Гумбольдт о пределах государственной деятельности краткое содержание
Обновлено: 07.07.2024
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА "СОЦИУМ"
Книга представляет собой воспроизведение (в новой орфографии) русского перевода работы Вильгельма Гумбольдта, написанной в 1792 г. (Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen, Гумбольдт В. фон. Опыт установления пределов государственной деятельности. СПб.: Лугинин, 1908). Хотя отрывки из этой полемической работы были опубликованы в 1793 г. Шиллером, цензура не разрешала ее напечатание, и при жизни автора работа не была выпущена в свет (как часто бывает, она и значительно опередила свое время, и одновременно автор потерял к ней интерес). Подробнее об истории этой работы и ее авторе можно прочитать в очередном номере Частного взгляда. Для того, чтобы читатель представлял себе круг вопросов, охватываемых сочинением, мы приводим ниже подробное авторское содержание.
1. Введение
Определение предмета исследования. Его редко разрабатывали. Важность его. Исторический взгляд на те пределы, которые государства действительно положили своей деятельности. Различие между новыми и древними государствами. Цель государственного союза вообще. Спорный вопрос о том, должна ли она состоять в одной лишь заботе о безопасности нации или вообще в заботе о ее благе. Законодатели и писатели утверждают последнее. Тем не менее дальнейшая проверка этого положения необходима. Эта проверка должна исходить от отдельного человека и высших целей его существования.
2. Рассмотрение отдельного человека и высших, конечных целей его существования
Высшей и конечной целью каждого человека должно быть высшее и самое соразмерное развитие его сил и их индивидуальных особенностей. Необходимые для достижения этой цели условия: свобода действия и разнообразие положений. Ближайшее применение этих положений к внутренней жизни человека. Подтверждение этого с помощью истории. Высшее положение для всего настоящего исследования, к которому приводят эти рассуждения.
3. Переход к исследованию в собственном смысле. Разделение его. Забота государства о положительном, в особенности о физическом благе граждан
Объем этого отдела. Забота государства о положительном благе граждан вредна. Потому что она: вызывает однообразие; ослабляет силу; нарушает и препятствует воздействию внешних, даже просто физических занятий и внешних отношений вообще на дух и характер человека; должна быть направлена на разнородное множество людей и поэтому вредит отдельному человеку ограничениями, которые к каждому из них применимы лишь с значительными погрешностями. препятствует развитию индивидуальности и своеобразности человека; затрудняет само управление государством, умножает необходимые для этого средства и через это становится источником разнообразного вреда; лишает, наконец, человека правильного и естественного взгляда на важнейшие предметы. Возражения на упрек преувеличения описанного вреда. Выгоды системы, противоположной той, которая только что оспаривалась. Высшее положение, выведенное из этого отдела. Средства, употребляемые государством, заботящемся о положительном благе граждан. Вред этих средств. Различие случаев, когда что-нибудь делается государством как государством и когда то же самое совершается гражданами. Проверка возражения: не необходима ли забота государства о положительном благе граждан, потому что без нее может быть невозможно достигнуть тех же внешних целей тех же необходимых результатов? Доказательство этой невозможности, преимущественно посредством добровольных общественных установлений граждан. Преимущества такой деятельности граждан перед подобной же деятельностью государства.
4. Забота государства об отрицательном благе граждан и их безопасности
Эта забота необходима она в сущности представляет конечную цель государственного устройства. Высшее положение, отсюда проистекающее. Подтверждение этого историей. .
5. Забота государства о безопасности от внешних врагов
Точка зрения, избранная в настоящем случае. Влияние войны вообще на дух и характер народа. Рассмотрение войны у нас и всех относящихся к ней учреждений. Разнообразные вредные последствия войны для внутреннего развития человека. Высшее положение, извлеченное из этого рассмотрения.
6. Забота государства о безопасности граждан друг от друга. Средства для достижения этой цели. Установления, направленные к переработке духа и характера граждан. Общественное воспитание
Возможный объем средств для достижения этой безопасности. Нравственные средства. Общественное воспитание. Оно вредно в особенности потому, что препятствует разносторонности развития; бесполезно, потому что в нации, пользующейся настоящей свободой, никогда не будет недостатка в хорошем воспитании; слишком сильно действует потому, что забота о безопасности не делает необходимым полное преобразование нравов; находится поэтому вне границ деятельности государства.
7. Религия
Исторический взгляд на способы, которыми государства пользовались религией. Всякое вмешательство государства в религию ведет за собой покровительство известным мнениям в ущерб другим и известное руководство гражданами. Общие рассуждения о влиянии религии на дух и характер человека. Религия и нравственность не неразрывно связаны одна с другой. Потому что: происхождение всех религий вполне субъективно; религиозность, так же, как и полное отсутствие ее, могут иметь одинаково благодетельные последствия для нравственности; основные начала нравственности совершенно независимы от религии; и влияние всякой религии основано только на индивидуальных свойствах человека; так что то, что одно действует на нравственность, не составляет, так сказать, содержания религиозных систем, но сводится к форме внутреннего восприятия их. Применение этих рассуждений к настоящему исследованию и рассмотрение вопроса: должно ли государство пользоваться религией как орудием для приобретения влияния? Всякое покровительство, оказываемое государством религии, в наилучшем случае приводит к тому, что действия граждан становятся законными. Но этим не может удовлетворяться государство, которое должно сделать граждан послушными духу закона, а не только действующими согласно с его буквой. Такой результат сам по себе ненадежен, даже невероятен и, во всяком случае, легче достигается с помощью других средств. Названное выше средство, кроме того, ведет за собой настолько большой вред, что одно это уже воспрещает его употребление. Ответ мимоходом на возможное при этом возражение, основанное на недостатке культуры некоторых классов народа. Наконец, вопрос решается с высшей и наиболее общей точки зрения тем, что государству вполне закрыт доступ к тому, что единственно действует на нравственность, именно к форме внутреннего восприятия религиозных понятий. Поэтому все, что касается религии, лежит вне границ понятий. Поэтому все, что касается религии, лежит вне границ государства.
8. Улучшение нравов
Возможные для достижения этого средства. Они сводятся преимущественно к ограничению чувственности. Общее рассмотрение влияния чувственности на человека. Влияние чувственных впечатлений, рассматриваемых только по отношению к их сущности. Различие этого влияния, смотря по различным присущим им свойствам, преимущественно различие между влиянием энергически действующих и остальных чувственных впечатлений. Связь чувственного с нечувственным при помощи прекрасного и возвышенного. Влияние чувственности на силы человека: познающие, умственные, творческие, нравственные. Вред и опасности чувственного. Применение этих взглядов к настоящему исследованию и рассмотрение вопроса, имеет ли государство право положительно влиять на нравы. Всякая подобная попытка влияет лишь на внешние поступки и вызывает многочисленные и важные вредные последствия. Даже самая порча нравов, которой хотят противодействовать, не лишена некоторых полезных последствий и по крайней мере не делает необходимым применение средств, вообщей преобразовывающих нравы. Подобные средства лежат поэтому вне границ деятельности государства. Высшее начало, извлеченное из настоящего и двух предшествующих отделов.
9. Ближайшее положительное определение заботы государства о безопасности. Развитие понятия "безопасность"
Пересмотр хода всего исследования. Перечень того, чего еще недостает. Установление понятия "безопасность". Определение. Права, которые следует обезопасить. Права отдельных граждан. Права государства. Действия, нарушающие безопасность. Подразделение остающейся части исследования.
10. Забота государства о безопасности, состоящая в определении таких действий граждан, которые относятся непосредственно и прямо только к самому действующему лицу(полицейские законы)
О выражении "полицейские законы". Единственные основание, дающее здесь государству право на ограничения, возникает, когда последствия подобных действий уменьшают права других. Свойства последствий, причиняющих подобное уменьшение чужих прав. Пример действий, производящих соблазн. Меры предусмотрительности для государства на случай таких действий, последствия которых могут повредить чужому праву тем, чтоб избежать представляемой такими последствиями опасности. Насколько должна быть тесна связь этих последствий с самим действием, чтобы служить основанием для ограничения? Высшее начало, извлеченное из предыдущего. Исключение из него. Преимущество того, если граждане достигают при помощи свободных договоров тех же последствий, которые иначе государство должно добиваться при посредстве законов. Рассмотрение вопроса: может ли государство принудить к положительным действиям. Отрицание этого, потому что: подобное принуждение вредно; не необходимо для поддержания безопасности. Исключения в случаях крайней необходимости. Действия, совершающиеся на общих владениях или касающиеся их.
11. Забота государства о безопасности, состоящая в определении таких действий граждан, которые непосредственно и прямо касаются других лиц (гражданские законы)
Действия, нарушающие права других лиц. Обязанность государства помочь обиженному получить вознаграждение и защитить обидчика от мести обиженного. Действия, совершающиеся по взаимному соглашению. Изъявления воли. Двойной долг государства по отношению к ним. Первое: оказать поддержку законным, второе: лишить этой поддержки незаконные и не допустить, чтобы даже при помощи законных люди могли накладывать на себя слишком тяжелые путы. Законность изъявления воли. Облегчение уничтожения законно заключенных договоров как последствие второй вышеупомянутой обязанности государства: однако только при договорах, касающихся лиц; с различными видоизменениями согласно своеобразной сущности договора. Распоряжения на случай смерти. Законность их на основании общих начал права. Вред их. Опасность простой наследственности без завещания и преимущества частных распоряжений. Средний путь, пытающийся сохранить преимущества и избежать неудобства. - Наследственность без завещания. Определение законной части. Поскольку договоры между живыми лицами должны быть обязательны для наследников? Лишь постольку, поскольку оставленное имущество получило благодаря этим договорам другую форму. Правила осторожности для государства, которое должно помешать здесь возникновению отношений, ограничивающих свободу. Моральное лицо. Его неудобства. Причины этих последних. Они уничтожаются, если каждое моральное лицо в каждом данном случае рассматривается как союз существующих в данное время сочленов. Высшие начала, извлеченные из этого отдела.
12. Забота государства о безопасности посредством юридического разрешения спорных вопросов, возникающих между гражданами
Государство здесь просто заступает место сторон. Первое вытекающее отсюда основное положение организации судопроизводства. Государство должно ограждать права каждой из сторон по отношению к другой стороне. Вытекающее отсюда второе основное положение организации судопроизводства. Вред, проистекающий от пренебрежения этими основными положениями. Необходимость новых законов, чтобы сделать возможными судебные решения. Удовлетворительность судебной организации есть момент, от которого преимущественно зависит эта необходимость. Вытекающие из них правила законодательства. Высшие положения, вытекающие из этого отдела.
13. Забота государства о безопасности посредством наказания за нарушение устновленных государством закнов (уголовное право)
Действия, которые государство должно наказывать. Наказания: их размер; абсолютный размер их; наибольшая мягкость при надлежащей действительности. Вред бесчестящего наказания. Несправедливость наказаний, которые помимо преступника простираются на других лиц. Относительный размер наказания. Степень попрания чужого права. Опровержение положения, принимающего мерилом частоту преступлений и количество располагающих к ним побуждений. Несправедливость и вред этого положения. Общая постепенная классификация преступлений по отношению к строгости их наказания. Применение карательных законов к действительным преступлениям. Как должно поступать с преступниками во время следствия. Рассмотрение вопроса: поскольку государство имеет право предупреждать преступления? Различие между ответом на этот вопрос и предыдущим определением действий, имеющих отношение только к действующему лицу. Очерк различных возможных способов предупреждения преступлений, смотря вообще по поводу к преступлению. Первый из этих способов, стремящийся помочь в случае недостатка материальных средств, часто ведущего к преступлениям, вреден и бесполезен. Еще вреднее второй способ, направленный к удалению поводов к преступлению, коренящихся в характере. Применение этого способа к истинным преступникам. Исправление их. Как поступать с оправданными по недостатку улик (absolvatio ab instancia). Последний способ предотвращать преступления: удаление случаев к их совершению. Ограничение его до простого препятствования приведению в исполнению уже решенных преступлений. Что должно заступить место отброшенных нами средств для предотвращения преступлений? Строжайшее расследование совершенных преступлений и редкость безнаказанности. Вред помилования и смягчения наказания. Мероприятия для открытия преступлений. Необходимость обнародования всех уголовных законов, без различия. Высшие вытекающие из этого отдела положения.
14. Забота государства о безопасности, состоящая в определении положения тех лиц, которые не обладают естественными или достаточно зрелыми человеческими силами (несовершеннолетние и умалишенные). Общие примечания к настоящему и четырем предыдущим отделам
15. Отношение вышеизложенной теории к средствам, необходимым для поддержания государственного устройства. Заключение теоретического изложения предмета
Финансовые учреждения Внутреннее политическое устройство. Рассмотрение изложенной теории с точки зрения права. Главная точка зрения по отношению ко всей теории в целом. Поскольку история и статистика могли бы служить вспомогательными средствами для нее? Различие между отношением граждан к государству и отношением их друг к другу. Необходимость этого различия.
16. Применение изложенной теории к действительности
Отношение теоретических истин к осуществлению их. Необходимая при этом осторожность. При каждой реформе новый порядок вещей должен быть связан с предыдущим. Это всего лучше удается, когда реформы начинаются с реформ в образе мысли. Вытекающие отсюда основные начала всех реформ. Применение их к настоящему исследованию. Главные характеристические особенности установленной системы. Опасности, которые нужно иметь в виду при применении ее в действие. Высшее основное положение, которому нужно следовать. Связь того положения с главными основными началами изложенной теории. Вытекающий из этой связи принцип необходимости. Преимущество его. Заключение.
Написанное в 1792 г. сочинение Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835) является одним из важнейших вкладов немецкой мысли в политическую философию либерализма. В памятной записке, составленной по просьбе будущего правителя Майнцкого курфюршества, автор дал детальное описание устройства государства, ограничивающегося в своей деятельности только задачами поддержания закона и порядка, которое Гумбольдт противопоставляет порядкам прусского просвещенного деспотизма с его заботой о положительном благе граждан под девизом "Все для народа, ничего посредством народа". Опубликованная только после смерти автора книга оказала большое влияние не только на Германию, но и на таких мыслителей, как Дж. С. Милль в Англии и Э. де Лабулэ во Франции.
I. Введение
.
II. Рассмотрение отдельного человека и высших, конечных целей его существования
.
III. Переход к исследованию в собственном смысле. Разделение его. Забота государства о положительном, в особенности о физическом благе граждан
.
IV. Забота государства об отрицательном благе граждан и их безопасности
.
V. Забота государства о безопасности от внешних врагов
.
VI. Забота государства о безопасности граждан друг от друга. Средства для достижения этой цели. Установления, направленные к переработке духа и характера граждан. Общественное воспитание
.
VII. Религия
.
VIII. Улучшение нравов
.
IX. Ближайшее положительное определение заботы государства о безопасности. Развития понятия безопасность
.
X. Забота государства о безопасности, состоящая в определении таких действий граждан, которые относятся непосредственно и прямо только к самому действующему лицу (полицейские законы)
.
XI. Забота государства о безопасности, состоящая в определении таких действий граждан, которые непосредственно и прямо касаются других лиц (гражданские законы)
.
XII. Забота государства о безопасности посредством юридического разрешения спорных вопросов, возникающих между гражданами
.
XIII. Забота государства о безопасности посредством наказания за нарушения установленных государством законов (уголовные законы).
.
XIV. Забота государства о безопасности, состоящая в определении положения тех лиц, которые не обладают естественными или достаточно зрелыми человеческими силами (несовершеннолетние и умалишенные). Общие примечания к настоящему и четырем предыдущим отделам
.
XV. Отношение вышеизложенной теории к средствам, необходимым для поддержания государственного устройства. Заключение теоретического изложения предмета
.
XVI. Применение изложенной теории к действительности
Биография В. фон Гумбольдта
В. фон Гумбольдт Вильгельм фон Гумбольд -- немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат, иностранный почетный член Петербургской АН (1818). Осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 г. Берлинский университет (ныне университет им. Гумбольдта). Один из виднейших .
Представителем нового, более радикального направления в немецкой правовой и политической мысли того периода был Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835). Важнейшая правовая труд - "Опыт установления границ деятельности государства".
Общая позиция, с которой Гумбольдт рассматривал государство, - позиция гуманистического индивидуализма. Основная проблема его труда - человек, индивид, его отношения с государством. Главная задача, его мыслитель поставил в названной труда, - найти оптимальное место человека в государстве.
Ученый придерживался четкой дифференциации гражданского общества и государства. Критериями этой дифференциации выступали различия: между системой общественных институтов и учреждений, формируемых снизу, самими индивидами, государственными институтами; между естественным и общим правом и правом положительным, установленным государством, между человеком и гражданином. Проводя границу между обществом и государством, Гумбольдт не считал их равноценными величинами. На его взгляд, общество принципиально весомее от государства, а человек - нечто гораздо большее, чем гражданин, то есть член государственного союза. По этой же причине естественное и общее право должно быть единственной основой для позитивного права, руководящим принципом при разработке и принятии государственных законов. Цель существования государства как такового заключается в служении обществу. "Истинным объемом деятельности государства будет все то, что она в состоянии сделать для блага общества", - подчеркивал мыслитель. Но общество выступало в него не как абстракция, а как сумма конкретных индивидов; отсюда убеждение, что ". государственный строй не есть самоцель, он лишь средство для развития человека".
Государство, реализуя отведенную ей роль, в своей деятельности не должна преследовать иной цели, кроме обеспечения внутренней и внешней безопасности граждан. Он решительно не воспринимал идеи и факта заботы государства о положительном благе граждан, то есть об их материальное процветание и общественную карьеру, их нравственность, физическое здоровье, образ жизни и т.д. Диапазон активности государства следует резко ограничить. Это обусловлено тем, что объединение людей в едином социальном союзе порождает бесконечное разнообразие проявления человеческих сил и деятельности. При таких условиях развиваются богатства натуры и характер человека; формируется человек, наделенный внутренним достоинством и свободой. Государство же, воплощая в себе верховную власть, не воспринимает этой полифонии, многообразия, а потому стремится унифицировать сознание и поведение людей, возможное многообразие проявлений жизни человека, нации, общества.
Особенно значительную опасность для индивида и нации государство составляет тогда, когда начинает чрезмерно опекать людей, брать на себя миссию патернализма. Гумбольдт был убежден, что расчет граждан на заботу о них правителя, правительства или чиновника расслабляет их волю и энергию, отучает самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни, преодолевать трудности. Постоянное ожидание помощи со стороны государства приводит, наконец, к бездеятельности человека. Страдает от этого и нравственность - ведь тот, кем часто и интенсивно руководят, легко жертвует остатками своей самостоятельности, впадая в апатию. Если каждый надеется на заботливую помощь государства относительно самого себя, то он, конечно, беспрекословно передаст ей заботу о судьбе своих сограждан. Это обстоятельство подрывает сострадания к ближнему и уменьшает настроенность людей к оказанию взаимной помощи. Общественная же помощь наиболее эффективной будет там, где у человека сильная сознание, что все зависит от нее. Согласно Гумбольдтом, что внушительный объем и более широкий диапазон действий государственной власти, то меньшую свободу имеют индивиды, их объединения. Владолюбні слуги государства, подчеркивал он, и в теории, и на практике игнорируют принцип: "Ничто так не способствует достижению зрелости для свободы, как сама свобода". Гумбольдт не отрицал ценности, важности и необходимости государства, но он стремился определить те пределы, в которых государство способствует развитию общества, каждого индивида в частности. В этом - несомненная ценность и заслуга научного наследия мыслителя.
О пределах государственной деятельности, Александр Фон Гумбольдт - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание
Автор:
Категория:
Наука и общество
О книге
- Ideen zu Einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des staats zu bestimmen Название в оригинале
- 2009 Год первого издания книги
Краткое содержание
Написанное в 1792 г., сочинение Вильгельма фон Гумбольдта является одним из важнейших вкладов немецкой мысли в политическую философию либерализма. В памятной записке, составленной по просьбе будущего правителя Майнцкого курфюршества, автор дал детальное описание устройства государства, ограничивающегося в своей деятельности только задачами поддержания закона и порядка, которое Гумбольдт противопоставляет порядкам прусского "просвещенного деспотизма" с его заботой о "положительном благе граждан" под девизом "Все для народа, ничего посредством народа". Опубликованная только после смерти автора книга оказала большое влияние не только на Германию, но и на таких мыслителей, как Дж.С.Милль в Англии и Э. де Лабулэ во Франции.
Какова роль государства в развитом индустриальном обществе? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала следует обозначить в качестве рамок обсуждения четыре теоретические позиции. Назовём эти позиции.
- Классический либерализм.
- Либертарианский социализм.
- Государственный социализм.
- Государственный капитализм.
Рассмотрим каждую по очереди.
Классический либерализм
Для Гумбольдта главное достояние человека — это его свобода. Всё, что идёт не от свободного выбора человека, а делается в результате руководящих указаний, не становится частью его существа, а остаётся чуждым его природе; он исполняет всё это не с истинной человеческой энергией, а лишь с механической точностью.
Роберт Такер, со своей стороны, очень верно заметил, что Маркс рассматривал революционера, скорее, как разочарованного производителя, нежели как неудовлетворённого потребителя. И вся его намного более радикальная критика капиталистических производственных отношений вытекала непосредственно (и часто облекалась в те же самые слова и фразы) из либертарианской мысли эпохи Просвещения. По этой причине можно сказать, что классические либеральные идеи по своей сути — хотя и не в том виде, который они обрели сейчас, — являются крайне антикапиталистическими.
Значительно опередив своё время, Гумбольдт представляет анархическое видение, которое, наверное, соответствует следующей стадии развития индустриального общества. Быть может, когда-то наступит день, когда все эти направления соединятся в основе либертарианского социализма.
Либертарианский социализм
Контраргументы
Действительно ли демократический контроль над индустриальной системой на уровне её самых элементарных функциональных единиц несовместим с эффективностью? Кто-то, например, говорит, что централизованное управление — технологический императив, однако автор считает, что при внимательном рассмотрении этот довод оказывается чрезвычайно уязвимым.
Людвиг фон Мизес еще в 20-е годы XIX в. показал, что социализм невозможен экономически.
Государственный социализм и государственный капитализм
Демократическая система при капиталистической демократии ограничена в лучшем случае узкой сферой полномочий. И даже в пределах этой узкой сферы огромное влияние на неё оказывает концентрированная частная власть и авторитарная, пассивная модель мышления, навязанная автократическими институтами, например, предприятиями.
Капитализм и демократия несовместимы. Во всех парламентских демократиях роль парламента в формировании политики ослабевала и шла на убыль со времени окончания Второй мировой войны. Могущество исполнительной власти постоянно растёт по мере того, как функции планирования в государстве становятся всё более важными.
К этому надо добавить, что последующая холодная война привела к ещё большей аполитичности американского общества и создала такую психологическую среду, в которой государство имеет возможность вмешиваться в экономику — отчасти через финансовую политику, отчасти посредством общественных работ и государственных служб, но в огромной степени, разумеется, через военные расходы.
Перестав соглашаться с тем, что нами управляют (что, пожалуй, мы и должны сделать), мы перестали бы позволять этим людям и интересам, которые они представляют, управлять американским обществом и навязывать нам их концепцию миропорядка и представления о правильном политическом и экономическом развитии.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Читайте также:
- План урока контрольная работа по английскому языку 5 класс
- Чем отличается отношение любовь к родине у раневской лопахина и пети трофимова кратко
- Николай некрасов поэзия сердца проза любви больше чем любовь кратко
- Кратко опишите какие основные изменения внес сп484 в проектирования системы апс
- Рабочая программа воспитания в доу что это такое