Политические процессы на территории казахстана в x нач xііі вв план урока

Обновлено: 02.07.2024

- Определить основные тенденции развития тюркских государств в 10-13 веков, культуры тюрков, ее взаимосвязи с другими культурами.

1. Государство Караханидов.

2. Каракитаи, найманы и кереиты на территории средневекового Казахстана.

3. Кипчакский каганат.

4. Культура тюрков в 6 -13 веках.

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1.

2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий.

3. Байпаков К.М. По следам древних городов Казахстана. Алма-Ата, 1990.

4. Байпаков К.М. Средневековые города на Великом Шелковом пути. Алматы,

1. В X веке на политическую арену Центральной Азии выходит новое государство, которое возглавила династия Караханидов (942-1210 гг.).

Первые правители Базыр Арслан-каган и Огулчак Кадыр-хан властвовали над западной и восточной частями государства, что свидетельствует об изначальном разделении на два больших улуса. Впервые дуальная система власти была реализована именно при их правлении. При Сатук Богра-хане, сыне Базыра, происходит важнейшее событие – принятие ислама господствующей религией.

В XI веке история каганата полна войн между восточной и западной ветвями правящей династии за верховенство. XII век обозначен в истории Караханидского государства борьбой против киданей (кара-китаев) и хорезмшахов. По сути, уже в начале XIII века государство Караханидов не представляло реальной силы в регионе.

Тем не менее, в государстве на протяжении X-XII веков существовали развитые феодальные отношения, которые мы обязаны рассмотреть. Политическое устройство, социально-экономические отношения у Караханидов оказали влияние на дальнейшую историю тюркских народов Казахстана.

В государственный земельный фонд – диуан – входили те площади, которые не отошли к икте или вакуфу. Эта форма землевладения выступала главным источником поступления налогов в казну. Вакуф – земли и имущество – завещанные медресе и мечетям, их рост привел к усилению влияния духовенства в государстве Караханидов на политические дела.

Однако далеко не все средние и мелкие владельцы земли могли защитить ее во время постоянных войн и набегов. В связи в X-XII веках на территории Казахстана получает развитие институт коммендации, суть которого заключалась в том, что мелкие собственники земли шли под покровительство более крупного феодала с выплатой ему налога за защиту. В конце концов это приводило к зависимости от коменданта.

2. Большую роль в развитии этнических и политических процессов в Казахстане сыграли каракитаи, найманы и кереиты.

Формирование каракитаев тесно связано с центральноазиатскими племенами киданей. В XII веке они появляются на территории Казахстана под предводительством Елюй Даши. Система наследования у каракитаев была довольно своеобразной, допускалось воцарение женщин, получавших в этом случае титул гурхана. Перейдем теперь к истории найманов и кереитов. Это были родственные тюркоязычные племена, участвовавшие в формировании государства Караханидов. Хозяйство их – кочевое скотоводство.

3. В начале XI века на территории от Иртыша до Волги установили свое политическое влияние кыпчаки. Кипчакское государственное объединение (начало XI – 1219г.) стало естественным преемником кимаков. В первой половине XI века государство стало называться Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков).

Внешнеполитические связи кипчаков были самого разнопланового характера. Долгое время (весь XI и начало XII века) они находились в союзнических отношениях с кереитами, меркитами, уйгурами, народами северного Кавказа и Средней Азии. История Кипчакского ханства завершилась с вторжением монгольских войск. Но именно кипчаки дольше всех сопротивлялись захватчикам, неоднократно поднимая освободительные восстания, ведя на протяжении многих лет партизанскую войну в тылу. Но об этом речь пойдет на следующей лекции.

4. Тюркская средневековая культура вошла в мировую сокровищницу культур. Уникальное сочетание двух видов хозяйства, смешение народов, языков, вызвали к жизни культурные феномены, до сегодняшнего дня поражающие своей глубиной, отточенностью мысли, красотой.

Материальная культура включает в себя жилища, одежду, предметы домашнего быта. Жилища представлены разборными домами – юртами и стационарными зимовками в кочевой зоне, каменными и саманными домами в оседлой зоне. По сохранившимся письменным описаниям мы можем сделать вывод, что средневековая юрта была похожа на традиционную казахскую, покрывалась войлоком, вход был всегда с восточной стороны. Очаг устраивался в центре. На зимовках жилища строились в основном из саманного кирпича, дерева. В качестве отделки служили войлоки, кошмы, шерстяные ковры.

Одежда тюрков шилась из шерсти, шкур и кож, тонкого войлока. Общими для тюрков были длиннополый кафтан с кантами.

Пища кочевого населения определялась образом жизни. Это молочные и мясные продукты. Однако, не следует считать, что растительная пища была исключена из рациона. Широко использовались дикорастущие растения, ягоды, фрукты, злаковые культуры.

Большую роль в развитии тюркской цивилизации сыграли города VI -XII веков. Города возникали на месте древних кангюйских городов-крепостей, на месте земледельческих оазисов. В X – XII веках только в Илийской долине возникло 56 новых городов. Это было связано с тем, что города стали транзитными точками на Великом Шелковом пути. Они вели торговлю не только между городами, но и между городами и степью.

Крупнейший из средневековых городов – Отрар – занимал площадь в 200 гектар. Нельзя думать, что города строились и развивались только на юге и юго-востоке Казахстана. В Центральном Казахстане города располагались в предгорьях Улытау, в долинах рек Сарысу, Кенгир, в горах Кент.

Города отличались высоким уровнем благоустройства. Обычными для них были водопровод, канализация (ташнау), проложенные из специальных гончарных труб. Это диктовалось необходимостью поддерживать чистоту в условиях жаркого климата, наличии природных очагов опасных инфекций. В каждом из городов имелись резервуары для хранения питьевой воды на случай осады, запасы продовольствия. Каждый из городов имел общественные здания – мечети, библиотеки, бани.

Важным элементом городов было развитое ремесло. Особое развитие получило гончарное и стеклодувное ремесло, ювелирное дело. Ювелиры средневековых городов Казахстана знали такие техники, как зернь, скань, литье, чеканка, чернь и т.д.

Особо следует сказать о семейных отношениях у тюрков. Семья была моногамной. Уже существовал обычай левирата (аменгерство). Группа родственников по различным линиям называлась особым термином. Строгим было разделение родственников на старших и младших, что позже сохраняется почти у всех тюркских народов до сегодняшнего дня. В таласских текстах есть названия некоторых категорий родственников: инилери – младшие братья или младшие родственники по мужской линии, синил – младшая сестра.

Безусловно, речь о тюркской культуре средневековья была бы неполной без рассказа о выдающихся деятелях тюркской цивилизации – Абу Насре аль-Фараби, Махмуде Кашагари, Жусупе Баласагуни, Ахмеде Яссауи.

Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Узлаг ибн Тархан аль-Фараби ат-Тюрки – именно таково его полное имя, из которого мы видим, что он был из знатной тюркской отрарской семьи (Фараб - одно из названий города Отрар). Родился он в 870 году.

Умер аль-Фараби в 950 году в Дамаске, где и похоронен у Малых ворот. По сведениям его современников, он отличался скромностью, не интересовался материальными благами, получая у правителя Дамаска в месяц всего 4 серебряных дирхема (прожиточный минимум того времени).

Самые ранние переводы трудов ученого на латинский язык – язык науки средневековой Европы - были сделаны еще в XI-XII веках и хранятся в Оксфордской, Парижской и Мадридской библиотеках. Труды аль-Фараби были авторитетом для целой плеяды выдающихся ученых эпохи мусульманского Ренессанса (Джами, Руми, Ибн-Сина и т.д.) и европейского Возрождения (Леонардо да Винчи, Роджер Бэкон).

Можно было бы еще долго говорить о тех сверкающих вершинах, которых достигла тюркская культура в средневековье, на долгие годы став путеводной звездой для многих поколений людей не только в Казахстане и Центральной Азии, но и во всем мире. Отмечу лишь, что для этого были свои объективные причины. Смешение народов и языков, их религий и культур привело к выработке человеческой и культурной толерантности жителей региона, сохранившейся до сегодняшних дней.

Ключевые понятия:икта, хасс, вакуф, диуан, институт коммендации, дуальная система власти, ташнау, левират – аменгерство, гурхан, Дешт- и Кыпчак.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Политические процессы на территории Казахстана в X – нач. XІІІ вв.

Исследовательский вопрос: Как изменилась политическая карта в X– нач. XIII вв.?

Ученики проанализируют политические процессы, которые происходили в государствах, существовавших на территории Казахстана в Х-ХІІІ веках.

Цели обучения

6.3.1.3 объяснять особенности развития тюркских государств в X – нач. XІІІ вв., выявляя их сходства и различия;

6.3.1.7 определять главные и второстепенные причины распада средневековых государств.

Критерии оценивания

Называет государства развитого средневековья и их хронологию (не менее 4 государств).

Отмечает на карте территорию средневековых государств, их столицы и граничащие с ними государства и (не менее 4 государств).

Определяет главные и второстепенные причины распада средневековых государств.

Языковые цели

Работают с новыми терминами (навыко говорения и слушания);

Работают с информационными текстами (навыки письма).

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Политическая арена, Дешт-и Кыпчак, найманы, кереиты, жалаиры, государство Караханидов, ислам, архитектура

Полезные выражения для диалогов и письма:

главные и второстепенные причины исторических событий…

преемственность между этими странами/периодами прослеживается в.

Значительные изменения имели место быть в.

Следующие переломные моменты были.

На политической арене наблюдалась следующая тенденция.

Привитие ценностей

Воспитание гражданственности, патриотизма, национального самосознания, готовности служить интересам общества. Воспитание уважения к окружающим, формирование навыков сотрудничества между учащимися групповой и парной работе, академической честности

Межпредметные связи

Казахская литература, всемирная, география

Навыки использования ИКТ

Использование интернет ресурсов, видеоматериалов

Предварительные знания

Знает об образовании и распаде ранних тюркских государств на территории Казахстана.

Запланированные этапы урока

Действия, запланированные для выполнения на уроке

К Чтобы вызвать интерес учащихся к изучаемому материалу, покажите им ленту времени, предложенный в презентации урока.

У Ознакомьте учащихся с темой урока, с целями обучения и критериями оценивания.

Б Работа с ключевыми словами урока:

(Приложение 1) развитое средневековье, Великий Шелковый путь, Караханидское государство, Кыпчакское государство, Дешт-и Кыпчак, жалаиры, кереиты, найманы, исламская религия, архитектура.

Раздайте учащимся карточки с терминами. Учащиеся не должны показывать свои карточки никому. Поставьте учащихся в круг, один учащийся начинает озвучивать свой термин и его определение, следующий учащийся повторяет термин предыдущего учащегося и добавляет свой термин с определением. Так учащиеся запоминают все термины. Термины необходимо проговоривать по порядку и быстро. Этот прием способствует запоминанию новых терминов.

У Краткий обзор. Покажите учащимся политическую карту Казахстана в период развитого средневековья. Покажите на карте: государства Караханидов, Кыпчаков, найманов, кереитов и жалаиров, основные ответвления Великого Шелкового пути. Сделайте краткий обзор по истории этих государств: когда и где эти государства были сформированы, основные особенности, краткая политическая история, хозяйство и культура.

Приветствие. Деление на 6 групп.Каждому учащемуся раздаются бортовые журналы.

6.3.1.7 – определять главные и второстепенные причины распада средневековых государств







Наурыз мейрамы с Василисой

Творческий конкурс рисунков для учащихся начальных классов

Аватар anarerbolatovna

Аватар Пилявская Татьяна Юрьевна

Аватар 1timofeeva2elena

Аватар Kunslu2410

Аватар Azamat

Аватар AjnabekovaZHB

Аватар Наталья Федоровна Логашкина

Аватар Евгений_Простомолотов

Аватар Андрей и Нина Герлиц (Яценко)

Аватар dilara-1988

1) Нужно зарегистрироваться/авторизоваться на сайте.
2) Добавить материал (публикацию) на сайт. ссылка на добавление материала.
В топе показаны авторы, у которых самое большое количество публикаций. Подробная инструкция для публикации материала

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Раздел долгосрочного планирования: Казахстан в X – нач. XIII вв.

Дата: 07.11.18

ФИО учителя: Шмидт А.В.

Участвовали: 24

Не участвовали:

Политические процессы на территории Казахстана в X – нач. XIII вв.

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

6.3.1.2.- объяснять особенности развития тюрских государств в 6-9 веках, выявляя их сходства и различия

6.3.2.2 – определять главные и второстепенные причины распада средневековых государств.

- проведут сравнительный анализ истории Западно-Тюркского и Тюргешского каганатов

Критерии оценивания

- различают общее и различие, в развитии и падении Западно-Тюркского и Тюргешского каганатов

- характеризуют борьбу Тюргешей с Китаем, арабами, восточными тюрками;

- определяют историческое значение Атлахской битвы для Центральной Азии.

Языковые задачи

- Через чтение и заполнение таблицы формируются навыки работы с учебным материалом.

Воспитание ценностей

Уважение к историческому прошлому тюрских народов, понимание важности солидарности и сотрудничества народов для борьбы за свободу и независимость

Межпредметная связь

География, всемирная история

Предыдущие знания

Западно-Тюрский и Восточно-Тюрский каганат, внутреннее и внешнее положение каганатов

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

- Проверка Д/З.

1. тестирование. Взаимооценивание, работа в парах проверка по шаблону (5мин.)

2. Интеллектуальная цепочка по вопросам(5мин.)

- Когда образовался Западно-Тюрский каганат?

- Каковы характерные черты внешней политики Западно-Тюрского каганата?

- На чем основывалась экономика Западно-Тюрского каганата?

- В чем отличия от Тюрского каганата на востоке?

- Какие отрасли хозяйства были развиты в Западно-Тюрском каганате?

- Что послужило причинами ослабления каганата?

Рефлексия по Д/з.

Чемодан, Мясорубка, Корзина

2. Актуализация знаний. (графическое представление информации: таблица, схема, кластер) (10 мин.)

Критерии: - находят общее и различие, в развитии Западно-Тюрского и Тюргешского каганатов.

Дескрипторы

5. Экспресс - контроль:

Под каким городом объединеные силы тюрко-согдийцев нанесли поражения арабам?__________( Бухара)

С чьим именем связана активная борьба тюргешей с иноземными захватчиками?___________( Сулук каган)

В каком году Китай захватил и разрушил столицу тюргешей город Суяб?______________( 748 г)

Близ какого города 751 году состоялась грандиозная Атлахская битва?_______( Тараз)

Какой основной причиной переселения согдийцев в Жетысу считал В.В. Бартольд?_________(торговля).

Кто говорил о том, что среди согдийцев нет таких, кто не говорил бы по-тюрски?______( М.Кашгари). (6 мин.)

5. Проверка знаний на усвоение материала.

- О чем говорили на уроке?

- Что удалось без особых усилий?

- Что было трудно?

Оценивание шкатулка с камнем- счастье . Учитель дарит каждому ученику камень счастья. Учащиеся оценивают старания своих одноклассников камнем- сердечко.

§ 3 Читать, пересказывать, на стр 21 выполнить письменно задание № 1-2. (1 мин.)

Краткое описание документа:

Раздел долгосрочного планирования: Казахстан в X – нач. XIII вв.

Дата: 07.11.18

ФИО учителя: Шмидт А.В.

класс: 6

Участвовали: 24

Не участвовали:

Тема урока

Политические процессы на территории Казахстана в X – нач.XIII вв.

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

6.3.1.2.- объяснять особенности развития тюрских государств в 6-9 веках, выявляя их сходства и различия

6.3.2.2 – определять главные и второстепенные причины распада средневековых государств.

Цель урока

- проведут сравнительный анализ истории Западно-Тюркского и Тюргешского каганатов

Критерии оценивания

- различают общее и различие, в развитии и падении Западно-Тюркского и Тюргешского каганатов

- характеризуют борьбу Тюргешей с Китаем, арабами, восточными тюрками;

- определяют историческое значение Атлахской битвы для Центральной Азии.

Языковые задачи

- Через чтение и заполнение таблицы формируются навыки работы с учебным материалом.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 186 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.04.2019 1953
  • DOCX 18.6 кбайт
  • 120 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шмидт Анна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


- характеризует внутреннюю и внешнюю политику государства.

Знать значения слов:

Серия полезных фраз для диалога:

Могулистан означает…

Были введены в обращение серебряные монеты с именем хана, получившие название…

Власть находилась в руках тюрко- монгольской знати….

В управлении государством хану помогал …, который был из рода… племени

Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе

Причина и следствие

Всемирная история, казахская литература

Империя Чингисхана, Золотая Орда, Ак Орда

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

1) Создание психологического настроя

Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут вопросы и задачи,
Схемы, карты, всё для вас.
Пожелаю всем удачи -
За работу! В добрый час!

(Учащиеся обмениваются пожеланиями на урок)

2) Организация повторения


Чингисхан

Читайте также: