Географический проект в доу

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Авторы – разработчики: воспитатель Крохалева Л.Л.

Тип проекта: информационно-творческий

По срокам проведения. Октябрь - декабрь.

Целевая группа : Дети подготовительной группы, родители.

Актуальность. География – это наука, которая включает в себя обширные знания, помогающие понять устройство окружающего мира. Конечно, более глубокое и подробное знакомство с этим предметом происходит в школе, но и дошкольном возрасте детям полезно представлять себе планету, её океаны и континенты, страны и народы.

И первые основы в изучении окружающего мира должны даваться нами — дошкольными работниками.

Цель: Знакомство детей с континентами Земли: Азия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида.

Вызвать у детей интерес и любознательность к дальнейшему познанию мира.

Формировать представление детей о климатических условиях на разных континентах земли, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира.

Продолжать знакомить детей с географической картой мира, глобусом.

Воспитывать у детей интерес, уважение к культуре разных народов.

Этапы осуществления проекта:

1 этап — подготовительный

изучение научно-методической литературы;

2 этап — практический

внедрение проекта в группе детей подготовительного возраста

3 этап — обобщающий

Ожидаемый результат.

- Дети получат первичные представления о континентах: Азия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида и некоторых странах мира.

- Дети смогут показать на глобусе континенты и называть их.

- Дети смогут рассказать о климате континентов и некоторых странах, о растительных и животных, о некоторых достопримечательностях.

Реализация проекта.

Занятия познавательного цикла, по ознакомлению с окружающим:

Тема 1. Путешествие в Азию.

Задачи. Формировать у детей представление об особенностях природы в Азии,

- продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания.

- Воспитывать уважение к людям других стран.

Тема 2. В краю рисовых полей. Путешествие в Азию.

Задачи. Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой,

- учить детей находить в ближайшем окружении предметы, изобретенные другими народами,

- формировать представление о человеке, как о части живой природы.

Тема 3. Путешествие в Америку.

Задачи. Формировать у детей представление об особенностях природы Южной Америки, Северной Америки

-продолжать формировать представления о взаимосвязи живых организмов от среды обитания (животные джунглей).

Тема 4. В гостях у индейцев. Путешествие в Америку.

Задачи. Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природы.

-познакомить детей со свойствами колеса: качения, блок для подъема тяжестей.

-формировать представление о человеке как о части живой природы.

Тема 5. Путешествие в Африку.

Задачи. Формировать у детей представление об особенностях природы Африки,

- продолжать формировать представление о взаимосвязи живых организмов от среды обитания.

Тема 6. Что скрывали пирамиды.

Задачи. Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой

-формировать представление о человеке как о части природы

Тема 7.Полярники и метеорологи.

Задачи. Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой

-формировать представление о человеке как о части живой природы.

-познакомить детей с работой служб предупреждающих о природных бедствиях.

Тема 8. Путешествие в Антарктиду.

Задачи. Формировать у детей представление об особенностях природы Антарктиды,

- продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания

Slajd2.JPG

Любознательность, любопытство – это извечные и неискоренимые свойства человека. Где нет любознательности – нет школы… Мышление начинается там, где у ребенка появляется потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность – это и значит поставить цель умственного труда , говорил В. А. Сухомлинский.

Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки вопросов – почему бывают землетрясение, почему море соленое, почему извергаются вулканы… Волнуют их и путешествия в дальние страны, интересуют люди и животные , которые там живут.

Slajd3.JPG

Помочь детям увидеть окружающий мир, раскрыть своеобразие и тайну жизни планеты Земля можно через знакомство с наукой география.

Дети и география…Некоторые могут сказать, что школьные термины не согласуются с дошкольниками. Отнюдь нет, и это я постараюсь показать в своей работе.

Обоснование выбора проекта

География – это наука, которая включает в себя знания, помогающие дошкольникам понять устройство окружающего мира, представить свою планету, её океаны и континенты, страны и народы, прививает интерес к большому миру вокруг нас, формирует познавательный интерес и любознательность, воспитывает экологическое сознание.

Знакомство с географией развивает интеллект, мыслительные процессы, расширяет кругозор дошкольника.

Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладевают причинно-следственными, классификационными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Slajd6.JPG

Инновационная идея проекта: создание индивидуального паспорта путешественника.

Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский

Тип проекта: долгосрочный ( 2 года обучения )

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Разработчик проекта: Федорова Г.М.

Цель: Развитие элементарных естественно - научных представлений о Земле, посредством ознакомления с основами географии.

Задачи проекта:

  • Формировать первичные представления о планете Земля.
  • Расширить знания детей о глобусе, познакомить дошкольников с физической картой мира, картой природных зон России, формировать умения находить на глобусе и карте географические объекты.
  • Познакомить детей с компасом, учить находить стороны горизонта, расширить представления о сторонах света.
  • Познакомить детей с материками, определять расположение материков на карте.
  • Познакомить детей с естественными ресурсами планеты и их использованием в деятельности людей.
  • Познакомить детей с природными зонами Земли, расширить представления о животном и растительном мире разных климатических зон.
  • Учить детей устанавливать взаимосвязи в природе, делать простейшие выводы о влиянии климата на жизнеспособность флоры и фауны.
  • Расширить представления детей о России, познакомить детей с природными достопримечательностями нашей страны - озером Байкал.

Slajd8.JPG

- Развивать познавательный интерес и любознательность.

- Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира.

- Формировать представления о том, что человек часть природы, закрепить умение бережно и заботливо относиться к природным ресурсам.

- Воспитывать интерес и желание познавать окружающий мир.

-Способствовать активной позиции семей воспитанников в совместной проектной деятельности.

Сроки и этапы реализации проекта :

1 этап – Подготовительный этап ( информационно - накопительный)

( сентябрь 2017 год )

2 этап – Основной этап ( организационно - практический)

( октябрь 2017 год – апрель 2019 г.)

3 этап – Заключительный этап ( презентационно - завершающий )

Этапы реализации проекта :

Slajd12.JPG
Slajd13.JPG

2 этап: Основной этап ( организационно - практический)

Формы работы с детьми:

Slajd14.JPG
Slajd17.JPG

Формы работы с семьями воспитанников

Slajd18.JPG
Slajd19.JPG

Slajd22.JPG
Slajd20.JPG

Ожидаемые результаты:

  • овладение элементарными представлениями о науке география, как науке об окружающем мире.
  • формирование у детей элементарных естественно - научных представлений о Земле, о ее природных объектах, о многообразии стран и народов мира.
  • умение ориентироваться на карте и глобусе, находить географические объекты
  • умение пользоваться компасом, находить стороны горизонта.
  • динамика в развитии любознательности, познавательной активности, познавательного интереса.
  • повысился интерес к природе и бережное отношение к планете Земля.
  • пополнение словарного запаса географическими понятиями и терминами.
  • умение детей делать выводы, выдвигать гипотезы
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательной и творческой активности детей.
  • заинтересованность родителей в изучении детьми географии , накопление практических материалов.

Slajd25.JPG

1 этап – Подготовительный

На подготовительном этапе была проведена диагностика детей.

При проведении диагностики опирались на принципы организации диагностической работы:

- принцип законности – диагностика проводилась на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов.

- принцип научности опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.

- принцип оптимальности - получение достаточного количества диагностической информации при минимальных усилиях.

- принцип этичности - диагностика проводилась с соблюдение этических норм и правил. Все участники исследования получили кодовые номера.

Для сбора информации использовался метод опроса, беседа.

После сбора информации проведена обработка и интерпретация полученных результатов.

Проект по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы.

ВложениеРазмер
proekt_geografiya_dlya_puteshestvennikov.docx 36.55 КБ

Предварительный просмотр:

воспитатель, Морозова Лиля Асхатовна

Участники проекта – воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.

Тип проекта – образовательный.

Для разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста важно развивать эрудированность, память, мышление, познавательную активность. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к миру природы можно через разные формы организации образовательного процесса, разные формы образовательной деятельности детей.

Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) организовать поиск новых представлений и знаний о многообразии жизни на нашей планете. Эти дети путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут втянуты в процесс познания.

Познавать мир лучше комплексно, охватывая не только какую-то одну его сторону, а постараться раскрыть детям многообразие мира. Разнообразный познавательный материал объединяется вокруг одной изучаемой темы.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместный детско-родительский проект по знакомству с многообразием жизни на планете Земля.

1. Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о природных зонах земли на континентах, условиях жизни их обитателей (животных, растений).

2. Формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о расах и народах, населяющих Землю, их традициях, быте, культуре, особенностях жизни.

3. Знакомство со странами мира и их достопримечательностями.

4. Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста анализировать особенности, видеть закономерности жизни в разных природных зонах, на разных континентах, в разных странах.

5. Приобщение родителей к реализации совместного детско-родительского проекта по поиску и сбору материала, как активных участников образовательного процесса.

6. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самим воспринимать новую информацию от сверстников.

7. Обогащение предметно-развивающей среды группы, раскрывающей особенности разных континентов и ее обитателей.

Продукт проекта – макеты природных зон с обитателями; картотека детской художественной литературы; иллюстрации, слайды, презентации о природных зонах, растениях и животных, жилищах людей в разных природных зонах на разных континентах; картотека игр народов мира; куклы в национальных костюмах и т.д.

Возраст детей, на который рассчитан проект: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Сроки реализации проекта: сентябрь - май

Стратегия достижения поставленной цели

Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:

I этап – Организационный.

Распределение заданий для участников проекта, подбор детской энциклопедической литературы и различного дидактического материала. Организация условий для реализации целей и задач проекта.

2 этап - Реализационный (содержательная часть).

1 . Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: заинтересованность родителей в оказании помощи детям в подготовке познавательного материала для презентаций.

2. Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему. Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками. Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.

3 этап. Итоговый

Выявление уровня познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о многообразии жизни на планете Земля через мониторинг.

Анализ востребованности детьми созданных моделей и макетов в повседневной самостоятельной деятельности.

Выявление уровня социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умения выступать перед сверстниками, умения слушать выступающего.

Анализ вовлеченности родителей и детей в процесс совместной работы.

Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:

Повышение познавательной активности детей в ходе знакомства с многообразием жизни на планете Земля.

Сформированность представлений у детей о природных зонах земли, континентах, условиях жизни их обитателей (животных, растений). Обогащение представлений детей о населении Земли, жизни людей на разных материках и в разных условиях.

Обогащение предметно-развивающей среды группы материалом, раскрывающим особенности жизни разных природных зон: иллюстрации, игрушки, игры, презентации, альбомы, фильмы и т.п.

Цели:
1. Развитие элементарных естественно-научных представлений о земле, о природе, о населении нашей планеты;
2. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
3. Научить детей изучать окружающий мир, учиться беречь и любить природу.

Задачи:
1. Развивать у детей представления о единстве окружающего мира;
2. Развивать познавательный интерес и любознательность детей;
3. Воспитывать любовь к природе, желание сохранить её красоту и неповторимость;
4. Заложить основы нравственного отношения детей к природе, воспитание
экологической культуры.





Как же начать воображаемое путешествие?
1. Выбираем страну
2. Выбираем вид транспорта, на котором удобнее будет путешествовать
3. Изучаем символику выбранной страны, её природную зону, характерные особенности.




Такие путешествия помогают освоить стороны света, познакомиться с компасом, выучить названия морей и океанов, сравнивать растительный и животный мир разных климатических зон, узнать, какие живут там люди, чем занимаются, какие у них дома, архитектурные памятники.




На каждом материке есть страны, которые различаются климатом, животным и растительным миром, ландшафтом, городами, флагами, гимнами и гербами.




Очень нравится детям отгадывать загадки о странах, о столицах, раскрашивать раскраски на географическую тему.





- Для чего нужны путешествия? (Получать знания о мире, странах, разнообразии растительного и животного мира)
- Что изучает география? (География изучает страны и моря, острова и континенты, реки и озера, города и села. А точнее сказать, их расположение)
- Что общего и чем отличаются глобус от карты мира? (Глобус - это макет Земного шара, а карта - это плоское изображение участка поверхности земли)
- Сколько океанов на Земном шаре и как они называются? (4 океана: Тихий, Анлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
- Какой океан самый большой? (Тихий)
- Какой океан самый маленький? (Северный Ледовитый)
- Самое холодное место на Земле? ( Северный полюс холода находится вблизи поселка Оймякон в Якутии. Самая низкая температура, зафиксированная там, составляет -71,2°С. Новый рекорд минимальной температуры зафиксировали ученые в Антарктиде. Он оказался сразу на два градуса ниже предыдущего и составил -91,2°С. В таких условиях глаза и легкие у человека могут застыть за пару минут)
- Какой континент не имеет морей и рек? (Антарктида)
- Какие моря носят цветные названия, почему им дали такие названия? (Черное море, Красное море, Желтое море, Белое море. Желтому морю название подарила "желтая" река (так переводится с китайского Хуанхэ), которая в него впадает. Она настолько мутная и грязная, что делает морскую воду желтой. Кроме того, в том месте, где расположено море, весной очень часто происходят сильные бури, переносящие желтую пыль. Эта пыль и окрашивает воду моря в желтый цвет. Название "Черное" море получило из-за того, что в древности это слово имело значение "негостеприимный": так море прозвали турки, пытавшиеся полностью завладеть им. Также в древности "черным" называли север: море, расположенное на севере, и получило такое название. Проще всего понять происхождение названия северного - Белого моря: это самое белое от снега и льда море. Красное море получило свое название от большого количества красно-бурых водорослей, плавающих на поверхности. Также в древности "красным" называли юг: море, расположенное на юге, и получило такое название.)
- Что такое джунгли? (Влажные труднопроходимые леса с кустарниками и лианами)
- Что такое пустыня? (Слово "пустыня" говорит само за себя: пустыня - значит, пусто. В пустыне нет ни морей, ни рек, ни озер, поэтому и дожди здесь идут крайне редко. Иногда в пустынях идут настоящие ливни, однако из-за жары вода быстро испаряется)
- Где живут райские птицы? (В Австралии и Новой Гвинее)
- Чем интересны озера Байкал и Чернильное? (Глубочайшее озеро мира Байкал расположено на юге Сибири. Байкал — одно из величайших озер в мире, колыбель множества древних племен и народов, протянулось по поверхности планеты на 600 км. Из-за удивительной формы, природных особенностей и строении дна, чаша Байкала с давних пор была поделена на три самостоятельные части — Южную, Северную и Среднюю. Каждая из них неповторима, у каждой свой характер, растительность на берегах, ландшафт и даже климат. В Алжире располагается природное озеро, заполненное чернилами. Называется оно Чернильное озеро. В этом озере нет рыбы и растений, так как токсичные темно-синие чернила пригодны лишь для того, чтоб ими писать.)

У каждой страны есть своя индивидуальность и флаг. Дети знакомятся с некоторыми странами, их особенностями расположения, памятниками архитектуры и флагами.


Очень любят дети географические загадки-шутки:





Ископаемые так называются, потому что их нужно искать и выкапывать из земли, а полезными называются так потому, что несут в себе огромную пользу для всех людей. Какие полезные ископаемые окружают нас? Мама готовит еду на природном газе. Это природное ископаемое. Приготовление еды невозможно без соли, соль – тоже полезное ископаемое, её добывают в соляных шахтах. Посуду, из которой мы едим, делают из глины, стекло делают из песка. У кого в доме печное отопление, те люди пользуются каменным углем. Памятники в скверах и парках сделаны из мрамора и гранита. Все это полезные ископаемые. Мел, которым пишут в школе на доске и которым дети рисуют на асфальте, тоже полезное ископаемое – мел. Любимое занятие многих детей – рисование. Значит рядом с нами тоже полезное ископаемое – графит, из которого сделан грифель карандаша. Детям будет очень интересно узнать, что есть еще полезные ископаемые, из которых делают дорогие украшения. Из алмазов делают бриллианты, из драгоценных камней (рубин, опал, сапфир, изумруд). С интересом дети знакомятся с фотографиями этих камней, а так же узнают, что эти камни стоят дорого, потому что встречаются редко и работа с ними очень кропотливая, требует знаний, умений.
Тема ознакомления с географией очень обширная, но сколько бы ребенок ни получал теоретических знаний, путешествия детей вместе со своей семьей – это самое лучшее изучение географии. Очень хорошо, когда дети рассказывают своим сверстникам о своих поездках, о том, что они видели интересного, показывают фотографии тех мест, где они бывали. Путешествия детей с родителями расширяют кругозор, вносят разнообразие в представление о мире. Педагогам важно научить ребенка видеть это разнообразие, понимать причину различия разных природных зон в зависимости от географического расположения городов, стран. Почему, когда в городах, расположенных севернее нашего города, идет снег, а у нас продолжается довольно теплая осень? Почему в Африке не носят зимние сапоги и шубы? Довольно простые вопросы для взрослых. Для того, чтобы ответил на них ребенок, ему необходимо владеть информацией, уметь делать умозаключения. И этому мы их должны научить.
В раннем детстве у детей формируется способность воспринимать новые впечатления, желательно, чтобы они были яркие, интересные. В дальнейшем развивается любознательность, желание самому находить интересное в окружающем нас мире. И не обязательно совершать только дальние путешествия, это не все родители могут себе позволить. Даже поездки в окрестностях родного города, района, области дадут возможность детям лучше понять устройство нашей Земли (моря, степи, горы, леса, равнины, холмы, овраги и т.п.). Дети учатся наблюдать и делать выводы из увиденного. Для изучения географии детьми дошкольного возраста нужно использовать различный материал, который имеется в познавательной и художественной литературе, в настольных играх географического характера, в видеороликах, в загадках географического характера, в раскрасках картинок городов разных стран. Ознакомление с географией начинается с родной улицы, города и заканчивая огромными материками и океанами.
Исходя из всего сказанного, воспитатель может построить свою работу, образовательный процесс на основе игровой, исследовательской деятельности, объединяя все возможные формы активизации познания и творчества детей. И работа эта увлечет детей только тогда, когда сам воспитатель вложит в неё душу, найдет такой интересный материал, который не сможет оставить равнодушным пытливый ум ребенка.
Изучая географию, мы учим дружбе всех народов Земли!

Читайте также: