Анализ лирического произведения в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Автор лирического произведения выражает внутрен-мпй мир человека, процесс мышления и переживаний в развитии.

Художественным содержанием лирического произведения является, таким образом, то, что скрыто от внешнего наблюде­ния, т.е. духовная жизнь человека, художественно осмысленная поэтом. Основная функция языка лирического произведения за­ключается в выражении внутренних субъективных чувствова­ний, поэтому на первый план выдвигаются переносные и ино­сказательные значения речевых элементов и образные возмож­ности языка. При анализе лирического произведения очень важ­но не разрушить живописный образ произведения, а помочь ре­бенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбу­дить у учащихся воссоздающее, творческое воображение. К вос­приятию лирического произведения должна быть подготовлена и первую очередь эмоциональная сфера детей. Методика реко­мендует на подготовительном этапе урока в этом случае исполь­зовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, цветные фотографии, т.е. такие объекты, которые могут повли­ять на эмоциональное состояние, могут вызвать настроение, со­звучное выраженному в произведении. При первичном воспри­ятии читать лирическое произведение должен сам учитель. Если учебным материалом является стихотворение, оно обязательно читается наизусть. Заучивание и чтение наизусть классической поэзии - в традициях русского воспитания, поэтому учитель не должен упускать возможности продемонстрировать образец та­кой читательской привычки (тем более если детям задается вы­учить стихотворение наизусть).

При анализе лирического произведения важно привлечь вни­мание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст не­целесообразно делить на части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразитель­но-выразительных средств языка.

Этап урока -анализ произведения:

1. Прочитайте стихотворение про себя и найдите в описании границу, где
осень встречается с зимой.

2. В каких же строках нарисована картина осени? Прочитайте.
На каких явлениях осени остановился автор? (Дождь и туман.)
Как сказано в стихотворении о тумане? (Туман облаками вставал.)
Какую картину представляешь, читая эти строчки? Какой был туман?!

(Густой и легкий, он поднимался вверх.) Это говорит о том, что воздух был уже холодный. В какой строчке об этом читаем? (Веял холод в лицо.) Что еще описал поэт? (Небеса и лес.) Как названы в стихотворении небеса? (Угрюмые небеса.) Какими ты их представляешь? (Серые, покрытые низкими, тяжелыми об-1 лаками.) Рисуется мрачная, неприветливая картина поздней осени.

3. А что сказано о лесе? (Плакал сумрачный лес.)

Какой лес видится читателю? (Мокрый, печальный.) Нам хочется посо-1 чувствовать такому лесу.

4. Как же пришла зима? Прочитайте строчки, в которых описаны самые
первые ее шаги.

- С чем сравнивается снег? (С белым пушком.) А вам когда-нибудь прихо­
дилось видеть такой снег, который хочется сравнить с пушком? Какой это
снег? (Легкий, мягкий, пушистый.) Как автор называет такой снег? (Снежок.)
Поэт нашел для обозначения первого снега слово с уменьшительно-
ласкательным значением - снежок.

5. Как же преобразилась за ночь земля? Прочитайте.

- Изменилось ли настроение у природы?

-Назовите, что конкретно описано поэтом. (Небо, воздух, река, дворы, дома, снег, поля, лес.)

- В каких строках рисуется небо? (Нет нигде облачка, воздух легок и чист.)

- Какие слова теперь нашел автор для изображения снега? (Снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнем.)

- Что представляется, когда читаешь слова снег лежит полотном! (Много снега нападало ночью, он лежит ровно и плотно.)

- Видели вы когда-нибудь, как в погожий солнечный зимний день бле­стит снег! Почему разноцветным огнем! Наблюдательный человек заметит в этом блеске снега на солнце все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.




- Найдите в тексте слова, которыми описывается состояние леса:| (Смотрит весело, словно рад.) О ком так обычно говорят? (О человеке.) Автор продолжает видеть в лесе живое существо, которому свойственно испытывать чувства. Настроение леса изменилось? Почему?

- Представьте перед своим мысленным взором утренний лес, который на­рисован в стихотворении. Какие слова помогут нам увидеть, вообразить лес? (( мотрит весело лес из-под черных кудрей, и на ветках берез, как алмазы, го­рят капли сдержанных слез.)

- Черные кудри - что это может быть? Может быть, это зеленые ели, кото­рые на фоне белого снега издали кажутся черными, будто кудри у леса-исликана. А на его ресницах-ветках - капли сдержанных слез. Что же это за слезы! Что вчера происходило с лесом? (Он стоял под дождем, плакал: струйки йоды текли по веткам.) А ночью как изменилась погода? (Выпал снег, ударил мороз - замерзла река.) Что же произошло с каплями дождя? (Они застыли на нетках берез, мороз их сдержал и не дал упасть на землю.) А почему автор назвал эти замерзшие дождинки слезами! (Автор относится к лесу, как к жи-иому, он наделяет его человеческими качествами: способностью грустить, плакать и сдерживать слезы.)

- Как же выглядят эти слезы поутру? (Как алмазы, горят.)

- Почему автор сравнил их с алмазами? (Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блеском и твердостью превосходящий все другие минералы. - О ж е -

i о в СИ. Словарь русского языка.)

После такого анализа следует предложить детям перечитать ту часть стихотворения, где описаны осенние картины и изменения, произошедшие в природе за ночь. При чтении нужно постараться передать свои чувства, а также смену настроения, связанную с приходом зимы. Как видим, ведущими приемами при анализе ли­рических произведений становятся такие, как рисование словес­ных картин, работа над отдельными тропами, а также над выра­зительным чтением произведения.

Автор лирического произведения выражает внутрен-мпй мир человека, процесс мышления и переживаний в развитии.

Художественным содержанием лирического произведения является, таким образом, то, что скрыто от внешнего наблюде­ния, т.е. духовная жизнь человека, художественно осмысленная поэтом. Основная функция языка лирического произведения за­ключается в выражении внутренних субъективных чувствова­ний, поэтому на первый план выдвигаются переносные и ино­сказательные значения речевых элементов и образные возмож­ности языка. При анализе лирического произведения очень важ­но не разрушить живописный образ произведения, а помочь ре­бенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбу­дить у учащихся воссоздающее, творческое воображение. К вос­приятию лирического произведения должна быть подготовлена и первую очередь эмоциональная сфера детей. Методика реко­мендует на подготовительном этапе урока в этом случае исполь­зовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, цветные фотографии, т.е. такие объекты, которые могут повли­ять на эмоциональное состояние, могут вызвать настроение, со­звучное выраженному в произведении. При первичном воспри­ятии читать лирическое произведение должен сам учитель. Если учебным материалом является стихотворение, оно обязательно читается наизусть. Заучивание и чтение наизусть классической поэзии - в традициях русского воспитания, поэтому учитель не должен упускать возможности продемонстрировать образец та­кой читательской привычки (тем более если детям задается вы­учить стихотворение наизусть).

При анализе лирического произведения важно привлечь вни­мание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст не­целесообразно делить на части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразитель­но-выразительных средств языка.

Этап урока -анализ произведения:

1. Прочитайте стихотворение про себя и найдите в описании границу, где
осень встречается с зимой.

2. В каких же строках нарисована картина осени? Прочитайте.
На каких явлениях осени остановился автор? (Дождь и туман.)
Как сказано в стихотворении о тумане? (Туман облаками вставал.)
Какую картину представляешь, читая эти строчки? Какой был туман?!

(Густой и легкий, он поднимался вверх.) Это говорит о том, что воздух был уже холодный. В какой строчке об этом читаем? (Веял холод в лицо.) Что еще описал поэт? (Небеса и лес.) Как названы в стихотворении небеса? (Угрюмые небеса.) Какими ты их представляешь? (Серые, покрытые низкими, тяжелыми об-1 лаками.) Рисуется мрачная, неприветливая картина поздней осени.

3. А что сказано о лесе? (Плакал сумрачный лес.)

Какой лес видится читателю? (Мокрый, печальный.) Нам хочется посо-1 чувствовать такому лесу.

4. Как же пришла зима? Прочитайте строчки, в которых описаны самые
первые ее шаги.

- С чем сравнивается снег? (С белым пушком.) А вам когда-нибудь прихо­
дилось видеть такой снег, который хочется сравнить с пушком? Какой это
снег? (Легкий, мягкий, пушистый.) Как автор называет такой снег? (Снежок.)
Поэт нашел для обозначения первого снега слово с уменьшительно-
ласкательным значением - снежок.

5. Как же преобразилась за ночь земля? Прочитайте.

- Изменилось ли настроение у природы?

-Назовите, что конкретно описано поэтом. (Небо, воздух, река, дворы, дома, снег, поля, лес.)

- В каких строках рисуется небо? (Нет нигде облачка, воздух легок и чист.)

- Какие слова теперь нашел автор для изображения снега? (Снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнем.)

- Что представляется, когда читаешь слова снег лежит полотном! (Много снега нападало ночью, он лежит ровно и плотно.)

- Видели вы когда-нибудь, как в погожий солнечный зимний день бле­стит снег! Почему разноцветным огнем! Наблюдательный человек заметит в этом блеске снега на солнце все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

- Найдите в тексте слова, которыми описывается состояние леса:| (Смотрит весело, словно рад.) О ком так обычно говорят? (О человеке.) Автор продолжает видеть в лесе живое существо, которому свойственно испытывать чувства. Настроение леса изменилось? Почему?

- Представьте перед своим мысленным взором утренний лес, который на­рисован в стихотворении. Какие слова помогут нам увидеть, вообразить лес? (( мотрит весело лес из-под черных кудрей, и на ветках берез, как алмазы, го­рят капли сдержанных слез.)

- Черные кудри - что это может быть? Может быть, это зеленые ели, кото­рые на фоне белого снега издали кажутся черными, будто кудри у леса-исликана. А на его ресницах-ветках - капли сдержанных слез. Что же это за слезы! Что вчера происходило с лесом? (Он стоял под дождем, плакал: струйки йоды текли по веткам.) А ночью как изменилась погода? (Выпал снег, ударил мороз - замерзла река.) Что же произошло с каплями дождя? (Они застыли на нетках берез, мороз их сдержал и не дал упасть на землю.) А почему автор назвал эти замерзшие дождинки слезами! (Автор относится к лесу, как к жи-иому, он наделяет его человеческими качествами: способностью грустить, плакать и сдерживать слезы.)

- Как же выглядят эти слезы поутру? (Как алмазы, горят.)

- Почему автор сравнил их с алмазами? (Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блеском и твердостью превосходящий все другие минералы. - О ж е -

i о в СИ. Словарь русского языка.)

После такого анализа следует предложить детям перечитать ту часть стихотворения, где описаны осенние картины и изменения, произошедшие в природе за ночь. При чтении нужно постараться передать свои чувства, а также смену настроения, связанную с приходом зимы. Как видим, ведущими приемами при анализе ли­рических произведений становятся такие, как рисование словес­ных картин, работа над отдельными тропами, а также над выра­зительным чтением произведения.

Работа над лирическими стихотворениями во время урока литературного чтения позволяет решать сложные задачи обучения, развития и воспитания.

ВложениеРазмер
metodika_analiza_lirichemkogo_proizvedeniya.doc 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Одним из важнейших требований, предъявляемых к любой программе по чтению, является родовое и жанровое разнообразие произведений. Поэтому нет ни одной современной программы, в которую не были бы включены лирические стихотворения самых различных авторов - от классиков до современных поэтов. Младшие школьники с удовольствием слушают, читают и учат наизусть лирические произведения, но далеко не всегда глубоко воспринимают их. А ведь изучение лирики призвано не просто познакомить ребенка с тем или иным стихотворением, но и раскрыть глубину переживаний, показать своеобразие авторского миропонимания, научить общаться с лирикой, передавать в чтении чувства, заложенные автором.

Перед учителем встают сложные задачи - помочь ребенку осознать главную идею произведения, прочувствовать его, понять смысл непонятных слов и оборотов, а главное, показать младшим школьникам своеобразие лирики того или иного автора. Для решения этих задач необходимо пристальное внимание к тексту, организация школьного анализа на научных основах.

Лирика – непростой для восприятия младшего школьника род литературы. Особенность ее состоит в том, что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его переживания, размышления. В лирике отсутствует описание событий, поступков персонажей, обстоятельств действия. Она не столько изображает, сколько выражает впечатления от реальной жизни. В лирическом произведении автор отражает субъективное настроение, которое становится близким широкому кругу людей. Но младшим школьникам зачастую бывает трудно понять основную идею произведения в силу их небольшого жизненного и чувственного опыта. Еще одним препятствием на пути осознания главной идеи произведения становится язык, которым написано стихотворение. Классики литературы, чьи произведения читают младшие школьники, жили и творили двести или сто лет назад и зачастую в лирике используются трудные для понимания слова и обороты.

Анализ лирического стихотворения в начальной школе всегда вызывает трудности, поскольку велика опасность упрощения, сведения разговора о лирике до бытового уровня. Конкретность мышления младших школьников, их крайне малый читательский кругозор часто приводят к тому, что пейзажная лирика воспринимается как фотография действительности.

Задача школьного анализа состоит в том, чтобы помочь ребенку освоить содержание, идею стихотворения, другими словами, точку зрения, отношение, позицию автора. Ребенок должен именно освоить, то есть пережить, осознать прочитанное.

Поэтому при работе над лирическим произведением необходимо тщательно продумывать формулировки вопросов и заданий. Вопросы должны направлять внимание школьников не на природные явления, а на изображение этих явлений автором, на изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для передачи настроения, вопросы должны побуждать ребенка не воспроизводить текст, а размышлять над ним.

В процессе работы над произведением мож но использовать разнообразные приемы: стилистический анализ текста, подготовка к выразительному чтению, создание видеоклипа, создание палитры настроения, сопоставительный анализ произведений разных авторов на одну тему. Выбор приема анализа определяется особенностями стихотворения, возрастом учащихся, степенью овладения ими читательскими умениями. В процессе анализа лирических произведений учащиеся овладевают системой читательских умений, необходимых для полноценного восприятия лирики. В эту систему входят следующие частные умения:

- умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные поэтом;
- умение проследить динамику эмоций в лирике;
- умение целостно воспринимать образ –переживание;
- умение видеть авторское отношение, позицию во всех элементах стихотворения;
- умение осваивать идею лирического произведения

Анализ лирического произведения – это проявление творчества учителя. Он должен сам найти путь решения, здесь нет готовых рецептов. На уроке важно не четко следовать написанному плану урока, а, чутко прислушиваясь к ученикам, направлять их восприятие по пути постижения основной идеи стихотворения. Для этого учителю необходимо четко представлять себе, к чему он должен привести учеников .

При обучении восприятию лирического текста необходимо показать ученикам, что стихотворение - это и поэтическое целое, и динамическая система, где все взаимообусловлено. Мир лирического стихотворения самостоятелен.

На этапе изучения стихотворения, творческого общения с ним важно и качество анализа текста. Только умный и тонкий анализ способен не разрушить художественную ткань лирического произведения, способствовать его целостному восприятию. К сожалению, в школьной практике нередко бытует мнение, что лирическое произведение может быть только блестяще прочитано, и это и есть способ понимания, а исследовательский анализ "убивает" искусство, посягая на его органическую целостность.

Этапы работы над лирическим стихотворением

  1. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения.

сообщить сведения об авторе;

настроить детей на восприятие текста;

вызвать в их сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые находятся в центре изучаемого стихотворения;

объяснить значение слов без понимания которых, восприятие стихотворения будет затруднено.

беседа с опорой на личные наблюдения и опыт детей;

донести до детей содержание стихотворения;

вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.

чтение учителем (должен показать образец выразительного чтения для того, чтобы у детей появился эмоциональный и познавательный интерес к дальнейшей работе с текстом);

прослушивание текста в грамзаписи и др.

3. Проверка впечатлений.

выявить уровень восприятия детьми стихотворного произведения.

беседа на основе впечатлений учеников

-Понравилось ли вам это стихотворение?

-Что вам особенно запомнилось?

-Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

-Как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины…?

-Какие чувства пробуждает у вас эта картина? и др.

  1. Самостоятельная работа с текстом стихотворения.

подготовка к анализу стихотворения.

чтение стихотворения самостоятельно про себя;

нахождение слов и выражений, значение которых непонятно детям.

5.Анализ лирического стихотворения.

способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание художественного произведения и развитию образных представлений на основе прочитанного;

углубить, расширить образные представления, возникшие в воображении учеников при первом знакомстве с текстом;

выработать правильную интонацию чтения стихотворения;

наблюдать над спецификой стихотворения как жанра.

выборочное чтение отдельных строф, строчек, слов по заданию учителя;

иллюстрирование текста (словесное, музыкальное).

Для выборочного чтения отобрать самые важные с точки зрения смысла, содержания строки, слова, выражения. Обязательно обратить внимание детей на образные средства языка: олицетворение, метафоры, сравнения, эпитеты и др. Особое внимание учеников обратить на структуру строф, рифмующихся строк и слов.

Выборочное чтение обычно сопровождается беседой-размышлением . Для этого приема можно использовать вопросы:

-Какое настроение у вас возникло при чтении?

-Какие слова помогают автору создать такое настроение?

-Как вы думаете, почему автор сравнивает…?

-Какие звуки повторяются в этой строке?

-Как вы думаете, для чего поэт использует этот прием? и др.

Прием стилистического эксперимента используется для того, чтобы научить детей вдумчиво относиться к образному языку лирического произведения, испытывать эстетическое наслаждение от удачно выбранного автором слова. Этот прием заключается в том, чтобы искусственно заменить слово или выражение автора близким по смыслу словом и уяснить на основе сопоставления особую выразительность, точность, прелесть поэтического текста.

6. Работа над основными компонентами интонации.

обеспечить выразительное чтение стихотворения учащимися, чтобы они смогли передать не только чувства автора, но и отношение читателя к прочитанному;

работать над средствами речевой выразительности, с помощью которых учащиеся смогут передать свое понимание и свою оценку прочитанного.

над тембром речи:

- музыкальное иллюстрирование, которое поможет ученикам уловить настроение

текста, его перемены, оттенки, чувства;

- беседа (обсуждение эмоциональной окрашенности речи).

над темпом речи:

выбор тона речи;

постановка логических ударений.

7. Самостоятельное закрепление выразительного чтения.

индивидуальная подготовка к исполнению стихотворения в классе.

  1. Конкурс (праздник, концерт и т.д.) на лучшее исполнение стихотворения.

проанализировать и оценить выразительное чтение учащихся в классе.

Такая работа над лирическими стихотворениями во время урока литературного чтения позволяет решать сложные задачи обучения, развития и воспитания. На уроке нужно создать для детей такую атмосферу, когда каждый ученик может раскрыть свои творческие способности, прочитать стихотворение ярко и выразительно.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к любой программе по чтению, является родовое и жанровое разнообразие произведений. Поэтому нет ни одной современной программы, в которую не были бы включены лирические стихотворения самых различных авторов - от классиков до современных поэтов. Младшие школьники с удовольствием слушают, читают и учат наизусть лирические произведения, но далеко не всегда глубоко воспринимают их. А ведь изучение лирики призвано не просто познакомить ребенка с тем или иным стихотворением, но и раскрыть глубину переживаний, показать своеобразие авторского миропонимания, научить общаться с лирикой, передавать в чтении чувства, заложенные автором.

Перед учителем встают сложные задачи - помочь ребенку осознать главную идею произведения, прочувствовать его, понять смысл непонятных слов и оборотов, а главное, учитель должен показать младшим школьникам своеобразие лирики того или иного автора. Для решения этих задач необходимо пристальное внимание к тексту, организация школьного анализа на научных основах.

На мой взгляд, наиболее грамотно и научно к проблемам организации школьного анализа подходит автор программы по литературе М. П. Воюшина. На каждом уроке дети учатся быть квалифицированными читателями, полноценно воспринимать искусство слова, приобретают умение анализировать художественный текст. Наравне с задачей формирования высокого уровня восприятия художественного произведения, развития творческих способностей эта программа успешно решает и другие задачи: формирование представлений о целостной картине мира, овладение необходимыми способами действий. Учащиеся приобретают опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Вот уже пять лет я работаю по этой программе и могу сказать, что мои ученики овладевают приемами анализа художественного текста, у них формируется система читательских умений, школьники без страха и с удовольствием выполняют творческие письменные работы, а главное, у них формируется система общечеловеческих ценностей и самостоятельность мышления. Работать по программе М. П. Воюшиной очень интересно как школьникам, так и учителю. В этой статье мне хотелось бы поделиться опытом работы над лирическим произведением в рамках программы по литературе
М. П. Воюшиной.

Один из принципов организации школьного анализа текста - учет родовой и жанровой специфики произведения - требует от учителя знания основных литературоведческих положений, раскрывающих особенности лирики как рода литературы.

Лирика – непростой для восприятия младшего школьника род литературы. Особенность ее состоит в том, что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его переживания, размышления. В лирике отсутствует описание событий, поступков персонажей, обстоятельств действия. Она не столько изображает, сколько выражает впечатления от реальной жизни. В лирическом произведении автор отражает субъективное настроение, которое становится близким широкому кругу людей. Но младшим школьникам зачастую бывает трудно понять основную идею произведения в силу их небольшого жизненного и чувственного опыта. Еще одним препятствием на пути осознания главной идеи произведения становится язык, которым написано стихотворение. Классики литературы, чьи произведения читают младшие школьники, жили и творили двести или сто лет назад и зачастую в лирике используются трудные для понимания слова и обороты.

Анализ лирического стихотворения в начальной школе всегда вызывает трудности, поскольку велика опасность упрощения, сведения разговора о лирике до бытового уровня. Конкретность мышления младших школьников, их крайне малый читательский кругозор часто приводят к тому, что пейзажная лирика воспринимается как фотография действительности. Между тем, художественное произведение не равно жизни. Оно представляет собой особую – художественную действительность, созданную воображением писателя. Задача школьного анализа состоит в том, чтобы помочь ребенку освоить содержание, идею стихотворения, другими словами, точку зрения, отношение, позицию автора. Ребенок должен именно освоить, то есть пережить, осознать прочитанное.

Поэтому при работе над лирическим произведением учителю необходимо тщательно продумывать формулировки вопросов и заданий. Вопросы должны направлять внимание школьников не на природные явления, а на изображение этих явлений автором, на изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для передачи настроения, вопросы должны побуждать ребенка не воспроизводить текст, а размышлять над ним.

В процессе работы над произведением учитель может использовать разнообразные приемы: стилистический анализ текста, подготовка к выразительному чтению, создание видеоклипа, создание палитры настроения, сопоставительный анализ произведений разных авторов на одну тему. Выбор приема анализа определяется особенностями стихотворения, возрастом учащихся, степенью овладения ими читательскими умениями. В процессе анализа лирических произведений учащиеся овладевают системой читательских умений, необходимых для полноценного восприятия лирики. В эту систему входят следующие частные умения:

- умение воспринимать изобразительно-выразительные средства в соответствии с их функцией в художественном произведении;
- умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные поэтом;
- умение проследить динамику эмоций в лирике;
- умение целостно воспринимать образ –переживание;
- умение видеть авторское отношение, позицию во всех элементах стихотворения;
- умение осваивать идею лирического произведения

Так как полноценное восприятие стихотворения возможно лишь в результате взаимодействия всех частных умений, поэтому формирование отдельно взятых читательских умений невозможно. На каждом уроке должна быть предусмотрена работа по формированию всей системы читательских умений в целом, а также установлению связей между ее частными умениями.

Анализ лирического произведения – это проявление творчества учителя. Он должен сам найти путь решения, здесь нет готовых рецептов. На уроке важно не четко следовать написанному плану урока, а, чутко прислушиваясь к ученикам, направлять их восприятие по пути постижения основной идеи стихотворения. Для этого учителю необходимо четко представлять себе, к чему он должен привести учеников, и отлично владеть системой приемов анализа художественного произведения.

В качестве примера, иллюстрирующего методику работы над лирическим произведением, хочу представить конспект урока, проведенного мною в 4 классе по программе М.П. Воюшиной.

  • формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, сравнивать их с изобразительно-выразительными средствами живописи;
  • формирование умения воссоздавать в воображении картины жизни, созданные автором;
  • формирование умения целостно воспринимать образ-переживание;
  • обучать выразительному чтению

В ходе урока учитель должен представлять себе тот вывод, к которому должны прийти дети и дополнительными вопросами подводит их к этой формулировке. В своем конспекте я предлагаю вариант такого вывода (он записан курсивом), а дополнительные наводящие вопросы формулирует сам учитель в ходе беседы, ориентируясь на предыдущие ответы детей и уровень их литературного развития

Проверка домашнего задания

Знакомство с новой темой

Первичное восприятие произведения

Проверка первичного восприятия

Понравилось? Какое настроение создало стихотворение?

Постановка учебной задачи

Сколько строф в стихотворении? О чем каждая из них? (первая строфа о сосне, вторая о пальме) С каких слов начинается 2-я строфа? Только ли это сон? Может это что-то большее, чем сон? (Это видение, мечта) Она близка, осуществима? Почему?

В своих черновиках Лермонтов сначала не делил стихотворение на строфы, но в окончательном варианте они появились. Как вы думаете, зачем автор это сделал? Что он хотел этим показать? (Поэт хотел показать, как далеко друг от друга расположены деревья, между ними огромное расстояние)

Прочитайте 2 строфу. С какого слова она начинается? О чем рассказывает автор во 2 строфе? (Речь идет о сне сосны) Чем похоже положение пальмы? Найдите в тексте те слова и выражения, которые описывают положение пальмы? Есть ли кто-нибудь рядом? 2 строфа-это сон сосны, а этот сон ей снится впервые? Какое слово нам подсказывает, что сон повторяется?

Сосну и пальму автор описывает почти одинаково. Какую цель он этим преследует? Что их объединяет? ( Сосна и пальма близки и похожи,как две сестры, они обе одиноки)

Есть средства выразительности,которые использует М. Ю Лермонтов в своем произведении- это ритм и темп. Послушайте стихотворение еще раз и ответьте, меняется ли ритм и темп на протяжении всего произведения? Какой темп? (неторопливый) А ритм? ( плавный и монотонный) Почему именно такой? (Сосна дремлет, ей снится сон)

Сколько картинок можно нарисовать к стихотворению? Что вы на них изобразите? А если бы вам нужно было сделать только один рисунок, то что бы вы изобразили? Почему? (Нарисовали бы только сосну, т.к. она - реальность, а пальма лишь сон)

Художник может передать настроение еще и цветом. У меня картина черно-белая, а у Шишкина, конечно, есть цвета. Давайте поиграем и проверим себя. У вас на парте есть палитры. На них нарисуйте круги тех цветов, которые можно использовать в картине, чтобы передать настроение грусти, тишины и одиночества. Какие цвета выбрали? А теперь проверим (показываем цветную репродукцию)

Сосна и пальма - деревья. Случаен ли выбор героев? Почему автор выбрал в качестве героев стихотворения именно деревья? (Деревья вросли корнями в землю и не могут прийти друг к другу? А когда они могут объединиться и встретиться? (Только во сне) В этом их трагедия: деревья не могут сократить расстояние, которое их разделяет. Сосна на севере испытывает одиночество, тоже происходит с пальмой на юге . Только этих героев объединяет одиночество? (Нет,оно объемлет весь мир: от одиночества страдают на юге и на севере, и наверное, где-нибудь на земле есть такая же страдающая от одиночества душа, которая тоже не может ничего изменить в своем положении)

Итак, в чем же главная идея стихотворения? (Одиночество двух людей. Невозможность преодоления этого одиночества.)

Работа над выразительностью

Чему учились на уроке? Что нового узнали?

В заключение следует сказать, что подобная работа по организации школьного анализа произведения должна вестись с первого класса, на каждом уроке и при изучении любого произведения. Только при этом условии учитель сможет сформировать у младших школьников систему читательских умений и тем самым обеспечить литературное развитие учащихся.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Как анализировать стихотворные произведения.

Лирика считается одним из высших выражений духовного внутреннего мира всего народа. Она занимает особое место в формировании моральных нужд каждой личности, а также духовных идеалов.

Для школьников начальных классов лирические стихотворения способствует открытию всех уголков души и показывает гуманистическое стремление человека с его целями и смыслом. Также лирика демонстрирует все трудности, встречающиеся на пути каждого человека, но в то же время – доброту, красоту и правду.

Но анализировать стихотворения для учащихся начальных классов это почти невозможное занятие. Часто им не хватает жизненного опыта для анализа.

Известный толкователь стихотворений М. Л. Гаспаров утверждал, что анализом следует заниматься, когда смысл произведения понятен и не имеет двойного значения. Основываясь на уже имеющееся понимание, можно глубже раскрыть отдельные составляющие стихотворения. В свою очередь интерпретацией необходимо пользоваться в тех случаях, когда произведение не ясно, а каждый отрезок произведения несет в себе не только буквенное понимание, но и другое значение.

М. Л. Гаспаров в своей статье, которую посвятил анализу лирических стихотворений, утверждает, что существует три приема, способные помочь в данном вопросе. Первый основывается на необходимости поиска сначала всех существительных, затем прилагательных и глаголов. Впоследствии следует их рассортировать по тематическим группам. Таким образом, все произведения можно прочитать, используя части речи. Подобрав слова, начинает формироваться художественная картина стихотворения. Совокупность существительных предоставляет предметный состав произведения, прилагательных – чувственные отношения, а глаголов – события и действия, которые имеют место в тексте. Подобный разбор можно объяснить следующим образом: образ считается вообразимым предметом или лицом, имеющим чувственную окраску, иными словами потенциальным существительным. Мотив относится к действиям, то есть потенциальным глаголам, а сюжет основывается на последовательно взаимосвязанных мотивах.

Современная учебная программа не может не включить в себя лирические стихотворения большинства знаменитых авторов, в числе которых стоит выделить известных классиков и современных поэтов. Большая часть учеников младших классов с удовольствием готовы читать, слушать или даже учить известные произведения. Однако не все понимают смысл произведений и декларируют их без чувственной окраски. Каждый школьник анализ стихотворения не сможет сделать самостоятельно в силу нехватки своего кругозора. Для того чтобы дети понимали весь внутренний смысл текста, необходимо предварительно с ними поработать. Без этого дети не понимают тонкостей лирических произведений, а ведь именно они призывают переживать всю глубину чувств, показывают своеобразие авторского мировосприятия. Кроме того лирика учит ребят передавать с помощью стихотворения свои эмоции и чувства, как это делает поэт.
На учителя возлагаются сложные вопросы, включающие в себя помощь каждому ученику в осознании главной идеи стихотворения, в понимании смысла непонятных слов и предложений. Чтобы решить данную проблему следует пристально разбирать каждый отдельный кусочек текста для глубокого понимания и научить ребят самостоятельно проводить анализ, используя научные термины.
Что касается учеников младших классов, то кроме глубокого смысла художественного произведения на пути к пониманию становится непонятный язык изложения сути стихотворения. Ведь большая часть поэтов творила приблизительно 200 лет назад, когда слова имели немного другое произношение и написание. Также в то время использовались такие обороты, что в наше время нельзя услышать на улице или дома. Анализ лирических произведений в кругу младших школьников составляет немало трудностей, ведь для того чтобы ребята поняли хотя бы смысл стихотворения, им необходимо все пересказать чуть ли не на бытовом уровне. Часто происходит, что ребята воспринимают лирику не в качестве объемного понимания картин тех времен, а накладывают их на действительность для упрощенной визуализации.
В задачи школьного анализа входят помощь ученикам в освоении содержания, идеи произведения искусства, а также понимании позиции и отношения автора к событиям тех времен. При работе с текстом учитель должен обращать внимание на эмоции учеников, которые у них вызывает стихотворение. После прочтения следует правильно подбирать вопросы, чтобы раскрывать понимание смысла текста, а не поверхностное его видение. С помощью вопросов ребята могут углубиться в написанное и подумать о каждом моменте из жизни поэта. Благодаря им внимание школьников направляется в нужную сторону и акцентируются самые яркие моменты. С целью облегченного понимания сущности написанного в художественном произведении рекомендуется использовать различные приемы. Например, стилистический разбор текстов, подготовленное выразительное чтение, просмотры видеоклипов, имеющие подобный смысл и создающие лирическое настроение. Для того чтобы правильно выбрать путь, с помощью которого ученики младших классов смогут быстрее и легче дойти до сути стихотворения, следует основываться на особенности произведения, возраст ребят, а также степенью владения аналитическими способностями. Эта система может включать в себя достаточно много частных умений: способность восстанавливать в воображении определенные события из жизни, которые были созданы поэтом, возможность отслеживать динамику эмоционального состояния в лирическом произведении и целой картиной воспринимать образы с переживаниями. Немало важно уметь просматривать отношение поэта и позицию в определенных ситуациях, а также владеть способностью понимать и раскрывать идею лирического стихотворения. Анализ стихотворения в начальной школе считается проявлением творческой натуры преподавателя, так как он самостоятельно должен отыскать правильный путь для решения данной проблемы. Готовых правил не существует, потому что каждый ребенок индивидуален со своим внутренним миром и переживаниями, а также умственными способностями. Для начала учитель должен четко понимать, какую цель он преследует и каким образом стоит действовать. В процессе разбора лирического произведения ему необходимо не просто следовать программе проведения урока, а чутко понимать, где нужно остановиться и объяснить непонятные моменты. Также он должен направлять мышление учеников по нужному пути, чтобы они самостоятельно смогли осознать смысл стихотворения и прочувствовать все переживания поэта.

Когда начинает разбираться новое стихотворение, рекомендуется учителю первым прочесть его. Это используется для того, чтобы ребята увидели те участки произведения, которые учитель выделил голосом или эмоционально.

В начальной школе целесообразно хотя бы на первых порах использовать схему или план анализа стихотворения. Существует много различных версий этого плана. Я пользуюсь на уроках вот этим:
Шаблон анализа лирического стихотворения.

1. Краткая информация об авторе и стихотворении

Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__)

Создается такое настроение ---------------------

В творчестве поэта это стихотворение занимает важное место, так как ---------------

Ерохина Ирина Геннадьевна,
учитель начальных классов ГБОУ школы № 320
Приморского района Санкт-Петербурга

В процессе работы над произведением учитель может использовать разнообразные приемы: стилистический анализ текста, подготовка к выразительному чтению, создание видеоклипа, создание палитры настроения, сопоставительный анализ произведений разных авторов на одну тему. Выбор приема анализа определяется особенностями стихотворения, возрастом учащихся, степенью овладения ими читательскими умениями. В процессе анализа лирических произведений учащиеся овладевают системой читательских умений, необходимых для полноценного восприятия лирики. В эту систему входят следующие частные умения:

· умение воспринимать изобразительно-выразительные средства в соответствии с их функцией в художественном произведении;

· умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные поэтом;

· умение проследить динамику эмоций в лирике;

· умение целостно воспринимать образ –переживание;

· умение видеть авторское отношение, позицию во всех элементах стихотворения;

· умение осваивать идею лирического произведения.

Так как полноценное восприятие стихотворения возможно лишь в результате взаимодействия всех частных умений, поэтому формирование отдельно взятых читательских умений невозможно. На каждом уроке должна быть предусмотрена работа по формированию всей системы читательских умений в целом, а также установлению связей между ее частными умениями.

Какой должна быть методика анализа этого самого трудного для анализа лирического текста?

НЯНЕ

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе.

Вопросы для анализа:

1. Почему стихотворение посвящено не матери поэта, а няне?

2. Как автор выражает свое чувство к няне?

3. Не удивительно ли, что барин так пишет о своей крепостной? Почему?

4. В чем он уверен, думая о ней? Почему вы так думаете?

6. Только ли любовь и сочувствие к няне в этом стихотворении?

7. Какое чувство мучает поэта?

8. Почему поэт обрывает себя, не заканчивает стихотворение?

Задача школьного, да и любого анализа, особенно преследующего обучающие цели, – научить детей увидеть в тексте средства изображения, воссоздать по ним образ, создаваемый автором произведения, почувствовать его настроение, понять его мысль.

Кроме того, прекрасно работают при изучении лирических произведений на уроке: выразительное чтение (учителем и учениками); рисунок как способ проявления зрительного образа , формирующийся в сознании читателя; работа над названием произведения, звукописью, ритмикой, композицией произведения; структурная схема системы образов как основа анализа текста. Учитель выбирает тот путь и те приемы, которые органически присущи данному тексту. Очень часто в живой практике анализа сочетается несколько приемов . Можно рассмотреть это на следующем примере.

Дальнейшая работа над стихотворением идет по линии прояснения для учеников-читателей настроения, чувств лирического героя, тем более что Пушкин гениально просто изображает внутреннее состояние, переживания человека. Именно в этом месте можно наглядно продемонстрировать ученикам-читателям, как в пейзажной лирике внешнее переходит во внутреннее, как событие и природа вбираются во внутренний мир человека, а пейзаж соотносится с переживаниями героя.

Поэт продолжает изображать зимний пейзаж, который все больше и больше становится образом-переживанием. Дети сами могут почувствовать это, но осознать, как поэт изображает чувства, а не просто называет их, как включает читателя в сопереживание, должен помочь учитель, организующий процесс сопереживания.

Здесь, а не перед изучением, когда обычно сообщаются биографические сведения, можно и нужно рассказать ребятам о времени создания стихотворения, иначе мы бы задали и тон, и содержание разговора.

Стихотворение создавалось в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены, а сам он был в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина говорят, что стихотворение написано о поездке опального поэта на дознание к псковскому губернатору. Так что иного настроения у него и не могло быть. Но как он выразил его и, главное, как попытался преодолеть!

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

Медленное чтение великих лирических произведений, вглядывание в каждое слово художника формирует прежде всего интерес к слову, понимание того, что в слове заключается великий смысл. Медленное чтение вершинных художественных текстов, осознавание учениками-читателями смысла и красоты работы художника слова воспитывает не только вкус, но и желание подражать, создавать, творить по законам красоты.

В анализе лирического произведения очень эффективна работа с системой образов произведения, или с его структурной схемой . Она позволяет соединить несоединимое: объективность системного подхода и свободу интерпретации, казалось бы, не поддающихся анализу чувств, настроений, отношений.

Последовательность анализа этого стихотворения может быть следующей:

1. Первичное чтение.

2. Повторное медленное чтение, уточняющее первичное восприятие; составление системы образов; нахождение слов, рисующих образы тучки и утеса.

3. Осмысление идеи произведения.

4. Выразительное чтение текста.

Для иллюстрации предлагается фрагмент урока, на котором анализируется это стихотворение.

1. Чтение учителем стихотворения (без особой выразительности, чтобы не подсказывать детям образные характеристики и интонацию и избежать в дальнейшем репродуктивности).

2. Повторное медленное чтение учителя и беседа с учащимися по тексту.

Учитель (читает первую строку). Какой образ представился вам и какое слово в этой строке помогает нам его представить?

Дети. Образ тучки и слово золотая.

У. Верно. Давайте обозначим образ тучки кружком и под ним напишем слово золотая. Скажите, а если бы автор назвал ее тучей, изменились ли бы наши представления о ней?

Д. Да. Туча – большая, неповоротливая, грозная, а тучка – маленькая.

У. (читает вторую строку). Какой образ появляется далее в тексте, какое автор подобрал к нему рисующее слово?

Д. Образ утеса и слово великан.

У. Правильно. Давайте и его нарисуем и подпишем рисующее слово. Вспомните стихотворение, которое вы слушали. В нем есть еще образы или в тексте рассказывается только о тучке и утесе?

Д. Только об утесе и тучке.

У. Верно. Давайте читать дальше. (Читает третью и четвертую строки.) Какими словами поэт рисует движение тучки?

У. Какими другими словами можно передать движение тучки по небу? Как вы думаете, изменится ли от этого картина, которую мы представляем?

Д. Конечно, изменится, если, например, сказать, что она уплыла или даже улетела. Тогда мы представим себе медленное, плавное движение.

У. Теперь прочитайте второе четверостишие сами. Какой образ рисует в этих строках автор? Какими словами?

Д. Утес представляется мне.

– (Другой ученик, перебивая.) А мне не утес представляется, а человек, который плачет, – старый, очень одинокий.

У. А ты можешь доказать правильность своего видения словами из текста?

У. Абсолютно верно вы увидели и поняли поэта и доказали свое видение его словами. Только давайте еще подумаем над словом пустыня. Может, все это происходит в настоящей пустыне?

Д. Нет! Какая же это пустыня, когда в ней есть утес, гора? Это ему так пустынно, одиноко.

У. Верно. Молодцы!

В результате аналитической деятельности в рабочих тетрадях возникают следующие записи:

Тучка

Утес

радость, бодрое настроение

тоска, грусть, печаль

умиротворение, тихая радость

легкая, светлая печаль

Так, все более усложняя сами тексты и виды работы над ними, мы развиваем читательские качества и формируем читательские умения работы с лирическими текстами разной направленности и трудности.

Рассмотрим поэтический текст одного из самых сложных поэтов ХХ века – Б.Л. Пастернака. Будем его анализировать с помощью медленного чтения, с остановкой на непонятных сначала словах:

ЗА ПОВОРОТОМ

Щебечет птичка на суку

Она щебечет и поет

В преддверье бора,

Как бы оберегая вход

Под нею – сучья, бурелом,

В лесном овраге, за углом –

Нагроможденьем пней, колод

В воде и холоде болот

А птичка верит, как в зарок,

И не пускает на порог

Вопросы для анализа:

1. Есть ли противоречие в образе птички в начале стихотворения? Какое, если оно есть?

2. Обратите внимание на странное словосочетание вход в чащу. Можно ли так сказать? Найдите еще подобные слова в тексте (разберите по составу слово преддверье). Почему их употребляет автор?

3. Как ведет себя птичка? Нет ли здесь противоречия?

4. Найдите ключевые слова, которыми автор рисует чащу. Какой образ вам представляется? Какое настроение возникает?

5. Вспомните свои ощущения при первоначальном чтении текста. Был ли неожиданным образ цветка? Каким он вам представился? В каких еще произведениях вы встречались с образом цветка, растущего в дремучей чаще?

Подобная работа с лирикой не только формирует читательские навыки, но и способствует развитию ведущих читательских качеств: развивает воображение, мышление, способность эмоционально отзываться на чужое чувство, чужую мысль, оценивать себя и других, а главное, преобразовывать нравственный урок художественного произведения в личный жизненный опыт. В этом основное воспитательное значение чтения и анализа лирических текстов с детьми, которое просто трудно переоценить. Конечно, такие яркие и мудрые стихи и сами воздействуют на читателя, но без глубокого анализа текста, без осмысления произведения в литературном контексте мы не уясним всего смысла, не увидим всей глубины его, не поймем мудрости, а значит, не полностью обогатим себя. Особенно такая работа нужна детям, ведь они только учатся постигать великие литературные тексты – достояние Культуры.

Надо сказать особо и о роли такого методического приема, как выразительное чтение. Им должна начинаться и заканчиваться работа над каждым стихотворением. Учитель предваряет анализ текста своим чтением стихотворения, передавая свое внутреннее видение, а выразительным чтением ученика работа над лирическим текстом заканчивается. И вся работа над образами: уточнение картины, нарисованной автором и возникающей во внутреннем видении читателя, проникновение в переживания лирического героя и осознание своего сопереживания – по сути дела для того, чтобы правильно прочитать текст после его анализа. Что значит – правильно? Это значит понимая автора, адекватно представляя себе картину, которую он видел и передает нам, читателям, в тексте, и разделяя его отношение к тому, что он изображает, его чувства. И если ученик сумеет сделать это – значит, духовное содержание текста остается в его сознании, приобщается к его духовному опыту, помогает формирующейся личности в самопознании и, главное, в самовоспитании

Анализ лирического произведения – это проявление творчества учителя. Он должен сам найти путь решения, здесь нет готовых рецептов. На уроке важно не четко следовать написанному плану урока, а, чутко прислушиваясь к ученикам, направлять их восприятие по пути постижения основной идеи стихотворения. Для этого учителю необходимо четко представлять себе, к чему он должен привести учеников, и отлично владеть системой приемов анализа художественного произведения.

Список использованной литературы.

1. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе : теория и практика дифференцир. подхода к учащимся : кн. для учителя / Н.В. Беляева. – М. : Вербум-М, 2004.

6. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение 1-4 кл. – М.: Вентана-Граф.

8. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. завед. В 2-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос,1994.

10. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.

11. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: учеб.-метод. пособие для преп. и студ. пед. учеб. завед. - М., Просвещение, 1996.

Читайте также: