой статьи берет начало общепедагогическая дискуссия 50-60-х гг. XIX века?

А) Внесословное образование Б) Развитие и саморазвитие личности

18. Основоположник женского гимназического образования в России.

А) Н.А. Вышеградский Б) К.Д. Ушинский

19. Какой из перечисленных элементов не входил в систему внешкольного образования?

А) Земские школы Б) Воскресные школы

20. Основоположником какого из подходов в педагогике являлся К.Д. Ушинский?

21. Какая из названных идей не получила развития в педагогике К.Д. Ушинского?

А) Идея гармоничного развития личности Б) Идея трудового воспитания

22. Кто из указанных педагогов не являлся сторонником свободного воспитания?

А) Л.Н. Толстой Б) Д.И. Писарев

23. С чьим именем связана разработка и реализация идеи создания земской начальной школы в первые пореформенные десятилетия?

А) Л.Н. Толстой Б) Н.А. Корф

24. Какова была продолжительность обучения в школах Н.А. Корфа?

25. Кто из названных педагогов отстаивал национальный идеал в образовании?

А) В.Я. Стоюнин Б) Н.Ф. Бунаков

В) В.А. Евтушевский Г) И.И. Паульсон

26. Какие из учебных заведений второй половины XIX века не относились к начальным?

А) Церковно-приходские школы Б) Земские школы

27. Кто из педагогов представлял религиозное направление в начальном образовании?

А) С.А. Рачинский Б) Н.А. Корф

28. Кто из педагогов впервые ввел обучение на родном языке в начальных школах для коренных народов Российской империи?

А) Н.Ф. Левицкий Б) В.М. Бехтерев

1. Как назывались первые учебные заведения на Древнем Востоке?

А) Грамматические школы Б) Дома знаний

2. Основа спартанской системы воспитания

А) Изучение философии Б) Физическая подготовка

3.Где проходил последний этап обучения греческих юношей?

А) Мусические школы Б) Эфебий

4. Выпускники каких учебных заведений Древнего Рима предназначались для занятия руководящих военно-государственных должностей?

А) Школы риторов Б) Грамматической школы

5. Кто из античных философов первым выдвинул идею о природосообразности воспитания?

А) Аристотель Б) Платон

Какое воспитание не рассматривал в своих трудах Аристотель?

А) Трудовое Б) Физическое

8.Чем отличалась средневековая школа Византии от школы раннефеодальной Европы?

А) Отсутствие телесных наказаний

Б) Отсутствие монополии церкви на образование

В) Религиозным характером образования

9. Какой язык использовался в городских школах средневековой Европы?

А) Греческий Б) Латинский

В) Родной язык Г) Арабский

10. Какого факультета не было в университетах средневековой Европы?

А) Филологического факультета Б) Юридического факультета

В) Богословского факультета Г) Медицинского факультета

А) Умение играть в шахматы Б) Умение плавать

В) Умение играть на музыкальных инструментах Г) Умение писать

12. Какой из перечисленных элементов не рассматривался педагогами эпохи Возрождения как атрибут общественно полезной личности?

А) Классическое образование Б) Физическое развитие

13. Кто из педагогов эпохи Возрождения впервые выдвинул идею трудового воспитания?

А) Х.Л. Вивес Б) Ф. Рабле

14.Как называлась школа, открытая В. де Фельтре ?

А) Дом знаний Б) Дом радости

В) Дом табличек Г) Дом Солнца

15. Кто выступил инициатором учреждения протестантских школ в Германии?

А) Томас Мюнцер Б) Мартин Лютер

16. Какой из видов воспитания не рассматривался Я.А. Коменским в качестве основного?

А) Физическое воспитание Б) Нравственное воспитание

17. Какая школа предназначалась Я.А. Коменским для обучения детей от 12 до 18 лет?

А) Академия Б) Материнская школа

Какого метода обучения не существовало в дидактической системе Я.А. Коменского?
А) Метода наук Б) Метода языков

19. Где, по мнению Джона Локка нужно воспитывать ребенка?

А) Дома Б) В монастыре

Какую цель воспитания ставил Д. Локк?

А) Воспитание гражданина Б) Воспитание джентльмена
^
В) Воспитание патриота Г) Воспитание эрудита

Формирование какого качества не входило в воспитание джентльмена у Д. Локка?

А) Добродетель Б) Образованность

Какой из принципов воспитания обосновал Ж.-Ж. Руссо?

А) Культуросообразность Б) Природосообразность

В) Опора на положительное в личности Г) Целеустремленность

22. Сколько периодов в воспитании ребенка выделял Ж.-Ж. Руссо?

А) Два Б) Три В) Четыре Г) Пять

Кто из названных педагогов осветил проблему воспитания женщины?

А) Д. Дидро Б) Ж.А. Кондорсе В) Ж.-Ж. Руссо Г) К.А. Гельвеций

В чем состояло основное различие педагогики К.А. Гельвеция и Д. Дидро?

А) Во взглядах на значение природных задатков для развития людей

Б) В отношении к просвещению широких народных масс

В) В критике французской феодальной системы воспитания

Г) В отношении церковного влияния на школу

25. Какая теория является центром педагогической системы И.Г. Песталлоци?

А) Свободного воспитания Б) Элементарного образования

Основная задача воспитания у И.Г. Песталлоци.

А) Воспитать гармонически развитого человека

Б) Воспитать религиозно-нравственного человека

В) Воспитать гражданина

27. Кто являлся основоположником теории воспитывающего обучения?

А) Ф.А. Дистервег Б) Ф.В. Фребель

Какой вид обучения не входил в систему И.Ф. Гербарта

А) Описательное обучение Б) Аналитическое обучение

Кто из педагогов XIX века разработал научные основы развивающего обучения?

А) Р. Оуэн Б) Г. Спенсер

Какой элемент отсутствовал в системе непрерывного образования Р. Оуэна?

А) Дошкольные учреждения Б) Начальная школа

Какое положение не нашло отражения в учении К. Маркса и Ф. Энгельса об образовании и воспитании?

А) Религиозно-нравственные основы воспитания

Б) Классовый характер воспитания в классовом обществе

В) Историческая обусловленность целей и задач воспитания

31. Представителями какого течения в педагогике были Э. Майман и Э. Торндайк?

32. Кто явился основоположником педологии?

А) Гренвил Стенли Холл Б) С. Френе

Какая из названных работ принадлежит А.С. Макаренко?

Какой из названных принципов воспитания был обоснован А.С. Макаренко?

Б) Воспитания в коллективе и через коллектив

В) Опоры на положительное в человеке

Г) Воспитания в процессе деятельности

Когда было принято Постановление ЦК ВКП (б) «О всеобщем начальном обучении?

А) 1918 год Б) 1920 год

В) 1941 год Г) 1930 год

Какой раздел не входил в комплексные программы для школ 1923 -1925 гг?

А) Искусство и культура Б) Природа и человек

В) Труд Г) Общество

Сколько классов насчитывала неполная средняя школа в 1930-е годы?

А) 6 классов Б) 7 классов
^
В) 8 классов Г) 9 классов

39. Какие способности, на взгляд С.Т. Шацкого требовали приоритетного развития у детей для выполнения общественно полезной работы?

А) Умственные Б) Физические

40. Какие из перечисленных учебных заведений функционировали до Великой Отечественной войны?
А) Школы рабочей молодежи Б) Школы сельской молодежи

41. Какие дисциплины не входили в программы ремесленных училищ и школ ФЗО в годы ВОВ?

А) Общеобразовательные Б) Общественные

42. Каким из названных образовательных учреждений руководил В.А. Сухомлинский?

А) Павлышевской средней школой Б) Яснополянской школой


2 чел. помогло.


  1. Основной тип православной школы в юго-западной Руси после татаро-монгольского нашествия.

В) Монастырские школы Г) Братские школы


  1. Какого типа школ не существовало в Киевской Руси?

В) Школа повышенного типа Г) Школа элементарной грамоты


  1. Какая из перечисленных характеристик не относится к народной педагогике?

В) Религиозность Г) Сословность

7. Как назывался сборник наставлений и поучений о воспитании детей в семье и нормах поведения XVI века?

В) Домострой Г) Русская правда

8. Какая черта определяла деятельность петровской школы?

А) Всесословность Б) Профессиональная направленность

В) Энциклопедичность Г) Религиозная направленность

9. Какого факультета, в отличие от западных университетов, не было создано в Московском университете?

А) Философского Б) Юридического

В) Богословского Г) Медицинского

А) Всесословность Б) Закрытый характер обучения

В) Религиозную направленность образования Г) Совместное обучение мальчиков и девочек

11. Как называлось основное педагогическое сочинение Екатерины II?

12. Чьи идеи лежали в основе педагогической системы И.И. Бецкого?

А) Античной педагогики Б) Педагогики эпохи Возрождения

В) Французских просветителей Г) Воспитывающего обучения И. Гербарта

13.Какая черта отсутствовала в образовании екатерининского времени?

А) Сословный характер образования

Б) Совмещение общего и специального образования в одних и тех же учебных заведениях

В) Закрытый характер учебных заведений

14. Какие учебные заведения не входили в систему народного образования согласно Устава 1804 г.?

А) Приходские училища Б) Женские училища

В) Уездные училища Г) Гимназии

15. Какой из принципов не являлся составной частью формулы графа С.С. Уварова, лежащей в основе николаевской системы образования?

А) Самодержавие Б) Народность

В) Сословность Г) Православие

16. С какой статьи берет начало общепедагогическая дискуссия 50-60-х гг. XIX века?

А) Внесословное образование Б) Развитие и саморазвитие личности

В) Свободное воспитание Г) Открытый характер образования

18. Основоположник женского гимназического образования в России.

А) Н.А. Вышеградский Б) К.Д. Ушинский

В) П.Г. Редкин Г) В.И. Водовозов

19. Какой из перечисленных элементов не входил в систему внешкольного образования?

А) Земские школы Б) Воскресные школы

В) Публичные лекции Г) Общества самообразования

20. Основоположником какого из подходов в педагогике являлся К.Д. Ушинский?

21. Какая из названных идей не получила развития в педагогике К.Д. Ушинского?

А) Идея гармоничного развития личности Б) Идея трудового воспитания

В) Идея народности в общественном воспитании Г) Идея свободного воспитания

22. Кто из указанных педагогов не являлся сторонником свободного воспитания?

А) Л.Н. Толстой Б) Д.И. Писарев

В) К.Н. Венцель Г) В.И. Водовозов

23. С чьим именем связана разработка и реализация идеи создания земской начальной школы в первые пореформенные десятилетия?

А) Л.Н. Толстой Б) Н.А. Корф

В) В.Я. Стоюнин Г) Я.М. Неверов

24. Какова была продолжительность обучения в школах Н.А. Корфа?

А) 1 год Б) 2 года В) 3 года Г) 4 года

25. Кто из названных педагогов отстаивал национальный идеал в образовании?

А) В.Я. Стоюнин Б) Н.Ф. Бунаков

В) В.А. Евтушевский Г) И.И. Паульсон

26. Какие из учебных заведений второй половины XIX века не относились к начальным?

А) Церковно-приходские школы Б) Земские школы

В) Уездные училища Г) Двухклассные городские училища

27. Кто из педагогов представлял религиозное направление в начальном образовании?

А) С.А. Рачинский Б) Н.А. Корф

В) М.И. Демков Г) Д.Д. Семенов

28. Кто из педагогов впервые ввел обучение на родном языке в начальных школах для коренных народов Российской империи?

А) Н.Ф. Левицкий Б) В.М. Бехтерев

В) Н.И. Ильминский Г) В.П. Вахтеров

1. Как назывались первые учебные заведения на Древнем Востоке?

А) Грамматические школы Б) Дома знаний

В) Дома табличек Г) Ликеи

2. Основа спартанской системы воспитания

А) Изучение философии Б) Физическая подготовка

В) Музыкальное образование Г) Литературное образование

3.Где проходил последний этап обучения греческих юношей?

А) Мусические школы Б) Эфебий

В) Палестра Г) Школа грамматиста

4. Выпускники каких учебных заведений Древнего Рима предназначались для занятия руководящих военно-государственных должностей?

А) Школы риторов Б) Грамматической школы

В) Тривиальной школы Г) Палестры

5. Кто из античных философов первым выдвинул идею о природосообразности воспитания?

А) Аристотель Б) Платон

В) Сократ Г) Демокрит


  1. Какое воспитание не рассматривал в своих трудах Аристотель?

В) Нравственное Г) Умственное

8.Чем отличалась средневековая школа Византии от школы раннефеодальной Европы?

А) Отсутствие телесных наказаний

Б) Отсутствие монополии церкви на образование

В) Религиозным характером образования

Г) Физической подготовкой

9. Какой язык использовался в городских школах средневековой Европы?

А) Греческий Б) Латинский

В) Родной язык Г) Арабский

10. Какого факультета не было в университетах средневековой Европы?

А) Филологического факультета Б) Юридического факультета

В) Богословского факультета Г) Медицинского факультета

А) Умение играть в шахматы Б) Умение плавать

В) Умение играть на музыкальных инструментах Г) Умение писать

12. Какой из перечисленных элементов не рассматривался педагогами эпохи Возрождения как атрибут общественно полезной личности?


В современном мире как никогда актуальна проблема современного образования, в связи с потребностями развития экономики и общества. Наша эпоха — это эпоха перемен, поиска новых путей в образовательной деятельности. Это было важно во все времена реформирования государственности, экономики.

Исторически сложилось что широкомасштабное начало реформаторской деятельности связанна с именем Петра I.

Поэтому мы считаем, что необходимо рассмотреть истоки обновления образования в России начатом Петром I.

Мы знаем время Петра I, как время широких преобразований в экономической, и в политической жизни, и в культуре, и в образовании и быту. Царь Петр I великий приложил все силы к тому, чтобы превратить Россию в сильное и богатое государство, не уступающее ведущим Европейским державам того времени. Стремясь приблизить ее к цивилизованным странам Западной Европы, царь провел реформы: государственного правления, изменил налоговую систему, способствовал созданию мануфактур, заводов и верфей, старые административные учреждения заменились новыми, появились различные учебные заведения. Петру I в целях проведения преобразований в стране необходимо было превратить своих современников в ловких, знающих и энергичных подвижников в реформах соратников в бою, помощников в строительстве. В своей статье мы поставим задачу рассмотреть крупные преобразования Петра I в образовательной сфере, проанализировать содержание учебной деятельности в специально созданных образовательных учреждениях России петровского времени, обосновать их необходимость и своевременность для реформаторской деятельности в области экономических преобразований.

Петр I как реформатор уделял образованию много сил и внимания, о чем свидетельствуют следующие цифры: создано 50 народных школ,61 гарнизонная школа и т. д.

Одной из ключевых задач в деятельности Петра I стало переустройство школьного дела. Поскольку для преобразований требовались квалифицированные специалисты. Ученики обучались как за границей, так и в специально созданных отечественных образовательных учреждениях.

Открываются впервые светские государственные школы различных типов. Их отличал характер реального учебного заведения, где давалось начальное профессиональное образование [1, c.78].

Основные школьные предметы: арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия и математическая география. С целью подготовки к поступлению были организованы 2 начальных класса: русская школа для обучения чтению и письму и цифирная школа для преподавания элементарной арифметики. В школе обучалось около 200 человек, полный комплект — 500 человек [4, c.56].

Ученики — 12–17 лет, а иногда и 20 лет, поскольку сроков обучения не было. Дисциплина была строгой — за прогулы грозил штраф: за первый день 5 руб., второй 10 руб. далее по 15 руб.

Еще одним из важных элементов реформирования Петра I в области образования являлось создание Академии наук. В стране возникала необходимость развития науки и образования для подготовки специалистов в области промышленности, транспорта, торговли, для решения повышения образованности народа, укрепления Российского государства и укрепления России в политике. Разрабатывая проект создания Академии наук, Петр 1 заботился о том, чтобы ее деятельность была на уровне науки своего времени. С этой целью для работы в Академию были приглашены крупные иностранные ученые: математики Леонард Эйлер, Николай и Даниил Бернулли, Христиан Гольдбах, астроном и географ Жан Делиль, физик Георг Крафт и др. Многие из них, в том числе Л.Эйлер и Д.Бернулли, как ученые сформировались именно в России.

Пушкарские школы, как и Навигацкие, включали русскую школу, цифирную и специальную школу, где изучали тригонометрию, черчение, военные науки. Разночинцы, окончив первые 2 школы, отравлялись рядовыми в артиллерию, дворяне в чине офицеров.

Образование носило принудительный характер, это привело к отмиранию цифирных школ. Если в 1722 г. было 42 школы, то в 1744 г. осталось 8. Однако ученики бежали из школ. В 1726 г. упоминается о 322 учениках. Пойманные заковывались в колодки и возвращались в школу, наказывались плетьми, а родители часто прятали их.

Единая система преподавания отсутствовала, предметы изучали последовательно, единого времени для экзаменов не было. Учеников переводили по мере освоения дисциплин. Методики изучения были примитивны и были ориентированы на зазубривание текстового материала без акцента на понимание [2, c.65].

По решению императора Адмиралтейство открывает школы в разных городах страны. Император понимал значение созданных им школ для будущего Российской империи.

В 1798г. Госпитальную школу реорганизовали в Московскую медико-хирургическую академию, которая существует и сегодня. Созданный Петром госпиталь отныне носит имя Н. Н. Бурденко, здесь проходят лечения военнослужащие, осуществляются научные изыскания в сфере военной медицины. Госпиталь принимал раненых всех войн.

Весьма примечателен тот факт, что Петр в последние году жизни издал указ, согласно которого дважды в год руководители учебных заведений отчитывались о состоянии дел в вверенном заведении, численности обучающихся, успехах в учении и прилежании.

Всего в период правления Петра Великого открылась 50 народных школ, 61 гарнизонная школа, таких показателей удалось достичь лишь в эпоху правления Петра.

Вклад Петра I в развитие отечественного школьного дела сложно переоценить. Его усилиями заложен базис школьного образования, подготовлены первые учебники, введены основы классно-урочной системы. Еще одной отличительной чертой стало то, что обучение носило всесословный характер.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, Россия, гарнизонная школа, госпитальная школа, Москва, реформаторская деятельность, русская школа, ученик.

Читайте также: