Какие исторические детали использованы автором для того чтобы передать эпоху ивана грозного кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

а) показать закономерность обращения М. Ю. Лермонтова к исторической теме;

б) раскрыть атмосферу эпохи Ивана Грозного;

в) подготовить учащихся к восприятию произведения М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова…”.

а) способствовать развитию умений работы со справочной и дополнительной литературой по предмету;

б) способствовать развитию мышления учащихся;

в) способствовать развитию информационной культуры детей.

а) пробуждать осознанный интереса к личности и творчеству М. Ю. Лермонтова;

б) способствовать развитию интереса к историческому прошлому России;

б) способствовать патриотическому воспитанию учащихся;

в) воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на события исторические и литературные.

Объявление темы урока, постановка целей

Сегодня мы увидим закономерность обращения М. Ю. Лермонтова к исторической теме; раскроем атмосферу эпохи, в которой происходит действие в поэме “Песня про купца Калашникова”, атмосферу эпохи Ивана IV, прозванного Грозным. Тем самым мы подготовимся к чтению и восприятию произведения М. Ю. Лермонтова.

На уроке у меня будут помощники, получившие индивидуальные задания к уроку.

Слово учителя

Учитель: Почему же М. Ю. Лермонтов обращается к исторической теме? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить время, в которое жил М. Ю. Лермонтов.

На доске дата: 14 декабря 1825 года. Эта дата прочно вошла в русскую историю.

Вопрос: Какое событие произошло в России в 1825 году 14 декабря.

Ответ ученика: 14 декабря 1825 года в России было восстание декабристов на Сенатской площади.

Учитель: Восстание декабристов было жестоко подавлено. 5 декабристов (Рылеев, Бестужев-Рюмин, Муравьёв-Апостол, Каховский, Пестель) были казнены. Остальные были сосланы в Сибирь. Вступивший на престол после своего брата Александра I Николай I жестоко преследовал всякое проявление свободомыслия. П. Я. Чаадаев, студент философского факультета МГУ, за опубликованное им “Философическое письмо”, за свои передовые взгляды был объявлен сумасшедшим. Вы знаете, какой травле был подвергнут А. С. Пушкин.

Закрывались учебные заведения, а те, которые были, занимались, в первую очередь, подготовкой военных, офицеров для службы в армии.

30-ые годы XIX века - это время разгула николаевской реакции. Всё это дало возможность М. Ю. Лермонтову назвать 30-ые годы эпохой безвременья.

«К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны,

Героических характеров нет. Правда обречена на молчание.

бороться. В свое жестокое время Лермонтов искал исторический аналог и

нашел его в лице эпохи Ивана Грозного.

Действие в произведении М. Ю. Лермонтова происходит в Москве во времена Ивана Грозного, т. е. во второй половине XVI века . Давайте мы вместе с вами восстановим картины жизни и быта этого времени

( Просмотр фильма об Иване IV ) – 3 мин.

Итак, главное историческое лицо – царь Иван Грозный.

Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного?

Опричник – служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV . [

Опричнина – часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и служившая ему опорой в борьбе с крупным боярством.

Еще одной приметой исторического прошлого были кулачные бои

(Выступление уч - ся.)

Кулачный бой — потеха, представляющая собой бой кулаками . Существовала в России с глубокой древности до начала XX века. Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы . Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Русские бойцы использовали только удары кулаками. Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, бить по виску, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Кулачный бой мог быть превращен в судный поединок.

Судебник 1550 г. устанавливал четкие правила проведения такого боя, который являлся последним средством выяснения истины. В судном поединке побеждает не сила, а правда, нравственный перевес одного из противников, которому бог дарует победу, как доказательство высшей справедливости.

(Выступление уч - ся.)

Жизнь людей того времени была связана со сводом житейских правил XVI века – “Домостроем”. (“Домострой” - свод житейских правил XVI века).

Людям было предписано поклоняться богу и царю как равному ему: “Царя бойся и служи ему верою и правдою и всегда о нём бога моли и ложно отнюдь не глаголи перед ним; но с покорением истину отвечай ему, яко самому богу, и во всём повинуйся ему”.

Не произноси имени господа твоего всуе
Да не будет у тебя других богов перед лицом моим
Возлюби ближнего своего как самого себя
Почитай отца твоего и мать твою
Не убий
Не укради
Не прелюбодействуй
Не сотвори себе кумира
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего

Такова была жизнь в Москве 4 с лишним века назад.

Давайте проанализируем название произведения и разберемся, что нам известно о произведении и героях до начала чтения и анализа произведения.

Жанр произведения – историческая поэма.

Исторической поэма является потому, что рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица, показаны реалии жизни того загадочного времени и быта. Например: Иван Грозный, опричник, показано купечество, семейная жизнь Степана Калашникова…

- Как автор сам определяет форму своего произведения? (Песня)

- Какие песни вы знаете? (лирические , обрядовые)

- А это какая песня? ( Лермонтов придал своему произведению форму народной песни . )

Почему каждая глава начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах?

(Гусляры пели о реальных событиях. Они были народными певцами. То есть они выражали мнение народа. Значит, автор хотел оценить события глазами народа.).

Еще в 1830 году юный Лермонтов написал:

Какая информация содержится в названии о каждом из героев?

Должен быть справедливым

Молодость, сила, буйство чувств

Опричник – личное войско Грозного

Нет имени - безродность

Удаль, мужество, сила

Купец – почтенный человек, достоинство

Фамилия – есть род, семья

- Почему герои “Песни” расположены в названии в таком порядке?

- Кто является настоящим героем “Песни” и почему?

(Степан представлен нам русским богатырём, честным, отважным, сильным духом).

( отстаивает вековые традиции рода, семьи и чести простого человека).

Калашников живет по закону христианскому. Он не признает царского суда в делах совести.

— Какова главная проблема поэмы? Зачем поэт обращается к ней? Почему при ее решении поэт обратился к истории?

Выберите из предложенного списка лучшие черты русского национального характера:

нравственная красота , необдуманность, лихость, верность идеям , желание быть полезным Родине, глубокая любовь и преданность, угодливость, кичливость (заносчивость, высокомерность), способность следовать намеченной цели, гордость, чувство долга.

Честь – внутреннее уважение человека, основанное на чувстве гордости и следовании принципам; хорошая, незапятнанная репутация.

Окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии принадлежит народу, в памяти которого живет героический поступок Калашникова, вставшего на защиту человеческого достоинства.

Выявление первичного восприятия

Определите, кому из трех героев поэмы Лермонтова соответствует каждая из приведенных характеристика, данных великим критиком русской литературы В.Г.Белинским

“ Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!” (Кирибеевичу).

“ Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего…но сильного и благородного по природе своего духа” (Ивану Грозному).

“ Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут…Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанности блаженства, раз потемнённой славы…”

Чья это характеристика?

“ Несмотря на молодость, он величается по имени и отчеству; намерения героя подчеркнуто серьезны; он пользуется глубоким уважением людей, готов постоять за честь семьи, четко следует традициям русского народа; в его действиях и мыслях автор видит явный нравственный перевес; он умен, храбр, честен”

1. Задеты честь и достоинство человека и его близких. Существует несколько способов защиты чести, но в каждом из них необходимо обнародовать случившееся, т. е. разгласить семейную тайну. Как должен поступить настоящий мужчина? Есть ли подобная ситуация в поэме М. Ю. Лермонтова?

2. Человек привык быть активным. У него есть воля, сила, чувство уверенности в себе. Появилась цель, достижение которой имеет для него особенное значение. Все ли средства хороши для этого? Что является нравственной чертой, границей, которую никому не позволено переступать? Есть ли в поэме Лермонтова герой, переступивший в своих действиях нравственную черту?

4. Кирибеевич влюблён в Алёну Дмитриевну. Можно ли назвать настоящей, истинной любовь Кирибеевича? А любил ли её муж? Докажите свои мысли.

Самостоятельная работа

1. Проблема отцов и детей.

2. Проблема любви, дружбы.

3. Проблема чести, долга и человеческого достоинства.

4. Проблема милосердия.

5. Проблема отношения человека к природе.

Выберите из предложенного списка определений те, которые, по вашему мнению, наиболее точно характеризуют выбранную вами проблему:

Современная, прошлая, забытая, актуальная, новая, никому не нужная, вечная, ограниченная определенным временем, волнующая, неинтересная, надоевшая.

8. Подведение итогов.

1. Какая историческая эпоха предстает в “Песне про купца Калашникова…”?

2. Почему поэт изображает XVI век, время Ивана Грозного?

3. За что царь был прозван Грозным?

4. Каким предстаёт время, в которое он жил?

Исторической поэма является потому, что рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица, показаны реалии жизни того загадочного времени и быта. Например: Иван Грозный, опричник, показано купечество, семейная жизнь Степана Калашникова…

6. В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался “Песней”. Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”?

( Лермонтов не мог открыто заявить, что в его творчестве ведущее место занимает тема борьбы за справедливость, за свободу. Поэтому он поместил “Песнь” в начало своего сборника. Она была своеобразным эпиграфом к его собранию сочинений).

(Еще он хотел показать, что русский человек всегда, при любой власти может постоять за себя, за своих близких, за свой народ. Не исключение и застойные 30-е годы. Он хотел, чтобы его произведения пробудили в спящих душах его современников протест против несправедливости царской власти).

Эпоха Ивана IV соединяла в себе жестокость и набожность, богатство и убожество. Фигура Ивана IV предстаёт очень противоречивой. Но и для этого мрачного периода нашей истории характерна борьба человека за личное счастье, чувство собственного достоинства .

Ираклий Андроников, исследователь творчества М.Ю. Лермонтова писал:

Домашнее задание

1. Приготовить связный рассказ о семье Калашниковых, о традициях и нравственных устоях, царящих в ней.

2. Ответить на вопрос: “Какова ваша оценка поведения Кирибеевича?”

3. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение начала 3 главы “Рассвет над Москвой”.

В первой главе поэмы описывается царский пир:

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие свое и веселие.

Образ Ивана Грозного охарактеризован ярко: он то улыбается, наливая лучшего вина опричникам, то хмурится, когда видит, что его любимый слуга Кирибеевич не весел, то щедр, узнав о любовной тоске молодого опричника.

И нахмурил брови черные;

Повелел он схватить удалова купца

И привесть его пред лицо свое.

Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому
Торговать безданно, беспошлинно.

Но сам купец должен погибнуть, и тут жестокость Ивана Грозного не знает границ:

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку.

Я топор велю наточить-навострить…

Образ царя Ивана Васильевича в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника

подготовить учащихся к восприятию произведения М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова…”.

развивать умение давать характеристики героям, решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текст.

3.Воспитывать нравственные чувства, интерес к историческому прошлому, активизировать познавательный интерес, прививать любовь к художественному слову.

Оборудование: презентация, видео - фильм, план характеристики героя, иллюстрации к поэме

Тип урока : комбинированный

І. Организационный момент.

Объявление темы урока, постановка целей

ІІ. Проверка домашнего задания

В каком русском городе родился Лермонтов?

А) в Москве Б) в Санкт-Петербурге В) в Пензе Г) в Туле
2) Где прошло детство М.Ю. Лермонтова?

А) в Абрамцево Б) в Тарханах В) в Ясной Поляне

3) Кто занимался воспитанием Михаила Юрьевича?

А) бабушка Б) отец В) мама Г) родители

4) Какое произведение сделало имя Лермонтова знаменитым?

А) Смерть поэта Б) Герой нашего времени В) Парус Г) Маскарад

А) кленовый Б) берёзовый В) осиновый Г) дубовый

6) Сколько раз Лермонтов ссылался на Кавказ?

А) один Б) два В) три Г) пять

7) За что Лермонтов был сослан на Кавказ в первый раз?

А) за стихотворение Б) за картину В) за дуэль Г) за участие в студенческих кружках

8) Где и как погиб Лермонтов?

А) в Тарханах от болезни Б) в бою при Валерике В) в Пятигорске на дуэли Г) в горах под завалом

9) Какое (какие) стихотворения принадлежат М.Ю. Лермонтову?

ІІІ Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы свами познакомимся с произведением Лермонтова, в котором он воссоздает историческое прошлое эпохи Ивана Грозного.

Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в историческое прошедшее (В.Г. Белинский)

Цель нашего урока – познакомившись с содержанием текста, определить, кто же является настоящим героем, авторским идеалом, какими чертами характера обладает этот герой.

Царь Иван Васильевич Грозный стал на престол в 1533 г. В 1547 г., принял царский титул, сделавшись таким образом, первым русским царём. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, при его правлении русские перешагнули через Урал и расселились в Сибири. Но при нём же русский народ встретился с невероятной жестокостью, деспотизмом, с так называемым, террором.

“ Иван Грозный, когда начались неудачи, покинул Москву, объявил, что собирается отречься от престола. Но после уговоров вернулся на царство, вытребовав себе особые полномочия. С этого времени вся Русь разделилась на две части: “земщину”, где продолжали существовать старинные государственные учреждения и “опричнину” – здесь власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Отошла в опричнину и находившаяся к западу от Кремля часть Москвы. Царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками. Отряды опричников разъезжали по земщине и безнаказанно совершали грабежи и убийства. В своих чёрных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на “земских” ужас. Песья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла – готовность вымести всю “измену” из государства.

Иван Грозный добился главного – ему удалось стать полным самодержцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. (При нём варили в кипятке, жарили заживо, резали на куски людей).”

Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного сына. После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе.

3. Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного?

Опричник – служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV.

Опричнина – часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и служившая ему опорой в борьбе с крупным боярством.

4. Еще одной приметой исторического прошлого были кулачные бои (Выступление уч - ся.)

Кулачный бой — потеха, представляющая собой бой кулаками . Существовала в России с глубокой древности до начала XX века. Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы . Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Русские бойцы использовали только удары кулаками. Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, бить по виску, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Кулачный бой мог быть превращен в судный поединок.

Жанр произведения – историческая поэма.

Исторической поэма является потому, что рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица, показаны реалии жизни того загадочного времени и быта. Например: Иван Грозный, опричник, показано купечество, семейная жизнь Степана Калашникова…

- Как автор сам определяет форму своего произведения? (Песня)

- Какие песни вы знаете? (лирические , обрядовые)

- А это какая песня? (Лермонтов придал своему произведению форму народной песни.)

-Почему каждая глава начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах?

(Гусляры пели о реальных событиях. Они были народными певцами. То есть они выражали мнение народа. Значит, автор хотел оценить события глазами народа.).

Еще в 1830 году юный Лермонтов написал:

Какая информация содержится в названии о каждом из героев?

Должен быть справедливым

Молодость, сила, буйство чувств

Опричник – личное войско Грозного

Нет имени - безродность

Удаль, мужество, сила

Купец – почтенный человек, достоинство

Фамилия – есть род, семья

- Почему герои “Песни” расположены в названии в таком порядке?

- Кто является настоящим героем “Песни” и почему?

(Степан представлен нам русским богатырём, честным, отважным, сильным духом).

(отстаивает вековые традиции рода, семьи и чести простого человека).

Калашников живет по закону христианскому. Он не признает царского суда в делах совести.

— Какова главная проблема поэмы? Зачем поэт обращается к ней? Почему при ее решении поэт обратился к истории?

Окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии принадлежит народу, в памяти которого живет героический поступок Калашникова, вставшего на защиту человеческого достоинства .

Давайте ответим на вопрос. Как проявляется любовь к Алене у Кирибеевича и Калашникова, к каким поступкам побуждает их? Сравните отношение героев к Алене Дмитриевне. (ответы учащихся)

Степан Парамонович Калашников

Глава семьи, несет ответственность за жену

Защищает свою любовь, семью, честь жены

Нарушает христианские заповеди (преследует замужнюю женщину)

Эгоист в любви (думает только о себе)

Крадет семейное счастье купца

9. - Что собирается отстаивать купец Калашников в кулачном бою?

- Что такое честь?

Честь – внутреннее уважение человека, основанное на чувстве гордости и следовании принципам; хорошая, незапятнанная репутация.

- Подберите синонимы к слову честь (достоинство, уважение).

- Подберите антонимы (Бесчестие, позор).

10. Удалось ли купцу Калашникову защитить честь своей жены, семьи?

Давайте обратимся к тексту.

- Какая главная проблема поэмы?

Теперь нам необходимо собрать всю полученную информацию воедино, и сказать, почему же возник конфликт в поэме?

12. А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему поэт обратился к истории?

В свое жестокое время М. Лермонтов искал исторический аналог и нашел его в лице эпохи Ивана Грозного.

Казнили Степана Калашникова смертью позорной. Похоронили его за Москвой – рекой, как разбойника, не на кладбище. Но народ не забыл его могилу, помнит его подвиг.

Суд царский разошелся с судом народным. Калашников, казненный царем, становится народным героем и все симпатии Лермонтова на стороне удалого купца Калашникова, который защищает честь своей семьи, народную правду, погибает героически.

13. Составить синквейн по вариантам. Давайте вспомним, как над ним работать

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

защищает, борется, противостоит

Отстаивает честь семьи

преследует, оскорбляет, не заботится

Несет позор и горе людям

Итоги урока

В "Песне про царя Ивана Васильевича. " отражена эпоха правления Ивана Грозного в период опричнины с 1565 по 1572 года. Политика опричнины это террор. Иван Грозный создал опричнину из-за того, что он боялся подговорщиков, изменников и предателей среди бояр, военных солдат и других приближенных. Он считал, что народ хочет свергнуть его и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Следовательно поэтому была создана опричнина для полной уверенности царя в его защите, а также для террора всего народа.

Читайте также: