Эссе театрализованная деятельность в доу

Обновлено: 04.07.2024

Почему я выбрала именно эту тему, да наверно потому, что многим детям в моей группе в период адаптации приходилось очень тяжело. Они с трудом шли на контакт, стеснялись, были скованы в своих словах и действиях. И если веселый и задорный ребенок дома, то в группе его просто никто не замечает. И для того, чтобы период адаптации прошел легко для ребенка без особых сложностей, то, как раз театрализованная деятельность, в нашем случае это выступление перед публикой позволяет раскрепоститься ребенку, быстрее влиться в коллектив. Так как в первую очередь эта деятельность учит работать в команде.

Моя работа началась с составления программы, после того как я определила, что мне нужно для этого, я начала подбирать соответствующую литературу. На первом этапе это конечно самые простые сказки, потешки, обыгрывание стишков и т. д.

Прежде чем приступить к самим инсценировкам, передо мной стояла задача раскрепостить и заинтересовать ребенка, поэтому после прочтения очередного произведения я спрашивала у детей, как они представляют себе своего героя и это все в виде опроса. Ребенок при всей группе выступал, рассказывая о том, как он видит этот персонаж. Так же мы совместно с детьми пересказывали тексты песен, сказок и т. д. И кстати я обратила внимания, что это прекрасно развивает память, и учит ребенка, с уважением относится к своему сверстнику. Это проявляется во время выступления каждого ребенка, когда, они внимательно начинают слышать, и слушать друг друга, не перебивая.

Роли мы распределяем путем считалок. Но каждую неделю в новом представлении, обязательно новый ребенок (дети) участвуют в инсценировки. И так пока все детки не поучаствуют.

Конечно, как и во всех театрах у нас есть и музыкальное сопровождение. В нашей театральной студии множество инструментов, от маракаса до синтезатора. И дети с большим удовольствием аккомпанируют во время выступления. Музыку они придумывают сами, их фантазия не знает границ. Они могут создавать свои звуки, смешивая, совершенно разные инструменты друг с другом. Получается очень даже интересно. На наших выступлениях могут присутствовать родители, они нам, кстати, и помогают с костюмами с масками, мы все изготавливаем своими руками, даже театральная ширма была сделана мной из старой горки, которая пылилась у меня дома, немного фантазии и это горка уже театр. Так и с костюмами, родители вместе с детьми готовят костюмы, которые впоследствии остаются в нашем уголке ряженья.

Родители могут придумывать свои выступления совместно с детьми и демонстрировать их на всеобщее обозрение (внутри группы), это может быть и конкурс на лучшую сказку и просто в виде развлечения. Это очень весело это помогает сплотить детей, воспитателей, родителей.

Не могу не отметить и то, что при выступлении на публике дети учатся преподносить себя правильно, перестают шептать себе под нос, высоко поднимают голову. Не боятся быть самими собой.

Многие из детей моей группы имеют, какие либо нарушения речи, и этот факт заставлял их испытывать чувство дискомфорта, но я рассказала им историю из своей жизни. Суть ее в том, что у меня приобретенное заикание, еще в институте я толком не могла сказать без запинок двух слов, а в школе так вообще издевались надо мной, считали не такой как все.

Мама, конечно, не водила к логопеду, почему? Ответа на этот вопрос я, к сожалению не знаю. Ну и вот в институте я училась на логопеда, и мне это очень помогло, нам очень часто приходилось выступать с докладами перед большими аудиториями. Меня это пугало до невозможности.

На первом курсе мне из-за этого даже хотелось уйти. Но люди, которые меня окружали, помогли преодолеть этот страх перед выступлением и они всегда слушали меня, не перебивали. Я легко влилась в коллектив. И к пятому курсу на дипломе я уже почти не заикалась. Вот, что значит публичные выступления и главное люди, которые умеют слушать и понимать.

Поэтому через спектакли я хочу, чтобы мои дети (дети моей группы) перестали бояться, стали частью целого. Чтобы каждый из них понимал, что умение слушать очень ценный дар.

Автор: Ерошкина Анна Анатольевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №299
Месторасположение: г. Красноярск, Гусарова 24

Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников

Передо мной была поставлена цель воспитание творческой, любознательной, активной личности через театральную деятельность. Исходя из поставленной цели, я выделила несколько задач, которые мне предстояло решить:

  • Создание соответствующих условий для полноценного развития творческой личности;
  • Создание условий для более точного восприятия и впитывания информации за счет творческого подхода;
  • Подтолкнуть ребенка к желанию проявить себя, показать, на, что он способен, не бояться проявлять инициативу в данном виде деятельности.
  • Создание теплой и комфортной обстановки внутри коллектива.

Методика Н.С. Карпинской предпологает четыре этапа, которые ведут к выбранной цели:

  • на первом этапе дети совместно с педагогом читают выбранную сказку
  • на втором этапе ребенок пробует себя в роли всех персонажей сказки, тем самым учится демонстрировать навыки актерского мастерства;
  • на третьем этапе ребенок выполняет задания, для более углубленного закрепления выбранной сказки и для полного представления о персонажах сказки;
  • на четвертом этапе распределяются роли, и дети уже примеряют их на себя, выбирая для себя соответствующее амплуа.

Как мы выбираем произведение, конечно в первую очередь я опираюсь на программу дошкольного учреждения. Но иногда мы отходим от программы и вместе детьми придумываем свои сказки, своих персонажей. На каждое театрализованное представление у нас уходит более двух недель. Я предлагаю на выбор сказки, дети выбирают, после чего мы читаем сказку, разбирая каждый абзац, пересказываем. После с каждым ребенком проводится работа по выбору персонажа через прочтение всей сказки одним ребенком. Тем самым он примеряет на себе все роли из этой сказки. На каждом этапе большое внимание мы уделяем лицу автора, на то с каким выражением я или ребенок читает текст. Приветствуются жестикуляции, по лицу должно прослеживаться и радость и горе, и удивление и страх и.т. д. Потом мы все вместе выполняем ряд заданий (это может быть как рисование, лепка, аппликация, пластилинография, также мы вместе с детьми изображаем злого и доброго героя, слезы и смех, радость, печаль, и .т. д.). Детям очень интересно создавать сказку своими руками. Таким образом учебный процесс можно соединить с кружковой деятельностью. Таким образом, вся подготовка осуществляется как единый педагогический процесс – в основном большая часть работы приходится на кружковую деятельность, но она присутствует и в режимных моментах, что помогает более углубленно подходить к данному виду деятельности.

Например на занятиях по художественной литературе дети более отчетливо представляют о чем написано в том или ином рассказе, сказки. Также театрализованная деятельность положительно сказывается на развитие речи, обогащается словарь, ребенок учится навыкам диалогической и монологической речи, что положительно влияет на его самооценку. Знакомство с окружающим миром проходит через театрализованную деятельность более ярко и занимательно для ребенка. Его стремление познать все больше и больше помогает ему в преодолении возникающих трудностей, что положительно влияет на все умственные и психические процессы. С помощью музыкального руководителя мы разучиваем упражнения и этюды, которые помогают слышать в музыке эмоциональное состояние героев передавать его в мимике и жестах.

Главное в процессе воплощения в жизнь театрализованной постановки большое внимание уделяется не самой постановке, а детям, дети учатся импровизировать вносить что то в свое в постановку и в случае если заученный текст был забыт, ребенок может спокойно решить эту проблему путем импровизации. Эта работа была бы не так успешна без помощи родителей, они поддерживают своих детей, помогаю им преодолевать свои страхи перед выступлением. Помогают в организации спектаклей, также они могут участвовать не только в роли зрителей, но и актеров. Многие дети с моей группы совместно с родителями выступали на обще садовских утренниках. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Я уверенна, что поддержка близкого человека в лице мамы, придает ему уверенность.

Наряду с этим, отмечена положительная динамика по всем разделам общеразвивающей программы.

В результате проведенной работы:

1. Дети стали более активно демонстрировать свои таланты, не боятся фантазировать, а главное их тайные фантазии воплощаются в жизнь.

2. Дети более четко и грамотно стали излагать свои мысли, вести беседу, стала развиваться связная речь;

3. произошло обогащение словаря, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков.

4. Дети научились показывать своих героев такими какими они должны быть. Показывая это в их поведении, разговоре, движениях, мимики. Научились слышать музыку и выполнять соответствующие движения, характерны выбранному герою.

5. Микроклимат в группе стал очень комфортным для пребывания ребенка. Взаимоотношения воспитателей, родителей и детей вышел на новый уровень общения. Мы очень сблизились, стали дружны.

Дата изменения: 18 сентября, 2016
Дата публикации: 18 сентября, 2016

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,

когда он живет в мире сказок, творчества, воображения,

Я, Мажикова Салтанат Аушаковна. В 1989 году окончила педкласс и выбрала профессию воспитателя. Уже в ходе работы, я поняла, что профессия –воспитатель мое призвание . Дети — это радость, источник нескончаемой энергии и позитива! Все такие разные — каждый со своим характером и причудами.

Профессия воспитателя — это самая женская профессия, ведь назначение каждой женщины — материнство! Придя работать в детский сад, для своих первых выпускников, я скорее была старшей сестрой. Вместе с ними кувыркалась, каталась с горки, но довольно скоро поняла, что любовь детей завоевать не сложно. Сложно эту любовь удержать, так как интересной, умной, грамотной я должна быть каждый день.

В 2010 году я повысила свой профессиональный уровень в области психологии, чтобы лучше понимать психологию детей. Я считаю, что каждый современный воспитатель должен быть: терпеливым, добрым, толерантным, эрудированным. Ведь воспитателю приходиться давать не только знания, умение и навыки, но и готовить детей к жизни в обществе, вести малышей во взрослую жизнь.

Что бы быть компетентной в своей профессии я в 2014г. получила высшее образование по специальности - дошкольное обучение и воспитание.

У меня возник вопрос: нужно ли развивать творческие способности ребенка или предоставить развиваться его творчеству самостоятельно, спонтанно?

На этот вопрос можно дать однозначный ответ: «Творческие способности

Передо мной встали две задачи – понять, разобраться, что чувствует

ребенок, на что направлены его переживания, и на сколько они глубоки;

- помочь ребенку полнее проявить свои чувства, создать условия, в которых могут проявиться его способности.

жизненной ситуации, не подстраивался под известные стереотипы деятельности, которые бывают формальными.

В первую очередь мне необходимо было понять специфику детского

творчества, как, и через что помочь детям развить творческие способности, умело построить процесс обучения и воспитания.

За основу развития творческих способностей я взяла театр, театрализованную деятельность – поскольку в своей основе она уже содержит творческое начало.

Театр – это волшебство, чудо, игра, сказка. Сказочный мир театра –

страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности,

красок и света, слов, музыки и загадочных звуков.

Каждый ребенок играет по своему, создавая свои неповторимые образы. В этом виде работы нельзя применять давление, сравнение,

высказывать оценочные суждения. Необходимо предоставлять детям

возможность высказаться, проявить активность. Нельзя, чтобы дети

Театрализованную деятельность я включала в совместную деятельность взрослого и ребенка, в самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе созданы все условия. Имеется уголок театрализованной деятельности. В нем широко представлены:

Различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, театр на фланелеграфе, баночный, ложечный, театр шаров, театр игрушки, плоскостной театр).

Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит).

Таким образом, среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной его формой самообразования.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Из практики нашей работы сделала вывод, что любая задача любого занятия решается детьми легче и проще, быстрее, если её обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведении ОУД.

Элементы театрализации старал ась включить на разных занятиях: ознакомление с художественной литературой, обучение грамоте, занятия по ИЗО

Творчество детей носит характер открытий для себя. И в театрализованной деятельности эти открытия связаны с созданием образа разными

выразительными средствами: словом, движением, красками. Дети рисуют

наиболее яркие и эмоциональные события из сказок, а изготовление

элементов декорации и костюмов дает повод для технического творчества детей. Ребята лепят, конструируют, создавая свои неповторимые образы, проявляя фантазию, мышление. Такая интеграция творческо-

художественного содержания позволяет предоставить детям возможность

ярче проявить себя.

Говоря о развитии творческих способностей детей не надо забывать

о роли родителей.

Мои родители активные союзники и помощники в организации театрализованной деятельности. Я стремлюсь достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей.

Родители участвуют в театрализованных представлениях в качестве актеров, создают костюмы, организуют посещения театров.

Сейчас я вижу, что дети не просто проигрывают знакомые действия, а фантазируют, творчески подходят к изображению каждого

героя. Дети стали сплоченнее и внимательнее друг к другу.

с воспитателя, то есть с меня и семьи ребенка. Мы те две руки, которые

поддерживают маленького человека на его пути. И пусть в будущем

он не станет художником или актером, но в любом деле ему помогут

творческие способности, понимание, терпение.

Родители моей группы являются активными участниками всех мероприятий проводимых в группе. Я приглашаю мам и пап принять участие при подготовке к ОУД, к утренникам, выставкам, викторинам, оформлении фотовыставок и стенгазет, приносят материал и экспонаты для мини-музея.

В ходе тестирования основ театральной культуры детей, были получены следующие результаты:

Высокий: 53,9% детей имеют устойчивый интерес к театральной деятельности, искусству и театрализованной деятельности. Знают правила поведения в театре,.

Средний: 38,5% - детей интересуются театральной деятельностью, называют различные виды деятельности, используя свои знания. Могут охарактеризовать театральные профессии.

Низкий: 7,6% детей не проявляют интерес к театральной деятельности, знают правила поведения в театре.

Это значит, что каждый из детей сознает свои характерные особенности и предпочтения. Понимает свою уникальность и неповторимость. Каждый умеет общаться с разными людьми. Понимает, что становиться лучше и умнее, а в будущем станет еще лучше, умнее, добрее. У каждого ребенка моей групп развиты коммуникативные навыки (находить друзей, сотрудничать, находить выход из сложных и конфликтных ситуаций). Детьми усвоены навыки, правила и нормы поведения.

Свое эссе хочу закончить мыслью о том, чтобы ростки добра, культуры, творчества укоренились в каждом сердце ребенка, чтобы с каждым годом они росли и процветали.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Я в своей работе большое внимание уделяю театрально - игровому творчеству.

Первое приобщение дошкольников к театру, происходит через знакомство с кукольным театром.

Кукольный театр - искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ - кукла, петрушка, и живописно - декоративное оформление, и музыка - песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь и в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, идейно - эстетическому воспитанию дошкольников.

Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, собачку, которые ожили, задвигались, заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте полезно показать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

Условность кукольного театра близка и доступна детям, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость.

Мы не стремимся к созданию больших, сложных спектаклей - пусть это будет маленькая сказка, показанная на доске фланелеграфа, небольшая сценка, разыгранная с помощью детских игрушек, или короткий спектакль картинок или театра петрушек на ширме. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды кукольного театра.

Из всех видов театра у нас большой популярностью пользуются : театр картинок, разделенный нами на картинки на фланелеграфе и картинки на картоне, театр игрушек и театр петрушек. Во время показа кукольных театров используем музыкальное сопровождение. Музыкальный руководитель оформляет спектакль музыкой, чтобы дать детям возможность послушать музыку, самим спеть песенку, посмотреть пляску кукол.

Театр картинок начинается с фланелеграфа. Он наиболее прост в оформлении и показе. Картинки и декорации здесь плоские, их показывают на специальной доске. Картинки на картоне тоже плоские. На сцене - столе расставляют картонные декорации и с помощью подставок передвигают картонные раскрашенные рисунки.

В театре игрушек и петрушек всё объёмное. В театре игрушек используются обычные детские куклы и игрушки, а также игрушки, изготовленные руками воспитателей, самих детей и их родителей из различных материалов. Оформляется спектакль также игрушками. Поэтому при подготовке спектакля почти не требуется никаких поделок, это облегчает подготовительную работу (показ).

Театр петрушек назван по имени старинного народного, кукольного героя - Петрушки. Кукловод надевает на руку куклу - петрушку, управляет ею, говорит за неё, стоя за ширмой.

Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, насколько высоки требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовке и проведению кукольного спектакля. Мы стараемся проводить эту работу качественно, и никогда не забываем, что кукольный театр - это первое приобщение дошкольников к театру.

В младшем возрасте большое значение уделяем уголку ряженья. Маленькие дети - замечательные актёры: стоит кому - то из них надеть хотя бы часть какого - то костюма, как он сразу же входит в образ. Наша задача - увлечь ребёнка играть дальше, вместе, повести в игре за собой, давая возможность сделать что-то по своему, дать свободу выбора. Только тогда игра может состояться и постепенно превратиться в целый спектакль.

О роли театрального искусства в эстетическом воспитании детей известно давно. Знаем мы и о том, что для ребёнка участие в драматизациях сказок и театрализованных играх всегда праздник. Поэтому достаточно часто используем в своей работе эти виды самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей.

Несомненно, что приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны воспитателя. И мы начинаем работу по ознакомлению детей с театром с бесед, цель которых - сформировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства. Эти беседы можно условно назвать: " Здравствуй, театр!" В процессе бесед, мы воспитатели, предлагаем детям обсудить такие вопросы: " Что делают в театре зрители?", "Кто участвует в спектакле?", "Кто распределяет роли между артистами?", "Как вы узнаёте, где и когда происходит действие?", "Кто шьёт для артистов костюмы?", "Кто рисует декорации?", "Как надо вести себя в театре?". Затем предлагаем детям разыграть сценки - диалоги: "В парикмахерской", " Магазине", " Мама звонит по телефону", " Младшая сестрёнка простудилась", " Красная Шапочка и Волк". Воспитатель должен помочь юным актёрам продумать каждую реплику, выстроить линию диалога, понять суть роли.

Естественно, дети не сразу овладевают умением правильно держать себя на сцене: они скованны, речь их не выразительна, небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринуждённо, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная актерская тренировка на играх - занятиях. Их цель - помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:

ИНТОНАЦИЕЙ - предлагаем произносить детям отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д.) самостоятельно, без подсказки взрослого. Цель работы над интонацией - добиться выразительности и естественности.

ПОЗАМИ - сначала предлагаем детям поиграть в знакомые игры типа " Море волнуется"; затем изобразить позой кого - нибудь или что - нибудь (например: каратиста, паука, берёзку) и объяснить, почему они выбрали ту или иную позу. Полезно дать задание, как найти одно, но наиболее яркое движение, которое сделало бы образ (Баба Яга, толстяк, дерево.) легко узнаваемым.

ЖЕСТАМИ - начинаем с простых сценических заданий : как жестом показать состояние или ощущение человека (очень горячо, я замёрз, мне холодно, мне больно и т. п.); следующие упражнения включают уже несколько действий (пришиваю пуговицу, мою посуду, рисую красками и т.п.).

МИМИКОЙ - учим детей по выражению лица (глазами и бровями, губами) определить настроение человека, а затем с помощью мимики выражать своё эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфетку, кислый лимон, горький перец и т.п.) Собран альбом с фотографиями эмоций, выраженных мимикой.

ПАНТОМИМИКОЙ, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предлагаем детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: " Я мыл посуду и случайно разбил чашку", " Я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой". Потом просим детей "изобразить" распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т.д.

В последствие на играх - занятиях задания усложняются: предлагаем разыграть сценки, включающие определённые действия, взаимоотношения между персонажами, настроение каждого участника. Например: " Семейный обед в воскресный день", "Играем в футбол", "Утро" и т.п.Каждый ребёнок заранее решает, что он будет делать и как он будет это делать, используя уже известные ему образные средства.

После того как дети уже достаточно поупражняются над актёрской техникой, устраиваем в детском саду театрализованные вечера - готовим драматизации известных сказок, при работе следим, чтобы наши воспитанники использовали все средства актёрской выразительности, усвоенные ими на занятиях.

Подготовка спектакля обычно строится по следующей примерной схеме:

1. Мы вместе читаем сказку - сценарий, обсуждаем её, выбираем, кто кем бы хотел быть.

2. Рисуем по сказке, рисуем декорации, лепим сказку, как бы моделируя спектакль.

3. Слушаем музыку для разных сцен спектакля.

4. По возможности создаём необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение, готовим подарки гостям.

5. Репетируем - играем, стараясь вслушиваться в музыку, которая создаёт настрой, помогает лучше передать образ героя и создаёт необходимую атмосферу.

Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, его способность к созданию новых образов. В процессе работы развивается символическое мышление, двигательный, эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности, что с нашей точки зрения включает в себя: знание театра, как вида искусства (разработан конспект по ознакомлению детей с театром, экскурсия в театр), эмоционально - положительное отношение к нему, определённый опыт театрально - игровой деятельности.

Занимаясь с детьми театральной деятельностью, мы решаем два типа задач:

1 тип - это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальности, а также на развитие коммуникативных особенностей ребёнка, средствами театра.

2 тип - это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

В решении этих двух типов задач огромную помощь оказывают нам родители. Они участвуют в изготовлении декораций, придумывают и делают сценические костюмы или их элементы, а так же принимают участие в наших играх - драматизациях и сами, под нашим руководством, ставят сказки - спектакли. Мы, воспитатели, тоже участвуем в представлениях, чаще всего, на себя мы берём роли отрицательных персонажей (Баба Яга, Бармалей, Чучело и т.д.), но играем мы и Осень, Матрешку, Бабушку и т.п. Одним словом, любой спектакль, поставленный совместно с малышами и их родителями, или самими родителями, любой праздник с элементами театрально - игрового творчества - это прежде всего игра, которую мы, взрослые, помогаем ребёнку организовать, украсить, придать ей особый вид сказочного действия, и играем мы в эту игру вместе.

В процессе работы по данной теме, мы постоянно расширяем и углубляем свои знания, делимся своим опытом во время взаимопосещений, педчасов, курсов повышения квалификации.

В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону перспективный план, подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол.

Л. С. Выготский считал: чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка. С помощью настольного, пальчикового театра, фланелеграфа, игр-драматизаций я пробуждала в детях желание быть артистами.

В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра- пальчиковый. Игра с пальчиками- первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью.

Удивительно, но эту непростую условность без труда воспринимает ребёнок. Параллельно с этим успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, я стремилась помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. Такая же работа продолжалась и в средней группе.

Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.

Читайте также: