Экологический краткосрочный проект в младшей группе детского сада

Обновлено: 07.07.2024

Проект направлен, на решение проблемы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о воде и о ее значимости.

Оценить 2849 0

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 63

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию в первой младшей группе

Воспитатель I младшей группы

Бровко Людмила Владимировна

Срок реализации : краткосрочный (две недели).
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Тип проекта : игровой.

Состав участников : воспитатели, дети 2-3 лет.

Проблема: Проект направлен, на решение проблемы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о воде и о ее значимости.

Актуальность проекта:

Необходимость расширения знаний и представлений у ребёнка о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей.

Цель проекта: Формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путем создания благоприятной обстановки.

Задачи проекта:

Формировать представления детей о свойствах и значениях воды;

формировать представления детей о природном объекте воде;

воспитание бережного отношения к воде;

учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога;

развивать наблюдательность и любознательность.

План реализации проекта:

Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

Пополнить развивающую среду:

Подбор художественной литературы по теме;

Составление картотек загадок, стихов, потешек;

Составление картотеки опытов с водой;

Подготовка оборудования для опытов с водой.

4. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

Подготовить информацию для родителей по темам:

Эксперимент в детском саду;

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;

Почему воду нужно беречь?

Предполагаемый результат:

расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира;

развить познавательные умения через наблюдение.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Проект состоит из трех этапов.

1 этап - подготовительный

Постановка цели и задач проекта.

Беседы с детьми, для выявления знаний о воде.

2. Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.

3. Подготовить стихотворения, потешки, загадки, игры, иллюстрации с использованием воды.

4. Подготовка необходимого оборудования.

5. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту.

6. Обогатить эколого - развивающую среду в группе, центр воды и песка необходимым материалом и инвентарем для проведения игр с водой.

2 этап - основной (практический)

Речевое развитие

3. Рассматривание иллюстраций с изображением дождя, различных водоемов, купания в них.

Художественно-эстетическое развитие:

Музыкальная деятельность:

Отстукивание на металлофоне капели.

Социально – коммуникативное развитие:

4. Игры со строительным материалом – постройка корабля, моста.

Физическое развитие:

Исследовательская деятельность:

1 . Наблюдение за дождем из окна за дождем и на прогулке за лужами.

3. Наблюдение за аквариумными рыбками.

Трудовая деятельность:

1. Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытье игрушек.

2. Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений: полив цветов.

3. Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как моет посуду, пол.

Работа с родителями:

2. Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.

3. Уход за комнатными растениями и животными дома.

3 этап- заключительный

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

В ознакомлении детей с природой используют дидактические, подвижные и творческие игры.

Разучили с детьми новые потешки и использовали их при проведении культурно-гигиенических навыков.

Также я использовала метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты. Наблюдение - один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями.

Список литературы

4. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в млад. группе. Под ред. О. А. Соломенникова - Москва 2009 г.

5. О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности, создание благоприятной атмосферы в процессе совместной деятельности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать целеустремленность, самостоятельность в выполнении заданий;

- воспитывать у детей чувство взаимопомощи, радости;

- воспитывать аккуратность в работе;

- воспитывать бережное отношение к воде.

Развивающие задачи:

- развивать речевую активность, слуховое восприятие, речь, мышление;

- активизировать словарь по теме.

Образовательные задачи:

- дать детям представление о том, для чего нам нужна вода, что вода не имеет запах;

- продолжать формировать представления детей о том, что вода может менять цвет;

- формировать у детей навыки экспериментирования;

- формировать умение делать простейшие выводы.

Методы и приемы: показ, беседа.

Материалы и оборудование: кукла, емкости для воды (тазик, стаканчики), краски (синяя, желтая, зеленая, красная), кисточки, комнатный цветок, камни.

Индивидуальная работа:

- в ходе совместной деятельности задавать вопросы учитывая индивидуальные возможности детей.

- помогать детям, испытывающим затруднения в процессе экспериментальной деятельности.

Приемы: внезапное появление объекта, создание игровой ситуации, смена деятельности.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательная.

Планируемый результат: познакомить со свойствами воды.

Ход занятия:

Воспитатель: посмотрите какие вы все красивые, опрятные, чистые, причёсанные. Покажите, как вы умываетесь.

«Кран откройся, нос умойся.

Моем сразу оба глаза.

Мойтесь ушки, мойся шейка,

Шейка мойся хорошенько.

Мойся, мойся, отмывайся

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, к нам кто-то пришел.

Открывается дверь, заходит кукла Катя (игрушка).

Воспитатель: это кукла Катя. Давайте с ней поздороваемся.

Дети: здравствуй Катя.

Катя: - здравствуйте, ребята, я пришла к вам в гости, чтобы рассказать о воде. И принесла вам в бутылке водичку.

Воспитатель: - ой нам очень интересно. Правда, ребята?

Катя: - посмотрите на столе стоят цветы. Попробуйте понюхать их. Пахнут цветочки?

Воспитатель: - давайте понюхаем из бутылки водичку. Пахнет вода?

Катя: - посмотрите ребята, а в тазике тоже стоит вода.

Возьмите стаканчики и наберите из тазика воды, поднесите к носу. Как вы думаете, водичка имеет запах.

Катя: - правильно ребята, водичка не имеет запах.

Воспитатель: - а сейчас давайте посмотрим, какого вода цвета?

Дети: прозрачная

Воспитатель: - а давайте в воду кинем камень. Видно ребята камушек?

Воспитатель: - правильно ребята, камушек видно вода прозрачная. Какая вода ребята?

Дети: прозрачная.

Воспитатель: а сейчас я предлагаю Вам поиграть. Давайте с вами скорее поиграем в игру вместе с Катей.

Физкультминутка

Тихо плещется водичка

Тихо плещется водичка,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)

Дети подходят к столу, на котором стоят стаканчики с водой, краски и кисточки

Катя: - а я знаю, как вода может поменять цвет. Нужно в водичку добавить немного краски.

Воспитатель: - ребята попробуем?

Воспитатель: - возьмите кисточки и добавьте в водичку немного краски. Какого цвета у вас получилась вода?

Дети: синяя, желтая, красная.

Воспитатель: - да водичка стала цветная. Вода может менять цвет.

Катя: - красивая вода у вас получилась! Какие вы молодцы!

Воспитатель: - а для чего нам нужна вода?

Дети: чтобы умываться, поливать цветы, пить.

Воспитатель: - правильно ребята. Без воды люди, животные, цветы не смогут выжить.

Воспитатель: сейчас, ребята давайте попрощаемся с Катей? Спасибо тебе Катя, ты нам так много помогла узнать о воде.

Дети: до свиданья Катя.

Катя: - до свиданья ребята.

Заключительная часть:

Воспитатель: ребята, кто приходил к нам в гости? Ребята, что мы делали сегодня? (ответы детей). Узнали, что вода не имеет запах. Она может менять цвет. Вода нужна людям, животным, растениям.

Не забывайте о том, что вода очень важна для нас, и поэтому её нужно беречь!

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей
в процессе реализации проекта, формирование представления у дошкольников о разнообразии окружающего мира, формирование навыков правильного поведения в природе.
Задачи:
формировать у детей элементарные представления об окружающем мире:
- насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка), их строении, способах передвижения;
- цветах, их строении, способах и местах произрастания, способах ухода за ними;
- деревьях, кустарниках, траве, ягодах, о явления неживой природы;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- развивать коммуникативные навыки: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, рассказывать об увиденном наблюдении, составлять рассказы- описания, сказки, загадки.
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать; обучать детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
- способствовать развитию сотрудничества семьи и детского сада, восприятия красоты природы и передаче её через разные виды деятельности, пробудить эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы,

Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы (насекомым, животным, птицам, растениям и т.д.);
2. Иметь простейшие представления о некоторых особенностях их внешнего вида, строении, способах передвижения, произрастания;
3. Знать об их пользе или вреде, находить сходства и различия;
4. Владеть обобщающими понятиями;
5. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
6. Проявить бережное и заботливое отношение к природе.

Формы и методы реализации проекта:
Формы: наблюдения; беседы; экскурсии, ситуативный разговор; ООД; чтение художественной и познавательной литературы; рассматривание фотографий и иллюстраций; подвижные и музыкальные игры; гимнастики (утренние, дыхательные, после сна); консультации (родителям).
Методы: словесные: беседа, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, потешки, пословицы, загадки; наглядные: рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, книг, показ воспитателем упражнений, гимнастик; практические: продуктивная деятельность, оздоровительная деятельность, музыкальная деятельность, поисково - исследовательская деятельность, трудовая деятельность, эксперименты; игровые: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно- ролевые игры.

Ясельная и младшая группы: творческая группа: Коновалова О. К, Ротарь О.В.

Актуальность:

Умение жить в согласии с природой и окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе дошкольного образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

t1584702528ad.jpg

Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на вопросы. Для того чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нами были созданы условия для поисково-исследовательской деятельности малышей.

t1584702528ae.jpg

Цель проекта

Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей второй младшей группы.

Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.

Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.

Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.

Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

Тип проекта – долгосрочный, групповой, исследовательско – творческий.

Срок проекта- 01.10.2016 – 15.05.2017 гг.

Участники – воспитатели, специалисты, дети младшей и средней групп, родители детей.

Это, прежде всего организованные формы обучения:

- наблюдение за объектами живой и неживой природы;

Большое значение для усвоения знаний имеет совместная деятельность воспитателя и детей:

- труд в уголке природы;

-дидактические, подвижные игры;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание фотоальбомов, иллюстраций.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

У детей будут сформированы элементарные экологические знания культура поведения в природе.

Сформируются знания о взаимосвязи в природе.

Разовьется интерес к явлениям и объектам природы, навыки бережного отношения к растительной фауне, птицам, насекомым и животным.

Научатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Обогащение уровня экологических знаний родителей.

Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости экологического воспитания детей.

Создание единого воспитательно-образовательного пространства детский сад и семья по экологическому воспитанию дошкольников.

Появится возможность участия в совместных экологических проектах и мероприятиях.

t1584702528af.jpg

Ресурсная база проекта.

1.Кадровые ресурсы:

-педагоги дошкольного учреждения;

2. Информационные ресурсы:

-рисунки, альбомы, иллюстрации;

3. Материально-технические ресурсы :

- обогащение уголка природы

- пополнение познавательного центра альбомами, открытками, фотографиями;

- пополнение книжного уголка – подборка художественной литературы: загадки, стихи, рассказы, сказки, потешки, песенки, иллюстрации;

- обогащение методического обеспечения воспитательно - образовательного процесса;

- обогащение предметно-развивающей среды для развертывания игровой деятельности.

.4. Программно-методические ресурсы:

- Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2009;

Перспективный план

по экологическому воспитанию детей ясельной и младшей группы.

Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине несколько видов овощей и фруктов.

Цветы на клумбе.

Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник.

Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.

В гости к деревьям.

Познакомить детей с деревьями (береза, рябина, клен), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень.

Комнатные цветы в уголке природы.

Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Познакомить с разными способами ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям и деревьям.

Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы.

Расширять знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды.

Кто живет в лесу.

Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них.

Показать природное явление – ветер. Учить определять ветреную погоду.

Котенька-коток и его друзья.

Дать первоначальное представление о домашних животных (корова, коза, лошадь), навыках, чем питаются. Прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Зимний лес полон чудес.

Уточнить и расширить представления о диких животных, об их приспособленности к изменениям окружающей среды. Воспитывать любовь и заботу животных.

Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду.

Курочка-Ряба и ее соседи.

Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.

Воздух вокруг нас.

Где живет золотая рыбка.

Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умения видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.

Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.

Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла.

Дать представление о луковице (желтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок). Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зеленых перышек. Развивать интерес и желание ухаживать за ним.

Загадки о луке. Рассматривание луковицы. Опыт с луком. Наблюдение за ростом лука. Рассматривание появившихся зеленых перышек. Беседа со сверстниками и взрослыми о впечатлениях. Сравнение вновь посаженной луковицы с ранее высаженной.

Познакомить с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств.

Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым беззащитным, бережно относиться к природе.

Какой песок, какая глина.

Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы. На собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины.

Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе.

Насекомые – маленькие помощники.

Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы.

Посев семян гороха, лука в огороде.

Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ними.

Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек. Загадки. Чтение художественной литературы. Наблюдение за ростом и развитием посаженных семян. Зарисовки.

Природа наш родной дом.

Учить на деле и в доступной форме помогать природе. Учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.

Нужные вещи из ненужных вещей.

Дать понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы.

Игрушки и предметы из бумаги и древесины.

Познакомить со свойством и качеством бумаги и древесины.

III этап – Заключительный (5.05. – 15.05. 2017г.)

Список использованной литературы

1.Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М.1992 г.

2. Николаева С.Н.Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. 2-4 года. 2010

3.Соломенникова О.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.2009

4.Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.М.2006.

5. ЩербаневаЕ.А. Занимательная экология.201

Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.

Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.





7.Тематические наблюдения.
В течение нескольких дней обращали внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Что делают с мусором родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?








Читайте также: