Формирование территории россии 8 класс план урока

Обновлено: 07.07.2024

- Запрещается использовать аватары и подписи содержащие спам, рекламу, порно, пропаганду нацизма и.т.д

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

• Осуществить интеграцию с курсом истории по вопросу формирования территории России.

• Выяснить, как заселялась территория России.

• Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.

• Формировать умение работать с текстом и картами атласа и учебника.


Основное содержание: формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, В. Атласов.

Практикум.
Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).

Работа с атласом и контурной картой.


Способы действия учащихся:
вспомнить из курса истории о том, как формировалась территория России, работать с текстом § 4,5 и картами (рис. 11 и 12 учебника), оценить вклад путешественников и первопроходцев в освоение территории России.
Ценностный компонент урока: значимость походов первопроходцев и исследователей в освоении территории России; проблемы, связанные с освоением территории.

Ход урока

Актуализация знаний

Покажите на карте крайние точки России.

Покажите на карте страны, граничащие с Россией.

На территории России часовых зон:

а) 12; б) 11; в) 24; г) 9.

Границы часовых зон проводят:

а) по меридианам;

б) по границам субъектов РФ;

в) по крупным природным рубежам;

г) по параллелям.

Большая разница во времени на территории России определяется:

а) большой протяженностью страны с запада на восток;

б) большой протяженностью страны с севера на юг;

в) сложностью рельефа;

г) большой протяженностью морских границ страны.

Разница во времени между западными и восточными субъектами России составляет:

а) 11 ч; б) 9 ч; в) 8 ч; г) 5 ч.

Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите получившуюся последовательность цифр.

1) Республика Карелия

2) Свердловская область

3) Забайкальский край

Изучение нового материала:

Название темы нашего урока есть в словах этого человека. О чем мы сегодня будем говорить?

Работа с учебником и картами атласа по группам.

1-я группа – ХI-ХV в. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами

2-я группа – ХV- ХVI в.Походы русских в Западную Сибирь

3-я группа – Географические открытия конца ХVI-начала ХVII в.

4-я группа – Открытия Нового времени (середина ХVII- ХVIII в.

5-я группа –Исследования ХIХ- ХХ в.

В процессе работы, а затем во время выступления каждой группы заполняется таблица, раскрывающая вклад отечественных путешественников и исследователей в формирование территории России. На контурную карту наносятся маршруты исследований.

Исследуемая территория

Основной вклад в развитие географии

ХI-ХV в. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами

исследовали территорию от Кольского полуострова до устья Печоры

ХV- ХVI в.Походы русских в Западную Сибирь

К востоку от Уральских гор

Быстрое освоение и заселение Сибири (1581-1584).

Географические открытия конца ХVI-начала ХVII в.

Вышел к Байкалу и открыл о.Ольхон

В 1639 достиг (открыл) берега Охотского моря.

До 1610 – после 1667

Прошел из Якутска по рекам Лена и Алдан, вышел по Амуру в Охотское море, собрал ценные сведения о народах, живших по берегам Амура.

Ерофей Павлович Хабаров

В 1649-1653 гг. экспедиция в Приамурье, изучал земли вдоль Амура и составил их карты.

год рожд. неизвестен – 1648 или позже

В 1648 г. достигли Тихого океана, осуществили плавание вдоль Чукотского полуострова и открыли пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. Но записка с донесением об открытии пролива затерялась в Якутском архиве и была найдена лишь спустя 88 лет – в 1736 году.

Во время бури корабли Федота Попова и Семена Дежнева потеряли друг друга. Попов и его команда высадили на полуострове Камчатка и там зазимовали, поэтому считается, что этот п-ов открыл именно Ф. Попов.

Открытия Нового времени (середина ХVII- ХVIII в.

В 1695-1697 экспедиция на Камчатку. Подробно описал природу этого края и его коренное население.

Датчанин по происхождению, 37 лет провёл на морской службе в России, участвуя в создании русского флота. Возглавлял Первую (1725-1729 гг.) и Вторую (1733-1743) Камчатские экспедиции. Погиб на острове во время зимовки в 1741 г.Был открыт пролив между Азией и Америкой.В честь Беринга названы Командорские острова.

Побережье Северного Ледовитого океана

В 1742 г. составил карту побережья Северного Ледовитого океана от Карского моря до Колымы. Нанес на карту крайнюю северную точку, названную впоследствии его именем.

Дмитрий и Харитон Лаптевы

Побережье Северного Ледовитого океана

Были описаны большие участки нижнего и даже среднего течения всех крупных рек бассейна Ледовитого океана, очертания полуострова Таймыр и Ямал

Исследования ХIХ- ХХ в.

Отто Шмидт и Владимир Воронин

1932 год был пройден Северный морской путь

Закрепление нового материала

Географический диктант (устно).

- Побережье какого моря освоили Новгородцы – поморы? (Баренцево).

- Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак).

- Кто открыл озеро Байкал ? (К.Иванов)

- К какому морю вышел Иван Москвитин? (Охотское море).

- В чем заслуга С. Дежнева? (открытие прохода из Ледовитого океана в Тихий).

- Он в 1696 г. совершил поход на Камчатку (В. Атласов).

- В честь каких братьев названо море? (Лаптевых).

- Он изучал Уссурийский край (Пржевальский).

- Моряк родом из Дании, ставший известным путешественником в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте России (Беринг).

- Русский полярный мореплаватель участник Великой Северной экспедиции, достигший северной точки Азии (Челюскин).

Просмотр видео «Роль русского географического общества в изучении территории России

Рефлексия: оценить свою работу на уроке, что дал вам этот урок? Выставление оценок.

Ключевые слова:
Новгородская республика, Новая Земля, Северный Урал, Западная Сибирь, Камчатские экспедиции, Северный морской путь, Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв, Е.П. Хабаров, В. Поярков, И.Д. Папанин, О.Ю. Шмидт.

Пояснения:
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик и интерактивный элемент учителя об особенностях освоения и изучения территории России. В ходе объяснения необходимо нанести по выбору учителя маршрутов исследователей.

- В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс : учеб. для общеобразовательных организаций – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2016.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Цель урока: Способствовать изучению государственной границы и государственной территории России, знакомству с соседями первого и второго порядка.

1. Способствовать получению информации об особенностях государственной границы России и ее государственной территории.

2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная.

Форма организации деятельности детей: беседа, рассказ, работа с текстом, картой.

Оборудование: Физическая карта мира и политическая карта мира.

I. Орг. момент

II. Актуализация знания

Вопрос: Что такое страна?

III. Изучение нового материала

1. Государственная граница и государственная территория России

2. Самая длинная граница в мире

3. Соседи России

1. Государственная граница и государственная территория России

Государственная граница – это линия, определяющая пределы ее государственной территории.

Вопрос учителя: Назовите критерии государственной границы.

Ответ учащихся: Линия границы и проходящая через нее вертикальная поверхность, которая простирается в атмосферу (до 100 км) и литосферу, ограничивают пределы государственной территории страны.

Государственная территория России – это часть земной поверхности, на которую распространяется действие ее законов.

Вопрос учителя: Что включает государственная территория России?

Ответ учащихся: Государственная территория России включает находящиеся в ее пределах поверхность суши и недра, внутренние воды суши и внутренние морские воды (воды портов, заливов, бухт), территориальные воды.

Территориальные воды простираются от побережья страны или от границы внутренних морских вод на расстояние 12 морских миль (22,2 км).

За границей территориальных вод на 200 миль (370 км) протягивается исключительная экономическая зона России.

Вопрос учителя: Назовите особенности исключительной экономической зоны России.

Ответ учащихся:

1. Не относится к государственной территории страны.

2. Открыта для движения судов других государств, прокладки линий связи, трубопроводов.

3. Но хозяйственная деятельность (разведка и разработка ресурсов, лов рыбы и пр.) для иностранцев здесь запрещена.

4. Исключительная экономическая зона России охватывает более 4 млн км2.

2. Самая длинная граница в мире

1. Общая протяженность границ – 60 тыс. км.

2. Сухопутная граница составляет 24% от общей границы.

3. Водная граница составляет 76 % от общей границы.

4. Водная граница состоит из: 85% морской и 15% речной и озерной.

3. Соседи России

Запись: Государственная граница России устанавливается соглашениями между Россией и граничащими с ней государствами.

Задание 7. Работая с картой атласа на стр. 3, записать названия государств, которые являются непосредственными соседями России и входят в 1 порядок.

Государства, которые являются непосредственными соседями России и входят в 1 порядок – 16: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Польша, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР.

Задание 8. Работая с картой атласа на стр. 3, записать названия государств, которые являются соседями соседей России и входят во 2 порядок.

Государства, которые являются соседями соседей России и входят во 2-й порядок: Швеция, Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Молдавия, Турция, Армения, Иран, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Индия, Непал, Бутан, Мьянма, Лаос, Вьетнам, Респ. Корея.

IV. Закрепление изученного материала – вопросы на стр. 9:

1. Что включает в себя государственная территория России?

2. Укажите главные особенности границ России.

V. Рефлексия

Учитель: Предлагаю вам оценить свою работу на уроках, продолжив следующие фразы:

- Сегодня я узнал(а), что…

- Мне было трудно выполнять задания…, потому что…

- Сегодня я работал(а)…

VI. Подведение итогов

Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке.

Читайте также: