Что такое лидерство кратко

Обновлено: 02.07.2024

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

В конце XX в. английским естествоиспытателем ф. Гальтоном был изобретен оригинальный метод выявления типических черт - так называемый составной фотопортрет. За счет наложения на одной фотопластинке изображений нескольких лиц получался совокупный образ, в котором индивидуально-своеобразные черты оказывались размыты, а типические - акцентированы. Интересно, что первоначально задуманный для выявления внешних черт одаренности составной фотопортрет именно в этой сфере не дал никаких достоверных результатов.

Вопросов на эту тему возникает великое множество. И было бы большим преувеличением заявить, будто у психологов на все эти вопросы готовы исчерпывающие ответы. Правильнее сказать, что насчет природы лидерства существует много версий и гипотез, каждая из которых позволяет рассмотреть это явление под определенным углом. Составной портрет еще ждет своего завершения. Но самые колоритные мазки позволяют распознать хотя бы приблизительный контур. Присмотримся к нему повнимательней.

Пожалуй, наибольшее влияние на современные зарубежные теории лидерства оказали югляды З.Фрейда. Как известно, цивилизация, по Фрейду, - сублимация влечений человека, прежде всего сексуальных. Инстинкты подавляются социокультурной средой (следствие социализации личности, принятия ею норм морали); импульсам, порожденным инстинктами, преграждается вход в сознание, но заряд психической энергии не снимается, он ищет обходных путей своей реализации, оборачиваясь неврозом. Такими невротиками, полусумасшедшими являются, по Фрейду, великие люди, лидеры. Среди их инстинктов преобладает стремление господствовать над другими. (Фрейд приводит длинный список выдающихся личностей, оказывавшихся маньяками и параноиками.) Подавленное либидо сублимируется у них прежде всего в стремление к власти, к лидерству. Это стремление в ряде работ Фрейда подводится под эдипов комплекс, объясняется соперничеством между жестоким, ревнивым отцом и его сыновьями.

Следует отметить, что все подобные интерпретации касаются преимущественно фигур крупных вождей, руководящих большими массами. Для объяснения лидерства в малых группах - на чем сосредоточилась психология XX в. — такие концепции оказываются ограниченно годны. Ведь в большинстве повседневно наблюдаемых примеров лидерства приходится сталкиваться отнюдь не с великими личностями. Однако ж - несколько особенными. Это психологическое своеобразие личности лидеров и стало предметом пристального внимания психологии в ушедшем столетии.

Казалось бы, бесспорно, что для достижения ведущих ролей необходимы определенные качества: одни из них даются от природы, другие могут быть сформированы в процессе самосовершенствования. Каковы же эти черты?

Американский исследователь П.Друкер среди лидерских черт особо отмечает умение анализировать, взвешивать обстановку и делать правильный выбор, улаживать разногласия. В то же время требуется способность к быстрым и решительным действиям, к смелым интуитивным решениям.

Современный лидер прежде всего должен быть честолюбивым и обладать несомненным талантом организатора. Далее ему нужны: напористость, размах, воображение, чувство нового, инициативность, умение разбираться в людях, чувство ответственности. Он должен быть жестким, когда нужно, уметь извлечь урок из собственных ошибок. Уметь выслушать, быть объективным. Владеть собой. Быть человеком слова. Допускать (в ювестных пределах) критику, мыслить перспективно. Не увлекаться деталями, не упускать главного. Сохранять уверенность перед лицом неопределенности.

Кроме всего этого необходимо предвидеть будущую ситуацию, уметь налаживать контакты и искусно вести переговоры. Быть политиком: знать, кого погладить и на кого поднять голос. Быть скромным: не гнушаться просить совета у знающих людей. Красноречие. Обаяние. Ну и, конечно, неистощимая энергия.

Руководители преуспевающих корпораций, пишет социолог В.Паккард, разработали стандарт внешности менеджера, способного внушать окружающим уважение и доверие. Здоровый вид, приветливо-открытое выражение лица, недорогой серый костюм, простые манеры. Желательно, чтобы он был высок и строен. Подбородок, разумеется, волевой, что имеет особое значение.

Социолог Бэттон насчитал пятьдесят качеств, необходимых для идеального лидера, и среди них главное, по его мнению, - актерские способности. К.Бэрд, обобщив 20 исследований, назвал 79 черт, характерных для лидера.

Из всего сказанного следует важный практический вывод. Не существует определенных личностных черт, наличие которых гарантирует успех. Успеха могут добиться люди, обладающие самыми разными достоинствами, и это должно вселять уверенность в каждого из нас. Главное — не наличие стандартных достоинств, а умелое использование собственных индивидуальных качеств.

Бросающиеся в глаза недостатки теории черт побудили к формированию нового подхода к феномену лидерства. Поскольку исследования различных групп не давали одинаковых результатов о чертах лидера, можно было предположить, что и характер лидеров таких социальных групп не может быть одним и тем же. Лидерство все чаще стало рассматриваться как функция ситуации.

Ситуационное направление в социальной психологии, первоначально развивавшееся бихевиористами, было подхвачено и неофрейдистами, и сторонниками интеракционизма. В эмпирических исследованиях лидер все больше начинает рассматриваться с точки зрения роли, которую он играет в группе.

По этому поводу Ж.Пиаже замечает, что ситуационизм рассматривает индивида как пустой ящик, наполняемый обществом, и при этом игнорирует активность личности.

Из всего сказанного вполне очевидно, что различные подходы к проблеме лидерства лишь в ограниченной степени могут быть приложимы к детским группам и к ситуациям педагогического воздействия (если угодно - взаимодействия). Хотя в последние годы ушедшего века и появились работы, посвященные руководству и лидерству в сфере воспитания и образования, их авторы, как правило, вольно или невольно придерживаются того или иного подхода, сложившегося в изучении лидерства в политической, военной, индустриальной сфере. Предпринимаются попытки выделить особые черты педагога-лидера — не выходящие, впрочем, за рамки традиционной и далеко не безупречной теории черт. А проблема выдвижения лидеров в детских и юношеских сообществах лишь в последние годы освободилась от идеологической окрашенности, однако оказалось, что помимо идеологического пафоса в ее разработке не так уж много и достигнуто. Вероятно, современные реалии диктуют необходимость возникновения новых теоретических подходов и эмпирических исследований - разумеется, с учетом сказанного и наработанного ранее.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Согласно общепринятому определению, лидерство является процессом, при котором один член группы (лидер) организует и направляет других к достижению конкретной общей цели. В ранних теориях лидерства — например, в теории о влияиии выдающейся личности на ход истории — считалось, что лидеры обладают особыми качествами, отличающими их от других людей. Однако изучение биографий многих лидеров в человеческой истории не подкрепляет это предположение. Современные исследования показали, что по крайней мере в бизнесе, эффективные лидеры действительно отличаются от других людей по нескольким характеристикам, включая:

• Приспособляемость: лидеры могут адаптироваться к потребностям своих последователей и к изменяющимся требованиям ситуации.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Лидерство – доминирование одних членов группы над другими.

Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).

Признаки лидеров:

1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;

2) способен оказывать влияние на других членов группы;

3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;

6) способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.

Функции лидера:

1) организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;

2) выработка и поддержание групповых норм;

3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

5) установление и поддержание микроклимата группы.

Виды лидерства по М. Веберу:

1) традиционное лидерство – основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии). Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей;

2) легально-рациональный (бюрократический) – основан на разумности существующих порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран;

3) харизматическое лидерство – основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.

Типы лидерства по реальной управленческой практике:

1) лидер – организатор – воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;

2) лидер – творец – обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;

3) лидер – борец – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;

4) лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;

5) лидер – утешитель – всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 12. Лидерство – понятие и классификация

ЛЕКЦИЯ № 12. Лидерство – понятие и классификация Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе.В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий

Тест № 22 ЛИДЕРСТВО

3.3. Лидерство и инновационность

3.3. Лидерство и инновационность 3.3.1. Формы влияния лидера на подчинённыхВ настоящее время довольно актуальным является вопрос о взаимосвязях между лидерством и инновационностью. Этот вопрос активно исследуется в научной литературе по психологии и менеджменту.Главный

Лидерство

Лидерство Когда я впервые начала путешествие в поисках понимания взаимосвязи лидерства и сообществ, меня очень разочаровывало местечковое отношение мэра и администрации моего города. Город быстро развивался, ему требовались новые решения всевозможных проблем, от

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

Лидерство и мораль

Лидерство и мораль Когда однажды Гитлер заехал к Штрассеру и увидел под своим громадным портретом худенького веснушчатого молодого человека, он сказал:- Стоит ли одного из лидеров партии так высоко поднимать над остальными национал-социалистами?Гиммлер ответил:- Я

Кто ты: лидер-примат или лидер цивилизованный?

Лидер – кто он?

Лидер – кто он? Унция репутации стоит фунта работы. Л. Питер Настоящий лидер развивает свои сильные стороны, умеет показать свои таланты перед взрослыми и ровесниками.Настоящий лидер умеет с юмором относиться к своим недостаткам, извлекать из них урок. Вообще, юмор – это

Лидерство

Как формируется лидерство?

Как формируется лидерство? Начнем с известных истин. Свой жизненный путь (в большинстве своем) мы начинаем как потенциальные лидеры. Пока мы младенцы, наши движения, голос, поведение естественны. Но проходят годы, и многие из нас становятся носителями всевозможных блоков,

Глава 22 Лидерство

Глава 22 Лидерство По одному из остроумных определений лидерство – это умение заставить кого-то сделать что-то, притом так, чтобы он этого еще и захотел.Да, лидерство – это способность влиять на людей и управлять ими. Ну а лидер – предводитель, впередсмотрящий,

Глава 22 Лидерство

Глава 22 Лидерство По одному из остроумных определений лидерство – это умение заставить кого-то сделать что-то, притом так, чтобы он этого еще и захотел.Да, лидерство – это способность влиять на людей и управлять ими. Ну а лидер – предводитель, впередсмотрящий, руководящий

Лидерство – это процесс, происходящий в социальной группе, когда один человек заручается поддержкой других. Благодаря оказываемому влиянию и помощи социума, он достигает поставленных целей. Коллектив не может достичь желаемых результатов, если у него нет единого вектора движения, создаваемого лидером.

Лидерство

Что такое лидерство

Понятию лидер определение пытались дать еще древние философы. Качества, присущие человеку, способному вдохновлять окружение, пытался описать Платон, живший до нашей эры.

В XIX веке появилась теория, по которой лидерские способности считались врожденным талантом. Ее автор – Фрэнсис Гальтон, знаменитый английский исследователь, психолог, антрополог. В XX веке отношение к понятию изменилось, появилось новое определение, говорящее, что лидер – это человек, способный подстраиваться под обстоятельства, менять тактику поведения. В одной ситуации требовалось, чтобы человек обладал определенными качествами, чтобы вдохновить толпу. При других обстоятельствах в них не было необходимости. Лидерские способности начали воспринимать как приобретенные.

В менеджменте

Понятия лидер и лидерство широко используются в менеджменте:

  • Они описывают процессы межличностных отношений рабочего коллектива;
  • Определяют способы влияния на подчиненных;
  • Характеризуют людей, способных вселить веру в членов группы, чтобы они действовали в единых интересах.

Лидерство в менеджменте – это совокупность действий, направленных на объединение усилий группы людей на предприятии. Задача – наладить работу, чтобы использовать потенциал окружения и достичь определенной цели.

Понять, что такое лидерство, помогут его составляющие:

  • доверие и симпатия;
  • авторитет;
  • желание учиться, прислушиваться, сотрудничать;
  • готовность оказывать поддержку, объяснять.

В менеджменте лидер – это звено управленческого взаимодействия.

Важно! Ни один коллектив не обходится без личности, обладающей большим жизненным опытом, мнение которого уважают, ценят. Лидер помогает коллегам раскрыть потенциал и повысить производительность.

В психологии

В психологии лидер – это человек, побуждающий коллектив действовать в собственных интересах. Окружающие сами делают этот выбор. Люди добровольно идут за лидером, принимая его позицию и следуя за единой целью. Лидерство в психологии – это способ заручиться поддержкой общества, взаимодействуя с ним в поисках точек соприкосновения.

Поддержка коллектива

В обществознании внимание уделяется политическому лидерству как способу власти подчинить себе действия и волю других людей. Борьба за влияние и авторитет у народа происходит также между оппозиционными партиями. Это тоже соперничество за лидерство.

Отличие лидерства от управления

Управление подразумевает под собой формальные отношения в коллективе. Это стабильное явление, контролируемое порядками и правилами организации. За руководителем идут люди, потому что это урегулировано иерархической структурой. Должность человека дает ему возможность диктовать коллективу свою волю, он (коллектив) не имеет права препятствовать желаниям управленца.

Определение, характеризующее лидерство, несколько отличается. Это стихийный процесс. Лидер – это тот, кто вдохновляет людей собственным примером и идеями. Он придает окружающим энтузиазм, они с радостью приступают к работе, чтобы достичь общей цели.

Руководитель строит отношения, основываясь на порядке, контролирует свое поведение и строго регламентирует действия остальных. Лидер – это человек, действия которого основаны на эмоциях и интуиции. Между ним и социумом царят взаимопонимание и доверие. В этом – преимущество неформального лидера. Он старается найти нетрадиционное решение, разработать новый план. Руководители действуют по известной схеме, обычно опираясь на прошлый опыт.

Разновидности лидерства

Психологи продолжают изучать взаимоотношения в социуме, пытаясь объяснить, кого называют лидером.

Обратите внимание! Человек, ведущий за собой коллектив, кроме доверия и уважения, вызывает восхищение. Окружающие стремятся подражать ему, копируя манеру общения, улавливая каждое слово. Стили лидерства определяются поведением, особенностями характера и личностных качеств.

Деловой тип

Кого называют деловым лидером:

  • Возлагает на себя ответственность за устранение проблемы или решение вопроса;
  • Действует в соответствии с интересами группы;
  • Обладает необходимыми навыками, достижениями, опытом.

Эмоциональный тип

Эмоциональному лидеру дают определение как человеку, отвечающему за настроение группы. Когда возникают проблемы, он становится центром внимания и сможет привести людей в чувства, например, снизив накал страстей. Он сконцентрирован именно на отношениях между участниками, поддерживает гармонию в коллективе.

Гармония в коллективе

Гармония в коллективе

Ситуативный тип

Ситуативный тип предполагает сочетание делового и эмоционального стилей. Такой лидер неустойчив, зависит от определенной ситуации. Поэтому авторитет может быть подорван при возникновении сомнений с его стороны.

Классификация лидерства

В зависимости от функций ведущего человека выделяют разные виды лидеров:

  • Организатор. Человек не только думает о достижении цели, но с уважением относится к коллективу. Он не позволяет оскорблять подчиненных. Такой лидер часто прибегает к поощрению, что вдохновляет на действие. Он всегда уверен в благоприятном исходе событий и передает свой настрой окружению;
  • Творец. Лидер нетрадиционно подходит к решению проблем. Он ищет новые идеи и не боится браться за опасные дела. Такой лидер берет креативом, завлекая коллектив. Он никого не принуждает сотрудничать, а заинтересовывает;
  • Борец. С легкостью приступает к проблеме, готов к любым испытаниям. Верит в свои силы и не думает о промахе, никогда не отступает. Для него главное – скорость и оперативность, поэтому не всегда продумывает все ходы и варианты;
  • Дипломат. Такой человек хитрый и расчетливый. Он знает все подробности дела, возможные исходы, пользуется не только достоверными данными, но и слухами. Лидер ведет обсуждения в узком кругу за спинами других членов коллектива. Поэтому он знает, как воспользоваться ситуацией, изменить ее. Всегда имеет запасной план действий, но не оглашает, чтобы перейти к нему при необходимости;
  • Утешитель. Лидер готов оказать поддержку любому, выслушать и дать совет. Климат в коллективе для него на первом месте.

Как сделать ребенка лидером

Лидерские качества начинают проявляться уже в детстве. Поэтому можно помочь ребенку приобрести их, опираясь на советы психологов:

  • Позволить совершать собственные ошибки. Ребенок должен получить опыт, научиться самостоятельно принимать решения, видеть выход из сложных ситуаций. Поэтому важно не предлагать ему готовые ответы. Если за него все решают родители, то во взрослой жизни он останется ведомым, не сможет вдохновить коллектив;
  • Поддерживать ребенка, хвалить, не критиковать по пустякам, не сравнивать с другими. Адекватная самооценка поможет сохранить уверенность в себе;
  • Научить проигрывать. Этому поможет участие в массовых играх, соревнованиях. Человек не должен падать духом после неудач. Необходимо воспринимать поражения как начало нового этапа, а не повод для расстройств;
  • Рассказать об ответственности. Ребенок должен понимать, что от его действий многое зависит. Игнорирование обязанностей приводит к проблемам. Например, если ребенок потратит выданные деньги не на продукты, а на игрушки, семья останется без ужина;
  • Развивать критическое и логическое мышление, чтобы ребенок мог делать выводы, обобщая имеющиеся данные и обращаясь к жизненному опыту, строя причинно-следственные связи.

Ребенок лидер

Как стать лидером

Лидер всегда берет на себя ответственность за свои слова и действия. Он продумывает все до мелочей, чтобы исключить провал. Чтобы повести за собой людей, нужно быть уверенным в каждом шаге.

Обратите внимание! Промахи и неудачи возможны, но лидер должен уметь за них отвечать и искать выход. Иначе человек потеряет уважение коллектива, и в следующий раз он его уже не поддержит.

Кто такой лидер, как им стать:

  • Он не боится нового, смело идет вперед. Не нужно забывать об имеющемся опыте и накопленных знаниях, но реальность такова, что стоит учитывать и происходящие изменения. Мир не стоит на месте, к этому необходимо приспособиться. К переменам нужно быть готовым, чтобы переключаться на новые задачи, менять тактику поведения;
  • Адекватно воспринимает критику. Нельзя зацикливаться на отрицательных эмоциях. Только позитивно настроенный человек вызывает симпатию и уважение других;
  • Слушает окружающих, уважительно относится к их мнению, учитывает настроение группы. Не стоит игнорировать советы людей, обязательно обращать внимание на их эмоциональное состояние. Часто людям требуется поддержка, чтобы работа оставалась эффективной. Коммуникабельность – неотъемлемое качество лидера;
  • Занимается самосовершенствованием. Только уверенный в себе человек, увлеченный собственным делом, сможет заработать авторитет. Он готов выходить из зоны комфорта, стремится к новым знаниям и опыту.

Кто такой антилидер

Антилидер – это человек, находящийся у власти, но не обладающий качествами, способными заставить толпу по собственной воле действовать ради его интересов. Его поведение не вызывает уважения, а его личность – симпатию.

Антилидер стоит на месте, не готов развиваться и меняться. Он уверен в собственной правоте и не способен отклониться от первоначального плана. Не занимается сочинением собственной стратегии поведения, а использует уже опробованные методики. Такой человек не придерживается принципов, он с легкостью говорит одно, а поступает иначе, не посчитавшись с мнением группы. Для него главное, чтобы люди его поддерживали, соглашались, их точка зрения интереса не вызывает.

Антилидер своим поведением провоцирует конфликты, не следит за гармонией в коллективе и не хочет примирять возникающие разногласия. Он не пытается поддержать или помочь, не дает разъяснений, или они настолько краткие, что не приносят пользы. Он просто раздает команды, используя контрольный подход, при этом может повысить голос или оскорбить члена коллектива.

Антилидер

Лидерские качества необходимы человеку, чтобы найти поддержку для достижения цели. Уважение и любовь коллектива может заслужить не каждый. Только уверенный в себе человек, способный слушать и поддерживать окружающих, заработает авторитет. Постоянное самосовершенствование и способность нестандартно мыслить привлекают, вызывают желание действовать во имя общей цели.

Видео

Можно смело заявить, что люди – это и есть история. Каждому знакомы такие имена, как А.В. Суворов, Л.Н. Толстой, Мэрилин Монро или Уинстон Черчилль. Несмотря на то, что род их занятий абсолютно разный, объединяет их одно: всех, безусловно, можно назвать лидерами. Об определении лидерства в психологии: что это такое и какие концепции существуют, я расскажу в этой статье.

лидерство это

Пару слов о понятии

Это способность организовать и увлечь за собой массу индивидов, сделать собственную идею приоритетом для сотен и тысяч других, а также в одиночку достичь того, что казалось невозможным.

Жизни знаменитостей и великих деятелей подверглись тщательному анализу со стороны психологов, социологов и политологов. И на основе этих исследований были выявлены навыки и умения, способствующие раскрытию потенциала обычного человека и его реализации в обществе.

По одному из многочисленных определений, лидерство – это процесс воздействия на социум, когда личность может прибегнуть к помощи других для того, чтобы достичь общих для них целей. Чтобы изучить такое влияние, необходимо понять, кто такой лидер и каким комплексом качеств он обладает. Но эту тему затронем немного позже.

Сущность

Любая система, относящаяся к социально-экономической сфере, нуждается в вожаке. Ведь главными ресурсами для ее совершенствования являются потенциал, таланты, сила и продуктивность подчиненных, а также проявление инициативы. И все это собирается воедино именно тем, кто имеет лидерские свойства.

Она может проявляться в том, как человек умеет организовывать рабочую деятельность несмотря на сложность поставленных задач, убеждать сотрудников добиваться целей, формировать общую картину будущего и поддерживать мотивацию к труду.

Основополагающая его обязанность состоит в помощи другим безболезненно и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, применять в работе творческий подход. Помимо этого, свойство нацелено на то, чтобы поощрять сотрудников на обмен знаниями, накопление навыков и опыта путем корпоративных курсов и обучения, а также выработку новых умений.

Но качество может быть двух видов:

В первом случае, это руководитель, которому следует подчиняться. Именно он распределяет обязательства между подчиненными. Но во втором – воздействие происходит благодаря личным чертам человека. Часто такой лидер имеет большее влияние на мнение коллектива.

лидер определение

Разновидности

Самая известная классификация выделяет такие виды:

  • Деловой. Имеет места в коллективах, объединенных рабочими или производственными задачами. Здесь понадобятся такие особенности, как компетентность, опытность, способность быстро принимать решения, а также авторитетность. Основные требования в этом случае: продуктивность и креативное мышление.
  • Эмоциональный. Свойственен психологическим группам. Человек приобретает вес за счет индивидуальных симпатий и собственной харизмы и обаяния. У окружения такой лидер должен вызывать уважение, доверие и любовь.
  • Ситуативный. Он может принадлежать как к первой, так и ко второй категории. Его отличие в том, что он носит неустойчивый характер. Выражается при конкретных обстоятельствах, например, во время экстренного случая.

Но разграничения есть и по фактору масштабности вопросов, находящихся в компетенции специалиста. По этому условию различают:

  • Бытовой – в школьной или университетской среде, в организациях досуга, в семейном кругу.
  • Социальный – спортивные или творческие ассоциации, производственные или профсоюзные компании.
  • Политический – деятели государства и общества.

Классификация на основе функций лидера

  • Организатор. Его потребностями являются нужды всей группы. Поэтому он ведет активную деятельность для достижения общих целей.
  • Борец. Ему присущи такие черты, как настойчивость, самоуверенность, упорство и развитая сила воли. Он, без сомнений, вступает в борьбу.
  • Творец. Обладает новаторским, креативным мышлением, решает вопросы любой сложности. Он придерживается метода общения, а не раздает приказания.
  • Утешитель. Сильная сторона такой личности – эмпатия. Он с почтительностью относится ко всем, проявляет понимание и сочувствие.
  • Дипломат. Ситуация находится у него под контролем и он мастерски владеет ей вплоть до мельчайших деталей. Этот человек знает, каким образом и на кого можно воздействовать.

Важно, что в любом социуме могут присутствовать несколько из описанных выше видов. Каждый из них занимает свое место и не конкурирует с остальными.

Дарья Милай




лидер это в психологии

История

Но, увы, она не достигла успеха, так как объединяющие черты характера выявить оказалось довольно трудно. Конечно, среди них были и наличие развитого интеллекта, и обширный кругозор, и запоминающийся внешний вид. Но обобщенную картину создать все равно не удалось, так как те, у кого не было таких характеристик, все равно стали вожаками.

После исследователи выдвинули идею о ситуационной направленности. Она гласит, что авторитетом становятся в силу определенных обстоятельств. И в зависимости от того, какая стоит задача, личность с лидерскими наклонностями может меняться.

Ф. Фидер, проведя трудоемкую работу, установил, что стиль руководства связан с атмосферой, царящей в коллективе. Так, например, если ситуация между сотрудниками благоприятная, то они воспринимают начальника доброжелательно, уважают его и прислушиваются к его мнению. В этом случае эффективным будет вожак, ориентированный на цель. Так как положение позволяет ему быть требовательным и распределять точные обязанности. Но эта схема действует и в обратном направлении, когда коллективные отношения отрицательные.

Но вот на среднем уровне позитивности более выигрышным станет вариант, когда руководитель ориентируется на взаимоотношения между членами объединения и создание положительной ситуации.

психология лидерства

Лидер в группе: психология

Этот человек знает, как сохранить спокойствие и самообладание даже при очень трудных обстоятельствах. Он обладает стрессоустойчивостью, продуктивно и быстро принимает важные решения. И главное, он берет ответственность за свои поступки.

  • Умение продвигаться к цели. Вожак знает, что конкретно ему нужно достичь, и идет к этому несмотря на преграды и неудачи. Более того, он не собирается останавливаться на достигнутом. Если он твердо решил получить желаемое, то никто не сможет его притормозить. Поэтому настойчивости и упорства ему не занимать.
  • Высокоразвитый интеллект. Ему регулярно приходятся решать сложные задачи, думать на шаг вперед и разрабатывать стратегии дальнейшей работы. Поэтому он стремится обзавестись новыми знаниями не только в области профессиональной деятельности.
  • Самоуверенность. Он не должен сомневаться во время продвижения вперед. Если у личности нет уверенности в собственных силах, то вряд ли она станет ведущей своей группы. Ведь за слабым индивидом никто не последует.
  • Способность объединять вокруг себя многих единомышленников. Авторитетом не становятся сами по себе, это явление социальное. Поэтому ему необходимо управлять другими, вести их вслед за собой. А если это хороший руководитель, то и работа выходит слаженной и организованной.
  • Готовность к переменам. Вожак осознает, что в любой момент может все измениться. Тогда придется корректировать планы, принимать новые решения, а возможно, кардинально менять методы саморазвития и совершенствования своей команды.

Но самое важное в таком определении, лидер в психологии – это тот, кто внутренне готов к управлению окружающими и имеет соответствующее самоощущение.

Читайте также: