Философская антропология как учение о человеке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Философская антропология (греч. anthropos - человек) – это наука, ставящая вопросы о сущности и сущностной структуре человека и о фундаментальных вопросах его бытия.

Философская антропология как наука возникает вследствие перехода философии конца ХIX - начала XX века к онтологии и антропологии от гносеологии и логики; идеи этой науки прослеживаются в ряде философских течений, вне зависимости от определяющих проблематик в них. Философская антропология, в узком смысле, - одно из направлений западной философии, которое окончательно сформировалось после Второй мировой войны в Западной Германии.

  1. Общий либо собирательный смысл – здесь подразумевается человеческий род в целом
  2. Смысл обозначения какого-либо представителя рода или носителя общих черт – здесб подразумевается индивид
  3. Смысл обозначения конкретного человека, который имеет уникальные черты – это личность (индивидуальность)

Основоположники философской антропологии

Основоположником философской антропологии является Макс Шеллер (1874—1928). Взгляды мыслителя эволюционировали: он называл себя неокантианцем и феноменологом, это привело к тому, что все его взгляды и идеи реализовались в главном – изучении проблем человека. Шелер писал:

Мыслитель является создателем обширной программы философского познания человека во всей глубине его бытия.

По мнению философа философская антропология – это философское течение о метафизическом происхождении человека и силе, что движет им и которые сам же человек приводит в движение.

Готовые работы на аналогичную тему

М. Шелер определяет следующие ступени развития психического:

  • Чувственное стремление
  • Инстинкт
  • Ассоциативная память
  • Дух
  • Практический интеллект

Философ отмечает, что сущность человека в любви, следуя учению Паскаля. Он утверждает, что человек – существо любящее.

Философская антропология XX в. включает в себя два подхода: первый подход основывается на философии Ф. Ницше – парадигма жизни. Человек здесь рассматривается как существо витальное, т.е. человек – часть процесса. Второй подход на философии С. Кьеркегора – парадигма существования, где экзистенция – фундаментальная антропологическая характеристика. Человек – самость, результат собственного полагания. Человеческое бытие – в – мире, т.е. человек – результат его собственных дел.

2. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индивидуальность, личность.

3. Проблема антропосоциогенеза. Природная основа и социальная сущность человека.

4. Проблема жизни и смерти. Смысл жизни.

В немецкой классической философии человек есть духовное существо, творец истории и мира культуры (Гердер, Кант, Гегель, Фихте). История общества – история становления человеческого рода. Конечная цель истории – гуманизм как состояние человечности и обретение свободы. В марксизме человек предстает как совокупность всех общественный отношений. В нем отражается эпоха, в которой он живет, он универсален, т. е. богат и всесторонен с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности. Это теория социоцентризма как типа мировоззрения.

Русская религиозная философия в своем содержании антропологична, обращена к душе человека. Здесь разворачивается история осмысления процесса выделения человека из внешнего мира, противопоставления ему и, наконец, слияния с ним, обретения всеединства.Она зовет к высокой нравственности, выраженной в совести. Бог и человек – смысл истории. Н. Бердяев писал, что человек – это живое противоречие, где есть все: богоподобное и звероподобное, свободное и рабское, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве, к великой жестокости и эгоизму. Русская философия всегда была нравственно ориентированна: миссия человека – достижение гармонии с миром, умножение любви ко всему живому.

В XX в. наступает кризис гуманизма. А. Блок писал:

Двадцатый век. Еще бездомный,

Еще страшнее жизни мгла.

Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

2. В философской антропологии наряду с понятием человека существуют такие понятия, как индивид, индивидуальность, личность. Человек – это предельно общее родовое понятие, которым обозначают субъекта исторической деятельности, познания и общения. Оно употребляется для характеристики всеобщих качеств и потребностей, присущих всем людям, и означает принадлежность к человеческому роду.

Личность – это понятие, выражающее социальную значимость индивида. Говоря о личности, философия имеет в виду качества индивида, приобретенные в общественной жизни в результате воспитания и самовоспитания. Личность выступает носителем исторических общественных отношений, целостным человеком в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Она обладает прежде всего духовными качествами, несет на себе печать конкретной эпохи, но творит свою судьбу по меркам собственного идеала. Личность – это всегда творчество, победа, преодоление рабства и обретение свободы. Индивидом человек рождается, а личностью становится.

Структура личности включает в себя как биологическое, так и социальное:

1) биологическая подсистема (темперамент, половые, возрастные и прочие свойства психики);

2) психологические элементы (память, эмоции, ощущения, восприятие, мышление, воля);

3) подструктура социального типа (приобретенные знания, навыки, умения, привычки);

4) подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, убеждения, кругозор, индивидуальная картина мира).

Личность необходимо рассматривать в связи с ее деятельностью. Социализация личности происходит в процессе развития, воспитания, вхождения человека в социальную среду, приобщения к системе социальных связей. Человек здесь – и субъект, и объект социальных отношений. Он формируется через общение с другими людьми, иначе невозможны ни самосознание, ни самооценка. Он имеет свою среду обитания – социальный мир, где переплелись хаос и гармония, разум и безумие, любовь и ненависть. Человек несвободен, так как существует внешний мир, диктующий выбор форм и способов деятельности. Как отмечал Ж.-Ж. Руссо, человек рожден, чтобы быть свободным, а между тем он везде в оковах. Но в то же время он и свободен, так как всегда обладает правом выбора, и это его фундаментальная ценность. Разумеется, она должна иметь пределы, иначе свобода превратится в произвол. Личная свобода должна предполагать свободу другого. Подлинная свобода предполагает ответственность и долг. Если такие понятия, как труд, познание, культура выражают сущность человека творящего, то понятия свободы, цели, счастья раскрывают человека, ищущего себя в этом мире.

Формирование человека происходит в обществе, где он создает уникальное человеческое бытие, это вытекает из философской концепции антропологизма, т. е. учения о социальной и биологической сущности человека. Человек – часть природы, живое телесное существо, имеющее родовидовые признаки, свои устойчивые вариации. Раса представляет собой определенный генотип, который выражается в специфических анатомических и физиологических признаках. Природно-биологическая организация оказывает влияние на жизнь человека: большую часть своего времени он использует для удовлетворения своих биологических потребностей. Это составляет основное содержание материального производства; этому была подчинена и социальная организация людей: род, племя, семья, государство, а также моральные и правовые нормы. Но стать человеком можно только в обществе; поэтому человек биосоциален. Следует помнить, что концепции антропосоциогенеза постоянно обогащаются материалами новых научных изысканий

4. Во все времена человека волновала проблема жизни и смерти, а также сопряженная с ней проблема смысла жизни. Мы уже изучали учения Сократа, Паскаля, Сковороды, Ницше, Соловьева, Бердяева, Сартра и многих других мыслителей, поставивших человека в центр философии. При этом мы заостряли внимание на нравственном содержании как оптимистических, так и пессимистических концепций, которые неизбежно касались проблем смысла жизни, счастья, смерти и бессмертия. Особенно сильна эта тематика в русской философии, а также в философии жизни и экзистенциализме.

Существует точка зрения, что смысл жизни – в самой жизни, в сохранении себя и рода человеческого. В. Соловьев был убежден, что смысл жизни – в приумножении добра. Творить добро – значит, творить жизнь: в этом великое предназначение человека. Его миссия в том, чтобы помешать миру исчезнуть; он способен к созиданию жизни во всех ее проявлениях, и если может – значит обязан. Смысл в том, чтобы состоятся человеком, творцом и созидателем. Как считал Леонардо да Винчи, кто не ценит жизнь, тот ее недостоин.

В философии и художественной литературе существует и негативная точка зрения на смысл жизни, отрицание достойной цели, ценности человека. В культе страдания, в воспевании смерти, во всем тотальном пессимизме находит отражение не только трагизм исторической эпохи, но и зыбкость человеческого существования. Поэтому достаточно актуальной в философии остается тема самоубийства. По словам С. Кьеркегора, самоубийство – это отрицательная форма бесконечной свободы. Вслед за ним А. Камю, отвечая на вопрос, допустимо ли право на самоубийство, дает отрицательный ответ: самоубийство – это уклонение от абсурдного мира, с которым надо бороться и который необходимо улучшать.

Я богословьем овладел, над философией корпел,

Юриспруденцию долбил и медицину изучил,

Однако я при этом всем

Был и остался дураком.

Он проживает долгую жизнь, полную поисков и любовных приключений, но не видит смысла жизни и лишь на склоне лет, в своей второй старости понимает, что жить надо не для себя, а для других. Это прозрение стоит ему жизни, но его душу Мефистофель не получает, ее берет Бог.

Подводя итог изучению проблемы человека в философии, следует подчеркнуть, что человек является центральным звеном действительности, которую он преобразует в соответствии со своими потребностями. В то же время, именно с деятельностью человека связаны глобальные проблемы современности. Следовательно, наше будущее зависит от того, удастся ли человеку гармонизировать свои отношения с природой и найти оптимальные варианты социального сосуществования.

1.Философской антропологией называется раздел философии, изучающий природу, сущность и предназначение человека. В отличие от других наук, рассматривающих отдельные стороны человека (анатомия, психология, этнография и т.д.), философская антропология стремится создать целостный образ человека в единстве его биологических, общественных и духовных качеств.

3. В кругу проблем, рассматриваемых современной философской антропологией, основными являются такие вопросы: Как изменялся образ человека в истории? Каково происхождение человека? Как можно определить человека? Что такое личность? В чем состоит смысл человеческой жизни?

Представления о человеке в философской мысли

1.Каждый из исторических периодов создавал собственный образ человека исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений. Изменение принципов, на которых основывалось понимание человека, кратко представлено в таблице 3.

Историческая эпоха Ведущий принцип Основное положение
Древний мир Космоцентризм Человек растворяется в природе и является ее частью
Средние века Теоцентризм Человек – творение бога и полностью зависит от него
Возрождение Антропоцентризм Человек – свободный творец собственной жизни
Новое время Рационализм Сущность человека определена его разумом

2.В мифологических системах древнего мирачеловек не противопоставлялся природе, а составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же строгим законам, что и окружающий мир. Большая часть ранних философских учений как Востока, так и Запада усматривала цель жизни человека в достижении гармонии с природой. Первые философы концентрировались на изучении внешнего мира, практически не касаясь мира внутреннего, считая, что душа полностью зависит от природы.

3. Средневековьеобращало внимание на неустранимую проти­воречивость человеческого бытия. Человек есть одновременно и венец творения, властвующий над другими живыми сущест­вами, и слабое создание, всецело зависимое от милости бога. Он и тело, желающее и страстное, и душа, стремящаяся к веч­ности. Из-за этой противоречивости и многогранности приро­да человека не может быть понята им самим: только в божест­венном откровении раскрывается истинная сущность челове­ка.

4. Эпоха Возрождения ознаменовала переход от веры в бога к вере в безграничные силы человека. Теперь человек не подчинен сверхъестественным силам или природе — он становится свободным творцом самого себя. В целом именно эта антропоцентрическая точка зрения в большей или меньшей степени характерна и для более поздних эпох.

В XX в. все эти тенденции привели к кризису понятия чело­века — оно оказалось расчленено на разнообразные несвязан­ные составляющие. Важнейшей задачей философии стало вос­становление целостного образа человека. У истоков философ­ской антропологии XX в.,возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предло­жившие свои пути решения этой проблемы:

Происхождение человека

1. Один из наиболее спорных вопросов в современной науке — вопрос о происхождении человека, или антропогенезе. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.

3. Согласно эволюционной теории, человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Развернутые основания для этой теории были впервые предложены английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809—1882).

4. В соответствии с космической теорией человек имеет инопланетное происхождение. Он или прямой потомок внеземных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.

Приверженцы этой теории считают, что человеческий мозг использует только около 5 % своих возможностей, и предполагают, что он был создан для условий совсем другой планеты, отличной от Земли.

5. Философия, создавая целостный образ человека, использует и объединяет сведения, полученные различными науками. При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных.

6. Этапы развития человека как вида:

· Австралопитек (от лат. australis - южный и греч. pithekos -обезьяна), живший на территории Африки 4,2-1 млн лет назад, считается наиболее близким к предковой форме человека. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных челове­кообразных обезьян.

· Человек умелый, названный так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия, считается самым первым представителем рода Homo. Его мозг на треть больше мозга австралопитека, а биологические особенности мозга говорят о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

· Человек прямоходящий делал более сложные орудия и умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, он умел организовывать коллективную деятельность (например, охоту на крупных животных) и начал использовать речь.

· Человек разумный. В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался пере­ход от человека прямоходящего к человеку разумному. Доста­точно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет дру­гой, поэтому представителей этого переходного периода ино­гда именуют древнейшим человеком разумным.

· Неандерталец. Объем мозга неандертальца соответст­вовал современному (и даже немного превосходил его), рас­копки также свидетельствовали о достаточно развитой культу­ре, включающей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, слепая ветвь эволюции.

Природа и сущность человека

1. Под природой человека понимают совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ. Перечень таких особых качеств может быть бесконечно длинным. Выделим основные из них:

· способность к труду,

К этому часто добавляют творчество, свободу, духовность, веру, воображение и фантазию, смех, осознание своей смертности и многие другие специфически человеческие свойства и качества.

Человек с данной точки зрения — общественное существо. Это не значит, что человек растворен в обществе, лишен своей инди­видуальности. Не только человек является продуктом общества, но и само общество является продуктом деятельности человека.

Человек в отличие от животного активно производит, тво­рит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована. Творче­ствокак сущностное качество человека действительно опи­сывает его более широко, поскольку помимо разума включает в свою сферу воображение, фантазию, интуицию, ценности и чувства, а также трудовую деятельность. Созидание есть осно­ва всей многообразной деятельности, совершаемой челове­ком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человеком в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование ору­дий - от каменных скребков до компьютеров - создало осо­бое искусственное окружение человека, во многом опреде­ляющее его жизнь.

6. Homo ludens(человек играющий). Это определение принад­лежит Й. Хейзинге, полагавшему, что без игровых компонен­тов не обходится ни один вид культурной деятельности челове­ка — правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека че­ловеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реали­зовать свои фантазии, развить воображение, создать художест­венные ценности, общаться с другими, добровольно прини­мать общие для всех правила. Иными словами, именно в игре человек вырвался из тесных рамок животного выживания в мир настоящей и многогранной, истинно человеческой жизни.

Религиозность человека можно понимать и шире — как способность придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, что не зависит от веры человека в конкретного бога или богов

Вопросы и задания

1. В чем предмет философской антропологии?

2. Как менялись представления о человеке в различные исторические периоды?

3. Какие существуют теории происхождения человека?

4. Каковы этапы развития человека?

5. Какие существуют определения человека в философской антропологии?

Тема 2.6. Этика как нормативная философская дисциплина

1. Понятие этики и ее функции.

2. Концепции происхождения морали.

3. Категории этики.

4. Основные этические системы.

5. Философия и смысл жизни

6. Жизненная позиция личности.

Понятие этики и ее функции

1. Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек. Этика – философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.

2. Функции этики:

– изучает генезис, сущность, специфику морали;

– раскрывает место и роль моральных норм в жизни общества;

– выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности;

– рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности;

– задает ценностную основу человеческой деятельности;

– дает необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека.

Прокрутить вверх


Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.


Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).


Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.


Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

1. Философское учение о человеке в истории философии.

2. Понятие человека в современной философии.

У меня множество заветных мыслей, секретов и загадок. Но самая большая тайна – это я сам. Необыкновенное существо, способное познавать мир, любить, страдать, переживать страх. Я человек, и на земле нет другого создания, которое могло бы сравниться с потомком Адама.

Человек стал размышлять о том, кто он, едва научившись выражать свои мысли и чувства. Он издревле пытался понять самого себя. Эта глубинная потребность раскрыть собственную тайну составляет сущность человеческого.

Особую значимость проблема человека приобрела в наше время. В конце 20- начале 21 века человек попал в сложную ситуацию: современная цивилизация вступила в период обострения глобальных кризисов, которые угрожают жизни в целом. "В тисках" информационно-техногенного общества человеческая личность постепенно нивелируется. Как следствие, человек как бы потерял веру в свою исключительность, уникальность, разумность своих деяний, он потерял свое место в природе. И со всей остротой встал вопрос: Что есть человек? Какова его природа и предназначение?

Человека изучают многие науки, но каждая под своим углом зрения. И только философия дает целостный взгляд на человека: определяет фундаментальные проблемы его бытия, смысл существования и деятельности, резервы и возможности его организма, мышления, решает проблемы смерти и бессмертия.

Познать человека – это означает познать весь мир. Недаром античные философы, сравнивая человека с Космосом, определяли его как Микрокосм – малый образ Космоса.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы, как истории планет

У каждой всё особое, своё

И нет планет, похожих на неё.

У каждого есть тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший лист.

Есть в мире этом самый страшный час.

Но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Всё это забирает он с собой.

Таков закон безжалостной игры.

Философская антропология –это философская наука, которая изучает человека как особый родсущего во всём его природном и социальном многообразии. ФА исследует происхождение и развитие человека как социокультурного существа, выявляет его место в общей картине бытия.

Изучение человека, как в научном, так и в философском смысле – сложнейшая задача: человек не вещь, которую можно изучать в лабораторных условиях. Кроме этого, человек – это существо, которое незавершенно в своем развитии: биологическом, социальном и культурном, а двойственность природы человека определяет многообразие его бытия. Поэтому сложно описать свойства и сущность человека. Главным методом познания в философской антропологии служит самопознание: человеческая мысль направлена на самого себя: т.е. объект исследования совпадает с субъектом.

Философское понимание сущности человека важно для медицинскойтеории и практики. Философия вооружает медицину знаниями о материальной, духовной и социальной составляющими человека. Она дает медикам ответы на мировоззренческие вопросы о человеческом бытии – о смысле его жизни и деятельности, о факторах социального воздействия на биологический потенциал человека, о возможностях мышления, о смерти и бессмертии человека. Философское знание как квинтэссенция человеческой мудрости, служит развитию духовной культуры личности медика и помогает преодолевать субъективные и обыденные суждении и представления о человеке.

Развитие взглядов о человеке в истории философии

Размышления о человеке и его места в мире появляются уже в древней философии. Феномен человека в философии осмысливался с двух позиций:




Исходя из этого, в истории философии сложилось несколько подходов в понимании места человека в мире: космоцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, социоцентризм.

Космоцентризм (натурализм) – человек есть живое существо, обладает родовыми свойствами: разумом, речью. Источником этих свойств является Космос или природа. Человек – это часть природы, микрокосм , следовательно, вся человеческая история связана с космической историей. В космоцентризме высшей ценностью является Космос, а человек лишь его осколок, частичка.

Теоцентризм (религиозная философия) – человек есть замысел и творение Бога. Теоцентризм высоко поднял человека над животным миром. Человек есть высшее, существо, т.к. т.к. несет на себе знак божественного предназначения и отпечаток личности Творца - разум, воля, свобода выбора.

Человек в христианстве получает абсолютную ценность. Отсюда осуждение насилия, убийства, самоубийства. Христианская философия впервые поставила проблему нравственного совершенствования человека и смысла его жизни. Но, возвысив дух человека, она принизило его тело, как источник всех человеческих несчастий. Это связано с учением о первородном грехе.

Антропоцентризм – человек есть неповторимый феномен Вселенной, вершина природной эволюции, центр и цель мироздания. Истоки антропоцентризма уходят в древность, когда человек бессознательно очеловечивал природу, наделяя ее своими чертами. В античной философии идею антропоцентризма сформулировал Сократ. Он считал, что человек – это не дробная часть природы, в человеке заключена вся природа, т.к. человек заключает в себе целый мир в зародыше, он является объединяющим началом всех живых и неживых существ и вещей. Кроме этого, человек есть нравственное существо, и цель его жизни – развитие в себе добродетелей. Поэтому человек должен постоянно познавать самого себя. Протагор, современник Сократа, сказал, что человек – это мера всех вещей. Поэтому человек есть центр и цель мироздания.

Все эти концепции, несмотря на различия, тем не менее, оценивают человека как уникальное, неповторимое, высшее существо.

Мы источник веселья и – скорби рудник.

Мы вместилище скверны и – чистый родник.

Человек, словно в зеркале ми, - многолик.

Он ничтожен и – он же безмерно велик (Омар Хайям).

Душа -это сфера непосредственных переживаний человека – чувства, эмоции, страдания, переживания. Это интимно-личностный аспект человека. Душа подвижна, склонна к изменениям. Понятие души присутствует уже в ранних религиозных верованиях первобытных людей.

Дух –это сфера высших ценностей и идеалов, это то, что выше человека в его природном, животном проявлении. Если высшим приматам присуща примитивная орудийная деятельность и интеллект, а также способность понимать устную речь человека (до 500 слов), то в области духа пути человека и животного расходятся навсегда. В области духовного человек ищет устойчивые основания своего бытия и поднимается до осознания своей значимости. Лейбниц: у животного нет самосознания, оно не осознаёт себя. Животное и видит и слышит, не зная, что оно видит и слышит. Только человек благодаря духу способен к рефлексии, к осмыслению мира и себя в мире, только он способен переживать своё бытие. Он способен в своём восприятии надстроить над миром идеальное царство мыслей и сублимировать(преобразовать) свою животную энергию (инстинкты, влечения) в духовную деятельность – искусство, науку, религию, философию, творчество. Благодаря духу человек формирует нравственные принципы и идеалы, которые являются смысловыми.

1. Философское учение о человеке в истории философии.

2. Понятие человека в современной философии.

У меня множество заветных мыслей, секретов и загадок. Но самая большая тайна – это я сам. Необыкновенное существо, способное познавать мир, любить, страдать, переживать страх. Я человек, и на земле нет другого создания, которое могло бы сравниться с потомком Адама.

Человек стал размышлять о том, кто он, едва научившись выражать свои мысли и чувства. Он издревле пытался понять самого себя. Эта глубинная потребность раскрыть собственную тайну составляет сущность человеческого.

Особую значимость проблема человека приобрела в наше время. В конце 20- начале 21 века человек попал в сложную ситуацию: современная цивилизация вступила в период обострения глобальных кризисов, которые угрожают жизни в целом. "В тисках" информационно-техногенного общества человеческая личность постепенно нивелируется. Как следствие, человек как бы потерял веру в свою исключительность, уникальность, разумность своих деяний, он потерял свое место в природе. И со всей остротой встал вопрос: Что есть человек? Какова его природа и предназначение?

Человека изучают многие науки, но каждая под своим углом зрения. И только философия дает целостный взгляд на человека: определяет фундаментальные проблемы его бытия, смысл существования и деятельности, резервы и возможности его организма, мышления, решает проблемы смерти и бессмертия.

Познать человека – это означает познать весь мир. Недаром античные философы, сравнивая человека с Космосом, определяли его как Микрокосм – малый образ Космоса.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы, как истории планет

У каждой всё особое, своё

И нет планет, похожих на неё.

У каждого есть тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший лист.

Есть в мире этом самый страшный час.

Но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Всё это забирает он с собой.

Таков закон безжалостной игры.

Философская антропология –это философская наука, которая изучает человека как особый родсущего во всём его природном и социальном многообразии. ФА исследует происхождение и развитие человека как социокультурного существа, выявляет его место в общей картине бытия.

Изучение человека, как в научном, так и в философском смысле – сложнейшая задача: человек не вещь, которую можно изучать в лабораторных условиях. Кроме этого, человек – это существо, которое незавершенно в своем развитии: биологическом, социальном и культурном, а двойственность природы человека определяет многообразие его бытия. Поэтому сложно описать свойства и сущность человека. Главным методом познания в философской антропологии служит самопознание: человеческая мысль направлена на самого себя: т.е. объект исследования совпадает с субъектом.

Философское понимание сущности человека важно для медицинскойтеории и практики. Философия вооружает медицину знаниями о материальной, духовной и социальной составляющими человека. Она дает медикам ответы на мировоззренческие вопросы о человеческом бытии – о смысле его жизни и деятельности, о факторах социального воздействия на биологический потенциал человека, о возможностях мышления, о смерти и бессмертии человека. Философское знание как квинтэссенция человеческой мудрости, служит развитию духовной культуры личности медика и помогает преодолевать субъективные и обыденные суждении и представления о человеке.

Развитие взглядов о человеке в истории философии

Размышления о человеке и его места в мире появляются уже в древней философии. Феномен человека в философии осмысливался с двух позиций:

Исходя из этого, в истории философии сложилось несколько подходов в понимании места человека в мире: космоцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, социоцентризм.

Космоцентризм (натурализм) – человек есть живое существо, обладает родовыми свойствами: разумом, речью. Источником этих свойств является Космос или природа. Человек – это часть природы, микрокосм , следовательно, вся человеческая история связана с космической историей. В космоцентризме высшей ценностью является Космос, а человек лишь его осколок, частичка.

Теоцентризм (религиозная философия) – человек есть замысел и творение Бога. Теоцентризм высоко поднял человека над животным миром. Человек есть высшее, существо, т.к. т.к. несет на себе знак божественного предназначения и отпечаток личности Творца - разум, воля, свобода выбора.

Человек в христианстве получает абсолютную ценность. Отсюда осуждение насилия, убийства, самоубийства. Христианская философия впервые поставила проблему нравственного совершенствования человека и смысла его жизни. Но, возвысив дух человека, она принизило его тело, как источник всех человеческих несчастий. Это связано с учением о первородном грехе.

Антропоцентризм – человек есть неповторимый феномен Вселенной, вершина природной эволюции, центр и цель мироздания. Истоки антропоцентризма уходят в древность, когда человек бессознательно очеловечивал природу, наделяя ее своими чертами. В античной философии идею антропоцентризма сформулировал Сократ. Он считал, что человек – это не дробная часть природы, в человеке заключена вся природа, т.к. человек заключает в себе целый мир в зародыше, он является объединяющим началом всех живых и неживых существ и вещей. Кроме этого, человек есть нравственное существо, и цель его жизни – развитие в себе добродетелей. Поэтому человек должен постоянно познавать самого себя. Протагор, современник Сократа, сказал, что человек – это мера всех вещей. Поэтому человек есть центр и цель мироздания.

Все эти концепции, несмотря на различия, тем не менее, оценивают человека как уникальное, неповторимое, высшее существо.

Мы источник веселья и – скорби рудник.

Мы вместилище скверны и – чистый родник.

Человек, словно в зеркале ми, - многолик.

Он ничтожен и – он же безмерно велик (Омар Хайям).

Душа -это сфера непосредственных переживаний человека – чувства, эмоции, страдания, переживания. Это интимно-личностный аспект человека. Душа подвижна, склонна к изменениям. Понятие души присутствует уже в ранних религиозных верованиях первобытных людей.

Дух –это сфера высших ценностей и идеалов, это то, что выше человека в его природном, животном проявлении. Если высшим приматам присуща примитивная орудийная деятельность и интеллект, а также способность понимать устную речь человека (до 500 слов), то в области духа пути человека и животного расходятся навсегда. В области духовного человек ищет устойчивые основания своего бытия и поднимается до осознания своей значимости. Лейбниц: у животного нет самосознания, оно не осознаёт себя. Животное и видит и слышит, не зная, что оно видит и слышит. Только человек благодаря духу способен к рефлексии, к осмыслению мира и себя в мире, только он способен переживать своё бытие. Он способен в своём восприятии надстроить над миром идеальное царство мыслей и сублимировать(преобразовать) свою животную энергию (инстинкты, влечения) в духовную деятельность – искусство, науку, религию, философию, творчество. Благодаря духу человек формирует нравственные принципы и идеалы, которые являются смысловыми.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ в широком смысле слова – философское учение о человеке .

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

2) человеческое сознание есть самосознание. Если о сознании как способности отделения внутреннего от внешнего можно говорить и применительно к животным, то специфика человека в способности рефлексии, т.е. обращении сознания на самое себя;

1. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. – Соч. в 6 т., т. 6. М., 1966;

2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42. М., 1974;

3. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов. – Соч. в 2 т. М., 1990;

4. Проблема человека в западной философии. Сб. переводов. М., 1988;

5. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987;

6. Степин В.С. Философия науки и философская антропология. М., 1992;

7. Neue Anthropologie, hrsg. H.-G.Gadamer und P.Vogler, Bd. 1–7. Stuttg., 1972–75;

8. Diemer A. Elementarkurs Philosophie: Philosophische Anthropologie. Düsseldorf – Wien, 1979;

Читайте также: