Почему коррупция это плохо кратко

Обновлено: 06.07.2024

Можно попробовать подойти к вопросу с позиций абстрактного гуманизма или, если хотите, христианской морали: мол, воровать плохо в любом случае, это грех, фу, нельзя! Поэтому, дескать, с коррупционерами необходимо беспощадно бороться. Но в этом тоже надо повнимательнее разобраться.

Почему воровать – грех? Очевидно, потому, что тем самым вор наносит ущерб некоему человеку, потерпевшему, лишает его законного имущества. Такое воровство, конечно, грех. Но ведь коррупционер, еще раз повторим, ворует ИЗ КАЗНЫ! Казна – вещь неодушевленная. Есть в ней деньги или нет – ей от этого не холодно, не жарко. А коли так – то в чем же грех?

Или что ж, неужели наши оппозиционеры считают, что вот если бы коррупционеры не воровали из бюджета, то деньги пошли бы сирым и убогим? Если так – то почему они в оппозиции? Нет, конечно, наоборот: любой оппозиционер скажет с искренним убеждением, что никаким сирым и убогим деньги из бюджета, ха-ха, никогда не попадут, а в любом случае будут растрачены на всякие безумные проекты типа одноразовых железных дорог к Олимпиаде или мостов на необитаемый остров Русский.

Негативные последствия коррупции в государстве

Коррупция – это социальное зло, которое заключается в том, что государственные чиновники и другие высокопоставленные лица используют деньги народа (налоги) на достижение своих целей. В результате, население не получает качественной медицины, нормальной работы правоохранительных систем, социальных служб.

Коррупция есть во всех странах, но у некоторых она обретает характер политической системы, когда злоупотребление положением становится нормой.

Общая информация

Коррупция существует же давно, хотя о ней говорят сравнительно небольшой промежуток времени. Пока есть люди, которые могут принимать решения (а такие будут всегда), найдутся те, кто хочет повлиять на них.

В широком понимании этого термина коррупция являет собой злоупотребление властью с целью получения дохода или получения иной выгоды: захвата власти, лоббирования интересов определенных групп, поддержка своего бизнеса и так далее.

Фактически коррупция – это форма мошенничества. Государство присваивает себе не свои деньги. Толкований этого понятия много, но все они видят коррупцию, как уголовно преследуемую деятельность.

Коррупция – явление многоплановое, и она бывает одного из таких видов:

  1. Экономическая. Непосредственно получение денежной выгоды вследствие незаконных действий. Сюда относится подкуп, взяточничество. Также сюда относится лоббизм в негативном понимании этого термина. То есть, преследуются интересы конкретных лиц, а не категорий населения. Когда, например, общественные организации лоббируют интересы групп, которых они защищают (например, права студентов, детей или малообеспеченных), такое лоббирование является положительным. А вот защита интересов чиновников, крупных предпринимателей (более известных, как олигархат) – это коррупция.
  2. Политическая. Сюда входят действия, направленные на узурпацию власти. В качестве примеров можно привести незаконное финансирование партий, подавление прав и свобод граждан, массовые фальсификации на выборах, недопуск независимых кандидатов, ограничение возможностей для рекламы определенным партиям и политикам.
  3. Криминальная. Когда государственные чиновники непосредственно погрязают в криминальных схемах.

Коррупция

Коррупция может затрагивать абсолютно все сферы жизни общества, не только государственное управление. На территории постсоветского пространства она широко распространена в бизнесе, полиции, образовании, религии. Причем часто интересы каждой из этих сфер пересекаются. Например, государство может влиять на религию, чтобы удержать президента на своем посту или же подчинить большую часть общества своей воле.

Вмешательство в религию на государственном уровне практикуется сразу несколькими странами постсоветского пространства.

Последствия

Последствия коррупции обширны:

Коррупционер

Вывод

Таким образом, коррупция вредна не только для населения, но и для власти в долгосрочной перспективе. Это подтверждается множеством исторических примеров, начиная падением Римской империи (которое началось именно после роста уровня коррупции) и заканчивая недавним падением некоторых империй мирового масштаба. Коррумпированная власть рано или поздно плохо кончает. Но желание сиюминутной выгоды затмевает все.

что такое коррупция

На самом деле эта тема очень интересная, многосторонняя и распространённая. Так как сегодня о коррупции говорят все кому не лень, и винят во всех бедах и неудачах. Жалуются на чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники, и знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны. Но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится. Ну а зачем, если на самом деле коррупция это так удобно?

Что такое коррупция

Простыми словами, коррупция – это злоупутребление государственной властью с целью получения личной выгоды.

К лицам, которые злоупотребляют собственной властью могут относиться как политики, чиновники, так и представители медицины и образования. А сама коррупция включает в себя злоупотребление властью, мошенничество, вымогательство, отмывание денег и растрату.

Виды коррупции и ее формы

По направленности ее можно поделить на политическую, экономическую и криминальную:

Экономическая — осуществляется с целью получения материальных выгод от действий чиновников.

Это, как правило, подкуп, взятки, лоббистскую деятельность, направленные на принятие властью выгодных экономических решений. Сюда же включается незаконное отмывание денег.

Политическая — применяется для получения властных полномочий в обход установленного избирательного процесса путем вмешательства в выборы, незаконного финансирования партий, принятия решений, противоречащих принципам равноправия граждан и политических сил.

Криминальная — основана на насилии и преступной деятельности.

Предполагает втягивание должностных лиц в криминальные схемы с помощью угроз, шантажа, взяток.

В зависимости от отрасли, коррупция бывает:

  • судейской;
  • парламентской;
  • корпоративной;
  • политической;
  • экологической;
  • полицейской;
  • образовательной;
  • профсоюзной;
  • церковной и т. д.

Основные формы коррупции это:

  • Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция;
  • Мелкая коррупция;
  • Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.

На самом деле это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

Мелкая коррупция (маломасштабная и бюрократическая).

Это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Это, как правило, взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.

Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.

Основные коррупционные методы

что такое коррупция

Для достижения своих целей коррупционеры используют множество метод, к самым основным и которых являются:

1.Взятки и подкуп.

Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Как правило, самыми распространенными видами здесь являются деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний и т.п..

2.Расхищение, воровство.

Этим методом пользуются должностные лица, имеющие доступ к материальным ценностям или контролирующим активам. Основной пример здесь – это вывод денег в оффшоры, фирмы-однодневки с последующей передачей средств коррумпированным сотрудникам.

3.Вымогательство и шантаж.

Здесь свои цели достигаются целей с помощью угроз, как с применением, так и без насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.

4.Мошенничество.

Подразумевает под собой обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.

5.Фаворитизм, кумовство, непотизм

Это предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.

6.Лобби

Это поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.

7.Злоупотребление полномочиями

Принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.

Причины появления коррупции

На самом деле причин появления такого явления как коррупция, великое множество. И рассматривать их все нет никакого смысла. Перечислим только некоторые и них, которые являются основными и самыми распространенными.

Самой основной и банальной причиной появления коррупции является ЖАДНОСТЬ. Да именно банальная человеческая жадность. Именно ОНА толкает людей на подобные поступки и заставляя забыть о моральных устоях.

Другими первоочерёдными мотивами выступают:

  • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
  • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
  • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
  • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
  • низкий уровень правовой грамотности населения;
  • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

Основные меры противодействие коррупции

что такое коррупция

На сегодняшний день не существует таких мер противодействия коррупции, которые гарантировали бы полное ее исключение. Однако пример стран с низкой коррупцией позволяют выявить ряд действий, которые способствуют ее снижению:

Внутренний контроль — включает в себя стандартизацию действий чиновников и строгий надзор за госслужащими.

Внешний контроль — создание независимых механизмов наблюдения за чиновниками.

Демократическая система выборов — свободные выборы способствуют отстранению людей, совершивших преступление, от власти.

К мерам общего характера относятся снижение ограничений, вызывающих коррупцию, создание открытых ведомственных систем, повышение социальной обеспеченности чиновников и др.

Чем опасна коррупция

На самом деле коррупция – явление далеко не безобидное и несет в себе кучу негативных последствий и проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

В заключение….

В этой статье мы коротко и ясно дали определение коррупции, рассмотрели ее негативные последствия и то, как с ней бороться.

Коррупция оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны, способствует росту и процветанию взяточничества, мы делаем хуже. Может быть вам кажется, что эта проблема вас не касается, но в действительности это далеко не так. Коррупция касается всех и каждого. Не нужно снимайте с себя ответственность. В конце концов, от каждого из нас зависит успех борьбы с разложением общества.

Хотя абсолютная победа над коррупцией невозможна, ее можно загнать в такие рамки, которые не будут влиять на развитие общества.

Коррупция: положительные и отрицательные стороны и подходы к её решению.

Коррупция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите [7].

В настоящее время уже ни для кого не секрет, что коррупция на данном этапе в России не только существует, но и процветает. И, к большому сожалению, с этим мы сталкиваемся практически каждый день. Коррупции подвержены все области государственного аппарата: от дачи взяток для поступления ребёнка в детский сад, откупа от службы в вооружённых силах, до взяточничества на уровне высших государственных чиновников. Коррупция является привычной составляющей для всех социальных слоёв.

Такой огромный охват коррумпированных областей естественно наносит вред экономике страны, а также показывает несостоятельность российской экономики к переходу на международные стандарты. Выделим некоторые области, где коррупция оказывает негативное влияние на экономику:

Во-первых, коррупция приводит к снижению инвестиций в производство, а значит, замедляет экономический рост предприятий и в целом государства;

Во-вторых, коррупция в частном бизнесе, а особенно в малом, приводит к разорению частных предпринимателей;

В-третьих, коррупция вызывает неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;

В - четвертых, происходит потеря налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов государства;

В-пятых, коррупция вызывает потерю времени из-за чинимых препятствий, а следствие этого, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;

Иными словами можно сказать, что коррупция подрывает законность в стране, приводит к увеличению экономических издержек при ведении бизнеса, а значит, ограничивает продуктивную деятельность и инвестиции, что оборачивается отрицательными последствиями с точки зрения экономического роста и развития человека.

Кроме того, коррупция порождает рост социального неравенства в обществе, а также усиление организованной преступности и снижение общественной морали, и потерю доверия народом к власти в стране[3].

Однако существует теория о положительном влиянии на экономический рост страны, где слабо развита система управления рыночной экономикой.

Рассмотрим некоторые примеры о положительном влиянии коррупции.

Коррупционная деятельность порождает также косвенные преимущества или издержки, не связанные с конкретными актами коррупции, — например, в виде поддержки неэффективных производителей или принудительного перераспределения ресурсов в те сферы, где они не могут использоваться наиболее продуктивно.

А вот другой пример из той же области: во многих государствах Латинской Америки лицензионные ограничения на многие виды бизнеса носят столь драконовский характер, что фирмы зачастую работают нелегально, чтобы избежать бесконечных препятствий и проволочек, с которыми сталкиваются предприятия, действующие в рамках закона. Для поддержания таких фирм, действующих в рамках неофициальной экономики, взятки просто необходимы. Взятки, которые дают частные лица, как правило, являются добровольным актом (а не результатом насильственного вымогательства денег), и, как можно предположить, решения выплачивать мзду принимаются на основе анализа рентабельности. По логике, взятки бы просто не давались, если бы стоимость продукции, выпускаемой предприятием, не превышала подобных, а также всех других издержек, связанных с ведением бизнеса.

Конечно, коррупция также имеет и негативное влияние на развитие экономики страны, так Чой и Там утверждают, что у компаний может возникнуть стимул для организации своей деятельности неэффективным образом, чтобы свести к минимуму риски, связанные с будущими домогательствами коррумпированных чиновников (например, наладить производство на временной основе, чтобы его можно было в любой момент с легкостью свернуть) [10]. А Свенссон полагает, что фирмы могут прилагать немалые усилия для создания структур, специально предназначенных для работы с коррумпированными госслужащими. Кроме того, акты коррупции способны нанести ущерб существующему правопорядку, в результате чего доверие общества к власти снизится, и без того хрупкие институты ослабеют еще больше, а производство все активнее будет перемещаться в теневую экономику. Но для сравнения возьмем другой пример: иностранная корпорация планирует осуществлять энергетические проекты в нестабильной стране, где отсутствуют базовая инфраструктура и верховенство закона [11].

Капиталовложения этой фирмы, связанные с добычей и транспортировкой энергоносителей, в такой стране легко могут стать объектом экспроприации — не только со стороны центрального правительства, но и со стороны местных властей, способных наносить ущерб или тормозить деятельность компании. Таким образом, все перечисленные субъекты могут предъявить такой фирме требования коррупционного характера. В Анголе, к примеру, Exxon пришлось удовлетворить требования подобных группировок о предоставлении базовых инфраструктурных услуг, которые не могло или не хотело оказывать государство [9].Уступку такому давлению можно считать если не противозаконным, то, несомненно, коррупционным актом в широком смысле этого слова. Тем не менее, подобные действия, очевидно, были выгодны Exxon и одновременно оказали позитивное влияние на ангольскую экономику.

Хотя и коррупция в странах с низким качеством государственного управления может иметь и позитивные эффекты, это не означает, что даже в этих обстоятельствах ее следует рассматривать как однозначно позитивное явление. Коррупция — по определению феномен коварный, изменчивый и непрозрачный: все, что нельзя осуществлять и контролировать в открытую, может быть обращено на службу узкоэгоистическим целям (присвоению ренты). Таким образом, если сегодня фирма подкупает чиновников, чтобы беспрепятственно проводить деловые операции, то завтра она может сделать то же самое, чтобы устранить конкурентов. Учитывая закулисный характер коррупции, подобных проблем избежать невозможно. Для этого и надо разрабатывать способы и методы борьбы с коррупцией.

На сегодняшний день можно привести достаточно много успешных примеров по снижению коррупции за рубежом, из них можно выделить: Сингапур, Гонконг, Канада, Швеция, Китай.

С формальной точки зрения, если не будет государства — не будет и коррупции. Способность людей на данном этапе развития эффективно сотрудничать без государства подвергается очень сильным сомнениям. Тем не менее, в условиях когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться.

Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции [4]. Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится конкуренция в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора.

Сюда входят внутренние механизмы и стимулы, существующие в самом аппарате управления: ясные стандарты исполнения должностными лицами своих обязанностей и строгий надзор над каждым служащим. С целью обеспечения надзора часто выделяют особые управления, которые функционируют автономно. Например, правоохранительные органы часто подчиняются главе исполнительной власти, так же как и бюрократический аппарат, однако при этом сохраняют значительную независимость.

Сюда относятся механизмы, которые имеют высокую степень независимости от исполнительной власти. Конвенция ООН против коррупции приводит целый ряд подобных механизмов. Независимая судебная система, при которой нарушивший закон бюрократ может быть легко и эффективно признан виновным, резко снижает потенциальную привлекательность коррупции. Одними из самых эффективных инструментов контроля над коррупцией бюрократического аппарата являются свобода слова и СМИ [6].

Однако не все положения либеральной демократии однозначно способствуют борьбе с коррупцией. Примером может служить принцип разделения властей. Разделение властей по горизонтали стимулирует их надзор друг над другом.

В демократических странах основным способом наказания избранных представителей за коррупцию является отстранение их от власти на следующих выборах. Это подразумевает, что сам избиратель отвечает за степень честности и ответственности тех, кого он избирает. Несмотря на высокую результативность выборов как оружия против коррупции, их действие проявляется достаточно медленно. Каждые 30 лет стабильной демократической системы оказывают на коррупцию такой же эффект, как собственно переход к либерально-демократической модели правления[4].

Рядом авторов выдвигалось предположение, что изъяны избирательного процесса могут оказывать существенное влияние на размах коррупции. Даже если выборы проходят без нарушений, сама их система может стимулировать избирателя голосовать за того или иного кандидата по идеологическим причинам, игнорируя коррумпированность его лично, его подчинённых или его партии в целом. Эта гипотеза находит подтверждение[3]. Коррупция оказывается значительно меньше в странах, где в каждом избирательном округе выбирают несколько представителей по мажоритарной системе, чем в странах с выборами по пропорциональной системе и по закрытым партийным спискам или в странах с маленькими избирательными округами и выбором одного представителя в каждом округе. Это объясняется тем, что мажоритарная система обеспечивает наибольшую индивидуальную подотчётность, а выбор нескольких представителей или по открытым партийным спискам значительно повышает внимание, которое избиратели уделяют честности кандидатов.

Меры общего характера

Ликвидация упомянутых выше сопутствующих причин коррупции также относится к антикоррупционным мерам.

Неконституционность коррупциогенных норм. Любые нормы, накладывающие на гражданина ограничения, могут вызвать коррупцию, за исключением норм, описывающих конституционные свободы и права человека. Последние накладывают ограничения не столько на индивидов, сколько на органы государственной власти, являясь институциональными гарантиями, как против завышенных требований закона, так и против наделения органов государственной власти дискреционными полномочиями [7]. Коррупциогенные же нормы неизбежно нарушают права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции.

Информационное обеспечение граждан. Данный метод включает в себя анализ законов с тем, чтобы, проанализировав закон, чётко, лаконично и доходчиво объяснить гражданам, в чём заключаются их права и обязанности, какие нарушения, что должны за собой повлечь, как проходит судебная процедура и что в ней учитывается. Зная всё это, граждане будут увереннее вести себя, оказавшись один на один с подталкивающим их к даче взятки чиновником.

Открытость ведомственных систем. Прозрачность происходящих внутри ведомств операций и надлежащий гражданский контроль может быть реализован через публикацию и открытое обсуждение внутриведомственных документов в общедоступной сети Интернет, что способно серьёзно пошатнуть фундамент коррупции. Однако такие механизмы ограничены чрезмерно жёсткими нормативами по охране коммерческой тайны или их применение в некоторых ведомствах связано с необходимостью обеспечения дополнительных мер по защите персональных данных граждан и секретных сведений в оборонных ведомствах и организациях. Серьёзную проблему для внедрения открытых информационных систем представляет низкая компетентность чиновников, которые не только не в курсе преимуществ свободных лицензий, но и не способны включить в государственные контракты требования об обязательном предоставлении открытого доступа для чтения к системам управления версиями разрабатываемых на деньги налогоплательщика программных продуктов.

Социальное обеспечение чиновников.

Первоклассное медицинское обслуживание,беспроцентные кредиты для покупки недвижимости, большая пенсия — всё это равносильно повышению заработной платы в государственном секторе, и следовательно, увеличивает потери чиновника в случае, если его поймают на коррупционной деятельности. Судя по исследованиям, эта мера не оказывает немедленного воздействия на коррупцию, однако способствует повышению качества бюрократии с течением времени [1].

Возникает вопрос, что же нашей стране мешает воспользоваться зарубежным опытом или вышеперечисленными мерами по устранению коррупции. Так, например, в практике борьбы с коррупцией выделяют три подхода: Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Так действующая сегодня в России система наказаний не эффективна. Чиновники воруют миллионами, а получают срок наказания 5лет-10лет. А вот если увеличить срок наказания к тому же с конфискацией имущества и не только находящегося у него в распоряжении, но и в распоряжении семьи (так как зачастую в российской практике все имущество находится в собственности жены и детей) вот может тогда и коррупция будет существенно ниже. Конечно, возникает вопрос правомерности таких действий, как конфискация имущества со стороны государства, для этого необходимо создать службу, которая будет проверять, мог ли годовой семейный доход позволить купить данное имущество на такую сумму. Во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится конкуренция в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов.

Список использованных источников и литературы

Ариас Санчес, О. Предисловие // Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения) / Под ред. С. В. Максимова — М.: 2009.

Бродман Г., Риканатини Ф. Корни коррупции: важны ли рыночные институты? 2368. — 2010г.

Головщинский К. И. Диагностика коррупциогенности законодательства. / Под ред. Г. А. Сатарова и М. А. Краснова,2007

Заграевский С. В. О возможных способах борьбы с коррупцией в России

Латухина К., Баусин А. Двойка за взятки // Ведомости, № 182 (1956), 27 сентября 2007

Akcay S . Corruption and Human Development // Cato Journal. 2006.

Vol. 26. № 1. P. 29–46 (29.05.12).

Ball J . Digging Deep // Wall Street Journal. 2006. 10 January.(26.05.2012)

Читайте также: