Каким образом иван калита добился доверия монгольского хана узбека кратко

Обновлено: 04.07.2024

Обычно цитату, приведённую в заголовке статьи, связывают с умелой деятельностью московского князя Ивана Даниловича Калиты, и вот почему.

Миротворческая деятельность Калиты

Калита управлял Москвой с 1325 по 1340 год, с 1328 по 1340 год был великим князем Владимирским и, как известно, умелой дипломатией наладил долгосрочные контакты и взаимовыгодные отношения с Ордой. Как только Иван Данилович получил от хана ярлык на великое Владимирское княжение, жизнь на Руси круто изменилась, и автор Симеоновской летописи получил право заточить перо и написать ту самую фразу. Цитирую её в развёрнутом виде:

"И бысть оттоле тишина велика на сорок лет и престаша погании воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великиа истомы многыа тягости, от насилия татарского, и бысть оттоле тишина велика по всей земли".

Благоденствие наступило, в основном, благодаря тому, что Калита наладил бесперебойную доставку "ордынского выхода" со всех русских земель. В этом, конечно, его непререкаемая заслуга. Однако с чего мы решили, что русский князь играл в этой истории первую скрипку? Как будто не было в то время человека более влиятельного и более заинтересованного в русской дани, чем он. Увы, но такой человек был, и звали его хан Узбек.

Великий и ужасный хан Узбек

Хан Узбек правил с 1312 по 1342 год. Как пишет историк В.Л. Егоров, это время было "высшей точкой политического могущества и экономического расцвета Золотой Орды. Именно в этот период начинается бурный рост городов, а в 30-е годы хан приступает к возведению новой столицы - Сарай ал-Джедид". Узбек вводит в Орде ислам и вместе с ним начинает внедрять традиции пышной роскоши, которые требуют денег. Во внешней политике Узбек отводит основное внимание войне с Хулагуидами за обладание Азербайджаном. Затянувшаяся борьба требовала огромных средств.

В итоге, Узбек переходит к репрессивно-террорестическим методам давления на русских князей, добиваясь от них исполнения строгой "налоговой дисциплины".

Ещё раз обращусь к выводам В.Л. Егорова:

"Против русских князей применялся самый настоящий террор, который должен был запугать их и лишить даже мысли о противодействии сарайскому владыке. В 1318 г. был убит Михаил Ярославич Тверской, в 1326 г. - Дмитрий Михайлович Тверской и Александр Новосильский, в 1327 г. - Иван Ярославич Рязанский, в 1330 г. - Федор Стародубский, в 1339 г. - Александр Тверской и его сын Федор".

Одновременно Узбек направлял на Русь карательные отряды, разорявшие население и уводившие людей на продажу в рабство. Кровавые расправы ордынского владыки достигли цели. До смерти запуганные русские князья сами привозили в ханскую ставку дань.

Постскриптум

"Тишина великая", которую прославлял летописец, по сути, почти установилась, когда на историческую арену вышел Иван Калита с предложением, от которого невозможно было отказаться.

Впрочем, историки не знают, кто был инициатором сконцентрировать сбор дани в руках московского князя. Сдаётся мне, что решение принимал Узбек, а Калита лишь радовался в глубине души, как благополучно сошлись для него (и всей Русской земли) звёзды.

Ну, а Узбек получил то что хотел - регулярное поступление денег и возможность не распылять свои войска, а концентрировать их на иранском направлении".


Его правление, далеко не однозначное в своих методах, отмечено усилением Московского княжества, из которого через полтора века выросло независимое Русское государство.

Ярлык

Династические браки

Москва Духовная

Централизация власти на Руси была невозможна без поддержки Церкви. Ивану Калите удалось наладить хорошие отношения с митрополитом Петром. В 1325 году из Владимира в Москву была переведена митрополичья кафедра. После в Москву переехал и митрополит. Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси и повысило ее влияние среди других русских удельных княжеств. Митрополит Петр сподвиг Ивана Калиту на возведение в Москве каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Это был очень сильный шаг. Постройка храма делала Москву преемницей Киева и Владимира и, что не менее важно, преемницей Констанинополя, который был под покровительством Пречистой. Возведение Успенского собора и почитание Богородицы в Москве закрепляло за Московским княжеством особое покровительство Богоматери. После упокоения митрополита Петра в 1326 году, он был похоронен в строящемся Успенском соборе и причислен к лику Святых. При поддержке нового митрополита Феогноста в 1339 году святость митрополита Петра была признана и в Константинополе. Таким образом, Москва обрела своего Святого, что говорило об особом духовном значении Московского князя.

Умелое лавирование

Купли

Боярские дворы

Миграция

Иван Калита, жестко расправлявшийся с городами, посмевшими восставать против власти Москвы, для пресечения рецидива использовал и миграционные рычаги. В 1328 году в мятежный Ростов, который не хотел платить дань, Калита отправил воевод. Московский князь не только добился сбора дани, но и выселил многих ростовчан из города в московские области. Именно тогда в подмосковном Радонеже оказались ростовский боярин Кирилл с женой Марией, родители будущего подвижника православной церкви, главного небесного молитвенника за Московское государство, покровителя всех московских государей Сергия Радонежского.

Ярлык на Костромское княжение и титул князя Новгородского стали наградой от хана Узбека для Ивана I Даниловича за то, что он помог ордынцам подавить восстание против татар в Твери.

Осенью 1326 года тверской князь Александр Михайлович получил от хана Узбека ярлык (верительную грамоту) на великое княжение Владимирское. Примерно год спустя в Тверь приехал Чолхан (Щелкан), двоюродный брат хана. Он поселился с огромной свитой в княжеском дворце и начал всячески притеснять тверичан. 15 августа 1327 года вспыхнуло восстание, которое началось с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона. Княжеский дворец сожгли, а всех татар, которые находились в Твери, перебили.

Иван Калита решил воспользоваться ситуацией и отправился в Орду, где предложил Чолхану помочь восстановить власть над Тверским княжеством. Хан выделил Калите 50-тысячное войско, к которому присоединились силы Александра Васильевича Суздальского . Войско пожгло города и сёла Тверского княжества , Александр бежал сначала в Новгород, потом во Псков и оттуда — в Литву.

Иван получил ханский ярлык на Великий Новгород и Кострому 691 год назад, 26 марта 1328 года (Владимир и Поволжье достались Александру Васильевичу). Спустя ещё четыре года внук Александра Невского добился ярлыка на Владимирское великое княжество и был объявлен великим князем Всея Руси.

Во время правления Ивана Калиты Москва заметно выросла, Кремль обнесли частоколом из дуба, построили Успенский и Архангельский соборы.

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы к учебнику история России 6 класс Андреев, Федоров - ГДЗ к учебнику история России 6 класс Андреев, ответы к § 23 Начало объединения русских земель вокруг Москвы

§ 23. Начало объединения русских земель вокруг Москвы

Вопросы к параграфу по пунктам, страница 164

1. Как прозвище московского князя Ивана было связано с его политикой?

2. Каким образом Иван Калита добился доверия монгольского хана Узбека?

Калита был очень жесток в подавлении восстаний и мятежей, при этом обеспечивал сбор дани. Все это было ему на руку и он имел поддержку ордынского хана, которого использовал для укрепления своей власти.

1. Кто был коллективным собственником Русской земли?

Князи и их династия. Коллективным собственником русской земли был княжеский род, то есть все князья из династии Рюриковичей. Сама же династия Рюриковичей началась из Рюрика. Он же пришел на славянские земли в 862 году и стал первым князем, который правил в Новгороде. Он стал родоначальником княжеской династии. Прямым его потомком был князь Игорь, а его сыном – князь Святослав, а дальше его потомком был и сам князь Владимир, во времена которого произошло принятие христианства.

2. Что позволяло Ивану Калите и его потомкам считать остальных землевладельцев своими слугами?

Наследственное право и право сильного. Часть земель своих Калита унаследовал, часть сам приобрел, часть завоевал. Утверждение такого наследственного права княжеской династии Северо — Восточной Руси было закреплено в 1339 г., когда в Орде одобрили духовную грамоту Ивана Даниловича Калиты.

1. Кто оказал решающую поддержку малолетнему наследнику московского престола Дмитрию во время междоусобицы?

Митрополит Алексий. В Орде обстановка была не менее сложной. Власть делили между собой два хана – Абдул от имени которого фактически правил темник Мамай и Мюрид. Абдул поддержал Дмитрия Суздальского, а Мюрид – Дмитрия Московского. На исход борьбы в значительной мере повлияло вмешательство Московского митрополита Алексия. Он добился чтобы великим князем в 1363 г. стал Дмитрий Иванович. Суздальский князь признал свое поражение.

2. Что беспокоило Мамая в новом облике Московского княжества?

Мамай понимал, что московский князь выходит из повиновения. Это грозило полным прекращением выплаты ордынской дани. Чтобы поставить на место московского князя, в 1378 г. из Орды вышло большое войско, направлявшееся к Москве. Однако недалеко от Рязани, на берегу реки Вожи, правого притока Оки, оно было наголову разбито русскими войсками.

1. Кто оказал духовную поддержку московскому князю Дмитрию Ивановичу перед решающим сражением с Мамаем?

Духовную поддержку Дмитрию Ивановичу, вскоре получивший прозвище Донской, оказал Сергий Радонежский с решающим боем с ханом Мамай. Сергий Радонежский сидел в молитве, когда шёл Куликовская Битва. По преданию, 17 августа 1380 г. князь отправился в Троицкую обитель близ города Радонежа, дабы просить благословение у святого Сергия (1354—1392) на битву с Мамаем.

2. Почему разгром Мамая не привёл к освобождению от ордынского владычества?

Вопросы и задания к параграфу 23

1. Потому что он верил в то, что русичи смогут победить монголо-татаров. Так в сентябре 1380 года произошло крупное сражение на Куликовом поле. Там 80 тысячная русская рать в ходе ожесточенного сражения смогла разбить и опрокинуть татарские орды. В связи с чем, Русь смогла заполучить первую крупную победу над злым супостатом со времен вторжения Золотой орды. Дмитрий Донской был первым русским князем, который отличился успешным сопротивлением Орде, отказавшись платить дань и разгромив Мамая в Куликовской битве. Однако он знал, что победил Орду только в момент ее слабины, отсутствия законного хана в Орде, и после завершения кризиса новый хан Тохтамыш без труда отомстил Дмитрию и взял Москву. Поэтому Дмитрий понимал, что сам он Орду не одолеет, и это задача уже для будущих поколений.

2. Рассмотрите иллюстрацию на с.168 и ответьте на вопросы. 1) Отражает ли образ князя Дмитрия Донского основную идею параграфа? 2) Кем прежде всего был князь Дмитрий – воином или политиком? 3) Была ли победа Дмитрия Донского на Куликовом поле лишь военным успехом?

1. Да, образ князя Дмитрия Донского олицетворяет собой борьбу за объединение Руси и попытку освобождения от татаро — монгольского ига, что и является основой идеей для данного параграфа. Он был сильным воином и политическим деятелем.

2.Как мне кажется, князь Дмитрий Донской в первую очередь был мудрым политиком, который руководствовался не только своими интересами, но и интересами всего государства, пытаясь объединить Русь вокруг Москвы и дать отпор Орде. Также об том говорят его поступки, связанные с постепенным отходом от влияния татаро — монгольского хана на внутреннюю политику Руси — он передал своему сыне Василию I власть без ярлыка на Великое княжение от хана.

3. Это была не только физическая победа, но прежде всего переломный момент. Победа на Куликовом поле носила не только военный успех, но и послужила толчком к полному освобождению Руси от татаро — монгольского ига.

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) Куликовская битва; 2) Московский поход на Тверь; 3) Захват Москвы ханом Тохтамышем; 4) Битва на реке Воже; 5) Духовное завещание Ивана Калиты.

1) 1380 г. Куликовская битва
2) 1375 г. Московский поход на Тверь
3) 1382 г. Захват Москвы ханом Тохтамышем
4) 1378 г. Битва на реке Воже
5) 1339 г. Духовное завещание Ивана Калиты

4. Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Что сделало Москву единственным лидером государственного объединения и борьбы за национальную независимость – военно — политическое могущество или духовный авторитет?

а) Москва стала лидером русских земель лишь после того, как ослабла Золотая Орда, власть досталась ей по наследству от монгольских Ханов .
б) Москва больше других земель заботилась об общерусском единстве, защите православной веры, не забывая при этом об усилении экономической, политической и военной мощи.
в) В возвышении Москвы главную роль сыграли её князя - хитрые и коварные политики, успешные хозяева и умелые войны.​

Работа с источником, страница 170 — 171

2. Что было главным в совете, который дал Сергий Радонежский князю Дмитрию накануне Куликовской битвы? Можно ли назвать победу русского войска над ордынцами только военным успехом?

Читайте также: