Чем школьная травля отличается от конфликта

Обновлено: 05.07.2024

Если дети из-за чего-то поспорили и даже обозвали друг друга — это ещё не травля, а конфликт. Но если весь класс долго игнорирует одного — вот это уже буллинг. Как научиться отличать конфликт (нормальную часть развития детской группы) от травли (болезнь коллектива), рассказывают эксперты проекта ТравлиNet Ирина Пудовинникова и Яна Тиммерман.

1. Главное отличие травли от конфликта — неравные силы. В конфликте обе стороны одинаково сильны и могут равноценно влиять на ситуацию. В случае травли жертва ощущает себя беспомощной.

У Ивана СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). Ему сложно выходить из любой конфликтной ситуации, у него вспыльчивый характер. Если он чувствует несправедливое к себе отношение, то готов спорить и даже драться, но всегда чётко определяет источник раздражения.

В середине 6 класса Иван почти месяц болел, пропустил много уроков. Всем казалось, что он назло переспрашивал, задавал кучу вопросов учителям и одноклассникам, просил их помочь или дать списать, подсматривал в тетрадь соседа. Кто-то из детей предложил игнорировать его, устроить холодную войну. Его никто не обзывал и не бил, просто все отворачивались и не отвечали на вопросы, а сосед пересел на другую парту. Вроде нет причин жаловаться на одноклассников, но Иван не понимал, почему так вышло.

Если бы ребята сказали вслух, что их так раздражает в поведении одноклассника, а Иван, в свою очередь, объяснил, почему он так поступает, конфликт был бы исчерпан. Социальная изоляция — это уже буллинг.

2. Конфликт чаще возникает спонтанно. Он не планируется заранее и сопровождается выплеском накопившихся эмоций. Травля — это спланированное систематическое унижение одного ребёнка группой других детей. Как в этих историях.


Что делать, если вы узнали, что ваш ребёнок — булли. Да, бьёт и унижает других

В случае конфликта отношения могли быть выяснены сразу, на месте, по горячим следам. Ребята высказали бы Вике причину своего расстройства, Вика бы объяснила, почему она не смогла показать высокий результат в соревнованиях, возможно, активные спортсмены-одноклассники какое-то время ещё злились на Вику из-за проигрыша, но страсти бы улеглись и конфликт себя исчерпал. К сожалению, дети выбрали другой путь.

3. В конфликте обе стороны ответственны за происходящее. В случае травли жертва не виновата в случившемся. Она не выбирала такую ситуацию. И стать жертвой может любой ребёнок.

Это пример чистого буллинга. Миша не обижал и не оскорблял одноклассниц. Это Юля и Нина выбрали Мишу жертвой и травили.

4. Конфликт длится недолго. Стороны стараются уладить его как можно быстрее. Травля же — регулярно повторяющееся действие, цель которого намеренно унизить жертву, а суть в эмоциональном или физическом насилии.

Оля хорошо учится, старается, у неё, как ей кажется, есть друзья среди одноклассников. Но в 5 классе, когда всем стали покупать дорогие телефоны, стало ясно, что Олины родители не могут позволить себе купить новый гаджет. Или когда класс собирается на экскурсию, родители не всегда могут сдать деньги, и вместо этого обещают в другой раз съездить на экскурсию самостоятельно.


Конфликт же не планируют, он случается здесь и сейчас: Оля не сдала деньги на экскурсию, кто-то из одноклассников зло пошутил по этому поводу, стороны обменялись довольно резкими репликами, выпустили пар, прозвенел звонок, все расселись по местам, начался урок. Всё.

5. Конфликт можно разрешить. Это последнее и главное отличие. Травлю, в отличие от конфликта, можно только прекратить (в лучшем случае).

Какое-то время назад Наталья Цымбаленко опубликовала в фейсбуке пост о том, как ей удалось остановить травлю ребенка в школе. История мгновенно распространилась в интернете, а Наталья, серьезно погрузившись в тему буллинга и травли, решила обобщить свой опыт и знания в книге. Она называется "Буллинг. Как остановить травлю ребенка" — и, похоже, это первое издание по теме буллинга, основанное на отечественных реалиях. Итак, что такое буллинг? Как понять, где заканчивается конфликт и начинается травля? Когда необходимо вмешиваться взрослым?

Что такое буллинг

"Спасибо, что вы это сделали! В моем далеком 1983 году меня перевели в параллельный класс, но травля не прекратилась, и это навсегда со мной. Два первых класса были просто кошмаром".

"У нас в одной районной школе травили ребенка с ДЦП, который так гордился, что может пойти учиться с обычными детьми, а не сидеть дома в четырех стенах. Но у него стали отнимать специальную ортопедическую обувь, и он целыми днями еле-еле ковылял босиком, а учителя делали вид, что не замечают. Когда родители ребенка попросили руководство школы позвать психолога, который рассказал бы детям и их родителям, почему не надо травить детей с инвалидностью, директор ответила: „НАШИ ученики в психологе не нуждаются, а вы можете перейти на домашнее обучение“".

"Меня тоже в школе травили. Была высокая, худая, сутулая и в очках. Я „держала марку“, старалась не обращать внимания. Пообещала себе никогда не допускать, чтобы люди со мной так обращались".

И вот мне стало интересно, откуда растут корни этого явления и что все же можно сделать, чтобы буллинг не становился нормой для школ, а главное, чтобы жертвы не оставались один на один с травлей.

Что такое буллинг

Про само понятие буллинга написано очень много. Только русскоязычный поиск в интернете выдает более полумиллиона ссылок по ключевым словам, а в англоязычном сегменте ссылок только по слову "буллинг" свыше двухсот миллионов.

"Английское слово „буллинг“ (bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе". Применяются и другие термины, например притеснение, дискриминация, моббинг (что предполагает групповые формы преследования человека), а также травля. Но как распознать ситуации, когда границы уже давно пройдены и требуется немедленное вмешательство родителей, школы, психологов? Чем отличается конфликт от травли?

Насколько мне удалось разобраться, под буллингом понимают сознательное физическое или психологическое насилие, направленное на одного и того же ребенка (или группу детей) и повторяющееся систематически на протяжении длительного времени. Это определение содержит четыре важных элемента, на которые следует обратить внимание родителям и учителям. Собственно, эти элементы и отличают буллинг от обычных конфликтов, которые неизбежны в любом, даже самом дружелюбном и благополучном детском коллективе.

Первое отличие травли от конфликта

Во-первых, буллинг — это агрессивное по отношению к другим поведение, которое влечет за собой умышленные насильственные действия. Иными словами, не просто сказал: "Вася, ты дурак", но нарисовал фотожабу, компрометирующую умственные способности жертвы, и расклеил по всей школе. То есть в отличие от конфликта, который тоже может закончиться дракой или оскорблениями, буллинг — это намеренное и продуманное причинение страдания и вреда.

"Это был кошмарный год. Мне стоило понять все еще тогда, когда мне сказали, что до меня они выжили еще двоих новичков, и не потерпят новеньких в своем классе. Я не поняла и поплатилась. Мне вкатывали жвачки в пенал, пинали портфель, размазывали пасту по тетрадям, были драки, у меня было много синяков, выталкивали голой из женской раздевалки".

Как видно из приведенной истории, агрессия по отношению к девочке проявлялась не под влиянием эмоций, это были совершенно осознанные, спланированные действия. Поводом стал заурядный факт: девочка была новенькой, а в классе уже сложилась традиция травить новичков. Более того, дети уже добились успеха, выжили двух других одноклассников, почувствовали свою силу и убедились, что взрослые в эти отношения не лезут, а значит, можно и нужно продолжать. В случае буллинга агрессоры совсем не заинтересованы в прекращении своих действий. Булли всегда хочет продолжения. Отсюда вытекает вторая отличительная особенность буллинга.

Школьный буллинг

Второе отличие: буллинг — это надолго

Буллинг — это долгосрочный процесс постоянно повторяющегося насилия. Конфликт, каким бы острым и жестким он ни казался окружающим, — это одномоментное событие. У него есть четкий алгоритм развития — есть противоборствующие стороны, есть предмет конфликта (то, что стало яблоком раздора), есть период конфликтного взаимодействия (в процессе которого решается, кто прав, а кто не очень), и, наконец, есть однозначный итог, который так или иначе разрешает конфликтную ситуацию.

Буллинг может продолжаться очень и очень долго, пока жертва и агрессор находятся в хоть каком-то личностном взаимодействии. Для родителей, для учителей повторяющиеся акты агрессии по отношению к конкретному ребенку — повод бить тревогу. Если сегодня ваш сын рассказал, что дернул за косичку новенькую девочку и спрятал ее портфель, а она плакала и говорила, что он дурак, возможно, стоит просто намекнуть ему, что есть другие способы общения с противоположным полом. Но если вы слышите такие рассказы постоянно или, наоборот, ваш ребенок начал избегать рассказов об одном из одноклассников — это повод сходить в школу и составить личное мнение о ситуации.

Третье отличие: поведение жертвы травли ничего не решает

При буллинге такая бесконечная петля насилия возникает потому, что жертва самостоятельно не может остановить травлю. В конфликте, в отличие от буллинга, обе стороны несут ответственность за происходящее. Один оскорбил, другой ответил, первый пнул портфель, второй стукнул учебником по голове — это всегда обоюдный процесс. И вот здесь уместны рассуждения родителей и педагогов о том, кто прав, а кто виноват, как надо изменить свое поведение, чтобы не получать от одноклассников по голове регулярно, и почему вот та девочка не хочет с тобой сидеть за одной партой и называет тебя нехорошими словами.

Причина же травли никогда не связана с поведением жертвы. Ребенок может пытаться игнорировать обидчиков, лезть драться, устраивать ответные пакости, пытаться подружиться с агрессорами и многое другое. Это никак не повлияет на агрессоров. Буллинг начинается только в том случае, если в коллективе есть ребенок или группа детей, которых назначили на роль жертвы. И это третье и очень важное отличие от конфликта.

Жертвой буллинга может оказаться кто угодно. Это не зависит от социального статуса семьи, национальности, религиозных предпочтений, внешности или наличия проблем со здоровьем. В случае Пети оказалось достаточно слишком "детских" (лего, пластилин), на взгляд одноклассников, интересов. В случае девочки из приведенной истории — того, что она оказалась новенькой.

Именно поэтому качественно неправильным действием со стороны школы или семьи является перекладывание ответственности за действия булли на жертву. "Это происходит с тобой, потому что ты сам виноват"; "Тебе надо работать над собой", "Ты недостаточно или слишком умный, сильный, ловкий, классный, крутой. " Эти советы только убеждают жертву, что с ней что-то не так, а значит, все происходящее в общем и целом закономерно.

Четвертое отличие: сила на стороне булли

Дети жестоки и изобретательны в своем стремлении к самоутверждению, но прирожденные социопаты и садисты в школьном возрасте все же очень больше исключение, нежели правило. Поэтому, утратив возможность безнаказанно травить жертву, они теряют интерес и к самому процессу буллинга. И здесь мы видим четвертый и, пожалуй, главный признак, который отличает конфликт от травли, — дисбаланс власти и силы.

В случае конфликта обе стороны обладают одинаковой властью и способны влиять на ситуацию. Если ребенок утратил интерес к предмету конфликта, то ситуация разрешится сама собой. Если одна сторона получила желаемое, другая потеряла интерес, либо обе стороны нашли приемлемый компромисс, то конфликт исчерпает себя.

В случае же травли агрессор обладает определенными качествами или статусом, что дает ему ощущение власти над другим. А пассивное поведение взрослых равноценно одобрению для агрессора и отказу в помощи для жертвы. Раз мне никто не говорит, что я неправильно себя веду, значит, все хорошо и можно продолжать. Раз никто ничего не делает, чтобы прекратить издевательства, значит, я это заслужил, я сам виноват, мне надо потерпеть и т.д.

Вот очень показательная история, которую разместил на "Пикабу" пользователь с ником Vekvek:

"Учился паренек в 5 Б. Ну обычный такой, не из трудной семьи, но и не мажор. С ним учился второй мальчишка, тоже вполне обычный, только чуть поробчее вел себя. Короче: один мальчишка невзлюбил другого и постоянно докапывался, ну, знаете, как к аутсайдерам относятся? Постоянно бесят, хочется их подколоть, подшутить и т.д. Далее все постепенно накалялось — подшучивания становились все менее безобидными, толкания и тычки все более ощутимыми. Т.к. задира отпора не получал, а угнетаемый даже родителям не мог пожаловаться.

В итоге задира чувствовал себя все круче и круче и в закономерном итоге прям Чаком Норрисом себя возомнил. Избил он за какой-то „косяк“ тихоню. Ну, не то что бы сердце вырезал или позвоночник переломал, просто оставил на лице потерпевшего явные побои. Боже, как он был крут в тот момент — пацаны его зауважали, девочки в него влюбились. Он был просто король класса.

Взрослый мужчина отлично помнит, в какой восторг его привела возможность безнаказанного избиения одноклассника и как одобрительно отреагировали на его действия одноклассники. Если бы не вмешательство взрослых, реакция которых четко дала понять подростку, что подобное поведение неприемлемо и грозит множеством самых разнообразных неприятностей, будущее этих ребят, возможно, сложилось бы не так радужно.

". Позже ребята пятиклашки сдружились и превратились в одиннадцатиклашек, потом в юношей, сейчас это взрослые мужики. Тот „тихоня“, пострадавший в 5-м классе, по жизни несколько раз серьезно выручал нашего „юного блатного“, тот в ответ тоже выручал не менее серьезно. В общем, нормальные мужики".

У жертвы травли нет возможности самостоятельно повлиять на ситуацию. Поэтому необходимо помогать, нельзя оставлять ребенка один на один с травлей, советовать не обращать внимания или попытаться понравиться обидчикам, требовать искать причину в себе или учиться давать физический отпор.

Чем конфликт отличается от буллинга

Буллинг отличается от конфликта неравенством сил участников. Жертва всегда намного слабее агрессора, а террор имеет длительный характер. Тот, над кем измываются, испытывает психологические и физические мучения.

5 отличий обычного школьного конфликта от травли

  1. Главное отличие травли от конфликта — неравные силы.
    В конфликте обе стороны одинаково сильны и могут равноценно влиять на ситуацию. В случае травли жертва ощущает себя беспомощной.
  2. Конфликт чаще возникает спонтанно.
    Он не планируется заранее и сопровождается выплеском накопившихся эмоций. Травля — это спланированное систематическое унижение одного ребёнка группой других детей.
  3. В конфликте обе стороны ответственны за происходящее.
    В случае травли жертва не виновата в случившемся. Она не выбирала такую ситуацию. И стать жертвой может любой ребёнок.
  4. Конфликт длится недолго.
    Стороны стараются уладить его как можно быстрее. Травля же — регулярно повторяющееся действие, цель которого намеренно унизить жертву, а суть в эмоциональном или физическом насилии.
  5. Конфликт можно разрешить.
    Это последнее и главное отличие. Травлю, в отличие от конфликта, можно только прекратить (в лучшем случае).

ГДЕ ПОМОГУТ

У жертвы буллинга нет возможности самостоятельно повлиять на ситуацию, издевательства ожесточают, травмируют, ведут к тяжелым последствиям для формирующейся психики. Буллинг — это крик о помощи.




Взгляд со стороны: как отличить травлю от шутки, игры или конфликта

Шутка — это когда смешно всем: и шутнику, и тому , над кем шутят.

Если обидные и оскорбительные шутки в сторону одного и того же ребенка повторяются ежедневно — это может быть признаком травли.

Если ребенок смеется после казалось бы обидной шутки и может пошутить в ответ, зацепив тем самым обидчика — травли тут нет.

В игре есть четкие правила и роли игроков могут меняться, в травле — жертва всегда находится в позиции беспомощности.

Если дети бросают друг другу школьный пенал или шапку, а один ребенок мечется за ними — это может быть игрой, если последнему также весело. Ребенок знает, что в другой раз роли сменятся и бросать и чужую вещь будет уже он.

Если в игре ребенок расстраивается, чувствует себя беспомощным и многократно просит прекратить, а его игнорируют — это издевательство, травля.

Конфликт — это ситуация, в которой оба ребенка участвуют на равных.

Дети могут поссориться, оскорбить друг друга и даже подраться, а завтра снова весело играть вместе, это неизбежно.

Если дети конфликтуют их роли постоянно меняются: сегодня один обозвал другого, а тот стукнул его в ответ, завтра — второй разыграл первого и получил оплеуху.

У детей может присутствовать конфликт интересов и это нормально. В случае травли — жертва беспомощна и не нарушает никаких интересов агрессора, поэтому и призыв к компромиссу и перемирию со стороны учителя неэффективен.

В травле один всегда нападает, а другой — всегда страдает. Говорить в случае травли, что всегда виноваты обе стороны, значит быть соучастником травли.

У травли (буллинга) есть четкие признаки, которые отличают его от других видов конфликта


Насилие в той или иной форме

Жертву показательно игнорируют, оскорбляют, унижают, смеются, издеваются, толкают, бьют, удерживают силой, наносят материальный вред: отнимают, прячут и портят вещи ребенка.

Систематичность, постоянство и направленность на одного и того же человека.



Всегда групповое действие или агрессия при поддержке группы.

! Важно отличать травлю от непопулярности.

Дети могут просто недолюбливать ребенка и неохотно звать его играть, однако целенаправленного насилия в его сторону совершаться не будет. Да, ребенку может быть грустно и одиноко в новом классе, пока он не заведет друзей, однако даже при этом он будет в безопасности. В случае с травлей — ученику перманентно грозит физическая и психологическая опасность. Проблема в том, что методы, работающие в случае непопулярности (рассказать об увлечениях ребенка, дать ему важную роль в организации мероприятия), могут не работать или даже усугубить ситуацию в случае буллинга (травить ученика, зная о его увлечениях, мечтах и достижениях намного проще).

Для учителя, как человека со стороны, но имеющего определенный авторитет, важно не игнорировать тревожные звоночки и пристально наблюдать за ситуацией в любом случае.

  • Если дело касается издевательств на тему внешности — многие подростки меняют стиль и экспериментируют — важно не становиться косвенным соучастником травли. Избегайте подобных замечаний, особенно в присутствии всего класса:


Созвониться с родителями

Аккуратно рассказать, что у ребенка проблема с гигиеной и надо уделить этому внимание. Например, подобрать одежду из дышащих тканей и более эффективный дезодорант, брать с собой сменную футболку или рубашку, купить подходящий шампунь от перхоти и взять привычку мыть голову по утрам или с вечера, накануне занятий. Шампунь Head&Shoulders тщательно очищает даже очень жирную кожу головы, помогая подростку избавиться от перхоти, выглядеть опрятно и быть увереннее в себе.

Поддерживать общешкольные инициативы с приглашением специалистов, которым можно задать вопрос: врачей, психологов, трихологов, диетологов.

Небольшие лекции об особенностях развития организма в пубертатный период и рекомендации по гигиене от профессионалов помогут детям сформировать более здоровое отношение к своему телу и внешности.



Инициировать личную коммуникацию ребенка с психологом. Обозначить, что есть проблема и попросить специалиста пообщаться с учеником.

Психологическое консультирование подростков и молодежи

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Конфликт или буллинг: как распознать, чтобы остановить травлю в школе?

Автор

/module/item/name

Ситуация с дочкой разрешилась. А у меня за год накопились не только теоретические знания о буллинге, но и личный опыт проживания ситуации.

Что такое буллинг?

Буллинг – это повторяющееся агрессивное поведение одного человека или группы лиц с намерением причинить вред другому. Различают три формы буллинга:

  • физическое насилие;
  • вербальное насилие;
  • социальная изоляция.

Болезни буллинга может быть подвержен любой организованный коллектив. Это может происходить в школе, на работе, в армии, в лагере. Пожалуй, нет среди нас человека, которому не встречался с этим явлением. Буллинг широко распространён, и, в то же время, остаётся как бы невидимым.

К сожалению, и в России, и в Беларуси школьные издевательства всё ещё не являются предметом озабоченности широкой общественности. Взрослые, многие их которых сами пережили опыт насилия в школьные годы, всё ещё считают буллинг частью инициации и рядовым явлением жизни коллектива.

Мне понадобилось немало времени, чтобы назвать всё своими именами. Нужные мне сведения о буллинге я нашла только на англоязычных ресурсах. Информированность наших сограждан об этом явлении несравнимо меньше информированности граждан США, Канады либо Англии, где уже более десяти лет на государственном уровне приняты антибуллинговые законы, проводятся кампании по предотвращению издевательств и травли, размещены разъясняющие материалы на сайтах школ.

Ошибочные и опасные рекомендации при буллинге

Вот типичные ошибки и заблуждения, к которым склонны люди, не понимающие сути буллинга:

  1. справляйся сам, не доноси и не ябедничай;
  2. родители не должны вмешиваться, дабы не вырастить маменькиного сыночка;
  3. постарайся заслужить симпатию, попробуй подружиться с обидчиками;
  4. договорись с обидчиком;
  5. игнорируй действия булли;
  6. ищи причину в себе;
  7. научись давать отпор.

Возможно, данные советы хороши, если речь идёт об обычном конфликте. При буллинге эти рекомендации не только не помогают, но являются вредными, поскольку поддерживают, ухудшают ситуацию травли и могут привести к трагедии в отдельных случаях.

Один из источников заблуждений – неразличение взрослыми двух явлений: конфликта и буллинга. Действия в этих случаях – принципиально различны.

Буллинг или конфликт?

Осознавание происходящего и распознавание буллинга – это первый шаг в прекращении травли. От поведения взрослых в ситуации травли зависит, будет ли она прекращена или поддержана. Поэтому так важно учителям, психологам, родителям учиться распознавать признаки травли и отличать буллинг от конфликта.

Первый и самый основной признак: диспропорция власти при буллинге.

В случае конфликта обе стороны обладают одинаковой властью влиять на ситуацию. В случае буллинга существует дисбаланс власти. Тот, кто травит, обладает определёнными качествами или статусом, которые дают ему ощущение власти над другим, которую он и использует против другого человека. Тот, кого травят, ощущает себя не равным, а беспомощным. У него нет возможности защититься самостоятельно! Если есть возможность отстоять себя – буллинг не возникнет. При буллинге одна из сторон всегда ощущает своё превосходство, другая чувствует себя угнетённой, подавленной. У жертвы травли нет возможности самостоятельно выровнять этот дисбаланс власти.

Второе: буллинг – это преднамеренное действие, в отличие от конфликта.

Конфликт не планируют, он случается. Да, эмоции могут зашкаливать и даже выливаться в агрессивные действия, но обычно обе стороны хотят его прекращения. Буллинг – это спланированное издевательство и насилие над другим, заведомо более слабым. Цель булли: намеренное причинение страдания и вреда. Тот, кто издевается, совсем не заинтересован в завершении или в прекращении ситуации. Булли хочет продолжения.

Вы можете вылезти из кожи, стараясь предотвратить гнев начальника-садиста… Но он всё равно найдёт, к чему придраться. Ведь дело совсем не в том, как вы работаете. Начальник, с удовольствием унижающий подчинённых, хочет насладиться властью. Советы 3, 4 (попробуй им понравится или договорись) – не выдерживают критики. Не поможет и игнорирование булли.

Четвёртое отличие: продолжительность и повторяемость действия. Конфликт – это одномоментное действие. Буллинг – это целенаправленное, повторяющееся, регулярное действие с целью унижения и причинения страданий.

Таким образом, конфликт – это нормальная часть динамики группы. Буллинг – это патология развития группы.

Конфликт – важная часть взросления. Издевательства – нет. Издевательства ожесточают, травмируют, и это не имеет отношения к взрослению.

Конфликт может быть разрешён. Буллинг может быть только прекращён.

Конфликт может быть разрешён самостоятельно, силами сторон. При буллинге единственный путь – вмешательство извне взрослых!

Читайте также: