Имение простаковых взято под опеку как такое стало возможным кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цель: формировать языковую компетенцию учащихся, закрепить знание содержания комедии, развивать умение анализировать, сопоставлять, доказывать свою точку зрения, развивать творческие способности, воспитывать внимательное отношение к слову.

Основная проблема, которую Д.И. Фонвизин поднимает в комедии - проблема воспитания. Крепостничество привело русское дворянство к деградации. Дворянин, будущий гражданин страны, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности ,самодостаточности, самодовольства. Такая жизнь и воспитание лишили его цели и смысла жизни. Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье.

2. Чтение по ролям (действие 5, явление 1, диалог Правдина и Стародума.).

3. Инсценировка (д.5, явление 2, 3).

Итак, имение помещиков взято под опеку, Простакова лишается реальной власти над крестьянами и имуществом. Сын отворачивается от матери. Как такое стало возможным? В чем вина госпожи Простаковой?

Правдин подсказал нам с вами ход и форму урока. Давайте устроим суд над Простаковой.

4. Распределение ролей.

Обвинение (1 чел.).

Присяжные заседатели (3 чел.).

5. Словесный портрет героя.

Пока мы с вами распределяли роли, Простакова, будучи человеком жестоким по отношению к крепостным, решила "допытаться, кто из рук выпустил Софью" и исчезла. Давайте в целях ее задержания составим ее словесный портрет, пользуясь одним из методов криминалистики.

(По тексту находятся характеристики героини, на доске в два ряда записываются характерные черты Простаковой: в первом - положительные, во втором - отрицательные):

- корыстная, властолюбивая, деспотичная, по варварски относится к крепостным слугам, постоянно ругается, безнравственная, речь лишена логики, говорит отрывисто, часто переходит на крик, искажает слова, не умеет читать, не- вежественная, лицемерная, коварная, изворотливая, не умеет переживать, сочувствовать, признает лишь право сильного, грубая, употребляет грубые выражения (дурак бессчетный, скот, бестия, собачья дочь и т.д.)

+ сильно любит сына, готова для него на все (платит деньги за учебу, ругается и дерется с братом), сильная волевая женщина, способна сама принимать решение, одна управляет именем.

А как вы думете, сколько лет госпоже Простаковой? (Чуть более 30, а кажется, что перед нами старая ведьма).

Мы составили подробный портрет героини, который позволил её задержать. Очевидно, обвинение и защита воспользуются этими данными.

6. Слушание дела:

А) Свидетельские показания.

- Слушается дело по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Приступаем к заслушиванию свидетелей.

- Гражданин:Вы проходите по делу госпожи Простаковой в качестве свидетеля. Помните, что за дачу ложных показаний вы будете привлечены к ответственности. Ответьте на следующий вопрос:

Вопросы к свидетелям:

- Что вы заметили предосудительного в поведении госпожи Простаковой?

- Что вы можете сказать о подсудимой как о матери?

- Считаете ли вы, что Митрофан лишь зеркало Простаковой?

- Что вы можете рассказать о похищении Софьи, считаете ли вы, что виновата Простакова?

- Что вы можете сказать о Простаковой как о жене?

- Зачем Простакова нанимает учителей, ведь она не видит в этом необходимости? (Во-первых, " мы не хуже других", во-вторых,"существует указ Петра I о дворянских детях".

- Кого из учителей Простакова считает лучшим?

- Не замечали ли вы элементов грубости в поведении и речи обвиняемой?

- Что вы можете сказать об отношениях между Простаковой и Скотининым?

Б) Обвинительная речь.

  • не дали достойного воспитания сыну, сделали из него эгоиста, грубияна, невежу;
  • имея средства к существованию, тратили их на таких учителей, как Вральман;
  • постоянно сквернословили, оскорбляли других, не считаясь с чувствами людей;
  • обвиняетесь в том, что пытались силой выдать замуж Софью за своего сына;
  • жестоко относились к крепостным слугам, живете по правилу, кто сильнее и богаче, тот и прав;
  • невежественны.

В) Выступление защитников.

"Госпожа судья! Господа присяжные заседатели! Преступление нашей подзащитной имеет ряд смягчающих обстоятельств: в преступлении Простакова повинна не столько сама, сколько общество. Поэтому ответственность должны разделить в равной мере и другие персонажи бессмертной комедии Фонвизина "Недоросль". Простакова стала такой не случайно, она воспитывалась в семье, где тоже не признавали науку. Ее батюшка был воеводою 15 лет и не умел читать, был жадным, имел страсть к деньгам, даже умер от голода, лежа на сундуке с деньгами.

Таким образом, виновата семья, в которой воспитывалась Простакова: что же касается того, что Простакова не смогла сделать из Митрофанушки достойного гражданина, то во всем виновата материнская безоглядная любовь, а разве за это можно осуждать? Она воспитала себе подобного, ведь в семье она видела грубость, лицемерие, за детьми не было никого контроля, дети умирали (из 18 осталось 2), Простаковой еще можно сказать спасибо за то, что она вырастила такого здорового, румяного, крепкого сынка.

"Суд, в лице учащихся:, рассмотрев дело литературного персонажа комедии Фонвизина "Недоросль" и заслушав обвинение и защиту, выносит приговор:

1. Признать преступником век невежественных помещиков - крепостников, век "властителей и судей", век Екатерины II.

2. Признать госпожу Простакову личностью аморальной во всех отношениях и осудить на бессмертие, дабы другим неповадно было.

С первой же сцены пьесы автор представляет мир,
в котором одни люди владеют другими людьми.
Главная фигура этого мира – Простакова,
"презрелая фурия" и "госпожа бесчеловечная".
Она полновластная хозяйка своего мира,
от ее произвола зависит судьба её рабов:
старухи Еремеевны, Тришки, девки Палашки, крестьян,
обеспечивающих её благосостояние.
Простакова деспотична не только с крестьянами,
но и с собственным мужем.
Её власть простирается на Софью, на Скотинина,
то есть на всех, от кого она не встречает отпора.
В финале комедии Простаковых ждет заслуженное
наказание – приходит распоряжение властей взять
имение под опеку.
Но появление Правдина с указом в руках разрешает
конфликт лишь формально.
Испуганный Скотинин, виновный в подобных же злодеяниях,
благополучно уезжает в свою деревню.
Да, и Простаковы тоже не очень пострадают,
просто будут осторожнее в дальнейшем.
Для того, чтобы истребить Простаковых и Скотининых,
Россия должна встать на путь просвещения.
Это, по мнению автора, единственная возможность
изменить страну к лучшему.

Прежде всего обращает на себя внимание госпожа Простакова.

Очевидно, что, хозяйствуя в своем доме, Простакова разрушительно действует на все и всех, кто попал под ее власть.

Последняя сцена звучит убийственно – трепетно любимый матерью сын предает ее в тяжелую минуту и публично отрекается от нее. Это естественный итог, ведь Простакова теперь пожинает плоды своего горе-воспитания. Сынок понял, что ему самому грозит опасность, и вовремя переметнулся, подстроился под ситуацию.

И вот злонравие пресечено. Больше не будет грубой и невежественной помещицы Простаковой, за образование и воспитание Митрофанушки, хочется верить, возьмутся люди достойные. Возможно, из него выйдет толк, и он станет достойным гражданином отечества. Правда, в это верится с трудом. Но пока зло, много лет сеявшее вокруг себя зло и дурные нравы, наказано, пороки обличены, справедливость торжествует. Это закономерный итог.

Название: Недоросль
Автор:
Год написания: 1781
Год издания:
Жанр: Пьеса
Направление: Комедия


Время и место сюжета

Все сцены происходят в поместье госпожи Простаковой, описания интерьера в пьесе нет. Это связано с тем, что постановки могут происходить в любом театре страны, а режиссеры могут выбирать обстановку по своему усмотрению.

Действующие лица пьесы и их характеристика

В произведении представлено множество героев, среди которых можно выделить основных и второстепенных.

Главные герои комедии

Госпожа Простакова — дворянка, жёсткая, необразованная женщина. Деспотичная и грубая помещица, жестоко наказывает крестьян и даже бьёт собственного мужа. Слепо любит своего сына Митрофанушку.

Митрофанушка — сын Простаковых, 15-летний подросток. Глуповатый и ленивый, так как 3 года учился некоторым наукам, но так ничего и не постиг. Умеет хитрить, заискивать перед матерью. Недоросль. Именно так называли молодых дворян, не получивших от учителей документа об образовании. Им не разрешалось вступать в брак и поступать на государственную службу.

Правдин — чиновник, остановился в доме Простаковых, чтобы решить вопрос о жестоком отношении помещицы к крепостным. Честный человек, живущий по моральным принципам. Представитель нового образованного дворянства.

Другие персонажи

Еремеевна — крепостная, служит Простаковым уже 40 лет. Няня Митрофанушки. Очень любит своего воспитанника. Беспрекословно выполняет все прихоти хозяйки.

Тришка — портной, рассудительный и умный, не боится спорить с госпожой.

Цыфиркин — учитель математики, бывший солдат. Отказывается взять деньги за обучение, так как считает, что ничему не научил Митрофана.

Кутейкин — семинарист, преподает грамоту. Нерадивый наставник, малограмотный, говорит церковнославянизмами. Но всё же берет деньги за обучение.

Вральман — учитель французского. Фамилия подчёркивает лживость немца, который когда-то был кучером Стародума. Получает 300 рублей в год, но ничему не учит.

Комедия в 5 действиях разворачивается в имении Простаковых. Помещица хочет женить своего сына Митрофана на дальней родственнице Софье, так как девушка имеет хорошее наследство. У Простаковой есть брат, Тарас Скотинин, он также имеет намерение взять в жены богатую невесту.

Софья оказывается в трудном положении, ведь никого из потенциальных женихов она не любит. Но тут появляется её родной дядя, официальный опекун Стародум. Мужчина с помощью чиновника Правдина выводит всё семейство Простаковых на чистую воду. Софья соглашается стать женой Милона. Молодые люди счастливы. А имение Простаковой попадает под государственную опеку.

Митрофан бросает мать, и Стародум отправляет его в армию.

Действие 1

Недоросль

Неожиданно вмешивается Скотинин, который считает, что пора сказать, что он хочет жениться на Софье. Из уст Простакова известно, что Софья осталась сиротой. Её родители умерли, а опекун Стародум отправился в Сибирь. И с той поры о нем ничего не известно. Семья Простаковых взяла Софью к себе в деревню, а имением ее управляют, как своим. Здесь же мы узнаем, что Скотинин планирует жениться для того, чтобы развести своих любимых животных — свиней. А деревни девушки идеально подходят к его планам.

Неожиданно появляется Софья с письмом от Стародума, из которого следует, что её дядя жив и оставил хорошее наследство. Читать письмо Простакова просит Правдина, так как сама не умеет этого делать. Митрофан же 4 года учится грамоте у дьячка Кутейкина, арифметике у Цыфиркина. А французский язык и другие науки преподает немец Вральман. Но научить его чему-либо очень трудно.

Действие 2

Случайная иллюстрация

В разговоре девушка передает, какие беды выпали на её судьбу, жалуется, что Простакова мечтает обвенчать его с Митрофаном. И теперь девушка надеется только на Стародума.

Неожиданно входит Скотинин, который убеждает Софью, что с ним она будет жить припеваючи. У неё будет своя светелка, а на все деньги он купит свиней. Но тут вмешивается Правдин и сообщает, что помещица хочет женить на богатой наследнице Митрофанушку. Скотинин грозится побить племянника.

Действие 3

Случайная иллюстрация

Все Простаковы, Скотинин лезут обниматься со Стародумом. Дядюшка заявляет, что завтра с племянницей уезжает в Москву, так как у него есть жених для Софьи. Все поражены. Начинают суетиться. Скотинин нахваливает себя. Простакова своего сына. Показывает учителей, которые учат Митрофанушку. Но Стародум, ссылаясь на то что устал, идет отдыхать.

Кутейкин и Цыфиркин обсуждают свою нелегкую жизнь, сетуют на то, что ученик их совсем не учится. Они считают, что Вральман мешает учебному процессу и решают наказать его.

Появление Вральмана решает проблему, он говорит, что учителя хотят уморить ребенка и убеждает мать, что сынок и без учебы молодец. Госпоже нравится всё, о чем говорит Вральман. Она подводит итог, что сын Простаковых сумеет показать себя.

Действие 4

Случайная иллюстрация

В это время приносят письмо, в котором говорится о Милоне. Именно его сватают к Софье. Но Стародум пока не знает, кто это. В это время Правдин представляет ему офицера, который оказывается Милоном. Молодой человек производит приятное впечатление, его принципы совпадают с принципами Стародума. Софья признается, что влюблена в офицера. Все рады открывшимся обстоятельствам.

Заходит Скотинин и сразу же начинает сватать девушку. Но дядя отказывает ему, так как считает их неравными друг другу.

Простакова не сдается, она решает похитить Софью и обвенчать ее со своим сыном.

Действие 5

Случайная иллюстрация

Из последнего действия понятно, что Правдину поручено взять деревни и дом Простаковой под опеку, чтобы оградить крепостных от гнева хозяйки. Стародум искренне рад этому. Но тут раздается шум и крики, Софья просит спасти ее. Еремеевна признается в преступлении. Простакова и Скотинин начинают просить прощения. После того, как Стародум прощает ее, помещица грозит своим людям расправой за нерасторопность. Но тут Правдин объявляет ей волю государя. Нужно собрать крестьян и сказать им, что теперь они под защитой государства. Простакова падает в обморок, такое решение для нее — погибель.

Выясняется, что у госпожи множество долгов, в том числе и перед учителями. Неожиданно раскрывается правда — Стародум узнает во Вральмане своего кучера. Бывший учитель вновь просится управлять лошадьми.

Анализ произведения

Направление и жанр

В произведении классицизма долг всегда выше чувства, поэтому Правдин ставит долг выше сочувствия и не обращает внимания на мольбы Простаковой.

Основная идея и проблематика

Главная тема произведения — воспитание и образование молодых людей. Одновременно с этим в пьесе поднимаются социально-политические проблемы, которые касались того, что необразованным дворянам запрещалась поступать на государственную службу и вступать в брак.

Семья Простаковых имеет дворянские корни. Они гордятся своей родословной, считая ее древнее самого Адама. Образование для них совершенно ненужное дело. Достаточно того, что есть крепостное право, поэтому есть люди, которые будут работать на них. Ценности, которые уважают помещики, власть и деньги. Они считают, что если богаты, имеют право ругать и даже бить своих крепостных. По сути, они не считают их людьми.

Фонвизин показывает нам, что семья — главный пример для воспитания. Каковы родители, такие вырастают и дети. Простакова — необразованная, деспотичная женщина, точно таким становится и сынок. Она искренне недоумевает, почему Митрофанушка в конце оставляет ее.

  1. Последствия неправильного воспитания. Гордость, попустительство, отсутствие должного образования привели к тому, что из молодого дворянина вырос ленивый, малограмотный человек, не способный принимать решения.
  2. Крепостное право. Падение нравственности и лень привели к тому, что дворяне не стремятся получать образование. Им не нужно трудиться и прилагать усилия для достижения своей цели.
  3. Проблема алчности. Разбогатеть любой ценой — единственная цель Простаковых. Они утратили человеческие качества, такие как добродетель и совесть.
  4. Проблема невежества. Глупость лишает героев чувств и переживаний.

В основе лежат два конфликта — социально-бытовой и любовный. Первый заключается в показе крайностей, которые возникают при крепостном праве: самодурство, рукоприкладство, брань, невежество.

Любовный дополняет первый конфликт и показывает, что любовь должны быть искренней без принуждения.

Заключение и выводы

Фонвизин пытался донести до людей, что детей нужно воспитывать правильно. Собирательные образы Скотининых и Простаковых существуют в любом обществе. Их принципы не приводят ни к чему хорошему. Из молодого дворянина вырастает невежда и грубиян. И в этом виновата семья и малограмотные учителя.

В финале все получают по заслугам. Простакова лишается всего, что для нее ценно, даже собственный сынок отталкивает ее.

Выводы, которые может сделать читатель, сводятся к следующему — каждый человек должен приносить пользу своей стране. Но сделать это может только тот, кто обладает совестью, чистой душой, благородством. Тот, кто прозябает в невежестве, лени, бездействии, наносит непоправимый урод всему обществу.

Отзывы и критика

Проблема недорослей вечна, поэтому в литературе можно встретить множество отзывов и критических статей на комедию Фонвизина. Современники писателя приняли пьесу неоднозначно. Некоторые увидели в ней клевету на дворян. Однако позже комедия получила заслуженную оценку.

Но все сходятся в одном — это уникальное произведение актуально в любое время.

Это интересно. Кратко об истории создания комедии

В конце 18 века Фонвизин посетил Францию и увидел, что театральное искусство процветает. Оно достигло такого развития, до которого России еще далеко. По возвращении в 1778 году он задумал пьесу, которая должна была произвести фурор. Вопросы просвещения и невежества он связывал с крепостным правом. Именно его он считал основным злом.

В 1781 году началась подготовка к постановке. Автор лично подбирал актеров, считал, что положительных персонажей должны играть только сильные, умные личности. Комедия была встречена восторженно. Это был настоящий триумф Просвещения.

Аудиокнига

Читайте также: