Как живут лаки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Зейд Ислам Булатов из Куркли занимался философией, но более всего его привлекала астрономия. По его чертежам кубачинские мастера сделали астрономическую трубу, с помощью которой он наблюдал за звёздами. Али Каяев считал Зейда Курклинского вторым учёным-астрономом в Дагестане после Магомеда Мегебского. За участие в восстании 1877 года был сослан царским правительством в Тобольск.

Гасан Гузунов (1854–1940), род. в сел. Кумух. Учёный, астроном, философ, поэт. Получил мусульманское и светское образование, владел арабским, русским, турецким и несколькими дагестанскими языками. В четвёртом томе философии СССР представлен как один из дореволюционных философов.

Амаев Амир Джабраилович, род. в 1921 г. в сел. Унчукатль Лакского округа. После окончания Московского инженерно-физического института работал в Институте Атомной энергии имени В.И. Курчатова, занимался физикой твёрдого тела. Является автором технологии восстановления свойств атомных реакторов. За выдающийся вклад в использование атомной энергии ему присвоено звание лауреата Государственной премии (1963).

Дандамаев Мухаммад Абдулкадырович, род. в 1928 г. в сел. Унчукатль Лакского района. Окончил Ленинградский педагогический институт им. Герцена, аспирантуру Института истории АН СССР. Лауреат Государственной премии СССР, почётный член Американского общества востоковедов, член-корреспондент Института Среднего и Дальнего Востока Италии, Центра клинописной документации Франции, Венгерского общества классических древностей. Его труды изданы в Германии, США, Великобритании, Голландии, Испании, Иране. Лауреат премии французской академии подписей и изящной словесности.

Тамадаев Абдул-Халик Магомедович, род. в сел. Ханар Лакского района, в 1987 году защитил докторскую диссертацию; избран действительным членом Международной академии энергетики им. Эйнштейна.

Чалавиев Гаджи-Эфенди Абдул-Гамидович (1925–1988), род. в сел. Кумух Лакского района; выпускник Московского высшего технического училища им. Баумана, лауреат Государственной премии СССР; заслуженный изобретатель СССР.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Ученые

Лакцы относятся к одному из коренных народов Северного Кавказа. Этнокультурная территория этого народа называется Лакия и состоит из двух районов: Кулинский и Лакский. Старинной столицей Лакии было селение Кумух, расположенное в центре нагорного Дагестана. Там находилась резиденция лакских правителей. В мире насчитывается около 180 000 лакцев.

Где живут

Основная часть народа проживает на территории России, в Дагестане их 161 300 человек. Живут лакцы в Ставропольском крае, Тюменской и Московской областях, в Москве, Кабардино-Балкарии, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Туркменистане, Казахстане, Киргизии, Грузии, Турции, на Украине и в Белоруссии. Небольшая часть представителей этой народности проживает в Латвии, Эстонии, Армении, Молдавии и Литве.


Название

Некоторые народы называют лакцев по-другому:

Лакский язык является одним из 14 официальных языков Дагестана и принадлежит к нахско-дагестанской группе кавказских языков. Говорят на нем около 146 000 человек. На лакском выходит газета и передачи на телевидении.

В лакском языке есть десять диалектов:

  1. вицхинский
  2. кумухский
  3. аракульский
  4. каялинский
  5. шалибский
  6. вачи-кулинский
  7. балхарский
  8. шаднинский
  9. вихлинский
  10. уринский

До 1928 года лакская письменность была на основе арабского алфавита, с 1928 по 1938 годы — на основе латинского, с 1938 года — на основе русского алфавита с добавлением некоторых букв. Многие лакцы хорошо говорят и читают на русском языке.


Религия

Лакцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб). Эта религия окончательно была утверждена в народе в 11 веке. До этого у лакцев были божества, в которых они верили и старались всячески ублажать для своего благополучия и здоровья. Поклонялись огню, этот обычай существует в лакских обрядах и сегодня. Из камня и дерева мастерили изваяния в виде фигур человека, обмазывали жиром и просили о дожде, хорошем урожае, благоприятной зиме.

Лакцы верили, что дом защищает своего хозяина и его семью от бед, природных явлений и злых духов. Верили, что в доме жил добрый дух Киини, которого лакцы представляли в виде маленькой змеи, ящерицы и лягушки, он защищал от несчастий. Чтобы Киини не уходил, для него готовили халву без сахара и ставили в потайных уголках дома.

Лакцы в прошлом исповедовали христианство. На древних камнях в горах Лакии есть изображение креста и христианских древних храмов.

В рационе лакцев присутствуют молочные, мясные и мучные блюда, картофель и овощи. Из муки лакцы пекут лепешки, которые готовятся в специальной глиняной печке, похожей на опрокинутый чан без дна. Такая печь стоит под навесом во дворе дома. К повседневной пище можно отнести молочный суп с кукурузными клецками, вяленую баранину, брынзу, толокно, молоко, жареную баранину, скисшее топленое молоко с мукой и чай. Распространенными блюдами является плов, куриное мясо, обжаренное с яйцами, рисовая каша, голубцы с подливой из кислого молока.


Внешность

Сегодня лакцы практически перешли на одежду городского типа, но все еще встречается и традиционная. Мужчины носят кавказский пояс и папаху, бурки. Пожилые лакцы носят бешмет и черкеску. И женщины, и мужчины до сих пор иногда носят вязаную обувь. Пожилые женщины надевают длинные шаровары, которые раньше носили все лакские женщины.

Старинный женский свадебный костюм состоит из белого, длинного шелкового платья с большим вырезом в области груди и разрезом посередине. Эти вырезы стянуты шелковыми шнурами белого цвета. Рукава платья длинные, разрезаны по всей длине. Под платье надевают шелковую белую кофту с узким рукавом и стоячим воротником.

Женщины и девушки при выходе из дома голову покрывают большим платком из шелка, на котором вышиты узоры. В повседневной жизни носят черную сатиновую косынку. В селе Вихли еще носят старинные женские головные уборы лачек. Жительницы этого селения покрывают голову убором из материи, стянутой на затылке гармошкой. Из-под него до пояса свисает полотнище, низ которого вышит узорами и часто заканчивается бахромой. Сверху убора накидывают очень длинное, до 6 метров, белое покрывало, которое закрывает голову, спину и плечи. Вихлинские женщин носят белое покрывало, а женщины других сел — черное.

В Кулинском районе в зимний период многие женщины и дети надевают короткие овечьи полушубки. В других районах на детей надевают короткие куртки, пошитые из кусочков разноцветных материй. На спине и плечах верхней одежды пришивают серебряные монеты. На голову дети надевают шапку из парчи с плоским верхом. Сзади шапки спадает кусок пришитой материи. Маленьким девочкам волосы заплетают в мелкие косички.


Жизнь

Проживающие в горах лакцы занимались в основном скотоводством. Те, кто жил в более равнинных местностях, занимались земледелием. Из животных разводили овец, крупный рогатый скот, лошадей, мулов и ослов. На полях выращивали пшеницу, ячмень, рожь, кукурузу, картофель и горох, позже начали массово выращивать овощи. И сегодня лакцы занимаются пчеловодством, садоводством.

Производят керамику, гончарные изделия, занимаются ювелирным и медным делом, торговлей, работают удильщиками, каменщиками, шорниками, кондитерами, сапожниками. Из-за нехватки работы многие лакцы издавна уезжают в город работать.

Жилище

Дома лакцев в основном двухэтажные или состоят из трех этажей, строятся из камня, с плоской кровлей. У дома есть небольшой внутренний дворик, на втором этаже обязательно имеется галерея. В одной из комнат дома делают возвышение, которое занимает половину помещения. Его накрывают коврами, раньше на нем ели и спали. Сегодня во многих домах есть столы. Полы в домах глиняные, даже на втором и третьем этаже, из-за нехватки в местностях дерева. Раньше в домах были очаги и камины, которые сегодня заменили железными печками. На лето их убирают из комнаты.

Стены в жилых помещениях украшены коврами или тканевыми обоями, часто на них висит кинжал или целая коллекция старинного оружия. Практически в каждом доме на видном месте стоит стопка книг на русском и лакском языках, радиоприемник или репродуктор.


Культура

Музыкальный инструментарий лакского народа состоит из струнных, духовых и ударных инструментов, многие из которых широко используются и у других народностей Дагестана:

  • барабан дачу
  • бубен
  • баламан
  • горная свирель щуттух
  • зурна
  • чаган
  • чугур

Позже лакцы начали использовать в музыке аккордеон, баян, мандолину и кеманчу. Последние два постепенно заменили чаган и чугур.

Лакский фольклор состоит из нескольких жанров:

В них рассказывается о таланте лакского народа, живости ума и жизнеутверждающем оптимизме. В преданиях и легендах выделяется оценка исторических событий, отношение к явлениям природы и историческим личностям. Лакские сказки очень разные, создано их большое количество. Главными героями выступают животные, много сказок у лакцев, где главным героем выступает муравей.

В Дагестане построен Лакский государственный музыкально-драматический театр имени Э. Капиева. Все началось с того, что в 1914 году лакская интеллигенция открыла любительский кружок в селе Кумух.


Традиции

Лакцы являются народом очень гостеприимным. Для них считается большим позором не угодить гостям. Хорошо принять у себя гостя — почетное дело для каждого лакца. Все окружающие такого хозяина очень уважают.

Так как многие лакцы вынуждены были уезжать на заработки, у народа появились соответствующие обычаи. Из дому уходить положено вечером, когда сядет солнце. В дорожную сумку уходившего его мать, невеста или сестра клали печенье в форме сердца, чтобы мужчина о них не забывал.

До сих пор, если начинается строительство дома или какая-нибудь работа, для которой необходимо много рук, лакцы зовут родственников и соседей. Все работают в праздничной одежде, а за труд получают от хозяина угощения.

У народа не принято, чтобы жених сам ходил просить руки и сердца возлюбленной у ее родителей. Ходили в дом невесты сваты, которых выбирали из близких родственников. Через три дня переговоров проводился обряд обручения. Дата свадьбы зависела от материального положения жениха. Молодые не должны были видеться со дня обручения и до самой свадьбы. За это время девушка шила свадебный костюм жениху, а он был обязан подготовить для невесты свадебное платье, украшения и подарки.

Руки невесты перед свадьбой красили хной, которую за неделю до торжества приносили родственники жениха вместе с подарками. В знак уважения родственников в доме невесты угощали медом. Когда девушке окрасят хной руки, она не должна выходить за порог дома до самой свадьбы.


Женщина рожала ребенка в доме своих родителей и оставалась там 40 дней после родов. В воду, которую пила роженица, клали кусочек бумаги, на котором написана молитва. Рожавшую женщину окуривали дымом подожженной соломы, принесенной из мечети.

Через 6 дней после родов приглашалась счастливая в браке женщина, которая должна была уложить новорожденного в люльку. В этот день в доме роженицы собирались самые близкие, младенцу давали имя. Часто давали имя в честь умершего родственника долгожителя. На следующий день ребенка стригли. Для этого выбирали самого уважаемого мужчину, он брил младенцу голову. Отстриженные волосы взвешивали на весах, и их вес приравнивали к деньгам, на которые покупали сладости. Всем жителям в округе раздавали эти сладости или деньги.

Новорожденный до 40 дней находился под тщательным присмотром взрослых, в качестве оберега от злых духов служила метла или нож. К роженице и ее ребенку нельзя было подходить мужчине с оружием и женщине с украшениями из золота. Купали ребенка только в емкости из дерева. На полу очерчивали круг углем, в него ставили емкость и только после этого купали. Так младенца защищали от злых сил. В дом мужа молодая мать возвращалась в компании родственников и близких, которые помогали ей нести халву, котел плова и приданое для ребенка.

Зимой главный праздник — Новый год. Лакцы разжигают костры и прыгают через них, очищаясь от грехов и злых помыслов. Вместо современных салютов раньше разжигали и кидали с горных вершин глиняные шарики с соломой. Весной бережно собирают воду первого весеннего дождя, раньше ее использовали для приготовления оберегов и омовения. Если во время такого дождя выйти на улицу с непокрытой головой, можно очиститься от болезней.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Кизилюртовского района РД

Доклад на тему

Автор: учитель истории и обществознания

Для будущего не умрут легенды,

традиции, победы и любовь.

Знак времени иной.

Иная жизнь течет

Кто пристально глядит,

тот видит очень много.

Кто слушает, с тем время говорит.

Идрис Бозоркин

Можно сказать, что просвещение всегда являлось основой, фундаментом культурного развития любого народа и государства.

Просвещение — тема обширная. В широком смысле охватывает, наверно, все сферы духовной сферы духовной культуры: школьное образование, обучение грамоте вызвало население, формирование интеллигенции, внеклассное образование и т.д. Исследование вопросов истории просвещения и школы, всегда имело большое научно- познавательное и практическое значение, поэтому и выбор темы был не случаен. Считаю данную тему актуальной и интересной. В дореволюционной историографии проблема просвещения народов Дагестана не получила всестороннего просвещения. Исследования дворянских и буржуазных историков, военных писателей посвящались в основном описанию политических событий, природы и географического положения, оценки стратегического значения края. Наибольшую ценность при изучении данной темы представляют работы П.К. Услара, Е. Карупского и др.

В этой работе рассматривается и сделана попытка проанализировать жизнь и деятельность Абдуллы Омарова, главного выдающегося сына лакского народа Дагестанской земли. Его труд бесценен. Если и есть люди достойные наивысшего уважения и признания на Земле, то это те, кто несет знания. Абдула Омаров не единственный представитель просвещения среди лакцев (Али Каяев, Замил Али, Зеид Ислам Булатов из Куркли и др.)

В работе показан процесс становления светского образования и приобщения горцев к передовой культуре. Дана характеристика деятельности Абдулы Омарова, показан его вклад в развитие школьного образования, культуры местного населении, а также упомянуто о роли и месте конфессиональных школ в системе просвещения. Использованы труды Г.Ш. Каймаразова, М. Абдуллаева, Г.Г. Гаджиева, Д.М Магомедова и др.

Начало формирования просветительской мысли и особенности образовательной системы Дагестана в XIX веке

Во второй половине XIX века в Дагестане начинает формировать просветительско-демократический круг интеллигенции сознательно ставящие целью своей деятельности синтез местных традиций с европейскими. Его представители ориентировались на передовые общественные идеалы русской и европейской культур как местной феодально-клерикальной так и господствующей буржуазно- помещичьей культуре официальной России. Это направление было неоднородным.

Первоначально оно было представлено интеллигенцией просветительских взглядов (А. Чиркивский, К. Зульпукаров, А. Омаров, Д. Бутаев, М. Хандив, Б. Далгат, М.Э. Осм а нов, М. Алибеков, Ю. Нуркетинский).

Кавказ и Дагестан вошли в русское искусство не только в романтических темах, сюжетах, мотивах и образах. Этот экзотический рай с его гордыми свободолюбивыми народам дал представителям русской культуры благодатный материал для выражения своих собственных социально-политических, нравственных, идейно- художественных взглядах своего отношения к русской действительности. В целом огромное историческое значение второй половины XIX века в культурном развитии Дагестана определялось вовлечением духовной жизни края в поле тяготения русской передовой научно, общественной и художественной мысли.

После поражения антифеодального и антиколониального освободительного движения Дагестан находился на историческом перепутье. Все более отчетливо осознавалась необходимость новых путей для возрождения края, оживления экономики, социальных и культурных преобразований. На национальное устремление и чаяние, которые вдохновляли народные массы в многолетней и неравной борьбе с царизмом, идеалы, следствием осуществления которых должно было стать создание независимого крестьянского государства на нормах шариата, понимаемых как реальное воплощение принципов свободы человеческой личности и равенства всех людей в единой бессословной крестьянской общины, оказались несбыточными.

Общественная мысль остро и болезненно переживало эту ситуацию переходного периода, пытаясь отыскать разумный выход из создавшегося положения.

Зарождающаяся местная интеллигенция и более широкий круг грамотных людей приобрели притягательный и поучительный пример в передовой русской культуре. Огромное влияние на формирование общественной мысли оказала деятельность русских ученых по изучению истории и культуры, географии и природных богатств Дагестана.

К этой плеяде принадлежит также автор обширного исследования законов и обычаев народов Дагестана и Кавказа М.М. Ковалевский энтузиаст научного изучения Дагестана Е.И. Козубский, перу которого принадлежат большое количество публикаций по истории и краеведению (и по сей день они не потеряли научного значения), врач по профессии И.С. Костемеровский, зачинатель музейного дела (вложил личные сбережения), открыл школу фельдшеров из местного населения в Дженгутае (тоже на личные средства). Лингвист А.К. Услар, автор шести монографий и многих исследований по дагестанским языкам и словесности.

В дальнейшем мы будет обращаться к этому ученому очень часто.

Именно Петр Карпович выступал за обучения детей в школах на родных языках, ратовал за замену религиозных школ светским и это все вопреки официальной установке России.

Родные языки здесь не изучались даже в качестве учебного предмета. В школьные программы не входил даже краеведческий материал по истории, географии, экономике, культуре. Официальная школа, имея объективно-прогрессивную роль в тех условиях, преследовала русификаторские цели.

Более широкое распространение в Дагестане имело конфессиональное направление.

На эту примечательную особенность горской жизни указывал П.К. Услар: «Если об образовании народном судить по соразмерности числа школ с массой народонаселения, то дагестанские горцы в этом отношении определили многие просвещение европейской нации. Учение доступно каждому горскому мальчику.

Конфессиональная система образования также была далека от насущных потребностей просвещения и общекультурного развития народов Дагестана.

Обучение велось на арабском языке (еще в XVII веке на основе арабской графики была создана письменность для дагестанских народов). Несмотря на свою ограниченность (геология, заучивание религиозных догм) система школьного образования Дагестана того периода, способствовала повышению грамотности населения, знакомству хотя бы узко ограниченного круга представителей коренных народностей культуры стран Запада и Востока посредством изучения русского и арабского языков. В некоторых мусульманских школах изучались и светские.

Просветительская деятельность и общественные взгляды

Абдулы Омарова

Первая такая школа была открыта в Кумухе в 1861 году, но так как не смогли привлечь местных учащихся (1861г. - 1 человек, 1862 г. - 15 человек), то в 1687 году по предложению князя JI.K. Меликова школа в Кумухе была преобразована в «в сельскую в которой преподавали кроме русского языка, арифметику и лакский язык. Надо отметить что Омаров в 1861 году был муталимом в мечете, в Казанице. Один из учеников Темир-Хан-Шуринской горской школы, учившийся в ней уже 4 года, приехал к себе в Казаницу на каникулы и стал брать уроки арабского языка у А. Омарова.

Уже с 1863 года Абдулла начал помогать П.К. Услару. В 1865 году вышел первый лакский букварь и стало возможным обучение детей в Кумухе лакской грамоте, а первым преподавателем лакского языка был ученик и друг П.К. Услара, уроженец Куркли Абдулла Омаров.

В своих статьях осуждал деспотизм, считал социальное деление общества и связанное вместе с ним унизительное отношение к низшим сословиям ненормальным и недопустимым, осуждая феодальную знать за угнетение горцев.

Завершив небольшую, работу можно сказать - попытка проанализировать и раскрыть важность и востребованность просветительской деятельности в XIX веке. Абдулла Омаров предстал перед нами как просветитель-первопроходец, как фольклорист, лингвист и наконец, как учитель (муалим). Конечно, если сравнивать (деятельность и возможности творческого развития) с другими просветителями 19 века (например, Александр Казем-Бек). Он может проигрывать во многом. Но согласитесь - это огромнейший, тяжелейший труд создавать первым, что либо новое, совещенное и главное полезное и востребованное. Достаточно представить себе каким внутреннем стержнем и сильной волей должен был обладать человек, для того, чтобы в той сложившейся в XIX веке ситуации, где было много недоверия, скептического отношения ко всему новому, светскому, когда уровень культурного развития основной массы населения был сравнительно не высок? Я считаю, что Дагестанцы должны ценить и самую малую дольку, (даже) крупицу той (деятельности) работы сделанной целой плеядой образованных людей XIX века. Считаю, что труд интеллектуальный, благороден и возвышен, и надеюсь, будет всегда востребован. К сожалению, многое из истории, традиции и культуры Дагестана остается малоизученным, мало просвещённым. Многое незаслуженно забыто. Подрастающее поколение должно знать своих героев (героев интеллектуального фронта) и гордиться лучшими умами Дагестана, подражать им, повышать уровень образования и культуры

Список использованной литературы.

Лакцы или лаки (лакск. лак ) — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы). Административным центром лакцев является село Кумух.

Содержание

История этнонима

Этноним леги/леки

Упоминаемые рядом с гелами леги обитали, по-видимому, в горных районах бассейна р. Самура, севернее удинов и албанов. То обстоятельство, что легов и гелов Страбон называет скифами, даёт основание полагать, что этнически эти горские племена отличались от удинов и албанов [8] .

Историк М. Г. Магомедов пишет:

Легами в закавказских источниках называют все народы Дагестана . Древние племена гелов локализуются некоторыми исследователями в долине Сулака, где находился и главный их город под названием Гелда, сопоставляемый с нынешним селом Гельбах. Остатки племен утиев до настоящего времени известны в отдельных районах Южного Дагестана и Северного Азербайджана. [9] .

Согласно историкам М. Г. Гаджиеву, О. М. Давудову и А. Р. Шихсаидову:

Что же касается этнонима леги (леки), то существует несколько мнений об их идентификации и локализации . леки — это народы Дагестана в целом . этноним леки в грузинской хронике Л. Мровели обозначает большую часть племён средневекового Дагестана . этноним леки можно распространить на значительную (возможно, большую) территорию Дагестана, но не на всю [10] .

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, издававшегося в конце XIX — начале XX веков, лаки (т.е. лакцы) это

классические леги (Λήγες), в конце VIII ст. покорены были арабским полководцем Абумуслимом, утвердившим среди них ислам и отдавшим страну их в управление одному из потомков пророка, Шах-Баалу, получившему титул шамхала и вали (т. е. наместника) Дагестана [11] .

Этноним лакцы/казикумухцы

Племя, известное у нас под именем казикумухцев, само себя называет лак, а страну свою лакрал-кану. Происхождение названия казикумухов, под которым лаки известны нам, объясняется довольно правдоподобно тем, что народ этот принял одним из первых магометанское учение и получил почётное прозвище газы — воюющие за веру. Так как главным селением этого народа был Кумух (Гумук), где имел пребывание и их правитель, то из соединения названия этого селения с испорченным словом газы и произошло название кази-кумухов [15] .



В XIX — начале XX вв. на Северном Кавказе терминами кумык, кумук именовали преимущественно лакцев, хотя местное население осознавало эти этнонимы как собирательное название всех народов Дагестана. В самом Дагестане, а также в Чечне и Ингушетии терминами кумык и кумук именовали два народа — лакцев и кумыков [16] . Со временем термин кумук стало чётко соотноситься с кумыкским этносом, в отличие от самоназвания лакцев — лак.

Стоит подчеркнуть, что в Иране проживает этническая группа с таким названием — лаки (англ.) русск. , которые не имеют ничего общего с лакцами. Абдуллаев И. X. и Микаилов К. Ш. писали, что "в настоящее время термин лак в качестве этнического названия лаков распространён и в других языках. Можно предположить, что использование термина лак в качестве самоназвания — вторичное явление. Возможно, становление этого самоназвания произошло в эпоху возвышения Казикумуха в средние века" [18] .

В 1887 году историк Гасан-Эфенди Алкадари писал:

Казикумухский округ, куда входит прежде всего город Кумух . В некоторых арабских источниках этот город называется Лак . Население этого округа издревле называет себя именем Лак [19] .

Названия лакцев среди соседей

Ахвахцы именуют лакцев — гъазигъумухъилIий, тумо [20] , аварцы — тумал, гумук; андийцы — гумекидирал; ; багулалы — лакоди; ботлихцы — гъумукхиди; горские евреи — къемух; даргинцы — вулугуни, вулечуни, легла; кумыки — къумукъ, гази-къумукъ; лезгины — яхолшу, яхулви; ногайцы — казы-кумык; осетины — лекъ(аг); табасараны — гумг; цезы — гъумек; чеченцы — газ-гумки [14] . Лакцы именуются соседями также как: вулеги, вулеко, и лакбу [10] .

Лакцы именуют аварцев — авартал, ярусса; даргинцев — даргал, акъушал; кумыков — къумукътал, арнисса; агулов — агултал; лезгинов — лазгал, курал; табасаранов — табасарантал; цахуров — цIахуртал; рутулов — рутIултал; русских — уьрустал; чеченцев — мичихичтал; евреев — жугIуттал.

История

Говорят на лакском языке, входящем в нахско-дагестанскую группу языков. Распадается на пять основных диалектов: кумухский (с. Кумух и ряд ближайших к нему сёл), вицхинский, вихлинский (аул Вихли и ряд смежных поселений в юго-восточной части Лакского района), аштикулинский и балхарский (аул Балхар и смежные с ним два аула Цали-Кан и Кули, а также население Улучара Акушинского района) [22] . Письменность с XV века на основе арабской графики, с 1928 — латинской, с 1938 на основе кириллицы [23] . Распространён также русский язык. Самые ранние данные о лакском языке (перечень слов и некоторые грамматические сведения) встречаются в конце XVIII — начале XIX вв., в работах И.А. Гюльденштедта, Ю. Клапрота [24] .

Общество



Литература и театр

В Дагестане функционирует Лакский государственный музыкально-драматический театр имени Э. Капиева, который берёт своё начало с любительского кружка лакской интеллигенции селения Кумух, открывшегося в 1914 году [31] .

Традиционная одежда, жилища

Традиционная одежда лакцев была близка к видам одежды других народов Дагестана — туникообразное платье рубаха, куртту — один из разновидностей бешмета, чухъа — черкеска, бартук, как один из видов зимней одежды, къавалей — пастушеская одежда [32] [33] .

Лакские села

В настоящее время известно 60 лакских селений.

    : Кумух, Турчи, Гуйми, Гущи, Чукна, Куба, Кукни, Чара, Ккуркли, Кума, Кунды, Палисма, Камахал, Ницовкра, Караша, Унчукатль, Хуна, Лахир, Хури, Хуты, Читтур, Кубра, Ури, Шовкра, Щара, Хурхи, Хурукра, Кулушац, Чуртах, Хулисма, Бурши, Шахува, Шуни, Мукар. : Кани, Вихли, Кули, Хайхи, Цыйши, Вачи, Кая, Сумбатль, Цушар, Цовкра-2, Хосрех, Цовкра-1. : Тухчар, Гамиях, Новочуртах, Дучи, Новокули, Новолакское, Чапаево.

Другие районы Дагестана: Балхар, Уллучара, Цуликана, Аракул, Шадни, Шалиб, Верхний Катрух.

Известные представители

Писатели и поэты

Деятели искусства

    — Дагестанская эстрадная певица, народная артистка Республики Дагестан (2008). — Народный артист России, Народный артист Дагестана. — Советский дагестанский танцовщик, балетмейстер, хореограф. Народный артист СССР (1981). — Советский дагестанский композитор, педагог, дирижёр. Народный артист СССР (1981). — Российский композитор. Автор гимна Республики Дагестан (партитуры).

Учёные

  • Гаджиев, Алил Зайдуллаевич - крупный советский и российский ученный, физик-спектроскопист, вице-президент Дагестанского научного центра РАН, академик РАЭ, профессор, доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Дагестана, лауреат государственной премии РД. — советский и российский учёный-историк, специалист по истории Ирана и Месопотамии. — лакский поэт и учёный. Доктор философских наук. — дагестанский ученый и религиозный деятель.
  • Курамагомед Минкаилов — академик Российской академии медико-технических наук, доктор медицинских наук.
  • Сайфулла-Кади Башларов — муфтий Дагестана и Северного Кавказа с 1909 по 1919 гг. — советский учёный, филолог-дагестановед, доктор филологических наук, исследователь лакского языка.

Политики

  • Магомедов, Айгун Халидович [37] — министр сельского хозяйства Республики Дагестан.

Военные

    (по отцу) [38] — Дважды Герой Советского Союза. [39] — Герой Советского Союза. — полковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945). — Генерал-майор, участник Кавказской войны.
  • Лабазан, Ибрагим Халил оглы [40] — первый в России полный кавалер Георгиевского креста для иноверцев.
  • Макаев, Цахай Макашарипович [41] — Герой Советского Союза.
  • Мурачуев, Халид Рашидович [42] — Герой России. [43] — Герой Советского Союза.
  • Сулейманов, Яков Магомед-Алиевич [44] — Герой Советского Союза.

Спортсмены

Другие

    [45] — советский космонавт, Герой Советского Союза. — Советская лётчица, первая лётчица-парашютистка Дагестана. — судья Конституционного суда Российской Федерации.

Примечания

Примечания

Литература

Ссылки

  • Нахско-дагестанские народы
  • Народы России
  • Народы Дагестана
  • Народы Кавказа

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Лакцы" в других словарях:

ЛАКЦЫ — (самоназвания лак, тумал, вулугуни, яхулви, казикумухцы) народ общей численностью 118 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 106 тыс. чел, в т.ч. Дагестан 92 тыс. чел. Язык лакский. Религиозная принадлежность верующих:… … Современная энциклопедия

ЛАКЦЫ — (лаки, казикумухцы), народ в Дагестане (92 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 106 тыс. человек. Язык лакский дагестанской ветви иберийско кавказских языков. Верующие мусульмане сунниты. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

лакцы — сущ., кол во синонимов: 2 • лаки (3) • лачка (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

лакцы — ев; ЛАКИ, ов; мн. Народ кавказской языковой группы основное население Дагестана; лица, относящиеся к этому народу. ◁ Лакец, кца; Лак, а; м. Лачка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Лакский (см.). * * * лакцы (самоназвание лак), народ в России, в… … Энциклопедический словарь

Лакцы — лаки, казикумухцы, один из коренных народов Дагестана. Основная масса живёт в горной части Дагистанской АССР (главным образом Лакский и Кулинский районы), часть на равнине Северного Дагестана (Новолакский район). Численность в… … Большая советская энциклопедия

ЛАКЦЫ — (самоназв. лак) народность, живущая в Даг. АССР. В прошлом были известны под именем казикумухов (по аулу Кумух). Числ. 64 т. ч. (1959). Лакский яз. относится к даг. ветви кавк. языков и включает 5 диалектов. Верующие Л. мусульмане сунниты. Л.… … Советская историческая энциклопедия

лакцы — мн. 1. Народ северокавказской этноязыковой семьи, составляющий основное население Дагестана. 2. Представители этого народа; лаки. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

лакцы — л акцы, ев, ед. ч. л акец, л акца, твор. п. л акцем … Русский орфографический словарь

лакцы — ла/ки; ев см. тж. лакец, лак, лачка, лакский Народ кавказской языковой группы основное население Дагестана; лица, относящиеся к этому народу … Словарь многих выражений

ЛАКЦЫ Дагестане — ЛАКЦЫ (лаки казикумухцы), народ в Дагестане (91,6 тыс. человек ). Всего в Российской Федерации 106 тыс. человек (1992). Язык лакский. Верующие мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь

Читайте также: