Эксперты считают что технологическое образование в школе должно реализоваться следующими средствами

Обновлено: 04.07.2024

1. Учащиеся по описанию самостоятельно проводят процедуру демонстрационного эксперимента (но без предварительного объяснения учителем теоретического материала). Цель такой работы – обнаружение нового свойства или нового эффекта.

В практическом плане это выглядит как, например, опытное изготовление всеми учащими класса собственных моделей кораблей (из фольги одинакового для всех размера) с максимальной грузоподъемностью и совместная формулировка вопроса, в котором зафиксирована содержательная проблематика обнаруженного эффекта.

3. Следующий шаг работы с исследовательским заданием – работа с текстом учебника как текстом-ответом на сформулированные самими школьниками вопросы. Предварительно возможно высказывание гипотез о природе данного эффекта, самостоятельное (в масштабах класса) выявление общих закономерностей.

4. В завершении обязательным этапом учебной работы в рамках исследовательского задания является проведение рефлексивного анализа проделанных шагов, выделение этапов работы и, тем самым, норм исследовательской деятельности.

В рамках социально-гуманитарной предметности при решении исследовательского задания от учащихся ожидается готовность самостоятельно действовать в соответствии с заданной нормой исследования (исследовательской процедурой) и предложить собственную интерпретацию изучаемого события, текста (например, описание битвы на Куликовом поле глазами путешественника-исследователя из Китая, Западной Европы, Ближнего Востока).

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование эксперимента для проверки гипотезы;
  • анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них;
  • планирование результата;
  • проведение эксперимента;
  • конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта, изготовление моделей по собственному замыслу;
  • составление таблиц, графиков, диаграмм (для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследований, графического изображения законов, для установления связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных);
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
  • решение задач в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

Учебные исследования

Независимые линии в рамках учебных исследований:

- открытие и освоение этапов исследования, методов исследования как внешне заданных норм на предметном материале учебных дисциплин;

- исследовательское творчество (лично мной сформулированный вопрос, лично мной выделенная проблема, лично мной сформулированная гипотеза и др.)

Исследовательское задание

  • Исследовательское задание представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, внутри которой исследовательская проблематика теоретического характера, исследовательская задача, способы и средства исследовательской деятельности уже заданы, однако результат не известен.
  • В рамках дисциплин естественнонаучной направленности от учащихся ожидается готовность воспроизвести по описанию эту ситуацию и самостоятельно обнаружить особенности изучаемого явления.

Исследовательская задача

  • Исследовательская задача представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, в границах которой учащимся необходимо (при поддержке педагога) выделить проблему (в ходе анализа известных из истории практических затруднений; возникших противоречий между существующей теорией и новыми фактами), сформулировать проблемный вопрос, предложить версии решения, осуществить их проверку.
  • Рефлексивные процедуры в ходе решения исследовательских задач направлены на выделение этапов деятельности, на оценку точности выделенной проблематики, точности сформулированного проблемного вопроса, эффективности предложенных способов проверки выдвинутых предположений.
  • Исследовательская задача открывает собой одну из глав учебной программы; направлена на открытие закономерности или закона, вначале в виде гипотетических предположений и их проверки, затем в виде выводов и оформлением итоговой формулировки.

Роль и функции педагога при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся существенно отличаются от тех, которые учитель выполняет при традиционной трансляции информации ученикам [3]. В исследовательском и проектном обучении педагог из ментора превращается в консультанта, помощника, соратника начинающего исследователя. Все это изменяет и расширяет предметно-профессиональное поле педагога, требует от него хорошую не только предметную, но и общую эрудицию, умения, необходимые для осуществления исследовательской и проектной работы (видение проблемы, сбор и обработка информации, выдвижение и проверка гипотезы, планирование, проектирование и прочее), способности инициировать актуальные для учащихся проекты, вовлекать ребят в учебное исследование или проект и увлекать их активным способом познания.

В связи со сказанным возникает необходимость целенаправленной подготовки и методического сопровождения практикующих учителей, организующих учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся в школе.

Перед педагогами, организующими учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся, стоят следующие проблемы:

- диагностика исследовательских и проектных способностей и умений обучающихся, выявление сферы познавательного интереса ребенка, психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- адаптация предметного или межпредметного содержания для учебного исследования или проекта;

- отбор эффективных средств, форм, приемов организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

- управление учебно-исследовательской деятельностью учащихся, проектной деятельностью;

- разработка системы оценивания процесса и результата учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Исследовательская и проектная деятельность тесно связаны с индивидуальными возможностями и особенностями учеников. Действительно, от того, какими исследовательскими, проектными и другими познавательными умениями владеет учащийся, зависит оптимальный вариант его включения в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, учитывающий готовность к отдельным этапам деятельности, степень его самостоятельности, рекомендуемые формы исследования, а значит, и целенаправленное создание условий для эффективного развития ученика. Поэтому, прежде чем включить учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, необходимо определить их начальный уровень, отражающий природные способности, приобретенные опыт и умения осуществлять отдельные элементы исследовательской или проектной деятельности.

Наиболее типовыми для учащихся являются недостаточно развитая потребность в преодолении познавательных затруднений, слабая мотивация к проведению исследования и работе над проектом. Мотивационными стимулами от содержания могут быть новые для обучающихся факты, исторические сведения, практическая значимость, внутри- и межпредметные связи, дополнительные исследовательские вопросы, самостоятельно выбранные обучающимися в соответствии с собственными интересами и возможностями. Благоприятны для развития мотивации также разнообразные формы учебного исследования, различные виды проектов и проектных продуктов, учет сферы интересов учащихся, исследовательских возможностей учеников, подчеркивание учителем значимости исследовательской и проектной деятельности и результата учебного исследования, одобрение одноклассников, родителей, администрации школы, общественности. Создавать в школе соответствующую мотивирующую атмосферу помогает и взаимодействие с социальными партнерами ― вузами города, другими организациями образования и культуры. Преподаватели, аспиранты, магистранты, прочие сотрудники могут осуществлять экспертизу исследовательских проектов учащихся школы, консультировать по выбору актуальных проблем исследования и тем проектов, осуществлять совместные проекты в рамках внеурочной деятельности [3].

Еще одна проблема - низкий уровень владения учащимися общими и специальными исследовательскими и проектными умениями, необходимыми для включения в учебное исследование и проектную деятельность. Однако развить эти умения возможно лишь при непосредственном осуществлении учащимися названных видов деятельности. В связи с этим необходимо специальное обучение учащихся отдельным элементам учебного исследования, проекта. Для реализации данного требования целесообразно предлагать задания, моделирующие отдельные этапы учебно-исследовательской или проектной деятельности. Такие задания позволяют акцентировать внимание учащихся на особенностях каждого этапа деятельности, тренироваться в осуществлении этапов отдельно, не затрачивая времени на весь громоздкий цикл исследования или проектирования. После такой работы при переходе к целостному исследованию учащийся уже не будет новичком в преодолении единичных трудностей и сможет более эффективно заниматься связным исследованием, работать над проектом. Это важно и с психологической точки зрения, чтобы не вызвать реакцию непосильности задания. Следующим обязательным этапом является организация целостных исследовательских работ или проектов. На этом этапе учащиеся индивидуально или в группах, с большей или меньшей степенью самостоятельности, регулируемой учителем, проходят весь путь по созданию своего проекта. Чаще всего эта работа уже выходит за рамки учебного времени и может осуществляться в школьном исследовательском клубе. Результаты могут представляться на школьных или межшкольных конференциях, конкурсах, чтениях, в вузах-партнерах.

Для системного включения в образовательный процесс целостных учебных исследований и проектов необходимо разработать и апробировать:

- каталоги аннотированных тем проектов по различным дисциплинам и на межпредметном содержании;

- систему оценивания, учитывающую не только полученный результат (продукт проекта), но и процесс работы над проектом, самооценку учащимися своей деятельности;

- различные схемы работы учащихся над проектом в зависимости от их возможностей;

- управленческие документы, например, типовое положение об организации и проведении конкурса проектов, положение о проведении школьной научно-практической конференции, устав и программу работы школьного научного общества, договор о взаимодействии с социальным партнером и прочее [10].

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проблема выбора технологии, методики проведения урока должна решаться учителем с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов с целью повышения эффективности учебного занятия.

Изменения в образовательной системе нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образования. Внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. Инновация – это внедрение нового. Под нововведением понимают целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную единицу, приводящий к появлению новых стабильных элементов. Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса. Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельноблочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология.

Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило, изменяет, изменит образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся. Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, здоровьесбережение, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.

То же можно сказать и об организации проектной деятельности учащихся, где основную информацию к подготовке проекта они получают из компьютера. Появляется возможность сформировать компьютерный банк проектов: сведения об объектах труда и образцы уже выполненных проектов. Это позволит оптимизировать проектную деятельность учащихся. Высока роль применения на уроках технологии различных электронных справочников, энциклопедий, программ. Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности. Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.

Метод интеграции, который способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения. В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.

Инновационные методы – это методы, позволяющие нашим ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии. Таким образом, радикально меняются требования к профессионально-педагогической компетенции учителя: крайне важно умение пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации. При этом учитель нуждается в помощи, а именно - повышении своей квалификации (стажировки, участие в проведении конференций и семинаров, самообразование и т.д.) Повышение уровня квалификации учителя связано с затратами большого количества труда и денежных средств, а поэтому должны соблюдаться принципы рыночных отношений, один из которых – принцип эквивалентного обмена - чем больше затраты труда, тем выше оплата труда.

В условиях сельской местности школы реализация потребности в повышении квалификации сталкивается у учителя со многими трудностями: Во-первых, учитель-предметник в сельской школе представлен, особенно в малокомплектной школе, в единичном числе. В такой школе невозможно организовать внутришкольные методические объединения. Учителям труднее поддерживать постоянную связь с областными институтами повышения квалификации, областными и районными библиотеками из-за удаленного расположения сельских школ. Приобретение новой литературы ограничены по причине отсутствия специализированных точек продажи. Возможности доступа к сети Интернет желают так же пока быть лучшими из-за технических возможностей и отдаленности от райцентра. Во-вторых, систематическая подготовка. Для представителей многих профессий длительный практический опыт прибавляет мастерства. Вместе с тем исследования показывают, что стаж педагогической работы прибавляет мастерства лишь первые 5-7 лет, а потом если учитель не продолжает учиться (курсы повышения квалификации, переподготовка, получение второго высшего образования), стаж дает мало. Требуется обновление знаний, изучение новых фактов, научных тенденций для поддержания высокого уровня преподавания. В сельской местности этот процесс сопряжен с дефицитом свободного времени и многопредметным преподавание. У сельского учителя меньше свободного времени, так как выше общая трудовая нагрузка из-за необходимости больше времени и сил тратить на ведение домашнего хозяйства (а именно – приусадебное хозяйство), потому что уровень заработной платы не высокий, даже не смотря на 25 % прибавку за работу на селе.

Следующая проблема сельского учителя - многопредметное неродственное преподавание предметов, которое также не способствует профессиональному росту учителя. Преподавание нескольких предметов неизбежно порождает подготовку учителя к урокам по нескольким различным предметам. Возникает необходимость в дополнительном наборе знаний. Для того, что бы устранить это негативное явление необходимо получение второго высшего образования и курсовую переподготовку по требующимся специальностям, что связано с временными и денежными затратами.

Ну что ж, будем пробовать, будем ошибаться, будем учиться – будем учить! Наверное, с нас будет вести отчет новая система образования, отвечающая запросам времени и общества. Не самая плохая миссия современных учителей!


1. Шайденко Н.А., Сергеев А.Н. Становление технологического образования: мировой опыт // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 4. С. 21-23.

3. Арефьев И.П. Технологическое образование в школе и педвузе: проблемы и стратегия его развития // Сибирский педагогический журнал. 2002. №. 3 С. 409-418.

4. Арефьев И.П. Технологическое образование – ресурс социализации личности // Научный поиск. 2018. № 3. С. 24-28.

5. Reddy V., Ankiewicz P., Swardt E., Gross E. The Essential Features of Technology and Technology Education: A Conceptual Framework for the Development of OBE (Outcomes Based Education) Related Programmes in Technology Education. International Journal of Technology and Design Education. 2003. Vol. 13. No 1. P. 27-45. DOI: 10.1023/B:ITDE.0000039568.05480.c3.

6. Серебренников Л.Н., Мейер К.Д. Состояние и тенденции развития технологического образования в зарубежных странах // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 4. Т. 2. С. 47-54.

7. Махотин Д.А. Развитие технологического образования школьников на переходе к новому технологическому укладу // Образование и наука. 2017. № 7. Т. 19. С. 25-40. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-7-25-40.

10. Галеева В.Р. Роль и место цифровизации в экономическом развитии // Московский экономический журнал. 2019. № 13. С. 225-232. DOI: 10.24411/2413-046Х-2019-10316.

11. Хотунцев Ю.Л. Пути совершенствования технологического образования в школах Российской Федерации // Социальное партнерство как эффективный механизм формирования образовательного пространства: сборник материалов международной научно-практической конференции (Брянск, 23-25 мая 2017 г.). Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2017. С. 14-20.

Технологическая подготовка обучающихся, а именно усвоенная система знаний, умений и навыков работы в условиях, приближенных к реальной жизни [1, с. 22], способствует эффективному формированию ключевых компетенций, необходимых для решения практических задач, и готовности действовать в проблемной ситуации, в том числе экстремально-технологической, в групповом взаимодействии с персональной ответственностью за свои непосредственные обязанности на рабочем месте, и развитию умений принимать социально важные решения. Однако низкий общественный статус технологического образования является отражением его роли и места в подготовке подрастающего поколения и напрямую зависит от соответствия структуры и содержания обучения потребностям обучающихся и задачам инновационного развития общества. Необходимо отметить, что существующая в настоящее время негативная тенденция занижения роли воспитательного, развивающего потенциала технологического образования обучающихся детерминирует проявление у обучающихся таких личностных качеств, как безответственность, бездуховность и материалистичность [2, c. 198].

Цели исследования: изучение опыта технологического образования зарубежных стран и выявление возможных путей устранения недостатков в технологическом образовании в образовательных организациях России и его совершенствования в соответствии с направлениями развития общества.

Материал и методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, оригиналов нормативных документов; информации с интернет-сайтов министерств образования; наблюдение, анализ и обобщение опыта работы учителей технологии; сравнение систем технологической подготовки в различных странах по определенным критериям.

Анализируя зарубежный опыт развития технологического образования, отметим, что в технологическом образовании Германии преобладают модели с ориентацией на будущие технологии и базовые инновации, на общую технологию и взаимосвязь естественных наук, техники и общества. Это связано с социально-экономическими особенностями данной страны. Отметим, что увеличение продолжительности обучения в образовательной организации предполагает сравнительно высокий уровень начальной профессиональной подготовки, который через систему аттестации на рабочие специальности создает условия повышения социальной адаптации молодежи [6, с. 49]. Таким образом, достаточно интенсивная и эффективная технологическая подготовка обучающихся в Германии способствует вовлечению молодежи в сферу экономики и производства, а также успешному функционированию в ней, что позволяет стране непрерывно находиться в числе самых экономически развитых стран мира.

В системе технологической подготовки Великобритании довольно четко выражено использование модели с ориентацией на технико-конструктивную деятельность (дизайн). На первый взгляд, это может показаться необоснованным, так как социально-экономические условия страны диктуют необходимость использования моделей, направленных на промышленность, производство и инновации. Анализируя технологическую подготовку обучающихся в Великобритании, можно сделать вывод, что, несмотря на некую несогласованность социально-экономических условий с технологическим образованием, данная модель действует достаточно эффективно и готовит молодежь к использованию быстро меняющихся технологий будущего.

В Японии считают, что для практического обучения должна быть создана безопасная образовательная среда. Необходимо формировать у обучающихся навыки соблюдения правил техники безопасности, особенно при работе с открытым пламенем, инструментами и материалами, уделять внимание вопросам безопасности и гигиены. Также следует уделять внимание совершенствованию учебной деятельности обучающихся, предлагая им такие виды деятельности, как систематизация и обсуждение результатов практических работ, связанных с традициями в одежде и питании; обдумывание и представление в устной или письменной (таблицы, графики) форме и использование освоенных понятий и представлений для решения проблем. Следует заметить, что эти значимые для Японии аспекты в системе технологической подготовки практически не рассматриваются. Отсюда можно сделать вывод, что технологическое образование не в полной мере связано с экономикой и промышленностью страны. Главными структурными факторами являются наука и образование, поэтому им уделяется особое внимание.

Многоплановость технологического образования в России предусматривает формирование соответствующих разделов, для этого может быть использован зарубежный опыт развития системы технологического образования. Чтобы добиться достойного результата при обучении школьников данному предмету, следует применять различные модели на разных этапах и уровнях обучения технологии.

Рассмотрев опыт технологического образования в зарубежных странах, выделим самые эффективные модели и направления технологического образования этих государств, которые могут быть использованы в России [7, 8]. По нашему мнению, определяющим является технологическое обучение в старших классах, так называемая предпрофильная подготовка. Старшая школа должна углублять технологическую грамотность, формировать элементы технологической культуры. Следует ввести обязательные курсы и курсы по выбору, в которые будут входить наиболее актуальные направления трудовой деятельности, мотивирующие к выбору профессии. Таким образом, формирование качеств трудовой и технологической деятельности должно осуществляться в процессе базовой и вариативной подготовки. Также удачной идеей является участие старшеклассников в комплексной практике.

В средней школе необходимо формировать умения использовать, понимать технологию и управлять ею (развить так называемую технологическую грамотность) путем внесения дополнений к основной программе, развивающих данные качества. Сопоставив структуру и содержание технологической подготовки обучающихся с экономикой и производством различных зарубежных стран, можно сделать вывод, что в большинстве рассмотренных государств технологическое образование определенным образом связано с экономикой и производством страны. В таких экономически развитых странах, как США и Германия, модель технологической подготовки школьников строится в соответствии с прогрессивной, индустриальной и постиндустриальной экономикой и развитым, инновационным, многоплановым производством. Аналогичную модель технологического образования выстраивает и Израиль. В таких странах, как Швеция, Норвегия, Финляндия и Дания, технологическое образование ориентировано в большей степени на ручной труд [9], что не в полной мере отражает реальное состояние экономики и производства в данных странах. На другие существующие направления экономики и производства технология ориентирована в меньшей степени.

Исходя из вышесказанного выделим пути совершенствования технологического образования в соответствии с перспективными направлениями развития общества, науки и производства.

Заключение. Таким образом, проведя исследование зарубежного опыта построения и реализации технологического образования, а также проанализировав основные проблемы и перспективы технологической подготовки школьников в России, мы выявили следующие тенденции.

На странице открытых обсуждений можно обмениваться мнениями по актуальным вопросам развития образования.

Закрытый форум предназначен только для участников Экспертного совета и доступен после регистрации на портале и подтверждения доступа к закрытому форуму.

Я работаю учителем технологии в общеобразовательной школе № 54 г.Кирова четвёртый год. До этого 23 года работала учителем технологии в межшкольном учебном комбинате. За этот период очень наглядно просматривается снижение интереса к предмету, к изготовлению чего-либо своими руками, в целом к рабочим профессиям. Сейчас уже не только современные ученики, но и их родители (в основной своей массе), совершенно не владеют технологическими навыками, необходимыми не только в профессиональной деятельности, но и в семейной жизни.
Предмет технология в школах считается второстепенным, может быть, ещё и потому, что по нему не сдают экзамен. Даже со стороны администрации раньше было высокомерно-пренебрежительное отношение. Сейчас в нашей школе сменился директор, им стал учитель технологии. Хочется думать, что поменяется всё кардинально! Но для этого нужны большие средства, которых пока нет. Со дня постройки школы в кабинете не было капитального ремонта, это 42 года! В одном кабинете площадью 48 кв.м проходят все уроки, нет отдельного кабинета кулинарии. Оборудование старое: ручные машины 22 класса ПМЗ - 7 штук . Нет не только проектора, но и компьютера! И это не какая-то глухомань, а обычная школа в рабочем районе города!
С интересом ознакомилась с концепцией технологического образования Ю.А.Хотунцева. Считаю просто необходимым отводить не менее 2-х часов в неделю на изучение технологии с 1 по 11 классы. В пятый класс приходят дети, которые не могут научиться завязывать узелок на конце нитки. А мы должны сделать с ними 4 проекта за год! Я считаю это излишним! Одного проекта вполне достаточно! Если нужно 4 проекта, тогда надо добавлять часы на проектную деятельность! Иначе опять половина времени будет потрачена на теорию. Не остаётся времени, чтобы сшить нормальный фартук с нагрудником, как это было до введения ФГОС. Тот примитивный фартук без нагрудника, который предложен в новом учебнике технологии, никому не нужен. В нём даже нельзя работать на уроках кулинарии! Где здесь мотивация?! Это мнение большинства учителей технологии в нашем городе.
Что касается проектной деятельности, она необходима и очень мне нравится! Я совмещаю изучение раздела "Художественные ремёсла" и выполнение проекта. Можно сказать, что изучаем этот раздел методом проектов. Это даёт возможность ученику проявить все свои таланты, лучше осознать весь процесс создания новой модели. Приветствую добавление часов на черчение и графику в 8 и 9 классах. Они необходимы для дальнейшего обучения в ВУЗах и для любой профессиональной деятельности!
Щемелёва Людмила Ивановна.

Перо — шариковая ручка, счеты — калькулятор, доска — интерактивная панель. Технологии приходят в школы, становятся доступны ученикам. Процесс обучения модернизируется, и постепенно меняется вся система образования.


В Музее истории информационных технологий и вычислительной техники московской школы № 1368

Каждое новое техническое изобретение облегчает жизнь, отнимая при этом развивающий фактор прикладных технологий, считает доктор филологических наук, специалист по истории российского образования Алексей Любжин. Так, за возможность быстрого набора текста приходится расплачиваться развитием мелкой моторики, а электронные переводчики ограничивают творческий подход к изучению языков. Появление технологий влияют и на память. Зачем все держать в голове, если в любой момент информацию можно найти в глобальной сети. С технологиями можно успешно работать только с накопленными традиционными знаниями в голове, отмечает эксперт.

От пера до VR-очков

Образовательный процесс в XX веке, с точки зрения технологий, менялся, но медленно. Началось все с шариковой ручки. Она пришла на смену перьевой, хотя ее долго не “пускали” в школы. Затем появились калькуляторы, потом переводчики, и процесс остановить уже было нельзя: компьютеры, интерактивные доски, VR-очки.

Как ни странно, обыкновенная шариковая ручка в середине прошлого века наделала много шума. За текст, написанный ей, можно было и пару схлопотать. Долго в школах ее не жаловали, даже запрещали. Медики утверждали, что, когда ребенок выводит буквы шариковой, он задерживает дыхание, происходит даже сбой сердечного ритма. Да и вообще, куда ей тягаться с перьевой, которая вырабатывала красивый почерк и активизировала работу мозга и мелкую моторику. Зато с шариковой ускорился процесс письма, канули в лету чернильницы, кляксы и промокашки. Плюсы пера неоспоримы, и в некоторых современных школах в началке вернулись к перьевым ручкам, которыми первоклассники учатся выводить слова.

Затем в школы пришел калькулятор. В привычном для нас виде он появился в 1960-х годах. Первый же советский микрокалькулятор разработали в 1977-м. Сейчас счетная машинка есть в любом гаджете – им пользуются школьники. Это облегчает жизнь, но приводит к постепенной утрате детьми навыков устных, да и письменных вычислений. Ученикам становится сложнее определить правильность расчетов и найти ошибку в примере.


Абак – древняя счётная доска для арифметических вычислений. Экспонат из музея московской школы № 1368

Первые карманные переводчики, появившиеся примерно в середине 1990-х годов, ускорили процесс перевода, но минимизировали творческий подход: школьники стали меньше переводить сами, подбирая возможные варианты. Машинные переводы, конечно, оставляют желать лучшего. Электронные переводчики не видят разницы в употреблении синонимов, допускают ошибки в порядке слов, числе и роде. Перевод – это все-таки искусство, требующее начитанности, кругозора, навыков правильно строить предложения.

Современности образовательному процессу добавили интерактивные электронные доски, которые связаны с компьютером. Они повышают эффективность образовательного процесса: детям на интерактивной доске работать интереснее, а учителям – экономия времени. Интерактивный урок можно быстро подкорректировать на компьютере и использовать в разных классах.

Отдельного внимания заслуживает история внедрения в образовательный процесс компьютерных технологий. Попытки разработать программу информатики в советских школах с математическим уклоном начались в 50-х годах XX века. Однако в то время учителя не обладали должным уровнем подготовки, а в школах не было оборудования. Обязательным предметом информатика стала лишь в 1985 году. В это время в СССР начали собирать персональные компьютеры, в массовое производство запустили несколько моделей и технологии плавно перетекали в учебный процесс. Поначалу преподавали информатику учителя естественных наук, инженеры, программисты НИИ. Ученики изучали основные возможности и компоненты ЭВМ, варианты их применения и основы программирования. Сейчас учебу без компьютеров представить уже невозможно. Как и другие нововведения, компьютеры привнесли в учебу скорость и удобство, позволили забыть о словарях и энциклопедиях, сделали возможным продолжить дистанционно учебный процесс во время карантина весной 2020 года. Появились и такие возможности, как онлайн-доски для мозговых штурмов, когда несколько учеников одновременно пишут в них со своих компьютеров.

Техническая эволюция в музее и на практике

Вся эта техническая эволюция, которая изменила школьное образование, представлена в Музее истории информационных технологий и вычислительной техники московской школы № 1368. Более тысячи экспонатов родители и педагоги собирали не один десяток лет: счетные палочки Непера, раритетный столетний арифмометр Однера, прадедушка счетной доски – абак, старые компьютеры, материнские платы, ретро-фотоаппараты, винтажные пишущие машинки, микрочипы. На уроках информатики старшеклассники разбирают ЭВМ, чтобы узнают как трансформировалась вычислительная техника.

– Школьники могут сравнить, что и как улучшилось, а без прошлого нет будущего, – говорит учитель информатики школы №1368 Александра Синицына.


Модели, распечатанные на 3D-принтере

В школах появляются новые технологии, детям нужны новые знания, которые им дают на новых предметах. Например, на уроках по геймдизайну учитель столичной школы №2065 Денис Жеребятьев учит ребят создавать компьютерные игры, рисовать и оживлять персонажей, разрабатывать приложения для операционной системы, на 3D-принтере сканировать и печатать модели разных предметов, скажем, скульптуру для школьного музея Великой Отечественной войны, учит их рисовать 3D-мультфильмы. А на уроках по 3D-моделированию и прототипированию рассказывает ученикам, как с помощью компьютерных программ создавать объемные модели любых предметов – зданий, техники, космических станций.

Несмотря на прогресс, необходимо продолжать развивать базовые навыки и умения. Конечно, можно записывать все в гаджете, но при этом продолжать практиковать письмо от руки, ведь оно помогает концентрироваться и запоминать информацию, заставляя мозг относиться к процессу внимательнее. Привычка записывать свои мысли и переживания на бумагу снимает стресс и тренирует мозг. Писатель Трумен Капоте признавался, что, начиная работать над новым романом, сначала всегда делает записи от руки.


Обучение геймдизайну

Учитель геймдизана и 3D-моделирования школы №2065 Денис Жеребятьев тоже считает, что нельзя учить детей только работе с технологиями. На уроках он старается работать в паре с другими учителями. Например, учитель рисования учит чертить от руки, а Денис Игоревич рассказывает, как применять эти знания в работе на компьютере. Или учитель физики и астрономии рассказывает детям о том, что такое гравитация и какие законы действуют в космосе, а на занятиях по геймдизайну ученики создают космическое пространство.

– Если бы мы пытались реализовать этот проект без учителя физики, у учеников в голове была бы каша, – говорит педагог.

Несмотря на то, что технологии делают учебный процесс быстрее и интереснее, роль учителя как основного фактора эффективного образования никуда не уходит. Научить основным навыкам и заложить базовые знания никто, кроме педагога, не сможет. Технологии-технологиями, но личность учителя всегда будет занимать центральное место в образовательном процессе.

Читайте также: