Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права кратко

Обновлено: 05.07.2024

Административно-правовой статус иностранных граждан

Административно-правовой статус – это юридически закрепленное положение гражданина в обществе, комплекс его юридических обязанностей, субъективных прав и ответственности, а также гарантий со стороны государства, которые закреплены административно-правовыми нормами.

К иностранным гражданам относятся лица, имеющие гражданство другого государства и не являющиеся гражданами РФ. Лицо без гражданства – это лицо, не являющееся гражданином России, которое не может доказать наличия другого государства. Для пребывания на территории России иностранных граждан существуют режим благоприятствования и национальный режим.

Все иностранные граждане, которые находятся на территории РФ, подразделяются на отдельные категории по следующим критериям:

  • по срокам нахождения в стране (постоянно проживающие, имеющие разрешение и вид на жительство, временно пребывающие, следующие транзитом через территорию России);
  • по степени подчиненности юрисдикции (обладающие / не обладающие дипломатическим иммунитетом, экипажи ВВС, военнослужащие, военных кораблей иностранных государств), члены официальных миссий, межправительственных, межпарламентских, государственных делегаций; работающие по контрактам и др.;
  • по целям нахождения в РФ (работники международных организаций, консульских и дипломатических учреждений; аккредитованные в РФ журналисты и корреспонденты; преподаватели, трудящиеся эмигранты и т.д.).

Иностранные граждане проживают и работают в стране на основании специальных разрешений. В вопросах выбора места жительства и пребывания, в передвижении для них устанавливаются ограничения (специальные охраняемые территории, пограничная зона). За отдельные правонарушения могут привлекаться к ответственности и иностранные граждане, и лица без гражданства.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности административного и правового статуса иностранных граждан проявляются в том, что они:

  • не принимаются на государственную службу, не могут занимать должности в государственных органах;
  • не допускаются к государственной тайне;
  • не обладают никакими избирательными правами;
  • не могут участвовать в референдуме;
  • не могут являться членами политических партий и общественных объединений;
  • не несут воинской обязанности;
  • может применяться административное выдворение.

Иностранные граждане могут приобретать оружие по лицензии, на основании ходатайств представительств своих государств, вывозить его с территории России в течение 5 дней со дня приобретения.

Административно-правовой статус беженцев

Беженец – это лицо, не являющееся гражданином РФ и которое в своей стране стало жертвой преследований по признаку вероисповедания, расы, национальности, гражданства, политических убеждений, принадлежности к конкретной социальной группе. Беженец не может пользоваться защитой страны, из которой бежал.

Вынужденный переселенец – это гражданин РФ, который покинул место жительства в результате совершенного преследования или насилия в отношении лично его или членов его семьи. Вынужденные переселенцы могут подвергаться преследованию по признаку национальной или расовой принадлежности, языка, вероисповедания, по политическим убеждениям или признаку принадлежности к определенной социальной группе, выступающих поводами для осуществления враждебных кампаний в отношении группы лиц, конкретного лица или массовых нарушений общественного порядка.

Процедура признания лица беженцем:

  • обращение с соответствующим ходатайством;
  • предварительное рассмотрение прошения;
  • принятие решения и непосредственная выдача уведомления или свидетельства об отказе в рассмотрении ходатайства;
  • принятие решения о признании или об отказе в признании лица беженцем;
  • выдача уведомления или удостоверения беженца.

Беженцы обладают рядом прав и обязанностей.

Беженцы имеют право:

  • получать информацию о признании беженцем, получать услуги переводчика;
  • получать содействие при оформлении соответствующих документов, необходимых для въезда на территорию РФ и находящихся за ее пределами;
  • получать помощь в обеспечении провоза багажа и проезда к месту проживания на территории России, определяемом Правительством;
  • получать коммунальные услуги и питание в центре временного размещения;
  • право на охрану в центре временного размещения;
  • пользоваться жильем, предоставляемым из фонда жилья для временного поселения;
  • получать лекарственную и медицинскую помощь, как и все граждане РФ в соответствии с действующим законодательством (федеральные законы, нормативные правовые акты федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу правовая природа исполнительной власти России подробнее и субъектов);
  • получать содействие в профессиональном обучении, в трудоустройстве;
  • заниматься предпринимательской деятельностью или работать по найму;
  • получать социальную защиту и социальное обеспечение;
  • получать помощь в устройстве детей беженца в дошкольные учреждения, в образовательные учреждения, включая начального профессионального образования;
  • участвовать в общественной деятельности.

Беженцы имеют право на получение содействия миграционной службы по вопросам получения сведений о родственниках, для оформления проездных документов. Они могут добровольно вернуться в государство своей гражданской принадлежности или выезжать в другие государства для проживания.

Основной формой закрепления особенностей правового статуса иностранцев и апатридов [/гр. a (частица отрицания) и patris (patridos) родина/ – лишённые родины; лица, утратившие право гражданства в одном государстве и не приобретшие его в другом] является федеральный закон, а основной сферой, где они устанавливаются, является сфера отношений граждан с исполнительной властью. Иными словами, наибольшее число особенностей правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства закреплено административно-правовыми нормами, содержащимися в федеральных законах.

Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц, на которых они распространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные. Для всех находящихся на территории РФ лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:

1) они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности (Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и др.), работать в милиции;

2) они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

3) на них не распространяется воинская обязанность;

4) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекать только иностранцев и лиц без гражданства, только к ним может применяться такое административное взыскание, как выдворение);

5) иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения. Оно может не быть выдано исходя из интересов обеспечения безопасности и по другим основаниям, установленным законодательством;

6) они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов и др.);

7) для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан;

8) по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающей их организации, по прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание в ОВД, гостинице или в принимающей их российской организации;

9) иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из РФ в течение пяти дней со дня приобретения; нарушение сроков вывоза оружия влечет его конфискацию;

10) выезд из России им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством (ZB., если это противоречит интересам государственной безопасности, если лицо привлекается к уголовной ответственности).

Групповые особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в РФ, целью пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др.), из какой страны прибыл иностранец и т.д.

По времени пребывания на территории России всех иностран­ных граждан и лиц без гражданства можно поделить на:

- проезжающих через территорию РФ транзитом.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства – часть общего правового статуса, представляющая собой совокупность прав, свобод, гарантий и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере административно-правового регулирования.

Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства или подданства другого государства.

Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия у него гражданства или подданства другого государства.

В целом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных законом или международными договорами.

Для иностранных граждан установлены следующие запреты и ограничения:

  • Находиться на государственной гражданской, правоохранительной либо на муниципальной службе в составе экипажа судна, плавающего под флагом РФ
  • Быть членом экипажа военного корабля РФ
  • Заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск к которым ограничен для иностранных граждан
  • Призываться на военную службу (кроме поступления на военную службу по контракту в качестве лица гражданского персонала)
  • Не могут избирать и быть избранными на государственные должности
  • Для них устанавливаются ограничения в передвижении, например им нельзя посещать пограничную зону

Иностранный гражданин или лицо без гражданства привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Также стоит отметить, что КоАП предусматривает возможность применения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства особого административного наказания – выдворения с территории РФ

Особым административно-правовым статусом обладают работники дипломатических и консульских представительств. Их правовое положение определяется венскими конвенциями и международными договорами.

Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязан­ностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государ­ства. Имеется в виду гражданин, не наделенный властно-распорядительными функциями и либо работающий в организациях, либо не работающий (учащийся, пенсионер).

Совокупность прав, обязанностей и ответственности физического лица в административном праве образуют его административно-правовой статус. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации - часть общего правового статуса, установленного Конституцией РФ, Законом РФ "О гражданстве Российской Феде­рации" и другими актами законодательства. Общий административно-правовой статус граждан предопре­делен конституционными принципами и по этой причине универ­сален, стабилен. Его проявления различны и их лучше всего можно выразить с помощью понятия видовых статусов.

Исходя из такого критерия, как характер га­рантированной деятельности граждан выделяют другие виды административно-правовых ста­тусов.

1) общегражданский статус в делах управления государственными делами - обусловлен конституционными нормам и ориентирован на развитие гражданских качеств человека.

2) функ­ционально-клиентский, когда граждане удовлетворяют свои ин­тересы и потребности благодаря корреспондирующим обязанно­стям органов, служб и должностных лиц.

3) партнерско-содействующий, когда граждане участвуют в деятельности ис­полнительных органов и выполняют разные социально-правовые роли.

4) охранительный, когда гражданам обеспечива­ется защита их прав и законных интересов как в администра­тивном и судебном порядке, так и мерами общественно-политического воздействия.

Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц, на которых они распространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные. Для всех находящихся на территории РФ лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:

1) они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности (Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и др.), работать в милиции;

2) они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

3) на них не распространяется воинская обязанность;

4) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекать только иностранцев и лиц без гражданства, только к ним может применяться такое административное взыскание, как выдворение);

5) иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения. Оно может не быть выдано исходя из интересов обеспечения безопасности и по другим основаниям, установленным законодательством;

6) они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов и др.);

7) для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан;

8) по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающей их организации, по прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание в ОВД, гостинице или в принимающей их российской организации;

9) иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из РФ в течение пяти дней со дня приобретения; нарушение сроков вывоза оружия влечет его конфискацию;

10) выезд из России им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством (ZB., если это противоречит интересам государственной безопасности, если лицо привлекается к уголовной ответственности).

Читайте также: