Школа добрых дел программа внеурочной деятельности 5 9 классы

Обновлено: 08.07.2024

создать условий для формирования и развития творческих спо­ собностей обучающихся, самореализации лич­ ности ребенка посредством расширения его социального опыта.

Задачи курса:

расширить кругозор учащихся в различных областях ;

научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

научить анализировать полученные результаты и формулировать выводы;

создать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся;

формировать чувство коллективизма, гражданственности;

создать необходимые условия для самостоятельной работы учащихся в проектной деятельности.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленными задачами и условиями ее реализации

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

осуществлять анализ объектов

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Преемственность. Межпредметное взаимодействие.

В процессе обучения учащихся в 8 классе выделяют межпредметные связи

с информатикой ( поиск информации в Интернете, создание презентаций ;

с географией (разработка туристско-экскурсионного маршрута)

с литературой, историей (музыкальная гостиная, Томск театральный )

с биологией, геометрией(проектирование парков и садов)

Место в учебном плане

Содержание курса внеурочной деятельности

Знаменитые поэты, писатели и художники нашего города. Чем знаменито то место, где я живу? Что такое осень – это… (творчество нашего класса). Мы – за чистый город. Музыкальная гостиная. День старшего поколения. Яркие краски осени. Мастера, которые украсили наш город. Изделия из бересты и войлока. Чем я могу быть полезен своему городу. Возможности развития туризма в нашем городе. Разработка туристско-экскурсионного маршрута.

Пройдем вместе по выбранному маршруту

Областной театр Драмы

Планируемые виды деятельности учащихся:

самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения при совместной работе и сотрудничестве

. формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового

Метапредметные познавательные :

сопоставлять объекты по одному или нескольким признакам

Метапредметные коммуникативные:

Знаменитые поэты, писатели и художники нашего города.

слушать и слышать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.

уметь работать в группе

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Томск – студенческий и научный центр. Моя будущая профессия. Старейший в Сибири. Проектная деятельность нашего класса. Постановка целей и задач проектов. Поиск информационных источников по теме проектов. Проведение исследований, экспериментов. Подготовка фотоматериалов к проектам. Обработка полученной информации. Создание наглядных материалов по итогам исследований (таблиц, диаграмм, фотоотчеты). Создание презентаций. Защита проектов.

Музей истории ТПУ

Центр атомной энергии

Выставка технического творчества в ТГУ

Минералогический музей ТПУ

Планируемые виды деятельности учащихся:

формирование мотивации к созданию проектов на основе проведения исследований;

формирование навыков самоанализа и самоконтроля;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

развитие критического и творческого мышления

Метапредметные познавательные :

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу ;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Метапредметные коммуникативные:

слушать и слышать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.

уметь работать в группе

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Метапредметные регулятивные:

составлять план выполнения заданий ;

планировать свое действие в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации

обнаруживать и формировать учебную проблему;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

оценивать достигнутый результат

Экологический блок (16 часов)

Экологические проблемы нашего города Водные ресурсы Томской области. Как сохранить наш город зеленым? Озеленение нашего города – дело рук молодых. Территория школы образец чистоты. Что хорошего я сделал?

Центр атомной энергии

Планируемые виды деятельности учащихся:

формирование мотивации к созданию проектов на основе проведения исследований;

формирование навыков самоанализа и самоконтроля;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

развитие критического и творческого мышления

Метапредметные коммуникативные:

слушать и слышать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.

уметь работать в группе

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Метапредметные регулятивные:

составлять план выполнения заданий ;

планировать свое действие в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации

обнаруживать и формировать проблему;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

оценивать достигнутый результат

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН)

(2 час в неделю, всего 68 часов )

Дата по плану

Дата по факту

Кол – во часов

Культурно-эстетический блок

Знаменитые поэты, писатели и художники нашего города

Чем знаменито то место, где я живу?

Мы против наркотиков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности "Школа добрых дел".

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

На методическом объединении

Зам.директора по учебно-воспитательной работе

_______ (Ковалькова А.Н.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Быкова Анна Валерьевна

Пояснительная записка

Общие цели курса внеурочной деятельности

Цель программы: воспитание школьников посредством включения их в социально-значимую, творческую трудовую деятельность.

образовательные:

дать первоначальные представления о ведущей роли труда и значении творчества в жизни человека и общества;

дать первоначальные представления о нравственных основах труда и творчества;

дать элементарные представления об основных профессиях;

дать элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

формировать навыки коллективной работы и работы в группах;

формировать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;

формировать умение соблюдать порядок на рабочем месте;

развивать самостоятельность, аккуратность;

воспитательные:

воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

воспитывать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде, небережливому отношению к результатам труда людей;

воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников.

социально педагогические:

формирование общественно активной личности, способной реализовать себя в социуме.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Актуальность программы обусловлена тем, что занятия с детьми творческим и созидательным трудом представляют благодатную почву для творческой самореализации личности, проявления и развития индивидуальных способностей ребёнка. Занятия, практическая деятельность которых направлена на создание социально-значимого продукта труда, развивают кругозор ребёнка, его эстетические и интеллектуальные способности, и решают задачи духовного становления личности.

Направление программы - социально-значимая трудовая деятельность.

В программу включены как теоретическая, так и практическая части. Теоретическая — это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы включают изготовление поделок: игрушки – амигуруми и сумочки.

Учитывая особенности ребёнка 5 класса, основной формой организации является коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельная работа.

Описание места курса внеурочной деятельности

Рабочая программа разработана для учащихся первого года обучения в рамках внеурочной образовательной деятельности по социальному направлению и рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Программа предполагает проведение регулярных еженедельных двухчасовых учебных занятий с обучающимися 5–х классов. Предусмотренные программой учебные занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из обучащихся 5 классов.

Формы и методы работы:

групповые (беседы, обсуждение)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

обучающимися программы курса

Познавательные общеучебные действия

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

выделение познавательной цели;

выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи;

умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

устанавливать причинно-следственные связи;

устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;

умение выражать свои мысли полно и точно;

управление действиями партнера (оценка, коррекция);

использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

прогнозирование уровня усвоения;

Личностные УУД

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

ориентация на понимание причин успеха в деятельности;

осознание ответственности за общее благополучие;

развитие этических чувств;

установка на здоровый образ жизни;

Содержание курса

Формы аттестации:

Тематический план

Разделы программы и темы занятий

Количество часов

Общее кол – во часов

Введение. Инструктаж по ТБ. Освоение техники набора воздушных петель.

Провязывание образца столбиком без накида.

Провязывание образца столбиком с накидом.

Провязывание образца столбиком без накида по кругу

Выполнение изделий по схемам «Снежинка 1.

Тематическое планирование

Разделы программы и темы занятий

Количество часов

Общее кол – во часов

Введение. Инструктаж по ТБ. Освоение техники набора воздушных петель.

Провязывание образца столбиком без накида.

Провязывание образца столбиком с накидом.

Провязывание образца столбиком без накида по кругу

Выполнение изделий по схемам «Снежинка 1.

Материально – техническое обеспечение

Наглядные пособия:

Готовые изделия, схемы.

Технические средства обучения (ТСО)

Мультимедийный проектор, экран.

Крючок №1, №1,5, №2 и №2,5

Планируемые результаты реализации программы

После окончания курса, обучающиеся должны знать:

О роли трудовой деятельности в жизни человека .

О влиянии трудовой деятельности на здоровье человека

Назначение, сферы применения, основные свойства материалов (ниток, текстиля, пряжи)

Назначение и применение инструментов ( крючки, ножницы, иглы)

Правила техники безопасности при работе с крючком и ножницами.

Условные обозначения основных узоров вязания крючком: воздушная петля, полустолбик, полустолбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с двумя и тремя накидами, пышный столбик, колечко.

Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности и контроль за её ходом и результатом.

Подбирать необходимые инструменты и материалы и соблюдать технику безопасности.

Подбирать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы вязания, рисунки, эскизы на бумажных и электронных носителях.

Изготавливать изделие основных элементов вязания из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу.

Соблюдать последовательность технологических операций при выполнении изделий.

Подобрать нитки по цвету и фактуре, как контрастные цветовые гаммы, так и сочетающиеся в одной.

Осуществлять декоративное оформление и отделку связанных изделий, используя: синтепон, ленты, пуговицы, бисер и т.д.

Список литературы

О.Соколова. Амигуруми. Мир вязанных игрушек. – М.: Феникс, 2014.

С.В. Офицерова. Вязаные игрушки. – М.: АСТ – Пресс, 2014.

Приложение 1


Мини-амигуруми в виде совенка можно использовать для создания брелков, украшения сумок, мелких поделок для детей, в качестве вязаной игрушки на новогоднюю елочку и т.д., как подскажет фантазия. Кроме того, это отличный способ утилизировать остатки пряжи.

Понадобится:
хлопковая пряжа разных цветов
крючок № 1,5-5
черные бусинки или пуговки
синтепоновый наполнитель
маркер петель

Примечание: Тело совенка вяжется по спирали без завершения рядов соед. столбиком. Для того чтобы не потерять начало ряда, отмечайте маркером первую петлю каждого ряда. Для этого можно использовать специальные колечки, скрепки или контрастную нить.
В описании использованы цвета: розовый (A), зеленый (B), красный (C), голубой (D).

в.п. — воздушная петля

СБН — столбик без накида

2 СБН вместе — 2 СБН вместе


Приложение 2




Прекрасный подарок на Новый год для детей и взрослых — амигуруми снеговик, связанный крючком. Если частично наполнить его полистирольными гранулами, то снеговик будет стоять. А если привязать сверху красивую веревочку (ленту, дождик для елки), то он превратится в елочную игрушку. И такой подарок можно приподнести кому угодно независимо от возраста.

Материалы:
— Толстая пряжа белого, черного, красного и оранжевого цвета. (В модели использовалась акриловая пряжа Lion Brand Vanna’s Choice в 100 г. 156 м.)
— Крючок № 1,5-4
— Глазки (черные, 6 мм.)
— Иголка для пряжи
— Наполнитель
— Наполнитель из полистирольных гранул (по желанию)
— Маркер петель

*Рекомендуется вниз снеговика вложить наполнитель из полистирольных гранул, чтобы игрушка могла стоять. Шарики для безопасности лучше поместить в мешочек из капроновых или других тонких колготок.


Размер: 15 см. в высоту и 7,5 в ширину.
в.п. — воздушная петля

СБН — столбик без накида

2 СБН вместе — Убавление СБН

СС — соединительный столбик
[/stextbox]
Описание.

Начальное волшебное кольцо, 1 в.п., 10 СБН в кольцо, затянуть, вязать далее по кругу по спирали (не завершая ряд соед. столбиком). Использовать маркер для счета рядов, помещая его в первую петлю ряда.
Ряд 2: 2 СБН в первую петлю, СБН в след. пет., повторять до конца ряда (15 СБН)
Ряд 3: 2 СБН в первую петлю, СБН в след. 2 пет., повторять до конца ряда (20 СБН)
Ряд 4: 2 СБН в первую петлю, СБН в след. 3 пет., повторять до конца ряда (25 СБН)
Ряд 5: 2 СБН в первую петлю, СБН в след. 4 пет., повторять до конца ряда (30 СБН)
Ряд 6-10: СБН в каждую петлю до конца ряда (30 СБН)
Ряд 11: 2 СБН вместе, СБН в след. 4 пет., повторять до конца ряда
Ряд 12: СБН в каждую петлю до конца ряда (25 СБН)
Ряд 13: 2 СБН вместе, СБН в след. 3 пет., повторять до конца ряда
Наполнить пластиковыми шариками и прикрепить пуговки.
Ряд 14: 2 СБН вместе, СБН в след. 2 пет., повторять до конца ряда
Ряд 15: 2 СБН в первую петлю, СБН в след. 2 пет., повторять до конца ряда (20 СБН)
Ряд 16: 2 СБН в первую петлю, СБН в след. 3 пет., повторять до конца ряда (25 СБН)
Ряд 17-19: СБН в каждую петлю до конца ряда (25 СБН)
Ряд 20: 2 СБН вместе, СБН в след. 3 пет., повторять до конца ряда
Прикрепить глазки и нос.
Ряд 21: 2 СБН вместе, СБН в след. 2 пет., повторять до конца ряда
Ряд 22: 2 СБН вместе, СБН в след. пет., повторять до конца ряда
Набить мягким наполнителем.
Ряд 23: 2 СБН вместе пока не закроется дырочка.
Завершить работу, спрятать кончики нитей.


Нос морковкой:
4 в.п., СС во 2-ую в.п. от крючка, СС в след. в.п., СБН в послед. в.п. Завершить работу, пришить к голове.

Шарф:
50 в.п., СБН в 3-ю в.п. от крючка, вязать далее СБН (в нижнюю петельку под косичкой) до конца начальной цепочки из в.п. Завершить работу, спрятать кончики нитей. Завязать вокруг шеи снеговика.


Шапка:
Начальное волшебное кольцо, 1 в.п., 10 СБН в кольцо, СС, 1 в.п.
Ряд 2: 2 СБН в первую петлю, СБН в след. пет., повторять до конца ряда, СС, 1 в.п. (15 СБН)
Ряд 3: Вязать только в задние стенки петель, СБН в каждую полупетлю до конца ряда (15 СБН)
Ряд 4: Теперь вязать за обе дужки петель, 2 СБН вместе, СБН в след. 3 пет., повторять до конца ряда, СС, 1 в.п.
Ряды 5-6: СБН в каждую петлю до конца ряда, СС, 1 в.п. (12 СБН)
Ряд 7: Вязать только в передние стенки петель, СБН в каждую полупетлю до конца ряда, СС, 1 в.п. (12 СБН)
Ряд 8: 2 СБН в каждую петлю до конца ряда, СС, завершить работу, оставив кончик для пришивания к голове.

Пришить украшение к шляпе. Заполнить мягким наполнителем перед тем, как пришить ее к голове.

Приложени 3

Пасхальные курочки крючком
Набрать для курочки 13 вп, для петушка - 17 вп. Вязать для курочки 28 рядов по 12 сбн, для петушка - 38 рядов по 16 сбн.

Оценить 1249 0

Программа включает три раздела:

Рабочая программа разработана в соответствии с:

• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г. № 1644; 31.12.2015 г. № 1577);

• Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М. Просвещение, 2014;

•Основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ ООШ № 19

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Функциональная грамотность

Одним из приоритетных планируемых образовательных результатов является формированиефункциональной грамотности обучаемого. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта всех ступеней образования. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Реализация данной задачи осуществляется за счет использования заданий, разработанных на основе системно-деятельностного подхода. Такие задания будут способствовать формированию и оценке способности личности применять полученные знания для решения различных учебных и практических задач.

Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Так, достижение личностных результатов освоения основ- ной образовательной программы основного общего образования выпускниками общеобразовательной организации обеспечивает:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста в процессе образовательной, обществен- но полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценностей семейной жизни;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования будут достигнуты, если общеобразовательная организация будет реализовывать программы, в том числе внеурочной деятельности, обеспечивающие развитие:

умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умения самостоятельно планировать пути достижения целей;

умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Программа позволяет формировать универсальные учебные действия (УУД) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

В блок личностных УУД входит формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного (поведенческого) компонентов.

Сформированный когнитивный компонент обеспечивает наличие у обучающихся знаний основных прав и обязанностей гражданина и знаний о своей этнической принадлежности, освоение ими национальных ценностей, традиций, общемирового и российского культурного наследия. Обучающиеся должны научиться ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и в особенностях социальных отношений и взаимодействий. По своей сути это означает, что у обучающихся формируется культура добровольчества, умение вовлекать в волонтёрскую деятельность социальных партнёров, родителей. Развитое экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях и знание основных принципов и правил отношения к природе становится ос- новой для прочного усвоения правил здорового образа жизни. Сформированность эмоционально-ценностного компонента проявляется в доброжелательном отношении к окружающим, нетерпимости к любым видам насилия и готовности противостоять им, а также в уважении к ценностям семьи, любви к природе, в признании ценности здоровья как своего, так и других людей. Важным является то, что у обучающихся развивается потребность в самовыражении и самореализации, а также в социальном признании. Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам формируется у обучающихся тогда, когда у них есть реальная возможность проявить свою гражданскую активность. Добровольческие общественные объединения детей, волонтёрская деятельность, разработка и реализация социальных проектов создают для этого все необходимые условия.

Именно на этой основе формируется деятельностный (поведенческий) компонент.

Деятельностный (поведенческий) компонент, в случае его формирования, отражает готовность и способность обучающегося к участию в школьном самоуправлении (участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); осознанное соответствие моральным нормам по отношению к взрослым и сверстникам в школе, дома, во внеучебных видах деятельности. У школьников появляется потребность участвовать в общественной жизни их ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности.

К блоку личностных УУД также относятся: формирование основ социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В блок регулятивных УУД входит формирование у обучающихся в результате освоения курса внеурочной деятельности по развитию добровольческого движения умения ставить цели, планировать реализацию, выбор эффективных путей и средств их достижения. Особенно важным это становится при выполнении волонтёрских проектов, ориентированных на выявление и решение социальных проблем.

При формировании коммуникативных УУД важно обращать внимание на формирование и развитие таких умений, как умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в процессе сотрудничества.

Детское общественное объединение, или волонтёрская организация (отряд, группа), — это команда. Работа в команде формирует у обучающихся умение вырабатывать общее мнение в совместной деятельности и аргументировать свою точку зрения.

Познавательные УУД связаны прежде всего с освоением основ реализации проектно-исследовательской деятельности. Волонтёрские проекты могут выполняться по самым разным направлениям, так как социальные проблемы выявляются во всех сферах человеческой жизни.

Особо важным является умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения социальных задач в конкретных условиях реализации волонтёрского проекта.

Межпредметные результаты, в логике достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС, по итогам освоения программы должны проявиться в приобретении обучающимися опыта проектной деятельности. Как указывалось выше, проектная деятельность, в частности разработка и реализация социальных волонтёрских проектов, способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации к добровольческим практикам.

У обучающихся возникнут новые познавательные интересы, интересы не только к фактам, но и к закономерностям, взаимосвязям явлений и событий, переориентация рефлексивной оценки собственных возможностей.

В процессе освоения курса у школьников развиваются навыки работы с информацией: умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию; умение передавать информацию в письменной форме и в форме гипермедиа (текст, изображение, звук, ссылки между разными информационными компонентами).

Умение строить поисковые запросы в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, в Интернете, различных базах данных должны выполняться только при соблюдении правил информационной безопасности.

Содержание курса внеурочной деятельности

Цель программы: формирование социальных компетенций, гражданских установок и активной жизненной позиции у обучающихся через вовлечение их в добровольческую (волонтёрскую) деятельность.

Задачи курса:

Инициирование и развитие добровольческого (волонтёрского) движения в общеобразовательной организации через создание детских общественных объединений;

формирование социальных компетенций у обучающихся на основе практико-ориентированной социально полезной деятельности;

ознакомление обучающихся с принципами добровольчества (волонтёрства), основанными на традициях благотворительности;

воспитание доброты, чуткости, сострадания, позитивного отношения к людям различных социальных групп;

побуждение обучающихся действовать в рамках уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

создание условий для освоения обучающимися способов поведения в социуме и ценностного к нему отношения, осуществления на практике безвозмездной деятельности, приносящей пользу людям;

обеспечение условий для инициативного участия обучающихся в деятельности детских общественных объединений, общественной жизни и дальнейшего самостоятельного социального действия с опорой на знания, приобретённые в ходе освоения курса.

Приоритетными для построения содержания образования являются следующие деятельностные формы:

самостоятельный поиск информации в различных истониках (словари, справочники, энциклопедии, интернет-ресурсы);

анализ и оценка социальных объектов;

обучающие игры (образовательные игры, ролевые игры, квесты, кейсы и др.);

соревнования, конкурсы, состязания;

формирование собственного портфолио;

выставки, акции, благотворительные ярмарки и т.д.;

использование общественных ресурсов (интересные люди, специалисты, которых можно пригласить на занятия; организации и учреждения, с которыми установлено социальное партнёрство; памятники и музеи; СМИ и проводимые местным сообществом мероприятия);

экскурсии, в том числе виртуальные;

Курсом внеурочной деятельности предусмотрены аудиторные занятия, которые содержат задания на освоение теоретической базы добровольческого (волонтёрского) движения, истории и современного состояния благотворительности, знакомство с деятельностью благотворительных фондов и волонтёрских организаций в России и других странах.

5 класс (35 ч.)

Тема 1. Спешите делать добро. (1 ч.)

Тема 2. Что такое хорошо? (3 ч.)

Тема 3. Семья — это значит: мы вместе (5 ч.)

Тема 4. Кем быть? Каким быть? (7 ч.)

Тема 5. Ты — не один, ты — в команде! (5 ч.)

Тема 6. Сколько стоит добро? (5 ч.)

Тема 7. Российское движение школьников (4 ч.)

Тема 8. Жизнь дана на добрые дела (4 ч.)

Тема 9. Итоговое занятие (1 ч.)

6 класс (35 ч.)

Тема 1. Добровольцы — это мы! (2 ч.)

Тема 2. Как и когда помогать?(3 ч.)

Тема 3. Команда — это вместе! (5 ч.)

Тема 4. Готовимся к добровольческому проекту (6 ч.)

Тема 5. Мы знаем, как решить проблему! (6 ч.)

Тема 6. Российское движение школьников (4 ч.)

Тема 7. Добровольчество без границ (3 ч.)

Тема 8. Календарь добрых дел (5 ч.)

Тема 9. Итоговое занятие (1 ч.)

7 класс (35 ч.)

Тема 1. Кто такой волонтёр? (3 ч.)

Тема 2. Я — хочу, я — могу быть волонтёром! (2 ч.)

Тема 4. Жизнь на благо других (2 ч.)

Тема 5. Российское движение школьников (4 ч.)

Тема 6. Успешный волонтёрский проект (8 ч)

Тема 7. Игра — дело серьёзное (10 ч)

Тема 8. Быть волонтёром — быть честным, неравнодушным, нужным! (2 ч)

Тема 9. Итоговое занятие (1 ч)

8 класс (35 ч.)

Тема 1. Помощь как смысл жизни (2 ч.)

Тема 2. Российское движение школьников (3 ч.)

Тема 3. Ассоциация волонтёрских центров (2 ч.)

Тема 4. Мой выбор — правильный выбор (5 ч.)

Тема 5. Если хочется помочь всем! (5 ч.)

Тема 6. Проект — это нужно! Проект — это важно! (8 ч.)

Тема 7. Событие — это интересно! Событие — это важно! (5 ч.)

Тема 8. Я знаю! Я умею! Я научу! (4 ч)

Тема 9. Итоговое занятие (1 ч)

9 класс (35 ч.)

Тема 1. Всё в наших руках (2 ч.)

Тема 2. Открытые сердца (3 ч.)

Тема 3. Слово творит чудеса (6 ч.)

Тема 4. Российское движение школьников (4 ч.)

Тема 5. Добро шагает по планете (4 ч.)

Тема 6. Мы готовы помогать (8 ч.)

Тема 7. Думая о будущем (4 ч.)

Тема 8. Я — доброволец, а это значит…(3ч.)

Тема 9. Итоговое занятие (1 ч)

Тематическое планирование

t1636031876aa.jpg

Программа социализации и развития личности обучающихся имеет социально-гуманитарную направленность.

Уровень программы: базовый.

3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

5. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее - Концепция);

6. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

12. Приказ Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области №1194 от 14.10.2015г. «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ и прил. №1 к данному приказу.

13. Заседания методического совета школы (Протокол № 5 от 07.07.2021 г.)

2. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05);

3. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.

1.2 Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы

Обусловлена потребностью современного общества в социально активной молодежи, которая может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, воспитанных на общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм и милосердие, человеколюбие и сострадание, способных оказать безвозмездную помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола.

Новизна программы от существующих образовательных программ социально-гуманитарной направленности заключается в том, что она формирует механизмы вовлечения молодых людей в многообразную общественную социально-значимую деятельность, направленную на развитие инициативы и ответственности, повышение уровня толерантности, добровольности.

Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности молодого человека, улучшению морально-психологического состояния подрастающего поколения, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту.

1.3 Отличительные особенности программы

1.4 Возрастные особенности обучающихся

Возраст участников программы с 11 до 15 лет.

1.5 Цель и задачи программы

Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности обучающегося; апробация новых форм организации занятости обучающихся для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

- знакомить с методиками проведения досуговых мероприятий;

- учить оценивать и осмысливать результаты своей деятельности;

- учить при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию по заданной теме;

- обучать организации и проведению мероприятий различной направленности;

развивающие:

- формировать активную жизненную позицию и стремление заниматься добровольческой работой;

- формировать первичные организаторские умения и навыки;

- развивать умение представлять материал с помощью средств мультимедийных презентаций;

- развивать коммуникативные качества, умение работать в команде;

- развивать уверенности в себе;

- развивать навыки разработки и реализации социальных проектов;

- развивать умение обмениваться информацией, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике;

развить способности к выявлению причинно-следственных связей в решении экологических проблем;

- поддерживать и укреплять стремление детей к личному участию в практических делах;

- содействие развитию системы совместной деятельности подростков и взрослых;

- развивать логическое и образное мышление.

воспитательные:

- способствовать воспитанию активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;

- воспитывать толерантные качества личности: снисходительность, прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать и слушать других ;

- формировать у детей личностную ответственность за выполняемую работу, чувство ответственности перед коллективом;

- прививать умение общаться и совместно решать творческие задачи;

- воспитывать инициативу, самостоятельность и активность;

- воспитывать этику взаимоотношений, культуру общения.

1.6 Сроки реализации программы, режим

Срок реализации программы – 1 год.

Форма обучения: групповая.

Режим занятий - 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Общее количество занятий в год – 35. Структура проведения занятий определяется в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН.

Группы формируются по возрастному принципу и с учётом индивидуальных психофизических особенностей детей, набираются без учета способностей, но воспитанники тестируются педагогом для выявления уровня самооценки и уровня развития творческой активности ребенка. Занимаясь в группе, дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные проекты, учатся взаимодействовать друг с другом и согласовывать коммуникативные усилия.
Данная программа разработана таким образом, что педагог может заниматься с обучающимися как очно, так и дистанционно.

1.7 Формы организации образовательной деятельности

Формы работы:

фронтальная: предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся через беседу или лекцию, способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.

индивидуальная: предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога.

Типы занятий : вводное, традиционное, практическое, ознакомительное, комбинированное, нетрадиционное (игра, викторина, кроссворд, конкурс, экскурсия, акция).

Структура занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.

Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, инструментов и иллюстраций. Начинается занятие с приветствия. Здесь используется художественное слово, различные формы приветствия, улыбка, закрепляется умение устанавливать зрительный контакт с собеседником. Приветствие вызывает у детей положительное эмоциональное состояние, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу.

Теоретическая часть занятия при работе является максимально компактной и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия.

Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия.

При реализации программы допускается некоторое изменение пропорций учебного времени, отводимого на темы, в зависимости от успеваемости ребенка или членов группы.

1.8 Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

- развитие навыков общественной деятельности;

- формирование нравственных ценностей;

- развитие самостоятельности, творческого подхода к заданиям;

- умение работать в команде

- формирование активной гражданской позиции.

Метапредметные результаты:

- расширение круга приёмов составления разных типов плана;

-расширение круга структурирования материала;

-умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать свою деятельность;

-обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

-умение организовывать волонтёрскую деятельность;

- способность оценивать результаты деятельности собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

-проявлять заботу и внимание к людям, попавшим в трудные жизненные ситуации;

- уважительно относиться к семье, к духовным ценностям;

- владеть знаниями о ЗОЖ, формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;

- стремиться быть более ответственным, адаптированным к формированию здоровой, нравственной личности;

-формировать у подшефных сверстников чувства нужности в этом непростом мире, нравственных качеств и чувства патриотизма.

Воспитанник получит возможность научиться:

- уметь аргументировано отстаивать свою позицию;

- уметь общаться с обучающимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;

Читайте также: