Н п капустин педагогические технологии адаптивной школы
Обновлено: 05.07.2024
Биографии писателя Н. П. Капустин пока нет. Если Вы хорошо знакомы с жизнью и творчеством этого автора, Вы можете помочь проекту, добавив его биографию .
Ниже Вы найдете все книги автора, представленные в нашем каталоге книг. Используя вкладки, Вы можете посмотреть не только книги, но и рецензии участников проекта на книги автора, цитаты из его книг. Вы также можете задействовать сортировку, с помощью которой можно посмотреть самые популярные, читаемые или рецензируемые произведения автора Н. П. Капустин.
Содержание Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Глава I. Особенности адаптивной школы. . . . . . . . . . . . . . 7 § 1. Структура учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе . . . . . . 7 § 2. Технология развивающего метода в учебно-воспитательном процессе . . . 14 § 3. Отличие и сходство адаптивной и традиционной школы . . . . . . . . . 22 Выводы по главе I. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 Глава II. Урок в адаптивной школе . . . . . . . . . . . . . . . 29 § 1. Критерии оценки эффективности урока. . . . . . . 29 § 2. Особенности подготовки учителя к уроку . . . . . . 36 § 3. Технологи развивающего метода на. уроке . . . . . . 41 Выводы по главе II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
56 Глава III. Воспитание в адаптивной школе. . . . . . . . . . . . 58 § 1. Технологии воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . 58 § 2. Системность в воспитательной работе. . . . . . . . . 68 § 3. Внутришкольные нормативные документы и методика работы с ними . . 72 § 4. Критерии оценки эффективности воспитательной работы и ограничения . . . . . . . . . . 77 Выводы по главе III. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Глава IV. Развитие школьного самоуправления. . . . . . . . . . 81 § 1. Понятие самоуправления и принципы его развития . . 81 § 2. Структура школьного самоуправления (ШСУ). . . . . 83 § 3. Содержание деятельности органов самоуправления . . 86 § 4. Управление развитием ученического самоуправления 87 Выводы по главе IV . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Глава V. Управление воспитательным процессом в школе. . . . 93 § 1. Планирование управленческой деятельности . . . . . 93 § 2. Методика подготовки и проведения педагогического совета 102 § 3. Планирование воспитательного процесса в школе. . . 108 § 4. Анализ воспитательной работы школы . . . . . . . 114 § 5.
Что можно сделать сегодня в обычной школе, чтобы помочь каждому ребенку добиться успеха в учебе? Как помочь ученику в его становлении как личности, в развитии его познавательных возможностей? Педагогические технологии адаптивной школы помогают успешно решать поставленные задачи.
Может быть использовано также студентами педагогических училищ и колледжей.
УДК 37.0:004(075.8) ББК 74.202.5я73
Светлой памяти моих родителей посвящаю эту книгу
В книге представлены технологии и методики обучения и воспитания, прошедшие экспериментальную проверку в 1988—1997 гг. в школах и профессиональных училищах г. Москвы и других регионов республики. Мы вводим читателя в мир понятий, используемых в книге, которые, с одной стороны, помогут понять позицию автора, а с другой - найти объяснение тем технологиям и методикам, которые разработаны под различные формы учебно-воспитательного процесса и управления им.
Главное понятие — адаптивная образовательная система (АОС). Именно на ее основе создается адаптивная школа.
Следующее понятие - развитие. Необходимо так сформулировать это понятие, чтобы те технологии, о которых пойдет речь, способствовали действительному развитию ребенка. В этом смысле мы считаем, что основное назначение адаптивной образова-
тельной системы (АОС), а следовательно, и адаптивной школы (АШ) заключается в обеспечении развития интеллекта школьника. Homo sapiens - человек разумный становится таким под влиянием определенных условий. Интеллект лежит в основе разума человека, а в основе интеллекта — мышление. С помощью мышления через мысли-цели происходит не только отражение внешнего мира, но и формирование модели деятельности (поведения) человека. В качестве эталона мысли-цели может выступать речь учителя, письменная речь (учебник). В ходе мыслительного процесса каждая новая мысль ученика по структуре и содержанию должна усложняться, приближаясь к эталону; она должна быть имманентной самому ученику, тогда он не просто использует готовые конструкции, но и рассуждает с их помощью; полученные знания должны применяться в практической деятельности в нестандартных ситуациях. Процесс, удовлетворяющий этим требованиям, можно назвать развитием интеллекта'.
Следующее понятие — педагогическая технология. Педагогическая технология - это фиксируемая система социально-проверенных и упорядоченных норм и правил, отражающих закономерности развивающегося процесса в тех или иных образовательных формах, которым следует педагог, управляя развитием как самого процесса, так и его участников. Технология - это некая жесткая основа (логика) процесса, следуя которой педагог достигает запланированного результата. Поскольку мы связываем развитие интеллекта ребенка с развитием мыслительного процесса, то применяемая технология должна обеспечивать мотива-
' В данном случае использовались идеи Г.П Щедровицкого и Ю В Громыко о соотношении понятий изменения и развития
цию и постоянное движение мысли к внешней знаковой речи и наоборот.
Основные формы учебно-воспитательного процесса — урок, классное собрание и классный час. В зависимости от применяемых технологий они могут развивать ученика, но могут и не быть таковыми. Далее мы рассмотрим методы и технологии, обеспечивающие развитие интеллекта ребенка во всех указанных формах.
Книга состоит из семи глав и приложений.
Вторая глава посвящена уроку. Вначале выводятся критерии оценки его эффективности. У ученых-дидактов возникает вопрос о соответствии указанных критериев схеме классического анализа урока. Мы пояснили, что классический анализ, разработанный отечественными учеными, например Ю.Л. Конаржевским, Т.И. Шамовой, Т.К. Чекмаревой, ставит основной целью анализ профессиональной деятельности учителя на уроке, т.е. как учитель выстраивает цели, содержание, формы организации деятельности учащихся на уроке. Нас интересует другая сторона процесса: что происходит с учеником на уроке? Роль учителя первична, но как она влияет на деятельность самого ученика? Поэтому мы не отменяем тот анализ, который выработан наукой и проверен практикой. Мы его дополняем.
Третья глава посвящена воспитанию в адаптивной школе. Описываются специальные технологии, даются готовые разработки, которые можно использовать в качестве образцов; выстраивается система организации воспитательной работы в школе по всем компонентам: целям, содержанию, формам, методам и размещению во времени. Поскольку содержание воспитательной работы во многом связано с основными внутришкольными нормативными документами, мы включили их, указав методику работы с ними. Здесь же указывается набор документов для классного руководителя.
Далее приводятся критерии оценки эффективности воспитательной работы.
Глава четвертая содержит ответ на вопрос: как построить систему школьного и ученического самоуправления? Модель апробирована, проверена многолетним опытом и успешно используется в ряде школ страны в настоящее время.
В пятой главе выстраивается система управления воспитательным процессом в школе — от планирования собственно управленческой деятельности и методики подготовки и проведения педагогических советов до раскрытия содержания управленческой деятельности по планированию, анализу воспитательного процесса. Описывается методика работы с родителями.
Шестая глава посвящена методике измерения уровня воспитанности ученика. В ее основу положены критерии и показатели оценки воспитанности, соответствующие педагогическим целям. Поскольку нами введена пятибалльная система оценивания, то это вызывает критику части ученых, однако практика использования методики в школах в течение последних 10 лет не дала ни одного отрицательного отзыва. Но, несмотря на 100%-ное подтверждение истины практикой, мы ввели и другие варианты оценивания. Главное в данной методике - сохранение рефлексивности оценивания, что ранее не имело места в подобных исследованиях.
В седьмой главе показаны результаты работы адаптивной школы № 475 г. Москвы по всем основным параметрам: уровню обученности, воспитанности, сохранности здоровья учащихся и творческому росту учителя. В приложениях даются конкретные разработки (протоколы) уроков, а также описания таких форм воспитательной работы, как ситуационные и тематические классные часы.
Глава I ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ
§ 1. СТРУКТУРА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АДАПТИВНОЙ ШКОЛЕ
Основная идея книги Т.И. Шамовой и др. состоит в том, что адаптивная школа рассматривается как школа, создающая условия для самореализации личности ученика и строящаяся на основе системного, синергетического и диалогического подходов. Выделяются такие особенности адаптивной школы, как ее открытость, динамичность, сложность, неопределенность и автономность. Адаптивная школа приспосабливается к внешней среде и сама влияет на нее, она приспосабливается также к интеллектуальной, эмоционально-оценочной и поведенческой сферам каждого участника педагогического процесса. Определяющий признак адаптивной школы — развитие способностей личности к самосовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов, возможностей.
Цель адаптивной школы состоит в создании условий для самостоятельного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры. Выделяются 5 функций адаптивной школы: ориентационная, коррекционная, реабилитационная, стимулирующая и предупреждающая затруднения. Указанные функции реализуются через целостный образовательный процесс, гуманитарно-культурологический подход, через реализацию идеи творческого развития и рефлексивного управления [51; 6-18; 57; 42].
Аналогичные идеи рассматривает Е.А. Ямбург [57], но в преломлении к своему творческому опыту. П.И. Третьяков развивает идеи адаптивности образовательной системы школы в основном на методологическом уровне [42]. Можно считать, что указанные работы послужат началом дальнейших теоретических исследований проблем адаптивной школы.
В дальнейшем необходимо обосновать содержание, технологии, структуру учебно-воспитательного процесса адаптивной школы в зависимости от их влияния на развитие сознания и мышления ученика, а также экспериментально доказать большую эффективность адаптивной школы по сравнению с традиционной.
Экспериментальная работа по проверке модели адаптивной образовательной системы началась в 1992 г. на базе муниципальной школы № 475 Юго-Восточного округа г. Москвы.
К этому времени педагогам стало ясно, что их усилия не способствуют повышению эффективности работы, отчетливо выявились педагогические проблемы, которые годами не решались в образовательных системах школ.
1. Никто и никогда не рассматривал сложившуюся структуру учебно-воспитательного процесса (УВП) и ее влияние на развитие интеллекта ребенка. Традиционная структура включает в себя учебную и воспитательную работу, а с 1994 г. — дополнительное образование. Достаточно ли трехмерного пространства для интеллектуального развития?
В адаптивной школе, мы расширили это пространство до шестимерного: физическое, психическое, умственное (интеллектуальное) развитие ребенка связано с периодами биологического созревания мозга, развитием сознания и мышления. Умственное развитие ребенка зависит от его физического, психического.и духовного развития. Следовательно, в структуре УВП должны иметь место занятия по общесоматическому и сенсорно-моторному развитию, развитию высших психических функций и духовно-мировоззренческому развитию. При этом не следует понимать, что развитие всегда идет по всему спектру личности, но в этом едином
процессе существуют доминанты, на которые образовательная система может оказывать положительное и своевременное влияние. Общими для всех возрастов являются занятия по социально-нравственному, культурологическому и экологическому воспитанию. Итак, расширение образовательного пространства — первая
задача создания адаптивной школы.
3. УВП должен строиться с учетом сензитивных периодов развития ребенка. Необходимо включать в содержание образования то, что способствует развитию ребенка с учетом уровня биологической зрелости организма, головного мозга, органов, их функций и времени наибольшей чувствительности к сенсорно-моторному, соматическому и психическому развитию ребенка. В традиционной школе образовательный процесс строится без учета указанных требований. Для адаптации ребенка к базису образования мы отказались от изменения содержания и пошли путем применения развивающих технологий. Создание адаптивных технологий стало третьей задачей адаптивной школы.
4. В традиционной школе всегда существовала проблема сочетания свободы выбора и обязательности. Выстраивая систему гуманистических и демократических отношений через развивающий метод, технологии и методики рефлексивного обучения и воспитания, через систему ученического самоуправления, адаптивная школа решает данную проблему. Более того, за счет адаптивных технологий снимается проблема искусственного разделения воспитания, обучения и развития. Гармонизация этих процессов во всех формах УВП — четвертая задача адаптивной
5. Наконец, мы выделяем еще одну проблему — отсутствие научного мониторинга уровня воспитанности, уровня здоровья и уровня общего развития. Уровень обученности по результатам успеваемости отслеживался всегда. Все остальное как бы известно всем педагогам и без научного отслеживания, т.е. достаточно непроизвольного наблюдения за ребенком во время его пребывания в школе. Однако разработанные методики помогают педагогу более точно соотносить свою деятельность с результатами и строить эффективно образовательный процесс. Эта задача (пятая) — со-
здание необходимых методик отслеживания основных результатов учебно-воспитательного процесса - также нашла свое решение в адаптивной школе.
Итак, создание адаптивной школы начинается с изменения структуры учебно-воспитательного процесса. Основанием выступает цель адаптивной школы: обеспечение оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей.
Выделяют 6 компонентов образовательного процесса, каждый из которых имеет свои адаптационные механизмы.
Первый компонент - адаптивные учебные занятия (уроки по расписанию). Основным средством адаптации ученика к требованиям программ обучения, т.е. полного усвоения знаний и умении, являются развивающие технологии.
Второй компонент - занятия по индивидуальной адаптации Для достижения тех же целей здесь используется методика индивидуальных занятий, которая обеспечивает функционирование изменение и развитие мыслительной деятельности ребенка
Третий компонент - занятия по общесоматическому и сенсорно-моторному развитию. В основе этих занятий - содержание помогающее укреплять здоровье и повышать чувствительность рецепторов ребенка. '
Четвертый компонент - занятия по социально-нравственной адаптации, для которых специально разработаны технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания.
Пятый компонент - занятия по культурологии, краеведению и экологии. Строятся эти занятия по специальной программе подготовленной для всех форм учебно-воспитательного процесса в том числе и для специальных развивающих дней.
Шестой компонент - адаптация к демократическому образу жизни происходит в процессе включения учащихся в школьную систему самоуправления, в основе которой организация внутришкольной жизни самими учащимися при помощи педагогов школы.
Более детально структуру учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе можно представить в виде таблицы (табл. 1).
Средства адаптации компонента системы к ученику
Адаптивные учебные занятия
Базисная часть учебного плана
Развивающие технологии. Методика рефлексивного обучения
Требования государственной программы
Индивидуальные учебные занятия
Школьный компонент учебного плана
Организация индивидуальной помощи ребенку
Более высокий уровень индивидуального развития
Занятия по общесоматическому и сенсорно-моторному развитию
Уроки по расписанию и занятия в системе дополнительного образования
Базисная часть и школьный компонент учебного плана
За счет развития костно-мышечной системы и чувствительности рецепторов
Восприятие внешних сигналов и информации
Занятия по социально-нравственной адаптации
Классные часы и классные собрания. Включаются в школьное расписание
По функционалу классного руководителя
За счет методик коллективного и индивидуального воспитания
Формирование и развитие общественного и индивидуального сознания
Занятия по культурологии, краеведению и экологии
Специальные учебные занятия (москвоведение, граждановедение), походы, трудовая деятельность, экскурсии по плану школы
Программа по краеведению
За счет соединения биологических и социальных механизмов адаптации у ребенка
Культура и экология отношений к объектам окружающего мира
Занятия по адаптации к демократическому образу жизни
Школьное и ученическое / самоуправление, демократический стиль управления
Демократическая организация внутришкольной жизни
За счет организации социального опыта на основе демократических принципов
Развитие общественного сознания Социализация личности
В указанной структуре взаимосвязаны воспитательный, познавательный и развивающий аспекты, снимается проблема преемственности начальной и основной школ. Все происходит естественно, как бы само собой, и каждый компонент выполняет свою функциональную развивающую роль, работая в то же время на достижение общей цели адаптивной школы — развитие социализованного интеллекта.
Рассмотрим подробнее каждый компонент этого процесса.
Адаптивные учебные занятия — это обычные уроки, но главное то, что на этих уроках используется метод, развивающий интеллект ребенка. Ниже мы расскажем об этом методе и дадим несколько протоколов уроков по разным предметам,
Индивидуальные учебные занятия призваны перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития в познавательной (когнитивной), психической, социальной областях либо в области сохранности здоровья. Например, в конкретном классе есть дети, увлекающиеся тем или иным предметом, с ними отдельно проводятся занятия по углублению знаний в интересующей их области. В это же время другие учащиеся занимаются с логопедом, потому что им нужна логопедическая помощь, еще несколько человек — с психологом, а с теми, кому нужны оздоровительные мероприятия, работает врач, или медсестра, или учитель физкультуры. Наконец, кому-то нужна индивидуальная помощь по тому или иному предмету. Такие дети занимаются с учителем. Это уроки индивидуального развития в адаптивной школе. Таков замысел в идеале. На практике можно сосредоточить внимание не на всех классах сразу (если нет полномасштабных условий), а на тех, в которых не все хорошо с обучаемостью, с общим развитием, со здоровьем детей. Прежде всего это касается коррекционно-развивающих классов.
Занятия по общесоматическому и сенсорно-моторному развитию могут проводиться частично в школе и частично в учреждениях дополнительного образования. Например, в школе № 12г. Усть-Илимска часть занятий проводится в школе, а часть - в городском Дворце культуры. В Липицкой сельской школе используют музыкальную и спортивную школы. Ежедневно — 3 ч в школе; 3-4 раза в неделю - занятия во Дворце по 3 ч. Перерыв между занятиями в школе и во Дворце составляет от 1,5 до 2 ч. Эти занятия обязательны для учащихся начальной школы.
' См.: Егорова Л. И. Создание ситуации успеха на уроке // Математика в школе. — 1996. - № 6.
С учащимися старших классов, у которых разовьются способности и определится интерес к профессиональной деятельности, организуются индивидуальные занятия в соответствии с их профессиональным самоопределением.
Занятия по культурологии, краеведению, экологии рассчитаны на развитие адаптационных механизмов и культуры отношений Человека к природе, обществу, к духовной и материальной культуре человечества, наконец, к самому себе. Часть занятий проводится в школе, либо на уроках по предметам, имеющим отношение к данному компоненту образования, либо на специальных уроках, например мировая художественная культура, москвоведение, граждановедение. К этому добавляются занятия в течение учебного года в каждом классе вне школы: экскурсии, посещение культурных центров, походы, путешествия по специальной программе, разрабатываемой самой школой. Решением педсовета выделяются специальные дни для таких мероприятий без ущерба для учебных занятий (суббота, каникулярное время).
Занятия по адаптации к демократическому образу жизни строятся на основе развития школьного и ученического самоуправления, чему посвящена отдельная глава данной книги.
Содержание
Введение………………………………………………………………3
Структура учебно-воспитательного процесса……………………. 4
Урок в адаптивной школе……………………………………………7
Воспитание в адаптивной школе…………………………………….9
Самоуправление в адаптивной школе………….….……….………15
Заключение……….………….…….……….…….…….….…………17
Прикрепленные файлы: 1 файл
Доклад_Адаптивные технологии по Капустину.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕНЕНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основные положения по организации адаптивной системы обучения
Выполнил: Максунов Н. В.
- Структура учебно-воспитательного процесса……………………. 4
- Урок в адаптивной школе……………………………………………7
- Воспитание в адаптивной школе…………………………………….9
- Самоуправление в адаптивной школе………….….……….………15
Книга знакомит читателя с технологиями и методиками обучения и воспитания, прошедшими экспериментальную проверку в 1988—1997 гг. в школах и профессиональных училищах г. Москвы и других регионов республики. Автор вводит читателя в мир понятий, используемых в книге, которые помогут найти объяснение тем технологиям и методикам, которые разработаны под различные формы учебно-воспитательного процесса и управления им.
В докладе отражены структура учебного процесса адаптивной школы, рекомендации по воспитательной работе и то, как должен быть построен урок в рамках адаптивной системы обучения.
- Структура учебно-воспитательного процесс а
Создание адаптивной школы начинается с изменения структуры учебно-воспитательного процесса. Основанием выступает цель адаптивной школы: обеспечение оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей.
Выделяют 6 компонентов образовательного процесса, каждый из которых имеет свои адаптационные механизмы. Подробно в табл. 1.
Учебно-воспитательный процесс в адаптивной школе
Средства адаптации компонента системы к ученику
Адаптивные учебные занятия
Уроки по расписанию
Базисная часть учебного плана
Развивающие технологии. Методика рефлексивного обучения
Требования государственной программы
Индивидуальные учебные занятия
Уроки по расписанию
Школьный компонент учебного плана
Организация индивидуальной помощи ребенку
Более высокий уровень индивидуального развития
Занятия по общесоматическому и сенсорно-моторному развитию
Уроки по расписанию и занятия в системе дополнительного образования
Базисная часть и школьный компонент учебного плана
За счет развития костно-мышечной системы и чувствительности рецепторов
Восприятие внешних сигналов и информации
Занятия по социально-нравственной адаптации
Классные часы и классные собрания. Включаются в школьное расписание
По функционалу классного руководителя
За счет методик коллективного и индивидуального воспитания
Формирование и развитие общественного и индивидуального сознания
Занятия по культурологии, краеведению и экологии
Специальные учебные занятия (москвоведение, граждановедение), походы, трудовая деятельность, экскурсии по плану школы
Программа по краеведению
За счет соединения биологических и социальных механизмов адаптации у ребенка
Культура и экология отношений к объектам окружающего мира
Занятия по адаптации к демократическому образу жизни
Школьное и ученическое / самоуправление, демократический стиль управления
Демократическая организация внутришкольной жизни
За счет организации социального опыта на основе демократических принципов
Развитие общественного сознания Социализация личности
В своей книге Капустин Н. П. особое внимание уделяет технологии развивающего метода, цель которого - умственное развитие ребенка на каждом занятии с помощью организации социального взаимодействия.
В основе этого метода лежат следующие положения:
Сам метод включает в себя следующие пять компонентов, направленных на реализацию указанной цели:
Этот метод можно считать универсальным, так как, с одной стороны, он охватывает весь образовательный процесс — воспитание, обучение и развитие, делая последнее органически единым, а с другой - позволяет выстраивать социокогнитивные методики и технологии.
Адаптивная школа выстраивается таким образом, чтобы у каждого ребенка развить механизмы природной и социальной адаптации. Для решения указанной цели вносятся изменения во все компоненты образовательного процесса, а именно, в структуру, содержание, формы, методы и технологии (что особенно важно для адаптивной школы), в условия, критерии оценки результатов. Таким путем в адаптивной школе реализуются принципы природо- и целесообразности учебно-воспитательного процесса. Поэтому логика развития человека, индивида и личности в искусственной образовательной системе воспринимается учащимися как естественное явление (развитие происходит как бы само собой).
Доминирующим методом во всех формах учебно-воспитательного процесса является развивающий. Технологии и методики, построенные на этом методе, дают возможность применять его как в обучении, так и в воспитании. По своей сущности данный метод является воспитывающе-обучающим, потому что в его основу положена главная идея - развитие через социальное взаимодействие, в котором социализируется мышление и культивируются образцы поведения. При этом индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные формы работы не ослабляют друг друга, а, наоборот, усиливают за счет понимания, осмысления (когнитивный аспект) роли знаний в жизни человека и общества.
Эффективность урока Капустин Н. П. оценивает по следующим критериям: 1) активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока; 2) обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других; 3) мотивация познавательной деятельности ученика на уроке; 4) обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока; 5) наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке; 6) оценка уровня полного усвоения знаний; 7) достижение целей урока.
Наличие довольно жестких критериев оценки эффективности урока в адаптивной школе является еще одной ее отличительной особенностью. Они характеризуют качество управления учителем познавательной деятельностью ученика на уроке. Доминирующим методом во всех формах учебно-воспитательного процесса становится оценка конечного результата.
В основу критериев оценки системного (классического) анализа урока положена классификация принципов обучения Ю.К. Бабанского, а именно:
1. Направленность обучения на комплексное решение задач образования, коммунистического воспитания и развития учащихся.
2. Научность обучения.
3. Систематичность и последовательность в обучении.
5. Стимулирование положительного отношения школьников к учению, формирование у них познавательных интересов, потребностей в знаниях.
6. Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении при руководящей роли педагога.
7. Оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических, репродуктивных и поисковых, а также других методов и приемов обучения.
8. Оптимальность сочетания урочных, внеурочных, а также общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения.
9. Создание оптимальных условий для обучения.
10. Прочность и действенность образовательных и других результатов обучения.
11. Индивидуализация обучения
Общие особенности методики уроков, на которых используется развивающий метод.
1. Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока.
2. Учитель планирует не только собственную деятельность на уроке, но и деятельность каждого ученика.
3. Учитель должен доверять самооценке ученика. Если доверия нет, не следует вводить самооценку.
4. Разработанная нами структура развивающего метода помогает каждому ученику выходить, как минимум, на уровень применения знаний в сходных ситуациях, а как максимум — на применение знаний в измененных ситуациях, т.е. на творческий уровень.
5. Учитель должен уметь анализировать свой урок по предложенным критериям оценки эффективности урока.
6. Гуманистическая природа адаптивной школы, гуманистический характер взаимоотношений учителя и ученика.
Читайте также:
- Каким опытом можно доказать что желудочный сок переваривает белки лишь в кислой среде кратко
- Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию школьников
- План урока становление древнерусского государства 6 класс фгос торкунова
- Какая программа называется разветвляющейся кратко
- Чем отличается питание растений паразитов и растений хищников кратко