Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни кратко 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Сердце – полый орган, практически целиком состоящий из мышечной ткани. Сердце начинает сокращаться с третьей недели развития эмбриона и заканчивает свою деятельность лишь к концу нашей жизни, не отдыхая при этом ни секунды. "Рамблер" разобрался, почему же этот мышечный орган никогда не устает.

Сердечная мышца, называемая как миокард, отличается от скелетной и гладкой мускулатуры особым гистологическим строением – строением мышечных клеток. Несмотря на то, что фибриллярные белки мышечной ткани у всех типов мышц похожи, с точки зрения энергетики, кардиомиоциты (клетки миокарда) содержат более высокую концентрацию митохондрий.

Митохондрия – это своеобразная энергетическая станция клетки. Именно здесь происходит преобразование питательных веществ в энергию, необходимую для жизнедеятельности клетки и всего организма.

Если в скелетной мускулатуре содержание митохондрий составляет всего 1-2% от объема клетки, то в кардиомиоцитах митохондрия занимает до 35% пространства. Другими словами, клетки сердечных мышц производят и потребляют в разы больше энергии, чем какие-то ни было другие клетки организма. Это основная причина, объясняющая устойчивость кардиомиоцитов к усталости.

В целом, сердце метаболически очень гибко. Источником энергии может быть не только глюкоза, но также свободные жирные кислоты и даже лактат (соль молочной кислоты).

Лактат – это главный виновник физической усталости. Он "забивает" мышцы и провоцирует знакомую нам боль после тяжелой физической нагрузки. В сердечных мышцах таких процессов не бывает.

Чтобы огромное количество митохондрий исправно работали, выделяли энергию и не "засорялись" молочной кислотой, им необходимо больше кислорода. К счастью, сердце окутано густой сетью капилляров, которые обеспечивают постоянный приток насыщенной кислородом крови. Это еще одна причина, которая объясняет удивительную работоспособность органа.

Таким образом, сердце не устает, потому что его мускулы отличаются по строению от других мышц. Они производят и потребляют больше энергии, получают больше кислорода и не подвержены скоплению лактата.

Функция сердца заключается в перекачивании крови по кровеносным сосудам. Сердце сокращается ритмически. Стенки сердца образованы мышечной тканью, особенно хорошо развиты мышечные стенки желудочков. Сокращаясь, желудочки выталкивают кровь с большой силой в сосуды кругов кровообращения. Из левого желудочка кровь попадает в аорту, затем поступает в сосуды большого круга кровообращения и разносится по всему телу. Поэтому стенки левого желудочка более толстые по сравнению со стенками правого желудочка.

Когда сокращается левый желудочек, порция крови ударяется о стенки аорты и вызывает их растяжение. Возникает волна колебаний стенок аорты, и эта волна передаётся стенкам артерий. Такие толчкообразные колебания стенок кровеносных сосудов называют пульсом.

Подсчитывая пульс можно определить частоту сердечных сокращений. Средняя частота сердечных сокращений (ЧСС) у человека в состоянии покоя составляет около \(75\) ударов в минуту.

1 (4).jpg

Работа сердца по перекачиванию крови протекает циклически. Сокращение сердца называется систолой, а расслабление — диастолой.

Один сердечный цикл (последовательность процессов, происходящих за одно сокращение сердца (систола) и его последующее расслабление (диастола)) длится \(0,8\) с (три фазы):

  • \(0,1\) с занимает сокращение (систола) предсердий (\(I\) фаза),
  • \(0,3\) с — сокращение (систола) желудочков (\(II\) фаза),
  • \(0,4\) с — общее расслабление (диастола) всего сердца — общая пауза (\(III\) фаза).

2_2 (1).jpg

Во время систолы предсердий давление в них увеличиваются и кровь поступает через расслабленные створчатые клапаны в желудочки.

Далее следует сокращение желудочков. Створчатые клапаны закрываются и препятствуют обратному движению крови в предсердия. Поэтому кровь из желудочков поступает через открытые полулунные клапаны в сосуды кругов кровообращения. Из левого желудочка кровь поступает через аорту в большой круг кровообращения, а из правого — через лёгочную артерию в лёгочный (малый) круг кровообращения.

Затем желудочки расслабляются, полулунные клапаны закрываются и перекрывают ток крови обратно из сосудов в желудочки.

Нарушение работы сердца приводит к изменению этих тонов. Врачи прослушивают сердце и по его тонам могут определить диагноз.

Автоматия — это способность сердца сокращаться независимо от внешних условий под влияний импульсов, возникающих в нём самом.

Сердце сокращается под действием импульсов, которые возникают в узлах автоматии — в группах особых мышечных клеток. Главный узел автоматии расположен в правом предсердии. Именно здесь возникают импульсы, определяющие ритм сердечных сокращений.

3 (20).jpg

Гуморальная регуляция осуществляется веществами, поступающими в кровь. Так, работа сердца ускоряется под действием гормона адреналин и избытка ионов кальция, а избыток ионов калия, наоборот, замедляет его работу.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта урока

формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;

уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели;

развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления);

осуществляет самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.
Образовательная цель: расширяет базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов.

Цель урока : Изучить особенности строения и работы сердца человека.

Задачи урока:

Образовательные:

научить связывать особенности строения и функционирования сердца со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.

Развивающая:

развивать универсальные учебные действия (УУД):

коммуникационные (участие в эвристическом диалоге);

информационные (поиск нужной информации);

познавательной деятельности (поиск решений проблемных ситуаций);

здоровьесбережения (умение применять знания о строении и работе сердца в целях сохранения своего здоровья).

Воспитательная:

формировать бережное отношение к своему здоровью через осознание влияния вредных факторов на строение и функционирование сердца;

воспитывать культуру общения при участии в беседе, в работе в группах.

формировать нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.

Фундаментальные образовательные объекты: сердце, сердечный цикл, автоматия сердца, механизм регуляции сердца, факторы, влияющие на сердце.

Г лавный основополагающий вопрос - В чем секрет работоспособности сердца?

Проблемные вопросы урока:

Какие особенности строения сердца позволяют ему работать всю жизнь?

Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни?

Какие факторы могут вызвать нарушения работы сердца?

Как избежать нарушений в работе сердца?

словесный ( беседа , рассказ);

наглядный (демонстрация презентации, видеофильма, работа с рисунками, схемами, муляжами);

практический (выполнение заданий, создание образовательного продукта).

частично-поисковый (эвристическая беседа);

сравнения версий (сравнение своей работы с работами других и аналогом, представленным учителем)

стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуаций успеха);

Формы организации деятельности на уроке:

фронтальная (демонстрация наглядного материала по теме, беседа, решение проблемных задач)

работа в группах (выполнение заданий в группах).

Оборудование:

Технические:

Принтер ( на подготовительном этапе)

Экран (или интерактивная доска)

Программные:

Приложения Microsoft OfficePowerPoint

Программа М edia player

Учебный комплект:

Продолжительность урока: 35 минут.

Планируемые результаты:

Метапредметные

Познавательные:

находить и использовать нужную информацию.

учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

применять знания из других предметных областей: литературы, физики, математики

Коммуникативные:

учиться слушать и понимать речь другого человека.

учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные:

учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию;

учащиеся развивают коммуникационные, информационные умения, навыки здоровьесбережения;

у учащихся формируется осознание значения сердца в сохранении своего здоровья, потребности в ведении ЗОЖ.

Личностное самоопределение и смыслообразование.

1. (Организационный этап) (1 - 2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку; организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм;

создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Михайловна! Сегодня урок биологии проведу у вас я.

Сегодня будем работать в группах. У вас на столах лежат карточки, возьмите их в руки вместе ручками, задвиньте стулья , подойдите ко мне, встаньте в круг, прочитайте и распределитесь на 4 группы самостоятельно по смыслу, которые объединены эти термины. Объясните, почему вы объединились именно так.

1 группа – занимает 1-й стол и т.д.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

(на карточках написаны термины:

эритроциты, тромбоциты, Т- и В-лимфоциты – клетки крови;

вода, белки, неорганические вещества, витамины, жиры – плазма крови;

питательная, дыхательная, выделительная, защитная, регуляторная – функции крови;

эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная – ткан и ).

Коммуникативные УУД:- учатся культуре общения.

Личностные УУД:- самоопределение, смыслообразование

2. Этап. Мотивация (1мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Внимание на экран!( 40 сек.)

(на экране слайд, показан человек, плохо, он бледный, и он держится за сердце рукой. Что произошло с человеком?

С работой какого органа мы сегодня познакомимся на уроке, чтобы помочь близким людям, себе – сохранить здоровье?

Слайд – тема урока

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Вспоминают ранее изученный материал. Формулируют тему урока.

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
Предметные УУД: - применяют ранее изученный материал для решения практических задач
Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение.

3. Этап. Постановка учебной задачи (Создание проблемной ситуации) (2мин.)

Слайд – сердце человека (видео)

Что такое сердце? Камень твердый?
Яблоко с багрово - красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой

Б ьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего ему есть дело.

Сердце человека работает всю жизнь без остановки. Сердце начинает биться через четыре недели после зачатия и не останавливается до самой смерти.Сердце обеспечивает кровью почти все 75 трлн. клеток организма . В сутки сердце делает 100 тысяч ударов, за год – почти 40 миллионов .

В чем секрет работоспособности сердца? Что позволяет ему работать всю жизнь без остановки?

Слайд - В чем секрет работоспособности сердца?

Что с вашей точки зрения необходимо знать, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока?

( Проблемные вопросы формулируют учащиеся групп ).

Слайд - проблемные вопросы высвечиваются на слайде по ходу формулировок учащимися.

Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. В коммуникативной форме формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться).

Сердце - жизненно важный орган, отвечающий за движение крови, которая снабжает ткани кислородом и питанием, таким образом позволяя телу нормально функционировать, а также выводит вредные вещества, например, углекислый газ. Каждый день ваше сердце сокращается около ста тысяч раз. Для выполнения этой работы ему необходимы кислород и питание, которые доставляются к сердечной мышце с помощью сосудов, окружающих сердце.

Сердце - жизненно важный орган, отвечающий за движение крови, которая снабжает ткани кислородом и питанием, таким образом позволяя телу нормально функционировать, а также выводит вредные вещества, например, углекислый газ. Каждый день ваше сердце сокращается около ста тысяч раз. Для выполнения этой работы ему необходимы кислород и питание, которые доставляются к сердечной мышце с помощью сосудов, окружающих сердце.

Сердце

Сердце - жизненно важный орган, отвечающий за движение крови, которая снабжает ткани кислородом и питанием, таким образом позволяя телу нормально функционировать, а также выводит вредные вещества, например, углекислый газ. Каждый день ваше сердце сокращается около ста тысяч раз. Для выполнения этой работы ему необходимы кислород и питание, которые доставляются к сердечной мышце с помощью сосудов, окружающих сердце.

Почему необходимо заботиться о сердце?

К сожалению, каждый третий человек сегодня умирает из-за сердечно-сосудистых заболеваний. Проблемы с сердцем также снижают качество жизни миллионов людей. Самое распространенное заболевание - ишимическая болезнь сердца. Оно возникает из-за того, что жирное вещество - холестерин прикрепляется к стенкам сердечных артерий. Так как эти жировые бляшки накапливаются годами, артерии становятся все более узкими, снижая или даже полностью блокируя приток крови к сердцу.
Когда ток крови ограничивается, может возникнуть боль в груди - стенокардия. Если же ток крови резко ограничится или прекратится совсем, возникнет сердечный приступ.

ФАКТОРЫ РИСКА:

Кому грозят заболевания сердца?

Проблемы с сердцем могут возникнуть у каждого, но существует ряд причин, которые увеличивают риск заболевания. Они называются факторами риска. Чем больше их у вас, тем выше шанс развития сердечно­сосудистых заболеваний.

Факторы образа жизни:

  • Курение
  • Низкая физическая активность
  • Неправильное питание
  • Стресс

Факторы состояния здоровья:

  • Высокий уровень холестерина
  • Высокое давление
  • Лишний вес
  • Диабет
  • Старение
  • Пол

С некоторыми факторами риска, такими, как старение, бороться никак нельзя, но с остальными можно. Поэтому читайте дальше, и вы узнаете, что вы можете изменить.

Как можно снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний?

Вы можете добиться того, чтобы ваше сердце было здорово! Это не только позволит вам дольше жить. Чем здоровее ваше сердце, тем лучше общее состояние вашего организма и ваша физическая форма. Это даст вам возможность взять от жизни больше.

Факторы риска, которые вы не можете изменить.

Возраст

С увеличением возраста увеличивается количество людей, умирающих от сердечно­сосудистых заболеваний. Риск развития сердечного приступа для мужчин увеличивается после 45 лет, а для женщин - после менопаузы.

Пол

У мужчин риск развития сердечного приступа выше, чем у женщин, и он может возникнуть раньше.

Наследственность

Важную роль при определении степени риска играет наследственность. Например, такие факторы риска, как диабет, гипертония и высокий уровень холестерина в крови проявляются у людей, имеющих генетическую предрасположенность, то есть в семьях, где уже были такие заболевания.

Факторы риска, которые вы можете изменить.

Курение, низкая физическая активность, неправильное питание и стресс - вот те факторы, которые вы можете контролировать. Это очень важно, поскольку они приводят к высокому уровню холестерина в крови, гипертонии, диабету и лишнему весу.

Поэтому берегите свое сердце и постарайтесь бросить курить, больше двигайтесь, правильно питайтесь и умейте расслабляться.

Наши советы помогут вам позаботиться о своем сердце. Помните: не стоит пытаться менять все кардинально, лучше начать с небольших перемен. Если вам понадобится дополнительная помощь, попробуйте программу по здоровому образу жизни.


Полезные советы:

  • Бросьте курить
  • Учитесь справляться со стрессом и находите время отдыхать.
  • Ведите более подвижный образ жизни, выполняйте какие-нибудь физические упражнения по крайней мере 30 минут в день.
  • Поддерживайте оптимальный вес тела.
  • Правильно питайтесь:
    • Постарайтесь сократить употребление насыщенных (т.е. животных) жиров. Выбирайте обезжиренные молочные продукты, постное мясо, растительное масло, мягкие виды маргаринов.
    • Ешьте больше фруктов и овощей.
    • Ешьте жирную рыбу (например, сельдь, скумбрию, сардины, тунца, включая консервированную рыбу) по крайней мере раз в неделю.
    • Старайтесь выпивать полтора литра жидкости в день. Вы можете увеличить употребление воды, но также пейте фруктовые соки и молоко. Спиртное пейте умеренно.
    • Избегайте чрезмерного употребления таких соленых продуктов, как копчености, сыр, а также сократите количество соли, которое вы добавляете в пищу при готовке и за столом.Регулярно проверяйте артериальное давление, чтобы поддерживать его на оптимальном уровне.

    Для получения дополнительной информации свяжитесь с вашим врачом или диетологом.

    Попробуйте Программу по здоровому образу жизни для того, чтобы бросить курить, научиться справлять­ся со стрессом, правильно питаться, вести более активный образ жизни.

    ГБУЗ "Калужский областной центр медицинской профилактики"

    Читайте также: