Исследовательская деятельность в старшей школе

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Исследовательская деятельность в старшей и средней школе.

Работа учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ СОШ имени Чеченова Ш.Ш. г.п.Кашхатау Черекского района Кабардино-Балкарской республики.

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельности. Важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В числе приоритетных задач, которые стоят перед нами учителями, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, формирования умения самостоятельно конструировать собственные знания, подготовка человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее изобилия, усваивать ее в виде новых знаний. Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в общеобразовательной школе.

Дистервег писал: «Искусство обучения заключается не в умении сообщить, а в умении возбуждать, будить, оживлять.

Современное течение жизни с ее скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. В этих условиях необходимым элементом является исследовательская деятельность на уроках, ценность которой возрастает всё больше и больше. Обучающие возможности художественной литературы очень велики. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими уроков литературы и русского языка.

Для достижения подобной цели следует решить следующие немало задач, среди которых организация образовательного процесса, который позволит стимулировать интерес к исследовательской деятельности, обеспечит мотивацию к занятиям; использование элементов технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, проблемного обучения; вовлечение школьников в исследовательскую работу.

Большие возможности в этом плане открывает проектно-исследовательская деятельность учащихся, направленная на становление личности школьника через активные способы действия. Проекты-исследования на уроках направлены на получение знаний и на передачу знаний. Любой проект-исследование информационный, творческий, игровой, практический (по доминирующей в проекте деятельности), монопроект или межпредметный (по предметно-содержательной области), индивидуальный, групповой, коллективный (по количеству участников и характеру контактов в проекте), краткосрочный или долгосрочный (по продолжительности подготовки),- требует тщательной подготовки. Сначала требуется подготовительный этап: выбор примерной темы работы; определение цели работы; выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы; формулирование рабочей гипотезы; определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Затем следует основной этап: поиск и изучение литературы по теме исследования, выбор методов исследования, выполнение собственных исследований, анализ полученных результатов, подготовка отчета о проделанной работе в виде научной статьи, подготовка работы к презентации.

Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя выделить в нем приоритетное направление, разработать цели, содержание и план реализации. На первом уроке необходимо мотивировать учащихся на изучение новой темы, обозначить проблемные вопросы, предложить темы для индивидуальных исследований, обсудить варианты оформления результатов, а также ознакомить учеников с проведением заключительного занятия (защиты проекта). На последующих уроках следует изучить программный материал, провести предварительное обсуждение работ учащихся (в особенности касающихся тем, рассматриваемых на данном занятии), проблемных вопросов проекта, дать консультации по начатым исследованиям. Затем хорошо бы провести контрольную работу, а на заключительном уроке заслушать презентации проектов.
Формы представления результатов проектной деятельности различны. Это и устная форма, и письменная форма, и наглядно-образная. Для того чтобы учащимся легче было заниматься исследовательской работой предлагаю алгоритм работы. - Определи тему проекта-исследования. –Определи проблему. -Определи цель работы. -Выбери объект исследования. -Сформулируй рабочую гипотезу. Определи конкретные задачи, решение которых позволит достичь цели. -Подведи итог. Сделай вывод.

В зависимости от объекта исследования, ученические работы, например, по литературе можно разделить на следующие виды:

анализ текста художественного произведения (цель: выявить его художественное своеобразие, особенности авторского стиля, мастерство писателя, типология образов…); сравнительный анализ двух или нескольких произведений (в подобной работе проблемы могут носить теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический характер); изучение жизни и творчества писателей; изучение эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей; реализация проекта.

Каким бы ни был проект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

Конечно, в каждом классе методика проведения исследовательских работ различна.

В 7-8 классах работу провожу коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут сами предложить объект для исследования. Я же чаще всего выступаю в роли соавтора, но соавторство скорее формальное, ибо я всего лишь направляю и координирую деятельность учащихся.

В 9-11 классах исследовательскую работу провожу в группах и индивидуально, основной упор всё же делаю на индивидуальную работу. Как правило, задания составляю сама, ученики дополняют его. Здесь возможен вариант коллективного творчества. Я же выступаю в роли консультанта.

Как известно, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин: лингвистикой, историей, обществоведением, изобразительным искусством, музыкой. Поэтому при подготовке к некоторым урокам можно предложить учащимся индивидуальные задания. Например, при знакомстве (свой пример палех …. Анализ языка произведения… Выписать малые формы устного народного творчества)

Лингвистическое комментирование художественного текста, разъяснение и толкование нами непонятного обезопасит от искаженного и неполного понимания, даст возможность проникнуть в святая святых произведения. В связи с этим, можно предложить учащимся работу по толкованию и разъяснению непонятных слов.

В старших классах исследовательская деятельность носит несколько специфический характер и несет научную направленность.

Такой вид деятельности приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности ученика, его профессиональная направленность, приоритетные формы самостоятельной работы.

Как уже говорилось ранее, современный ученик должен быть инициативен, самостоятелен, он должен находить и анализировать информацию: уметь выбирать необходимый материал, делать вывод и использовать полученные сведения и умения. Он должен уметь самостоятельно искать информацию, находить ответ на поставленный вопрос. Отличительная особенность подобной работы состоит в том, что в нем делается большой упор на планирование деятельности и на самостоятельность деятельности ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего – выполнения самого проекта. Понятно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель выступает в роли консультанта и помощника, учащиеся – в роли активных участников процесса проектирования.

Условиями проектной деятельности является посильная возможность сбора информации; темы проектов не должны быть раскрыты в школьных учебниках, поэтому приходится перечитать много дополнительной литературы или покопаться в интернете. Он тем и хорош, что позволяет развивать уже приобретенные навыки исследовательского труда на другом материале и другими средствами.

"О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”, - эти пушкинские слова вполне подходят в качестве девиза исследовательской деятельности любого уровня.

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Глубоко убеждена, что литература и русский язык как учебные предметы обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, стараюсь организовать такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы.

Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации проектно-исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, что требует от учащихся изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода изучаю материал крупным блоком, широко применяя лекции. Основное внимание учащихся акцентирую на вводной лекции, где сообщаю основные идеи темы, формулирую её проблемы с привлечением художественного текста. А наряду с уроком в традиционной форме применяю урок-семинар, урок-практикум, урок – исследование, урок-поиск, творческая мастерская, урок- творческий отчёт, урок- защита идей, урок открытых мыслей, урок- ролевая игра, урок-семинар, урок-конференция, урок – круглый стол, дискуссия, экскурсия.

На уроке-практикуме по русскому языку по теме «Обучение написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ) было предложено ребятам самим провести исследование и составить алгоритм, с чем ребята справились хорошо. Вот один из алгоритмов, составленных учеником.

Хочешь получить высший балл за понимание содержания исходного

текста? Тогда запомни самое главное!

1.Внимательно читай текст. Быстрое чтение приводит к тому, что

ты просто не поймешь его содержание и позицию автора.

2.Определи, какие языковые средства использует в своей статье автор,

чтобы передать отношение к поднятой проблеме, теме и

воздействовать на читателя.

3.Определи, какова тема, проблематика, идея этого текста.

4.Определи, в каких предложениях открыто звучит авторская позиция.

5.Определи стиль и тип речи.

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать внеурочная деятельность: викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования. Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволяет достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, активнее, научились грамотно задавать вопросы, стали более коммуникабельны, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Исследовательская деятельность в старшей и средней школе.

Работа учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ СОШ имени Чеченова Ш.Ш. г.п.Кашхатау Черекского района Кабардино-Балкарской республики.

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельности. Важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В числе приоритетных задач, которые стоят перед нами учителями, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, формирования умения самостоятельно конструировать собственные знания, подготовка человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее изобилия, усваивать ее в виде новых знаний. Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в общеобразовательной школе.

Дистервег писал: «Искусство обучения заключается не в умении сообщить, а в умении возбуждать, будить, оживлять.

Современное течение жизни с ее скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. В этих условиях необходимым элементом является исследовательская деятельность на уроках, ценность которой возрастает всё больше и больше. Обучающие возможности художественной литературы очень велики. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими уроков литературы и русского языка.

Для достижения подобной цели следует решить следующие немало задач, среди которых организация образовательного процесса, который позволит стимулировать интерес к исследовательской деятельности, обеспечит мотивацию к занятиям; использование элементов технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, проблемного обучения; вовлечение школьников в исследовательскую работу.

Большие возможности в этом плане открывает проектно-исследовательская деятельность учащихся, направленная на становление личности школьника через активные способы действия. Проекты-исследования на уроках направлены на получение знаний и на передачу знаний. Любой проект-исследование информационный, творческий, игровой, практический (по доминирующей в проекте деятельности), монопроект или межпредметный (по предметно-содержательной области), индивидуальный, групповой, коллективный (по количеству участников и характеру контактов в проекте), краткосрочный или долгосрочный (по продолжительности подготовки),- требует тщательной подготовки. Сначала требуется подготовительный этап: выбор примерной темы работы; определение цели работы; выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы; формулирование рабочей гипотезы; определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Затем следует основной этап: поиск и изучение литературы по теме исследования, выбор методов исследования, выполнение собственных исследований, анализ полученных результатов, подготовка отчета о проделанной работе в виде научной статьи, подготовка работы к презентации.

Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя выделить в нем приоритетное направление, разработать цели, содержание и план реализации. На первом уроке необходимо мотивировать учащихся на изучение новой темы, обозначить проблемные вопросы, предложить темы для индивидуальных исследований, обсудить варианты оформления результатов, а также ознакомить учеников с проведением заключительного занятия (защиты проекта). На последующих уроках следует изучить программный материал, провести предварительное обсуждение работ учащихся (в особенности касающихся тем, рассматриваемых на данном занятии), проблемных вопросов проекта, дать консультации по начатым исследованиям. Затем хорошо бы провести контрольную работу, а на заключительном уроке заслушать презентации проектов.
Формы представления результатов проектной деятельности различны. Это и устная форма, и письменная форма, и наглядно-образная. Для того чтобы учащимся легче было заниматься исследовательской работой предлагаю алгоритм работы. - Определи тему проекта-исследования. –Определи проблему. -Определи цель работы. -Выбери объект исследования. -Сформулируй рабочую гипотезу. Определи конкретные задачи, решение которых позволит достичь цели. -Подведи итог. Сделай вывод.

В зависимости от объекта исследования, ученические работы, например, по литературе можно разделить на следующие виды:

анализ текста художественного произведения (цель: выявить его художественное своеобразие, особенности авторского стиля, мастерство писателя, типология образов…); сравнительный анализ двух или нескольких произведений (в подобной работе проблемы могут носить теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический характер); изучение жизни и творчества писателей; изучение эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей; реализация проекта.

Каким бы ни был проект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

Конечно, в каждом классе методика проведения исследовательских работ различна.

В 7-8 классах работу провожу коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут сами предложить объект для исследования. Я же чаще всего выступаю в роли соавтора, но соавторство скорее формальное, ибо я всего лишь направляю и координирую деятельность учащихся.

В 9-11 классах исследовательскую работу провожу в группах и индивидуально, основной упор всё же делаю на индивидуальную работу. Как правило, задания составляю сама, ученики дополняют его. Здесь возможен вариант коллективного творчества. Я же выступаю в роли консультанта.

Как известно, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин: лингвистикой, историей, обществоведением, изобразительным искусством, музыкой. Поэтому при подготовке к некоторым урокам можно предложить учащимся индивидуальные задания. Например, при знакомстве (свой пример палех …. Анализ языка произведения… Выписать малые формы устного народного творчества)

Лингвистическое комментирование художественного текста, разъяснение и толкование нами непонятного обезопасит от искаженного и неполного понимания, даст возможность проникнуть в святая святых произведения. В связи с этим, можно предложить учащимся работу по толкованию и разъяснению непонятных слов.

В старших классах исследовательская деятельность носит несколько специфический характер и несет научную направленность.

Такой вид деятельности приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности ученика, его профессиональная направленность, приоритетные формы самостоятельной работы.

Как уже говорилось ранее, современный ученик должен быть инициативен, самостоятелен, он должен находить и анализировать информацию: уметь выбирать необходимый материал, делать вывод и использовать полученные сведения и умения. Он должен уметь самостоятельно искать информацию, находить ответ на поставленный вопрос. Отличительная особенность подобной работы состоит в том, что в нем делается большой упор на планирование деятельности и на самостоятельность деятельности ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего – выполнения самого проекта. Понятно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель выступает в роли консультанта и помощника, учащиеся – в роли активных участников процесса проектирования.

Условиями проектной деятельности является посильная возможность сбора информации; темы проектов не должны быть раскрыты в школьных учебниках, поэтому приходится перечитать много дополнительной литературы или покопаться в интернете. Он тем и хорош, что позволяет развивать уже приобретенные навыки исследовательского труда на другом материале и другими средствами.

"О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”, - эти пушкинские слова вполне подходят в качестве девиза исследовательской деятельности любого уровня.

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Глубоко убеждена, что литература и русский язык как учебные предметы обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, стараюсь организовать такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы.

Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации проектно-исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, что требует от учащихся изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода изучаю материал крупным блоком, широко применяя лекции. Основное внимание учащихся акцентирую на вводной лекции, где сообщаю основные идеи темы, формулирую её проблемы с привлечением художественного текста. А наряду с уроком в традиционной форме применяю урок-семинар, урок-практикум, урок – исследование, урок-поиск, творческая мастерская, урок- творческий отчёт, урок- защита идей, урок открытых мыслей, урок- ролевая игра, урок-семинар, урок-конференция, урок – круглый стол, дискуссия, экскурсия.

На уроке-практикуме по русскому языку по теме «Обучение написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ) было предложено ребятам самим провести исследование и составить алгоритм, с чем ребята справились хорошо. Вот один из алгоритмов, составленных учеником.

Хочешь получить высший балл за понимание содержания исходного

текста? Тогда запомни самое главное!

1.Внимательно читай текст. Быстрое чтение приводит к тому, что

ты просто не поймешь его содержание и позицию автора.

2.Определи, какие языковые средства использует в своей статье автор,

чтобы передать отношение к поднятой проблеме, теме и

воздействовать на читателя.

3.Определи, какова тема, проблематика, идея этого текста.

4.Определи, в каких предложениях открыто звучит авторская позиция.

5.Определи стиль и тип речи.

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать внеурочная деятельность: викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования. Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволяет достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, активнее, научились грамотно задавать вопросы, стали более коммуникабельны, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Использованная литература

1.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

3.Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.


  • Говорим о начальных этапах организации проектно-исследовательской деятельности.
  • Готовим проекты к участию в различных уровневых мероприятиях.
  • Анализируем типичные ошибки учащихся при составлении организационно-исследовательского аппарата индивидуального проекта.
Скворцова Ярославна Владимировна
Бармина Вера Яковлевна
Долгополова Ирина Владимировна

Кандидат психологических наук, методолог образовательных решений, бизнес-тренер. Сертифицированный наставник образовательных проектов. Эксперт в области подготовки и развития управленческих и педагогических команд в образовании

Беликова Екатерина Юрьевна

педагог-психолог, автор и ведущая программ повышения квалификации для педагогов и психологов, психолог-консультант, член Российской Ассоциации Интермодальной терапии экспрессивными искусствами

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены требования ФГОС ООО к организации иссследовательской деятельности, определены этапы работы по организации исследовательской деятельности в образовательном учреждении, выделены формы организации исследовательской деятельности, дано определение понятию исследовательская деятельность школьника.

Ключевые слова: Исследовательская деятельность, требования ФГОС ООО, этапы, познавательная деятельность, системно-деятельностный подход

Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памятью.

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. Процесс перехода экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует и новой парадигмы образования.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь, на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Основным видом учебной работы в школе является познавательная деятельность, включающая элементы исследовательской деятельности, широта и глубина которой возрастает на каждой следующей ступени образования.

Впервые в государственном документе обозначена необходимость овладения школьниками исследовательскими умениями, которая отражает потребность общества в специалистах, способных проводить самостоятельное исследование, основанное на научных принципах.

Чтобы эта работа не была дискредитирована, необходимо в каждом образовательном учреждении в течение нескольких лет провести широкомасштабную апробацию введения работы по организации учебной исследовательской деятельности.

Результатов, прописанных в стандарте, невозможно достичь без грамотно построенной системной работы по развитию исследовательских умений учащихся, начиная с младшего школьного возраста.

В ходе изучения проблемы нами определены следующие этапы работы :

- смысл, значение, и принципы учебной исследовательской деятельности;

- четкая взаимосвязанная система дефиниций ( определений), объединенная единым методологическим ядром;

- иерархическая система педагогических целей по организации учебной исследовательской деятельности;

-иерархическая система планируемых результатов для каждой возрастной группы и критерии оценивания этих результатов;

-структура учебного содержания (структура учебного материала и структура учебной деятельности) по овладению логикой построения и проведения исследования; а также различные варианты программ ;

-научно обоснованная и подтвержденная широкой практикой временная структура по овладению основами исследовательской деятельности с учетом психологических возможностей учащихся разных возрастов;

- необходимые условия осуществления полномасштабной школьной исследовательской деятельности.

На втором этапе целесообразно провести обучение всех учителей основам исследовательской деятельности и особенностям ее организации.

Третий этап нацелен на создание в школе необходимых условий для проведения учебной исследовательской деятельности:

-организация доступных (и бесплатных) для каждого участника исследовательской деятельности информационного портала;

-обеспечение учебниками и другими элементами учебно-методического комплекса и специальной литературой всех участников исследовательской деятельности;

-оснащение необходимой материально-технической базой для проведения исследовательской работы.

На четвертом этапе возникает необходимость налаживания мониторинга организации учебной исследовательской деятельности в образовательным учреждении с целью сбора информации о проведении данного вида работы и ее коррекции.

Основными параметрами, определяющими содержание образования в настоящее время являются:

– объем информации, обеспечивающий возможность построения ориентационных сетей (или карт) человека в системе накопленных человечеством знаний (или знание куда обратиться за той информацией, в которой в данный момент возникла необходимость);

– опыт, личностно присвоенный, организации и реализации предметных деятельностей различного вида; знание о том, что и как необходимо сделать, чтобы самостоятельно достигнуть намеченного результата;

– практика выстраивания личностного отношения к предмету деятельности, ее последствиям, способом собственной самореализации в этой деятельности, знание о том, зачем то или иное действие нужно или не нужно делать, представления о разнообразных последствиях этого действия, морально-этическая его квалификация. Через освоение такой практики деятельность учащегося становится рефлексивной, а сам он субъективируется в этой деятельности. [ 5, с.173].

– возможность и способность строить эффективные коммуникации.

В соответствии с этим можно выделить главные составляющие содержания образования при реализации исследовательской деятельности.

Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.

В свете требований ФГОС исследовательская деятельность выступает как образовательная технология построения общего образования, ориентированная на задачи развития, способ обновления содержания общего образования через развитие деятельностных способностей;

– способ профориентации и начальной профессиональной подготовки. Этот контекст задает задачу построения непрерывного образования школа-вуз, отбора талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией их образования и ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях;

– средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества. Это, прежде всего, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию. Здесь мы имеем дело с образовательными задачами самого широкого плана – эффективной социализацией, историко-патриотическим и сословным воспитанием – в конечном счете, воспроизводством культуры социума от поколения к поколению.

Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) [ 2, с.4].

Организация исследовательской деятельности обучающихся в образовательном учреждении требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов- единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Организация исследовательской деятельности позволяет решать

следующие организационно-методические задачи:

1) приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом – как одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. В этом смысле освоение исследовательского метода является приобретением общей компетентности исследователя, основой которой является способность строить достоверные представления об окружающем.

2) создание познавательной базы исследовательской компетентности – представлений об общей систематике знаний человечества, которая задается через сетку учебных предметов, определяемых базисным учебным планом.

3) развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъектности – или способности строить себя как человека, субъекта собственной деятельности.

4) возможность введения человека в мир человеческой культуры через культуру научного сообщества – освоение принятых здесь способов и норм деятельности, восприятие на личностно-значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества.

Дидактической единицей исследовательской деятельности является исследовательское задание, в котором задаются нормы исследовательской деятельности (такие, как структура исследования, метод исследования, стандарт представления результатов). Руководителем создаются условия для самостоятельного аргументированного выбора учащимся: тематики и направлений исследований, объекта, версий объяснения результатов (анализа), самостоятельной рефлексии хода проведенного исследования по схеме:

• условия мотивации занятия исследовательской деятельности;

• инициация постановки исследовательских творческих заданий;

• представление различных средств решения творческих заданий;

• предоставление возможности презентации результатов;

Эта схема определяет эффективность и специфику исследовательской деятельности как образовательной технологии и должна выделяться в более или менее полном виде в любой из перечисленных ниже форм ее организации [ 3, с.19].

Среди форм организации исследовательской деятельности выделим следующие главные (в каждом конкретном случае учитель может разрабатывать и использовать и самостоятельно разработанные формы):

1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам. При этом реализуется проблемный подход к ведению урока – представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся по поставленным в качестве домашних заданиям (с написанием проблемно-реферативных работ), отражающим различные точки зрения на проблему с режиссурой научной дискуссии с формулировкой выводов.

3. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.

4. Программы дополнительного образования с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам. Фиксация результата как законченной исследовательской работы.

5. Осуществление деятельности тематических клубов и молодежных объединений (например, научные общества учащихся по различным предметным секциям).

6. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.

7. Реализация общешкольных проектов (например, интегрированной образовательной программы общего и дополнительного образования, тематические интегрированные проекты по определенной проблеме) на основе исследовательской деятельности на уровне учреждения с тесной увязкой различных форм образовательной деятельности и реализацией годового цикла исследовательской деятельности.

8. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований.

9. Проведение научно-практических конференций и конкурсов – форм презентации исследовательской деятельности.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

4.Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. – 2004. -№ 4.

5.Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников Текст. / А. И. Савенков. — М.: Сентябрь, 2003. 204 с.

Читайте также: