Отечественная война 1812 план урока

Обновлено: 07.07.2024

Обучающие. Ознакомить учеников с основными историческими фактами, особенностями, понятиями военной истории, военного искусства, стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в Отечественной войне 1812 года.

Воспитательные . Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за славную историю своего Отечества, способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма.

Развивающие. Развивать у учащихся историческое мышление. Показать на конкретных событиях Отечественной войны 1812 года зависимость военных действий от экономического и политического развития воюющих сторон, от характера войны.

Тип урока: интегрированный

План изучения темы:

Причины и характер войны. Соотношение сил.

Начальный период войны.

Оставление Москвы. Тарутинский маневр.

Изгнание Наполеона из пределов России.

Заграничный поход русской армии.

Итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России;

Эпиграф (на доске)

«Гроза двенадцатого года настала-

Кто тут нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима

12 (24) июня 1812г.

Соединение армий Барклая де Толли и Багратиона под Смоленском

4-6 августа 1812г.

Сражение за Смоленск. Отступление русской армии

8 августа 1812г.

Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии

26 августа 1812г.

12 октября 1812 г.

25 декабря 1812г.

Манифест Александра I о победе России

3. Закрепление материала. Рефлексия (тестовые задания).

4. Домашнее задание.

1. Говоря о причинах Отечественной войны 1812 года, необходимо подчеркнуть, что она явилась следствием серьёзных противоречий между Россией и Францией. По мнению современных историков, не шла о завоевании России- эта задача была трудноосуществимой. Главным противником Наполеон считал не Россию, а Англию. Исходя из сказанного, наполеон стремился нанести военное поражение России, заключить мирный договор, в соответствии с которым была бы вынуждена присоединиться к континентальной блокаде, а также принять участие в походе в Индию. Активным устремлением французского императора противостоял Александр I, сам желавший влиять на европейскую политику.

Нарушение Россией континентальной блокады стало одной из причин вступления Франции в войну.

В июне 1812г. на русской границе была сосредоточена французская армия, численность которой достигала 678 тыс. чел. (включая резервы).

Перешли границу 448 тыс. воинов, которые и приняли участие в боевых действиях на российской территории с июня по декабрь 1812 года. Ядром французской армии являлась старая гвардия (10 тыс. чел.).

Армии вторжения противостояли русские силы. Россию поддерживали Англия, Испания, Португалия и Швеция.

2. Начало войны. Ход военных действий

12 июня (24 июня) 1812г. без объявления войны французская армия переправилась через реку Неман

Соотношение сил сторон: 440 тыс. французов перешли Неман, им противостояли 220 тыс русских . 1-я русская армия под командованием М.Б. Барклая де Толли, 2-я русская армия под командованием П.И. Багратиона, 3-я русская армия под командованием Тормасова. Работа с картой.

Презентации школьников: исторические портреты полководцев:

Багратиона, Барклая де Толли, Кутузова.

Армия Барклая находилась в 100км. от переправы французской армии

Александр I в этот день присутствовал на празднике офицеров .Узнав о войне вечером 14 июня выехал из города.

Барклай-решение об отступлении через Полоцк, Витебск к Смоленску.

Упадок боевого духа армии; разногласия между командующими: Барклай- за отступление; Багратион- за сражение

Переправа французской армии через реку Неман.

В Вильно- 18 дней ждал новые армейские армейские части. Историки считают одной из роковых

Первая серьёзная неприятность- массовый падёж скота из-за нехватки фуража.

План разбить русские армии по отдельности не осуществлялся.

3.Бородинское сражение. 26 августа 1812г.- генеральное сражение- Багратионовы флеши. Смертельное ранение П.И. Багратиона. Батареи Раевского. В ход пошёл резерв- кавалерия генералов М.И. Платова и Ф.П. Уварова. Этот маневр произвёл замешательство в войсках наполеона. Сражение длилось 15 часов.

План Наполеона провалился, хотя Бородинское сражение не выявило победителя. Потери французов составили 58 тыс. человек, потери русских- 45 тысяч.

Историческое значение Бородинского сражения:

Наполеону не удалось осуществить свои планы- разгромить русскую армию и тем самым принудить Россию к капитуляции.

4. Не желая рисковать, русская армия отошла за Москву (таково было решение М.И. Кутузова после военного совета в деревне Фили под Москвой- 1 сентября 1812г.).

2 сентября русская армия вышла из Москвы. Когда удалось оторваться от неприятеля, Кутузов совершил свой знаменитый фланговый марш-маневр. (Тарутинский маневр).

5. Активизировалось партизанское движение (Д. Давыдов, А. Фигнер, В. Кожина). Партизаны изматывали противника.

6. В Москве Наполеон осознал беспереспективность войны. Не получив ответа на мирное предложение, он в октябре покинул Москву. Пройти по Калужской дороге не удалось. В двух упорных сражениях под Тарутином и Малоярославцем (этот город восемь раз переходил из рук в руки) Наполеон потерпел поражение и стал отступать по разорённой войной Смоленской дороге.

Русская армия перешла в наступление.

Практически полностью французская армия была уничтожена при переправе через реку Березину. Наполеон, едва не попав в плен, бросил остатки своей некогда несокрушимой армии и бежал в Париж.

1 января 1813г. Россия праздновала победу над сильнейшим тогда противником.

8. Закрепление изученного материала. Возвращение к эпиграфу А.С. Пушкина. Тесты на повторение изученного материала.

Дом. Задание. Параграф 4. учебника. Работа с контурной картой. Использование интернеессурсов к изучению заграничных походов русских войск.

Похожие документы:

. "Открытый урок" Кузнецова, С.Д. Отечественная война 1812года : Конспект урока в 10 классе с презентацией // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" Лебедева, Л.М. Отечественная война 1812 года: урок истории .

. России. Появление открытого общественного мнения ( . знаний: работа с конспектом лекции по теме . 1741 г.: причины, технология, уроки // Отечественная история. 1997. № 5. . I четверти XIX в. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов: идеология .

Народное образование в памятниках культуры п. Борисовка, конец XIX начало

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования 2004 года (Федеральный компонентом государственного стандарта общего (полного) образования по литературе,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: познакомить учащихся с одним из ярчайших подвигов российского народа, который останется в памяти на века.

Задачи урока:

рассказать о ходе Отечественной войны 1812г., героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер;

развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, продолжить работу по формированию у учащихся художественных, выразительных свойств языка.

воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

Личностные: формировать мотивацию к изучению нового материала; гражданственность и патриотизм, освоить гуманистические традиции и ценности

Коммуникативные: излагают и корректируют своё мнение, организовывают работу в паре, используют речевые средства

Познавательные: находят информацию, владеют смысловым чтением, устанавливают причинно-следственные связи

I. Изучение нового материала.

Предпосылки причины Отечественной войны 1812года.

Характер войны, соотношение сил.

Вторжение Наполеона в Россию.

Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

Совет в Филях и оставление Москвы.

Партизанское движение и народное ополчение.

Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26августа - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

Оборудование: История России , 9 класс, под редакцией академика РАН А.В.Торкунова., компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Эпиграф урока:

« Война двенадцатого года настала.

Кто же нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима

1. Организация учебной деятельности

2. Актуализация и мотивация

Мы продолжаем изучать российскую историю в период правления Александра I. Напомните, пожалуйста, хронологические рамки данного периода (1801-1825гг.).

Вспомните, пожалуйста, словосочетания со словом Отечество

Какой смысл мы вкладываем в эти слова? (предлагают различные варианты ответа, обобщают) любовь к своей Родине

Сформулируйте тему и цели урока

3. Изучение нового материала

Мы с вами осветим следующие вопросы:

Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.

Характер войны, соотношение сил.

Вторжение Наполеона в Россию.

Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

Совет в Филях и оставление Москвы.

Партизанское движение и народное ополчение.

1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.

А теперь приступаем к изучению нашей темы, но прежде чем мы начнем, хотелось бы вспомнить, почему в тот исторический момент Отечественная война 1812года была делом времени?

Беседа с учащимися.

- Назовите направления внешней политики Александра I в начале XIX века?

(европейское и ближневосточное)

- Какое направление внешней политики было проблемным и почему?

(В начале XIX века в Европе между Францией и Англией было противоборство, шла борьба за экономическое и политическое влияние в мире. К тому же Франция с приходом Наполеона Бонапарта стала осуществлять агрессивную внешнюю политику, стремясь подчинить себе все государства Европы. Подобная агрессивная политика Франции вынудила Россию начать поиски союзников для сдерживания Франции. В итоге в 1805г. Оформилась третья антинаполеоновская коалиция, цель которой не допустить чтобы Франция осуществляла дальнейшие захваты и угрожала независимости соседних государств. Однако действия коалиции против Франции в битвах в 1805 г. под Аустерлицем и 1807 г. под Фридландом были неудачными. В результате в июле 1807 г. Александр I подписал унизительный Тильзитский мирный договор, главным пунктом которого было вступление России в континентальную блокаду).

- Что такое континентальная блокада?

(прекращение торговых отношений с Англией)

- Какое значение имел Тильзитский мирный договор для России?

1. сильно ударил по экономике России, так как Англия была основным торговым партнером России;

2. Россия оказалась в изоляции;

3. авторитет Александра резко упал

Таким образом, положение, сложившиеся после заключения Тильзитского мира было крайне неустойчивым, так как не отвечало интересам ни России, ни Франции и создавало предпосылки для начала новой войны.

- Назовите причины войны.

Запись на доске и в тетрадях

Для Франции

1. несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах);

1. огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов);

2. указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции).

2. создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию;

3. падение авторитета Александра I.

Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.

2. Характер войны, соотношение сил.

Работа с учебником

600 тыс. человек

220 тыс. человек

- Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?

Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу.

- Каков был характер войны для России и Франции?

Захватническая, грабительская война

Отечественная война- защита свободы и независимости своей Родины

- Как расположена была русская армия перед началом войны?

( Армия была разделена на три части- 1-ая армия под руководством М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман, 2- ая армия под руководством П.И. Багратиона, расположенная южнее в Белоруссии, 3-ая армия под руководством А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев)

- Какие планы преследовал Наполеон?

( Основные силы двинуть на Москву, для этого предполагалось не допустить соединения русской армии и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы Наполеон не планировал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он хотел превратить Александра I в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Кроме того, через территорию России он намеревался нанести смертельный удар по Англии, лишив ее Индии)

3. Вторжение армии Наполеона в Россию.

Запись на доске и в тетради:

12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.

- В ночь на 12 июня 1812 года Великая армия Наполеона перешла реку Неман и вторглась в пределы России без объявления войны.

- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?

(Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать)

Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось.

Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло 22 июля в городе Смоленске. Таким образом, план Наполеона был сорван.

4. Назначение М. И Кутузова главнокомандующим русской армии.

Однако долгое отступление вызвало народное недовольство командованием М.Б. Барклая де Толли.

5. Бородинское сражение.

Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях, у русских было примерно 150 тыс. человек при 640 орудиях.

- Сделайте вывод о соотношение сил накануне Бородинской битвы.

( Силы приблизительно равны)

Запись на доске и в тетради:

26 августа 1812 года - Бородинское сражение.

Вам не видать таких сражений! .

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой! .

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой.

Работа с учебником

Беседа с классом.

- У какой деревни произошло сражение перед Бородинской битвой? Каково его значение?

- Сколько атак по подсчетам историков предприняли французы на Багратионовы флеши?

Назовите места наиболее ожесточенных действий.

- Что помешало Наполеону начать общую атаку после захвата Багратионовых флешей?

- До или после Бородинского сражения французы вступили в Москву?

- Как объяснял Кутузов свое решение об оставлении Москвы французам?

- Что такое Тарутинский маневр?

Хотя в Бородинской битве не было победителей, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:

В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;

Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.

6. Совет в Филях.

Запись на доске и в тетради:

1 сентября 1812 года - совет в Филях.

- Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?

2 сентября русские покинули Москву, и Наполеон вошел в город и остановился на поклонной горе.

7. Партизанское движение и ополчение.

- Кто такие партизаны?

(Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующий в тылу врага)

Видные партизаны времен Отечественной войны 1812 года.

Большим подспорьем для русских войск было народное ополчение.

- Что такое ополчение?

( Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах)

И партизанское движение, и ополчение свидетельствовало о народном характере войны, когда не только армия, но и весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своего отечества.

А где русские войска во главе с Кутузовым? Кутузов со своими войсками повернул на юг и остановился в Тарутино.

Пребывание в Тарутино русской армии позволило добиться материального и численного превосходства над противником. Только ополченцев пришло около 100 тыс. человек. Всего русская армия составила- 220 тыс. человек, 600 орудий. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможность продвижение французов к тульским оружейным заводам и к Калуге, где находились продовольственные базы русской армии.

После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать от Москвы.

12 октября под Малоярославцем произошло сражение. Наполеон привел сюда 100 тыс. человек, Кутузов имел 220 тыс. человек. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город был сожжен дотла, 8 раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его после того как заняли удобную позицию, перегородив дорогу к Калуге. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

- Что ждало Наполеона на смоленской дороге?

(Это путь, по которому армия наполеона пришла в Москву, дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская суровая зима)

Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.

Обратите внимание, что русская армия шла параллельно французам, все время, угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французами.

Запись на доске и в тетради:

6 января 1813 года Александр I подписал манифест об окончании войны.

4. Закрепление новых знаний

Фронтальный опрос

Кто сыграл главную роль в победе над врагом?

Как проявился полководческий талант М.И. Кутузова?

В чѐм историческое значение Отечественной войны для России?

(Отечественная война 1812 г. – величайшее событие русской истории. В еѐ ходе ярко проявились героизм, мужество, безответная любовь к Родине всех слоѐв населения. Однако она нанесла значительный ущерб экономике России.)

Нашествие на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России. Это, ребята, настоящий подвиг наших предков о котором мы не должны забывать.

5. Рефлексия.

Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали на уроке?

Получили ли вы полное представление о Отечественной войне 1812 г?

6. Домашнее задание

Составить хронологическую цепочку событий Отечественная война 1812года с момента вторжения Наполеона до оставления Москвы французам.

Базовый учебник : История России , 9 класс, под редакцией академика РАН А.В.Торкунова.

Цель : познакомить учащихся с одним из ярчайших подвигов российского народа, который останется в памяти на века.

Задачи урока:

рассказать о ходе Отечественной войны 1812г., героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер;

развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, продолжить работу по формированию у учащихся художественных, выразительных свойств языка.

воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

Оборудование: проектор, презентация, историческая карта

II. Проверка и актуализация знаний

Учащиеся повторяют ранее изученное, отвечают на вопросы домашнего задания

III. Постановка цели и задач урока

Учитель: Мы продолжим изучение отечественной истории начала 19 в. И начать я хочу с известного стихотворения М.Ю. Лермонтова.

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

-Какому событию посвятил поэт эти строки?

На сегодняшнем уроке речь пойдет о войне 1812 г. с Наполеоном. Он вторгся в Россию с огромной боеспособной непобежденной в Европе армией и был разбит. Русскому народу удалось сделать то, что не смогли европейцы.

-Как вы считаете какие вопросы мы должны рассмотреть?

Вспомните материал курса новой истории, знания, полученные на предыдущем уроке и определите причины похода Наполеона в Россию

-нарушение Россией условий Тильзитского мира

-стремление Франции к мировому господству .

(главная - конфликт между Россией и Францией из-за конт. блокады Англии-условия блокады стали чаще нарушаться русскими купцами с молчаливого соглашения властей. Франция стремилась заставить Россию их соблюдать. Франция стремиться к мировому господству)

Достигнуть этого можно было только имея сильную армию. Давайте посмотрим каковы особенности французской и русской армии.

2. Характер войны, соотношение сил.

Дома вы самостоятельно ознакомились с пунктом №1 параграфа 4. Беседа с классом.

- Какого было соотношение сил?

600 тыс. человек

220 тыс. человек

- Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?

Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу.

- Каков был характер войны для России и Франции?

Захватническая, грабительская война

Отечественная война- защита свободы и независимости своей Родины

3. Вторжение армии Наполеона в Россию.

Запись на доске и в тетради:

12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.

- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?

(Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать)

Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось. (Учитель показывает по карте)

Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло 22 июля в городе Смоленске. (Учитель показывает по карте). Таким образом, план Наполеона был сорван.

Работа с картой: учитель показывает расположение войск в начальный период войны, учащиеся соотносят с картой в учебнике на с.42

Вопрос: -Почему русские армии отступали? (Нужно было объединиться, не дать разбить армии по одиночке)

Учитель дополняет: Надо сказать, что всего в течении войны, Наполеон ввел на территорию России от 500 до 590 тысяч солдат, из них 100 тысяч кавалеристов и почти полторы тысячи орудий.

Но на территории России имелась не меньшая по численности, и не отстающая по техническому обеспечению армия. В боевых действиях приняли участие около 400 тысяч пехотинцев, более 100 тысяч кавалерии, 1600 орудия, а казачьи войска насчитывали до 110 тысяч человек. Так же на территории страны развернулось партизанское движение

Но в начальный период войны русские армии отступали в глубь страны, нужно было сохранить войска, чтобы объединиться и, собрав силы дать генеральное сражение неприятелю. Отходили с тяжелыми боями. Первоначально армии Барклая и Багратиона должны были встретиться у Витебска, но произошло это в первой половине июля в Смоленске. Здесь произошло 4 августа произошло крупное сражение, продолжавшееся 12 часов. Русские не отступали ни на шаг, дрались как львы. Тогда Наполеон приказал поджечь город. Смоленск пришлось сдать, но французы потеряли здесь 20 тысяч солдат. К тому же противнику достались лишь обугленные руины вместо продуктов и фуража.

4. Назначение М. И Кутузова главнокомандующим русской армии.

Неудачи первых недель войны, отступление русских армий породили при дворе и в обществе разговоры о необходимости назначить главнокомандующим русской армией М. И. Кутузова. До этого общее руководство войсками осуществлял Барклай де Толли.

5. Бородинское сражение.

Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях, у русских было примерно 150 тыс. человек при 640 орудиях.

- Сделайте вывод о соотношение сил накануне Бородинской битвы.

( Силы приблизительно равны)

Запись на доске и в тетради:

26 августа 1812 года - Бородинское сражение.

Начало Бородинскому сражению положила французская артиллерия, открывшая огонь по всему фронту около 6 часов утра. В то же время колонны французов стали занимать места для атаки. Французы стремились прорваться через центр русских войск, обойти левый фланг и освободить путь на Москву. Самые ожесточенные бои развернулись на Багратионовых флешах, батарее Раевского и при обороне Шевардинского редута.

Словарная работа

Флеши - земляное укрепление для установки орудий.

Реду́т (фр. redoute, убежище) — земляное укрепление, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны

В Бородинском сражении русские солдаты и офицеры проявили чудеса храбрости, небывалый героизм и выдержку, отражая ожесточенный натиск французов.

Никогда ещё мир не знал такой кровопролитной битвы. На Бородинском поле Кутузов потерял убитыми и ранеными 44тыс. человек, французы по одним данным до 35 тысяч ,по другим 60.

Хотя в Бородинской битве ни кто не проиграл и ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:

В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;

Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.

6. Совет в Филях.

Запись на доске и в тетради:

1 сентября 1812 года - совет в Филях.

- Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?

2 сентября армия Кутузова прошла ч/з Москву, отступая на Рязанскую дорогу , в тот же день Наполеон вошёл в город. Выступив из Москвы, Кутузов совершил важный стратегический маневр, получивший название Тарутинского. Командующий оставив на Рязанском направлении только часть войск, с главными силами перешёл на калужскую дорогу и встал лагерем у с. Тарутино. Расположение у Тарутино позволило Кутузову перекрыть дорогу на юг, в плодородные губернии и к городам Туле и Калуге, где хранилось много военных запасов.

В первый же вечер пребывания французов в Москве вспыхнули пожары. Они продолжались несколько дней. Выгорело три четверти города. Грабежи и мародёрство французских солдат приводили к моральному разложению армии, к снижению дисциплины. Попытки изъять продовольствие в соседних деревнях не увенчались успехом: крестьяне прятали или уничтожали продукты, а французские фуражиры часто становились жертвой партизан.

7. Партизанское движение и ополчение.

- Кто такие партизаны?

(Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующий в тылу врага)

Большим подспорьем для русских войск было народное ополчение.

- Что такое ополчение?

( Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах)

И партизанское движение, и ополчение свидетельствовало о народном характере войны, когда не только армия, но и весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своего отечества.

Тяжело пришлось французским солдатам в сожженной Москве, без продовольствия. Наполеон трижды предлагал Александру 1 переговоры о мире. Но его письма оставались без ответа.

6 октября 1812г. войска Наполеона покидают Москву. Причина-город как осаждённая крепость становится ловушкой. Наполеон пытается прорваться в южные губернии. 12 октября состоялось кровопролитное сражение под Малоярославцем . Город 8 раз переходил из рук в руки. Но Кутузов , отойдя чуть южнее, занял новую позицию, снова заслонив дорогу на Калугу.

Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

- Что ждало Наполеона на смоленской дороге?

(Это путь, по которому армия наполеона пришла в Москву, дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская суровая зима)

Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.

Начинается отступление французских войск, превращающееся в бегство. Инициатива полностью переходит к русской армии. Она преследует Наполеона параллельным курсом, всё время угрожая вырваться вперёд и отрезать пути отступления.

14-16 ноября на переправе ч/з р. Березину Наполеон потерял 30 тыс. воинов. Но сохранил генералитет, старую гвардию. 25 ноября Александр 1 издаёт манифест об окончании войны. Отечественная война закончилась полным разгромом неприятеля.

9. Итоги войны

Работа с текстом учебника с.45-46 п.3. Учащиеся выясняют:

1) Почему войну 1812г. называют народной?

2) Чем закончилось противостояние 2 армий?

Отвечаем на главный вопрос урока:

-Что обусловило победу России в Отечественной войне 1812г.?

- патриотизм, мужество, моральный дух русской армии выше;

-талантливые полководцы, гений Кутузова;

-со стороны России война носила освободительный характер – Отечественная война, широко развернулась партизанская война, сплочение всего русского общества.

Учитель: На Руси издавна повелось в честь побед русских воинов возводить храмы и соборы. Это были своего рода памятники воинской славы. Сразу же после сокрушительной победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года царь Александр I решил возвести в Москве храм в честь павших воинов русской армии. Так к 1883г. был построен Храм Христа Спасителя (архитектор – К.А.Тон).

10. Закрепление

-Каковы причины начала войны?

- Почему русские армии отступали на начальном этапе войны?

- Почему произошла смена главнокомандующего русской армией?

- Почему Кутузов решился дать генеральное сражение под Бородино?

- Чем закончилось Бородинское сражение?

- Почему было решено оставить Москву?

- В чем был смысл Тарутинского маневра?

- Каковы причины гибели наполеоновской армии?

11. Рефлексия (подведение итогов урока).

Учащиеся высказывают свое мнение о причинах победы России и поражении Наполеона.

Учитель оценивает деятельность учащихся по итогам урока

12. Дом. задание: п.4 прочитать, ответить на вопросы к параграфу. Подготовить рассказ об одном из участников Отечественной войны 1812г.

Персоналии: Барклай де Толли, М.И. Кутузов, Раевский, Д.В. Давыдов, А.С.

1. Почему Александр I решил поручить разработку реформ М.М. Сперанскому?

2. Как назывался первый проект, который М.М. Сперанский предложил царю?

Б) « Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в

3. Какой документ был разработан и предложен Александру I в октябре 1809 года?

А) Б) « Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений

4. Согласно данному законопроекту в России устанавливалось:

6. Государственный совет согласно законопроекту должен был стать:

10. По какой причине Александр I вынужден был прекратить реформаторскую

В) М.М. Сперанский предлагал разработать конституцию, которая лишила

- Как вы знаете, война никогда не начинается на пу стом месте. Всегда существую

- ( сл. 4) Давайте вспомним, какими были отношения Франции и России в данный

3) отказ Александра выдать свою сестру замуж за Наполеона

- ( сл. 5) Для того, чтобы вести военные действия, армия должна быть хорошо

подготовлена. Для войны с Россией Наполеон создал огромную армию,

называли, имела необычайно пестрый национальный состав: французов в не й

было только около половины, а остальную часть составляли поляки, пруссаки,

австрийцы, итальянцы, голландцы и т. д. Эта была поистине «армия дву надесяти

славы ей не нужно, поэтому теряла надёжность в случае неудач. Во Франции

была введена всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного

возраста служили в армии. Это позволило быстро пополнять войска уже

Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. К тому же она была

разделена на три части и рассредоточена вдоль западной гран ицы.

- Рекрутские наборы – из определённого числа мужчин население страны лишь 1

мужчина служил в армии – большинство русских людей не были обучены

- В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью около 420 тыс.

человек начали вторжение в пределы России. Их возглавляли сам император и

его прославленные полководцы, покорившие всю Европу.

« Пе рвым переправилось несколько сапёров в челноке. Они пристали и

высадились на ру сский берег беспрепятственно, к их удивлению Там - мир,

война – на другой стороне. Всё спокойно в этой чужой стране, которая была

им представлена такой угрожающ ей. Межд у т ем к ним скоро явился простой

казацкий офицер, командующий патрулём. Он один : кажется, что он уверен в

мире и не подозревает, что п еред ним – вся в ооружённая Европа. Он

1) 1- я армия под командованием военного министра М. Б. Барклая де

2) Южнее ее, в Белоруссии , располагалась 2- я армия П. И. Багратиона .

3) Еще южнее 3- я армия А. П. Тормасова должна была прикрывать пути

Предполагалось, что Наполеон будет наступать на Петербург. Поэтому

существовал план генерального (решающего) сражения вблизи границы силами 1 -

й армии при поддержке армии Багратиона. Это соответствовало планам

Наполеона, поскольку в условиях превосходства сил противника и распыленности

собственных войск такое сражение могло привести к гибели основной части

( сл.8) Наполеон говорил: « Если я возьму киев – возьму Россию за ноги;,

если я возьму Петербург – возьму Россию за голову , если я возьму Москву –

Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокоманду ющим был

сам Александр — человек, далекий от военного дела. Вскоре его убедили уех ать

- ( сл. 9) Наполеон тем временем начал осущ е ствление своего замысла. Он

состоял в том, чтобы двинуться основными силами на Москву . Для этого

предполагалось не допустить соединения ру сских армий и разбить их о сновные

силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы

Наполеон не предполагал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он

хотел превратить Александра (или того, кто сменит его на престоле) в такого же

зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские

монархи. Предполагалось и отторжение от России части ее территории. Кроме

того, через территорию России Наполеон намеревался нанести смертельный удар

- Чего больше всего не желал Наполеон? ( объединение русских а рмий)

- Какую тактику должны были предпринять российские полководцы, зная о

троекратном превосходстве армии Наполеона? ( объединиться)

« Наполеоном овладело беспокойство и удив л ени е: он понял, что русское

безмолвие зловеще их прису тс твия и сопротивления…27 - го Наполеон

направился к Вильне, надеясь, что ру сская армия, над которой временно

руководил Барклай де Толли, примет сражение под ст е н ами этого города.

Но русский главнокомандующий пр едпочёл сжечь магазины, разрушить

мост, перетянутый через Вилию и направился ф о рсиров анным маршем к

- Вся переписка генералов в первый период кампании была на полнена заботами о

« Во всех отношениях мы перебив а лись кое - как: у же м а ло было хлеба, а

мука, молоко, вино ии водка сделались больш о й ред костью. Купить ничего

Читайте также: