Ролевая игра как основной вид деятельности характерна для младшего школьного возраста

Обновлено: 28.06.2024

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте тесно связана с игровой деятельностью, актуальность которой сохраняется. С началом школьного обучения в характере, содержании и направленности игровой деятельности происходят изменения, заключающиеся прежде всего в возрастании подчиненности игры учебной деятельности, в интериоризации игровых действий (в постепенном переходе от игр в плане внешних действий к играм во внутреннем плане воображения), в увеличении значения игр с достижением определенного результата (спортивные, интеллектуальные игры), в возрастании роли игр с правилами дидактических и компьютерных игр.

Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, поскольку позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. С помощью игры ребенок глубже познает смысл этих вещей, овладевает высокими общественными мотивами поведения, учится подчинять свое поведение правилам. Игровая деятельность способствует развитию всех познавательных процессов ребенка. Т.Ф. Пожидаева обосновала синергетическую функцию игры младших школьников, которая представлена как назначение игры для самоорганизации, реализуемой в самоутверждении, самоопределении и самореализации личности младшего школьника. Синергетическая функция игры вытекает из функции самореализации ребенка в игре, на основе теории самоорганизации помогающей объяснить, как в игровой ситуации изменяются модели поведения ребенка. Она определяет развитие игрового сознания и его личностных структур: критичности, мотивирования, рефлексии, коллизийности (т. е. способности выявлять, идентифицировать и анализировать скрытые причины событий, определять их основы, устанавливать приоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личностным ценностям).

Игра и учеба – это две разные деятельности, имеющие значительные качественные различия. Переход от игры к серьезным занятиям происходит не резко, а постепенно и имеет определенные переходные формы, в качестве которых могут выступать дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом с целью обучения и воспитания, направленных на решение конкретных задач обучения, но в то же время оказывающих воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Специфика дидактической игры заключается в том, что дидактическая задача в ней скрыта от учеников. Внимание детей направлено в первую очередь на выполнение игровых действий, а задача обучения ими может не выделяться и не осознаваться. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непроизвольно усваивают определенные знания, умения, навыки. Взаимоотношения между учениками и учителем обусловлены не учебной ситуацией, а игровой деятельностью, которая является игрой только для ребенка, а для взрослого она – способ обучения. Основной целью дидактических игр и игровых приемов обучения является облегчение и ускорение постепенного перехода к учебным задачам.

Функции дидактической игры:

  • обучающая;
  • развивающая;
  • формирующая;
  • ориентационная;
  • мотивацонно-побудительная.

Основными функциями дидактических игр являются (рис. 1.5):

  1. Формирование устойчивого интереса к учению и снятия психоэмоционального напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному обучению.
  2. Мотивация и стимуляция познавательной деятельности учеников.
  3. Обучение способам ориентации в конкретной учебно-игровой ситуации.
  4. Развитие основных психических новообразований.
  5. Формирование компонентов учебной деятельности.
  6. Развитие общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы, умения учиться.
  7. Формирование навыков самоконтроля и оценки своих действий.
  8. Формирование адекватных взаимоотношений в коллективе одноклассников и механизмов освоения социальных ролей.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте обусловлена рядом причин.

  1. Игровая деятельность хотя перестала быть ведущей, но сохранила свое развивающее значение. Игровая деятельность не исчезла, а проникла в новые отношения к действительности, она имеет свое внутреннее продолжение в учебной и трудовой деятельности. Поэтому опора на игровую деятельность, на игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в школьное обучение.
  2. Сравнительно медленный темп освоения учебной деятельности и умения учиться.
  3. Среди возрастных особенностей детей младшего школьного возраста выделяют недостаточную устойчивость и произвольность внимания, доминирование непроизвольных видов памяти, преобладание наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических познавательных процессов.
  4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация у большинства младших школьников, отсутствие связи мотива, с которым ребенок приходит в школу с содержанием той деятельности, которую ему необходимо выполнять в школе. Игровая мотивация в определенной степени позволяет привести в соответствие мотивы и содержание учебной деятельности в начальный период обучения.
  5. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению адаптационных трудностей и проблем первоклассника.

Различают следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Дидактическая игра имеет определенную структуру – основные структурные составляющие элементы, характеризующие игру одновременно как форму обучения и игровую деятельность (табл. 1.5):

  1. Дидактическая задача обусловлена целью обучающего и воспитательного воздействия, является замаскированной и предстает перед детьми в виде игрового замысла, формулируется учителем и отражает его обучающую деятельность.
  2. Игровая задача, осуществляемая учениками, реализует дидактическую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
  3. Игровые действия являются основой игры. Игровые действия в разных играх отличаются по их направленности и по отношению к играющим.
  4. Правила игры – совокупность нравственных требований к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения, которые задаются учителем, влияют на решение дидактической задачи и управление игрой, процессами познавательной деятельности, действиями учеников.
  5. Результат, подведение итогов проводится сразу по окончании игры и может быть представлен в виде подсчета очков, выявления учеников, которые лучше выполнили игровое задание, определения победившей команды и т. д.

Структура дидактической игры

Структурный компонент игры: Дидактическая задача

Характеристика компонента: Обучающая задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные

Структурный компонент игры: Игровые действия

Характеристика компонента: Способы проявления активности ребенка в игровых целях

Структурный компонент игры: Игровая задача

Характеристика компонента: Задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности

Структурный компонент игры: Игровые правила

Характеристика компонента: Требования к реализации игрового содержания, определяющие характер и условия выполнения игровых действий

Структурный компонент игры: Результат игры

Характеристика компонента: Показатель уровня достижения детей в результате выполнения ими игровых действий

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку они направлены на решение основных дидактических задач. В составе игр имеется общее и особенное: общее – это организация опыта переживаний детьми эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта творческой деятельности; особенное заключается в специфике учебно-методического комплекса. Основными компонентами технологии игры в системе обучения являются:

  • целевой (определяется способами учебной деятельности);
  • диагностический (направлен на осознание учеником собственных знаний, умений, навыков и известных способов учебных действий);
  • процессуальный (обеспечивает выявление учащимися способа учебной деятельности);
  • результативный (способствует осознанию учащимися знаний, способов учебных действий, желания учиться, умений самоконтроля и самооценки).

Таким образом, игровая деятельность помогает сделать учебный материал увлекательным и интересным, создать эмоционально позитивное рабочее настроение, облегчить процесс познания. Умелое и адекватное использование дидактических игр предполагает четкое поэтапное распределение игровых моментов на уроке. На начальном этапе урока используются игры, основная цель которых – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность и мобилизовать на предстоящую учебную работу. В середине урока дидактическая игра должна быть направлена на усвоение темы занятия, в конце урока дидактическая игра может носить поисковый характер. Следовательно, игровая деятельность может быть включена в проведение уроков любого типа и любого этапа урока. При этом она должна соответствовать общим требованиям: быть интересной, доступной, содержательной, включать разные виды деятельности детей.

Современные младшие школьники, выбирая между традиционными и компьютерными играми, все большее предпочтение отдают последним. По содержанию компьютерные игры во многом похожи на традиционные, но имеют и некоторые отличия, заключающиеся в построении по принципу постепенного усложнения игровой и дидактических задач, в наличии элементов случайности в виде возникновения новых персонажей, ситуаций и неожиданных явлений, в поэтапности игровой программы, часто не позволяющей ребенку перейти на следующий этап без выполнения задания предыдущего уровня. В настоящее время выделяют следующие виды компьютерных игр:

  • адвентурные (приключенческие) игры – игры, оформленные в виде мультфильма с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий;
  • игры-стратегии – игры, целью которых является завоевание вражеских территорий, заключение необходимого союза, набор определенного количества очков, управление ресурсами, войсками, энергией и т. д.;
  • аркадные игры – игры, для которых характерно поэтапное разделение хода действий, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или уровню;
  • ролевые игры – игры, основанные на использовании необходимого персонажа в нужном месте и в нужное время;
  • игры-симуляторы – это игры, имитирующие различные механизмы и процессы (авто-, авиа-, спортивные и т. п.);
  • логические игры – это игры, содержащие различные головоломки, задачи на перестановку фигур, составление рисунка, обучающие чтению, письму и т. п.

При правильном руководстве компьютерные игры создают основу для интенсификации образовательного процесса и оказывают положительное влияние на развитие ребенка младшего школьного возраста: помогают расслабиться, самореализоваться, моделировать различные реальные и предполагаемые жизненные ситуации, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют освоению различных форм общения, развитию познавательных процессов, умений анализировать и интерпретировать информацию; создавать гипотезы и делать выводы; корректировать свои дальнейшие действия.

  • ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
  • проводит за компьютером большую часть свободного времени (6—10 ч в день);
  • провел хотя бы одну ночь у компьютера;
  • прогулял школу – сидел за компьютером;
  • приходит домой и сразу садится за компьютер;
  • стал хуже учиться, потерял интерес к учебным предметам;
  • у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
  • во время игры ребенок начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны;
  • забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
  • пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
  • трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии;
  • конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Для профилактики негативного влияния компьютерных игр и формирования компьютерной игровой зависимости необходимо контролировать длительность игры (согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей младшего школьного возраста не должна превышать 15 мин.), выбор жанра игры, содержание, систему управления, оптимальный уровень сложности, учитывая при этом состояние, темперамент, характер и интересы ребенка. Наиболее целесообразными для младших школьников считаются логические игры, игры-симуляторы, так как они, как правило, непродолжительны по времени, направлены на развитие мышления, внимания, памяти, скорости реакции у детей (при условии, что ребенок не играет в компьютерные игры в ущерб другим занятиям).

Игровая деятельность в различных своих видах и формах в младшем школьном возрасте при умелом руководстве органично входит в целостный учебный процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами и методами обучения и воспитания и оказывает большое влияние на психическое развитие детей.

Работа посвящена рассмотренюв возможности ролевых игр в оптимизации межличностных отношений.

ВложениеРазмер
optimizatsiya.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изучению детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы считают, что игра - это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира.

Воспитательное значение игр, их специфика и многообразие позволяют многоаспектно подходить к их рассмотрению: вид деятельности, форма воспитательных занятий, способ организации коллективной жизнедеятельности, метод обучения и воспитания.

К сюжетно-ролевым играм исследователи относят те, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых, творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты.

Сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством оптимизации межличностных отношений младших школьников, поскольку в них усваиваются нормы поведения, формируется умение следовать правилам, взаимодействовать со сверстниками.

Остановимся на данном виде игр более подробно.

Сюжетно-ролевые игры всегда наполнены новым содержанием, их нельзя повторить, потому что правила в них задаются самими детьми на основе жизненных привычек. Именно в этом специфика ролевых игр.

Исследуя психологию игры, Д.Б. Эльконин пришел к интересным выводам: внутренняя сущность сюжетно-ролевой игры заключается в том, чтобы воссоздать именно отношения людей друг с другом; за каждой ролью скрываются правила действования, или общественного поведения (формируются как действия, вытекающие из роли); игра выступает как деятельность, имеющая непосредственное отношение к мотивационной сфере ребенка, потому что именно в ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым; в ней возникает новая психологическая форма мотивов.

Для определенной категории детей (да и взрослых) за желанием играть стоит потребность в сильных и целостных эмоциональных переживаниях. Особенно это характерно для младших школьников. Игры предоставляют им возможность эмоционально отреагировать на различные волнения и трудности, построить на уровне чувств отношения с окружающими, научиться контролировать и регулировать свой внутренний мир. У некоторых такое отношение к игре сохраняется долгие годы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о большом значении сюжетно-ролевой игры для оптимизации межличностных отношений младших школьников.

Остановимся подробнее на основных правилах организации ролевой игры.

Так как любая ролевая игра - это профессиональный инструмент, ее создание начинается с осознания проблемы и вытекающих из нее психологических задач. Цель и задачи работы, осознанные в процессе анализа некоторой реальной проблемы, определяют всю стратегию организации игры.

Особый вопрос - формулировка цели.

Следующий шаг – определение вида игры. Здесь необходимо учитывать особенности класса, опыт участия школьников в психологических играх , степень доверия друг другу и учителю.

Следующий этап - создание (нахождение) подходящего сюжета и конструирование сценария. В играх используются сюжеты трех типов: волшебные, метафорические и реальные.

Волшебный сюжет обладает замечательным свойством: он позволяет конструировать сценарий под собственную волшебную логику, которая может идти в разрез или параллельно реальной логике.

Волшебные сюжеты обладают большой привлекательностью для детей младшего школьного возраста, они сами по себе мотивируют детей на активное участие. Но вместе с тем, они предъявляют определенные требования к участникам, и, в частности, к уровню развития воображения. Дети с бедным воображением или чрезмерно увлеченные компьютерными играми часто с большим трудом включаются в волшебную игру.

Метафорические сюжеты погружают участников в миры, подобные реальному миру. Между логикой метафорической игры и реальной логикой есть определенная связь, но она неочевидна и очень часто плохо объяснима на словах. Понимание метафоры, ее расшифровка является важным фактором развития воображения, интуиции и мышления. Кроме того, понимание метафоры, как ни какой другой процесс переработки информации, способствует осмыслению ценностей.

В целом процесс организации игры можно представить в виде следующего алгоритма:

  • постановка психологических целей и задач предполагаемой игры;
  • выбор вида игры, наиболее подходящего для достижения поставленных целей;
  • постановка игровой цели, разработка этапов игры;
  • наполнение этапов игры содержанием, позволяющим достигать
    поставленных целей;
  • выбор конкретных игровых приемов.

Приведем пример ролевых игр, предполагающих совместную деятельность учащихся и направленных на оптимизацию межличностных отношений младших школьников.

Задачи: расширить представление детей о потребностях человека; развивать умение анализировать причины поведения людей, способствовать осознанию детьми необходимости самоконтроля в процессе удовлетворения потребностей.

Примерные этапы беседы

Первый этап . Ребятам предлагается подумать и назвать сначала то, без чего жизнь человека становится невозможной вообще; затем то, без чего она возможна, но не интересна, скучна, грустна, одинока.

Учитель помогает детям назвать нужды человека и записывает их на доске в разных колонках по принципу: потребности организма (биологические), "вещественные" (материальные) и "душевные" (духовные) потребности.

Учитель сообщает, что все перечисленное можно назвать одним словом - потребности. Потребности - это недостаток чего-то, нужда человека в чем-то, которая, словно пружинка, сидящая внутри, подталкивает, заставляет людей что-то делать, искать.

Потребности бывают разные. (Внимание детей обращается на три колонки.) Так, воздух, вода, сон, движения - это то, что необходимо нашему организму, то, без чего он может умереть. (Дети приводят примеры.) Есть также то, без чего становится "тяжело" душе, внутреннему миру: человек не находит себе места, тоскует, грустит, переживает. Это дружба, любовь, общение, впечатления, информация.

Показывая на «среднюю колонку, учитель отмечает значение "вещественных", материальных потребностей в обеспечении уюта, комфорта, удобства жизни человека.

К ним относятся: жилье, мебель, телефон, автомобиль, игрушки, техника. Люди к таким вещам очень быстро привыкают. (Дети приводят примеры из личного опыта.) Второй этап. Ученикам предлагается определить и назвать потребности, которые движут чувствами и действиями героев следующих ситуаций:

  1. Мальчик весь день гулял на улице. Придя домой, он первым делом отправился на кухню.
  2. Маленькая девочка уснула на руках у мамы, не досмотрев передачу "Спокойной ночи, малыши".
  3. После кросса вы тяжело и часто дышите.
  4. Родители крепко любят единственного сына, но они очень заняты на работе. Чтобы сыну не было скучно, они стараются покупать ему много игрушек. Мальчик постоянно ходит грустный.
  1. Старшая сестра не хочет печь торт, потому что сломался миксер.
  2. Придя с работы, мама прилегла на диван.
  3. В квартире сломался телефон. Члены твоей семьи немного раздражены.
  4. Коля - самый непослушный мальчик в классе. Он дергает девчонок за косы, часто отвлекает ребят от урока. Учителя постоянно делают ему замечания. Мальчик сидит один за последней партой. Другие дети не хотят с ним дружить.
  5. Всем ученикам дано одинаковое задание: прочитав страницы учебника, подготовить рассказ о жизни медведей. Витя после уроков направился в библиотеку.
  1. Вика расстроена. Неделю не звонит и не хочет с ней разговаривать ее лучшая подруга.
  2. Костя всегда первым откликается на предложения участвовать в школьных концертах.
  3. Мама первый раз привела своего сына в детский сад. Заметив, что она уходит, мальчик заплакал.

Затем ребятам предлагается выбрать одну из ситуаций и проиграть ее, придумав хорошее заключение.

Третий этап. Учитель обращает внимание детей на то, что не всегда потребности управляют поведением человека:

- Человек - существо разумное, мудрое, волевое, способное управлять своими желаниями, нуждами. Следовательно, мы сами выбираем: нужно ли эту потребность удовлетворить сиюминутно либо это можно сделать позже.

Учитель просит ребят привести примеры из собственной жизни (известных им литературных произведений), когда они делали правильный (хотя и трудный) выбор между двумя одинаковыми по силе, но разными по происхождению потребностями организма и внутреннего мира. Дается домашнее задание: записать в своей книжечке сначала самые важные, главные потребности, затем не важные и лишь потом те, без которых дети пока могут обойтись.

Я нуждаюсь: в первую очередь - . во вторую очередь - . в третью очередь - .

Задачи: формировать представление об эмоциональном состоянии человека - настроении; развивать умения самоанализа и саморегуляции эмоций; учить позитивно действовать на настроение других людей; воспитывать доброжелательность, сопереживание.

Подготовительная работа. Учителем заранее оформляется таблица "Цветопись настроения", состоящая из вертикальных полосок цветной бумаги. В каждый цвет вписаны соответствующие эмоциональные состояния:

- красный - восторг, бурная радость;

- оранжевый - приятное возбуждение;

- желтый - легкое веселье, светлое настроение;

- синий - грусть, неуверенность;

- фиолетовый - тревога, напряженность;

б) на белом листе бумаги (формат А-3) изображается дерево без листьев;

в) из цветной бумаги вырезаются листики деревьев;

г) подбираются картинки, фотографии (вырезки из журналов) с изображением людей в различных эмоциональных состояниях: радость, восторг, спокойствие, обида, грусть, уныние и др.

Первый этап. "Дерево настроений". Ученики рассматривают фотографии и определяют настроение изображенных на них людей.

Выясняется понимание смысла выражений "все валится из рук", "руки опускаются", "душа ноет", "я переполнен радостью", "сердце плачет". Учитель просит привести примеры, когда сами дети испытывали такие состояния.

- А что, ребята, может повлиять на настроение человека? Ответы детей обобщаются.

- Различные причины способны вызвать различные внутренние состояния. Так, неприятное известие, усталость, плохое самочувствие, потеря, ссора с другом, неудача в делах и т.п. вызывают унылое или печальное настроение. В то же время похвала, подарок, удача, помощь другого человека, добрая улыбка, приятная новость и другие способны вызвать радость, приподнять настроение, подбодрить.

Вывешиваются таблица "Цветопись настроения" и рисунок дерева. Учитель объясняет, что различное внутреннее, эмоциональное состояние может соответствовать определенному цвету.

Каждому ребенку предлагается выбрать из коробочки листочек, цвет которого соответствует его сегодняшнему состоянию. (Для самоанализа могут быть предложены ситуации: по дороге в школу, на уроке математики, в данный момент и др.)

Педагог помогает детям украсить дерево выбранными листочками.

Обращается внимание на преобладающий фон дерева. Выясняются возможные причины настроения детей.

Второй этап. "Формула поддержки". Учитель просит ребят назвать тех героев книг, мультфильмов, которые всегда были веселыми и бодрыми, и тех, кто часто испытывал уныние, печаль. Например, Буратино и Пьеро, Винни-Пух и Ослик Иа, Карлсон и Малыш и др. Дети вспоминают, что говорили, что делали сказочные персонажи для того, чтобы поднять настроение, развеселить своих друзей.

Третий этап . "Утешение". Предлагается разыграть ситуации с использованием "Формулы поддержки":

  1. Дядя Федор уехал с Матроскиным в Простоквашино. Родители волнуются за сына.
  2. Мальчик потерял ключ от квартиры. Он плачет.
  3. Друг волнуется перед выступлением на школьном концерте.

4. Соседскую девочку не взяли в поход одноклассники. (Отмечается самая лучшая поддержка и предложение о помощи.)

Учитель просит детей выбрать из предложенных наиболее эффективные слова - утешения.

1. Общая характеристика игровой деятельности младших школьников.

2. Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста.

3. Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий.

4. Игра как средство воспитания.

Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.

Богданова О. С, Петрова В. И. Воспитание культуры поведения учащихся 1—III классов. М., 1972.

Волков Б.С.Психология младшего школьника. – М., 2006.

Эльконин Д, Б. Психология игры. М., 1978.

Если у дошкольников игра является ведущим видом деятельности, то в жизни учащихся начальных классов она занимает меньшее место, хотя продолжает влиять на их развитие. Являясь одним из четырех видов деятельности младших школьников, игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми.

Младшие школьники любят игры, связанные с движениями. Эти игры совершенствуют их координацию, развивают силу и ловкость, улучшают работу внутренних органов (дыхания, кровообращения), укрепляют здоровье детей. Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. Кроме того, игра служит прекрасным отдыхом школьника от умственной работы в процессе обучения.

В большинстве игр участвует не один, а несколько человек. Это помогает воспитывать у детей чувство коллективизма, они учатся действовать сообща, организованно — то руководить другими, то подчиняться им, действовать по определенным правилам, строго следя за их выполнением. Все это способствует воспитанию воли, приучает к дисциплине, вызывает чувство ответственности за свои действия и поведение, помогает формированию моральных качеств личности ребенка. Известно, что в каждой игре дети договариваются об определенных условиях, в которых она будет протекать, и если кто-нибудь нарушил эти условия, то его исключают из игры или отказываются продолжать ее. Большая часть игр связана с соревнованием, что усиливает напряжение физических и психических сил ребенка, помогает их развитию.

Мотивами для игровой деятельности служат не столько ее практические результаты, сколько то удовольствие, которое она доставляет участникам. В игре многое строится на воображении. Дети могут совсем или почти совсем обходиться без реальных предметов. Зато реальными и нередко сильно действующими являются чувства детей, которые вызываются вымышленными ситуациями.

Игры у детей младшего школьного возраста бывают очень разнообразными. Различают игры подвижные, ролевые, настольные и т. д.

А. Подвижные игры. Некоторые из них приближаются к спортивным. Они очень полезны для здоровья. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.




Ролевые игры отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат от старших. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры).

Если в дошкольном возрасте игровые интересы мальчиков и девочек нередко бывают очень близки, то у детей младшего школьного возраста наблюдается уже дифференциация склонностей. Мальчики любят роль героев (летчиков, космонавтов, отважных пограничников, капитанов, разведчиков, альпинистов), совершающих подвиги. Девочки предпочитают изображать в игре матерей, учителей, врачей. В первых классах они еще играют в куклы, нянчат их, учат, лечат. Иногда обходятся без игрушек, тогда кукол нередко заменяют младшие братишки и сестренки, играя с которыми девочки выполняют материнские обязанности.

В младшем школьном возрасте у мальчиков появляется интерес к технике. Они сами мастерят самолеты, автомашины, играют с ними. Девочки любят в играх заниматься делами бытового характера: шьют одежду для кукол (вручную или на игрушечных машинках), накрывают стол, моют посуду, стирают и гладят платья для кукол. Подобные игры в дальнейшем постепенно переходят в трудовую деятельность.

Играя, младшие школьники стремятся овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, мужества, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности. Так, слабоуспевающий школьник берет себе роль хорошего ученика и в игровых, облегченных по сравнению с реальными, условиях оказывается в состоянии выполнить ее. Положительным результатом такой игры является то, что ребенок начинает предъявлять к себе те требования, которые необходимы, чтобы стать хорошим учеником. Таким образом, ролевую игру можно рассматривать как способ побуждения младшего школьника к самовоспитанию.

В. Настольные игры. Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п. В это же время многие дети начинают играть в шашки, в шахматы.

Учителям начальных классов не следует оставаться в стороне от игровой деятельности школьников. Педагоги наблюдают за играми на переменах, а иногда принимают в них участие, организуя досуг детей. Роль учителя заключается прежде всего в том, чтобы побудить детей к полезным играм, не допускать вредных, следить, чтобы у ребят не было ссор, и т. п. Но руководство играми следует проводить с большим тактом, осторожно. Нельзя подавлять самодеятельность детей, их естественного стремления к самостоятельности; надо поощрять разумную детскую выдумку и другие формы творчества, для которых в играх имеется немало возможностей.

Литература

План

Игровая деятельность младших школьников

1. Общая характеристика игровой деятельности младших школьников.

2. Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста.

3. Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий.

4. Игра как средство воспитания.

Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.

Богданова О. С, Петрова В. И. Воспитание культуры поведения учащихся 1—III классов. М., 1972.

Волков Б.С.Психология младшего школьника. – М., 2006.

Эльконин Д, Б. Психология игры. М., 1978.

Если у дошкольников игра является ведущим видом деятельности, то в жизни учащихся начальных классов она занимает меньшее место, хотя продолжает влиять на их развитие. Являясь одним из четырех видов деятельности младших школьников, игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми.

Младшие школьники любят игры, связанные с движениями. Эти игры совершенствуют их координацию, развивают силу и ловкость, улучшают работу внутренних органов (дыхания, кровообращения), укрепляют здоровье детей. Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. Кроме того, игра служит прекрасным отдыхом школьника от умственной работы в процессе обучения.

В большинстве игр участвует не один, а несколько человек. Это помогает воспитывать у детей чувство коллективизма, они учатся действовать сообща, организованно — то руководить другими, то подчиняться им, действовать по определенным правилам, строго следя за их выполнением. Все это способствует воспитанию воли, приучает к дисциплине, вызывает чувство ответственности за свои действия и поведение, помогает формированию моральных качеств личности ребенка. Известно, что в каждой игре дети договариваются об определенных условиях, в которых она будет протекать, и если кто-нибудь нарушил эти условия, то его исключают из игры или отказываются продолжать ее. Большая часть игр связана с соревнованием, что усиливает напряжение физических и психических сил ребенка, помогает их развитию.

Мотивами для игровой деятельности служат не столько ее практические результаты, сколько то удовольствие, которое она доставляет участникам. В игре многое строится на воображении. Дети могут совсем или почти совсем обходиться без реальных предметов. Зато реальными и нередко сильно действующими являются чувства детей, которые вызываются вымышленными ситуациями.

Игры у детей младшего школьного возраста бывают очень разнообразными. Различают игры подвижные, ролевые, настольные и т. д.

А. Подвижные игры. Некоторые из них приближаются к спортивным. Они очень полезны для здоровья. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

Ролевые игры отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат от старших. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры).

Если в дошкольном возрасте игровые интересы мальчиков и девочек нередко бывают очень близки, то у детей младшего школьного возраста наблюдается уже дифференциация склонностей. Мальчики любят роль героев (летчиков, космонавтов, отважных пограничников, капитанов, разведчиков, альпинистов), совершающих подвиги. Девочки предпочитают изображать в игре матерей, учителей, врачей. В первых классах они еще играют в куклы, нянчат их, учат, лечат. Иногда обходятся без игрушек, тогда кукол нередко заменяют младшие братишки и сестренки, играя с которыми девочки выполняют материнские обязанности.

В младшем школьном возрасте у мальчиков появляется интерес к технике. Они сами мастерят самолеты, автомашины, играют с ними. Девочки любят в играх заниматься делами бытового характера: шьют одежду для кукол (вручную или на игрушечных машинках), накрывают стол, моют посуду, стирают и гладят платья для кукол. Подобные игры в дальнейшем постепенно переходят в трудовую деятельность.

Играя, младшие школьники стремятся овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, мужества, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности. Так, слабоуспевающий школьник берет себе роль хорошего ученика и в игровых, облегченных по сравнению с реальными, условиях оказывается в состоянии выполнить ее. Положительным результатом такой игры является то, что ребенок начинает предъявлять к себе те требования, которые необходимы, чтобы стать хорошим учеником. Таким образом, ролевую игру можно рассматривать как способ побуждения младшего школьника к самовоспитанию.

В. Настольные игры. Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п. В это же время многие дети начинают играть в шашки, в шахматы.

Учителям начальных классов не следует оставаться в стороне от игровой деятельности школьников. Педагоги наблюдают за играми на переменах, а иногда принимают в них участие, организуя досуг детей. Роль учителя заключается прежде всего в том, чтобы побудить детей к полезным играм, не допускать вредных, следить, чтобы у ребят не было ссор, и т. п. Но руководство играми следует проводить с большим тактом, осторожно. Нельзя подавлять самодеятельность детей, их естественного стремления к самостоятельности; надо поощрять разумную детскую выдумку и другие формы творчества, для которых в играх имеется немало возможностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с внедрением в систему образования ФГОС НОО на сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться.

В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий. Формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности.

Дети младших классов, а особенно первоклассники, подвижны, эмоциональны, у ребят повышенная утомляемость – значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поскольку ведущей деятельностью детей – дошкольников была игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. И конечно возникает вопрос: как же сделать так, чтобы переход от одной ведущей деятельности к другой происходил безболезненно? Одним из спасительных средств в этой проблеме является игра.

Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Игра первая учит разумному и сознательному поведению. Это первая школа мысли для ребёнка. Детство - это время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.

Все игры, используемые в ходе учебного процесса требуют от детей:

Работая в начальных классах, а именно в этом возрасте, как известно всем, дети очень любят играть, упор в своей работе делаю на игровые технологии. Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная, дидактическая, игра-путешествие. Ведь для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в деятельность, но особенно в игровую.

Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра.

Дидактическая игра - это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно происходит формирование необходимых УУД.

Содержание игры и её условия должны обеспечивать и стимуляцию познавательного интереса и познавательной активности, и способствовать формированию определённых умений и навыков.

Игра может быть проведена на любом этапе урока:

В своей деятельности так же использую игры на разных этапах урока.

В начале урока математики можно провести игры:

В середине урока русского языка использую игры такие, как:

Игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, понятным, помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение.

Образовательная игра – это активные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей.

Игровые технологии успешно применяются на комбинированных уроках, уроках – контроля и коррекции, уроках совершенствования знаний и умений, уроках-презентациях, во внеурочной деятельности и, конечно, способствуют формированию общих, профессиональных, социальных, гражданско-общественных, социокультурных компетенций, компетенций в бытовой сфере, включая физкультуру и спорт

В заключении хочу отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого учителя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно.

Читайте также: