Что такое портфолио в доу

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для педагогов

Подготовила воспитатель Мажуга С.А.

Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.

Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.

Портфолио – это показатель творческих успехов где отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

1.1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

1.3. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника.

1.4. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Цель портфолио:

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

1. Портфолио дошкольника – это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями или воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.

3. Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы, фотографии картинки.

Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

Каким будет портфолио?

Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей и воспитателей.

- Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

- Портфолио-раскраска . это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

- Портфолио традиционное, в виде папки.

Условия достижения цели при создании Портфолио.

1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);

накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

2. Использование Портфолио в ДОУ.

Чаще всего в ДОУ используются:

2. Печатное портфолио – одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

3. По цели отражения итогового результата, ради которого собирается портфолио в ДОУ уместно использование:

портфолио-собственностъ (собирается для себя);

портфолио-отчет (для преподавателя).

в нем можно использовать следующие рубрики:

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Алгоритм работы над портфолио

1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

2. Определить вид портфолио.

3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.

4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.

5. Презентация портфолио.

Система работы

Работа с педагогами

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.

Индивидуальная работа воспитателя с родителями по ознакомлению с технологией портфолио ребенка.

Разработка структуры портфолио.

Консультативная помощь (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т.д.)

Оформление образца портфолио ребенка педагогами творческой группы дошкольного учреждения.

Рассматривание образца портфолио.

Индивидуальная беседа с ребенком о его запросах и желаниях.

Привлечение родителей к созданию портфолио ребенка, подбор материала

-Помощь в оформлении, предоставление информации, творческих работ ребенка, фотоматериалов за определенный период пребывания ребенка в ДОУ;

Привлечение к участию в конкурсах и олимпиадах.

Совместное оформление портфолио с педагогом и родителями.

Оформление собственного портфолио ребенка

Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ.

Собственная презентация портфолио ребенка коллективу сверстников.

Оказание помощи ребенку в организации презентации портфолио.

Памятка для педагогов ДОУ.

1.Работа с детьми над портфолио должна проводится с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течении дня.

2.Дети самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку, а не делает работу за него.

4.Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.

5.По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка.

6.По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он рассказывает другим детям о себе, своей семье, друзьях, достижениях.

7.При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться. Детям бывает сложно рассказать о себе другим. Особенно если они испытывают трудности в общении или в речи – в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими, что очень эффективно в плане адаптации детей.

Взаимодействие с родителями

Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, можно отметить, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Работая над составлением портфолио, родители и ребёнок не только поддерживают постоянный интерес к учебно – познавательной деятельности. Вместе с этим приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, пригодится в начальной школе.

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженой, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы. Беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Критерии оценивания

Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т.к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов. Тем не менее, оценивая портфолио дошкольника, следует обратить внимание на:

- творческий подход к оформлению;

- интерес и желание ребенка;

- значимость для ребенка, его родителей, педагогов.

Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов, родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.

Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.

Портфолио ученика, или Портфолио личных достижений: сборник /авт.-сост. Т. И. Тюляева. - М.: Верната-Граф, 2011.

Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007.

Я хожу в детский сад. Портфолио дошкольника: Е. В. Меттус, О. С. Турта — Санкт-Петербург, Учитель, 2014 г.

Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это показатель творческих успехов ребенка.

Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъективность и адаптивность в каждом ребенке.

Работа по портфолио дошкольника основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти параметры можно проследить, создавая условия для личностно-делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению как основному методу изучения личности ребенка.

Портфолио дошкольника - это всегда портфолио - собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он рассказывает о своей жизни, выражает свои интересы, желания, мечты.

Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем

страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чтобы было легче изменять, дополнять портфолио я решила сделать его виде папки с файлами.

Цель портфолио :

Целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Задачи портфолио :

1. создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

2. максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

3. развитие познавательных интересов детей и формирование готовности к самостоятельному познанию;

4. формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;

5. формирование положительных нравственных качеств личности;

7. формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Первый принцип единство всех сфер жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и Я должны держать в равновесии все атрибуты души: познание, чувство и волю.

Второй принцип — это совместная деятельность и общение

взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым.

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

В нашем детском саду работает система накопления портфолио педагога. Но мы ведь работаем с детьми, и все наше внимание направлено на них, хорошо бы и для малышей портфолио оформить. Ведь именно в нем будет отражен весь внутренний мир, их интересы, удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания, их творческие работы.

В ходе работы по внедрению портфолио возможны противоречия:

• Между тем, что портфолио дошкольников все чаще применяется в образовательной практике, но его реализация почти не обеспечена методическим сопровождением;

Проблема: Каким должно быть содержание предметного Портфолио, чтобы работа над ним, организованная педагогом, развивала самооценку дошкольника?

Проект реализовывался в три этапа

2 этап: реализационный- заполнение портфолио родителями, детьми, воспитателями.

3 этап : итоговый - анализ полученных результатов, показ видеоклипов из электронного портфолио.

- повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей;

- создание портфолио детей.

Дальнейшее развитие проекта : ведение портфолио в школе.

Я ознакомилась с разными вариантами структуры портфолио, которые предлагают Л. Орлова, И. Руденко В. Дмитриева и Е. Егорова. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, на основе опыта вышеперечисленных пеагогов использовала следующие рубрики:

родителей, воспитателя детского сада и друга.

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопился достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Изучая литературу по данной теме, решила попробовать создание портфолио в электронном виде, что является довольно новым видом систематизации информации. Презентация, видеоклип – это всегда красочное, яркое зрелище с множеством интересных эффектов. Здесь пришлось прибегнуть к помощи родителей, которые владеют программами POWER POINT и Kиностудия Windows и самой осваивать данные программы. Так было создано электронное портфолио выпускной группы. Очень важно сделать родителей своими союзниками, поэтому первоначально привлекла активных родителей, была создана папка служащая примером, которую показала остальным, к родительскому обранию был подготовлен доклад о роли портфолио и о его структуре. Родители были заинтересованы и с удовольствием откликнулись на мои предложения собирали материал, интересные фотографии, искали в интернете, что означает имя ребенка и делали для себя открытия ранее для них в обыденном. Система консультативной помощи была представлена консультациями, индивидуальными беседами с родителями о заполнении страничек. Важно было научить наблюдать, замечать все интересное и обязательно фиксировать. Воспитателям младшей группы за круглым столом (Приложение 6) было предложено ознакомиться с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио, так же была утверждена форма ведения портфолио.

Еще одно важное условие для достижения цели портфолио- это добровольность. Создатель должен быть сам заинтересован в его создании, поэтому дети сами выбирали те из своих работ, которые им наиболее интересны. Работу по созданию портфолио проводила индивидуально и по группам. Материал собирала за год, что позволяет увидеть путь развития ребенка.

Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т. к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов

В заключении хотелось еще раз сказать, почему должно создаваться портфолио ребенка. Это не бессмысленная трата времени, а способ проследить развитие каждого малыша, сохранить для него все самые яркие и важные моменты детства, ведь память несовершенна, а тут уж точно ничего не потеряется. Портфолио – это целенаправленный сбор информации о ребенке. Это здоровье и физическое развитие, социально-личностное развитие познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Это основные сферы развития ребенка, это возможность увидеть родителям на сколько их малыш усвоил новое и сравнить с предыдущим. Что касается меня как педагога, портфолио – это своеобразная копилка достижений, открытых занятий, педагогической активности. Дети уходят из детского сада и уже в школе имеют возможность продолжать, пополнять страницами свою личную книгу.

Цель: осознание ребенком себя и своего места в семье и социуме.

познакомить детей со способом самопрезентации в форме портфолио;

расширять представления о своих возможностях, характерных особенностях, желаниях;

воспитывать уверенность в себе.

Ход занятия:

Мотивационный этап(2-3 минуты)

- Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Я передаю улыбку Кириллу, Кирилл передаёт …

Нолик выпадает из телефона.

Воспитатель: Ребята смотрите, кто это?

Воспитатель: Здравствуй Нолик, что ты делал в моем телефоне?

Нолик: Здравствуйте ребята! Вы ведь знаете, что мы питаемся от разных приборов. Я ослаб и проголодался, тогда я решил зарядится энергией от вашего телефона Екатерина Николаевна.

Воспитатель: Все с тобой понятно.

Нолик : Ребята раз я уже здесь помогите мне пожалуйста.

Воспитатель: Конечно, поможем. Так ведь, ребята. (Да) Что случилось нолик.

Нолик : У Симки есть книга, но она мне ее не показывает, а мне так интересно, что в ней. Может вы ее отвлечете, а я одним глазком взгляну….

Воспитатель : Ребята, а можно так делать. (Нет, нужно спросить разрешение)

Нолик : Да спрашивал я, она не дает.

Воспитатель : Давай спросим еще раз.

В группу входит Симка.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с Симкой по Фиксиковски.

Дети: Здравствуй, Симка! (показать ладонь с тремя пальцами).

Симка: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.

Нолик : Симка дай мне посмотреть твою книгу, которую ты мне не показываешь.

Симка : Еще чего.

Воспитатель :Нолик, а правильно ли ты попросил

Нолик : А как надо

Воспитатель: Ребята помогите нолику (Нужно обязательно сказать пожалуйста).

Симка : Ну ладно смотри. А вы ребята хотите посмотреть. Тогда садитесь я вам расскажу и покажу. Ребята – эта книга не простая, ее пишу я, называется портфолио. Книга волшебная она может рассказать обо мне не словами, а рисунками. На ее страницах есть фотографии моих друзей и семьи, мои детские фотографии, а еще есть стихи, которые я сочиняю. Книге я могу доверить свои секреты, что я умею, о чем мечтаю. А еще я вкладываю сюда поделки, которые делаю своими руками. Я знаю, что у Карины Тоже есть такая волшебная книга. Карина расскажи нам о ней (Рассказ ребенка)

- Как вы думаете, какая страничка будет самой главной и о чем?

- Что еще можно сделать на первой странице?

- Очень интересная у Карина следующая страничка. На этой страничке Карина рассказала о своем желании.

- Посмотрите эту замечательную страницу – о друзьях Карины Как вы думаете, кто может заполнить эту замечательную страницу?

- Какие еще странички вы бы добавили в портфолио?

- Посмотрите, какие разные дневники - копилки у ребят (рассматривание. разных портфолио)

Симка :Понравилась вам, ребята Каринина книга. Хотели бы иметь такую же. Нет ничего проще. Вам помогут в этом ваши родители и воспитатели. У родителей вы сможите спросить фотографии, а воспитатели помогут вам разместить в ней ваши работы. Но что бы книга получилась красивой нужно стараться. Не забывайте, пожалуйста, что книга примет все ваши работы, очень порадуется аккуратным сюда можно записать все ваши фантазии, а когда вы вырастите, то сможите вспоминать ваше детство.

Нолик : Я тоже хочу такую книгу. Поможешь мне Симка. Пожалуйста.

Симка : Ну ладно, так и быть помогу. (Звонок) Нолик, звонил Дим Димыч у него сломался самолетик, надо помочь.

До свидания ребята. Надеюсь когда я приду к вам в следующий раз у вас будут такие же волшебные книги как у меня, и вы мне расскажите о них.

Нолик: Симка, как и все девочки, любит подарки. Давайте подумаем какой подарок вы можем сделать своими руками.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А давайте подарим ей куклу.

Нолик: Отлично идея!

Воспитатель: А как можно ее сделать?

Дети: Нарисовать, сделать аппликацию, сконструировать из геометрических фигур.

Воспитатель: Ребята, вы должны самостоятельно выбрать материал и художественное средство с которым будите работать, проявить творческое решение и не копировать образцы карточек со схемами изображения игрушки.

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт и объясняет задание.

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт и объясняет задание.

Цель: Мотивация детей на самостоятельный выбор продуктивной деятельности по художественно-эстетическому направлению (рисование, аппликация, конструирование, индивидуальный подход.

Воспитатель подходит к столу №1.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, каких то материалов не хватает?

Дети: Нет клея для аппликации и цветных карандашей для рисования.

Нолик: Я вспомнил! Вам Симка подарила Рюкзак-помогатор, может он нам поможет. Давайте посмотрим, что в нем лежит?

Дети: Ура, это клей и карандаши!

Нолик: Приступайте к заданию.

Дети: (самостоятельная работа) .

Воспитатель подходит к столам поочередно и стимулирует самостоятельную творческую деятельность детей.

Воспитатель: Молодцы! Давайте подойдем и посмотрим, друг у друга, какие замечательные у нас получились куклы.

Нолик: Я думаю, что Симке они тоже понравятся. А где же она? Си-и-имка!

Воспитатель достает из Рюкзака-помогатора фотоаппарат и передает Нолику. Нолик фотографирует работы детей и прощается с ними.

Нолик: ТЫДЫЩ, ребята! До свидания! Я обязательно передам Симке фотографии ваших работ! С вами было очень интересно!

IV часть. Заключительная (подведение итогов, рефлексия- обобщение знаний).

Воспитатель приглашает детей встать в центре комнаты в круг.

Воспитатель обращается к детям: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы такие молодцы, столько заданий выполнили! Ребята, а кто был у нас в гостях, из какого мультфильма?

Воспитатель: У меня в руках воздушный шарик, передавая его друг другу я хочу, чтобы вы рассказали, что мы делали сегодня? Что нового вы сегодня узнали?

Воспитатель: Вы сегодня помогли Симке и Нолику понять, как надо дружно играть вместе. А для вашей книги я предлагаю дома поискать с родителями фото с домашними животными и принести их в детский сад, чтобы рассказать о них.

Портфолио – копилка любых успехов ребёнка, полученных в различных видах деятельности, которые сопровождают его до школы:

В быту: умение самостоятельно одеваться, кушать, умываться, класть вещи на место и т. д.

На занятиях, которые проводятся в детском саду

При посещении различных кружков, секций

В общении со взрослыми и сверстниками

А может он посещает различные кружки, где то же учится познавать окружающий мир, читать, писать, рисовать.

Где бы ни занимался ребёнок, у него обязательно будет достойная копилка успехов и он хорошо подготовится к школе. Передавая портфолио учителю 1-го класса для знакомства с вашим ребёнком, вы наглядно покажите, чем тот интересуется, что у него хорошо получается.

В портфолио положите лучшие рисунки, работы по аппликации, странички из тетради по математике, грамоте и т. д., фотографии выступлений ребёнка на праздниках в детском саду, спортивных соревнованиях.

Работа по созданию портфолио позволит вам :

Установить близкие отношения друг с другом;

Создать атмосферу общности интересов;

Активизировать своё внимание к успехам ребёнка, своевременно их отмечать;

Формировать у ребёнка самоконтроль и самооценку

Цель портфолио :

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные, неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребёнка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Каким будет портфолио :

Начиная работу ознакомилась с разными вариантами структуры портфолио, которые предлагают Л. Орлова, И. Руденко В. Дмитриева и Е. Егорова. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, на основе опыта вышеперечисленных пеагогов хочу предложить следующие рубрики:

родителей, воспитателя детского сада и друга.

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопился достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Информация собирается воспитателем и родителями за время пребывания ребёнка в детском саду

Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ Слайд 1. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных.

Портфолио дошкольника Сегодня хочу предложить Вашему вниманию презентацию с информацией о том, что же такое "портфолио", какие разделы существуют в нем, этапы.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая.

Портфолио для детского сада

Не секрет, что многие родители хотят запечатлеть развитие и достижения своего ребенка чуть ли не с первых минут его жизни, а, возможно, еще и до рождения. Особенно интересен ребенок становится после двух-трех лет, когда он уже может самостоятельно двигаться, исследовать и изучать все вокруг, поддерживать разговор, и дальше — отправляется в детский сад. Его ждет еще столько открытий! И чтобы запечатлеть их на память, можно заказать или сделать самим портфолио для детского сада. Оно станет своеобразным отчетом о том, как рос и развивался малыш, к чему у него проявлялся интерес и способности, что удавалось, что радовало. А, возможно, родные смогут гордиться в будущем тем, что именно они поспособствовали появлению интереса к какому-либо занятию, что на их глазах рос и развивался будущий гений! Поскольку не всем родителям известно, как сделать портфолио для детского сада, и что это вообще такое, давайте в этой статье мы разберем эти вопросы подробнее.

Что такое портфолио для детского сада, и кому оно нужно?

Внимание! В конце статьи вы сможете скачать архив с шаблонами портфолио для дошкольников.

детское портфолио

Условно можно распределить весь материал для портфолио на 4 логические группы:

1. Физическое развитие (успехи в спорт. секции, соревнованиях и т. д.)

2. Становление личности (например, у ребенка определены ежедневные обязанности по дому — убрать игрушки, выгулять собаку и т. д. — и он их выполняет; защитил маленького или слабого в детском саду, все подтверждается фотографиями!)

4. Эстетическое и художественное развитие. Какие успехи на этой стезе? Возможно, были в музее или на выставке, что понравилось? А, может, стоит организовать выставку его собственных работ для родных?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Адаптация ребенка к детскому саду
Нужен ли детский сад? Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к распорядку в группе?

Всем нам, даже взрослым, необходима ежедневная порция похвалы. И начать собирать с ребенком материалы в его детское портфолио – прекрасная возможность учить кроху замечать все свои достижения, даже самые незначительные на первый взгляд.

Но с чего же начать создавать портфолио для садика, и что в него включить? Дорогие мамы, не существует никаких правил составления портфолио дошкольника! Все что вам нужно — это подключить фантазию.

портфолио в детский сад

Как создать портфолио для ребенка? Наполнение и оформление

Портфолио дошкольника должно непременно быть ярким, красочным и содержать следующие разделы:

1. Титульный лист

2. Основная часть

3. Любимые книги, игры и праздники

4. Творческие работы

5. Спортивные достижения и успехи

Совет: Количество разделов портфолио для детского сада и собственно наполнение каждого раздела зависит только от вашего желания и пожеланий самого ребенка. Включите фантазию! Скажите малышу, что вы вместе будете собирать для него книжку. Не бойтесь того, что ребенку будет трудно вас понять. Все малыши без исключения любят яркие книжки, а книжка о себе будет для него самой интересной!

титульный лист портфолио

Титульный лист портфолио

Титульный лист можно сравнить с красивым костюмом на праздник. Он будет создавать у воспитателей или ваших друзей впечатление не только о самом ребенке, но и обо всех членах семьи, которые принимали участие в оформлении этого документа.

Это не значит, что титульный лист нужно перегружать информацией — для этого будут другие страницы. Но даже при беглом взгляде на титульный лист должно быть понятно, кто владелец столь впечатляющей папки.

Красочно впишите фамилию, имя и отчество вашего малыша, город проживания и название дошкольного учреждения. Эти данные раположите таким образом, чтобы они выделились на общем фоне и не потерялись в массе деталей второстепенного характера. Можете отметить и дату создания портфолио. Тщательно продумайте, какими цветами будете оформлять обложку, так как она несет представительскую функцию.

Найдите совместно с ребенком общую тему оформления, которая будет ближе всего для него. Можно выбрать полюбившегося героя сказки или мультфильма в качестве кумира и образца для подражания. Его изображение, рисунки или песенки можно распределить по внутренним страничкам портфолио.

Совет: Первый лист можно оформить на компьютере, но желательно, чтобы ребенок сам мог внести что-то свое в создание портфолио. Украшение, например, в виде солнышка, сделанное с большой любовью и старанием ручонками самого малыша, только обогатит внешний вид титульной страницы. Приняв участие в творческом процессе, ребенок ощутит гордость. Ведь он, как и мама, участвовал в оформлении своего портфолио для детского сада!

портфолио для детского сада 2

Итак, какие же основные принципы мы выделили при создании портфолио для детского сада?

1. Оформление и отбор материала должно проводиться с личным участием ребенка с учетом его предпочтений;

2. Нет никаких ограничений в оформлении, главное, чтобы ребенку все понравилось;

3. Работа по сбору материала для портфолио проводится систематически;

4. Цель создания портфолио — подчеркивать уникальность ребенка, фиксировать то, чем он может гордиться, что поможет ему вырастить уверенным в себе и целеустремленным.

Напоминание! В самом конце статьи вы сможете скачать архив с шаблонами портфолио для дошкольников.

Примерное содержание детского портфолио

Замечание: Последующие страницы посвятите разным интересам и сферам деятельности вашего дошкольника. Одновременно с оформляемой информацией (которую лучше помещать небольшими абзацами) уделите внимание фотографиям, которые проиллюстрируют данные события из жизни малыша. Если вы будете работать над портфолио совместно со своим малышом, то получится увлекательная работа для вас обоих и пользы будет больше.

В этом разделе отобразите физический рост малыша в сантиметрах. Поместите нарисованный график роста своего ребенка, а также динамику набора веса, контуры ладони и ступни. Ярко обозначьте самые знаковые события физического развития дошкольника. Все это украсьте аппликациями, веселыми рисунками или фотографиями. Не забудьте про комментарии!

Замечание: Хочется отметить, что, к сожалению, среди детей последнее время очень распространенное явление – избыточный вес. Если вы замечаете, что у вашего сына или дочери есть такая расположенность, то уже сейчас приучайте ребенка следить за своим весом. Портфолио ребенка младшего возраста – прекрасный помощник в том, чтобы достигать поставленных целей, в том числе, и следить за весом.

портфолио для девочки

Основное место в портфолио должно быть отведено рассказам о практических навыках и умениях ребенка. Лучше сразу определить, какое количество места будет занимать этот раздел, так как портфолио невозможно создать за один присест. Скорее всего, портфолио вы будете заполнять в течение нескольких лет посещения детского сада. Естественно, что за это время навыки и умения ребенка значительно увеличатся, и всю эту информацию вам придется как-то уместить в детском дошкольном портфолио.

Также в этот раздел можно поместить информацию о навыках ребенка по самообслуживанию и обязанностей по дому, например, уход за домашним питомцем – собачкой, котенком, птичкой. Помещая все это в раздел, не забудьте снабдить рассказ забавными фотоснимками с вашим малышом, где он занимается всеми этими делами. Включите сюда красочные фотографии, где ребенок помогает вам или бабушке на кухне, дедушке и что-то еще, в чем проявил инициативу ваш малыш.

Не забудьте оформить в портфолио раздел, посвященный увлечениям и полезным занятиям вашего малютки. У каждого малыша в раннем возрасте проявляются творческие таланты и предпочтения. Неважно, дома или в детском саду, все дети 2-5 лет любят петь и танцевать. Покажите эту сторону жизни вашего сына или дочери красочно и ярко. Если вы записали ребенка на занятия в дополнительные кружки или детскую музыкальную школу, то сюда же поместите фотографии с репетиций и концертов, фото любимого преподавателя. Вполне подойдет и текст любимой песенки.

Не забудьте о здоровом образе жизни, спорте, физической культуре. Как правило, дети очень любят спортивные занятия, не упустите это важный момент. Отобразите график выносливости и физических достижений. Это могут быть: количество отжиманий, приседаний или что-то еще.

детское портфолио 2

Шаблоны портфолио для детского сада

Дорогие родители, постарайтесь учесть и отобразить любой, самый крохотный успех ребенка в его портфолио. Это может быть его участие в утренниках в детском саду, концертах, костюмированных постановках, пусть даже и домашних, спортивные достижения. Заглядывая в портфолио для детского сада своего подросшего ребенка, вы будете вспоминать самые приятные моменты, проведенные вместе, думать о том, каким милым и очаровательным был ваш малыш еще совсем недавно.

Скачайте 21 шаблон
портфолио для дошкольников

Стрелка-вниз1

Хвалите ребенка за любое достижение! Так он будет чувствовать, что даже самый маленький его успех много значит для близких. Не забывайте, это огромный стимул в развитии способностей и талантов вашего сына или дочери.

Поделитесь с друзьями!

мальчик в шляпе и очках

Все дети талантливы, но каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности развития. Кто-то начинает рано говорить и хорошо заучивает стихи, а кто-то отлично танцует, рисует или показывает отменные физические способности. Чтобы систематизировать эту информацию, создайте портфолио в садик. Оно поможет проследить этапы развития ребенка. Это прекрасное воспоминание о детстве малыша.

Портфолио для детского сада: рекомендации и советы по составлению

Портфолио в детский сад — одно из новомодных требований, которые предъявляют в детских учреждениях к родителям. Логика понятна: воспитатели хотят получить больше сведений о ребенке. Им важно знать, каков уровень развития социальных и коммуникативных навыков малыша, какими талантами он обладает, чем интересуется.

Это знание обеспечит индивидуальный подход к ребенку, а это интересует родителей в первую очередь. Поэтому набирает популярности создание портфолио для детского сада — своеобразной книги-копилки достижений ребенка.

Как создать портфолио в садик (примеры)

Таким образом систематизируются и сохраняются детские рисунки, первые буквы-каракули, аппликации, сделанные детскими руками, фото знаменательных событий, грамоты и награды за достижения в спорте, пении, танцах и пр. Ведение портфолио дошкольника объединяет, роднит, дает возможность лучше узнать об индивидуальных особенностях малыша, его умениях и навыках.

Подготовить, составить и вести сборник достижений ребенка помогут такие рекомендации:

  • Составляйте портфолио совместно с ребенком. Поручите ему отобрать то, что он считает самым значимым из его достижений, то, что, на его взгляд, содержит важную информацию о его жизни (фото, рисунки, поздравительные открытки, засушенный гербарий, рецепт приготовленной сладости и пр.).
  • Делайте портфолио в книжном формате. Для этих целей можно использовать специальные шаблоны. Благодаря им сможете создать портфолио для детского сада онлайн бесплатно.
  • Сделайте его ярким, красочным и броским: украсьте аппликациями, блестками, звездочками, красивыми надписями.

Как создать портфолио в садик (примеры)

  • Снабдите свидетельство успехов ребенка яркими фотографиями: портретом малыша, семейным фото, где зафиксированы его умения и навыки.
  • Датируйте все материальные свидетельства достижений ребенка (фото, рисунки, выполненные задания, тетради с прописанными буквами и цифрами). Это поможет проследить динамику его развития.
  • Совместно с ребенком составляйте описания и подписи.

Поскольку такая книга-копилка будет вестись на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, то позаботьтесь о запасных листах или файлах, куда будет вноситься новая информация.

  • Разделы в портфолио располагайте в произвольном порядке и не нумеруйте.

Внушите ребенку мысль о важности этого документа. Это своеобразный паспорт его умений, этапов его взросления, его социализации.

Ни в коем случае не сравнивайте портфолио малыша с чужим, его достижения с успехами других детей. Помните, что каждый ребенок — индивидуальность, которая может раскрыться в самый неожиданный момент и с неожиданной стороны.

Как создать портфолио в садик (примеры)

Портфолио — это его личная программа развития. Она уникальна и неповторима. Эта книга поможет ему продвинуться вперед, сосредоточить на чем-то свое внимание, научиться контролировать себя.

Воспоминания о раннем детстве быстро тускнеют и затираются. Сохранить образ прошлого поможет портфолио.

Портфолио в садик: структура

Композиция портфолио в большинстве случает произвольная, однако есть рекомендации относительно формирования разделов. Это упрощает разработку структуры портфолио.

Вот какие части должны быть в этом документе:

Эта заглавная страница содержит основную информацию о ребенке: имя и фамилию, дату рождения, год, где живет малыш. Чтобы оформить этот лист, можете использовать шаблоны и примеры или нарисовать самостоятельно.

Как создать портфолио в садик (примеры)

Как создать портфолио в садик (примеры)

Как создать портфолио в садик (примеры)

Составить красивое портфолио помогут примеры. Изучите их детально и возьмите на вооружение самые интересные идеи.

Такая книга о малыше — ценный клад не только для ребенка, но и для родителей. В ней зафиксированы самые впечатляющие моменты раннего возраста малыша. Он скоротечен и часто с годами все труднее вспомнить что-то яркое, что связано с взрослением чада. Портфолио напомнит о золотом периоде детства ребенка.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Читайте также: