Философская антропология как учение о человеке кратко
Обновлено: 05.07.2024
Философская антропология (греч. anthropos - человек) – это наука, ставящая вопросы о сущности и сущностной структуре человека и о фундаментальных вопросах его бытия.
Философская антропология как наука возникает вследствие перехода философии конца ХIX - начала XX века к онтологии и антропологии от гносеологии и логики; идеи этой науки прослеживаются в ряде философских течений, вне зависимости от определяющих проблематик в них. Философская антропология, в узком смысле, - одно из направлений западной философии, которое окончательно сформировалось после Второй мировой войны в Западной Германии.
- Общий либо собирательный смысл – здесь подразумевается человеческий род в целом
- Смысл обозначения какого-либо представителя рода или носителя общих черт – здесб подразумевается индивид
- Смысл обозначения конкретного человека, который имеет уникальные черты – это личность (индивидуальность)
Основоположники философской антропологии
Основоположником философской антропологии является Макс Шеллер (1874—1928). Взгляды мыслителя эволюционировали: он называл себя неокантианцем и феноменологом, это привело к тому, что все его взгляды и идеи реализовались в главном – изучении проблем человека. Шелер писал:
Мыслитель является создателем обширной программы философского познания человека во всей глубине его бытия.
По мнению философа философская антропология – это философское течение о метафизическом происхождении человека и силе, что движет им и которые сам же человек приводит в движение.
Готовые работы на аналогичную тему
М. Шелер определяет следующие ступени развития психического:
- Чувственное стремление
- Инстинкт
- Ассоциативная память
- Дух
- Практический интеллект
Философ отмечает, что сущность человека в любви, следуя учению Паскаля. Он утверждает, что человек – существо любящее.
Философская антропология XX в. включает в себя два подхода: первый подход основывается на философии Ф. Ницше – парадигма жизни. Человек здесь рассматривается как существо витальное, т.е. человек – часть процесса. Второй подход на философии С. Кьеркегора – парадигма существования, где экзистенция – фундаментальная антропологическая характеристика. Человек – самость, результат собственного полагания. Человеческое бытие – в – мире, т.е. человек – результат его собственных дел.
2. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индивидуальность, личность.
3. Проблема антропосоциогенеза. Природная основа и социальная сущность человека.
4. Проблема жизни и смерти. Смысл жизни.
В немецкой классической философии человек есть духовное существо, творец истории и мира культуры (Гердер, Кант, Гегель, Фихте). История общества – история становления человеческого рода. Конечная цель истории – гуманизм как состояние человечности и обретение свободы. В марксизме человек предстает как совокупность всех общественный отношений. В нем отражается эпоха, в которой он живет, он универсален, т. е. богат и всесторонен с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности. Это теория социоцентризма как типа мировоззрения.
Русская религиозная философия в своем содержании антропологична, обращена к душе человека. Здесь разворачивается история осмысления процесса выделения человека из внешнего мира, противопоставления ему и, наконец, слияния с ним, обретения всеединства.Она зовет к высокой нравственности, выраженной в совести. Бог и человек – смысл истории. Н. Бердяев писал, что человек – это живое противоречие, где есть все: богоподобное и звероподобное, свободное и рабское, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве, к великой жестокости и эгоизму. Русская философия всегда была нравственно ориентированна: миссия человека – достижение гармонии с миром, умножение любви ко всему живому.
В XX в. наступает кризис гуманизма. А. Блок писал:
Двадцатый век. Еще бездомный,
Еще страшнее жизни мгла.
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
2. В философской антропологии наряду с понятием человека существуют такие понятия, как индивид, индивидуальность, личность. Человек – это предельно общее родовое понятие, которым обозначают субъекта исторической деятельности, познания и общения. Оно употребляется для характеристики всеобщих качеств и потребностей, присущих всем людям, и означает принадлежность к человеческому роду.
Личность – это понятие, выражающее социальную значимость индивида. Говоря о личности, философия имеет в виду качества индивида, приобретенные в общественной жизни в результате воспитания и самовоспитания. Личность выступает носителем исторических общественных отношений, целостным человеком в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Она обладает прежде всего духовными качествами, несет на себе печать конкретной эпохи, но творит свою судьбу по меркам собственного идеала. Личность – это всегда творчество, победа, преодоление рабства и обретение свободы. Индивидом человек рождается, а личностью становится.
Структура личности включает в себя как биологическое, так и социальное:
1) биологическая подсистема (темперамент, половые, возрастные и прочие свойства психики);
2) психологические элементы (память, эмоции, ощущения, восприятие, мышление, воля);
3) подструктура социального типа (приобретенные знания, навыки, умения, привычки);
4) подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, убеждения, кругозор, индивидуальная картина мира).
Личность необходимо рассматривать в связи с ее деятельностью. Социализация личности происходит в процессе развития, воспитания, вхождения человека в социальную среду, приобщения к системе социальных связей. Человек здесь – и субъект, и объект социальных отношений. Он формируется через общение с другими людьми, иначе невозможны ни самосознание, ни самооценка. Он имеет свою среду обитания – социальный мир, где переплелись хаос и гармония, разум и безумие, любовь и ненависть. Человек несвободен, так как существует внешний мир, диктующий выбор форм и способов деятельности. Как отмечал Ж.-Ж. Руссо, человек рожден, чтобы быть свободным, а между тем он везде в оковах. Но в то же время он и свободен, так как всегда обладает правом выбора, и это его фундаментальная ценность. Разумеется, она должна иметь пределы, иначе свобода превратится в произвол. Личная свобода должна предполагать свободу другого. Подлинная свобода предполагает ответственность и долг. Если такие понятия, как труд, познание, культура выражают сущность человека творящего, то понятия свободы, цели, счастья раскрывают человека, ищущего себя в этом мире.
Формирование человека происходит в обществе, где он создает уникальное человеческое бытие, это вытекает из философской концепции антропологизма, т. е. учения о социальной и биологической сущности человека. Человек – часть природы, живое телесное существо, имеющее родовидовые признаки, свои устойчивые вариации. Раса представляет собой определенный генотип, который выражается в специфических анатомических и физиологических признаках. Природно-биологическая организация оказывает влияние на жизнь человека: большую часть своего времени он использует для удовлетворения своих биологических потребностей. Это составляет основное содержание материального производства; этому была подчинена и социальная организация людей: род, племя, семья, государство, а также моральные и правовые нормы. Но стать человеком можно только в обществе; поэтому человек биосоциален. Следует помнить, что концепции антропосоциогенеза постоянно обогащаются материалами новых научных изысканий
4. Во все времена человека волновала проблема жизни и смерти, а также сопряженная с ней проблема смысла жизни. Мы уже изучали учения Сократа, Паскаля, Сковороды, Ницше, Соловьева, Бердяева, Сартра и многих других мыслителей, поставивших человека в центр философии. При этом мы заостряли внимание на нравственном содержании как оптимистических, так и пессимистических концепций, которые неизбежно касались проблем смысла жизни, счастья, смерти и бессмертия. Особенно сильна эта тематика в русской философии, а также в философии жизни и экзистенциализме.
Существует точка зрения, что смысл жизни – в самой жизни, в сохранении себя и рода человеческого. В. Соловьев был убежден, что смысл жизни – в приумножении добра. Творить добро – значит, творить жизнь: в этом великое предназначение человека. Его миссия в том, чтобы помешать миру исчезнуть; он способен к созиданию жизни во всех ее проявлениях, и если может – значит обязан. Смысл в том, чтобы состоятся человеком, творцом и созидателем. Как считал Леонардо да Винчи, кто не ценит жизнь, тот ее недостоин.
В философии и художественной литературе существует и негативная точка зрения на смысл жизни, отрицание достойной цели, ценности человека. В культе страдания, в воспевании смерти, во всем тотальном пессимизме находит отражение не только трагизм исторической эпохи, но и зыбкость человеческого существования. Поэтому достаточно актуальной в философии остается тема самоубийства. По словам С. Кьеркегора, самоубийство – это отрицательная форма бесконечной свободы. Вслед за ним А. Камю, отвечая на вопрос, допустимо ли право на самоубийство, дает отрицательный ответ: самоубийство – это уклонение от абсурдного мира, с которым надо бороться и который необходимо улучшать.
Я богословьем овладел, над философией корпел,
Юриспруденцию долбил и медицину изучил,
Однако я при этом всем
Был и остался дураком.
Он проживает долгую жизнь, полную поисков и любовных приключений, но не видит смысла жизни и лишь на склоне лет, в своей второй старости понимает, что жить надо не для себя, а для других. Это прозрение стоит ему жизни, но его душу Мефистофель не получает, ее берет Бог.
Подводя итог изучению проблемы человека в философии, следует подчеркнуть, что человек является центральным звеном действительности, которую он преобразует в соответствии со своими потребностями. В то же время, именно с деятельностью человека связаны глобальные проблемы современности. Следовательно, наше будущее зависит от того, удастся ли человеку гармонизировать свои отношения с природой и найти оптимальные варианты социального сосуществования.
1.Философской антропологией называется раздел философии, изучающий природу, сущность и предназначение человека. В отличие от других наук, рассматривающих отдельные стороны человека (анатомия, психология, этнография и т.д.), философская антропология стремится создать целостный образ человека в единстве его биологических, общественных и духовных качеств.
3. В кругу проблем, рассматриваемых современной философской антропологией, основными являются такие вопросы: Как изменялся образ человека в истории? Каково происхождение человека? Как можно определить человека? Что такое личность? В чем состоит смысл человеческой жизни?
Представления о человеке в философской мысли
1.Каждый из исторических периодов создавал собственный образ человека исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений. Изменение принципов, на которых основывалось понимание человека, кратко представлено в таблице 3.
Историческая эпоха | Ведущий принцип | Основное положение |
Древний мир | Космоцентризм | Человек растворяется в природе и является ее частью |
Средние века | Теоцентризм | Человек – творение бога и полностью зависит от него |
Возрождение | Антропоцентризм | Человек – свободный творец собственной жизни |
Новое время | Рационализм | Сущность человека определена его разумом |
2.В мифологических системах древнего мирачеловек не противопоставлялся природе, а составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же строгим законам, что и окружающий мир. Большая часть ранних философских учений как Востока, так и Запада усматривала цель жизни человека в достижении гармонии с природой. Первые философы концентрировались на изучении внешнего мира, практически не касаясь мира внутреннего, считая, что душа полностью зависит от природы.
3. Средневековьеобращало внимание на неустранимую противоречивость человеческого бытия. Человек есть одновременно и венец творения, властвующий над другими живыми существами, и слабое создание, всецело зависимое от милости бога. Он и тело, желающее и страстное, и душа, стремящаяся к вечности. Из-за этой противоречивости и многогранности природа человека не может быть понята им самим: только в божественном откровении раскрывается истинная сущность человека.
4. Эпоха Возрождения ознаменовала переход от веры в бога к вере в безграничные силы человека. Теперь человек не подчинен сверхъестественным силам или природе — он становится свободным творцом самого себя. В целом именно эта антропоцентрическая точка зрения в большей или меньшей степени характерна и для более поздних эпох.
В XX в. все эти тенденции привели к кризису понятия человека — оно оказалось расчленено на разнообразные несвязанные составляющие. Важнейшей задачей философии стало восстановление целостного образа человека. У истоков философской антропологии XX в.,возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения этой проблемы:
Происхождение человека
1. Один из наиболее спорных вопросов в современной науке — вопрос о происхождении человека, или антропогенезе. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.
3. Согласно эволюционной теории, человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Развернутые основания для этой теории были впервые предложены английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809—1882).
4. В соответствии с космической теорией человек имеет инопланетное происхождение. Он или прямой потомок внеземных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.
Приверженцы этой теории считают, что человеческий мозг использует только около 5 % своих возможностей, и предполагают, что он был создан для условий совсем другой планеты, отличной от Земли.
5. Философия, создавая целостный образ человека, использует и объединяет сведения, полученные различными науками. При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных.
6. Этапы развития человека как вида:
· Австралопитек (от лат. australis - южный и греч. pithekos -обезьяна), живший на территории Африки 4,2-1 млн лет назад, считается наиболее близким к предковой форме человека. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.
· Человек умелый, названный так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия, считается самым первым представителем рода Homo. Его мозг на треть больше мозга австралопитека, а биологические особенности мозга говорят о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.
· Человек прямоходящий делал более сложные орудия и умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, он умел организовывать коллективную деятельность (например, охоту на крупных животных) и начал использовать речь.
· Человек разумный. В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался переход от человека прямоходящего к человеку разумному. Достаточно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным.
· Неандерталец. Объем мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его), раскопки также свидетельствовали о достаточно развитой культуре, включающей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, слепая ветвь эволюции.
Природа и сущность человека
1. Под природой человека понимают совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ. Перечень таких особых качеств может быть бесконечно длинным. Выделим основные из них:
· способность к труду,
К этому часто добавляют творчество, свободу, духовность, веру, воображение и фантазию, смех, осознание своей смертности и многие другие специфически человеческие свойства и качества.
Человек с данной точки зрения — общественное существо. Это не значит, что человек растворен в обществе, лишен своей индивидуальности. Не только человек является продуктом общества, но и само общество является продуктом деятельности человека.
Человек в отличие от животного активно производит, творит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована. Творчествокак сущностное качество человека действительно описывает его более широко, поскольку помимо разума включает в свою сферу воображение, фантазию, интуицию, ценности и чувства, а также трудовую деятельность. Созидание есть основа всей многообразной деятельности, совершаемой человеком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человеком в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование орудий - от каменных скребков до компьютеров - создало особое искусственное окружение человека, во многом определяющее его жизнь.
6. Homo ludens(человек играющий). Это определение принадлежит Й. Хейзинге, полагавшему, что без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности человека — правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека человеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реализовать свои фантазии, развить воображение, создать художественные ценности, общаться с другими, добровольно принимать общие для всех правила. Иными словами, именно в игре человек вырвался из тесных рамок животного выживания в мир настоящей и многогранной, истинно человеческой жизни.
Религиозность человека можно понимать и шире — как способность придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, что не зависит от веры человека в конкретного бога или богов
Вопросы и задания
1. В чем предмет философской антропологии?
2. Как менялись представления о человеке в различные исторические периоды?
3. Какие существуют теории происхождения человека?
4. Каковы этапы развития человека?
5. Какие существуют определения человека в философской антропологии?
Тема 2.6. Этика как нормативная философская дисциплина
1. Понятие этики и ее функции.
2. Концепции происхождения морали.
3. Категории этики.
4. Основные этические системы.
5. Философия и смысл жизни
6. Жизненная позиция личности.
Понятие этики и ее функции
1. Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек. Этика – философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.
2. Функции этики:
– изучает генезис, сущность, специфику морали;
– раскрывает место и роль моральных норм в жизни общества;
– выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности;
– рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности;
– задает ценностную основу человеческой деятельности;
– дает необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
1. Философское учение о человеке в истории философии.
2. Понятие человека в современной философии.
У меня множество заветных мыслей, секретов и загадок. Но самая большая тайна – это я сам. Необыкновенное существо, способное познавать мир, любить, страдать, переживать страх. Я человек, и на земле нет другого создания, которое могло бы сравниться с потомком Адама.
Человек стал размышлять о том, кто он, едва научившись выражать свои мысли и чувства. Он издревле пытался понять самого себя. Эта глубинная потребность раскрыть собственную тайну составляет сущность человеческого.
Особую значимость проблема человека приобрела в наше время. В конце 20- начале 21 века человек попал в сложную ситуацию: современная цивилизация вступила в период обострения глобальных кризисов, которые угрожают жизни в целом. "В тисках" информационно-техногенного общества человеческая личность постепенно нивелируется. Как следствие, человек как бы потерял веру в свою исключительность, уникальность, разумность своих деяний, он потерял свое место в природе. И со всей остротой встал вопрос: Что есть человек? Какова его природа и предназначение?
Человека изучают многие науки, но каждая под своим углом зрения. И только философия дает целостный взгляд на человека: определяет фундаментальные проблемы его бытия, смысл существования и деятельности, резервы и возможности его организма, мышления, решает проблемы смерти и бессмертия.
Познать человека – это означает познать весь мир. Недаром античные философы, сравнивая человека с Космосом, определяли его как Микрокосм – малый образ Космоса.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет
У каждой всё особое, своё
И нет планет, похожих на неё.
У каждого есть тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший лист.
Есть в мире этом самый страшный час.
Но это всё неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой…
Всё это забирает он с собой.
Таков закон безжалостной игры.
Философская антропология –это философская наука, которая изучает человека как особый родсущего во всём его природном и социальном многообразии. ФА исследует происхождение и развитие человека как социокультурного существа, выявляет его место в общей картине бытия.
Изучение человека, как в научном, так и в философском смысле – сложнейшая задача: человек не вещь, которую можно изучать в лабораторных условиях. Кроме этого, человек – это существо, которое незавершенно в своем развитии: биологическом, социальном и культурном, а двойственность природы человека определяет многообразие его бытия. Поэтому сложно описать свойства и сущность человека. Главным методом познания в философской антропологии служит самопознание: человеческая мысль направлена на самого себя: т.е. объект исследования совпадает с субъектом.
Философское понимание сущности человека важно для медицинскойтеории и практики. Философия вооружает медицину знаниями о материальной, духовной и социальной составляющими человека. Она дает медикам ответы на мировоззренческие вопросы о человеческом бытии – о смысле его жизни и деятельности, о факторах социального воздействия на биологический потенциал человека, о возможностях мышления, о смерти и бессмертии человека. Философское знание как квинтэссенция человеческой мудрости, служит развитию духовной культуры личности медика и помогает преодолевать субъективные и обыденные суждении и представления о человеке.
Развитие взглядов о человеке в истории философии
Размышления о человеке и его места в мире появляются уже в древней философии. Феномен человека в философии осмысливался с двух позиций:
Исходя из этого, в истории философии сложилось несколько подходов в понимании места человека в мире: космоцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, социоцентризм.
Космоцентризм (натурализм) – человек есть живое существо, обладает родовыми свойствами: разумом, речью. Источником этих свойств является Космос или природа. Человек – это часть природы, микрокосм , следовательно, вся человеческая история связана с космической историей. В космоцентризме высшей ценностью является Космос, а человек лишь его осколок, частичка.
Теоцентризм (религиозная философия) – человек есть замысел и творение Бога. Теоцентризм высоко поднял человека над животным миром. Человек есть высшее, существо, т.к. т.к. несет на себе знак божественного предназначения и отпечаток личности Творца - разум, воля, свобода выбора.
Человек в христианстве получает абсолютную ценность. Отсюда осуждение насилия, убийства, самоубийства. Христианская философия впервые поставила проблему нравственного совершенствования человека и смысла его жизни. Но, возвысив дух человека, она принизило его тело, как источник всех человеческих несчастий. Это связано с учением о первородном грехе.
Антропоцентризм – человек есть неповторимый феномен Вселенной, вершина природной эволюции, центр и цель мироздания. Истоки антропоцентризма уходят в древность, когда человек бессознательно очеловечивал природу, наделяя ее своими чертами. В античной философии идею антропоцентризма сформулировал Сократ. Он считал, что человек – это не дробная часть природы, в человеке заключена вся природа, т.к. человек заключает в себе целый мир в зародыше, он является объединяющим началом всех живых и неживых существ и вещей. Кроме этого, человек есть нравственное существо, и цель его жизни – развитие в себе добродетелей. Поэтому человек должен постоянно познавать самого себя. Протагор, современник Сократа, сказал, что человек – это мера всех вещей. Поэтому человек есть центр и цель мироздания.
Все эти концепции, несмотря на различия, тем не менее, оценивают человека как уникальное, неповторимое, высшее существо.
Мы источник веселья и – скорби рудник.
Мы вместилище скверны и – чистый родник.
Человек, словно в зеркале ми, - многолик.
Он ничтожен и – он же безмерно велик (Омар Хайям).
Душа -это сфера непосредственных переживаний человека – чувства, эмоции, страдания, переживания. Это интимно-личностный аспект человека. Душа подвижна, склонна к изменениям. Понятие души присутствует уже в ранних религиозных верованиях первобытных людей.
Дух –это сфера высших ценностей и идеалов, это то, что выше человека в его природном, животном проявлении. Если высшим приматам присуща примитивная орудийная деятельность и интеллект, а также способность понимать устную речь человека (до 500 слов), то в области духа пути человека и животного расходятся навсегда. В области духовного человек ищет устойчивые основания своего бытия и поднимается до осознания своей значимости. Лейбниц: у животного нет самосознания, оно не осознаёт себя. Животное и видит и слышит, не зная, что оно видит и слышит. Только человек благодаря духу способен к рефлексии, к осмыслению мира и себя в мире, только он способен переживать своё бытие. Он способен в своём восприятии надстроить над миром идеальное царство мыслей и сублимировать(преобразовать) свою животную энергию (инстинкты, влечения) в духовную деятельность – искусство, науку, религию, философию, творчество. Благодаря духу человек формирует нравственные принципы и идеалы, которые являются смысловыми.
1. Философское учение о человеке в истории философии.
2. Понятие человека в современной философии.
У меня множество заветных мыслей, секретов и загадок. Но самая большая тайна – это я сам. Необыкновенное существо, способное познавать мир, любить, страдать, переживать страх. Я человек, и на земле нет другого создания, которое могло бы сравниться с потомком Адама.
Человек стал размышлять о том, кто он, едва научившись выражать свои мысли и чувства. Он издревле пытался понять самого себя. Эта глубинная потребность раскрыть собственную тайну составляет сущность человеческого.
Особую значимость проблема человека приобрела в наше время. В конце 20- начале 21 века человек попал в сложную ситуацию: современная цивилизация вступила в период обострения глобальных кризисов, которые угрожают жизни в целом. "В тисках" информационно-техногенного общества человеческая личность постепенно нивелируется. Как следствие, человек как бы потерял веру в свою исключительность, уникальность, разумность своих деяний, он потерял свое место в природе. И со всей остротой встал вопрос: Что есть человек? Какова его природа и предназначение?
Человека изучают многие науки, но каждая под своим углом зрения. И только философия дает целостный взгляд на человека: определяет фундаментальные проблемы его бытия, смысл существования и деятельности, резервы и возможности его организма, мышления, решает проблемы смерти и бессмертия.
Познать человека – это означает познать весь мир. Недаром античные философы, сравнивая человека с Космосом, определяли его как Микрокосм – малый образ Космоса.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет
У каждой всё особое, своё
И нет планет, похожих на неё.
У каждого есть тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший лист.
Есть в мире этом самый страшный час.
Но это всё неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой…
Всё это забирает он с собой.
Таков закон безжалостной игры.
Философская антропология –это философская наука, которая изучает человека как особый родсущего во всём его природном и социальном многообразии. ФА исследует происхождение и развитие человека как социокультурного существа, выявляет его место в общей картине бытия.
Изучение человека, как в научном, так и в философском смысле – сложнейшая задача: человек не вещь, которую можно изучать в лабораторных условиях. Кроме этого, человек – это существо, которое незавершенно в своем развитии: биологическом, социальном и культурном, а двойственность природы человека определяет многообразие его бытия. Поэтому сложно описать свойства и сущность человека. Главным методом познания в философской антропологии служит самопознание: человеческая мысль направлена на самого себя: т.е. объект исследования совпадает с субъектом.
Философское понимание сущности человека важно для медицинскойтеории и практики. Философия вооружает медицину знаниями о материальной, духовной и социальной составляющими человека. Она дает медикам ответы на мировоззренческие вопросы о человеческом бытии – о смысле его жизни и деятельности, о факторах социального воздействия на биологический потенциал человека, о возможностях мышления, о смерти и бессмертии человека. Философское знание как квинтэссенция человеческой мудрости, служит развитию духовной культуры личности медика и помогает преодолевать субъективные и обыденные суждении и представления о человеке.
Развитие взглядов о человеке в истории философии
Размышления о человеке и его места в мире появляются уже в древней философии. Феномен человека в философии осмысливался с двух позиций:
Исходя из этого, в истории философии сложилось несколько подходов в понимании места человека в мире: космоцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, социоцентризм.
Космоцентризм (натурализм) – человек есть живое существо, обладает родовыми свойствами: разумом, речью. Источником этих свойств является Космос или природа. Человек – это часть природы, микрокосм , следовательно, вся человеческая история связана с космической историей. В космоцентризме высшей ценностью является Космос, а человек лишь его осколок, частичка.
Теоцентризм (религиозная философия) – человек есть замысел и творение Бога. Теоцентризм высоко поднял человека над животным миром. Человек есть высшее, существо, т.к. т.к. несет на себе знак божественного предназначения и отпечаток личности Творца - разум, воля, свобода выбора.
Человек в христианстве получает абсолютную ценность. Отсюда осуждение насилия, убийства, самоубийства. Христианская философия впервые поставила проблему нравственного совершенствования человека и смысла его жизни. Но, возвысив дух человека, она принизило его тело, как источник всех человеческих несчастий. Это связано с учением о первородном грехе.
Антропоцентризм – человек есть неповторимый феномен Вселенной, вершина природной эволюции, центр и цель мироздания. Истоки антропоцентризма уходят в древность, когда человек бессознательно очеловечивал природу, наделяя ее своими чертами. В античной философии идею антропоцентризма сформулировал Сократ. Он считал, что человек – это не дробная часть природы, в человеке заключена вся природа, т.к. человек заключает в себе целый мир в зародыше, он является объединяющим началом всех живых и неживых существ и вещей. Кроме этого, человек есть нравственное существо, и цель его жизни – развитие в себе добродетелей. Поэтому человек должен постоянно познавать самого себя. Протагор, современник Сократа, сказал, что человек – это мера всех вещей. Поэтому человек есть центр и цель мироздания.
Все эти концепции, несмотря на различия, тем не менее, оценивают человека как уникальное, неповторимое, высшее существо.
Мы источник веселья и – скорби рудник.
Мы вместилище скверны и – чистый родник.
Человек, словно в зеркале ми, - многолик.
Он ничтожен и – он же безмерно велик (Омар Хайям).
Душа -это сфера непосредственных переживаний человека – чувства, эмоции, страдания, переживания. Это интимно-личностный аспект человека. Душа подвижна, склонна к изменениям. Понятие души присутствует уже в ранних религиозных верованиях первобытных людей.
Дух –это сфера высших ценностей и идеалов, это то, что выше человека в его природном, животном проявлении. Если высшим приматам присуща примитивная орудийная деятельность и интеллект, а также способность понимать устную речь человека (до 500 слов), то в области духа пути человека и животного расходятся навсегда. В области духовного человек ищет устойчивые основания своего бытия и поднимается до осознания своей значимости. Лейбниц: у животного нет самосознания, оно не осознаёт себя. Животное и видит и слышит, не зная, что оно видит и слышит. Только человек благодаря духу способен к рефлексии, к осмыслению мира и себя в мире, только он способен переживать своё бытие. Он способен в своём восприятии надстроить над миром идеальное царство мыслей и сублимировать(преобразовать) свою животную энергию (инстинкты, влечения) в духовную деятельность – искусство, науку, религию, философию, творчество. Благодаря духу человек формирует нравственные принципы и идеалы, которые являются смысловыми.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ в широком смысле слова – философское учение о человеке .
- Описание
- Алфавитный указатель
- Арабская философия
- Индийская философия
- Китайская философия
- Русская философия
- Этика
- Авторы
- Приложения
2) человеческое сознание есть самосознание. Если о сознании как способности отделения внутреннего от внешнего можно говорить и применительно к животным, то специфика человека в способности рефлексии, т.е. обращении сознания на самое себя;
1. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. – Соч. в 6 т., т. 6. М., 1966;
2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42. М., 1974;
3. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов. – Соч. в 2 т. М., 1990;
4. Проблема человека в западной философии. Сб. переводов. М., 1988;
5. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987;
6. Степин В.С. Философия науки и философская антропология. М., 1992;
7. Neue Anthropologie, hrsg. H.-G.Gadamer und P.Vogler, Bd. 1–7. Stuttg., 1972–75;
8. Diemer A. Elementarkurs Philosophie: Philosophische Anthropologie. Düsseldorf – Wien, 1979;
Читайте также: