Формы педагогической деятельности учителя начальной школы

Обновлено: 30.06.2024

• обеспечение режима соблюдения санитарных норм и правил техники безопасности в образовательном процессе.

Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому каждый из нас помнит знаменательный день в своей жизни: первый раз в первый класс. А первые цветы своей первой учительнице? Это она берет на себя огромную ответственность ввести маленького человека в новый мир- мир знаний. Это ее, самую добрую, самую умную, самую красивую, заслуживающую доверия и уважения, всю свою жизнь вспоминают потом благодарные ученики. Учитель начальных классов – это педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице. Он проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг.

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т. к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.

Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут и должны заниматься только люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить сам процесс передачи знаний, процесс обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа с детьми требует от учителя высокой концентрации внимания, хорошо сформированной оперативной и долговременной памяти. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.

Педагогическая деятельность требует от человека определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важны в профессии учителя : развитые коммуникативные качества, хорошая дикция, четкая грамотная речь, громкий голос, умение увлечь своим предметом, эрудиция. Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Также учителю начальных классов важно обладать музыкальными и художественными способностями. Очень важно, что учителю начальных классов должны быть присущи такие личностные качества, как любовь к детям, доброжелательность и чуткость.

Тип и класс профессии

Спрос на профессию : постоянная востребованность на рынке труда, творческий характер труда.

Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует формированию обшей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ, использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.

У учащихся начальных классов обычно один учитель. Он играет главную роль в преодолении детьми первых и очень трудных в их жизни шагов в школьной жизни.

Работа начинается со знакомства с родителями будущих учеников. При этом важно сориентировать родителей на активную помощь школе и своему ребенку, установить с ними доброжелательные и доверительные отношения.

Учитель стремиться развить в детях любознательность, привычку преодолевать трудности. Формирует у них потребность в знаниях. Выступает для малышей в роли воспитателя, прививая им навыки общения и поведения в социальной среде.

В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и учатся учиться и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе.

Профессиональная обязанность учителя - проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение учениками новой информации, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу.

Цель образования - не только собственно обучение, но и развитие, воспитание ученика.

Основное внимание в подготовке учителя начальной школы уделяется педагогике, возрастной психологии и методике работы с детьми. Особое предпочтение отдается повышению общекультурного уровня будущего специалиста. Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе.

Учитель начальных классов работает в учреждении (в учебном классе,

спортзале, а также на воздухе (на пришкольной территории, стадионе). Работа в одну смену, обычно с 8.00 до 14.00 (если в учреждении образования учебный процесс ведется в одну смену). Возможны выходы с учащимися за пределы школы, организованные выезды за пределы населенного пункта и т. д.

У учителя повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Материальная ответственность за сохранность оборудования учебного кабинета.

Учитель начальных классов в деятельности использует простые ручные инструменты (карандаши, ручки, указку и т. д., технические и электронные средства (диапроектор, видеомагнитофон, компьютер).

Работает, в основном, в помещении. Характерны повышенная нагрузка на зрение и эмоциональное напряжение, вызываемое многочисленными контактами в течение рабочего дня, часто в условиях шума.

Требования профессии к человеку

Важные личностные качества учителя :

• склонность к работе с детьми;

• высокая степень личной ответственности;

• самоконтроль и уравновешенность;

• терпимость, безоценочное отношение к людям;

• интерес и уважение к другому человеку;

• стремление к самопознанию и саморазвитию;

• находчивость и разносторонность;

• требовательность к себе и другим;

• наблюдательность (способность) увидеть тенденции в развитии, формировании его умений, навыков, зарождение новых потребностей и интересов).

Учитель начальных классов должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями :

• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

• организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

• оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

• осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

• использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

• работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;

• ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;

• самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

• осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий;

• осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;

• владеть методикой преподавания;

• уметь организовывать внеурочную деятельность и общение младших школьников;

• осуществлять классное руководство;

• вести работу с родителями и уметь координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;

• создавать в учебном кабинете предметно-развивающую среду;

• выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся;

• участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

В целях успешного выполнения профессиональной деятельности учитель начальных классов должен обладать способностями:

• высоким уровнем распределения внимания;

• хорошо развитой памятью.

• педагогику, дидактику, методику преподавания,

• возрастную и педагогическую психологию;

• учебные программы по преподаваемым дисциплинам;

• основы законодательства в области образования, брака и семьи, охраны материнства и детства;

• нормативные документы, определяющие деятельность средней общеобразовательной школы.

• планировать учебную работу;

• организовывать деятельность учеников по усвоению учебного материала на уроках и в самостоятельной работе;

• проводить работу с родителями учеников;

• оказывать первую медицинскую помощь;

• ориентироваться в возрастных, индивидуальных личностных и интеллектуальных проблемах детей младшего школьного возраста.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

• высокий интеллектуальный уровень;

• преподавательские и ораторские способности;

• устойчивый интерес к работе с детьми, эмпатия;

• коммуникативные и организаторские способности;

• толерантность к многочисленным контактам,

• высокий уровень распределения внимания;

• способность к концентрации внимания в условиях помех.

Работа противопоказана людям с заболеваниями:

• нервные и психические заболевания;

• нарушение функций опорно – двигательного аппарата;

• заболевания сердечно- сосудистой и дыхательной систем;

• хронические инфекционные кожно –венерические заболевания;

• плохое сопротивление стрессу;

Где можно получить специальность :

Для этого нужно выучиться в среднем специальном или высшем учебном заведении педагогического профиля. В колледжах обычно учат по двум направлениям:

• преподавание в начальных классах;

• коррекционная педагогика в начальном образовании.

В вузах перечень направлений гораздо шире:

• начальное образование (учитель начальных классов);

• начальное образование и дополнительная специальность;

• психология и педагогика начального образования;

• дошкольное образование и начальное образование;

• педагогическая деятельность на начальной ступени общего среднего образования и др.

Многие студенты получают диплом учителя начальных классов с дополнительной специальностью по выбору, которой может быть родной или иностранный язык, информатика, математика, музыка, хореография и т. д.

Профессия учителя младших классов – одна из немногих, в которую надо идти исключительно по призванию.

Возможность (перспективы) карьерного роста:

• Учитель-методист

• Заместитель директора по учебной работе (начальная школа)

• Методист учебно-методического центра отдела образования, спорта и туризма.

Близкие профессии (специальности)

Преподаватель, воспитатель детского сада, воспитатель детского дома, учитель-логопед, социальный работник.

Прикреплённые файлы:

Использование современных образовательных технологий в работе учителя начальных классов Отчет учителя начальных классов Усачёвой Равзанат Алиевны об использовании на уроках современных образовательных технологий Главной и первостепенной.

Личный опыт учителя начальных классов по внедрению ФГОС Личный опыт учителя начальных классов по внедрению ФГОС. Автор: Азарова Елена Геннадьевна Мне по душе высказывание великого педагога К. Д.

План работы МО учителей начальных классов на 2019–2020 уч. г Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического.

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Скороговорки в работе учителя начальных классов Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на новую публикацию об использовании скороговорок на уроках в начальной школе. Скороговорки - это несложный,.

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления нарушений устной и письменной речи учащихся общеобразовательной школы будет тандем в.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменились требования к педагогической деятельности учителя. Способ моделирования широко признан как актуальный тренд профессиональной подготовки и как часть педагогических проектов. Исходя из современных требований и собственного видения, возможно и необходимо представить модель профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов.

Главной целью деятельности учителя в настоящее время является достижение планируемых результатов начального общего образования: личностных, метапредметных и предметных. Данная цель реализуется через выполняемые педагогом виды деятельности (функции):

· преподавание (всех или большинства предметов в начальной школе). Следовательно, учитель начальных классов – предметник. Однако он не транслирует знания, умения, навыки и способы действий (как это было раньше), а обеспечивает достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) и формирует умение учиться, выступая в роли помощника, консультанта, партнера [1, 2]. Следовательно, современная роль учителя начальных классов – учитель-консультант;

· воспитание. В процессе работы учитель осуществляет умственное, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание, выступая в роли воспитателя-наставника;

· классное руководство. Учитель, помимо функций преподавания и воспитания, выступает в роли классного руководителя: обеспечивает объединение усилий всех учителей, работающих в данном классе, отвечает за формирование коллектива младших школьников. Помимо этого, учитель начальных классов взаимодействует с администрацией, педагогами и иными работниками школы, родителями, учреждениями образования и культуры и.т.д. Следовательно, учитель начальных классов – общественник;

· управление. Педагог должен уметь управлять ученическим коллективом и организовать класс как в урочной, так и внеурочной деятельности. В частности, учитель должен максимально обеспечить самостоятельную деятельность обучающихся через соответствующую организацию урока (постановка цели, проблемы, решение проблемы, выводы, оценка проводятся детьми; а также индивидуальные и групповые задания). Следовательно, учитель начальных классов – координатор и организатор;

· методическая работа. Согласно мировым стандартам профессионального мастерства World Skills , главным требованием к учителю начальных классов является умение учиться [2, 3]. Это значит, что учитель должен систематически совершенствовать свою профессиональную деятельность (путем самообразования, самоанализа и анализа педагогического опыта), а также заботиться о совершенствовании профессиональной деятельности других учителей (путем оказания методической помощи, распространения собственного педагогического опыта и др.). Следовательно, учитель начальных классов – методист;

· научно-исследовательская работа. Учитель может участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования. Следовательно, учитель начальных классов – исследователь [2] .

Таким образом, модель профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов выглядит так:


Опираясь на эту модель в процессе педагогического проектирования, учитель сможет легче осмысливать направления воспитательной и наставнической работы, легче контролировать качество создаваемых сценариев, программ, - то есть частей педагогического проекта.

Любой проект, - будь он проект праздника, похода, Дня Знаний, викторины, театрализованного представления детей, спортивной олимпиады или библиотечной дискуссии, - нуждается в критериях оценки и самооценки.

Благодаря представленной здесь модели учитель получает критерии оценки и направления оценки успешности любого проекта.

Комплектность всех граней деятельности учителя является идеальной моделью для оперативной оценки и самооценки. Эта же модель может быть использована тогда, когда мы разрабатывает тот или иной проект: реализуя проект, учитель видит себя в каждой из этих ролей ещё на этапе планирования и проектирования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью моей педагогической деятельности является: формирование учебной самостоятельности младших школьников. для этого я использую современные образовательные технологии.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Пестровка

Камешкирского района Пензенской области

Описание системы работы учителя начальных классов

Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете.
В. О. Ключевский

Эти слова являются моим жизненным кредо на протяжении многих лет.

Быть первым учителем — очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём — и он в будущем найдёт свой путь в жизни.

Вся моя педагогическая деятельность направлена на раскрытие возможностей и развитие способностей учащихся.

Я работаю учителем начальных классов 31 год. За время работы в школе мною накоплен богатый опыт, направленный на развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Целью моей педагогической деятельности является: формирование учебной самостоятельности младших школьников, развитие творческих способностей, создание детского коллектива со своими традициями, развитие личности каждого ребёнка через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Для реализации цели решаю следующие педагогические задачи:

Формировать основы умения учиться, создать условия для индивидуального развития и самореализации каждого ученика.

Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий.

Воспитывать гражданственность, культуру общения, целеустремленность, толерантность.

Считаю, что в современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, поэтому развиваю у детей потребность и способность к самообразованию, формирую стремление к познанию.

Современное образование, ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ребенка учиться, сформировать личность с определённой гражданской и нравственной позицией, определёнными ценностными установками.

Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и развиваться. Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий. На протяжении нескольких лет для активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся в учебном процессе использую современные образовательные технологии:

Проблемное обучение.

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем - то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. (Проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Малый проблемный вопрос возникает в ходе объяснения, закрепления материала на который у ученика нет ответа, его необходимо найти в ходе учебной деятельности. Большие проблемные вопросы требуют планирования, они ставятся в начале занятия или темы. Вся методика урока выстраивается как поиск ответа на проблемный вопрос. Проблемные задания ученик может решить в ходе самостоятельной или групповой работы, через самостоятельную обработку информации и разные формы разрешения проблемы (схема, таблица, текст). На уроках перед детьми ставлю проблемные задачи: найти объяснение слову, найти ошибку в работе, составить схему, сделать анализ текста. Или создаю проблемную ситуацию, которая побуждает детей к нестандартному мышлению в поиске решения. Использование методики проблемного обучения формирует у учеников компетенцию решения проблем, воспитывает терпение, настойчивость, целеустремленность, толерантность, создает ситуацию успеха

Творческое развитие.

Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы: беседы; дискуссии; игры; состязания; походы и экскурсии; конкурсы; турниры; собеседования; олимпиады; наблюдения; творческий труд; поисковые эксперименты; индивидуальные занятия; художественно - эстетическая деятельность и т. д. Проводимая работа развивает творческие и познавательные способности детей. Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах.

Побудить учащихся к активизации мыслительной деятельности, к творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные формы организации урока: урок - сказка, урок - КВН, урок - путешествие, интегрированный урок, урок - экскурсия, урок - проект.

"Тонкие и толстые вопросы" - этот приём может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.

Технология уровневой дифференциации.

Любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Наиболее значимыми принципами, применяемыми мною в работе являются следующие:

1.Использование субъективного опыта обучающегося, способствующего пониманию и усвоению нового знания;

2.Вариативность заданий, предоставление ребёнку свободы выбора при их выполнении, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;

3.Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества;

4.Формирование мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Реализация этих принципов позволяет обучающимся преодолевать пассивную позицию в учебном процессе и активно участвовать в добывании знаний.

Способы дифференциации на уроках:

1.Дифференциация по объему учебного материала. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным даётся больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное).

2. Дифференциация по уровню трудности.

3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются: образец оформления ответа; памятки, планы; карточки-помощницы с наводящими вопросами; справочные материалы; наглядные опоры, иллюстрации, начало или частичное выполнение задания.

5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.

Мной востребована технология работы в группах и парах. Работая в группе сверстников, ребёнок имеет возможность более свободно выражать свои мысли.

Работа в парах - переходный этап к проведению групповой работы. Она ставит ребёнка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Групповая форма работы создаёт условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде. Групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку;

дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;

дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки, позже - целеполагание и планирование;

дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в процесс обучения.

В своей работе использую такие групповые технологии как: как групповой опрос, смотр знаний, нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (урок - конференция, урок - суд, урок - путешествие и т. д.)

Проектная и исследовательская деятельность.

Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.

Исследовательская деятельность - это деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Главное для учителя - увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Работа по развитию исследовательских навыков может проходить на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.

Проектная деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата с обязательной презентацией этих результатов. Исследовательская и проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определенного времени. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность и т.д. Совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие требованиям нового ФГОС.

Информационно - коммуникационные технологии.

Применение ИКТ на различных уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках, способствует развитию информационной компетентности, увеличивает зрелищность и эмоциональность урока, делает изучаемый материал более увлекательным для ученика. По моим наблюдениям повышается продуктивность урока на 10 - 15%. Ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний.

Использую компьютер в своей работе постоянно, что способствует раскрытию творческих способностей учащихся, активизации их деятельности на уроках. Применяю на своих уроках электронные и музыкальные физминутки, презентации и видеофрагменты, тестовые задания, которые нахожу в Интернете или создаю сама.

Добиваться заинтересованности и понимания изучаемого материала, мне помогает использование разнообразной наглядности. Я считаю, что использование наглядности является одним из важнейших моментов в обучении младших школьников. Она способствует глубокому осмыслению и пониманию учебного материала, поэтом , практически, на каждом уроке я использую наглядность.

Еще одним важным аспектом своей работы считаю индивидуальный подход к учащимся. Учебный процесс, строю с учетом реальных учебных возможностей каждого ученика, позволяя каждому продвигаться в усвоении знаний оптимальным темпом. На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в микрогруппах, коллективную, но в силу того, что наполняемость класса малая, использую чаще работу в парах, принцип подхвата, когда более сильный ученик курирует более слабого.

Здоровьесберегающие технологии - применяются с целью помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей.

Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями и животными. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Работа с одарёнными детьми. В зависимости от способностей детей каждому ребёнку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать.

С первого года обучения на всех учащихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика, и стимулируют познавательную активность.

Много внимания уделяю внеурочной деятельности. Дети моего класса являются активными участниками разнообразных походов, экскурсий, спортивных праздников.

По моему мнению, использование современных педагогических технологий, различных приёмов и методов, внеклассная деятельность, направленная на развитие детей, позволяют моим ученикам стать успешными на уроках и в дальнейшем обучении в старших классах. За период работы в школе в качестве классного руководителя выпустила несколько выпусков. В настоящее время являюсь классным руководителем 2 и 4 классов.

Работа с родителями

Здоровье детей – одна из главных проблем не только школы, но и семьи. Поэтому проблему здоровья наших детей надо решать сообща. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Вместе с родителями мы обсуждаем следующие темы:

Родители активно принимают участие в жизни класса, помогают в проведении различных мероприятий, я могу в любой момент обратиться к ним за помощью.

Опытом своей работы делюсь с коллегами на педагогических советах, семинарах, открытых уроках.

Я, убеждена, что основная цель учителя – сделать своих учеников успешными, а, значит, ввести их в мир здоровыми людьми. Ведь каждый ребенок рожден не только для того, чтобы мы его учили, чтобы ходить в школу. Он рожден для жизни, чтобы быть счастливым.

Учитель всегда находится в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески.

Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования - это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней.

Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.

План самообразования

Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

  1. Выбор направления и темы самообразования.
  2. Формулирование цели и задач самообразования.
  3. Определение круга источников информации.
  4. Выбор формы самообразования.
  5. Составление плана самообразования.
  6. Определение результата самообразования.
  7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Определив круг источников информации (материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; курсы повышения квалификации и др.) и выбрав форму работы (индивидуальную, групповую, коллективную), я составила личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

Для реализации личного плана самообразования, передо мной стоят следующие задачи:

  • познакомиться с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
  • посещать семинары, конференции, уроки коллег;
  • принимать участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;
  • пройти курсы повышения квалификации по данной теме;
  • разработать модель образовательного процесса с использованием ИКТ;
  • провести открытые уроки с использование ИКТ для анализа со стороны коллег;
  • организовать внеурочную деятельность по предметам;
  • выступать на заседаниях МО с обобщение результатов опыта работы.

Любая деятельность будет бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт или нет достижений.

Предполагаемый результат: овладение альтернативными формами и способами ведения образовательной деятельности, в том числе информационно-коммуникативными технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.

Результатами моего самообразования должны стать:

  • повышение качества преподавания предметов, рост результативного участия учащихся класса в школьных, районных и всероссийских конкурсах, олимпиадах
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным технологиям;
  • создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ, на личном сайте.

Цель: формирование и развитие коммуникативных способностей учащихся.

Задачи:

  • повысить качество знания;
  • сделать обучение интересным для детей за счет формирования и развития коммуникативных способностей;
  • повысить качество преподавания на основе внедрения новых информационных технологий;
  • фиксировать уровень обученности на каждом этапе школьного обучения.

Потребности и мотивы: В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, интернет, общения с коллегами.

Срок работы над темой: 4 года.

Представление материала: открытые уроки на школьных и районных семинарах, выступления из опыта работы на педагогических чтениях, на МО, практикум с коллегами.

Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.

Ожидаемые результаты: Сделать обучение интересным для детей за счет формирования и развития коммуникативных способностей. Ведь общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Этапы и содержание самообразования

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта

Прогностический

Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.

Семинары для учителей начальных классов.
Выступление на методических семинарах, педагогических советах.

Практический

Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы.

Обобщающий

Подведение итогов.
Оформление результатов работы.

Участие в работе МО учителей начальных классов и в семинарах.
Участие и результаты в районных, всероссийских конкурсах и олимпиадах
Ведение персонального сайта
Участие в работе школьного сайта
Открытые уроки на школьном и районном уровне.
Консультативная помощь молодым коллегам.
Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.
Ведение профессионального портфолио.
Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы

Участие в конкурсах для учителей начальных классов. Посещение и публикации на сайтах. Публикации творческих и практических работ учащихся в проекте интернет-сайтах.

Направления самообразования:

Направления

Мероприятия

Сроки

1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов.
4. Успешно проходить аттестацию на категорию.
5. Разработать рабочие программы по своим предметам.
6. Участвовать в профессиональных конкурсах.
7. Продолжить пополнение методической базы кабинета (новой методической литературой, карточками, перфокартами, наглядными пособиями).
8. Проводить всеобуч родителей и дни открытых дверей.

ежегодно
ежегодно
1 раз в 5 лет

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
2. Принимать участие в работе педконсилиумов.
3. Проводить психолого-педагогическую диагностику.

1. Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
3. Принимать активное участие в работе школьного и районного МО учителей начальных классов.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, округа через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственный УМК лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.

1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии.
3. Пополнять персональный сайт.

1. Использовать в образовательном процессе здоровье сберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.

Список использованной литературы

1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года. - М.: АПК и ПРО, 2008.

2. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. 2009.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. - 2005. - С. 54-112.

5. Брагуца, А.В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе /А.В.Брагуца //Начальная школа. - 2010. - №9. - С.75-78

7. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002.

Читайте также: