На какой принцип усвоения родной речи следует опираться при обучении морфологии в школе

Обновлено: 15.05.2024

Принцип – это исходная единица, на основании которой осуществляется какая-либо деятельность.

Принципы обучения – фундаментальные теоретические положения и практические навыки, которые использует педагог при организации учебной деятельности.

Понятие и сущность принципов обучения родному языку

Педагог при подготовке к учебному процессу опирается на принципы, которые в свою очередь определяют оптимальные средства и методы, способствующие достижению цели обучения.

К средствам и методам обучения родному языку относятся:

  1. Учебный, дидактический, методический и иной языковой материал.
  2. Различные методы, средства и приемы обучения родному языку.
  3. Процесс организации учебного процесса, направленного на обучение родному языку.

Процесс обучения родному языку имеет свои закономерности, исходя из чего и свои специфические принципы обучения. В связи с чем, обучение родному языку опирается не только на дидактические принципы, но и на специфические, которые в свою очередь, опираются на особенности методики обучения родному языку. Специфические принципы определяют основные направления организации и реализации учебного процесса, языковой учебный материал, учебную деятельность педагога и учащихся, тем самым данные принципы выходят за рамки дидактических принципов обучения.

Дидактические принципы обучения, на которые опирается процесс обучения родному языку – это классические (традиционные) принципы (наглядности, доступности, систематичности и т.д.). Однако для интенсивности учебного процесса применение дидактических принципов должно быть во взаимосвязи со специфическими принципами. Именно специфические принципы определяют выбор и содержание методов, средств, форм учебного процесса, а также языкового материала.

Таким образом, под принципами обучения родному языку понимают общие правила языкового обучения, которые подбирает и использует педагог, а также специфический языковой материал. В целом принципы обучения родному языку отражают специфику обучения родной речи (письменной и устной), а также специфику их применения во взаимосвязи друг с другом.

Виды принципов обучения родному языку и их характеристика

Принципы обучения родному языку:

Принцип внимания к материи языка, к развитию органов речи, к правильному развитию речевых навыков. Данный принцип предусматривает развитие в первую очередь общих закономерностей языка, так как без их уяснения не возможно полноценно овладеть речью. Особое внимание стоит обратить на формирование фонетических умений, от которых зависит орфографическая грамотность речи. Таким образом, данный принцип обучения родному языку требует полноценного обеспечения звуковой и зрительной наглядности, для качественного процесса обучения.

Принцип понимания языковых значений, как лексических, так и грамматических, морфемных, синтаксических. Данный принцип предполагает усвоение и понимание слова, морфемы, словосочетания и предложения. То есть научить ребенка соотносить их с явлениями действительности, научить понимать без отрыва от значения. Единцы слова могут быть усвоение без их значение, но такое усвоение несет ряд отрицательных моментов:

  • не соответствует задачи всестороннего развития личности ребенка;
  • вызывает трудности в усвоении разговорной и письменной речи, ее понимания и применения.

Основным условием применения данного принципа является полное понимание всех языковых единиц, умение их применять в разговорной и письменной речи (как по отдельности, так и в сочетании друг с другом), понимать взаимосвязь языковедческих дисциплин (лексика, грамматика, фонетика и т.д.). В языке все взаимосвязано, и эта взаимосвязанность не может не учитываться в обучении.

Принцип развития чувства языка. Обучение родному языку невозможно без усвоения структуры, системы, закономерности языка на подсознательном уровне. Язык – это крайне сложное явление, его невозможно просто механически запомнить, его необходимо понимать интуитивно. Процесс обучения родному языку, согласно принципу развития чувства языка, основан на том, что в процессе общения ребенок должен уметь ясно и точно излагать свои мысли, переживания, эмоции и т.д. При этом он не должен в процессе общения задумываться над склонением, спряжением и т.п., все это должно происходить автоматически на уровне подсознания ребенка. Обучение родному языку происходит в процессе разговора, чтения, письма, а также в процессе прослушивания (сказок, стихов, общения между взрослыми и т.п.), все это способствует накоплению необходимого языкового материала, формирует языковое чутье, без которого невозможно овладеть родным языком в полной мере.

Принцип оценки выразительности речи. Данный принцип основан на том, что при обучении родному языку необходимо не просто уметь применять и понимать средства языка, но уметь эмоционально окрашивать свою речь, используя различные средства выразительности (метафоры, эмоциональность выражений и т.п.). Организация учебного процесса, согласно данному принципу, основана на использовании художественной литературы в процессе обучения родному языку. Помимо художественной литературы возможно использование и иных текстов, имеющих выраженную эмоциональную окраску.

Принцип опережающего усвоения устной речи перед письменной. Использование данного принципа отражает естественную закономерность речевого развития человека и служит определяющим моментом в построении методики обучения языку. Прежде всего, ребенку необходимо освоить полноценно устную речь, развить фонетический слух. Полученные навыки устной речи способствуют решению многих проблем в процессе освоения письменной речи.

Таким образом, принципы обучения родному языку включает в себя как традиционных принципов обучения, так и специфических принципов, которые отражают особенности языкового обучения.

Общеметодические принципы преподавания морфологии в школе:

Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление частей речи с понятиями реальной действительности (н-р, школьники понимают, что имя существительное обозначает предмет, понятие и т. д., прилагательное – качество, свойство и т.д.). Работа с учётом данного принципа помогает понять назначение языка в обществе.

Функциональный принцип заключается в показе функции различных частей речи в связном тексте.

Структурно-семантический принцип определяет рассмотрение частей речи с точки зрения их структуры, т.е. формальных грамматических признаков, и значения. Так, форма предложного падежа имени существительного выражает с одними предлогами объектное, а с другими пространственное значение (лежать на столе, думать о брате).

Принцип внутриуровневых и межуровневых связей предполагает связь частей речи друг с другом (хотя бы предыдущий пример, как меняется значение существительного в зависимости от предлога), а также связь морфологии и синтаксиса (способность частей речи являться теми или иными членами предложения).

Исторический принцип предполагает учёт исторических изменений в системе частей речи.

К частнометодическим принципам методики морфологии относятся лексико-грамматический; парадигматический; морфолого-синтаксический.

Общеметодические принципы преподавания морфологии в школе:

Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление частей речи с понятиями реальной действительности (н-р, школьники понимают, что имя существительное обозначает предмет, понятие и т. д., прилагательное – качество, свойство и т.д.). Работа с учётом данного принципа помогает понять назначение языка в обществе.

Функциональный принцип заключается в показе функции различных частей речи в связном тексте.

Структурно-семантический принцип определяет рассмотрение частей речи с точки зрения их структуры, т.е. формальных грамматических признаков, и значения. Так, форма предложного падежа имени существительного выражает с одними предлогами объектное, а с другими пространственное значение (лежать на столе, думать о брате).

Принцип внутриуровневых и межуровневых связей предполагает связь частей речи друг с другом (хотя бы предыдущий пример, как меняется значение существительного в зависимости от предлога), а также связь морфологии и синтаксиса (способность частей речи являться теми или иными членами предложения).

Исторический принцип предполагает учёт исторических изменений в системе частей речи.

К частнометодическим принципам методики морфологии относятся лексико-грамматический; парадигматический; морфолого-синтаксический.

Закономерности усвоения родной речи, открыты и сформулированы замечательным отечественным ученым-методистом Л.П. Федоренко. В своих многочисленных работах она доказала наличие зависимости результатов усвоения речи от характера работы обучаемого.

Назовем основные закономерности усвоения речи. Их шесть. Усвоение речи ребенком зависит:

• от натренированности мускулатуры органов речи;

• от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц;

• от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи;

• от развития чувства языка (языкового чутья) как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;

• усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;

• темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы ребенка.

Из объективно существующих и сформулированных в методике закономерностей вытекают следующие методические принципы обучения родному языку — основные методические правила организации искусственной речевой среды:

• принцип внимания к материи языка, суть которого заключается в необходимости обеспечивать тренировку речевого и мыслительного аппарата;

• принцип понимания языковых значений, который диктует необходимость, например, таких упражнений, которые бы обеспечивали усвоение лексического значения слова в его парадигматических и синтагматических связях и отношениях и которые способствовали бы запоминанию норм сочетаемости слова. Это в свою очередь обеспечивает и развитие языкового чутья. Значение имеют и другие единицы языка. Важно, чтобы ребенок понимал семантику тех единиц, которые обладают формой и содержанием, т.е. смысл значащих единиц языка: морфем, слов, словосочетаний, предложений, текста;

• принцип оценки выразительности речи, исходя из которого следует обеспечить школьнику возможность научиться выражать свою оценку действительности, создать условия для развития эмоциональной, духовной сферы ребенка средствами родного языка;

• принцип развития чувства языка, в соответствии с которым обучение ориентировано на создание условий для усвоения (как неосознанного, интуитивного, так и сознательного) норм языка и соблюдения их в устной и письменной речи;

• принцип координации устной и письменной речи, который означает прежде всего необходимость опережающего развития устной речи перед письменной. Этот принцип может выражаться, например, в интеграции уроков русского языка, чтения, развития речи как одной из форм организации обучения, а также в типологии упражнений, где имеют место как устные высказывания учащихся, так и разнообразные письменные работы;

• принцип убыстрения темпа обучения, который определяет ускорение темпа развития речи по мере совершенствования структуры речевых навыков, а также зависимость темпа общего развития от темпов развития речи.

Второй принцип – понимание языковых значений – вытекает из закономерности, определяющей единство языка и мышления, из синхронности развития лексических и грамматических навыков. Обучения языку не может быть действенным без семантической работы, без понимания тончайших оттенков значения слова, словосочетания, предложения, текста. Условием соблюдения данного принципа является взаимосвязь изучения всех сторон языка, всех языковедческих дисциплин: грамматики, лексики, фонетики, орфографии, стилистики и др., их взаимного проникновения. Так, морфологию нельзя изучить, понять, если не опираться на синтаксис, а синтаксис нельзя усвоить без опоры на морфологию. Орфография опирается на фонетику, грамматику, на словообразование. Морфемный анализ слова помогает понять его лексическое значение, а с другой стороны, анализ значения слова, понятного из контекста, поможет в его морфемном анализе. В языке все взаимосвязано и эта взаимосвязь должна учитываться в обучении.

Третий принцип – оценки выразительности речи – предполагает, наряду с пониманием информационной функции средств языка, понимание его выразительной функции, стилистической – понимание оттенков и окрасок слов и оборотов речи, средств художественной выразительности языка (эпитетов, метафор и др.). Следование данному принципу предполагает использование в процессе обучения русскому языку художественной литературы, т.е. изучение языка на материале его лучших образцов, необходимость хорошей языковой среды для успешного обучения.

Чувство языка или языковое чутье – это неосознанное, безотчетное умение (навык) безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса, стилистики и др. Обучаясь речи, дети запоминают, как принято говорить. Запоминание это происходит бессознательно, в процессе подражания говорящему. В результате у человека формируется чувство языка или языковое чутье.

Пятый принцип – опережающего усвоения устной речи по отношению к письменной – отражает естественную закономерность речевого развития человека и служит определяющим моментом в построении методики обучения русскому языку. Например, прежде чем записать свою мысль человек ее произносит вслух, а уже потом записывает по мере необходимости. В процессе записи под диктовку сначала слово или предложение учеником проговаривается, а уже после записывается в тетради. По словам Н.С.Рождественского, письменная речь для ребенка – это второй этап в овладении речью вообще. Особенность ее усвоения состоит в том, что слова устной речи являются знаками для реальных предметов; письменная же речь состоит из знаков, условно обозначающих звуки и слова устной речи. Письменная речь не может быть усвоена, если ребенок не владеет устной речью.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методы и принципы обучения родному языку в начальной школе

Метод обучения рассматривается как способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития школьников. В результате применения методов обучения достигается усвоение учащимися знаний, умений и навыков. Все методы обучения делятся на общие, которые можно применять к любой дисциплине, и частные, применяемые в одной области знаний, в том числе в области русского языка.

Методы обучения русскому языку классифицируются по-разному:1)по источнику получения знаний (М.А.Данилов, А.В..Текучёв); 2)дидактическим задачам (метод приобретения знаний и метод формирования умений и навыков) (И.Р.Палей, И.Т.Огородников); 3)по уровню познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный, исследовательский, эвристический) (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин);

4)теоретические методы обучения, теоретико-практические, практические Л.П.Федоренко).

Самой общепринятой является первая классификация по источнику получения знаний. По источнику получения знаний выделяются следующие методы обучения русскому языку: слово учителя, беседа, работа с учебником, анализ языкового материала, технические и наглядные пособия, упражнения.

Работа с учебником – учащиеся самостоятельно усваивают теорию, осмысляют её и закрепляют в процессе выполнения упражнений. Конечно, учитель при этом должен руководить деятельностью учащихся: выделять в теоретической части параграфа главное и обращать на это внимание учащихся. Никогда, правда, не следует ограничиваться этим методом, т.к. может произойти утрата учащимися познавательной активности, интереса к учению. Использование технических и наглядных пособий – использование магнитофона, видео, кодоскопа, экранных пособий. Наглядные пособия делятся на графические, символические, изобразительные, натуральные (объёмные).

Графические – таблицы, схемы;

Изобразительные – фотографии и картины;

Наблюдение над языковым материалом заключается в выделении по определённому правилу языковых явлений, их характеристике. Выражается в грамматическом разборе, в анализе языка художественного произведения. Используется в целях закрепления теоретических знаний или в целях опережения подступа к новой теме.

Наблюдение проводится под руководством учителя по определённому плану, по определённым вопросам. Оно подготавливает учащегося к осознанию языкового явления. М.Т.Баранов выделяет методы обучения в зависимости от двух этапов обучения: 1) овладение учащимися знаниями и умениями; 2) отчёт учащихся об овладении знаниями и умениями. Л.А.Мурина выделяет также этап ознакомления учащихся с учебным материалом и определяет для каждого этапа следующие методы:

этап ознакомления учащихся с учебным материалом – познавательные методы обучения;

этап овладения учащимися знаниями, умениями и навыками – практические методы обучения;этап отчёта учащихся об овладении

знаниями, умениями и навыками – методы контроля.

Познавательные методы делятся в свою очередь на объяснительные (лекция, слово учителя) и эвристические (беседа, наблюдение над языковым материалом, лингвистический анализ текста, самостоятельный анализ учебного материала и др.).

Лингвистический анализ текста даёт возможность, в частности, показать роль грамматических средств в выражении автором своего отношения к описываемому.

Самостоятельный анализ учебного материала, когда на специально подобранном дидактическом материале или упражнениях ученики ведут наблюдения над языком, производят анализ, делают посильные выводы и обобщения. Данный метод должен использоваться учителем постоянно, не только как самостоятельный метод, но и в сочетании с другими методами. Особенно важно добиться в конце самостоятельного анализа вывода на лингвистическую тему, потому что самостоятельно сформулированное логическое рассуждение – это свидетельство осознания сущности приобретаемых знаний.

Практические методы обучения делятся на две группы: 1) методы закрепления знаний (вопросы для закрепления знаний, конспектирование, составление плана, языковых таблиц, алгоритмы, доклад на лингвистическую тему); 2) методы формирования умений и навыков (нахождение изучаемого языкового явления, метод подбора примеров, письмо по памяти, комментированное письмо, орфографический разбор, списывание, различные виды диктантов).

Вопросы для осмысления, усвоения и закрепления знаний используются учителем с целью: а) помочь ученикам правильно понять правило, содержание параграфа, задание упражнения, сопоставить отдельные факты и т.д.; б) проверки знаний, их совершенствования; в) повторения пройденного материала; г) обобщения и систематизации материала и т.д. При условии правильного и умелого использования метод вопросов является важным компонентом методики практически каждого урока, в том числе и лекции.

При формулировке вопросов учитель должен правильно выражать свои мысли, понятно для учащихся; задавать вопросы в последовательности, предполагающей ответную логику в высказываниях детей.

Принципы обучения родному языку следующие.

Принцип внимания к материи языка, к развитию органов речи, к правильному развитию речевых навыков . Всякое игнорирование закономерностей речи, языка отрицательно сказывается на овладении практической речевой деятельностью. Так, установлено, что недооценка произносительных, фонетических умений приводит к недостаткам орфографической грамотности. Указанный принцип обучения требует обеспечения звуковой и зрительной наглядности в языковых занятиях и тренировки органов речи (проговаривание, выразительное чтение, внутреннее проговаривание и пр.).

Принцип понимания языковых значений, как лексических, так и грамматических, морфемных, синтаксических . Понимать слово, морфему, словосочетание, предложение — значит соотносить их с определенными явлениями действительности. В отрыве от значений слова и прочие единицы языка тоже могут быть усвоены, но такое усвоение, во-первых, не отвечает задачам всестороннего развития личности, во-вторых, затрудняет усвоение языка как знаковой системы. Условием соблюдения принципа понимания языковых значений является взаимосвязь изучения всех сторон языка, всех языковедческих дисциплин: грамматики, лексики, фонетики, орфографии, стилистики — их взаимного проникновения. Так, морфологию нельзя изучить, понять, усвоить, если не опираться на синтаксис, а синтаксис нельзя понять без опоры на морфологию; орфография опирается на фонетику, грамматику, на словообразование и т. д. Морфемный анализ слова помогает понять его значение; с другой стороны, анализ значения слова, понятного из контекста, поможет в его морфемном анализе. В языке все взаимосвязано, и эта взаимосвязанность не может не учитываться в обучении.

Принцип оценки выразительности речи предполагает, наряду с пониманием информационной функции средств языка, понимание также выразительной (стилистической) функции, понимание не только смысловых, но и эмоциональных оттенков и окрасок слов и оборотов речи, метафор и иных тропов, других средств художественной изобразительности языка.

Принцип опережающего усвоения устной речи перед письменной также отражает естественную закономерность речевого развития человека, и служит определяющим моментом в построении методики обучения языку.

Принципы методики, как и принципы дидактики, помогают в определении наиболее целесообразной деятельности учителя и учащихся, в выборе оптимальных направлений их работы.

Читайте также: