Почему учебный проект можно считать дидактическим средством обучения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Старо-Семёнкинский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Старый Маклауш муниципального района Клявлинский Самарской области

как одна из форм продуктивного обучения в

Трифонова Ольга Фёдоровна,

учитель начальных классов

Глава 1. Понятие метода проектов.

Глава 2. Классификация метода проектов

Глава 3. Организация работы над проектами на уроках

«Если сам ученик выработает мысль,

самостоятельно освоив новое знание, то мысль

Глава I. Метод проекта. Учебный проект .

Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки у учащихся, а именно, учить:

- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

- планированию содержательной деятельности ученика;

- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

- представлению результатов своей деятельности и хода работы;

- презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

- поиску и отбору актуальной и необходимой информации для усвоения необходимого знания;

- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

В процессе работы учащиеся вовлекаются в так называемую проектную деятельность, направленную на освоение профессионального опыта проектировщиков, конструкторов, дизайнеров и т.д. и овладение специальными (креативными) умственными действиями и операциями.

Проекты лучше осуществлять внеурочно или урочно-внеурочно, то есть часть работы проделать на уроке (например, погружение в проект), остальное сделать вне уроков.


Преимущества метода перед другими педагогическими технологиями:

  • Высокая активность учеников
  • Самостоятельная познавательная деятельность учеников
  • Самостоятельная ценность реализованных проектов
  • Глубина и объем полученных знаний не сравним со стандартными методами
  • Вырабатывается устойчивый интерес к предмету исследования и к процессу изучения наук вообще
  • Учитель должен владеть психолого-педагогическими приемами организации работы (тренинговые методики)
  • Индивидуально-ориентированная система организации работы
  • Большинство проектов требует времени, значительно превышающего время урока.


Особенности:
Учитель перестает учить в обычном понимании слова, он становится координатором процесса самообразования.

Требования, предъявляемые к организации учебного проекта

  • Проект создается по инициативе учащихся и должен для них и для ближайшего окружения.
  • Решаемая с его помощью проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно, и теоретическое) значение.
  • Работа учащегося над проектом является самостоятельной (поиск информации, которая затем обрабатывается и представляется), носит исследовательский характер.
  • Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы.
  • Проект планируется и разрабатывается заранее исходя из конкурентных целей и задач; изменения допускаются в процессе его осуществления.

Основные этапы работы над проектом.

Погружение в проект (подготовительный этап)

Мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение его цели и задачи

Коллективное обсуждение предложенной для изучения информации целеполагания, выбор вида и способа деятельности для достижения поставленной цели, создание проектных групп

Постановка проблемы, мотивация и объяснение цели проекта, оказание помощи в создании проектных групп.

Отбор источников информации и выбора способов представления конечного результата деятельности

Планирование деятельности, определение сроков, выбор формы представления результатов и распределение обязанностей в каждой группе (в зависимости от выбранной индивидуальной темы исследования)

Необходимая консультационная и организационная помощь.

Работа с источниками информации: анализ и обобщение полученных сведений

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Интернет. Проведение исследования, выполнение практических заданий.

Помощь в текущей поисковой, аналитической и практической работе. Организация консультаций. Наблюдение.

Результаты и выводы

Анализ полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов

Анализ и синтез найденной информации, формулирование выводов. Консультация с учителями -предметниками. Оформление результатов, подготовка материалов для защиты проекта, создание презентации

Консультационная и методическая помощь в подготовке презентации. Организация консультаций с учителями-предметниками.

Презентация (защита проекта)

Открытый отчет участников проекта о проделанной работе

Демонстрация результатов проделанной работы каждой проектной группой в форме принятой в ходе проектирования

Участие в обсуждении

Оценка процессов и результатов работы

Оценка конечного результата коллективной деятельности. Анализ и обобщение результатов работы в целом

Оценка участниками групп индивидуального вклада каждого члена в реализацию проекта, а также всей группы. Самооценка реализации поставленных целей

Участие в коллективном анализе и оценке результатов

На последнем этапе проектирования важным является вопрос оценивания проекта, когда и обучающиеся и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности. Здесь обязательно включение промежуточного контроля и оценивание на всех этапах выполнения проекта. Особое внимание необходимо уделить оценке результатов работы самими обучающимися. Для оценивания деятельности учащихся удобно использовать таблицу.

Оценка деятельности учащегося

- актуальность темы и предполагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы

- объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность

- уровень творчества, оригинальность темы, подходов, предполагаемых решений

- аргументированность предполагаемых решений, подходов, выводов

- качество записи, оформление по стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков

- качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность, убежденность

- объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи

- культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, чувство времени, импровизация, удержание внимания аудитории

- ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, стремление использовать ответы на вопросы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы

- деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, доброжелательность, контактность

Таким образом, в критерии оценивания должны входить актуальность темы, объем и полнота освещения решаемой проблемы, степень самостоятельности при выполнении проекта, аргументированность предполагаемых решений, подходов выводов, качество оформления работы, а также качество публичного выступления.

Глава II. Классификация проектов по математике

Важную роль в организации проектной деятельность учащихся играет умение учителя определить тип проекта, определить в нем приоритетное направление и разработать цель, содержание, методику реализации.

Типы проектов по математике

Форма конечного продукта

По доминирующей деятельности обучающихся

Практико – ориентированный проект

Направлен на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика

Цель проекта заранее определена, а сам проект может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, город

Учебное пособие, сборник рекомендаций и др.

По структуре напоминает научное исследование (не предполагает открытие нового математического знания, новизна только для исполнителя проекта)

Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью её обобщения и представления широкой аудитории

Публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов

Такие проекты, как правило, не имеют детально продуманной структуры совместной деятельности учащихся

Школьная газета, видеофильм, игра, праздник, выставка, альманах и др.

Наиболее сложны. Обучающиеся берут на себя роль литературных или исторических персонажей, выдуманных героев

Цель: воссоздание различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.

По предметному содержанию

Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания и деятельности

Учитель-предметник руководит, учитель другой дисциплины - консультант

Выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания

0дин урок или менее

Наиболее продуктивны на уроках

На уроках происходит координация работы групп. Основная работа (подбор информации, изготовление продукта, подготовка презентации) осуществляется во внеклассной деятельности.

Выполняется в группе в ходе проектной недели

Выполнение занимает 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы ( лекции, эксперименты) с внеклассной (экскурсии, экспедиции)

Выполняются как в группах, так и индивидуально

Ученические научные общества. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время.

В процессе создания продукта происходит формирование следующих уровней компетентности ученика:

  1. Уровень исполнительской компетентности (правильное создание информационного продукта, преобразование его по схеме, разработанной под руководством учителя);
  2. Уровень технологической компетентности (правильное создание информационного продукта по схеме, самостоятельно спланированной учащимися, и понимание возможностей его преобразования);
  3. Уровень экспертной компетентности (умение обоснованно, качественно оценить самостоятельно созданный информационный продукт, указав его достоинства и недостатки)

Овладение проектированием должно происходить не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-нибудь части проекта.

В современной литературе достаточно полно освещены теоретические основы метода проектов в обучении, но не достаточно практических рекомендаций, заданий с практическим содержанием, которые можно применить в педагогической практике.

Глава III. Организации работы над проектами на уроках математики

Успешность и результативность применения метода проектов на практике во многом зависит от оптимального выбора заданий и правильно организованной работы учащихся.

Работа над проектной задачей

Под проектной задачей понимается задача, представляющая собой определенный проектную ситуацию, требующую прохождения всех (или большинства ) этапов.

Этапы работы над проектной задачей.

1. Анализ проблемной ситуации, формулирование основных вопросов (задач).

  1. Составление плана предстоящей деятельности.
  2. Разработка способов осуществления этой деятельности, обеспечивающих достижение запланированного результата, и их реализация.
  3. Формулирование и представление результатов в какой-либо форме ( в виде таблицы, блок-схемы, плана, модели, буклета и т.д.).

Спроектировать решение проблемы, поставленной в проектной задаче, означает описать последовательность действий, которые необходимо совершить для получения закрепленного результата.

В процессе решения проектной задачи ученики приобретают определенные знания и опыт проектирования применительно к решению математических проблем и при работе с математическими объектами.

Условия применения метода.

- существование некой проблемы, требующей решения путем исследовательского поиска и применения интегративного знания;

- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

- применение исследовательских методов, при выполнении проекта;

- структурирование этапов выполнения проекта,

- самостоятельная деятельность учащихся в системе выбора.

Рассмотрим задания, которые можно предложить учащимся в качестве проекта. Тип проекта: практико-ориентированные.

  1. Полосы профильного проката длиной 500 мм и 400мм необходимо раскроить для серийного производства профильного настила длиной по 60 мм и 70 мм. Как раскроить материал, чтобы максимально использовать (расходы) его и получить одинаковое количество листов профильного настила длиной 60мм и 70мм.
  2. Бункер комбайна вмещает около 15 ц зерна, ширина рабочего захвата около 5м, рабочая скорость агрегата около 5 км/ч, урожайность в среднем 35 ц с 1 га. Через равное расстояние между пунктами загрузки комбайна и время в течении которого бункер наполняется зерном?

С группой учащихся обсуждается план работы над проектом (проектной задачей).

Погружение в проект

Анализ содержания поставленной задачи; определение источников информации; выдвижение гипотез

Определение сроков выполнения задания; распределение работы между учащимися; выбор формы представления результатов

Поиск и изучение информации

Анализ и решение поставленной задачи; оформление результата

Открытый отчет на уроке; представление в виде буклета

Оценка процесса и результатов работы

Самооценка реализации поставленной задачи, степень самостоятельности при выполнении работы; анализ и оценка руководителя

Имея опыт работы с краткосрочными проектами можно практиковать долгосрочные проекты.

Задача педагога в том, чтобы в процессе выполнения проектов была реализована цепочка: от выбора темы проекта и формы его представления (индивидуальной или групповой) на основе сформировавшегося у учеников интереса до рефлексии по поводу полученных результатов.

Результаты работы показали, что моделирование учебного процесса по математике с применение метода проектов позволяет в рамках учебного процесса обеспечить внутреннюю активность ученика, выражающуюся в его стремлении с помощью своих знаний, умений, интеллекта добиться собственного успеха. Это обеспечит самореализацию ученика в учебном процессе, его личностный рост, а также высокий уровень знаний по математике. Разумеется, прежде чем переходить к методу проектов, надо научит школьников работать по образцу, научить их систематически работать с книгой. Кроме того, обучение с применение метода проектов требует определенных действий учителя, систематически вызывающих такие познавательные действия учащихся, которые характеризуются самостоятельным поиском способов раскрытия сущности новых заданий.

Главное отличие проектов в математике в том, что тема проекта в большинстве случаев не является социально значимой, а только личностно значима для обучающегося. Тем не менее, работа над проектом позволяет превратить ученика из пассивного потребителя знаний, предложенных учителем, в человека, способного добывать эти знания самостоятельно, прогнозировать свою деятельность, делать выводы, анализировать результаты. В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, формулировать и решать проблемы. Метод проектов является одним из эффективных средств, который способствует творческому развитию учащихся, формированию их собственного мировоззрения.

Данные рекомендации предназначены преподавателям математики, помогут эффективно организовать работу над проектной деятельностью учащихся.

1. Величко, М.В. Математика, 9-11 классы: проектная деятельность учащихся [Текст] / М.В. Величко - Волгоград: Учитель, 2008. - 160с.

3. Кочеткова, И.Ю. Учебно-исследовательская деятельность учащихся при изучении курса алгебры средней школы [Текст] / И.Ю. Кочеткова //Математика в школе.- 2010.-№6.- С.31-36

4. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочное время [Текст] / Т.Новикова// Народное образование. – 2000.- №7.

5. Паршева В. Учебный проект как интегративный метод обучения [Текст] / В. Паршева // Математика.- 2011.- №13. – С. 33-36.

6. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителя и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова- М.: АРКТИ, 2003.

7. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? [Текст] / Н.Ю.Пахомова // Методист.- 2004.- №1.

9. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения [Текст] / А.С. Сиденко //Завуч.-2003.-№6.

10. Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А. Ступницкая.- Ярославль: Академия развития, 2008. – 213с.

11. Торопова, З.В. Проектные задачи на уроках геометрии [Текст] / З.В. Торопова, И.И.Трушова // Математика в школе. – 2011.-№1.- С. 51-56.

12. Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И.Д. Чечель // Практика административной работы в школе.-2003.-№6.-С.24-29

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учебный проект – интегративное дидактическое средство развития профессиональных и общих компетенций обучающихся

скажи мне – и я не услышу,

Покажи мне – и я не увижу,

Наиболее эффективным способом организации самостоятельной (внеаудиторной) работы является учебный проект, который предполагает решение учебных задач с использованием разнообразных методов, средств обучения через интеграцию знаний, умений из различных областей науки, техники. Учебный проект ориентирован:

если это теоретическая проблема, то на исследовательскую деятельность, поиск и обработку информации, необходимой для ее решения;

если это практическая работа - конкретный результат, готовый к внедрению, что важно при овладении обучающимися профессиональными и общими компетенциями, определенными ФГОС.

Прое́кт (в переводе с латинского projectus ) — брошенный вперёд; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.

Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.

Проект – ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией.

4.Продукт (создание проектного продукта - результат)

5.Презентация проектного продукта.

На современном этапе обучения в условиях реализации различных программ акцент перено сится на формирова ние у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открыты ми для новых контактов и культурных связей, что требует ши рокого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, построенных на основе проектной и исследо вательской деятельности обучающихся.

М етод учебного проекта - личностно ориентированной технологии организации самостоятельной деятельности обучающихся, интегрирующей проблемный подход, интерактивные (групповые) методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые подходы .

Учебный (ученический) проект - организационная форма работы, которая ориентирована на более глубокое изучение законченной учебной дисциплины (МДК), содержания учебной, производственной практики, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.

Учебный проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы на основе выявления проблемы и потребностей в изменении; практикоориентированная научно - исследовательская работа, учебное исследование, нашедшие неизученное явление и возможности его использования в жизни.

Учебный проект направлен на формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, практический опыт, ценности, а также готовность применить их в необходимой ситуации. В учебном проекте затрагиваются элементы нескольких видов деятельности: познавательной, коммуникативной, просветительской, преобразовательной, ценностно-ориентационной.

Информационный

Имеет целью сбор информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также представление в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т. п. В ходе выполнения таких проектов у обучающихся формируются умения и навыки поиска, обработки и представления информации широкой аудитории. Информационные проекты могут интегрироваться в исследовательские.

Исследовательский

Моделирует ситуацию реального научного поиска. Такой проект предполагает доказательство актуальности темы исследования, формулирование проблемы, предмета исследования, определение задач и методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов исследования (научная публикация, научный отчет, участие в конкурсе проектов и т. п.)

Отличается от других типов проектов четко продуманной структурой оформления результатов проекта в виде сценария спектакля, видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, альбома, выпуска газеты, радиопередачи и др. В то же время структура совместной деятельности участников проекта детально не прорабатывается, она только намечается и развивается далее, подчиняясь жанру конечного результата.

Практико- ориентированный (прикладной)

Отличается четко обозначенным с самого начала социально значимым результатом деятельности его участников. Этим результатом,например, может быть какое-либо наглядное, дидактическое пособие (схема, таблица, справочный материал, раздаточный материал в виде карточек и т п.), проект оформления столовой, учебных кабинетов и др. Требует тщательно продуманнойструктуры или сценария деятельности их участников, а также определения функций каждого из них. Кроме того, необходимо участие каждого обучающегося в оформлении конечного продукта. Особенно важной является роль координатора проекта в плане поэтапных обсуждений, корректировки деятельности, в организации презентации полученных результатов и способов внедрения их в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

В реальной образовательной практике проекты носят чаще всего смешанный (комбинированный) характер, сочетают признаки разных типов проектов.

Варианты интеграции типов учебных проектов

Информационно-исследовательский, - творческий, - практико-ориентированный (прикладной)

При выполнении любого проекта необходима информация о каком-либо объекте или явлении

Исследовательский и практико-ориентированный (прикладной)

Формулирование проблемы, предмета исследования, проблемы, разработку путей ее решения, проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов исследования в виде социально значимого результата

Исследовательский и творческий

Формулирование проблемы, предмета исследования, проблемы, разработку путей ее решения, проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов исследования в виде сценария спектакля, видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, альбома, выпуска газеты, радиопередачи и др.

Готовность педагога к проектной деятельности

К сожалению, зачастую педагог:

-не владеет проблемным методом;

-мало дает самостоятельности обучающимся;

-использует жесткое и непосредственное управление учебной деятельностью;

-гасит активность детей, выходящую за рамки подготовленного сценария урока;

-не использует имеющиеся знания и опыт.

Подготовка учителя к проектной деятельности

Чтобы обучать проектной или исследовательской деятельности, необходимо уметь:

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования проектного метода обучения как дидактического средства развития творческой активности учащихся.
1.1 Понятие творческой активности в исследованиях отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………..6
1.2 Проектный метод обучения как универсальное дидактическое средство…………………………………………………………………. 11
1.3 Основные этапы составления проекта……………………………. 16
1.4 Основные факторы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности………………………………………19
Глава 2. Применение проектного метода обучения на уроках в начальной школе для развития творческой активности учащихся………………………26
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

Курсовая Проектный метод обучения как дидактическое средство равзития творческой активности учащихся.docx

Таким образом, творческая активность - сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.

1.2 Проектный метод обучения как универсальное дидактическое средство.

Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время идея метода проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

Данный метод является одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.

В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.

Карл Фрейд выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимые следующие:

- Участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого- либо из жизни;

- Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

- Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят её до сведения всех;

- Участники проекта организуют себя на дело;

- Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;

- Участники проекта вступают в дискуссию [14,с. 238].

Согласно Н.Ю. Пахомовой, учебный проект является интегративным дидактическим средством развития, обучения, воспитания, позволяющим вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, учить:

    • проблематизации;
    • целеполаганию и планированию деятельности;
    • самоанализу и рефлексии;
    • презентации хода своей деятельности и результатов;
    • умению готовить материал для поведения презентаций в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
    • поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
    • практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетипичных ситуациях;
    • выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
    • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению) [22].

    Типология проектов были представлены Е.С. Полат. Автор классифицирует проекты по доминирующей деятельности учащихся (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой проекты), определяющей результат проектной деятельности (решение социально-значимой проблемы, эксперимент, публикация, произведение декоративно-прикладного искусства, сценарий какого-то действия, игры и т.д.). [23]

    Формирование проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

    Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

    Таким образом, основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода можно выделить следующие:

    - наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);

    - реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;

    - обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;

    - наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;

    - представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.

    1.3 Основные этапы составления проекта.

    Анализ литературных источников показывает, что нет устоявшейся терминологии, позволяющей единообразно описать деятельность в рамках проекта. Разные авторы делят процесс выполнения проекта на стадии, этапы, фазы, компоненты.

    Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

    Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт (23).

    Питт М.И. Гуревич И.А. Сасова выделяют пять основных компонентов проекта:

      • определение потребности и формулировка задачи;
      • набор первоначальных идей;
      • проработка одной или нескольких идей;
      • изготовление изделия;
      • испытание и оценка изделия [21].

      С.А. Мишин рассматривает проект как цикл и приводит распространенные разбиения проекта на фазы за рубежом:

        • в стандарте IPMA: концепция, разработка, реализация, завершение;
        • в стандарте PMI: инициация, планирование, выполнение, контроль, закрытие;
        • в стандарте NASA: анализ реализуемости, определение, проект, разработка и эксплуатация.[15]

        В зависимости от того является ли проект исследовательским, техническим или творческим, количество и содержание этапов выполнения проекта может различаться.

        Н.Ю. Пахомовой выделяет следующие этапы работы над учебным проектом:

        1. погружение в проект;
        2. организация деятельности;
        3. осуществление деятельности;
        4. презентация результатов.

        Несмотря на такое большое количество взглядов на этапы проектной деятельности учащихся, мы постараемся выделить общее и раскрыть данные этапы.

        Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Выделяют 4 основных этапа проектной деятельности: подготовительный,

        конструкторский, технологический, заключительный.

        На первом этапе перед школьниками ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель – получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.

        На втором этапе возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Разработка конструкции, соответствующей технико-технологической документации. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, графические документы. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.

        На третьем технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки.

        Нажмите, чтобы узнать подробности

        Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника.


        "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность". Бернард Шоу

         Учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

        Учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

        Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

        Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

        " Если бы удалось построить его пространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску" , - так многие авторы определяют понятие "метод обучения".

        Проектный метод в преподавании Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся . Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

        Проектный метод в преподавании

        Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся .

        Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

        Технологическое образование (трудовое обучение) учащихся до настоящего времени построено на принципах и нормах индустриального (экстенсивного) этапа развития общества. Проблема состоит в том, что его содержание и результаты перестали соответствовать характеру реальной преобразовательной деятельности, ее результатам, последствиям и тенденциям. Сложившаяся система образования вводит учащихся в ту же самую парадигму преобразовательной деятельности, которая привела к возникновению множества локальных и глобальных проблем, снижающих устойчивость жизни.

        Основная задача трудового обучения заключается в приобретении учащимися знаний о предметах, средствах и приемах труда, общетрудовых и специальных умений и навыков, необходимых для выполнения производительного труда, и в овладении какой-либо из известных профессий.

        Новые условия порождают новые требования к образовательному процессу.

        Принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов

        обучения, которые обеспечивали бы:

        активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

        развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;

        формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;

        приоритетное нацеливание на развитие познавательно-творческого интереса учащихся;

        реализацию принципа связи обучения с жизнью.

        Традиционное обучение в школе зиждилось на идее о том, что знание является побочным продуктом деятельности. То, что изучалось, должно быть полезным, значимость каждого элемента была встроена в саму систему. Школа представала как активная жизнедеятельность в настоящем, а не подготовка к будущему.

        Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат (опыт деятельности) становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности (41).

        Поиск социально-значимой проблемы – одна из наиболее трудных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися – проектировщиками.

        Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных.

        Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками (участником) проектной группы. Этот аспект идентифицирует деятельность по разработке проекта с профессиональной деятельностью любого специалиста.

        Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, то есть проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

        Есть группа предметов, считает И.С.Сергеев, ориентированная на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других). По его мнению, эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов (42).

        Согласно Н.Ю. Пахомовой, учебный проект является интегративным дидактическим средством развития, обучения, воспитания, позволяющим вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, учить:

        · целеполаганию и планированию деятельности;

        · самоанализу и рефлексии;

        · презентации хода своей деятельности и результатов;

        · умению готовить материал для поведения презентаций в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

        · поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

        · практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетипичных ситуациях;

        · выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

        · проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению) (37).

        Читайте также: