Умк школа россии литературное чтение 4 класс анализ

Обновлено: 02.07.2024

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе следующих документов:

Конституция Российской Федерации (ст. 43).

Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный Закон принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года и подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 года).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014

Рекомендации инструктивно-методического письма Кузбасского регионального института повышения квалификации переподготовки работников образования "о преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Кемеровской области в 2015-2016 учебном году".

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и

зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

3. Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане.

Учебным планом МБОУ "Курск -Смоленская ООШ" на изучение литературного чтения в 4 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…

Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета литературное чтение.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

6 . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Летописи. Былины. Жития (12ч)

Чудесный мир классики (22 ч)

Поэтическая тетрадь (12 ч)

Литературные сказки (16 ч)

Делу время – потехе час (9 часов)

Страна детства (8 часов)

Поэтическая тетрадь (5 часов)

Природа и мы (12 часов)

Поэтическая тетрадь (8 часов)

Родина (8 часов)

Страна Фантазия (7 часов)

Зарубежная литература (15 часов)

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся

Деятельностный подход во всех учебниках реализуется частично, например, в тех предметных областях, где есть рабочие тетради на печатной основе.
Анализируя учебники литературного чтения со 2 по 4 класс. В них включены задания, которые содержат системно-деятельностный подход.

2-й класс. Часть 1

С-5 №1 Обсудите с другом в чем проявляется творчество читателя, его умение, талант.

Выберите ответ: умение быстро читать; понимать прочитанное; получать радость, удовольствие от чтения; умение находить главную мысль произведения; вникать в замысел автора.

С-8 №1 Рассмотрите с другом рисунки . Как выглядят современные и старинные книги? Что в них общего, чем они различаются? Сравните.

Подумайте, где можно найти дополнительную информацию по данной теме.

С-11 №1 Обсудите с другом, почему книгу называют собеседником.

С-12 №1 Обсудите с другом, почему надо учиться читать всю жизнь. Что имел в виду автор?

С-21 № 2 Разыграйте с другом прибаутки, как в театре. Распределите роли. Обсудите характеры героев. Прочитайте, соблюдая необходимую интонацию.

С-35 №3 Обсудите с другом. Какие пословицы подходят по смыслу к содержанию сказки?

С-37 №2 Обсудите с другом. В чем причина страха героев? Соотнесите содержание сказки и пословицы. Подходит ли она?

С-41 №6 Разыграйте с другом диалог лисы и тетерева, как в театре. Сначала подумайте, как надо прочитать слова лисы и тетерева (громко, тихо, льстиво, с насмешкой). Определите основные слова, которые надо выделить голосом.

С-44 № 4 Обсудите с другом, какова главная мысль сказки. Можно ли сказать, что пословица. Как аукнется, так и откликнется подходит по смыслу к содержанию сказки.

С-53 №2 Обсудите с другом, подходит ли к этой сказке пословица Не дорого начало, а похвален конец. Обоснуйте свой ответ.

С-105 №1,5 Обсудите с другом. Грустную или смешную историю рассказал И.А.Крылов? Как вы понимаете выражение воз и ныне там?

Обсудите с другом. О чём предупреждает И.А.Крылов людей, которые взялись за общее дело? В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки?

Продумайте условия совместной работы. Сравните их с теми, что даны в рабочей тетради.

С-107 №6 Разыграйте с другом, как в театре, разговор Стрекозы и Муравья. Определите характеры героев. С какой интонацией надо произносить реплики?

С-124 №10 Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы.

С-138 №6 Вспомните с другом случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Задайте друг другу вопросы.

С-141 №5 Обсудите с другом. Это сказка или рассказ? Докажите ваше мнение.

2-й класс. Часть 2

С-12 №3 Поиграйте с друзьями в игру Рифма.

С-29 № 5 Обсудите с другом. Что вам хочется делать, а что нет?

С-59 № 7 Обсудите с друзьями. Как передать при чтении состояние мальчиков? Сначала лучше говорить шёпотом, дрожащим голосом. А как надо говорить потом?

С-64 №4 Найдите с другом диалог Котьки с мальчиками. Подумайте, как вы прочитаете слова ребят: выразишь досаду, недовольство, обиду, возмущение, угрозу. Как должны звучать слова Котьки: робко или уверенно, с удивлением или резко?

С-69 №7 Обсудите с другом. В каких произведениях предметы показаны как живые? Зачем это понадобилось писателям?

С-76 №2 Обсудите с другом строки: Я ушёл в свою обиду… Буду жить в ней все года! Может быть, здесь что-то перепутано: можно жить в доме, в квартире, уйти в комнату… как уйти в обиду, жить в обиде?

С-86 №2 Обсудите с другом, чему хотел автор научить читателя.

С-92 №6 Обсудите с другом, какую силу имеют волшебные слова.

С-131 №1 Обсудите с другом, какой секрет открыл читателям поэт.

С-133 №4 Попробуйте инсценировать это стихотворение с друзьями. Определите, с какой интонацией надо читать реплики героев. Какое слово нужно прочитать всем вместе?

С-135 №3 Вспомните с друзьями песенку из мультфильма о Винне-Пухе. Пропойте её вместе.

С-144 №5 Напишите с друзьями сценарий. Продумайте характеры героев, распишите их реплики. С какой интонацией будут говорить участники спектакля? Ответьте на вопросы из Рабочей тетради.

С-154 №2 Обсудите с другом. Почему самые обычные предметы, описанные в стихотворении, кажутся нам сказочными?

С-167 №3 Обсудите с другом. Что запомнил Дениска на всю жизнь?

С-175 №3 Сравните с другом зарубежные и русские народные песни. Подготовьте вопросы по ним для всего класса. Помощь вы найдёте в Рабочей тетради.

С-199 №4 Составьте с другом несколько диалогов на эту тему.

С-208 №3 Разыграйте с друзьями сценку, как Мафин искал друзей.

3-й класс. Часть 1

С-12 № 2,4 Почему книгу называют великим чудом? Напиши небольшой рассказ, используя слова из Рабочей тетради.

Обсудите с другом смысл слов Ивана Фёдорова Духовные смена надлежит мне по свету рассеивать.

С-19 №2 Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово докука означает надоедливая просьба?

С-27 №2 Прочитайте с другом по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Алёнушку водицы напиться. Найди слова, которые помогут понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз?

С-50 №6 Прочитайте с другом в лицах понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете интонацию.

С-63 №3 Обсудите с другом, только ли о листьях говорится в стихотворении. Кого они напоминают тебе?

С-65 №4 Обсудите с другом, как лучше озаглавить это стихотворение.

С-75 №1 Обсудите с другом. Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши игры?

С-87 №4 Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа Евгений Онегин.

С-135 №7 Обсудите с другом, похожи ли между собой слова невежда и невежа. Объясни смысл каждого из них.

С-137 №5,7 Обсуди с другом, в ком легче найти недостатки: в себе или в других. Прочитай с друзьями басню в лицах.

С-175 №4 Обсудите с другом. Были ли у каждого из вас такие моменты, память о которых хотелось бы сохранить?

3-й класс. Часть 2

С-11 №6 Обсудите с друзьями, во сне или наяву всё происходило с Евсейской.

С-24 №7 Обсудите с другом. Какими мыслями автор хотел поделиться с читателями?

С-40 №3 Подготовься читать вторую часть рассказа в лицах (от слов Но однажды… до слов хлопнув входной дверью). В чьих словах должны звучать решительность, удивление, недоумение, просьба, капризы?

С-49 №4 Обсудите с другом стихотворения Саши Чёрного. О ком они: о животных или о людях? Что объединяет произведения?

С-82 №7 Обсудите с другом. Чем Бианки хотел поделиться с читателем? Над чем заставил задуматься?

С-101 №4 Прочитайте с другом беседу рассказчика с мальчиком и сравните их реплики.

Мальчик: Возьмём! Да так!

Рассказчик: Зачем? А что будет с капалухой?

Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

С-113 №1 Обсудите с другом, действительно ли все поступки мальчика совершал для мамы.

С-115 №5 Обсудите с другом спектакль, который вы видели вместе. Что каждому из вас особенно понравилось? Составьте диалог по содержанию произведения.

С-128 №7 Обсудите с другом выражение Комар носа не подточит.

С-136 №7 Подготовьтесь с другом к чтению по ролям рассказа Цветок на земле. С какой интонацией вы будете читать слова деда? А слова Афони?

С-153 №8 Прочитайте по ролям наиболее понравившийся эпизод. Обсудите с друзьями, как темп и интонация речи помогают передать характер героев, их чувства и настроение.

4-й класс. Часть 1

С-20 №3 Обсудите с другом, каково значение трёх поездок Ильи Муромца для Русского государства.

С-60 №6,8 Выберите с друзьями ту часть сказки, которую вы хотите инсценировать. Распределите роли, выберите интонацию. Читайте так, что бы всем было интересно слушать.

Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.

С-111 №5 О каких чертах женского характера упоминается в пословицах? Что больше всего ценит народ в женщинах? Обсудите с другом.

С-154 №10 Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел Поэтическая тетрадь. Составьте список. Объясните свой выбор.

С-167 №1 Обсудите с другом, можно ли назвать произведение Одоевского сказкой. Какие особенности сказки вы выделите?

С-168 №7 Обсудите с другом, зачем Одоевский создал своё произведение? Что автор хотел сказать читателям?

С-179 №9 Обсудите с друзьями, можно ли дать Сказке о жабе и розе другое название: История, которую поведал высушенный цветок розы, Последняя весна, Брат и сестра, Угасающая жизнь? Объясните свой выбор.

С-192 №9 Вместе с одноклассниками прочитайте сказку по ролям. Выразите при чтении своё отношение к герою. Обратите внимание на интонацию рассказчика, его выразительную и мелодичную речь.

С-214 №2 Обсудите с другом, чем старшие дочери отличаются от младшей дочери. Как поступки героинь помогают понять их характер?

4-й класс. Часть 2

С-23 №3 Высмеивается ли в рассказе поведение мальчика? Обсудите с другом.

С-28 №5 Обсудите с другом, что вы любите больше всего. Совпадают ли ваши интересы?

С-58 №9 Побеседуй с другом на тему Я люблю слушать музыку. Вам помогут вопросы из Рабочей тетради.

С-74 №3 Составьте с другом словарь настроений к стихотворению Цветаевой Бежит тропинка с бугорка.

С-149 №4 Обсудите с другом, каким вы представляете себе Электроника. Чем он похож на обычного мальчика? Составьте рассказ Наш друг Электроник.

С-158 №2 Обсудите с другом, что общего между фантастическим рассказом и сказкой. А чем они различаются?

С-216 №2 Обсудите с другом, почему Иуда сначала раздавил глиняных птичек, а потом бросился к ногам Иисуса. Любил ли Иисус Иуду?

Анализ УМК по литературному чтению для начальной школы

3. В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития.

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности.

Основная метапредметная цель , реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.

В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи :

Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

4. Сочетание продуктивных и репродуктивных методов и приемов обучения; коллективных, групповых, индивидуальных форм работы; создание условий для психологической комфортности.

С учетом возрастных особенностей обучающихся в структуру уроков включен игровой и занимательный материал: загадки, стихи, игры и веселые задачи в стихах, работа со словарями ( орфографическим , орфоэпическим , толковым, этимологическим).

Учебники ориентированы работать в паре, группе, меняться ролями. Порядок, при котором изучаются звуки и буквы, формирует у детей четкое представление о дифференциальных признаках согласных.

5. Для анализа одной программы мало, и для сравнения были рассмотрены учебники по "Литерному чтению" такого учебно-методического комплекта, как "Перспективная начальная школа". На 4 года обучения рассчитано семь учебников: 1 класс - один учебник - хрестоматия; 2,3 и 4 классы - это учебники в 2 частях. Автором учебников является Н.А. Чуракова.

Что же требует учебно-методическая программа по литературоведческой пропедевтике? К концу первого класса учащиеся познакомятся с:

- Малыми фольклорными жанрами: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическому освоению (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.

- Средствами выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).

- Средствами художественной выразительности. Обнаружению приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичному представлению об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

- Жанрами литературы. Общими представлениями о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражению собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

В курсе 1 класса дети познакомились с малыми литературными жанрами; сказкой, рассказом, стихотворением; средствами художественной выразительности. В учебнике представлено не так много писателей и поэтов, чтобы у детей сложилось общее представление об их творчестве.

Учебник для 2 класса составлен в 2 частях. К концу второго класса обучающиеся должны научиться:

-различать сказку о животных, волшебную сказку, бытовую сказку;

-различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования);

-находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

Первая часть учебника состоит из 5 блоков.

К концу третьего обучающиеся научатся:

- различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

- различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;

- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

Учебник для 3 класса так же, как и для 2, разработан в двух частях. Первая часть включает в себя 4 блока. Вторая часть включает 6 небольших блоков.

К концу 4 класса выпускники научатся:

-представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

-отличать народные произведения от авторских;

-находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).

Основная цель обучения – приобщение младших школьников к литературе, осознание литературы как искусства слова.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно-эстетическийпринцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

Учащиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг.

Литературоведческийпринцип в преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Работа над художественным произведением не должна сводиться к набору эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка, должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, композиция.

Программа четко ориентирована на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет проводится целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

1) тематический принцип построения учебного материала;

2) основную часть произведений составляет золотой фонд детской литературы, значительное место занимают произведения современных писателей;

3) вопросы и задания к текстам представлены как после изучения произведения, так и после изучения раздела и направлены на выработку у учащихся своей точки зрения;

4) наличие творческих заданий, упражнений на развитие речи;

5) достаточно внимания уделено словарной работе, наличие толкового словаря;

6) книги для чтения предусмотрены, начиная с 1-го класса;

7) принцип построения материала - спиралевидный;

8) доступен всем учащимся, красочен.

1) тематика произведений не соответствует временам года;

2) недостаточно произведений патриотической тематики;

3) недостаточно биографических сведений об авторах;

4) малый объем материала.

- в новом издании (Л.Ф. Климанова на первом месте):

1) рамки на страницах учебника влияют на психику ребенка;

2) неоправданно из содержания учебников исключены ряд текстов.

Концептуальными положениями курса являются:

1. Активная направленность курса на формирование мировоззрения младших школьников. Этому способствуют не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.

2. Развитие творческих способностей учащихся. Этому способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и т.д.).

3. Обогащение умственного потенциала младших школьников путем целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмысления читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое, творчески интерпретировать полученную посредством чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел.

6. Комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих учащемуся способность быть читателем – становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умения работать с текстами разных жанров, умение ориентироваться в книге и в мире книг.




Логика расположения материала:

1 класс – литературоведческая пропедевтика;

2 класс – наработка технической базы чтения;

3 класс – накопление литературных представлений;

4 класс – литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей.

1) разделы сформулированы в форме пословиц;

2) перед изучением произведения предлагаются упражнения для речевой разминки (трудные для произношения слова читаются по слогам);

4) содержание изучаемых произведений духовно-нравственной направленности, учащиеся знакомятся с произведениями как отечественных, так и зарубежных авторов;

5) вопросы и задания (после текста и после раздела) требуют выполнения мыслительных операций, способствуют развитию речевых умений учащихся;

6) большое внимание уделено обучению выразительному чтению;

7) реализация межпредметных связей.

1) не расшифрованы условные обозначения;

2) большой объем материала.

Цельуроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить ее к систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. (Грамотный читатель – человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать). Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста и одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3) приобщение младших школьников к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей учащихся.

Книги ориентированы на общечеловеческие ценности, опираются на детское мировосприятие, целостную систему текстов разных жанров. В основе подачи содержания книги лежат принципы коммуникативности и ситуативности. Принцип построения материала – тематический, от простого к сложному.

Преимущества (+):

1) через диалог со сквозными персонажами происходит формирование у учащихся теоретико-литературных представлений (гипотеза, предположение);

2) уделено внимание этике и культуре общения (уроки вежливости);

3) преобладают вопросы и задания аналитического и аналитико-творческого характера, требующие монологических высказываний;

4) соблюдение принципа научности в предложенных вопросах и заданиях;

5) предусмотрена работа для домашнего чтения.

1) тексты произведений сокращены не всегда удачно;

2) недостаточно произведений стихотворной формы и сказок;

3) недостаточно толкований трудных для восприятия младшими школьниками слов.

Цель курса – формирование навыка чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, культуре коммуникации, реализации творческих способностей, а также гарантии перехода к изучению систематического курса литературы в средних классах.

Специфика курса заключается в четком разграничении подготовки в области навыка чтения, смыслового и художественно-эстетического освоения текста и книги, овладения литературоведческой пропедевтикой, умения реализовать творческие возможности.

Содержание курса составляет детская литература и комплекс знаний, умений и навыков, который позволит осуществлять процесс выбора, чтения и осознания детских книг и литературных произведений. Система нравственно-эстетических и социальных представлений, чувств задается отбором круга чтения и методами работы. Культура речевой коммуникации и развитие свободной творческой деятельности формируются в процессе освоения специально разработанного набора учебных ситуаций.

Практическая реализация программы соотнесена с периодами обучения, каждый из которых определяется сформированностью навыка чтения, так как на уровне начального обучения именно техника чтения как ведущее начало выявляет возможности освоения других читательских умений и круга чтения.

Принцип расположения материала по периодам обучения – концентрический. Он предполагает выделение в каждом периоде ведущих разделов, группы знаний, умений и навыков, которые соответствуют возрастным возможностям учащихся и своеобразию развития читательских навыков.

Преподавание строится на основе таких методов: эмоционально-понятийного, объяснительного чтения, литературного чтения, чтения – рассматривания, творческого чтения. Их применение и разумное сочетание определяется программой и учебными пособиями, а также профессиональными и творческими возможностями учителя, уровнем подготовки обучающихся в данном классе.

Учебник для каждого класса представлен в 2-х частях: произведения 1-ой части нацелены на отработку навыка чтения и освоения приемов работы с различными жанрами детской литературы; 2-ая часть предполагает раскрытие тех теоретических положений, рассматриваемых в 1-ой части.

1) красочность учебника;

2) большое количество упражнений, направленных на коллективные формы работы;

4) приобщение учащихся к работе в библиотеке (в учебнике периодически встречаются карточки со всеми выходными данными книги);

5) вопросы и задания сформулированы таким образом, что у учащихся вырабатывается своя точка зрения, много заданий на самостоятельное выполнение;

6) большое внимание уделено обучению выразительному чтению.

1) загроможден избыточной информацией;

2) доступен не всем учащимся.

Литературное чтение – этот учебный предмет изучается во втором-четвертом классах (4 часа в неделю). Его содержание обеспечивает развитие полноценного восприятия литературного произведения, осознание школьниками специфики его содержания, формы и языка, введение учащихся в мир литературы как искусства слова, формирование отдельных литературоведческих понятий и терминов. Характерной чертой программы является сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения, работы с ним и книгой в целом.

Программа предусматривает построение содержания на основе тематического, жанрово-тематического и художественно-эстетического принципов.

Материал учебника построен таким образом, что прослеживается сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения работы с ним и книгой в целом.

1) наличие рабочей тетради;

4) присутствует толкование трудных для восприятия слов;

Читайте также: