Воля как форма активности кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Выполняя различные виды деятельности, человек руководствуется какими-то конкретными побуждениями, которые не всегда осознаются, либо осознаются не очень отчетливо, а соответствующие им действия не контролируются сознанием.

В этом случае говорят, что действия человека являются непроизвольными (страх, восторг, изумление и т. д.). Однако в большинстве случаев действия человека подлежать осознанию и контролю.

Тогда говорят о произвольных действиях, т. е. производных от воли.

Иногда для достижения поставленной цели человек не прикладывает каких-либо значительных усилий, например, чтение интересной книги.

Если же преодолеваются какие-то препятствия, прикладываются усилия, то такие действия являются волевыми.

Препятствия, стоящие на пути к достижению цели подразделяются на внешние (не зависящие от человека, например, опоздал на встречу, так как сломался автобус) и внутренние (зависят от желаний и активности самого человека, например, опоздал, потому что проспал).

Воля – это психическая деятельность человека, проявляющаяся при достижении цели и преодолении препятствий и трудностей, стоящих на пути к достижению этой цели.

Преодолевая трудности, человек прикладывает волевые усилия, проявляющиеся в нервно-психическом напряжении, благодаря чему происходит мобилизация моральных и интеллектуальных сил человека.

Воля проявляется в двух видах активности:

1) исполнительная волевая активность (человек сознательно выполняет распоряжения других лиц, руководствуясь чувством долга и пониманием ответственности в решении стоящих перед ним задач);

2) самостоятельная волевая активность (решения принимаются самостоятельно, но эта самостоятельность может проявляться на различных этапах выполнения деятельности).

Итак, воля присуща только человеку, она формируется в зависимости от условий материальной жизни общества.

2. Волевые действия могут быть простыми и сложными.

Простые волевые действия характеризуются ясностью и четкостью представления о том, как будет выполняться деятельность.

Элементами этого действия выступают цель, мотив, средства и способы выполнения.

Выделяются следующие этапы выполнения этого действия:

1) осознание цели желание ее достичь;

2) осознание имеющихся возможностей в достижении цели;

3) принятие решения;

4) исполнение решений, достижение цели.

Коренное отличие простого действия от сложного заключается в отсутствии разногласия между различными мотивами (борьбы мотивов), поэтому в сложном волевом действии присутствуют такие этапы выполнения:

1) осознание цели желание ее достичь;

2) осознание имеющихся возможностей в достижении цели;

3) появление мотивов, которые либо утверждают, либо отрицают существование этих возможностей;

4) борьба мотивов и выбор наиболее значимого;

5) выполнение решения.

Этап исполнения решения может проявляться двояко:

1) действие выполняется с помощью внешних поступков;

2) внешне действия не выполняются, человек воздерживается от них, например, воздерживается от употребления алкоголя и т. п.

Волевое действие завершается самооценкой эффективности достижения цели.

Таким образом, волевое действие включает в себя ряд последовательных этапов.

3. В структуре личности можно выделить волевые качества, значение которых в жизни человека очень велико.

Рассмотрим наиболее важные из них.

Целеустремленность проявляется в стремлении человека подчинить свое поведение достижению устойчивой жизненной цели.

Самостоятельность – это построение своего поведения в соответствии с собственными взглядами и убеждениями, однако самостоятельный человек всегда в состоянии прислушаться к чужому мнению.

Это положительное качество личности, от которого следует отличать отрицательные: негативизм и внушаемость.

Негативизм – это поведение наперекор чужому мнению, когда не признаются никакие советы, даже разумные.

Внушаемость – поведение строится в соответствии с чужими советами.

Решительность проявляется в способности человека быстро принимать адекватные решения и своевременно их выполнять. Решительными чаще всего бывают люди, которые:

1) хорошо знают свое дело;

2) уверены в своих силах и правоте;

3) выдержаны и мужественны.

Настойчивость – это способность человека, несмотря на трудности и препятствия, достигать поставленной цели.

От этого положительного качества следует отличать такое отрицательное как упрямство, когда человек пытается достичь цели, даже если она неразумна.

Упрямый человек, даже понимая, что он не прав, все равно продолжает настаивать на собственном мнении.

Выдержка (самообладание) – способность человека воздерживаться от нежелательных в данный момент действий и даже в сложных ситуациях не терять самообладания.

Противоположным отрицательным качеством является импульсивность, когда человек бросается выполнять действие по первому побуждению, не проанализировав последствий.

Мужество и смелость проявляются в стремлении человека достичь цели, несмотря на опасности.

Противоположное качество – трусость.

Дисциплинированность – это желание человека строить свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Рассмотрим, по каким направлениям осуществляется развитие волевой регуляции.

1. Переход непроизвольных психических процессов в произвольные.

2. Выработка способности осуществлять контроль над собственным поведением.

3. Формирование волевых качеств.

4. Сознательное следование все более отдаленным целям, для достижения которых требуются значительные волевые усилия на протяжении длительного времени.

Волевая регуляция поведения совершенствуется в зависимости от уровня интеллектуального и личностного развития, особенно становления мотивационной сферы.

Особую роль в формировании волевых процессов у детей выполняет игровая и учебная деятельность.

Так, предметные игры формирует произвольность действий, сюжетно-ролевые – волевые качества личности, учебная деятельность способствует развитию произвольной регуляции познавательных процессов.

Следование определенным правилам поможет взрослым воспитать у ребенка сильную волю.

1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно, или чему может научиться, а лишь обеспечивайте условия выполнения деятельности.

2. Поддерживайте чувство радости от достигнутого результата.

3. Подводите ребенка к рациональному решению, а не решайте за него.

4. Требуйте от себя того, что требуете от ребенка.

5. Предъявляемые требования должны быть обоснованы и выполнимы, обдуманны и немногочисленны.

6. Не требуйте проявления интереса при выполнении всех дел, некоторые следует выполнять автоматически.

Итак, волевые качества вырабатываются в процессе деятельности, при этом очень важен личный пример взрослого.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Воля – явление психики, сознания, выступающее как активное, действенное субъективное условие для осуществления той или иной цели, для преодоления препятствий на пути к достижению цели. Наши чувства – это конь, который вдруг, порой в силу непонятных причин, выходит

4. Воля

4. Воля 1. Понятие о воле.2. Волевая регуляция поведения.3. Развитие воли у человека, волевые качества.1. Выполняя различные виды деятельности, человек руководствуется какими-то конкретными побуждениями, которые не всегда осознаются, либо осознаются не очень отчетливо, а

ВОЛЯ Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:1. Непроизвольная регуляция:– допсихические непроизвольные реакции;– образная

Воля Юнг склонялся к мысли, что воля — относительно недавняя составляющая структуры личности. Члены первобытного племени в той ситуации действия, когда мы прилагаем свойственные современным людям волевые усилия, исполняют ритуалы (например, охотничьи танцы).«Воли

Воля Для Адлера воля (will) — еще один термин, обозначающий стремление к превосходству и воплощению жизненных целей. В качестве такового она — центральный элемент его теории. Для Адлера чрезвычайно важно, чтобы воля использовалась конструктивно для индивидуального роста

Воля Сам Райх непосредственно не занимался проблемами человеческой воли; тем не менее он постоянно подчеркивал роль осмысленного действия в работе и в семейной жизни.«Ты не прилагаешь никаких усилий, чтобы заставить свое сердце биться или ноги двигаться, точно так же ты

Воля Воля является важным компонентом в сложном и длительном процессе самоактуализации. По наблюдениям Маслоу, самоактуализирующиеся индивиды упорно идут к намеченной цели. «Самоактуализация — это стремление хорошо делать то дело, которое человек избрал для себя.

Воля Ранние формы йоги включали строгий аскетизм и необычайную силу воли. Концепция тапас, аскезы, остается центральной концепцией многих йогических практик и сегодня. Аскеза предназначена для дисциплинирования ума и тела, когда человек выходит за рамки комфорта и

Воля Специально темы воли Курт Левин не касается. Его ученица Б. В. Зейгарник пробовала рассмотреть вопрос о волевых процессах в контексте валентностей и квазипотребностей (Зейгарник Б. В., 1981). В некоторых ситуациях воля может проявляться как игнорирование индивидом

Содержание работы
Файлы: 1 файл

психология.docx

Негосударственное частное образовательное учреждение

высшего профессионального образование

Южный институт менеджмента

Факультет заочного обучения

Кафедра Философии и истории

Группы 13-з- М – 1

Куприянец Оксана Владимировна

  1. Вступление…………………………………………………… ………3
  2. Воля как форма активности…………………………………………4
  3. Заключение…………………………………………………… ………13
  4. Список литературы…………………………………………………. .15

Воля проявляется там, где любят то, что сами себе приказывают. Волю считают ядром характера человека. По словам В. Шекспира, наша личность - это сад, а воля в нем садовник. Воля - это высшая степень мастерства управления собой. Волевой человек -лучший менеджер сам себе. Волевой человек умеет подняться над своими влечениями, инстинктами и преградами, посмотреть на них с высоты своей личности, сделать разумный осознанный выбор и действовать в направлении поставленной цели.

2. Воля как форма активности.

Воля – способность субъекта наделенного рассудком (человека) выбирать и следовать выбору, т.е. действовать в соответствии с выбором.
Поэтому можно сказать, что воля есть необходимое условие следования некоему плану действий. Она противоположна импульсивности. Импульсивное поведение характерно для человека в детском возрасте, когда единственный мотив поступков - "хочу". По мере взросления на "хочу" надстраивается "должен". Должен, потому что "хочу". Хочу одно, но для этого я должен другое. Это мое надо. Воля - это мое личное "надо" и "должен". И не следует путать с чужими "надо" и "должен". И часто воля требуется именно для противостояния чужим "надо" и "должен". Воля - естественное проявление личности, а личность - продукт общественный, продукт воспитания в социуме.

Воля - это "сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целеноправленных действий и поступков". Воля возникла в результате деятельности человека, изменяющего окружающую природу в соответствии со своими потребностями.

Волевые действия могут быть разной сложности. Первый раз ныряя с вышки,спортсмен преодолевает страх, связанный с предполагаемой неправильной координацией движений и возможностью получить травму - такое волевое действие является простым. Сложное волевое действие состоит из ряда простых. Человек,приняв решение получить высшее образование, преодолевает ряд внутренних и внешних трудностей в целях осуществления своего замысла.

Воля проявляет себя и обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных задач: побудительной и тормозной. Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность характеризуется сознательно поставленной целью и не всегда связана с сиюминутной ситуацией - иногда активность может характеризоваться надситуативностью, т.е. выходом за пределы прикладных задач,способностью человека подниматься над ситуацией и ставить избыточные цели,высшего порядка (такие, например, как творческий порыв или подвиг).

Воля может быть направлена на преодоление внутренних трудностей – это умение управлять собой, своими эмоциями и поступками. Волевой человек умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на его пути, не теряя при этом самообладания.

Положительные качества воли(решительность, самостоятельность и моральная воспитанность), проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют личность человека:

Самостоятельность воли предполагает анализ полученной извне информации и критичную ее оценку. Самостоятельность и решительность выявляют внутреннюю локализацию контроля волевого действия. Самостоятельность воли противоположна упрямству и внушаемости. Внушаемый человек совершает поступки под влиянием обстоятельств и мнений других людей, у него нет активной жизненной позиции, самостоятельных целей и задач. Следствием отсутствия силы воли является и упрямство – настойчивость, которая носит неразумный и необоснованный характер и не является саморегуляцией деятельности, а скорее призвана обратить внимание на себя.

Самоободрение способствует повышению эмоционального тонуса посредством прямых призывов и указаний (Будь молодцом!) или косвенно – путем вызывания ободряющих мыслей и представлений, связанных с умалением трудности задачи, с будущим успехом,удовольствием, радостью. При самоубеждении используются логические рассуждения и доказательства достаточности своих возможностей для решения поставленной задачи и отсутствия веских оснований для сомнений относительно собственной готовности. Самоприказ применяется обычно тогда, когда другие виды самовоздействия не могут обеспечить волевого поведения и человек в императивной форме дает указание самому себе о безотлагательном действии. Самостимуляция, носящая на начальных этапах нередко недифференцированный характер, с опытом становится все более дифференцированной, что позволяет направлять ее в одних случаях на усиление выполняемой деятельности, а в других – на борьбу с факторами, мешающими осуществлению этой деятельности.

В жизни мы наблюдаем, как человек работает, учится, отдыхает, занимается любимым делом. Мы видим, как длительное время он стремится к намеченной цели, напрягает физические и умственные силы, преодолевает массу преград; сдерживает охватывающее его чувство; отказывается от чего-то приятного во имя дела, которое не приносит радости и удовольствия. Во всем этом проявляется воля человека.

Осознавая необходимость действовать и принимать соответствующие решения, человек далеко не всегда переходит к их реализации. Только мотивацией этот переход объяснить невозможно, как невозможно объяснить и то, почему люди иногда ничего реально не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения, подчас, даже остро и эмоционально переживаемых интересов. Когда люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к решению стоящей перед ними задачи, или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают действовать, а другие действуют с удвоенной энергией, эти явления связывают с проявлениями их воли.

Воля проявляется в двух функциях, выступающих в единстве — побудительной и тормозной.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Например, человек сдерживает себя от употребления высоко калорийной пищи, чтобы сбросить лишний вес тела.

Побудительная функция проявляется в стимулировании желательной активности. Например, человек поставил себе цель научиться приемам силовой борьбы. С этой целью он посещает спортивную секцию, преодолевая препятствия различного характера, совмещая эти занятия с работой, неся некоторые дополнительные материальные затраты и др.

Психологическая структура волевого действия.

Не всякое преодоление препятствий можно считать волевым. Воля проявляется там, где имеют место произвольные действия человека, цель и примерный план которых четко представлены в его сознании. Другими словами, воля предполагает осознание ценностной стороны своих действий.

Преодоление препятствий осуществляется через волевое усилие — особое напряженное эмоциональное состояние человека, мобилизующее и концентрирующее его внутренние ресурсы (физические, интеллектуальные и моральные).

Волевой процесс реализуется через ряд событий (этапов):

• Появление потребностей как "вечного двигателя" человеческой активности, как состояния неудовлетворенности личности существующим положением, как состояния рассогласования между достигнутым и возможным.

• Осознание цели ("надо!") и принципиальная оценка имеющихся возможностей ее достижения.

• Появление мотивов достижения цели и их борьба. Потребности порождают целый веер мотивов, побуждающих человека к действиям. Борьба мотивов является центральным звеном волевого процесса. В волевом акте мотив имеет три стороны:

а) он выступает как источник активности, побуждающий человека к действию по удовлетворению возникающих потребностей. Другими словами, мотив здесь поясняет, почему возникает активность, какие потребности побуждают деятельность;

б) он показывает направленность мотива, ради чего реализуется именно такое поведение;

в) он является средством саморегуляции поведения и деятельности человека. Здесь важную роль играют эмоции, желания, влечения.

• Принятие решения на достижение цели.

Волевые качества личности:

• Сила воли — степень необходимого усилия, проявленного ради достижения желаемой цели.

• Стойкость воли — уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых человеком при достижении цели на протяжении достаточно длительного количества времени.

• Целеустремленность — степень ясности представления цели и упорства, с которым человек преодолевает препятствия при ее достижении.

Волевые качества просматриваются и в ряде других характеристик индивида, таких, например, как локус контроля, склонность к риску и др.

Локус контроля — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам и обстоятельствам, либо собственным усилиям и способностям. Различают:

• интернальный (внутренний) локус контроля — склонность человека принимать ответственность за все факты своей жизни на себя;

• экстернальный (внешний) локус контроля — склонность человека приписывать причины своих успехов и неудач внешним факторам (судьбе, случаю, обстоятельствам, злоумышленникам и др.).

Воля в психологии понимается, как способность субъекта сознательно двигаться к достижению поставленной цели, преодолевая различные внешние и внутренние препятствия. Другими словами – это осознанное управление своими мыслями и действиями.

Волевая активность: осознанность и контроль

Волевая активность

Важнейшим принципом волевого поведения является, прежде всего, произвольность. Это значит, что человек действует преднамеренно, четко осознавая задачу и пути ее решения. Волевые решения нам приходится принимать каждый день: они могут быть простыми (например, встать с утра на работу/учебу), или сложными (сдать сложный экзамен, устроиться на желаемую работу и т.д.) Но сила воли заключается не только в том, чтобы принять само решение, а в том, чтобы идти до конца, несмотря ни на что.

К основным волевым качествам человека относятся:

  • самостоятельность;
  • целеустремленность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • дисциплинированность;
  • настойчивость;
  • смелость.

Волевая активность личности: этапы достижения цели

Волевая активность

В строении самого волевого действия выделяются следующие этапы:

  • представление цели;
  • противоборство мотивов;
  • окончательное утверждение цели;
  • формирование плана действий;
  • достижение желаемого результата.

У некоторых людей может наблюдаться понижение волевой активности. Основными причинами волевых расстройств являются:

  • психопатические заболевания;
  • патологии мозга;
  • шизофрения.

Расстройства волевой активности имеют следующую классификацию:

  1. гипербулия (болезненное усиление волевой активности личности): люди с

подобным расстройством все время ищут себе какое-либо занятие, не могут спокойно и подолгу делать что-то одно.

  1. Гипобулия (понижение волевой активности) – противоположность описанного выше состояния.
  2. Парабулия (извращенные формы волевой активности): проявляется в форме кататонического возбуждения (наличие немотивированных, бессмысленных, агрессивных действий) или кататонического ступора (заторможенность, обездвиживание).

Симптомы волевого расстройства:

  • импульсивные действия (неожиданные вскрики, танцы, ругань и т.д.);
  • повышенная внушаемость (человек беспрекословно выполняет чужие просьбы, либо точно воспроизводит слова или действия других людей);
  • пониженная подчиняемость (игнорирование просьб и приказов);
  • стереотипия (бесцельное повторение движений, отдельных слов и предложений);
  • манерность (утрирование каких-либо простых действий);
  • расстройство врожденных инстинктов: их исчезновение, увеличение или извращение.

В случае нарушений волевой активности положительных эффектов можно достичь с помощью приема некоторых анидепрессантов, транквилизаторов и седативных препаратов. К проверенному средству стоит отнести нейропептид Селанк. Препарат направлен на оптимизацию работы нервной системы. Селанк безопасен, не вызывает привыкания, совместим с другими лекарственными средствами.

Человек не рождается с силой воли, ее можно и нужно формировать. Укрепляет волю, прежде всего, самоконтроль. Старайтесь доводить начатое до конца, несмотря ни на что, будьте ответственными и последовательными, и вы обязательно достигнете намеченной цели.

Читайте также: