Эссе моя готовность педагогическая в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования

Обновлено: 04.07.2024

Для каждого родителя его ребенок – единственный, неповторимый, самый лучший на свете. Ему хочется дать как можно больше – целый мир, чтобы малыш, когда вырастет, не потерялся в нем, а нашел свое место, призвание, счастливую судьбу. Конечно, от всех проблем родители не могут оградить своего ребенка, и, рано или поздно, ему приходится самому преодолевать трудности и препятствия, которые возникнут у него на пути. Но есть такие дети, которым приходиться с самого рождения бороться сначала за выживание, а потом за возможность нормального развития и образования. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Я считаю, что люди с детства должны уметь чувствовать, видеть и слышать других людей. Именно это поможет им в дальнейшем наиболее безболезненно сосуществовать с разными типами личности. Эти умения научат детей быть гуманными. В то время, как дети с особыми образовательными потребностями получат стимулирующее влияние обучения и воспитания. Для этого в образовательных учреждениях стали организовываться инклюзивные группы, в которых совместно обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, не имеющих таких ограничений. Инклюзия в образовании – это следующая ступень развития нашего общества, подразумевающая постепенное изменение системы образования в целом и основывающая, прежде всего, на необходимости реализации потенциала личности каждого ребёнка вне зависимости от его стартовых возможностей. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений. Главное право каждого ребёнка – право на полноценное детство, сочетающее в себе эмоционально комфортное состояние и полноценное психофизическое развитие. Важнейшая потребность ребёнка – быть принятым, понятым, признанным. Дети подсознательно надеются на то, что их поймут и примут всякими: в любом состоянии, в каждом своём проявлении. Конечно, легко и просто принять воспитанника, когда достоинства превалируют над некоторыми недостатками. Гораздо сложнее принять особого ребёнка. Я считаю, что в основе успеха коррекционно-развивающей работы с особыми детьми – принятие, а в основе принятия – безусловная любовь к детям. И только в этом случае особенность не будет восприниматься как недостаток. Большое счастье – быть свидетелем детского восторга от собственных достижений, который ты и сам ещё не забыл. Дети должны иметь возможность и содержательное основание полностью доверять педагогу. Они уверены в том, что педагог никогда не ошибается. Так оно и должно быть. Нельзя лишать их такой возможности. И какая большая радость для педагога – завоевать доверие Маленького Человека! Я считаю, что профессиональная обязанность педагога – самому возвращаться в детство и заново переживать эти прекрасные моменты!

По-моему мнению, реализация инклюзивной формы образования это реальность, но для этого необходимо выполнение следующих условий:

1) психологическая подготовка нормально развивающихся детей и их родителей к совместному обучению детей; повышение квалификации специалистов, работающих с этими детьми;

2) программно-методическое обеспечение;

3) соблюдение требований по комплектованию инклюзивных групп;

4) внедрение так называемой "безбарьерной среды";

5) придание специальным образовательным учреждениям новых функций — оказания специализированной консультативной помощи семьям и детям, интегрированным в общеобразовательные учреждения, а также специалистам этих учреждений.

Все дети должны иметь равные права и учиться вместе! А сделать это возможным — наша задача! Именно инклюзивное образование должно предполагать изменение образовательной системы, детского сада, а не самого ребёнка. Педагоги должны дать каждому ребенку право на образование, равную возможность чувствовать, думать, общаться и стремиться.

Образовательное пространство должно стать опорой для каждого ребенка, а не барьером! Инклюзивное образование находится на переходном этапе. Возможно, сейчас, Российские детские сады еще полностью не готовы к инклюзивной системе, ведь необходимо изменить не только систему образования, требуется изменить отношение к данному вопросу повсеместно. Путь этот не быстрый и трудный, но осуществлять такую работу просто необходимо.

Организация инклюзивного образования в ДОУ Большое внимание организации инклюзивного образования уделяется в Белгородской области. Как правило, процесс вовлечение детей с умственными.

Фотоотчет по неделе инклюзивного образования

Фотоотчет по неделе инклюзивного образования с 1 по 5 апреля в нашем МБДОУ с. Чистополье прошла неделя инклюзивного образования. Началась она 2 апреля с акции "Зажги синим". 2 апреля-Всемирный.

Организация инклюзивного образования в детском саду С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Реализация прав детей с ограниченными.

Проблемы реализации инклюзивного образования в ДОУ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ В последнее время большое значение и внимание привлекает уровень изменения здоровья.

Реализация инклюзивного образования: мечты и реальность Реализация инклюзивного образования: мечты и реальность. «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал.

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ Необходимо учитывать следующий спектр обеспечения условий инклюзивного образования детей с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Инклюзивное образование, интенсивно входит в жизнь современной школы и ставит перед ней и перед педагогами много сложных вопросов и новых задач.

Мы знаем, что зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и законодательное закрепление, в то время как российский опыт только начинает развиваться. Инклюзивное (включенное) образование понимается нами как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии

Проблема готовности педагогов к оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в последнее время становится актуальной.

Рассмотрим позицию С.И. Сабельниковой к подготовке педагогов общеобразовательных учреждений к работе в условиях инклюзивного образования.

В своих работах автор отмечает, что для профессиональной и личностной готовности педагогов необходимы следующие психолого-педагогические знания:

- представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;

- знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;

- знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушениями и нормальным развитием;

- умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами, специалистами, руководством).

1. Ц енность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно. Этот процесс связан с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.

Из этого следует вывод, что п ервичным и важнейшим этапом подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений и уровня профессиональных компетентностей ее специалистов.

Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов.

В Италии, где 94 % школ являются инклюзивными, большинство учителей, принимая инклюзию, имеют серьезные проблемы по внедрению ее в жизнь класса. Они предпочитают переносить всю ответственность за обучение учащихся с нарушениями в развитии на плечи учителей поддержки. В наших инклюзивных школах нет учителей поддержки, нет ассистентов у учителя, редко встречаются тьюторы у ребёнка. Всё это увеличивает нагрузку на самого учителя, накладывает на него серьёзные требования по изменению содержательной и организационной стороны учебного процесса.

Велика доля участия специалистов сопровождения не только в обеспечении качества инклюзивного процесса, но и в работе с профессиональным выгоранием учителя инклюзивной школы. Эффективным методом профилактики профессионального выгорания педагогов является балинтовская группа, которая позволяет купировать профессиональный стресс и получить эмоциональную поддержку коллег. Главное, чтобы в школе существовало профессиональное сообщество, заинтересованное в успехе, взаимной поддержке и обсуждении трудностей.

Готовность педагогов к работе в усло­виях инклюзивного образования рассма­ тривается через два основных показателя: профессиональная готовность и психологическая готовность.

Структура профессиональной готовно­сти в данном исследовании выглядит сле­ дующим образом:

· владение педагогическими технологи­ ями

· знание основ психологии и коррекци­ онной педагогики

· знание индивидуальных отличий детей

· готовность педагогов моделировать урок и использовать вариативность в про­ цессе обучения

· готовность к профессиональному вза­ имодействию и обучению.

Структура психологической готовности:

· эмоциональное принятия детей с раз­ личными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение)

· готовность включать детей с различ­ ными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция)

· удовлетворенность собственной педа­ гогической деятельностью.

Следует отметить, что профессиональная компетентность педагога для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья существенным образом отличаются от компетентности педагогов системы общего образования. При ее характеристике современные исследователи ориентируются на Госстандарт. И.М. Яковлева , он понимает профессиональную компетентность как готовность к развитию, обучению, воспитанию, социальной адаптации и интеграции лиц с нарушениями в развитии

Педагогическую деятельность можно тогда считать качественной и эффективной, когда у педагога имеется высокий уровень теоретических знаний, обеспечивающий ему уверенность и самостоятельность при решении своих профессиональных задач, успешность педагога, работающего с детьми с ОВЗ, зависит и от его личностной готовности к осуществлению коррекционно-развивающей деятельности.

Таким образом, Хочу сделать вывод, что готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается как творческий процесс формирования и развития профессиональной компетентности педагогов, включающий информационную, психологическую и профессиональную готовность педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональная компетентность позволит правильно и эффективно решать задачи, связанные с обучением детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в условиях учреждений общего типа.

Современная жизнь все больше разворачивается в сторону инклюзии, и профессия педагога инклюзивного образования становится все более востребованной на всех уровнях системы образования – от дошкольного до высшего. Педагог инклюзивного образования занимается обучением людей с ограниченными возможностями здоровья при помощи специальных подходов и методик, которые наиболее эффективны для реализации образовательного потенциала каждого отдельно взятого ученика.

ВложениеРазмер
esse_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx 17.9 КБ

Предварительный просмотр:

На тему: Каким я вижу педагога инклюзивного образования.

Современная жизнь все больше разворачивается в сторону инклюзии, и профессия педагога инклюзивного образования становится все более востребованной на всех уровнях системы образования – от дошкольного до высшего. Педагог инклюзивного образования занимается обучением людей с ограниченными возможностями здоровья при помощи специальных подходов и методик, которые наиболее эффективны для реализации образовательного потенциала каждого отдельно взятого ученика.

Деятельность инклюзивного педагога основывается на подборе индивидуального подхода к каждому его ученику. Такой подход должен включать в себя как особенности, так и потребности каждого. Его сложность заключается в том, чтобы оказывать индивидуальное внимание каждому отдельному обучающемуся и при этом не выделять никого, таким образом, чтобы все чувствовали себя в равных условиях и не думали о том, что кому-то внимания уделяют больше, чем ему. Помимо всего этого такой педагог должен обеспечить ученикам получение качественного образования, сделать этот процесс легче, а также помочь учащимся с ограниченными возможностями пройти сложный этап социальной адаптации.

Настоящий педагог-специалист в силах обеспечить такой подход к обучению, который позволит с учетом всех индивидуальных особенностей обучающихся, сделать процесс получения знаний гибким и удовлетворить все возникающие потребности.

Спрос на таких специалистов особенно велик на данный момент в России, ведь наша страна только начинает достигать должного уровня инклюзивного образования. На данный момент нехватка преподавателей в этой области тормозит все развитие сферы, однако, проблема состоит не просто в нехватке кадров, а больше в отсутствии правильного подхода к обучению кадров работе в сфере инклюзивного образования. Все это не дает людям с ограниченным возможностям реализовать свой потенциал в нашей стране и полностью раскрыть себя.

Именно поэтому актуальным будет определение должного образа педагога инклюзивного образования. В первую очередь такой человек должен обладать готовность к сложной и не всегда стандартной работе, как в области профессиональных компетенций, так и в области личной готовности. Помимо этого, человек, который стремится посвятить себя работе в сфере инклюзивного образования, должен принять для себя и все время помнить об особой системе ценностей, которая так важна в столь нестандартной среде. Это признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения (на сколько тяжелой не была бы степень заболевания того или иного человека, важно помнить о том, что он личность, в первую очередь, и его стремление к получению знаний не должно ограничиваться какими-либо особенностями); направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата (целью получения образования является не только приобретение конкретных знаний, но и развитие имеющихся навыков, а также развитие личности и ее качеств, что иногда стоит даже выше практических знаний); осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии (кто как не педагог может дать обучающимся бесценные знания, которые они так желают приобрести); понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат (здесь важно использование не простых подходов к обучению из учебника, а наличие творческой мысли и умение разработки собственных подходов, которые будут более эффективными в конкретных условиях).

Одной из немаловажных составляющих для педагога, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья – это умение и готовность к оказанию помощи. Во-первых, это медицинская помощь, так как педагог имеет дело с определёнными заболеваниями. Этот аспект не предполагает владение профессиональными медицинскими навыками, однако требует от педагога умение оказать первую медицинскую помощь. Однако помощь со стороны педагога должна заключаться не только в медицине, но и в моральном плане. Иногда ученика необходимо поддержать, возможно помочь в решении какой-либо проблемы.

Так же личностные качества педагога должны включать в себя милосердие, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации об ученике для оптимизации педагогической работы. Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.

Помимо этого, важно не только стремление педагога к развитию личности каждого из его подопечных, но и стремлению к развитию себя. Так как обучение никогда не стоит на месте, важно помнить о личном росте и развитии. Тогда самопознание будет выступать необходимым условием саморазвития и самообразования.

Для завершенности образа современного педагога необходимо учитывать, помимо всего ранее перечисленного культуру внешности. Он должен быть примером для подражания. Но не в стиле одежды, конечно, а в умении чисто, аккуратно и удобно одеваться. Что касается непосредственно речи педагога, то она должна соответствовать моменту. Во время общения педагог должен проявлять максимум такта и терпения, совершенно недопустимо проявление грубости, недоброжелательности.

Таким образом, педагог в сфере инклюзивного образования – это не просто профессионал своего дела, умеющих находить выходы из сложных ситуаций, способный найти подход к каждому ученику, но и чуткий, внимательный человек, который выбрал для себя путь помощи людям с ограниченными возможностями в получении знаний и развитии их личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивное образование — важнейшая инновация в российской образовательной практике практике. Сегодня инклюзивное школьное обучение рассматривается как образовательная модель для всех учащихся, разносторонняя и индивидуализированная в интегрированных условиях, с применением гибкой динамической системы обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов.

В современном российском обществе наблюдается тенденция роста инвалидности детей и молодёжи, что в определенной мере ограничивает социально-экономическое развитие страны и обуславливает поиски путей совершенствования национальной системы образования. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию страны, развитию демократизации и гражданского общества. Российское законодательство, формирующее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность.

Инклюзивное образование — важнейшая инновация в российской образовательной практике. Сегодня инклюзивное школьное обучение рассматривается как образовательная модель для всех учащихся, разносторонняя и индивидуализированная в интегрированных условиях, с применением гибкой динамической системы обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов. Отечественная модель инклюзивного образования базируется на позициях Л.С. Выготского, который подчеркивал первостепенное значение социальной среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В зависимости от характера нарушений выделяется множество категорий детей с ОВЗ. Конкретное нарушение или их комплекс накладывает специфический отпечаток на формирование и развитие ребенка, особенности процесса обучения, на создание определенных условий для его социализации. В основу вариативной организации обучения детей с ОВЗ положен принцип учета их интеллектуальных возможностей, которые определяют возможности освоения образовательных программ.

В целом, инклюзивное образование концентрируется на двух аспектах развития детей: академическом (когнитивном, познавательном) и социальном (аффективном, эмоциональном) У школы должна быть возможность более гибкого индивидуального планирования. Особый ребенок может развиваться неравномерно. Для него на определенном этапе социализация окажется важнее академических успехов. Поэтому вполне возможна ситуация, когда на освоение программы какого-то класса ему понадобится 2 или 3 года. Организация учебной деятельности проводится с учетом строгой дозировки учебной нагрузки, соблюдения гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота и т.д.) и благоприятного эмоционального настроя. Целесообразно применять щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.

Рабочее / учебное место ребёнка с ОВЗ и инвалида создается индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также возможных сопутствующих нарушений. При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени. С учетом того, что детей с ОВЗ необходимо учить занимать свое свободное время, в соответствующих местах также предусматривается обучающая деятельность. Особенности восприятия детей с ОВЗ диктуют необходимость использования большого объема наглядного (графического) материала, для размещения которого в поле зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места (ковролиновые и/или магнитные доски, фланелеграфы и др ). Содержание образования детей с ОВЗ (умственная отсталость, ТМНР и т.д ) включает задачи, связанные с формированием предметно-практических навыков, навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня. В связи с этим учебные места для формирования данных навыков являются мобильными и готовятся педагогическими работниками в соответствующих помещениях. Опыт успешного создания эффективной инклюзивной среды, включающей в себя образовательную, социальную, оздоровительную и реабилитационную составляющие, и равных условий для реабилитации и успешной социальной адаптации детей с ОВЗ реализуется в ГОУ Санаторно-лесная школа № 7 г. Москвы.

В условиях инклюзивного образования в учебный план образовательной организации с целью повышения уровня общего развития обучающихся включены коррекционные занятия. Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в течение всего времени образования ребенка. Важно подобрать такое оптимальное сочетание коррекции и компенсации, при котором максимально раскрывается потенциал развития разных сторон психической деятельности обучающегося. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Важно и создание условий, в максимальной степени способствующих развитию ребенка. При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося. Групповые коррекционно-развивающие занятия могут быть включены в программы внеурочной деятельности. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (их место в режиме образовательной организации) определяется организацией самостоятельно, в соответствии с существующими нормативными документами и локальными актами образовательной организации. Знания особенностей психического недоразвития детей с ОВЗ дает возможность более глубоко понять специфику их развития и правильно организовывать коррекционную помощь.

Образовательная организация должна быть укомплектована сотрудниками, имеющими профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности. Педагогические работники наряду с профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности профилю подготовки, должны обладать документами о повышении квалификации установленного образца в объеме 72 и более часов в области инклюзивного образования, подтвержденные документом установленного образца(не реже чем каждые три года). Лица, имеющие педагогическое образование по другим специальностям, для реализации программы коррекционной работы должны пройти переподготовку. При недостаточном кадровом ресурсе образовательная организация может воспользоваться сетевым взаимодействием с ППМС-центрами, ресурсными центрами образовательных организаций на основе договорных отношений. педагогам-предметникам необходимы регулярные консультации специалистов сопровождения.

Материально-технические условия образовательной организации должны отвечать как общим требованиям, так и особым образовательным потребностям детей с ОВЗ и соответствовать действующим санитарным, противопожарным и нормам охраны труда ее работников. Необходимо организовать учебное пространство таким образом, чтобы пребывание в образовательной организации детей с ОВЗ было комфортным и безопасным. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечённых в процесс образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп, возможности дистанционного обучения и др.)

Семья и школа выполняют ключевую роль в образовании и поддержке детей с ООП. В семье ребенок осваивает первичные формы коммуникации, навыки самообслуживания, получает первый опыт взаимодействия с социумом, что предполагает важность и значимость консультативной поддержки семьи. Школа в свою очередь, осуществляет комплексный процесс образования, воспитания и развития; психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации; социально-психологическую помощь семье.

Организация инклюзивного образования предполагает реорганизацию всей жизни школы. Основное условие успеха в работе с детьми с ОВЗ — это сформированная команда единомышленников. Администрация, учителя, психологи, и родители должны говорить на одном языке, взаимодействовать друг с другом. Только при создании целостной системы специальных образовательных условий, начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до индивидуальных, мы сможем эффективно реализовать образовательную деятельность и социальную адаптацию ребенка, в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями.


В статье рассмотрено инклюзивное образование, как инновация, входящая в систему современного образования; проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, основные подходы ученых к интерпретации готовности, а также компоненты готовности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию инклюзивного образования в образовательных организациях.

Ключевые слова: инклюзивное образование, готовность педагогов, психологическая готовность, професcиональная готовность, мотивационно-ценностный, операционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты готовности.

В настоящее время система образования претерпевает серьезные изменения. Одним из нововведений прочно входящих в систему образования является инклюзивное образование.

Базовый принцип инклюзивного образования заключается в том, что любой человек должен иметь возможность учиться вместе, в независимости от каких-либо барьеров или отличий в получении образования.

С точки зрения идеального канона, как считает С. В. Алехина — кандидат психологических наук, директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования, инклюзивное образование является процессом развития общего образования, подразумевающего доступность образования и воспитания для любого ребенка, в том числе и ребенка с особыми потребностями [1, с.84].

На основании этого к педагогам предъявляются принципиально новые требования, расширенные трудовые функции в отношении ребенка с особыми образовательными потребностями, внутренние личностно-профессиональные изменения.

Основным нормативно-правовым документом, в структуре которого прописаны компетенции педагога, является профессиональный стандарт.

Наряду с традиционными требованиями к учебно-воспитательному процессу в образовательных организациях, педагог должен быть готов принимать, обучать и воспитывать всех детей, независимо от психолого-педагогических, физических особенностей, должен уметь определять особые образовательные особенности детей с ОВЗ, строить с учетом этих особенностей предметно-пространственную среду, образовательный процесс, уметь выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с особенностями, сотрудничать с субъектами психолого-педагогического сопровождения, владеть технологиями и методиками по организации коррекционно-развивающего процесса и так далее [5, с. 3].

Проблеме готовности педагогов к инклюзивному образованию посвящены многочисленные научные исследования как зарубежных, так и отечественных ученых, таких как В. В. Хитрюк, С. В. Алехина, О. В. Бонин, О. С. Кузьмина, Е. Г. Самарцева и многие другие.

В научной литературе определяют два вида готовности педагога к работе в условиях инклюзивного образования:

Психологическая готовность включает: эмоциональное принятие детей с особыми потребностями, готовность вовлекать их в учебно-воспитательный процесс, удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.

Профессиональная готовность включает:

– мотивационно-ценностный компонент, который интерпретируется через ценностное отношение к инклюзивному образованию, принятие детей с особыми образовательными потребностями, направленность на открытое взаимодействие участников инклюзивного процесса, мотивы на разработку коррекционно-развивающей среды, стремление к самообразованию;

– операционально-деятельностный, который интерпретируется через умения выявлять особые образовательные потребности и возможности детей с особыми возможностями здоровья, владение построения процесса совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием, владеть организацией различных способов взаимодействия между всеми субъектами инклюзивного образования;

– рефлексивно-оценочный компонент интерпретируется через умения анализировать проблемы и достижения детей и образовательного инклюзивного процесса в целом, умения выявлять эффективные и не эффективные способы организации взаимодействия, оценивать свою профессиональную деятельность и результаты инклюзивной образовательной среды [2, с.56].

На основании изложенного делаем вывод о том, что готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования является одной из важнейших проблем в организации и реализации инклюзивного образования. К педагогам, реализующим инклюзивное образование, предъявляются сугубо иные требования, включающие в себя ряд интегральных качеств личности, знаний и умений по организации инклюзивного образования.

Анализ научной, психолого-педагогической литературы позволяет нам выделить компоненты готовности педагогов к инклюзивному образованию, которые в совокупности представляют собой целостное личностное качество, содержащее в себе ценностную ориентацию на человека как главную ценность для педагога, формирование на этой основе ценностного отношения к инклюзивному образованию и детям с особыми возможностями здоровья.

1. Алёхина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — С. 83–92.

2. Кузьмина, О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / О. С. Кузьмина. — Омск, 2015. — 319 с.

3. Матвеева С. В., Букина И. А. К вопросу инклюзивного образования детей дошкольного возраста: материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Ч. 2: Педагогика, психология, методика преподавания / отв. ред. Н. П. Павлова. — Череповец: ЧГУ. — 2015. — С. 152–154.

4. Рябова Н. В., Карпунина О. И. Подготовка педагогов для инклюзивного образования // Высшее образование в России. — 2016. — № 10 (205). — С. 119–124.

5. Хафизуллина, И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Н. Хафизуллина — Астрахань, 2008. — 23 с.

7. Хитрюк В. В. Готовность педагогов к инклюзивному образованию: Ценностный аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. — 2013. — № 4 (26). — С. 102–111.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, готовность педагогов, компонент готовности педагогов, особая возможность здоровья, проблема готовности педагогов, профессиональная готовность, психологическая готовность, рефлексивно-оценочный компонент, учебно-воспитательный процесс, ценностное отношение.

Ключевые слова

инклюзивное образование, психологическая готовность, мотивационно-ценностный, готовность педагогов, професcиональная готовность, операционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты готовности

инклюзивное образование, готовность педагогов, психологическая готовность, професcиональная готовность, мотивационно-ценностный, операционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты готовности

Читайте также: