Почему россия признала независимость самопровозглашенных южной осетии и абхазии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тринадцать лет назад, 26 августа, российское телевидение, а затем и все мировые СМИ передали важную новость — руководство РФ признало государственную независимость республик Южная Осетия и Абхазия. В Южной Осетии не верили, что когда-нибудь обстоятельства сложатся так, что Россия признает суверенитет нашей страны. Это после нашлись люди, которые на голубом глазу заверяли, что они всегда это знали и даже где-то в кулуарах всегда говорили об этом. Но не это важно. Главное — мечта южной части осетинского народа сбылась. Мы не только получили независимость от Грузии, но и смогли воссоздать свою государственность, утраченную в XIV веке.

Дорогу осилит идущий

26 августа 2008 года президент России Дмитрий Медведев, учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями устава ООН, Декларацией 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским заключительным актом ОБСЕ 1975 г., другими основополагающими международными документами, подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии.

Выступление Медведева длилось всего несколько минут, но стало кульминацией борьбы южных осетин за свой государственный суверенитет. Борьбы, которая растянулась на века.

Каждый раз, когда на юге Осетии пытались реализовать свое право на свободу и независимость, грузинские власти, вне зависимости от того, какую общественно-политическую формацию они представляли, организовывали карательные экспедиции и политические репрессии. В этом были едины и картлийские цари, и грузинские князья, и большевистские бонзы, и псевдодемократы-националисты.

В феврале 1921 года было свергнуто так называемое меньшевистское правительство Грузии и в регионе была установлена советская власть. В Цхинвале полагали, что теперь будет реализован ленинский принцип равенства всех народов. Но не получилось. 21 мая 1921 года состоялось заседание Закавказского революционного комитета, на котором, в частности, рассматривалось новое национально-территориальное устройство края. На заседании была одобрена Декларация о независимости Абхазской ССР, а Южной Осетии была предложена… автономия в форме автономной области с правами республики. При этом национальные территории были существенно сокращены.

Новая возможность для политического самоопределения возникла лишь спустя семьдесят лет, когда распалась Советская империя. При этом путь к национальному суверенитету был постепенным и определен несколькими этапами.

20 сентября 1990 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику в составе СССР. Была принята Декларация о суверенитете. Чрезвычайная сессия Совета народных депутатов заявила о том, что Южная Осетия должна стать самостоятельным субъектом подписания Союзного договора.

19 января 1992 года прошел референдум по двум вопросам: Согласны ли вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой? Согласны ли вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 20 сентября 1991 года о воссоединении с Россией? Более 98% участников плебисцита ответили положительно на оба вопроса.

На основании результатов голосования 29 мая 1992 года Верховный совет Республики Южная Осетия принял Акт о Государственной независимости Республики Южная Осетия — воля народа была исполнена.

В марте 2006 года от Южной Осетии в Конституционный суд РФ поступило заявление с просьбой о присоединении к Российской Федерации. 15 августа 2006 года Республика начинает выдавать собственные паспорта.

12 ноября 2006 года одновременно с выборами президента проходит референдум, на котором 99% проголосовавших жителей Южной Осетии высказались за независимость страны (явка избирателей составила 95,2%).

6 декабря Госдума РФ заявила, что намерена поддержать стремление к независимости Абхазии и Южной Осетии. Поводом для этого стали: референдум о независимости 12 ноября 2006 года и обращение парламентов РЮО и Абхазии к президенту России и Федеральному собранию РФ о признании независимости и установлении ассоциированных отношений с Россией.

Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что Косово не может быть прецедентом для Южной Осетии и Абхазии.

Поддержка России

4 марта 2008 года парламент Южной Осетии обратился к генеральному секретарю ООН, президенту, Совету Федерации и Госдуме России, а также к главам государств и парламентов СНГ и стран Евросоюза с просьбой о признании независимости Республики Южная Осетия.

17 марта комитет Госдумы по делам СНГ предложил правительству РФ определить процедуру признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Депутаты Госдумы 21 марта приняли заявление, где предложили президенту и правительству рассмотреть вопрос о целесообразности признания Абхазии и Южной Осетии. Проект заявления, в котором предлагалось предпринять указанные шаги, был распространен перед началом пленарного заседания по проблеме статуса непризнанных государств. Депутаты приняли такое решение, изучив обращение руководства двух непризнанных республик.

16 апреля 2008 года президент России Владимир Путин дал поручения правительству оказать предметную поддержку проживающим в Абхазии и Южной Осетии российским гражданам.

В августе 2008 г. после завершения военной фазы грузино-осетинского конфликта Южная Осетия и Абхазия обратились к России с просьбой признать их независимость от Грузии. Обе палаты Федерального собрания РФ 25 августа 2008 г. приняли обращение к президенту РФ Дмитрию Медведеву с предложением признать независимость Абхазии и Южной Осетии.

26 августа 2008 года Дмитрий Медведев объявил о признании Российской Федерацией государственности РЮО. 9 сентября между нашими странами были установлены дипломатические отношения.

Торжество справедливости

Будем откровенны, несмотря на общий дружественный к Цхинвалу настрой в Кремле, Россия не планировала признание независимости РЮО и Абхазии. Как вспоминает глава МИД РФ Сергей Лавров, до начала агрессии Грузии против Южной Осетии Россия не ставила перед собой цели признания независимости молодых государств.

Однако, напомнил он, после того как президент Грузии Михаил Саакашвили отказался соблюдать условия договора Медведева — Саркози, предписывающего сторонам соблюдать перемирие и, главное, начать международные дискуссии по определению статуса Южной Осетии и Абхазии, у России не оставалось иного пути обеспечить безопасность населения республик, кроме признания их независимости.

Решение 26 августа 2008 года далось российскому руководству непросто. Накануне десятой годовщины агрессии Грузии против Южной Осетии глава правительства России Дмитрий Медведев, занимавший в 2008 году пост президента РФ, рассказал о том, как принималось решение о признании независимости двух молодых республик.

По его словам, руководство России, принимая это решение, прежде всего, исходило из интересов обеспечения мира и стабильности в регионе.

Владимир Путин обратил внимание и на тот факт, что международная правосубъектность Абхазии и Южной Осетии наступает с момента их признания хотя бы одним из субъектов международных отношений. Он также пояснил, что признание со стороны России нужно было только для того, чтобы легализовать усилия по поддержанию мира в регионе.

Действительно, в условиях, когда даже после поражения в войне грузинское руководство не оставляло попыток реванша, признание югоосетинской и абхазской государственности стало единственно возможным средством обезопасить абхазский и осетинский народы от угрозы смертельной опасности.

Решение руководства России о признании государственности Южной Осетии и Абхазии — это следствие не эмоций, а результат прагматичного и системного анализа всех обстоятельств, в том числе и долгосрочного стратегического характера.

Главным событием недели стало признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Это решение оказалось единственно возможным выходом из ситуации, сложившейся после агрессии Грузии и ответных действий России, положивших конец военным амбициям нынешних грузинских властей.

Только признание существующей уже 17 лет де-факто независимости этих двух республик со стороны России дало гарантии не просто безопасности, а элементарного выживания осетин и абхазов в сложившейся ситуации. Именно об этом сказал во вторник Президент России Дмитрий Медведев.

Дмитрий Медведев, Президент Российской Федерации: "Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года "О принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами", Хельсинским заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами, я подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии. Россия призывает другие государства последовать ее примеру. Это нелегкий выбор! Но это единственная возможность сохранить жизни людей!"

В нашей стране решение Президента Медведева о признании независимости двух республик поддержало подавляющее большинство - по данным социологов, это более 70% граждан России. Без поддержки большинства такие решения не принимаются ни в одной демократической стране, и именно эта поддержка позволяет России чувствовать себя уверенно на фоне довольно истеричной реакции западных стран, в первую очередь США. Отвечая на вопросы журналистов в Сочи, куда глава государства прибыл для проведения ряда международных встреч, Президент России еще раз сформулировал основные принципы внешней политики нашей страны.

Антон Верницкий, корреспондент "Первого канала": "Дмитрий Анатольевич, ситуация вокруг Южной Осетии и Абхазии развивалась долгих 17 лет. Почему решение о признании независимости этих территорий было принято именно тогда, когда Грузия напала на Цхинвал? Были ли какие-то другие варианты развития событий?"

Дмитрий Медведев: "Я считаю, что принятие такого решения в сложившейся ситуации было неизбежным, а его эффективность сегодня всем очевидна. Мы действительно, 17 лет пытались склеить, по сути, распавшееся государство, всячески стимулировали процесс урегулирования. Наши миротворцы денно и нощно несли свою службу, помогали разъединять конфликтующие стороны. Мы в 90-е годы предотвратили очень крупное кровопролитие. И, наверное, какие-то шансы урегулирования сохранялись. Сохранялись до последнего времени, если бы не идиотская авантюра, которая была предпринята грузинским руководством. Она, по сути, поставила крест на перспективах совместной жизни абхазов, осетин и грузин в одном государстве. И не только поставила крест, но и принесла большое количество смертей. Погибли мирные люди, в том числе наши граждане. Погибли миротворцы, которые стояли для того, чтобы разъединять конфликтующие стороны. Особенно чудовищно выглядит то, что грузинские миротворцы в период этой акции стреляли в своих коллег. В конечном счете, всe это спровоцировало развитие событий по самому сложному сценарию. Ничего другого не оставалось, кроме как ответить на эту хамскую, наглую абсолютно выходку, привести всe в нормальное положение, обеспечить жизнь и достоинство тех граждан, которые живут в Южной Осетии. А по Абхазии, вы знаете, готовился отдельный план нападения, который был недавно продемонстрирован нашим Генеральным штабом. Там был бы точно такой же сценарий. Поэтому, для того, чтобы предотвратить последующий геноцид населения, просто уход и абхазов, и осетин с этих территорий, нами были приняты эти решения. И, еще раз повторяю, жизнь доказала их абсолютную очевидность и необходимость".

Кирилл Поздняков, "НТВ": "Дмитрий Анатольевич, реакция наших западных партнеров на принятое Россией решение была, в общем-то, предсказуемой, от умеренно резкой до критичной. Что мы ждали и что мы ждем от наших ближайших соседей, например, от стран СНГ, в плане реакции? И насколько для России важно, предположим, то, какое количество стран последуют нашему примеру, то есть признают Абхазию и Южную Осетию, и насколько от этого зависят наши дальнейшие шаги?"

Дмитрий Медведев: "Все основные шаги, которые было необходимы России сделать, мы уже сделали. Как вы понимаете, это было непростое решение. Но это были необходимые и достаточные решения. Что же касается реакции других стран, то она действительно разная. Наверное, так и должно быть. Реакция наших ближайших соседей вполне объективная, и я встречался с большинством лидеров в рамках саммита ШОС, они понимают мотивы тех действий, которые были осуществлены Россией. Признание - это отдельный вопрос. Хотел бы напомнить, что признание осуществляется каждым государством в индивидуальном порядке. Никаких коллективных действий здесь быть не может. Посмотрите, например, Косово. Совершенно понятно, что и в этой ситуации будут государства, которые согласятся с возникновением новых государств, и будут государства, которые будут считать их возникновение несвоевременным. Но я напомню, что международное право основывается на том, что новое государство, как принято говорить у юристов, правосубъектность нового государства возникает в момент признания нового государства хотя бы одним другим государством. Поэтому с правовой точки зрения новые государства возникли, процесс их признания может, естественно, продолжаться достаточно длительный срок. Наша позиция от этого никак меняться не будет. Мы свое решение приняли. Приняли бесповоротно. Наш долг - обеспечить мир и спокойствие в регионе. Из этого мы и будем исходить".

Андрей Кондрашов, "Россия": "А что дальше Россия собирается сделать в этих республиках, как это будет выглядеть?"

Дмитрий Медведев: "Мы, естественно, будем всячески помогать этим республикам. В настоящий момент готовятся соглашения, международные соглашения уже между двумя странами, между Российской Федерацией и, соответственно, Абхазией, или Российской Федерацией и Южной Осетией. В этих международных соглашениях будут зафиксированы все наши обязательства по оказанию поддержки и помощи. Экономической, социальной, гуманитарной, в широком смысле этого слова, наконец, военной. Это будут нормальные полноценные международно-правовые отношения, союзнические отношения".

Андрей Кондрашов: "Дмитрий Анатольевич, абсолютно всем сейчас понятно, что после 8 августа место России в мире серьезно изменилось. Серьезно и на глазах меняется вся система прежних договоренностей. Ряд международных институтов проявили свою абсолютную несостоятельность в разрешении этого конфликта. Между тем, Россия и Запад все-таки совершенно не готовы, как я понимаю, рвать отношения окончательно. Каково, на ваш взгляд, будущее мира, миропорядка и места нашей страны в нем?"

Дмитрий Медведев: "Я буду при осуществлении внешней политики Российской Федерации основываться на 5 позициях.

Первая позиция: Россия признает первенство основополагающих принципов международного права, которые определяют отношения между цивилизованными народами. И в рамках этих принципов, в рамках вот этой концепции международного права мы и будем развивать наши отношения с другими государствами.

Второе: мир должен быть многополярным. Однополярность неприемлема, доминирование недопустимо. Мы не можем принять такое мироустройство, в котором все решения принимаются одной страной, даже такой серьезной и авторитетной, как Соединенные Штаты Америки. Такой мир неустойчив и грозит конфликтами.

Третье: Россия не хочет конфронтации ни с одной страной. Россия не собирается изолироваться. Мы будем развивать настолько, насколько это будет возможно, наши дружеские отношения и с Европой, и с Соединенными Штатами Америки, и с другими странами мира.

Четвертое. Безусловным приоритетом является для нас защита, жизнь и достоинство наших граждан, где бы они ни находились. Из этого мы будем исходить и при осуществлении своей внешней политики. Мы будем также защищать интересы нашего предпринимательского сообщества заграницей. И всем должно быть понятно, что, если кто-то будет совершать агрессивные вылазки, он будет получать на это ответ.

Наконец, пятое. У России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся их привилегированные интересы. В этих регионах расположены страны, с которыми нас традиционно связывали дружеские, добросердечные отношения. Исторические особенные отношения. Мы будем очень внимательно работать в этих регионах и развивать такие дружеские отношения с такими государствами, с нашими близкими соседями.

Вот из этого я буду исходить при осуществлении нашей внешней политики. Что же касается будущего, то оно зависит не только от нас. Оно зависит и от наших друзей, от наших партнеров по международному сообществу. У них есть выбор".

Российский премьер-министр Дмитрий Медведев объяснил, почему Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии в 2008 году, когда он был на посту президента.. Об этом политик сказал в интервью "Коммерсанту".

По словам премьера, при принятии данного решения он руководствовался тем, что стремился сохранить стабильность в Закавказье и добиться прочного мира на будущее.

"Россия получила главное - мир. Мы смогли защитить своих граждан - их много, граждан Российской Федерации, которые живут и в Абхазии, и в Южной Осетии", - заявил Медведев.

Он добавил, что благодаря принятому решению в регионе в настоящее врем "все понятно", а властям не нужно беспокоиться о безопасности граждан. Медведев подчеркнул, что позиция высшего политического руководства России в данном вопросе была единой, несмотря на дискуссии.

Ранее Медведев заявил, что причиной грузино-югоосетинского конфликта в 2008 году стало поведение президента Грузии Михаила Саакашвили и его приспешников.

Грузия в ночь на 8 августа 2008 года обстреляла из установок залпового огня "Град" Южную Осетию. Грузинские военные вошли в Цхинвал, а затем были выбиты из него российской армией. Москва признала суверенитет Абхазии и Южной Осетии. После этого дипотношения двух государств были разорваны.

В ночь с 7 на 8 августа 2008 года обострился грузино-осетинский конфликт, который привел к военным действиям с участием России. В конце того же месяца РФ признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Хроника признания — в материале “Ъ”.

8 августа произошло обострение грузино-осетинского конфликта, приведшее к войне с участием российских войск. 16 августа президенты России и Грузии Дмитрий Медведев и Михаил Саакашвили, главы непризнанных Южной Осетии и Абхазии подписали план по урегулированию конфликта.

20 августа президент Абхазии Сергей Багапш обратился к парламенту республики с просьбой одобрить его обращение к руководству России о признании независимости Абхазии. В тот же день парламент Абхазии одобрил обращение президента к российскому лидеру Дмитрию Медведеву, спикерам Совета федерации и Госдумы. В обращении абхазского президента предлагалось установить дипломатические отношения между Абхазией и Россией и разрешить дальнейшее пребывание российских войск на абхазской территории.

22 августа аналогичное обращение с просьбой о признании независимости республики к президенту России, спикерам Совета федерации и Госдумы поступило от парламента Южной Осетии.

25 августа Совет федерации, а затем Госдума с разницей в несколько часов приняли обращения к Дмитрию Медведеву с предложением признать независимость Абхазии и Южной Осетии. В нижней палате российского парламента выступали президенты республик Сергей Багапш и Эдуард Кокойты.

26 августа президент России Дмитрий Медведев подписал указ о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.

15 сентября президенты России и Южной Абхазии подписали в Москве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. 17 сентября аналогичный документ российский лидер подписал с главой Абхазии.

5 сентября 2008 года независимость Абхазии и Южной Осетии признала Республика Никарагуа. 10 сентября 2009 года — Венесуэла. 15 декабря того же года независимость Абхазии признала Республика Науру, на следующий день карликовое государство признало независимость Южной Осетии. 29 мая 2018 года независимость обеих стран признала Сирия.

Из непризнанных стран независимость Абхазии и Южной Осетии признали Нагорно-Карабахская Республика (2006), Приднестровская Молдавская Республика (2006), Луганская народная республика (2015) и Донецкая народная республика (2015).

Читайте также: