Как повысить эффективность в школе

Обновлено: 04.07.2024

В детстве Барбара ненавидела математику. Она получила диплом бакалавра славянских языков и литературы Вашингтонского университета и несколько лет служила в армии США переводчиком с русского языка. Однако в годы ее молодости более востребованной была профессия не переводчика, а инженера. В 26 лет Барбара снова отправилась в университет и вскоре не только освоила профессию инженера, но и получила докторскую степень по системотехнике — сложнейшей технической науке.

Мы попросили Барбару рассказать, что помогло ей преодолеть себя, перестроить сознание и блестяще освоить области знаний, к которым, как она считала, у нее совершенно не было склонностей. Она рассказала нам о нескольких приемах, которые можно считать универсальными и применять в обучении не только взрослых, но и школьников. Приводим некоторые из них.

Переключайте режимы

Наш мозг работает в двух режимах: сфокусированном (когда мы сосредоточены на решении какой-либо задачи) и расфокусированном (когда мы гуляем, ждем автобус, и в голове блуждают случайные мысли). Считается, что во время обучения всегда нужно быть сосредоточенным, но для эффективной работы полезно переключаться с одного режима на другой.

Ведь когда кажется, что мы ни о чем не думаем, наш мозг тщательно перерабатывает информацию. Именно поэтому порой величайшие открытия осеняют ученых во время сна или прогулки. Есть такая корреляция: чем громче идет обсуждение, тем выше оценки у учеников. Когда человек вступает в диалог, у него включается рассеянный режим. Поэтому во время занятий полезно дать возможность ученикам пообщаться, подискутировать.

Занимайтесь с перерывами

Заниматься лучше понемногу, но часто. Перерывы помогают переместить нужную информацию из рабочей памяти в долговременную, поэтому важно в промежутках между занятиями не гулять по Интернету. Лучше закрыть глаза или посмотреть в окно. Закрепить новый материал нужно через день, иначе он может стереться.

Мы пытаемся построить стену из кирпича: бетон – кирпич – бетон и т. д. и ждем, чтобы бетон застыл (так мы создаем нейронный фундамент для наших знаний). Если вы этого не сделаете, то основа будет очень слабой. Так же как спортсмен наращивает мышцы постепенно, так же и мозгу, чтобы создавать нейронные структуры, нужно время.
Так что в ночь перед экзаменом учить материал бессмысленно. Если и удалось что-то запомнить, то это временный результат. К тому же после ночной зубрежки человек может на экзамене впасть в ступор – забыть даже то, что знал. Это происходит из-за перегрузки оперативной памяти, так как ей нужно время, чтобы переработать информацию, переложить в долговременное хранилище и освободить место для новых знаний. А вот вспомнить перед сном то, что изучали днем, полезно. Это дает сигнал мозгу, что этот материал нужно запомнить.

Пересказывайте прочитанное

Многократное перечитывание параграфа учебника – долгий и неэффективный прием. Оказывается, когда материал находится перед глазами, создается иллюзия, что он есть и в нашем сознании, что мы его уже знаем, но это не так. Более продуктивный способ: после прочтения параграфа закрыть книгу и попытаться вспомнить все, что запомнили.

Проводите уроки на нестандартных площадках

Хороший эффект дают уроки в непривычной обстановке. Это помогает отвыкнуть от подсказок привычного окружения и не зависеть от них. Если регулярно проводить занятия в непривычной обстановке, становится очевидным, что ученик с легкостью вспоминает материал в любом месте, где бы он ни находился. Это часто бывает важно при сдаче экзаменов.

Отложите гаджеты и пишите ручкой на бумаге

Телефоны, планшеты, ноутбуки сегодня верные помощники в учебном процессе, но не стоит забывать и о старой доброй ручке.

Когда ученик пишет ручкой, срабатывает его мышечная память и запоминание материала происходит намного эффективнее. Писать на бумаге более продуктивно для успешного обучения, чем делать заметки в ноутбуке.

О важности математики и о том, должно ли обучение быть легким

В конце беседы Барбара добавила:

Я думаю, что попытка сделать обучение интересным и даже веселым − это всего лишь современный вызов. Далеко не все предметы в школе могут преподаваться в игровой форме, и усвоение знаний не всегда происходит легко. Не будем дезориентировать учеников. Скажем правду. Учиться нелегко. Обучение требует упорства и усидчивости. Хороший учитель должен вдохновить учеников, чтобы они захотели преодолеть эти трудности. И он должен уметь объяснить сложный материал так, чтобы ученик его понял.
Я хотела бы посоветовать родителям все же обращать внимание на занятия математикой, даже если им кажется, что ребенок к ней не расположен. Математика серьезно развивает мозг и полезна для других задач. Я занималась со своими детьми математикой 20 минут в день. И, несмотря на то, что дети порой сопротивлялись, не хотели решать задачки, мы вместе прилагали усилия и преодолевали это.
Моя старшая дочь ненавидела математику, но благодаря этим ежедневным 20-минутным занятиям она потом закончила медицинский факультет Стэнфорда. Изучение математики открывает двери для будущей успешной карьеры.

Оригинальная статья размещена здесь .

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram- канал .


Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемый извне.

Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.

Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

определение целей и задач;

разработка содержания воспитания, его основных направлений;

применение действенных методов;

формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам образовательных учреждений, исходя, из которых он должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности воспитанников, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Современный педагог должен включаться во все виды детской деятельности, быть одновременно исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом. Учебный процесс, осуществляемый педагогом должен полнее отражать важнейшие вопросы технологии, теории и практики воспитания, современные научные достижения, способствовать углублению самостоятельной работы педагогов.

В настоящее время педагогические коллективы активно применяют в работе инновационные технологии. Основной задачей педагогов является выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка.

Роль средства воспитания может выполнять любой объект окружающей действительности: предмет, вещь, звук, природное сырье, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и прочее, т.е. многомерный и многообразный мир может быть включен в систему организуемой жизнедеятельности воспитанников.

Педагогическая проблема заключается не в отсутствии или скудности средств, а в их адекватности воспитательной задаче. Педагог из всего многообразия жизни избирает то, что является самым сильным по реализации педагогической функции в той или иной педагогической ситуации.

При отборе средства главным для педагога являются ключевые воспитательные функции:

– наглядности, обеспечивающая наглядную опору учащимся в их представлении того явления, о котором идет речь и которое рассматривается: используемое педагогом средство как бы предлагает учащимся картинку того обобщенного явления, которое подвергается анализу;

– инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной де­я­тельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека;

– инструментальная, обеспечивающая учащемуся самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражением изучаемых явлений: благодаря данной функции учащиеся могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, необходимые современному человеку в культурной жизни.

Таким образом, педагог оказывается перед профессиональным выбором: либо он подбирает три средства согласно трем функциям, либо он отбирает среди бесконечного множества предметов одно средство, совмещающее в себе все ключевые функции.

Наилучшим вариантом будет один объект: он позволяет концентрировать интеллектуальные усилия, не рассеивать внимания детей, устранять все лишнее и оставлять только то, что необходимо, добиваясь педагогического успеха.

Трехфункциональное средство является педагогически оптимальным, позволяющим педагогу минимальнейшими дополнительными усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов.

Классифицировать средства трудно, как и динамичную реальность. Можно лишь очертить некоторые группы используемых педагогом средств. Выделяют три группы средств воспитания на основании того или иного канала психологического влияния на человека:

– аудиальный(лат. audi – слух) – слово, музыка, песня, стихи, звуки природы.

– визуальный (лат. visualis – зрительный) – предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись.

В практике мы наблюдаем объединенное единство аудио-, визуально-кинестетических средств. Но один канал всегда доминирует при восприятии, поэтому условно можно было бы считать, что танец – это кинестетическое средство, хотя музыкальный отбор здесь тоже важен: что наглядное пособие – визуальное средство, хотя подвижные детали – чрезвычайно кинестетическое средство.

Пути повышения эффективности процесса воспитания

Повышение результативности воспитательного процесса, преодоления в нем формализма всегда были актуальными вопросами. Достижению этой цели способствуют избежание бессистемности.

Типичными проявлениями формализма в воспитательном процессе являются: - дробление воспитательного процесса, т.е. односторонне-аналитический подход к планированию, осуществлению и оценке воспитательной работы, что противоречит целостности р реального процесса развития человека и коллектива. Воспитательная работа часто планируется, осуществляется и оценивается как сумма отдельных мероприятий;

- погоня за количеством воспитательных воздействий, что противоречит характер реального процесса развития человека и коллектива, который определяется прежде всего качеством воспитания;

- односторонность трактовки влияния, которая противоречит многосторонним проявлениям реального человека и коллектива. Так, беседу, поручения и т.п. нередко рассматривают как средство только морального или эстетического воспитания, хотя в действительности они являются комплексными методами воспитания;

- отсталость форм воспитательного, воздействия, традиционный, консервативный подход к воспитательной работе, не противоречит динамичному развитию личности и коллектива;

- невыразительность воспитательного воздействия, отсутствие индивидуально-дифференцированных форм, т.е. односторонний подход к воспитательной работе, ее планирование, осуществление, оценки, противоречит реальному процессу р развития человека и коллектива, в котором органично сочетаются общее, отдельное (групповая) и индивидуальное

- внешне показной характер воспитательной работы, что противоречит характера внутреннего развития человека и коллектива, то есть воспитание должно охватывать открытые и скрытые воздействия на личность, формируется й их целью является развитие внутренних установок личности;

- незавершенность, неполнота воспитательных воздействий, т.е. их односторонне учебный характер, сведения воспитательной работы к мероприятиям для воспитанников. При таком подходе ученик рассматривается только как объект воздействия а отношения между ним и наставником является субъект-объектными, хотя должны быть субъект-субъектными, когда личность старшего, более опытного не поднимается над личностью младшего, менее опытного не сковывает ее своим авторитетом, то есть общение и деятельность их происходят на паритетной основе.

Совершенствование воспитательного процесса в школе предполагает:

1. Организация воспитательных центров: создание музеев, тематическое оформление рекреаций. Как утверждал. В. Сухомлинский, в школе и стены должны говорить. Такая информационно-образная насыщенность школьных помещений только обогащает учащихся знаниями, которые выходят за пределы учебных программ, но и имеет ощутимый воспитательное воздействие на них.

2. Органическое сочетание задач, решаемых школой, с потребностями окружающей среды. Это прежде организация помощи школьников населению в охране и приумножении богатств природы, в решении проблем производства, ориентации учащихся на выбор нужной для их города или села.

3. Создание в школе морально-психологического климата уважения к знаниям. Школа должна пропагандировать среди учеников мнение, что в цивилизованном обществе человеку выгодно быть воспитанным и образованным.

4. Подбор рационального содержания воспитания в соответствии с его целью и уровня воспитанности коллектива и отдельных учащихся. Школа должна чувствовать, какое направление содержания воспитания необходимо усилить на определенном этапе работы.

5. Разумное соотношение между информационными методами воздействия на учащихся и привлечением их к различным видам деятельности.

6. Своевременное осуществление воспитательных мероприятий, акцентирование внимания на профилактике негативных явлений в ученической среде. Нередко некоторые воспитательные мероприятия проводят только после того, как в школе произошел неприятный случай. Но, как известно, воспитание должно быть профилактическим

7. Использование различных форм и методов воспитательного воздействия, соответствующие возрасту учащихся, побуждали их к активности, инициативы и самостоятельности в подготовке и проведении воспитательных мероприятий

8. Повышение эмоциональности воспитательных мероприятий. Это требование основывается на утверждении психологов, знания усваиваются быстрее и становятся взглядами и убеждениями за неравнодушия к ним ученика, эмоционального переживания.

9. Создание условий для развития самостоятельности и инициативы учащихся, их самоуправления, самообразования и самовоспитания

10. Преодоление авторитарного стиля в отношении педагогов к ученикам. Подготовка учащихся к жизни в демократическом обществе требует отказа от командного стиля во взаимодействии с ними.


-75%

Стало понятно, что положительные изменения перечисленных параметров зависят от ряда факторов, но, как нам представляется, необходимо начать с повышения качества управления образовательным учреждением, формированием системного видения целесообразных преобразований. Ключевая роль при этом принадлежит четкому целеполаганию (деятельность административной команды в целом, видение педагогами их собственной деятельности по обучению и воспитанию), работе с внешней средой, формированию положительного имиджа школы, деятельности по созданию условий для улучшения нравственно-психологического климата.

Как изменить сложившееся положение вещей? Как построить школу, привлекательную для родителей и учащихся организацией учебного процесса, высоким профессионализмом педагогов и средой, обеспечивающей развитие ребенка? Следовательно, желаемое состояние нашей школы - это школа, обеспечивающая высокое качество обучения и воспитания, а целью нашей является переход школы из состояния функционирования в состояние развития.

Проблема состоит в трансформации образовательного учреждения из состояния не слишком эффективного функционирования в состояние развития, что обеспечит желаемое качество обучения и воспитания.

Проект ориентирован на корректировку образовательного процесса и учитывает положительные элементы уже существующей организации образовательного процесса, такие как стабильность функционирования школы; результативное сотрудничество с ТОСом микрорайона, районным Советом Ветеранов, городским психологическим центром, учреждениями дополнительного образования детей, спортивной школой гандбола; участие школы в работе Университетского округа при ВШЭ.

В проекте представлены механизмы решения актуальных проблем качества образования в школе. Наиболее важными и результативными для нашего образовательного учреждения из представленных в проекте направлений работы являются следующие:

В результате деятельности по данному проекту были получены следующие запланированные результаты:

В результате реализации проекта достигнуты следующие показатели эффективности:

  • исполнение муниципального задания по русскому языку и математике;
  • повышение качества обучения выпускников по результатам ЕГЭ;
  • место в рейтинге ОУ города Перми.

Управление проектом осуществляется руководителями проектных линий, каждая из которых курируется соответствующим заместителем директора по направлению основной работы. Общее управление осуществляется директором.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

Аннотация: В статье рассматривается проблема повышения качества образования, освещается актуальность данного вопроса и раскрываются основные факторы, способствующие повышению уровня образовательного процесса в средней школе.

Ключевые слова: эффективность, качество, образовательный процесс, сотрудничество, творчество, работа в группах, современные технологи.

Основная цель современного образования заключается в формировании разносторонне развитой личности, которая способна реализовывать свой творческий и интеллектуальный потенциал в собственных интересах, равно как и в интересах общества. Принимая во внимание огромный перечень мировых проблем социального, политического, экологического и экономического характера, которые в свою очередь повлияли на изменение общей парадигмы образования, следует отметить, что проблема повышения эффективности и качества образования на сегодняшний день актуальна как никогда.

Современному человеку для успешной самореализации в обществе на данный момент недостаточно всего лишь обладать крепкими и прочными знаниями – от него требуется умение быстро обучаться новому, оперативно переключаться с одного вида деятельности на другой, самому находить нужную информацию, работать с ней, а также совершенствовать собственные навыки. Поэтому и учителю при организации учебного процесса необходимо подбирать такие методы и средства обучения, которые лучше всего способствовали бы развитию такой личности.

Как правило, под качеством образования принято понимать соответствие требованиям государственного стандарта, удовлетворение потребительских запросов, востребованность полученных знаний и способность применять их в конкретных ситуациях для повышения уровня жизни. При этом, принимая во внимания веяния времени, следует отметить, что само определение качества образования на данном этапе включает в себе и некоторые новые элементы, такие как:

- соответствие целей и результатов образования современным социальным требованиям (сюда относятся в первую очередь ориентированность на развитие у обучающихся способности к самостоятельному определению задачей деятельности, проектированию и поиску решений и формирование готовности к непрерывному образованию и самообразованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности);

- соответствие содержания образования его целям, а также личностным познавательным способностям, то есть образование должно быть доступно и реализовываться в условиях, при которых знания учащихся постоянно расширяются и углубляются;

- соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся (создание благоприятного микроклимата, доброжелательной обстановки, обеспечение психологического комфорта). [1]

Факторов, влияющих на эффективность образования, достаточно много – здесь и перманентное самосовершенствование учителем собственной профессиональной компетенции, и создание ситуаций успеха на уроке, и личностно-ориентированный подход, и обучение через диалог и многое другое, но на данном этапе нами выделяются следующие четыре фактора, как ведущие в вопросе повышения качества образовательной деятельности:

2. Работа в группах;

3. Творческий подход;

4. Использование современных компьютерных технологий.

Сотрудничество в педагогике принято рассматривать как систему методов и приемов, направленных на достижение осознаваемых и учениками, и учителем целей образования. При правильно организованной совместной деятельности учащиеся и учитель являются равноправными партнерами в реализации заданных государственных стандартов - учитель лишь выступает старшим советчиком, который умело направляет учащихся на самостоятельные поиски решения развивающих задач. Таким образом, у учащихся формируются навыки саморазвития и самообразования и опыт в самостоятельном регулировании и корректировки собственной деятельности с целью получения более высоких результатов в процессе обучения.

Немаловажную роль играет также сотрудничество педагогов школы с родителями учащихся. С одной стороны, родители являются первыми и самыми главными учителями, и воспитателями детей вплоть до первого класса, с другой стороны, многие из них не обладают достаточной компетенцией в вопросах обучения, педагогики и психологи. Именно для этого школе необходимо поддерживать тесную связь с семьями учеников. Исследования показывают, что те ученики, чьи родители меньше всего контактируют с классным руководителем или учителями-предметниками, сталкиваются с большими трудностями при налаживании взаимоотношений и со сверстниками, и с людьми более старшего возраста, включая и учителей, и самих родителей.

Помимо вышеперечисленного, профессиональный педагог должен стремиться к сотрудничеству и с администрацией школы, и с другими учителями в коллективе в целях обогащения собственного педагогического опыта, а также для того, чтобы поделиться собственными знаниями или авторским стилем. У любого учителя имеется свой неподражаемый стиль и почерк, и у каждого есть чему поучиться. Поэтому в школах, где учителя готовы продемонстрировать друг другу свои индивидуальные черты преподавания, уровень качества образования всегда будет выше.

Работа в группе также подразумевает сотрудничество, но уже сотрудничество учащихся между собой. Работая в группах, у учеников есть возможность самостоятельно регулировать объем и направления выполняемой работы, исходя из личностных особенностей. Такая работа способствует развитию коммуникативных навыков, умению находить общий язык со сверстниками, делегировать между собой обязанности, приходить к компромиссу при затруднениях, появляющихся при решении образовательных задач, а также приучает детей к взаимоконтролю и самоконтролю. [4]

При выполнении групповой работы, учащиеся начинают воспринимать себя немного иначе - они становятся субъектами собственного учения, что положительно сказывается на их отношении ко всему процессу обучения в целом. При этом, организуя подобного рода работу, необходимо правильно подбирать материал – поставленная перед учениками задача должна быть достаточно сложной и объемной, допускающей некоторое несовпадение в позициях и взглядах учащихся. Чем сложнее будет задание, чем больше работы необходимо будет выполнять для достижения поставленной учебной цели, тем интенсивнее будет взаимодействие учеников между собой.

В процессе такой работы, учащиеся стремятся и учатся учитывать позиции других людей, считаться с их мнением, выслушивать аргументы других участников группы и, при необходимости, находить эффективное решение конфликтных и проблемных ситуаций.

Одно из главных требований к современному учителю – умение разнообразить урок, сделать его более интересным, чтобы учащиеся стремились с большим усилием добывать новые знания. [3] Этому может поспособствовать творческий подход в преподавании, который подразумевает под собой способность учителя перенимать опыт, творчески его переосмысливать и органично внедрять в процесс обучения и воспитания, добавляя от себя новые элементы.

Творчество педагога может затрагивать самые разные аспекты школьной жизни – оно может проявляться в его подходе к ученикам, в оригинальной подаче своего предмета, в выборе средств и методов обучения и воспитания.

В современном мире одной из основополагающих задач образования выступает вхождение в информационное пространство. С каждым годом все сложнее представить себе урок, который бы обходился без использования хотя бы базовых информационных технологий, учитывая тот факт, что ко многим современным учебникам уже в комплектацию входят дополнительные материалы в виде мультимедийных учебных пособий, таких как, например, диски. Все активнее в образовательный процесс внедряются разного рода презентации, онлайн тесты, обучающие программы, и, наконец-то, Интернет-ресурсы. Все это позволяет обеспечивать на уроке необходимую наглядность, аудио-сопровождение, что позволяет расширять границы учебной информации и повышать уровень заинтересованности и мотивации и учащихся. [2]

Так как, согласно требованиям ФГОС, ученики должны уметь самостоятельно добывать новые знания, актуальность использования современных технологий не заставляет в себе сомневаться. Благодаря Интернет-ресурсам, ученики могут находить необходимую информацию, анализировать ее, отсеивать ненужное, обобщать полученные знания и делиться ими с другими.

Рассмотрев одни из основных факторов повышения эффективности образования в школе, следует отметить, что действительно высокий уровень качества образования будет только при условии реализации этих факторов в прочной взаимосвязи друг с другом.

Список использованной литературы:

2. Ушакова В. А. Использование информационных технологий на уроках математики // Молодой ученый. – 2016. - №8. – с. 1053-1055.

3. Щербакова Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. Научю конц. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – с. 21-25


Много практики и самая необходимая теория – вот ключевая формула этой книги. Из нее вы узнаете: как пошагово внедрить систему обмена опытом в школе, за чем важно наблюдать на уроке, как преодолевать сопротивление изменениям внутри коллектива, как повысить социальный капитал школы и тем самым сделать образование более качественным и доступным. Издание адресовано директорам школ и их заместителям, заведующим методическими объединениями и учителям, которым небезразлично качество их уроков.

Оглавление

  • Введение. Вирус постоянных улучшений
  • Повысить качество преподавания: а не утопия ли это?
  • Как устроена эта книга?
  • Семь способов улучшения качества преподавания

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Семь способов улучшения качества преподавания

Этот раздел поможет читателю:

— узнать о семи основных способах организовать взаимное обучение педагогов в школе;

— познакомиться с пошаговыми алгоритмами внедрения систем обмена опытом;

— осознать возможности и риски применения каждого из них в своей школе;

— с помощью предложенных упражнений понять, кто в вашей школе подойдет на роль лидера, каких учителей проще объединить для совместной работы, как мотивировать к изменениям.

Кроме того, в разделе вы найдете листы для эффективного планирования улучшений и получите представление о педагогических идеях, которые могли бы объединить учителей.

Педагогическое мастерство учителя формируется не тогда, когда он или она изучает объемные книги по дидактике (хотя и это, вероятно, важно). Преимущественно педагоги учатся, копируя чужой опыт 7 : и положительный, и отрицательный. Например, даже если студента в педагогическом вузе обучали прогрессивным технологиям, то на практике, когда попадет в школу, он будет учить детей так, как когда-то учили его (скорее всего, не особенно прогрессивно).

Коллективное обучение позволяет совершенствовать мастерство каждого и тем самым повышать общие образовательные результаты школы.

Способ 1. Кураторская методика

Мы обнаружили, что устойчивые группы учителей создаются в тех школах, в которых много взаимных связей между парами учителей. Иными словами, сначала обмениваться опытом начинают двое, потом так или иначе из пар могут вырастать многочисленные профессиональные группы. Поэтому первая задача школьного лидера — сформировать пары учителей, которые могут друг у друга учиться, а затем увеличивать группы.

При этом просто подойти к двум учителям, директивно заставить их создать профессиональную пару и начать учиться друг у друга — пожалуй, самое неэффективное, что можно придумать. Скорее всего, это приведет к плачевным результатам: отвращению и имитации. Для эффективной работы пары нужно еще несколько ключевых элементов.

Конкретная задача на улучшение обучения. Можно долго и живо обсуждать уроки друг друга, но если у учителей нет конкретных задач, измеримых целей, высока вероятность просто потратить время зря. Один из приоритетов куратора — это ставить задачи перед участниками взаимодействий.

Кураторская методика внедряется в несколько шагов.

Шаг 3. Формулировка задания для учителей. Присутствующему на уроке учителю ставится задача отслеживать определенный аспект урока. Например, один учитель приходит на урок к другому с конкретным листом для наблюдений и фиксирует происходящее по заданному шаблону. Затем их роли меняются: второй учитель ведет урок, а первый — делает пометки в таком же протоколе.

Удачные вопросы куратора в такой ситуации:

Если бы вы были (сильным, средним, слабым) учеником на этом уроке, то чему бы вы научились?

С какими трудностями столкнулись бы?

Шаг 5. Постановка куратором новой задачи. Будет точнее сказать, что куратор решает, нужно ли учителям поработать над той же задачей (например, если есть ощущение, что простого обсуждения недоработок будет мало) или перейти к новому пункту (когда учителя все поняли и научились внедрять).

За счет постановки новых задач, отслеживания разных аспектов практики повышается профессиональная осознанность учителя, он больше внимания уделяет своей практике и реакциям ученика на свои действия.

Шаг 6. Постепенное усложнение взаимодействия между участниками. Пара (или диада) — это зачастую неустойчивая структура, так как учителя могут резко перестать обмениваться опытом без кураторских подсказок. Гораздо устойчивее и продуктивнее для школы — это группы из трех (триады) и более учителей. В таком случае в них устанавливаются определенные культурные нормы (например, стремление к постоянным улучшениям). Поэтому куратор может менять участников пар, добавлять новых учителей при условии соблюдения равных статусов.

Кураторские задачи для начинающих педагогов

Известно, что начинающий учитель видит не весь класс, а его короткую диагональ. Он редко отходит от своего стола (ведь там лежит раскрытый учебник). При этом он будет утверждать, что видит весь класс.

Предложите одному из микрогруппы посидеть на уроках другого и галочками фиксировать все вербальные (можно и невербальные) взаимодействия педагога и ученика. Для этого дайте наблюдателю пустографку с планом класса, и пусть он отмечает все обращения учителя к ученикам.


Когда после урока лист для наблюдения будет заполнен, скорее всего, окажется, что галочки стоят возле нескольких учеников, которые сидят за первыми партами и которые находятся в непосредственном поле зрения учителя.

Задание наблюдающему

В течение урока отмечать все вербальные взаимодействия с учениками, используя схематическое изображение класса (протокол наблюдений).

Это пример несложного задания, которое может довольно легко повысить осознанность учителя, то есть четкое понимание того, какие действия и зачем он совершает. Куратору при обсуждении такого задания нужно будет решить, задание какого уровня сложности нужно дать учителям во время следующего взаимного посещения урока.

Упражнение. Формирование учительских пар

Цель: это задание может стать первым шагом в развитии взаимодействий между учителями. Прежде чем начать улучшения в коллективе, важно спланировать состав его участников.

Возьмите список педагогов вашей школы и попробуйте распределить всех сотрудников по парам. К парам есть одно ключевое требование: это должны быть люди примерно одного статуса в организации. Важно, чтобы между этими людьми не было существенных личных конфликтов в настоящий момент, иначе куратору будет очень сложно совладать с такой диадой. Желательно, чтобы это были преподаватели разных предметов (хотя это и не обязательное правило).

Чтобы было проще, сначала распределите всех сотрудников по предложенным группам 10 . Если вы считаете, что какие-то педагоги не подходят ни под одну из предложенных категорий, впишите их в правую колонку.


Группу молодых педагогов определить проще всего: это те, кто пришел в организацию сравнительно недавно. С ними проще всего организовывать взаимодействия, так как они пока не обзавелись статусом и соответствующим ему защитным механизмом.

Теперь посмотрите на каждый из столбиков. Подумайте об учителях из каждой группы, ответив на вопросы:

Между кем существуют личные связи?

У кого могут быть схожие педагогические трудности?

Схожий ли у них не только профессиональный, но и личный статус?

Постарайтесь сформировать как можно больше потенциальных пар учителей для обмена опытом. Вы можете использовать и другие принципы объединения в пары: пришли вместе из другой школы, увлекаются схожими идеями и т. д.

Для каждой пары нужно еще подобрать куратора, но об этом речь пойдет чуть позже.

Цель: упражнение позволит вам лучше подготовиться к началу изменений в коллективе. Порой сложно преодолеть сопротивление учителей новым правилам и обязанностям. Планирование управленческих аргументов — один из шагов, чтобы преодолеть трудности.

Продумайте, как убедить учителей в целесообразности что-то сделать. В теории коммуникации выделяют три типа аргументации: рациональная, эмоциональная и комбинированная аргументация. Иными словами, на одних людей лучше действуют логические доводы (что позволит повысить ЕГЭ и связано со стимулирующими выплатами), к сознанию других проще подбираться через эмоции (у детей будут выше шансы на достойное будущее, это часть нашей во многом нелегкой профессии). Большинство людей все же не чисто рациональные или эмоциональные типы, поэтому эффективнее всего комбинировать аргументы.

Для каждого учителя, которого вы планируете привлечь к обмену опытом, придумайте по 2—3 рациональных и эмоциональных аргумента, которые бы соответствовали их личным интересам.

Также подумайте, какие у педагогов могут быть типичные возражения и контраргументы (например, высокая занятость, недостаточно хорошие ученики, семейные трудности и пр.). Решите, как вы будете на них реагировать.

Представив себя на месте учителя, вы сможете несколько проще убедить коллег в правильности ваших идей.

Способ 2. Педагогические туры

Согласитесь, звучит довольно романтично. У меня название этой методики ассоциируется с активным отдыхом и приключениями (в оригинале методика называется instructional rounds). Технология педагогических туров действительно одна из самых динамичных и, по моему мнению, несложных в реализации.

Ее суть заключается в том, что малая группа учителей посещает за короткое время большое количество уроков. При этом главная цель — не оценить учителя, который ведет урок, или дать ему советы, а сравнить свою практику с опытом коллег. Эта технология позволяет не обижать опытных учителей, а сохранять их реноме в коллективе. Это поможет уменьшить сопротивление учителей к выходу из комфортной зоны.

Пошаговый план

Шаг 1. Выбор попутчиков. Педагогический тур проходит в течение одного дня. Такие мероприятия рекомендуется проводить не реже чем один раз в четверть.

Сначала формируется группа из 3—5 наблюдающих плюс модератор. Наблюдающими могут быть как начинающие, так и опытные учителя. На роль модератора лучше всего подойдет уважаемый в коллективе педагог, который мог бы квалифицированно выстроить обсуждение. Эту роль может сыграть и кто-то из администрации, но важно предупредить учителей, ведущих урок, что наблюдение проводится с целью не оценить (и наказать в случае ошибки), а понаблюдать и дать возможность учителям сравнить себя с коллегами.

Среди опытных и мастеровитых учителей выбираются несколько таких, кто готов пустить участников тура на свой урок. Будет не лишним со стороны учителя сказать ученикам, что в течение урока придут другие педагоги. Учитель может объяснить, что учителя тоже учатся.

Шаг 2. Планирование маршрута. Наблюдение уроков должно быть целенаправленным. При этом все члены группы смотрят на одно и то же. Чтобы выбрать правильный объект для наблюдения, нужно удостовериться, что выполнены следующие условия:

группа наблюдает за конкретным педагогическим аспектом;

результаты можно точно зафиксировать, то есть это что-то наблюдаемое, а не просто мнения;

наблюдаемый аспект педагогической действительности потенциально можно улучшить;

наблюдаемое соответствует широким педагогическим целям школы;

улучшение навыка проведения педагогических туров действительно может быть важным для достижения успеха учащимися.

Шаг 3. Организация тура. Группа учителей вместе с модератором стучится в дверь и максимально бесшумно располагается в классе, не мешая ходу урока. Наблюдение ведется в течение 15—20 минут (то есть за время одного академического часа группа учителей посещает 2—3 занятия). Обычно группа должна посетить 5—6 учителей за день.

Модератор следит за временем, по истечении наблюдения группа благодарит учителя и учеников и переходит в следующий класс. Такая организация позволяет понаблюдать за многими коллегами. При этом акцент делается на одном очень конкретном аспекте (будь то вопросы, задаваемые учителем, или то, как он использует пространство класса), что дает возможность получить общее представление за очень короткое время.

Но важно помнить, что при посещении группа наблюдает, а не оценивает учителя. Никто не должен давать учителю обратную связь, если тот прямо об этом не попросит.

Сначала учителя описывают, что они видели (например, учитель 6 раз задал репродуктивный вопрос и 15 раз — продуктивный; 10 учеников слушали объяснения учителя, трое смотрели лишь в свои телефоны или планшеты). Ведущему рекомендуется следить за тем, чтобы в дискуссии не было оценочных суждений. Важно обсудить, что делал учитель и чем при этом занимались ученики.

Затем группа анализирует данные (Есть ли какие-то повторяющиеся модели поведения? Как можно сгруппировать данные?).

Затем на этапе анализа педагоги используют таксономию вопросов Блума 11 , на основе которой они вели наблюдения. Оказывается, что большинство вопросов нацелены на воспроизведение информации (иными словами, были репродуктивными).

Опытный учитель на этапе предсказания говорит, что если бы он был учеником на этом уроке, то это дало бы ему существенные навыки глубинного понимания текста. Но другие учителя с ним не соглашаются. Они считают, что на основе наблюдений можно сказать, что дети учились находить конкретные, не обязательно связанные факты в учебнике. Это возражение заставило учителей задуматься, что они подразумевают под глубинным пониманием текста и какие типы работы могли бы это развивать. Учителя в сообществе пришли к выводу, что глубинное понимание достигается за счет интерпретации, анализа текста, поиска главного. При этом трудно сказать, научатся ли дети понимать текст только при помощи вопросов на воспроизведение информации 12

Читайте также: