План урока социальный контроль

Обновлено: 05.07.2024

Совесть есть закон законов.

А. Ламартин Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Цели: ознакомить с формами социального контроля; опираясь на личный опыт учащихся, провести исследование об умении подчиняться социальным нормам.

I. Организационный момент

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграфы к уроку и просит сформулировать их общую мысль.

II. Изучение нового материала

1. Основные элементы социального контроля.

2. Типология санкций.

3. Контроль и самоконтроль.

1. Основные элементы социального контроля

На доске нарисована схема. Учитель кратко ее комментирует.

Важнейшие элементы социального контроля

2. Типология санкций

Учащиеся самостоятельно изучают текст учебника и таблицу (с. 87 (Кравченко)). Затем выполняют практикум 1,91.

Учитель вызывает наиболее подготовленного учащегося, который рисует схему четырех типов сочетания санкций и устно проговаривает соответствующие примеры. После этого проверяется выполнение заданий практикума.

3. Контроль и самоконтроль

1. Значение внешнего контроля.

2. Значение внутреннего контроля.

3. Чем надзор отличается от контроля?

Через 10 минут учитель проверяет выполнение задания.

III. Закрепление изученного материала

Учащимся предлагаются следующие задания.

1. Приведите примеры трех разновидностей социальных норм (по вашему выбору).

2. Прочитайте приведенный ниже текст. Заполните пропуски, выбрав из предлагаемого списка слова.

А) санкция; Б) группы; В) интеграция; Г) идеал; Д) контроль; Е) эталон; Ж) правило; 3) управление; И) стабильность; К) развитие.

Обратите внимание, что пробелы пронумерованы. Под каждым номером запишите букву, обозначающую в списке выбранное слово.

В обществе социальные нормы выполняют ряд важнейших

функций. Во-первых, они способствуют социальной_(1), т. е.

сохранению сплоченности в обществе. Во-вторых, служат своеобразным _(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных_(3).

В-третьих, способствуют_(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают_(5) общества.

По характеру регулирования различают нормы-ожидания и нормы-_(6). Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для проведения среди учащихся 3 курса системы СПО.

Урок 6 Социальный контроль

Цель: формирование представления о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Образовательная: ввести понятия социальные нормы, социальный контроль, формальные и неформальные санкции.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьюпер, презентация, раздаточный материал (тест, задания).

І. Организационный момент

ІІ. Определение темы, целей урока, место урока в системе блока.

Задание для определения темы урока.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

этикет; 2. социальный контроль; 3. правовые нормы; 4. поощрение; 5.наказание.

Совесть есть закон законов.

Альфонс де Ламартин (французский писатель и поэт, политический деятель.)

- Какую же цель мы свами поставим?

Цель: выяснить особенности социального контроля, показать значимость норм и санкций для поддержания общественного порядка.

ІІІ. Новый материал

Постановка проблемного задания, можно записать на доске, для того чтобы учащиеся в течение урока видели его перед собой.

Проблемное задание:

План изучения нового материала:

2.Элементы социального контроля (нормы и санкции).

4.Способы реализации социального контроля в группе и обществе.

1. Социальный контроль.

Совместная жизнь и деятельность требуют упорядочения отношений между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества. Это возможно благодаря социальному контролю, который сопровождает человека всю жизнь. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки.

Социальный контроль – система способов воздействия общества на деятельность, поведение человека, социальных групп.

В широком смысле социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе: нравственный, государственный контроль и т.п.

В узком смысле это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

- Каковы же функции социального контроля?

Во-первых, они способствуют социальной интеграции, т. е. сохранению сплоченности в обществе.

Во-вторых, служат своеобразным эталоном поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп.

В-третьих, способствуют контролю над отклоняющимся поведением.

В-четвертых, обеспечивают стабильность общества.

По характеру регулирования различают нормы-ожидания и нормы-правила. Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций, например уголовных или административных.

2. Элементы социального контроля (нормы и санкции).


Коментариии учителя к схеме

Социальные нормы различаются масштабом . Одни нормы возникают и существуют только в малых группах - компании друзей , рабочие коллективы , семьи , спортивные команды . Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются " общими правилами " , а не " групповыми привычками " . К "общим правилам " относятся обычаи , традиции , нравы , законы , этикет , манеры поведения , которые присущи определенной социальной группе .

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того , насколько строго соблюдается их исполнение . За нарушение одних норм следует очень слабое наказание - неодобрение , ухмылка , недоброжелательный взгляд . За нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны , смертная казнь , тюремное заключение . Строже всего карается нарушение табу и юридических законов ( например , убийство человека , разглашение государственной тайны ) , мягче всего - отдельные виды групповых привычек , в частности семейные ( например , отказ выключать свет или закрывать входную дверь ) . Однако существуют групповые привычки , которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции .

Нормы связывают людей в единую общность , в коллектив .

- Каким образом подобное происходит ?

Во-первых , нормы - это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения . Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы , а те , кто идет на встречу , передвигаются по левой , возникает упорядоченное , организованное взаимодействие . При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок .

Значит , нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства .

- Почему люди стремятся соблюдать нормы , а общество строго следит за этим ?

Социальные нормы - действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой т , что ценится группой или обществом . Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы - правила поведения , ценности - абстрактные понятия о том , что такое добро , зло , правильное , неправильное , должное , недолжное и так далее .

А вот ,Социальные санкции - охранники норм . Наряду с ценностями они отвечают за то , почему люди стремятся выполнять нормы . Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций .

Заполните таблицу (слайд 10-11) Время выполнения 5 минут

Виды санкций

Наименование вида

Его сущность

Формальные позитивные санкции (Ф+)

публичное одобрение со стороны официальных организаций (правитель­ства, учреждения, творческого союза)

правительственные награды, государственные премии и стипендии, ученые сте­пени и почетные звания, сооружение памятника, вручение грамот, избрание на высокие должности и др.

Неформальные позитивные санкции (Н+)

публичное одо­брение, не исходящее от официальных организаций

дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелатель­ное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзы­вы,, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-)

наказания, пре­дусмотренные юридическими законами, правительственны­ми указами, административными инструкциями, предписа­ниями, распоряжениями

лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование и др.

Неформальные негативные санкции (Н-)

— наказания, не предусмотренные официальными инстанциями

порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная клич­ка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать от­ношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разобла­чительная статья, анонимка.

Установите соответствие между позитивными санкциями и иллюстрирующими их примерами.

Примеры позитивных санкций

Позитивные санкции

Б) заметка в стенгазете завода, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег

В) научный сотрудник Б. получил премию за своё изобретение

Г) исследователю Л. Присудили учёную степень доктора исторических наук

Д) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты

3. Формы контроля.


Комментарии учителем схемы.

В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится решение суда. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученного совета.

Если применение санкций совершается самим человеком, направленно на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем. Совесть – проявление внутреннего самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю

Внешний социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный.

Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Формальный контроль осуществляют суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство — благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати.

Установите соответствие между проявлениями социального контроля и его формами.

Формы социального контроля

А) одобрение или осуждение поведения индивида со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых

1) внутренний (самоконтроль)

Б) реакция на поведение индивида со стороны общественного мнения

В) самостоятельного согласование индивидом своего поведения с общепринятыми нормами

Г) поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных лиц

Д) гласность оценок деятельности и поведения людей

4. Способы реализации социального контроля в группе и обществе.

– через социализацию (социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе);

– через групповое давление (каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом, в противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием из данной первичной группы);

– через принуждение (в ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все).

ІV. Подведение итогов

Формулировка своего ответа на проблемное задание с использованием ПОПС-формулы

Выступление 1-2 минуты, состоит из 4-5 предложений.

Желательно выслушать несколько позиций, сделать вывод по заданию.

Сделаем вывод: Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.

V. Закрепление

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется ______ (А). Другой элемент - _________ (Б), под которыми понимают реакцию общества на поведение человека или группы. Они означают либо одобрение и поощрение - ______ (В), либо неодобрение и наказание _______ (Г).

Наряду с внешним контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или _______ (Д), в процессе которого большую роль играет ________ (Е), т.е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Открытый урок по обществознанию

Подготовила:

Учитель обществознания

Абдалина А.С.

Цель: формирование представления о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Образовательная: ввести понятия социальные нормы, социальный контроль, формальные и неформальные санкции.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьюпер, презентация, раздаточный материал (тест, задания).

Основные понятия:

Организационный момент

Определение темы, целей урока, место урока в системе блока.

Задание для определения темы урока. (слайд 1)

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

этикет; 2. социальный контроль; 3. правовые нормы; 4. поощрение; 5.наказание.

Совесть есть закон законов.

Альфонс де Ламартин ( французский писатель и поэт, политический деятель. )

- Какую же цель мы свами поставим?

Цель: выяснить особенности социального контроля, показать значимость норм и санкций для поддержания общественного порядка. (слайд 3)

Давайте выясним если данная тема в кодификаторе ЕГЭ по обществознанию?

Новый материал

Постановка проблемного задания, можно записать на доске, для того чтобы учащиеся в течении урока видели его перед собой.

Проблемное задание ( по ПОПС-формуле)(слайд 5):

План изучения нового материала: (слайд 6)

2.Элементы социального контроля (нормы и санкции).

4.Способы реализации социального контроля в группе и обществе.

Социальный контроль – система способов воздействия общества на деятельность, поведение человека, социальных групп.

В широком смысле социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе: нравственный, государственный контроль и т.п.

В узком смысле это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

- Каковы же функции социального контроля?

Выясним это выполнив задание. ( Приложение 1 )

Прочитайте приведенный ниже текст. Заполните пропуски, выбрав из предлагаемого списка слова.

Обратите внимание, что пробелы пронумерованы. Под каждым номером запишите букву, обозначающую в списке выбранное слово.

А) санкция; Б) группы; В) интеграция; Г) идеал; Д) контроль; Е) эталон; Ж) правило; 3) управление; И) стабильность; К) развитие .

В обществе социальные нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной_(1), т. е. сохранению сплоченности в обществе. Во-вторых, служат своеобразным _(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных_(3).

В-третьих, способствуют_(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают_(5) общества.

По характеру регулирования различают нормы-ожидания и нормы-_(6). Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных_(7), например уголовных или административных.

Правильные ответы: IB, 2Е, ЗБ, 4Д, 5И, 6Ж, 7А

Функции социального контроля: охранительная; стабилизирующая (заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных структур); регулятивная. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть.

hello_html_7f7d291b.jpg

Коментариии учителя к схеме

Социальные нормы различаются масштабом . Одни нормы возникают и существуют только в малых группах - компании друзей , рабочие коллективы , семьи , спортивные команды . Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются " общими правилами " , а не " групповыми привычками " . К "общим правилам " относятся обычаи , традиции , нравы , законы , этикет , манеры поведения , которые присущи определенной социальной группе .

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того , насколько строго соблюдается их исполнение . За нарушение одних норм следует очень слабое наказание - неодобрение , ухмылка , недоброжелательный взгляд . За нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны , смертная казнь , тюремное заключение . Строже всего карается нарушение табу и юридических законов ( например , убийство человека , разглашение государственной тайны ) , мягче всего - отдельные виды групповых привычек , в частности семейные ( например , отказ выключать свет или закрывать входную дверь ) . Однако существуют групповые привычки , которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции .

Нормы связывают людей в единую общность , в коллектив .

- Каким образом подобное происходит ?

Во-первых , нормы - это еще и ожидани : от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения . Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы , а те , кто идет на встречу , передвигаются по левой , возникает упорядоченное , организованное взаимодействие . При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок .

Значит , нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства .

- Почему люди стремятся соблюдать нормы , а общество строго следит за этим ?

Социальные нормы - действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой т , что ценится группой или обществом . Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы - правила поведения , ценности - абстрактные понятия о том , что такое добро , зло , правильное , неправильное , должное , недолжное и так далее .

А вот , Социальные санкции - охранники норм . Наряду с ценностями они отвечают за то , почему люди стремятся выполнять нормы . Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций .

С/Р с учебником 87- 88

Заполните таблицу (слайд 10-11) Время выполнения 5 минут

Виды санкций

Наименование вида

Его сущность

Формальные позитивные санкции (Ф+)

публичное одобрение со стороны официальных организаций (правитель­ства, учреждения, творческого союза)

правительственные награды, государственные премии и стипендии, ученые сте­пени и почетные звания, сооружение памятника, вручение грамот, избрание на высокие должности и др.

Неформальные позитивные санкции (Н+)

публичное одо­брение, не исходящее от официальных организаций

дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелатель­ное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзы­вы,, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-)

наказания, пре­дусмотренные юридическими законами, правительственны­ми указами, административными инструкциями, предписа­ниями, распоряжениями

лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование и др.

Неформальные негативные санкции (Н-)

— наказания, не предусмотренные официальными инстанциями

порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная клич­ка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать от­ношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разобла­чительная статья, анонимка.

Проверка таблицы.

Установите соответствие между позитивными санкциями и иллюстрирующими их примерами. (Задание № 5 ЕГЭ)

Примеры позитивных санкций

Позитивные санкции

Б) заметка в стенгазете завода, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег

В) научный сотрудник Б. получил премию за своё изобретение

Г) исследователю Л. Присудили учёную степень доктора исторических наук

Д) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты

hello_html_m18ad1d24.jpg

Комментарии учителя схемы.

В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции . Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм .

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц , а в других не требует . Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится решение суда. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученного совета .

Если применение санкций совершается самим человеком, направленно на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем. Совесть – проявление внутреннего самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю

Внешний социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный.

Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Формальный контроль осуществляют суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство — благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати.

Установите соответствие между проявлениями социального контроля и его формами. (Задание № 5 ЕГЭ)

Формы социального контроля

А) одобрение или осуждение поведения индивида со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых

1) внутренний (самоконтроль)

Б) реакция на поведение индивида со стороны общественного мнения

В) самостоятельного согласование индивидом своего поведения с общепринятыми нормами

Г) поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных лиц

Д) гласность оценок деятельности и поведения людей

Способы реализации социального контроля в группе и обществе:

– через социализацию (социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе);

– через групповое давление (каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом, в противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием из данной первичной группы);

– через принуждение (в ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все).

Подведение итогов

Формулировка своего ответа на проблемное задание с использованием ПОПС-формулы ( слайд16)

Выступление 1-2 минуты, состоит из 4-5 предложений.

Желательно выслушать несколько позиций, сделать вывод по заданию.

Сделаем вывод: Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.

Закрепление

С/Р Задание на карточках. (слайд 17)

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. (Задание № 20 ЕГЭ) ( Приложение 2 )

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется ______ (А). Другой элемент - _________ (Б), под которыми понимают реакцию общества на поведение человека или группы. Они означают либо одобрение и поощрение - ______ (В), либо неодобрение и наказание _______ (Г).

Наряду с внешним контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или _______ (Д), в процессе которого большую роль играет ________ (Е), т.е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "05.3. Социальный контроль"

Вы знаете, что такое социальные нормы, можете назвать их виды. Нормы являются одним из элементов социального контроля. Что ещё он в себя включает?


Детей – родители, школьников – учителя и администрация учебных заведений, работников – начальство, всех, получающих доходы – налоговые органы… Всем названным гражданам и организациям предписано это делать. Конституцией, законами, иными нормативными актами. Бабушкам у подъезда никто таких предписаний не давал, они осуществляют контроль за поведением своих соседей на добровольных началах.


Людей, которые осуществляют формальный (по обязанности) и неформальный (по собственной инициативе) контроль, называют агентами социального контроля. Он может быть индивидуальный и коллективный (или общественный).

Живущий в США австрийский социолог Питер Бергер предложил такую концепцию социального контроля.


Питер Бергер (род. в 1929 г.)

Вот человек – в центре концентрических кругов.


Самый большой, но и самый отдалённый от личного пространства круг – государство. Оно вправе принуждать нас выполнять свои веления, в том числе применяя прямое насилие.

Круг поменьше – мораль, обычаи, традиции. За тем, насколько мы нравственны, следит не государство (хотя оно тоже может это делать, создавая, например, полицию нравов).


Комитет по поощрению добродетели и удержанию от порока. Саудовская Аравия

В качестве контролёра выступает общество в целом: родственники, друзья, коллеги. Или абсолютно посторонние люди, которые стали свидетелями (прямыми или благодаря газетам, телевидению, Интернету) наших аморальных поступков.

Третий круг – профессиональная система. Работая на предприятии, в организации, человек должен действовать в соответствии с нормативными актами, инструкциями, договорами. Есть и масса других ограничений. Род деятельности человека требует от него соблюдения определённого дресс-кода, влияет на круг знакомств, выбор места жительства и так далее.


Четвёртый круг – социальная среда, в которой человек живёт. Наше окружение определяет наши манеры, лексику и произношение, представления о прекрасном и безобразном, верования и убеждения.

И самый узкий круг – частная жизнь: родственники, друзья. Здесь контролёров немного, но зато их влияние очень велико.


Если человека осудят окружающие – это тяжело. Но настоящая катастрофа – если близкие откажут ему в поддержке, отвернуться от него.

Какое огромное давление оказывается на человека! Никакой свободы! И зачем это надо?

Социальный контроль – это способ саморегуляции общества, способ влияния на поведение людей и поддержания общественного порядка. То есть социальный контроль выполняет стабилизирующую функцию. Его задача – не допустить хаоса, который неизбежно бы возник, если бы люди поступали так, как им заблагорассудится.

В сознание человека внедряется представление о необходимости следовать социальным предписаниям. Через его социализацию: приучаясь к жизни в обществе, мы принимаем его ценности, нормы, привычки и обычаи. Через групповое давление: чтобы оставаться членом группы, нужно вести себя подобающим образом. И через принуждение.

Поэтому социологи говорят также об охранительной функции социального контроля. Если человек не желает выполнять социальные предписания, группа или общество в целом принуждают его поступать правильно. Применяют по отношению к нему социальные санкции.


Санкция – это реакция окружающих на наши действия. Не только наказание неправильного поведения, но и поощрение правильного.

То есть социальные санкции бывают позитивные и негативные. Но это ещё не всё. Их разделяют также на формальные и неформальные. Формальные применяются официальными органами, должностными лицами. Неформальные санкции исходят от нашего личного окружения.

Санкции играют очень важную роль. Если нарушение какой-то нормы никак не наказывается, то и норма, как элемент социального контроля, исчезает. Часто приводят такой пример. В Европе в девятнадцатом веке социальной нормой было рождение детей в законном браке. Незаконнорождённые не могли наследовать имущество родителей, им трудно было найти достойного супруга (супругу), они чувствовали явное пренебрежение в повседневном общении. Но когда санкции стали исключаться – все дети были уравнены в правах, общественное мнение смягчилось, и норма перестала существовать.

Есть и такая форма социального контроля, которая не предусматривает применение санкций. Это самоконтроль. Когда человек настолько глубоко проникся идеей необходимости соблюдать общественные нормы, что чувствует неловкость или вину, нарушая их. Проявление внутреннего контроля – совесть.


В нормально развивающемся обществе социальный контроль примерно на семьдесят процентов осуществляется за счёт самоконтроля. Если же внешний контроль превращается в жёсткую мелочную опеку, то чувство социальной ответственности начинает атрофироваться.

Подведём итог.

· Социальный контроль – система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

· Он бывает внутренний (самоконтроль) и внешний.

· Социальный контроль включает в себя два основных элемента: социальные нормы, которые выступают в виде общественных ожиданий и общественных требований (предписаний), и социальные санкции: позитивные (поощрения) и негативные (наказания).

Читайте также: