Наглядность как принцип обучения в начальной школе дипломная работа

Обновлено: 06.07.2024

В современной педагогической науке все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию разнообразных организационных форм и средств обучения, которые позволяют более эффективно решать учебно-воспитательные задачи, максимально учитывая содержание изучаемых курсов, возрастные особенности учащихся, разумное сочетание рационального и эмоционального в преподавании и учении. Социальные запросы, предъявляемые сегодня школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения. Одной из таких актуальных проблем и является потребность использования новых технологий в обучении, новых форм проведения интересных занятий, которые развивали бы у учащихся речь, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность. Здесь особое значение следует уделить принципу наглядности, в основе которого лежат определенные соотношения чувственного и логического в процессе обучения.

Принцип наглядности, как один из основных принципов обучения, в современной дидактике понимается шире как систематическая опора не только на конкретные предметы и их изображения, но и на их модели. Это, в свою очередь, означает расширение сферы их применения.

Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности . Название этого принципа происходит от слов - взгляд, осмотр, глядеть, смотреть.

Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, точными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс усвоения.

Идея наглядного обучения начала распространяться в 17 веке, когда под влиянием демократических движений и Реформации резкой критике подвергалась школа средневековья с ее догматизмом и вербально-абстрактным стилем преподавания. Эту идею представляли известные просветители М.Монтегю (1533 - 1592) и Ф.Бэкон (1562 - 1626), но более конкретно ею занимались создатели дидактики как науки: В.Ратке (1571 - 1635), который использовал принцип наглядности в преподавании языков, и, прежде всего Я.Коменский, который развил его в “Великой дидактике” и применил в других произведениях.

Развивая идеи Коменского о наглядности в обучении, Песталоцци переоценивал наглядность, ошибочно считая ее абсолютной основой всякого познания.

К.Д.Ушинский подчеркивал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих “ формами, красками, ощущениями “. Наглядное обучение “ строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника или же прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье “. Такой ход учения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представления к мышлению, а не наоборот Ушинский считал единственно правильным, естественным, основывающимся на ясных психологических законах.

Подтверждая и развивая мысли Коменского и Песталоцци о необходимости использования возможно большего количества органов чувств в восприятии конкретной действительности, Ушинский говорил о необходимости сочетания наглядного обучения с мыслительной деятельностью учащихся, имея в виду, что наша мыслительная способность всегда имеет дело с материалами, почерпнутыми из реального мира. Образную речь учителя он соотносил к средствам наглядности, а наглядность считал одним из путей сближения учителя с классом, подтверждая это тем, что даже молчаливые дети под влиянием удачно выбранных средств наглядности говорят свободно и непринужденно.

Модификацией применения наглядности в обучении служит получившая распространение теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.). В основе этой теории лежит следующая : всякое умственное действие берет начало с материального, с внешнего действия. Чтобы сформировать любой умственный навык или умение, надо вначале создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными объектами, затем перевести его выполнение на вербальный (словесный) уровень. Это позволяет реально управлять процессом формирования умственных действий.

Современная дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Различают следующие виды наглядности:

Натуральная наглядность - или естественная наглядность, представляющая собой реальные предметы или процессы, с которыми учащиеся знакомятся на занятиях (объекты и явления, демонстрируемые учителем, раздаточный материал) или вне занятий (во время экскурсий), коллекции, приборы, аппараты.

Объемная наглядность - геометрические фигуры и тела, муляжи, глобус.

Изобразительная наглядность – карты, плакаты, таблицы, чертежи, рисунки, схемы, графики, картины, диаграммы.

Проекционно-интерактивная наглядность - кинофильмы, видеофильмы, слайды, обучающие игры, электронные приложения к учебникам.

Некоторые авторы выделяют в особую группу звуконаглядные средства, к которым относят звукозаписывающие и воспроизводящие звук приборы (магнитофоны и др.), а также словесную наглядность, применение в обучении художественного слова.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.

Принцип наглядности обучения способствует приобретению осознанных знаний, вызывает познавательную активность учащихся, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступности обучения и других дидактических принципов.

Степень использования наглядности и характер различны на различных ступенях обучения. Наиболее полно используется она в начальных классах, где довольно широко применяется индуктивный путь приобретения знаний. В средних и особенно старших классах наглядность сочетается с теоретическими положениями, которые излагаются учителем или формулируются в учебнике и играют роль исходного начала в обучении.

Психологические исследования и изучение опыта работы учителей говорят о том, что принцип наглядности может иметь не только положительное, но и отрицательное значение.

Чрезмерное увлечение наглядностью и неправильное ее использование затрудняет формирование понятий, так как отвлекает внимание учащихся от существенных признаков наблюдаемых предметов или явлений и усиливает второстепенные по сущности, но иногда более заметные по внешнему признаки, приводит к ошибочным обобщениям и выводам. Далеко не всегда точное воспроизведение предметов, о которых говорит на уроке учитель, способствует пониманию и усвоению материала. Так, например, при изучении математики, особенно в начальных классах, не следует увлекаться внешней стороной оформления наглядных средств, изображая их схематически и обращая больше внимания на установление логических связей между ними.

Учитель всегда должен помнить о том, что наглядность - не цель, а средство успешного обучения.

Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к источнику познания . Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т. е. если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее. Педагогу необходимо чаще обращаться к чувствам ребенка, т. к первая его реакция на окружающее бывает почти всегда в основе своей правильна.

Таким образом, можно определить следующие функции наглядности:

На начальном этапе обучения большое внимание отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что у младших школьников особенно превалирует образное мышление. Поэтому наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы младших школьников, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

При использовании печатного наглядного материала, педагогу необходимо иметь в виду следующее: 1. Каждая таблица наглядно показывает ученику узловые учебные задачи. Таблица наглядно показывает те особенности материала, который будет разъяснен педагогом . 2. Наглядность охватывает сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его. Таблица предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывает данный этап работы. 3 . Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-1х, выделяются наиболее важные моменты, во-2х, устанавливается их очередность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы. Каждая таблица дает предпосылки для следующей, а каждая последующая логически вытекает из предыдущей. 4. Рисунки в пособии выполняются очень четко и ясно. В методических таблицах не должно быть манерных росчерков. Не следует бояться "сухости" рисунка, иногда целесообразно даже несколько упростить форму, сделать ее более наглядной. 5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом. Методические пояснения могут быть краткими, но они должны давать ясные указания ученику. 6. На таблицах желательно иметь заголовки, раскрывающие целевую установку. 7. Цветовая гамма должна быть оптимальной для зрительного восприятия детей, не должна утомлять глаза. 8. Количество ячеек таблицы в соответствии со спецификой содержания и характером выделенного фрагмента текста. Снабжать отступами верхние, нижние и боковые поля.

При использовании мультимедийной наглядности в начальной школе, кадры видеосюжета должны быть однозначны, чтобы внимание учащихся сконцентрировать не на самом сюжете, а на конкретных предметах и ситуациях. По мере усложнения изучаемого материала усложняются и сами задания. Они приобретают характер коммуникативной направленности, например, пересказ фрагмента или рассказ о своем отношении к увиденному. Появляется возможность работы в парах по вопросно-ответной системе, что провоцирует общение и развивает речевые умения.

Самыми главными требованиями к любому виду наглядности являются: умеренность в оформлении и полезность в содержании. Именно в таком ракурсе должны создаваться наглядные материалы не только для младших школьников, но и для учащихся старших классов.

Правила применения наглядностей крайне просты.

Принцип наглядности получил всеобщее признание и возымел высокую значимости в обучении, но уникальные возможности человеческого зрения по переработке и распознаванию изображений еще недостаточно используются как в обычных, так и компьютерных учебниках, а вместе с тем и в других мультимедийных наглядностях.

От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.

Широкое использование того или иного вида иллюстраций, в трудных для понимания фрагментах текста, требующих наглядного разъяснения, иллюстрирования понятий и определений, явлений и процессов, а также оптимального использования иллюстраций для "оживления" всего материала (как печатного, так электронного) позволяют улучшить восприятие, понимание и усвоение, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом. Вышеперечисленные задачи в части реализации принципа наглядности с успехом решаются в настоящее время с помощью новых информационных технологий.

Какое же новое качество приобретает принцип наглядности обучения при использовании информационных технологий, в частности для разрабатывающихся электронных учебных изданий? Ответ на вопрос можно свести к следующим положениям:

с одной стороны, средства современных информационных технологий существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа;

с другой, в связи с тем, что при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание "наглядной абстракции", то есть разнообразных моделей (в т. ч. условно-графическая интерпретация), явлений, процессов.

Если первое преимущество, касающееся реализации принципа наглядности обучения, а именно - высокое качество компьютерной визуализации, как бы лежит на поверхности и всеми признано, то второе преимущество, заключающееся в возможности наглядно-образного представления абстрактных, сущностных, наиболее значимых сторон и свойств изучаемых явлений, закономерностей, систем, устройств, пока еще не в должной мере осознано. Но именно в нем скрывается большой резерв повышения эффективности процесса обучения.

По какому принципу осуществлять отбор перечня видов и количества иллюстративного материала? Ответ на поставленный вопрос содержится в следующих критериях, позволяющих отчасти определить целесообразность использования того или иного вида иллюстраций. В частности, как показывает опыт, иллюстративный материал нужно использовать в следующих случаях:

в местах, трудных для понимания учебного материала, требующих
дополнительного наглядного разъяснения;

для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков (в конце
модуля, темы, параграфа); для общего "оживления" учебного материала и повышения мотивации.

Так сколько должно быть иллюстраций, например, в одной теме? Ответ однозначен: количество иллюстраций диктуется содержанием учебного материала и психолого-возрастными особенностями контингента обучаемых. Конкретное количество иллюстраций на страницу или тему курса специально не может быть установлено.

Принцип наглядности в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Использовать наглядные средства в обучении важно не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей, т. к. это одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного - 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления.

Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях должных условий для обучения . Все эти факторы в совокупности дают возможность педагогу творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Наглядность как принцип обучения в начальной школе Введение

дидактический школа обучение наглядный

Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материал, тем более прочно он усваивается.

В современной педагогической науке все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения, которые позволяют более эффективно решать учебно-воспитательные задачи, максимально учитывая содержание изучаемых курсов, возрастные особенности учащихся, разумное сочетание рационального и эмоционального в преподавании и учении. Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, эффективности познавательной деятельности школьников является наглядность.

Принцип наглядности, как один из основных принципов обучения, в современной дидактике понимается шире как систематическая опора не только на конкретные предметы и их изображения, но и на их модели. Это, в свою очередь, означает расширение сферы их применения.

Большие возможности для использования наглядности имеют уроки русского языка в начальных классах.

Совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов. Или их моделей, а также в представлении им определенных явлений, событий или процессов с соответствующим объяснением называют демонстрацией.

Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений или процессов. В итоге, они быстрее и полнее познают те фрагменты действительности, которые являются предметами демонстрации; собирая наглядный материал, они получают возможность перейти к словесной формулировке соответствующих обобщений.

Правильно подобранные и умело включенные в систему используемых учителем методов и организационных форм обучения, дидактические средства облегчают реализацию принципа наглядности. Благодаря этому они не только улучшают условия непосредственного познания действительности учащимися, но и дают материал в форме впечатлений и наблюдений, на который опираются косвенные познания, мыслительная деятельность, а так же различные виды практической деятельности.

Но наличие большого фонда средств обучения, который к тому же ежегодно пополняется, с особой остротой ставит вопрос о том, как пользоваться этим фондом. Каковы возможности средств наглядности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, как организовать урок с их использованием, каковы наиболее эффективные приемы работы с отдельными видами средств обучения?

Эти вопросы недостаточно освещены в методической литературе, и учителя, естественно, испытывают затруднения в рациональном применении печатных,

Тема нашей дипломной работы: "Наглядность как принцип обучения в начальной школе".Павлова С.А., Трофимоваа Р.Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе.Изучить теоретический опыт применения наглядных средств в обучении младших школьников.Специфика применения наглядных средств в обучении младших школьников.Большие возможности для использования наглядности имеют уроки русского языка в начальных классах.Социальные запросы, предъявляемые сегодня школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения.Это достигается при широком использовании наглядных средств на всех этапах обучения.Вот важнейшие из правил, связанных с принципом наглядности.Для начальной школы созданы самые разнообразные диафильмы.Планируем и в дальнейшем, продолжить работу над изучением средств реализации принципа наглядности.

(Если ссылка на скачивание файла не доступна - дайте нам знать об этом в комментариях либо через форму обратной связи)

Цель исследования: выявление эффективных условий использования наглядности на уроках в начальной школе.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
рассмотреть понятие, классификацию и практическое применение наглядных пособий на уроках в начальной школе;
опытно - экспериментальным путем проверить эффективность использования наглядных пособий на примере уроков математики в процессе изучения чисел первого десятка

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ………..8
§1 Принцип наглядности в педагогических системах различных учёных и педагогов…………………………………………………………………………..8
§2 Наглядность: понятие, суть, виды наглядности и методические условия их использования в образовательном процессе…………………..……………….23
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОСТИ………………………….31
§1 Изучение и анализ педагогического опыта использования наглядных средств на уроках в начальной школе………………………………………….31
§2 Опытно – экспериментальная работа по использованию средств наглядности.

Прикрепленные файлы: 1 файл

дипломка.docx

Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ………..8

§1 Принцип наглядности в педагогических системах различных учёных и педагогов……………………………………………………… …………………..8

§2 Наглядность: понятие, суть, виды наглядности и методические условия их использования в образовательном процессе…………………..……………….23

Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОСТИ………………………….31

§1 Изучение и анализ педагогического опыта использования наглядных средств на уроках в начальной школе………………………………………….31

§2 Опытно – экспериментальная работа по использованию средств наглядности. . . . 37

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель, в первую очередь, должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В связи с этими изменениями придается большое значение совершенствованию методов обучения. Методы обучения являются одним из компонентов целостной методической системы обучения. Лидирующую роль среди этих компонентов методики играют цели обучения. Изменение целей обучения сказалось не только на содержании обучения, но повлекло за собой заметные изменения и других компонентов методики, и, прежде всего методов обучения. Это конкретно проявилось в том, что для школы были созданы новые учебники, разработаны новые методики, создается новая система средств обучения.

Вплоть до недавнего времени в дидактике не существовало четкого разграничения понятий закона, закономерности, принципа и правила. Однако в ходе дискуссий было доказано, что происходит перестройка содержания принципов, сохранивших свое значение в новых условиях, и появляются новые принципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению [25].

Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются.

Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обучения основой. Иначе рассматривал А. Дистервег, стремясь раскрыть более конкретно, он рассматривал их в виде требования к: содержанию обучения; обучающим; обучающимся.

К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: современность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность. К дидактическим принципам он относил также: 1) сознательность и активность обучения; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) прочность знаний и навыков [7].

Также были предприняты многочисленные попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволит выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы: сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой [4].

Интенсификация учебно-воспитательного процесса достижима за счет рациональной организации труда детей и учителя на каждом уроке, привлечение эффективных приемов обучения, разумного использования технических и наглядных средств обучения, большой исполнительной дисциплины, хорошо налаженной обратной связи.

Все это поможет также решать различные проблемы, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса. Наиболее актуальная проблема в наше время - это проблема повышения качества усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков. Проблема повышения качества знаний, умений и навыков стоит перед педагогами довольно давно. Для достижения этой цели учителя используют различные приемы, методы и средства работы с учащимися [26].

Одним из важных в работе с младшими школьниками средств является использование наглядности. Изучением и применением средств наглядности в обучении занимались Жан-Жак Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.П. Вахтеров и другие. В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников (работы М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, А. С. Пчелко, А. М. Пышкало, Л. Н. Скаткина и другие). Н. Л. Менчинская и М. И. Моро указывают на необходимость самостоятельного оперирования средствами наглядности учащимися начальной школы.

Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.

Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся, тем самым обеспечивается переход от конкретного к абстрактному в процессе овладения знаниями. Большие возможности дают наглядные средства для развития конструктивной деятельности учащихся (выполнение заданий по образцу).

Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков.

Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету. Данное обстоятельство является очень важным для обеспечения развития в процессе обучения личности.

Принцип наглядности в обучение важен потому что: помогает человеку воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи; формирует визуальную и слуховую культуру человека; дает учителю обратную связь, насколько ученик усвоил учебный материал, понял его и осмыслил. Принцип наглядности не утверждает, что образ в процессе обучения создается мгновенно и непроизвольно. Необходима активная умственная работа по его созданию человеком. Все это обусловило актуальность темы исследования.

Объект исследования: процесс обучения в начальной школе.

Предмет исследования: деятельность учителя по использованию средств наглядности на уроках в начальной школе.

Цель исследования: выявление эффективных условий использования наглядности на уроках в начальной школе.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

рассмотреть понятие, классификацию и практическое применение наглядных пособий на уроках в начальной школе;

опытно - экспериментальным путем проверить эффективность использования наглядных пособий на примере уроков математики в процессе изучения чисел первого десятка.

Гипотеза исследования: если учитель в системе использует наглядность на уроках, то это способствует:

- прочному усвоению знаний, формированию знаний, умений и навыков;

- развитию творческой активности младших школьников;

- обогащению абстрактного мышления школьников.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование учителей и учащихся; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что использование наглядных пособий на уроках в начальной школе рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена эффективность использования наглядных пособий на примере урока математики в процессе изучения чисел первого десятка.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты дипломной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

§1 Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов

Принцип наглядности - один из старейших и важнейших в дидактике - означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала [1].

Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было эмпирическое применение наглядности – без ее теоретического обоснования. Впервые оно было дано Яном Амосом Коменским (1592 - 1670). Следуя сенсуалистической философии, Я.А. Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено “ золотое правило ” дидактики: “ Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие – либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами” [2]. Согласно этому правилу к обучению необходимо привлекать все органы чувств. Я.А. Коменский писал: "Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности". Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в обучении. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью [3].

Вслед за Коменским большое внимание принципу наглядности уделял и Жан-Жак Руссо (1712 - 1778). Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самостоятельности, сообразительности, умения наблюдать. Все должно быть представлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность – сама природа, сами жизненные факты, с которыми ребенок непосредственно знакомится [6].

Более глубокое, чем у Я.А. Коменского обоснование наглядности дал Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827). Он писал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия. Он считал, что без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем мире, невозможно развивать мышление и речь ребенка.

Песталоцци не был знаком с педагогической системой Я.А. Коменского в целом, но знал его учебные книги. Это дало ему право утверждать: “Когда в настоящее время оглядываюсь назад и спрашиваю себя: что же, собственно, я сделал для обучения человечества, то нахожу следующее: я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания ” [6].


II глава. Наглядность в обучении математике в младших классах.

2.1.Роль наглядности в обучении и воспитании младших школьников. --------5 2.2.Наглядные методы обучения. ------------------------------------------------------6 2.2.Виды наглядных пособий.-----------------------------------------------------------11
2.З.Общие требования, предъявляемые к учебно-наглядным пособиям.------19 2.4.Методика использования наглядности, на разных этапах урока.-----------22

I1глава. Наглядные средства обучения математике .

Принцип наглядности в обучении - это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, который применяется с древнейших времён. В его основе лежат следующие научные закономер- ности: органы чувств человека обладают разной восприимчивостью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность опти- ческого канала связи от рецепторов к центральной нервной системе наи -большая; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует перекодирования, она запечатлевается в памяти ученика легко, быстро и прочно.
Часто для изучения математических отношений и операций используют специально созданные пособия. Такие пособия являются более эффективными, чем сами предметы или ситуации, взятые из окружающей жизни.
Правильное использование наглядности на уроках математики способст -вует формированию четких пространственных представлений, содержатель- ных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений придти к обобщениям, которые затем применяются на практике.

2.2.Наглядные методы обучения.

Цель метода наглядности в начальной школе-обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и система -тизации изученного.В начальных классах применяется естественная, рисун -ковая, объемная, звуковая и графическая наглядность. Средства наглядности разнообразны: предметы и явления окружающей действительности, действия учителя и учеников, изображения реальных предметов, процессов (рисунки, картины), модели предметов (игрушки, вырезки из картона), символическое изображения (карты, таблицы, схемы и т.д.). Чтобы организовать наблюдения учеников, от учителей требуется известная осторожность. Распространенная ошибка — применение очень яркой наглядности, когда ее учебная сущность затмевается яркими красками. Неопытный учитель часто привлекает внимание детей к второстепенным деталям. Излишне разукраши -вается раздаточный материал. Схема, таблица содержат цвет только для выделения смысла, но не для украшения.

К наглядным относятся методы демонстрации, иллюстрации, видеометод.

Демонстрация. Метод служит преимущественно для раскрытая динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположе- нием в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются (дыхание лягушки, действие прибора, и т. п). Демонстрация начинается с целостного восприятия. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные действия, устанавливают зависимости. Осуществляется активный познавательный процесс — осмысливаются вещи явления, а не чужие представления о них.

--- все ученики хорошо видели демонстрируемый объект

— могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;

— нужные стороны объекта производили на учеников наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания.

Иллюстрация. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств. Созданы многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы по истории, атласы, прекрасно оформленные детские энциклопедии и т. п.

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрации, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зависит от методики показа. Избирал наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Опыт показывает, что большое число иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений. Иллюстраций готовят заранее, но показывают только в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу

В современной начальной школе для обеспечения качественной иллюстрации широко используются экранные технические средства. Диапроекторы и диаскопы просты в эксплуатации, надежные , дешевые, их легко хранить. Дети 6—7 лет легко обучаются сами показывать диафильмы. Материал диафильма младшими школьниками воспринимается лучше, чем кинофильма. Для начальной школы выпущено большое количество иллюстративных и объяснительных диафильмов. Работа с ними на уроке содержит такие этапы: объяснения цели просмотра диафильма, демонстрация диафильма с комментированием каждого кадра, итоговая беседа по просмотренному диафильму, обобщение материала, формулировка выводов.

Видеометод. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телёвидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции.

Специально для детей созданы сказочно богатые видеоэнциклопедии, разнообразные учебные видеоматериалы, использование которых в умеренных дозах и под опытным руководством может существенно улучшить качество учебно-воспитательного процесса. В элитных прогимназиях медиасистемы обучения занимают заметное место. Особенно эффективны интерактивные обучающие системы, в которых ученик может по собственному усмотрению задавать условия, изменять параметры и смотреть, что из этого получится.

Обучающая и воспитывающая функция данного метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями. Когда же детям представляется возможность интерактивного вмешательства, им не предлагаются контрольные упражнения и тесты, то ценность видеометода невелика. Киноэкран и телевизор слабо стимулируют развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельности.

Если учитель начальной школы имеет доступ к обучающим медиасистемам, то с помощью видеометода будет эффективно решать дидактические и воспитательные задачи. Метод полезен для:

— изложения новых знаний, в частности очень медленных процессов, которые невозможно наблюдать непосредственно (рост растения, явление диффузии жидкости, выветривания горных пород и т. д.), а также быстрых процессов, когда непосредственное наблюдение не может вскрыть сущности явления (удар упругих тел, кристаллизация веществ и т. д.);

— объяснения в динамике принципов действия сложных механизмов и машин;

— обучения алгоритмам выполнения различных видов деятельности;

— создания специфической языковой среды на уроках иностранного языка;

— представления видеодокументов на уроках истории, этики, обществоведения, литературы, укрепления связи обучения с жизнью;

— организации тестовых испытаний;

— выполнения тренировочных упражнений;

— компьютерного учета успеваемости каждого ученика класса, осуществления дифференцированного подхода к организации обучения;

— рационализации учебного процесса, повышения его продуктивности, обеспечения оптимального объема передачи и усвоения научной информации путем повышения качества педагогического управления.

Эффективность данного метода мало зависит от личного мастерства учителя, а находится в прямой связи с качеством видеопособий и применяемых технических средств. Видеометод предъявляет высокие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. От учителя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить учеников в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

Роль наглядных методов обучения- обеспечить всестороннее образное восприятие, дать опору для мышления.

Иллюстрации учебника как наглядный материал.

Важнейшим средством обучения являются, учебники. Они достаточно полно и в определенной системе раскрывают основное содержание начального курса математики, определяют систему знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в каждом классе. Учитель должен отчетливо представить структуру учебника, которым придется пользоваться его ученикам, ориентироваться в приемах, которыми пользуется автор учебника.

Иллюстрации, рисунки, схемы, чертежи, включенные в школьный учебник, несут на себе значительную дидактическую нагрузку. В учебнике для первого класса они занимают значительное место и являются носителями той информации, которой должны обладать шестилетние дети, знакомясь с количественными соотношениями между предметами. Весь программный материал по математике раскрывается в том классе в основном с помощью системы рисунков. В дополнение к ним учитель использует различные картинки и таблицы и т.д. Приведенные в книге иллюстрации и рисунки способствуют формированию основных математических понятий и отношений. Соответствующие рисунки учебника не только иллюстрируют программный материал, но и подсказывают наиболее целесообразные и эффективные методические приемы. С помощью иллюстрации излагаемый материал делается более доступным, подсказывают учителю, когда и после наглядные пособия целесообразно использовать, какую практическую работу с учащимися, можно организовать с использованием этих пособий. Постепенно характер иллюстрации в учебнике меняется: они приобретают все более условный характер, используются схемы, чертежи, специальные обозначения. В учебнике для 2, 3 классов иллюстрации уже не всегда раскрывают математическую сторону какой-то задачи. Для нерусских учащихся рисунки в учебниках математики служат хорошей иллюстрацией для проведения словарной работы. Оформление учебника математики является достаточно серьезным делом. Над его проблемами работают психологи, педагоги, художники. Безусловно одно — иллюстрация учебника создает определенные вспомогательные условия для усвоения программного материала и вместе с тем способствует развитию познавательных способностей учащихся. Развивает интерес и любознательность учащихся.

Использование математических таблиц

Таблицы являются важным средством повышения эффективности урока, позволяют сделать уроки математики более интересными и разнообразными. Таблицы в национальных школах обогащают словарь детей, способствуют овладению математической терминологией. Используются таблицы на различных этапах урока, но, пожалуй они совершенно необходимы при формировании новых знаний, например, при обучении счету следует начать с пересчета реальных предметов, затем перейти к счету предметов, имеющихся в руках каждого ученика. Позднее эти предметы могут быть заменены предметными картинками, схематическими рисунками. Каждая отдельная таблица предназначена для отработки новых определенных вопросов программы. И вместе с тем каждая из них может быть использована неоднократно: По таблице могут быть проведены самые разнообразные упражнения. Наряду с рабочими таблицами, используются справочные таблицы, в которых фиксируется вся подлежащая отработке и запоминанию информация. Например: в нерусской сельской школе очень полезна таблица названий компонентов арифметических действий. Такая таблица может висеть в классе до тех пор, пока все учащиеся не усвоят ее содержание. Справочные таблицы могут быть использованы и при изучении нумерации. Не следует забывать и о достаточно распространенном использовании таблиц-показов на уроках в целях экономии времени, расходуемого для всевозможных записей на доске. Такие таблицы-плакаты тщательно продумываются учителем при подготовке материала для повторения отдельных вопросов или целого раздела, подготовке материала для повторения отдельных вопросов или целого раздела, подготовки материала для самостоятельной работы учащихся в классе, проверке выполнения домашнего задания, выявления степени усвоения материала. Как правило, такие таблицы- плакаты, подготовленные на отдельных листах бумаги, используются учителем на протяжении ряда лет с внесением отдельных корректив.

Печатные материалы с индивидуальными заданиями.

Тетради с печатной основой.

Печатные дополнительные инструкции.

Для выработки навыков самостоятельности в работе, умения обосновать и объяснить свое решение, прокомментировать его полезно использование дополнительных печатных инструкций и справочных материалов. Особенно значительна их роль в условиях малокомплектных школ. Примером таких инструкций может быть памятка к решению задач, составлению математических задач, составлению математических выражений и т.д. Они вывешиваются в классе и служат учащимся своего рода образцом при выполнении определенных заданий. Памятки, содержащие опорные слова или начало объяснений помогут учащимся, не владеющим в достаточной степени русской речью и затрудняющимся в составлении математических оборотов речи, в комплектовании своего решения. Со временем необходимость в таких памятках отпадает.

Индивидуальные дидактические пособия.

Например: А) Ученику демонстрируют одну из цвета. После этого он должен на ощупь найти палочку той же длины. Б) дается задание ознакомиться на ощупь с какой-либо палочкой, спрятанной в мешке. После этого он должен показать палочку такой же длины.

1) в левой руке маленький круг, а в правой — большой круг;

2) в левой руке большой круг, в правой- маленький и т.д.

3. Линейка. Основное назначение линейки — формирование у детей навыков измерения длины отрезков. Кроме того, обучение сложению и вычитанию, определения состава числа. Линейка может быть использована и для проверки правильности выполнения арифметических действий.

2.5. Методика использования наглядности на разных этапах урока.
В процессе обучения наглядные пособия используют с различными
целями: для организации устного счета, для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.
а) Устный счет на уроках математики в начальных классах играет большую дидактическую роль. Он максимально активизирует мыслительную деятельность учащихся, содействует развитию их логического мышления, памяти, воспитывает сосредоточенность внимания, сообразительность. развивает способность воспринимать сказанное на слух. вырабатывает быстроту реакции. Навыки устного счета играют немаловажную роль и в повышении эффективности урока. И в достижении его познавательной задачи. Устный счет - совершенно необходимое условие для успешного обучения и развития младших школьников, поэтому его проводят на каждом уроке в соответствии с поставленной целью и задачами.
Выбор методов и приемов проведения устного счета на различных этапах урока зависит от общей дидактической цели урока и содержания учебного материала, который должен быть изучен на уроке. Важное место в методике этой работы принадлежит правильному использованию различных средств наглядности. При проведении устного счета учителя используют таблицы, плакаты, схемы, чертежи, карточки и т.д.
б) Знакомя с новым материалом, учитель часто использует наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений. При этом, важно использовать наглядное пособие своевременно, иллюстрируя суть объяснения, привлекая к работе с пособием и пояснению самих учащихся.
в) На этом закрепления знаний и умений широко используют для разнообразных упражнений справочные таблицы, таблицы для устного счета, рисунки схемы, чертежи для составления задач детьми. Для выработки измерительных навыков включают упражнения в чертеже и измерении с помощью чертежно-измерительных инструментов. Рекомендуется практиковать воспроизведение наглядно воспринятого путем моделирования, рисования, словесного описания.
Наглядные пособия иногда используют для проверки знаний и умений учащихся.

III глава. Практическая часть.

3.1. Наглядности для устного счета.

Числовая горка.

Это простое пособие очень удобно для устного счета при изучении чисел первого десятка. При знакомстве с каждым следующим числом и при закреплении пройденного дети видят, что, например число 6-это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3.Чтобы из числа б получить 5,нужно из б вычесть 1 .А чтобы из числа 4 получить 6, надо к 4 прибавить 2.

Изготавливается пособие следующим образом: на лист бумаги наклеиваются цифры из цветной бумаги. Цифры в центре обводятся контуром. По горизонтали каждая пара слагаемых имеет одинаковый цвет.

Читайте также: