Витрувианский человек что означает смысл кратко

Обновлено: 06.07.2024

Витрувианский человек — рисунок, сделанный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.

Какие есть интересные моменты в этом…

В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее о человеческом теле:

«Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:

длина четырёх пальцев равна длине ладони,
четыре ладони равны стопе,
шесть ладоней составляют один локоть,
четыре локтя — рост человека.
Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.

Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное Леонардо Да Винчи и другими, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела.

Действительно в природе и человеческом теле много пропорциональных отношений, близких к тому, которое Леонардо да Винчи назвал золотым сечением. Хотя и не воплощающих его точно. Кстати, золотое сечение, предпочтительное во многих случаях, не единственное отношение, зрительно воспринимаемое как красивое. К их числу относятся такие отношения, как 1:2, 1:3. Они близки к золотому сечению. В любом произведении искусства несколько неравных, но близких к золотому сечению частей дают впечатление развития форм, их динамики, пропорционального дополнения друг другу. В частности, наиболее распространено отношение на основе золотого сечения при возведении памятников.

2. Сочетание искусства и науки

Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.

3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия

4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо

В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.

5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл

Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.

7. Витрувианский человек — идеал мужчины

Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.

8. Это может быть автопортрет

9. У Витрувианского человека была грыжа

Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.

10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему

11. Тело расчерчено мерными линиями

Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.

12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия

13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз

На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.

14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности

Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.

15. Оригинал эскиза редко появляется на публике

Повторное открытие идеальных с точки зрения математики пропорций тела людей произошло в 15 веке в трудах ученых Италии, в число последних входил Леонардо да Винчи.

Первое что бросается в глаза на картинке, имеющей размеры 24,5х 34,3 сантиметра, это то, что одна поза человека является вписанной в окружность, а вторая в квадрат. Эти фигуры выбраны неслучайно, еще в античном мире они считались идеальными с геометрической точки зрения. Получается, что окружность и квадрат лучше всего подходят для изображения пропорций человека.

Несложно заметить, что фигура с разведенными конечностями вписана в окружность. А вот обнаружить, что центром этой окружности является пуп мужчины - дело непростое. Когда ноги сведены, а руки разведены в стороны, человеческая фигура оказывается вписанной в квадрат. Точкой пересечения диагоналей этого квадрата является паховая область.

Установить кто послужил в качестве модели, когда Леонардо да Винчи рисовал своего Витрувианского человека так и не удалось, ведь сам художник и не собирался публиковать изображение, создав его "для себя" в одном из собственных дневников. Более того, специалисты в области искусства полагают, что, изображая человека, Леонардо отступил от его истинных размеров, поскольку целью ученого было нарисовать идеальные математические пропорции человеческого тела. Кстати, одной из версий искусствоведов является то, что на рисунке изображен автопортрет ученого.

В 2011 году исследование картинки, проведенное хирургом Королевского колледжа Лондона Хутаном Ашрафяном, дало совершенно неожиданные результаты. Если верить британскому ученому, то нарисованный на эскизе человек страдал от паховой грыжи. Это впоследствии и могло стать причиной смерти мужчины.

Полностью понять картину, созданную Леонардо да Винчи невозможно, если не прочитать заметки ученого о пропорциях, указанные книге Витрувия .

Рисунок сделан именно по его пропорциям, а архитектор их применял при строительстве собственных зданий.

Невооруженным взглядом несложно заметить, что многие выводы Ле Корбюзье основаны на трудах Витрувия и Леонардо да Винчи. Сам же модулор оказал большое влияние на архитектуру новейшего времени. Ле Корбюзье лично пользовался модулором для проектирования капеллы Роншан, многих зданий в Индии и иных строений.

Был ли Леонардо первым, кто изобразил Витрувианского человека?

В 2012 году благодаря научным работам, проведенным Клаудио Сгарби, стало известно, что впервые изображение Витрувианского человека создал Джакомо Андреа де Феррара. Джакомо был ученым и другом Леонардо, но проводили ли они исследование работ Витрувия совместно доподлинно неизвестно. В любом случае, заслуги да Винчи в раскрытии пропорций человеческого тела неоспоримы. Да и эскиз его во много раз детальнее, чем у предшественников и последователей.

Любой зритель сразу видит две различные позы Витрувианского человека, а на самом деле их гораздо больше. Но ведь и мерцающую улыбку "Джоконды" разглядеть удается далеко не сразу.

Гениальный художник разместил на своей картинке сразу 16 различных положений тела человека. Их мы предлагаем найти вам самостоятельно.


Эскиз витрувианского человека был обнаружен случайно, в рукописях Леонардо. Создано оно было примерно в 1490-1492 гг.

При обнаружении эскиза – рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека:

"Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека - 4 локтя или 24 ладони. Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий" .

В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: "Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной".

В нашем современном мире рисунок Да Винчи уже не воспринимается человечеством как символ идеальных пропорций человеческого, в частности, мужского тела. Это изображение скорее символизирует нахождение человека во Вселенной.


Витрувианский человек Леонардо Да Винчи – это образ согласованного состояния жизни, в центре которой находится человек. На рисунке изображена идеальная с точки зрения пропорций мужская фигура.

В изображении "витрувианского человека" принято усматривать два тела - две фигуры, одна из которых вписывается в круг, а другая - в квадрат.

Толкование такой композиции имеет следующее значение:

Квадрат - символ земного, материального. Центр квадрата находится в паховой области.

Круг - символ божественного, в том числе и божественного происхождения человека. Фигура, находящаяся в круге, не содержит черточек, то есть не измеряется. Поскольку как явление божественное, эта фигура и не может быть измерена. Центр окружности - пупок человека.

Две позиции - в круге и квадрате на рисунке - отображают динамику и покой. Таким образом, великий художник передает противоречивость духа – круга, и материи - квадрата . Если дополнить рисунок сторонами Четверицы Хайдеггера, то получится символический образ истинного состояния человека, Божественного наполовину, Смертного наполовину, который опирается ногами на Землю и головой пребывает на Небе.

В этом видится символ того, что человек тяготеет к земному, несмотря на божественную свою составляющую.

Витрувианский человек – это не только скрытый символ внутренней симметрии тела человека, но и символ симметрии Вселенной в целом.

В пропорциях обьем круга и обьем квадрата абсолютно равны. Этим показано, что проявленное (материальное) и непроявленное (духовное) – взаимопереходимые состояния. Отличие лишь в частоте.

Для чего духовное материализуется – это уже другой не менее интересный вопрос.

По современным представлениям, видеть только две фигуры в "витрувианском человеке" - слишком просто и плоско.

Так древние ученые пытаются нам передать смысл Высшей Гармонии.


Еще одно знаменитое творение, в котором отобразил Леонардо да Винчи золотое сечение - "Мона Лиза". Ее загадочная улыбка невероятным образом очаровывает миллионы созерцателей.


Есть еще одна интересная теория, согласно которой витрувианский человек Да Винчи – это изображение Христа. Художник занимался реставрацией Плащаницы по просьбе ее хранителей. Якобы воодушевленный изображением Христа на святыне, он переносит безупречные пропорции его тела на свой рисунок. А значит, он изображает божественные пропорции человеческого тела. Да Винчи, поместив мужскую фигуру в центр мироздания, изобразил человека по образу Бога.


Первая модель человека, вписанного в круг и квадрат, была написана Джакомо Андреа да Феррара, другом Леонардо да Винчи, казненным 12 мая 1500 года за свою деятельность против французов, которые годом ранее захватили Миланское герцогство, заставив бежать Людовико иль Моро и весь двор Сфорца, включая Леонардо. Конечно, рисунок Джакомо не сравним с рисунком Леонардо да Винчи, человек изображен схематически и напоминает позу Христа на кресте. Именно Леонардо превратил Витрувианского человека в эмблему антропоцентризма эпохи Возрождения.

Главное о витрувианском человеке Леонардо да Винчи

Витрувианский человек представляет собой рисунок, хранящийся в Галерее Академии в Венеции, выполненный карандашом и чернилами на бумаге в 1490 году, на котором изображены идеальные пропорции человеческого тела, гармонично вписанные в две совершенные фигуры — круг, символизирующий небо, и квадрат, представляющий землю. Мост между человеческим и божественным является символом идеалов Ренессанса, который видит в человеке меру всех вещей и центр Творения. Леонардо был вдохновлен теориями пропорций, постулированными римским архитектором Витрувием, который в третьей книге своего труда De architectura (написанного между 29 и 23 гг. до н.э.) указал как вписать человеческую фигуру в круг и квадрат. Он считал, что размеры человеческого тела могут стать единицей измерения, с помощью которой можно строить храмы, чтобы их архитектурные элементы соответствовали божественным пропорциям.
После столетий забвения трактат был заново открыт в начале XV века, а первое печатное издание было выпущено в Риме гуманистом Сульпицио да Вероли в период с 1487 по 1492 год. Первыми, кто понял его важность, были два сиенских архитектора и инженера: Мариано ди Якопо, известный как Таккола, и Франческо ди Джорджо Мартини, автор фрагментарного перевода, вероятно, изученного Леонардо. Однако издания эпохи Возрождения, попавшие в их руки, были, скорее всего, неполными, поскольку в них были представлены не все оригинальные рисунки Витрувия. Именно этот пробел и стал той искрой, которая разожгла воображение многих иллюстраторов, попытавшихся дать собственную графическую интерпретацию рассуждениям архитектора Древнего Рима. Таккола, Франческо ди Джорджио и Леонардо не стали исключением и приняли участие в этом, своего рода, коллективном челлендже.

Витрувий в своем трактате определяет канон, тот самый, который упоминает Леонардо в описании своего рисунка, согласно которому голова составляет одну восьмую часть человеческого тела, ступня — одну шестую, предплечье — одну четверть, грудь — также одну четверть, а центр человеческого тела находится в пупке:

Интерпретации Витрувианского человека

Франческо да Джорджио и Леонардо да Винчи

Франческо рисует фигуру так, чтобы круг и квадрат накладывались друг на друга, чтобы рост человека, вписанного в них, соответствовал как стороне квадрата, так и диаметру круга. Однако таким образом нарушается витрувианский принцип, согласно которому пупок должен находиться в центре тела. На рисунке ди Джорджио, как видно, он слегка смещен к верху, к тому же его человек не может коснуться левой рукой соответствующей стороны квадрата.

Леонардо предлагает другое решение — точным центром круга на этот раз является пупок, как и предлагал Витрувий, но квадрат и круг не имеют общего центра. Леонардо, в отличие от ди Джорджо, который изобразил своего человека в одной позе — стоящим, выбирает две разные позы: одну, в которой человек изображен стоящим с вытянутыми руками, так что высота и ширина его рук соответствуют сторонам квадрата, и другую, лежащим, с раскинутыми в стороны руками и ногами, касающимся окружности круга в четырех разных точках.

Рисунок Леонардо представляется самым точным графическим изображением витрувианского канона. Можно предположить, что Леонардо пришел к своему рисунку независимо от трактовки Франческо ди Джорджо. Вероятно, он воспользовался переводами своего коллеги, а также идеями, которые, как мы можем предположить, Франческо высказал ему во время их встречи, но Витрувианский человек также является результатом оригинального леонардовского эксперимента. Пропорции фигуры не совсем соответствуют пропорциям Витрувия: Леонардо внес ряд дополнений и изменений в описание рисунка. Например, для Леонардо ступня соответствовала одной седьмой роста человека (а не одной шестой, как утверждал Витрувий), а измерение от подошвы ступни до колена составляло одну четверть роста (указание, отсутствующее у Витрувия). Это признаки того, что Леонардо не собирался в точности следовать Витрувию. С помощью эмпирических экспериментов, которые всегда были постоянной чертой его метода (и которые раскрывают всю современность этого великого гения), он создал модель, основанную с одной стороны на традиции (относительной, учитывая, что Леонардо не знал латыни или имел о ней весьма смутное представление), а с другой на инновациях.

Фра Джокондо да Верона


Фра’ Джокондо да Верона, Homo ad circulum et ad quadratum, (1513; печатный том, 17 x 11 см; Милан, Кастелло Сфорцеско, Ente Raccolta Vinciana)


Фра’ Джокондо да Верона, Homo ad circulum et ad quadratum, (1513; печатный том, 17 x 11 см; Милан, Кастелло Сфорцеско, Ente Raccolta Vinciana)

Чезаре Чезариано


Чезаре Чезариано, Homo ad circulum et ad quadratum, (1521; печатный том, 37,2 x 25,1 см; Милан, Кастелло Сфорцеско, Raccolta Vinciana)

Джакомо Андреа да Феррара


Джакомо Андреа да Феррара, Biblioteca Ariostea, Феррара (Карт. XVI в., Fol. Figurato, Class II, № 176, Fol 78V).

Новаторство рисунка Леонардо Да Винчи


Da Vinci Vitruve Luc Viatour.jpg

Витрувианский человек — рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия, и помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.

Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3×24,5 сантиметра. В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции.

Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее про человеческое тело [источник не указан 37 дней] :

  • длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони
  • ступня составляет три ладони
  • локоть составляет шесть ладоней
  • высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 ладони)
  • шаг равняется четырём ладоням
  • размах человеческих рук равен его высоте
  • расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
  • расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
  • расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
  • максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
  • длина руки составляет 2/5 его высоты
  • расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
  • расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
  • длина ушей 1/3 длины лица
  • пупок является центром окружности

Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.

Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и сведенными вместе ногами оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата — половые органы.

Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования — Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

Читайте также: