Как зарождается биогеоценоз кратко

Обновлено: 05.07.2024

Природные популяции не существуют обособленно. Во время взаимодействия с другими видами они образуют высокоорганизованные системы.

Биогеоценоз — система организмов и факторов неживой природы, которые сосуществуют на одной местности.

Учение о биогеоценозе было разработано в 1940-х годах российским ученым В.Н. Сукачёвым.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Отличие от экосистемы

Любой биогеоценоз является экосистемой. Но не каждая экосистема — это биогеоценоз.

Биогеоценозы не существуют вечно. Они сменяют друг друга из-за изменений климатических условий, под влиянием человека, в процессе эволюции.

Виды биогеоценоза

Биогеоценоз разделяется на 2 вида:

Естественный

Характеризуется отсутствием влияния деятельности человека. В нем действуют саморегуляционные механизмы, обусловленные структурой сообщества и окружающей его средой. Вмешательство человека нарушает эти механизмы и становится причиной вымирания некоторых видов животных и растений.

Естественная экосистема бывает:

  • речной;
  • лесной;
  • горной;
  • степной;
  • луговой.

Искусственный

Образуется в местах, созданных руками человека для восполнения личных или общественных потребностей. Условия в таких комплексах устанавливаются человеком. Искусственный вид делится на:

  1. Агробиоценозы — совокупности организмов, которые формируются на земельных участках, используемых людьми для сельскохозяйственных нужд (посадки, посевы культурных растений). Растительный мир такого биогеоценоза ограничен одним видом, выращиваемым человеком, и несколькими сорными. Среди животного мира наблюдаются лишь те виды, которые могут питаться этими растениями и существовать в условиях агробиоценоза. Система напрямую зависит от человеческой деятельности (применение удобрений, обработка почвы, полив). Биогеоценоз без влияния человека саморазрушается. Культурные растения более капризны, чем дикие.
  2. Городской — разновидность антропогенных экосистем. Видовой состав растительного мира определяется человеком. Особенности городского биогеоценоза обусловлены условиями среды, которые присущи городам. Это изменения влажности воздуха, почвенного состава, освещенности, направления ветров.

Компоненты

Биогеоценоз состоит из двух компонентов: биоценоз и биотоп.

Компоненты биогеоценоза

Находясь в равновесии, они обеспечивают устойчивое существование биогеоценоза. Живые, растительные организмы и окружающая их среда плотно взаимодействуют и зависят друг от друга.

Биоценоз

Биоценоз — совокупность растительных и животных организмов и микроорганизмов, обитающих на общем участке.

Термин ввел немецкий биолог К. Мёбиус в 1877 году. Комплекс организмов биоценоза формируется путем борьбы за выживание. Выделяют 3 группы организмов:

1. Продуценты — организмы, способные самостоятельно питаться, воспроизводя из простых неорганических сложные органические вещества. Данный вид делится на 2 группы:

  • фотосинтезирующие вырабатывают органические соединения из углекислого газа, воды, минералов с помощью солнечной энергии (водоросли, зеленые растения, определенные бактерии);
  • хемосинтезирующие синтезируют органические вещества с помощью энергии, которая выделяется при окислении аммиака, железа или сероводорода (глубоководные недра Мирового океана).

Часть произведенных соединений употребляется продуцентами, другая часть используется как источник питания консументами.

2. Консументами называются организмы, питающиеся соединениями, которые производят другие виды организмов (животные, микроорганизмы, насекомоядные растения). Они подразделяются на:

  • консументы 1 порядка— организмы, потребляющие произведенную продуцентами первичную продукцию (фитофаги — травоядные животные);
  • консументы 2 порядка— животные-хищники (зоофаги);
  • консументы 3 порядка— животные, питающиеся за счет других организмов (паразиты, сверхпаразиты).

3. Редуценты (деструкторы) — организмы, превращающие мертвые органические соединения в неорганические. К таким организмам относятся бактерии, грибы.

Биоценоз состоит из:

  • фитоценоз — совокупность растений;
  • зооценоз — животный мир;
  • микоценоз — сообщество грибов;
  • микробоценоз — совокупность микроорганизмов.

Главным звеном в экосистеме являются растения, так как все остальные организмы экологической цепочки потребляют органические вещества, производимые растениями. Исчезнет растительный мир — прекратит свое существование и биогеоценоз.

Биотоп

Биотоп — зона земной поверхности, занимаемая определенным биоценозом, имеющая однородные условия для существования.

Биотоп является жизненным пространством для развития биоценоза. Компонентами, составляющими биотоп, считаются:

  1. Климатоп— воздушная часть среды, характеризующаяся атмосферным составом, уровнем освещенности, влажности и тепловым режимом.
  2. Эдафотоп— почвенная составляющая.
  3. Гидротоп— часть биотопа, определяющая влажность.

Структура

На состав экосистем влияют различные факторы. Исследователи разработали несколько структур:

  1. Видовая.
  2. Пространственная.
  3. Экологическая
  4. Трофическая.

Видовая

Отражает многообразие входящих в биогеоценоз видов и соотношение внутри него численности популяций. Внутри биогеоценоза происходит естественный отбор, остаются те виды, которые наиболее приспособлены к экологическим или климатическим условиям среды.

Выделяют бедные и богатые экосистемы. В условиях ледников, тундры или пустыни организмам сложно приспосабливаться к суровым условиям, поэтому видовой состав таких зон беден. В тропических лесах, наоборот, есть все условия для обилия видового разнообразия.

Виды, преобладающие по численности на определенной территории, называются доминантами. Среди них есть виды, которые играют особую роль благодаря способности образовывать среду для сообщества. Их называют эдификаторами. В наземных биогеоценозах к ним относятся растения. В лесах — дуб и ель, в болотной местности — осока и сфагновый мох.

Пространственная

Ориентируется на фитоценоз, который в пространстве разделяется по вертикали и горизонтали на структурные элементы (ценоэлементы). К таким элементам относятся:

  • ярусы (вертикальное разделение фитоценоза);
  • микрогруппировки (горизонтальное разделение фитоценоза).

На распределение растений вертикально влияет количество света и различный режим влажности на разных от земной поверхности уровнях. Нижние уровни сформированы растениями, менее требовательными к световым условиям.

Животные тоже ориентируются на растительные ярусы. Некоторые птицы строят гнезда на земле — фазаны, тетерева; некоторые — в кустарниках (дрозды, снегири).

Экологическая

Среди растений проявляется в соотношении групп:

  • гигрофитов (растения, предпочитающие влажную почву);
  • мезофитов (растения, не любящие переизбыток влаги);
  • ксерофитов (растения, предпочитающие обитать в сухих местах).

В животном мире это:

  • гигрофилы;
  • мезофилы;
  • ксерофилы.

Многообразие какой-либо из сообщностей создает высокую плотность, повышает продуктивность и дает четкие понятия об особенностях конкретного вида биотопа.

Трофическая

Трофическая (пищевая) структура формирует цепи питания.

Цепью питания называют перенос энергии от источника через несколько организмов.

Суть термина состоит в том, что все живые организмы служат источниками питания для других. В каждой такой цепи обычно 5-6 звеньев.

Характерные свойства

К свойствам биогеоценоза относятся:

  1. Целостность. Излишки или неусвоенные питательные вещества остаются в окружающей среде и попадают в круговорот веществ, который имеет цикличный характер.
  2. Устойчивость. Устоявшийся, сформированный биогеоценоз готов к катаклизмам внешней среды.
  3. Саморегуляция. Биогеоценоз регулирует видовую численность, необходимую для поддержания пищевых целей.
  4. Самовоспроизводство. Данное свойство состоит в способности к размножению и воспроизведению видовой популяции.
  5. Изменение. Явления, обусловленные сменой поры года, оказывают влияние на численность организмов.

Примеры в природе

В природе существует очень много видов биогеоценоза. Рассмотрим некоторые из них.

Лиственный лес

Лиственный лес — это сложная экосистема. Лес состоит из таких основных видов растений, как дубы, липы, буки, осины, березы, рябины, клены (видовая структура). Можно выделить несколько ярусов: древесный (низкий, высокий), ярус мха, кустарниковый и травяной (пространственная структура). Растения верхних ярусов — светолюбивы, они более терпимы к изменениям влажности или температуры, чем нижние. Мхи, кустарники и травянистые растения приспособлены к существованию в тени листвы деревьев. Почва устелена подстилкой, которая формируется из опавших листьев, прелой травы, веточек.

Фауна лесных биогеоценозов характеризуется богатым видовым составом. Здесь присутствуют грызуны, хищники (лисы, барсуки, медведи, волки), насекомоядные. Травоядные представлены оленями, лосями и косулями. На деревьях обитают белки, бурундуки. Птицы распределяются по ярусам. Птичьи гнезда можно встретить не только в кроне деревьев, но и в дуплах, кустарниках, на стволах, на земле. В лесном биогеоценозе велика численность насекомых, чьей пищей являются листья (гусеницы) или кора деревьев (короеды). Верхние почвенные слои и подстилку населяют позвоночные (черви, клещи, личинки), бактерии и грибы.

Приведенные примеры биогеоценоза отличаются друг от друга видовым составом. Это обусловлено кардинально различной средой обитания. Однако населяющие группы растений — одного типа.

Продуценты: мхи, травы, деревья, кустарники; водоросли, плавающие растения.

Консументы: насекомые, птицы, звери; земноводные, ракообразные, насекомые, хищные рыбы.

Редуценты: водные и наземные виды бактерий и грибов.

Лиственный лес и пруд являются естественными биогеоценозами.

Материал учебной темы "Биогеоценотический уровень жизни" по программе И.Н. Понамарёвой в 10 классе содержит большое количество терминов и новых понятий, которые могут потеряться в процессе изучения материала. В связи с этим изучение темы проходит с опорой на составляемую учащимися совместно с учителем по ходу урока карту темы.

Создавать общую картину темы необходимо, опираясь на примеры из живой природы, накопленные в процессе изучения биологии и личных наблюдений.

В конце каждого урока проводится срезовая работа, имеющая три уровня, которые позволят определить уровень усвоения материала.

Разработка может быть использована в общеобразовательных учреждениях (основной общеобразовательной школе; средней (полной) общеобразовательной школе, в т.ч. с углубленным изучением отдельных предметов; центре образования; гимназии).

Оборудование: мультипроекторная установка

Обзор предыдущего урока учащимися

Учитель: В дикой природе невозможно увидеть неизменную, неосвоенную жизнью, территорию. Будь-то вулканический остров, песчаная дюна или земляная горка выбросов кротов и т.д. всё в ближайшее время заселится живыми организмами. Идет восстановление, типичных для климата, природных сообществ. Однако прежде на этих местах возникает ряд сообществ, которые, сменяя друг друга, подготовят дорогу для конечного результата. Эти сообщества по структуре и функционированию могут решительно отличаться от конечного результата, допустим леса, которые разовьются на данном участке.

Развитие биоценозов, при котором наблюдается замена во времени одного сообщества живых организмов другими, принято называть экологической сукцессией.

Например, зарастание небольших озер можно проследить на протяжении одного или нескольких поколений людей.

Развитие леса на оставленном поле является примером сукцессии, происходящей в ясно выраженном автотрофном состоянии, ибо в первый момент появляются автотрофные организмы. Такая сукцессия носит название автотрофной. Видовой состав организмов меняется от года к году, а в сообществе идет накопление органического вещества.

Если рассмотрим как пример реку, загрязненную большим количеством органических отбросов (сточные воды от птицефабрик), то это органическое вещество активно используется гетеротрофами. Это - гетеротрофная сукцессия. Она завершается после того, как исчерпан излишек органического вещества.

Поток энергии, проходящий через сообщество, в ходе гетеротрофной сукцессии падает.

Она завершается после того, как исчерпан излишек органического вещества. В противоположность этому при автотрофном типе сукцессии поток энергии может даже возрастать.

При избытке ресурса всегда найдутся виды, которые его могут освоить. При недостатке ресурса часть видов вымрет. Такие изменения и составляют сущность экологической сукцессией. Главная особенность этого процесса состоит в том, что изменения сообщества всегда происходят в направлении к равновесному состоянию.

Основная причина неустойчивости экосистем - несбалансированность круговорота веществ.

Если в биоценозах деятельность одних видов не компенсирует деятельность других, то условия среды неминуемо изменяются. Популяции меняют среду в неблагоприятную для себя сторону и вытесняются другими видами, для которых новые условия экологически более выгодные. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не сформируется уравновешенное сообщество, которое способно поддержать баланс веществ в экосистеме.

Таким образом, в природе происходит саморазвитие экосистем от неустойчивого состояния к устойчивому

Для саморазвития биоценозов характерен целый ряд общих закономерностей:

- постепенное увеличение видового разнообразия,

- смена доминирующих видов,

- усложнение цепей питания,

- увеличение в сообществах доли видов с длительными циклами развития,

- усиление взаимовыгодных связей в биоценозах.

Саморазвитие экосистем начинается на любом участке суши, который обнажился: на осыпях, отмелях, сыпучих песках, голых скалах, обвалах горных пород и т.д.

Это первичные сукцессии. Они проходят ряд закономерных этапов.

(Вместе с учащимися).

На первом этапе обнажившийся участок заселяется случайно попадающими сюда организмами из окружающих местообитаний: семенами, спорами, летающими и ползающими насекомыми, расселяющими грызунами, птицами и т.д.

На втором этапе прижившиеся виды осваивают и изменяют окружающую среду, еще не мешают друг другу.

На третьем этапе обостряются конкурентные отношения, так как освоена территория полностью. Часть видов вытесняется и заменяется новыми. Процесс постепенной смены видового состава может длиться достаточно долго.

На конечном этапе устанавливается постоянный состав сообщества. Виды ?аспределены по экологическим нишам, не мешают друг другу, связаны пищевыми цепями и взаимовыгодныни отношениями, осуществляющими круговорот веществ.

Такие биогеоценозы называют коренными, кпнечными или климаксовыми.

Вторичная сукцессия относится к сообществам, которые развиваются на месте уже существовавшего ранее сформированного сообщества. Примером являются изменения, происходящие после раскорчевки и запашки площадей, вырубки леса и т.д.(примеры учащихся)

Такие смены можно назвать восстановительными.

Смена внезапная, не свойственная биогеоценозам, называется катастрофическая. Пример (учащиеся): пожары, затопления, деятельность вулканов : .

Вековые смены экосистем охватывают длительные периоды времени. Они происходят в связи с изменениями климата на планете, рельефа и других свойств поверхности Земли.

Вопрос: Что можно рассказать по годичным кольцам на спиле вековых деревьев? Вековые смены экосистем отражают историю развития биосферы.

В любом биогеоценозе всегда совершаются какие-то изменения:

- в состоянии жизнедеятельности членов сообществ,

- в соотношении популяций видов,

- в свойствах биотопа.

Такие изменения осуществляются в течение суток, сезона или года. Многие из них регулярно повторяются. Такие изменения называют циклическими.

В отличие от смены биогеоценозов, циклические изменения не производят принципиальных изменений в свойствах природного сообщества, не меняют его функциональной устойчивости, а отражают лишь комплекс приспособлений экосистемы в целом к суточной, сезонной и годичной динамике (изменениям) условий существования.

Суточные изменения характеризуются суточными ритмами активности процессов жизнедеятельности.

Примеры учащихся. Активность животных меняется - времени суток (ночные бабочки, совы, в ночное время раскрываются пахучие, светлые цветки). Это дает рациональное использование ресурсов биотопа, а значит, повышается устойчивость биогеоценоза.

Сезонные изменения связаны с контрастными условиями периодов года (теплого-холодного, влажного-сухого).

Примеры учащихся: Миграции птиц и млекопитающих; изменения у растений (листопад).

Основная роль в регуляции сезонных ритмов у животных организмов принадлежит изменениям в продолжительности дня и ночи, которые тесно связаны с годовым изменением температуры. Весной вслед за удлинением дня повышается температура, а осенью с укорочением дня она снижается. Следовательно, длина дня служит сигнальным фактором, определяющим направление всех биологических процессов.

Реакцию живых организмов на продолжительность светового периода суток называют фотопериодизмом.

Большое влияние на жизнедеятельность биогеоценозов оказывают годичные циклические изменения. Изучая спилы деревьев - долгожителей можно четко проследить циклические изменения климата, связанные с активностью Солнца.

Суточные, сезонные и годичные изменения биогеоценоза не приводят к его смене, но доказывают тесную зависимость от условий внешней среды. А это очень важно знать человечеству в век интенсивного использования природных ресурсов. Превращение нашей биосферы в один обширный ковер пахотных земель таит в себе огромную опасность.

Человечество, с его интенсивным ростом численности, заинтересовано в высокой продуктивности сообществ. Уничтожая естественные стабильные экосистемы, мы подвергаем окружающую среду к неминуемым сукцессионным изменениям, которые при неграмотном управлении могут привести к экологической катастрофе.

Остатки цивилизаций и пустыни, возникновение которых обязано деятельности человека, является прекрасным доказательством того, что человек никогда не осознавал свою тесную связь с природой, необходимость приспосабливаться к естественным процессам, а не командовать ими.

I. Составить по памяти схему " Основные процессы. Изменения."

II. Как регулируются сезонные ритмы у живых организмов? Ответ обоснуйте

III. Опишите виды экологических сукцессий. Ответ обоснуйте.

VI. Почему чужеземные виды растений чаще всего внедряются в местную растительность по обочинам дорог, насыпям, берегам рек, пашням и другим подобным местообитаниям и не приживаются в лесах, на лугах или в степях?

  1. Учебник "Общая биология " И.Н.Пономарева (10 класс) пп.28,29.
  2. Составить карту " Изменения биогеоценозов".

Основные обобщенные, прогнозируемые результаты изучения темы:

1. формируется представление о целостности и устойчивости окружающего мира, о хрупкости живой природы, активно реагирующей на разные формы воздействия;

2. развиваются способности:

* выделять основные понятия темы, несущие главную смысловую информацию,

* сопоставлять, обобщать, анализировать тексты,

* формировать общую картину изучаемого материала,

* подводить смысловой итог.

3. воспитывается уважение к окружающей живой природе, её значение для жизни человечества.

Список используемой литературы

1. Энциклопедия " Экология". М., " Аванта". 2004.

2. Учебник " Экология" Е.А.Криксунов (9 класс) " Дрофа", 1995.

3. Учебник " Основы экологии" Н.М.Чернова (9 класс) " Просвещение", 1998.

Коренной биогеоценоз является устойчивым, так как он характеризуется устойчивым стабильным состоянием и большим разнообразием видов, находящийся в равновесии с окружающей средой и способен поддерживать самого себя долгое время.

Вопрос 2. Поясните, почему березняк и смешанный лес называют временными биогеоценозами.

Березняк и смешанный лес не могут долго находиться в состоянии устойчивого равновесия и потому быстро заменяются другими. Поэтому их называют временными биогеоценозами.

Вопрос 3. Дополните фразу правильными определениями. Биогеоценоз, характеризующийся устойчивым стабильным состоянием, называют . или . .

В экосистеме произойдут количественные изменения растений, их количество уменьшится. Из — за недостатка растений пострадают караси, а потом и щуки, из — за того, что караси будут вымирать.

Щука перестанет питаться, растения будут усиленно размножаться в среде, так как их уничтожение карасем сократиться, пруд станет более болотистым, щука вымрет.

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов

Вопрос 1. Почему суточные и сезонные изменения биогеоценоза не называют сменой?

В отличие от смены биогеоценозов, циклические изменения не про — изводят принципиальных изменений в свойствах природного сообщества, не меняют его функциональной устойчивости, а отражают лишь комплекс приспособлений экосистемы в целом к суточной, сезонной и годичной динамике (изменениям) условий существования.

Вопрос 2. Какое изменение в биогеоценозе происходит с прилётом (или отлётом) перелётных птиц?

Увеличится (уменьшится) количественный показатель некоторых видов насекомы, так как птицы питаются насекомыми.

Вопрос 3. Дополните фразу, чтобы получилось правильное утверждение. Облик сообщества, изменяющийся в зависимости от массовой активности вида, называют . .

Ответ: сезонное явление.

Вопрос 4. Поясните, почему птица клёст (клёст — еловик и клёст — сосновик) перелетает на зиму в леса таёжной зоны и здесь (в конце января — феврале) выводит птенцов.

Поскольку клесты кормятся почти преимущественно хвойными семенами, урожай которых бывает не каждый год, в сезонных явлениях этих птиц можно заметить годовые колебания.

В любое время года клесты совершают перекочёвки, покидая области с неурожаем шишек и скопляясь в большом количестве в урожайных местах хвойных лесных массивов.

Они выводят птенцов, когда вокруг много еды. Чаще всего они приступают к размножению в конце зимы и начале весны, когда лежит глубокий снег, и бывают сильные морозы. Это время совпадает с наибольшим обилием семян ели и сосны.

Многообразие водных биогеоценозов

Вопрос 1. Почему в прибрежной части существует больше разных экосистем, чем в основной толще водного пространства?

Важная часть любой экосистемы — наличие продуцентов. Они создают органические вещества из неорганических под действием солнечного света. На большие глубины солнечный свет почти не проникает и поэтому продуцентов там гораздо меньше, соответственно пищи меньше и консументов тоже. Кислорода на больших глубинах так же мало, а он необходим для всего живого. Поэтому экосистем больше в прибрежной части, на маленькой глубине, чем в основной толщине водного пространства.

Вопрос 2. Возможен ли процесс эвтрофикации в речных экосистемах?

Процесс эвтрофикации в речных экосистемах не возможен, так как эвтрофикация происходит в стоящей воде, а в реке вода постоянно переносится и не успевает дать жизнь биологоческим существам образующим гниение.

Вопрос 3. Чем полезны знания о видах — индикаторах?

Воздействие загрязняющих веществ на водные биогеоценозы обычно проявляется в изменении структуры сообществ и состава животных и растительных видов. Биоиндикаторами (показателями) чистоты или загрязнения водных бассейнов служат доминантные (преобладающие) виды, такие как веснянки, подёнки и ручейники, популяции которых уменьшаются при загрязнении водоёма.

Многообразие биогеоценозов суши

Вопрос 1. В умеренной зоне человек может вырастить лес (сосновый, еловый, берёзовый, дубраву). Почему нельзя вырастить полноценный тропический лес?

Для тропического леса необходимы высокие температуры и влажность, а в условиях умеренного пояса это невозможно.

Вопрос 2. Докажите, что естественные биогеоценозы более конкурентоспособны, чем культурные.

В отличие от естественных биогеоценозов, в культурных человек по своему усмотрению создаёт определённый видовой состав, контролирует условия среды обитания видов, их численность, плотность и типы взаимодействия между видами. Создавая благоприятные условия возделываемому виду, человек подавляет другие, ненужные ему виды (сорняки, фитотрофное население). Смена культурного биогеоценоза тоже происходит по воле человека. Достаточно устойчивыми при смене агроценозов остаются лишь комплексы обитателей почвы. Агробиоценозы, или полевые сообщества, — наиболее широко распространённые культурные экосистемы.

Очень уважаю людей, которые работают в полях. Ведь поле – это основной поставщик всех сельскохозяйственных культур, которые люди употребляют в пищу. Если бы не было поля, то человечество погибло бы от голода.

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем)

Вопрос 1. Поясните, почему необходимо сохранять разнообразие биогеоценозов в биосфере.

Биоразнообразие — это основа разнообразных цепей и сетей питания в экосистемах биосферы. Разнообразие цепей и сетей питания — это основа сбалансированного круговорота веществ, сохранения целостности биосферы.

Вопрос 2. В чём принципиальное различие между сохранением и восстановлением биогеоценозов?

Сохранение – это поддержание уже существующих биогеоценозов, а восстановление – это создание биогеоценоза с нуля.

Вопрос 3. Назовите известные в вашей местности заповедники, заказники или памятники природы. В каких из них вам удалось побывать? Расскажите о своих впечатлениях.

Природопользование в истории человечества

Вопрос 1. Каким образом гибель крупных животных могла сказаться на устойчивости биогеоценозов?

Изъятие крупных животных из среды консументов нарушало по вине человека устойчивость биогеоценозов, так эти животные входили в цепи питания.

Вопрос 2. Какой из этапов природопользования в наибольшей степени изменил свойства биосферы?

Этап научно — технической революции оказался наиболее губительным не только для природы, но и для самого человека, для всего человечества и в целом для всей биосферы.

Вопрос 3. Подумайте.

Почему человек активно воздействует на природу?

Человек изымает природные богатства для удовлетворения своих потребностей.

Как можно сократить губительные последствия деятельности человека на природу?

Воспитывая в людях экологическое сознание и экологическую культуру можно сократить губительные последствия деятельности человека на природу.

Что вы лично можете сделать для сохранения живой природы и окружающей среды?

Для сохранения живой природы и окружающей среды лично я могу не мусорить в лесу и на берегах рек и озер, бережно расходовать воду и электроэнергию.

Экологические законы природопользования

Вопрос 1. Какой вред биосфере наносит истребление лесов?

Вырубка лесов — это одна из самых серьёзных проблем современности. Это действительно так, поскольку значение лесов в нашем мире очень велико. Последствия вырубки лесов

— Увеличение содержания диоксида углерода в воздухе. Это, кстати, является одной из причин глобального потепления.

— Исчезновение многих видов живых организмов (это касается как животных, так и растений — уничтожение экосистемы приводит к гибели почти всего живого).

— Образование болот (деревья препятствуют излишнему увлажнению почвы).

— Опустынивание. Происходит из — за опускания уровня грунтовых вод, что очень критично для природных зон с малым количеством осадков. А при наличии большого количества осадков происходит вымывание плодородного слоя, чему раньше препятствовали деревья. Так что обезлесение в любом случае приводит к опустыниванию.

— Уменьшение количества вырабатываемого лесами кислорода и ухудшение качества очищения воздуха (чем больше лесов — тем лучше очищается воздух).

Вопрос 2. Почему животноводство, важное для жизнедеятельности человека, рассматривается как негативный фактор воздействия на естественные биогеоценозы?

Животноводческие фермы производят огромное количество органических отходов и многие животноводческие предприятия сбрасывают эти стоки либо в воду, либо на прилегающей территории, что в последствии вызывает эвтрофирование как поверхностных вод в первом случае, так и грунтовых во втором. Так же копытный скот необходимо пасти на равнинных лугах, которые в последствии уже будут сильно нарушены из — за высокого уровня вытаптывания.

Вопрос 3. Поясните, каким положениям современного природопользования созвучны слова, высказанные в 1783 г. великим немецким поэтом, философом и учёным Иоганном Вольфгангом Гёте:

Природа знает лучше.

За все надо платить.

Проверьте себя

1. Что называют биогеоценозом?

Биогеоценозом называют совокупность живых (биотических) и неживых (абиотических) компонентов, взаимосвязанных между собой определенным обменом веществ и энергии на определенном участке биосферы, — это структурная единица биосферы.

2. Почему биогеоценоз называют также экосистемой?

Экосистема – это биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Поэтому биогеоценоз называют также экосистемой.

3. Какова роль биогеоценозов в биосфере?

На уровне биогеоценоза происходят все процессы круговорота вещества и потока энергии в биосфере.

4. От чего зависит устойчивость биогеоценозов?

Устойчивость биогеоценоза зависит от многообразия входящих в него видов, тесно связанных между собой различными формами взаимоотношений и эволюционно приспособленных к совместному обитанию.

5. Почему агробиоценозы считаются неустойчивыми экосистемами?

Без участия человека они существовать не могут. Чем больше видовое разнообразие биогеоценоза — тем он устойчивей. А в агроценозах видовое разнообразие не велико.

6. Назовите функции живого вещества в биогеоценозе.

К функциям живого вещества в биогеоценозе относят:

7. Какие типы связей наблюдаются в биогеоценозах?

В биогеоценозах наблюдаются трофические, топические, форические и фарбрические связи.

8. Какие компоненты считаются основными структурными единицами биогеоценоза?

Основными структурными единицами биогеоценоза считаются сообщество растительных, животный и микроорганизмов.

9. Как протекает смена биогеоценозов?

Смены экосистем могут происходить быстро, на глазах одного поколения людей: зарастание мелких водоемов, восстановление лесов после пожара, восстановление лесных экосистем после их распашки. В большинстве случаев изменение и развитие биогеоценозов под влиянием самих живых организмов длятся тысячи лет. Например, сначала на голых песчаных дюнах поселяются злаки, ивняк, норные пауки, кузнечики, роющие осы. Появляется сосна, затем лиственные породы, становится более разнообразным животный мир. К первым поселенцам присоединяются муравьи, кобылка, жуки. Развитие, начавшееся на сухой и бесплодной территории, заканчивается образованием стабильной экосистемы — влажного лиственного леса с мощной, богатой гумусом почвой, с дождевыми червями и моллюсками, разнообразным животным миром.

Читайте также: