Экологические факторы план урока 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

Образовательная: познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), влиянием деятельности человека на природу.

Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, составлению схем, делать сравнительный анализ

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.

Планируемые результаты обучения:

учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи,развивать воображение учащихся;

развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и основным понятиям.

Основные понятия: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Тема: Экологические факторы и их влияние на организмы.

Цель урока : Познакомить учащихся с экологическими факторами и их влиянием на организмы .

Тип урока: комбинированный

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), влиянием деятельности человека на природу.

Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, составлению схем, делать сравнительный анализ

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные:

учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи ,развивать воображение учащихся;

развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и основным понятиям.

Основные понятия: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

1.Организационно-мотивационный цель: включение учеников в деятельность на личностно-значимом уровне

Проверяют принадлежности. Настраиваются на работу

Регулятивные

Умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем. Создание положительной мотивации.

Тексты заданий на столах.

Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…. …Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за­пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в те­ чение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по……………….

Пропущенные слова : доста­ точным, кактус , влаги, температуры, птицы, земле

Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным ко­ личеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Неко­ торые организмы могут существовать только в богатой ………………. воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это …………. (у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплаваю­ щих птиц).

Пропущенные слова : воды, меняется , света , кислородом, плавники

Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется боль­ шим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………. Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практи­чески не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми …………… и осязанием.

Пропущенные слова : кислорода, маленькие, свет, обонянием

Какая среда не нашла места в ваших заданиях?

Какой вывод можно сделать?

Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды?

Условия среды называются экологическими факторами).

Определяет группы, объясняет ход выполнения заданий. Организует фронтальную работу, задает вопросы.

Конспект урока экологии "Экологические факторы и их классификация" в 7 классе.

ВложениеРазмер
ekologicheskie_faktory_7_kl.docx 85.69 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: Познакомить учащихся с экологическими факторами и их влиянием на организмы.

учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи ,развивать воображение учащихся;

развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельнос-ти учителя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Встали ровно, повернулись.

И друг другу улыбнулись .

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

Сотрудничество с учителем

2.Проверка домашнего задания

Приведите примеры различных сред обитания.

Как организмы приспосабливаются к жизни

в этих средах обитания?

2)Задание на закрытой доске:

В три колонки написать слова согласно среде обитания: корень моркови лиса, медуза, водоросли, ель, гриб, акула, крот, медведь, пингвин, червяк, морская звезда, личинка майского жука.

3) Задание для группы . Вставьте пропущенные слова: Среда обитания - ………..

Место обитания – наиболее ……..

Проводит контроль знаний

Регулятивные УУД: контроль знаний

Перед вами на моем столе лежит растение. Как вы думаете, почему оно завяло? (Растение изъяли из обычной среды обитания: оставили без почвы и воды)

Учитель формулирует проблемный вопрос: Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды?

Какие факторы природы влияют на живые организмы?

Основные группы экологических факторов?

Какие факторы выходят на первое место по уровню влияния на растения?

Учитель формулирует проблемный вопрос

Отвечают на вопросы.

Ученики с помощью учителя формулируют цели урока.

Познавательные УУД: Анализ, обобщение, классификация.

Осознанное и произвольное построение

Подведение под понятие.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

4.Мотивация к учебной деятельности и целеполагание

Поставьте цель урока

Записывает число, тему урока.

Сформулируйте цель на уроке: узнать о….

5.Изучение нового материала

Учитель: теперь мы переходим к следующей

части нашего плана урока. И у меня к вам

вопрос: Что может влиять на среду

обитания, на живые организмы которые в

ней обитают? (Неживая природа, другие

живые организмы и деятельность человека.)

Вы уже знаете, что природа делится на

живую и неживую. В связи с этим

различаются факторы живой и неживой

Перечислите их. (Факторы живой природы:

микроорганизмы, грибы, растения, животные, человек. Факторы неживой

природы: свет, температура, влажность.)

Эти факторы называют экологическими.

Учитель: абиотические факторы по-разному

влияют на живые организмы. Приведите

примеры влияния света, воды и температуры

на животных и растения. (Ответы учащихся)

При биотических факторах живые

организмы вступают в различные

взаимоотношения. Приведите примеры

этих взаимоотношений ( Ответы учащихся )

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

– подведение под понятие;

6.Первичная проверка понимания

А вот какое влияние оказывает на живые

организмы антропогенный фактор, мы узнаем

из сказки, которая называется «Грустная

Как вы думаете, почему сказка

Как люди вели себя в сказке?

А как вы будете вести себя в лесу?

А на другой природной территории?

Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. К чему это может привести. (Антропогенный фактор может привести к сокращению и гибели видов живых организмов.)

Анализ, сравнение, обобщение, аналогия;

– подведение под понятие;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений, координирование в со-

трудничестве разных позиций;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

(потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного.

(прыжки на месте)

И пройдемся по дороге.

(ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно.

(дети садятся за парты)

Устная оценка учителя

А теперь распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения.

Составление кластера «ЭКОЛОГИЧЕС-КИЕ ФАКТОРЫ

Анализируют, обобщают координирование в сотрудничестве разных позиций;

– разрешение конфликтов – контроль;

Чтение п.4 ;зад.на с.38

Записывают домашнее задание

Оцените по 5-бальной шкале (не для журнала!) свои знания

Сегодня на уроке я узнал…

Я достиг (не достиг) цели, потому что….

Вручение умного совенка

Самооценка знаний и достигнутых целей

Коммуникативные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Данный урок расширяет представление учащихся о роли солнечного света на кожу, на живой организм. Формирует у них знания о солнечной энергии, о закаливании организма, о здоровом образе жизни. Раз.


Экология и антропогенные факторы

урок в 7 классе. Цель: создание условий для развития представлений о влиянии человека на окружающую среду и необходимости рационального природопользования.


введение в экологию. презентации к урокам экологии 5 класс

некоторые темы экологии 5 класса в презентациях к урокам.


ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ЭКОЛОГИИ Тема: ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ РОССИИ


урок экологии 7 класс ФАКТОРЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Сценарий урока экологии в 7 классе "Факторы живой природы".


Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел "Экосистемы". Урок на тему "Экологические факторы среды". Биология, 7 класс. Программа обновленного содержания.

Раздел долгосрочного плана: 1 - Экологические факторы

Школа: Областная школа-интернат для одаренных деей

Дата: 04.09.17

ФИО учителя: Егорова НВ

Участвовали:

Отсутствовали:

Цели обучения:

7.1.1.1 - исследовать влияние факторов окружающей среды местной экосистемы на жизнедеятельность и распространение живых организмов

рассмотреть влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, выделить различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов, выполнить практическое задание по определению групп организмов в зависимости от абиотического фактора

Критерий оценки

Знает о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира

Понимает особенности экосистемы. Определяет компоненты экосистемы. Исследует различные экосистемы и определяет растения и животные.

Языковые цели

Чтение: читая текст, излагают свои мысли.

Слушание: смотрят и слушают видеоматериалы, мнение друг друга

Говорение: дополняют друг друга, оценивают

Письмо: пишут термины, готовят схемы, работают с таблицами.

Словарный запас: биологические термины и словосочетания, термины на казахском и английском языках:

экосистема- ecosystem- экожүйе, среда обитания- inhabitancy-тіршілік ортасы, вода- water-су, воздух- air-ауа, почва-soil- топырақ, живой организм- living organism- тірі ағза, продуценты- producers-продуценттер, консументы- consumers-консументтер, редуценты- decomposers-редуценты, компоненты- components- компоненттері.

Серия полезных фраз для диалога/письма:

рН почвы уровень…

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее “Мәңгілік ел”.

Сотрудничество, открытость, ответственность, уважение и взаимоуважение, стремление к образованию в течение всей жизни.

Межпредметная связь

География, естествознание, физика, химия, экология, самопознание, русский язык, казахский язык, английский язык

Предшествующие знания по теме

Учащиеся должны знать природные сообщества, уметь создавать простые цепи питания и определять продуцентов и консументов из 6-класса. Они должны знать, как исследовать экосистему и классифицировать экологические факторы, как биотические и абиотические

Навыки использования

Поиск дополнительной информации из СМИ и Интернета для работы в группах, а также при выполнении домашнего задания.

На данном уроке учащиеся используют видеофильм, который можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Начало урока

Разминка, выход на тему урока, постановка целей и задач урока:

Вопросы: Какие природные сообщества вам известны? Приведите примеры природных сообществ в нашей области? Можно ли считать реку Урал природным сообществом? Какие растения произрастают на берегах реки? Какие животные обитают в реке? Какие из них хищники? Какое влияние оказывает человек на состояние реки Урал? Какие организмы прежде всего страдают от деятельности человека? Сядьте, пожалуйста те, кто назвал эти организмы (предполагаемые ответы: примеры рыб ценных пород, которые в свою очередь являются хищниками)

Так, посредством вопросов, ученики приходят к выводу, что в природе все взаимосвязано и человек оказывает существенное воздействие на природу Земли.

- Тема нашего сегодняшнего урока будет тесным образом связана с тем, какое влияние оказывают организмы друг на друга, в том числе и человек, являющийся частью природы.

- Итак, наш раздел, который мы начнем изучать, это - Экосистемы. А тема: Экологические факторы среды.

Определение целей и задач урока.

- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Середина урока

Помимо видео, ученикам раздаются тексты:

Экологический фактор — это любое условие среды, способное оказывать прямое или косвенное влияние на живой организм хотя бы на протяжении одной из фаз его индивидуального развития. В свою очередь, организм реагирует на экологический фактор специфическими приспособительными реакциями, т.е. адаптируется к ним.

Экологические факторы весьма разнообразны, имеют разную природу и специфику действия они могут быть необходимы для организмов или, наоборот, вредны для них, способствовать или препятствовать выживанию и размножению. Их подразделяют на абиотические и биотические, антропические.

Абиотические факторы — это все свойства неживой природы, прямо или косвенно влияющие на живые организмы (свет, температура, радиация, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, рельеф местности и т.д.).

Биотические факторы — это прямые и опосредованные формы воз-действия живых существ друг на друга. Любой организм в реальных условииях постоянно испытывает на себе самое различное влияние других существ.

Антропические факторы — факторы, которые возникают в ходе непосредственного (прямого) воздействия человека на что-то.

1. Прочитайте текст, делая на полях пометки.

“√” отмечают информацию, которая вам известна.

“+” отмечают новую информацию, новые знания.

“?” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Разными маркерами закрасьте главную и второстепенную информацию.

4. Запишите определения в тетрадь.

ФО: Взаимоконтроль

Дескрипторы:

- Умеют выделять главное от второстепенного (1 б)

- Дают характеристику водной, почвенной, наземно-воздушной, организменной среде по факторам: свет, влага,воздух, температура (8 б)

 - допускает 1-2 ошибки

 - допускает 3 и более ошибок

Групповая практическая работа:

1. ЗАДАНИЕ: Из перечисленного списка назовите холоднокровных (т.е. с непостоянной температурой тела)

2. ЗАДАНИЕ: Из перечисленного списка, выберите растения, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми.

3. ЗАДАНИЕ: Из перечисленного списка назовите теплокровных животных (т.е. с постоянной температурой тела)

4. ЗАДАНИЕ: Из перечисленного списка, выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.

Синица, гадюка, мелисса лекарственная, жаба, медведь бурый, папоротник, ланцетник, скат, подсолнух, черепаха, фиалка садовая тигр, муха, заяц, лаванда узколистная, ящерица, клен, осетр, орел, медведь белый, волк, сазан, комар, тетерев, смородина черная, сова, рысь.

Общее задание группам:

Определите главные характерные особенности представителей группы растений (животных).

Какое влияние оказали факторы среды на образ жизни, распространение, особенности жизнедеятельности растений (животных)

Работу оформите в виде постера.

ФО: групповое

Дескрипторы:

- умеют выделять холоднокровных (1б), теплокровных (1б) животных;

- различают живетных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни (1б);

- различают светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения (1 б);

- определяют главные характерные особенности представителей группы (1б);

- применяют полученные знания, определяя влияние оказания среды обитания на образ жизни, распространение, особенности жизнедеятельности растений (животных);

- оформление постера и четкая презентация работы группы (1 б)

Конец урока

Дескрипторы:

- пишут и презентуют свою работу, используя эмоционально-окрашенные слова и слова к экологическим факторам;

- демонстрируют речевые и коммуникативные навыки.

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Каждое последующее задание сложнее предыдущего. Работа на уроке нацелена на разноуровневые задания, что позволяет использовать приемы взаимообучения и взаимопомощи, более способные учащихся работают с менее способными.

Формативное оценивание:

Взаимоконтроль:

Кабинет оборудован согласно технике безопасности. Соблюдаются правила поведения на уроке. Активные виды работ позволяют учащимся больше двигаться во время занятий.

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиесы достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?1:

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассмотреть влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, выделить различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов, выполнить практическое задание по определению групп организмов в зависимости от абиотического фактора

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

Познакомиться с экологическими факторами среды, раскрыть особенности абиотических факторов среды и рассмотреть их влияние на живые организмы;

Большинство учащихся будут уметь:

Уметь сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы

Некоторые учащиеся смогут:

описывать результаты наблюдений,

самостоятельно выполнять наблюдение за растением

Критерии оценивания

Критерий оценивания

Знать о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание / Применение /

Знает особенности экосистемы. Определяет компоненты экосистемы. Исследует различные экосистемы и определяет растения и животные, обитающие на этой территории

Критерий оценивания

Выявлять и классифицировать причины создание эколгической средыи

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание / Применение / Анализ

знанает основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий знает основные методы изучения природы

Языковые цели

Учащиеся могут…

делать заметки во время работы (навыки разговорной, письменной речи и прослушивания)

Предметная лексика и терминология:

Экосистема, травы, насекомые, пауки, кустарники, деревья, почва, продуценты, консументы, редуценты, компоненты.

Серия полезных фраз для диалога/письма:

Участок … рН почвы

Взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем осуществляется на протяжении всех этапов урока;

Учащиеся открыто и свободно высказывают предположения о экосистеме пришкольного участка, о компонентах экосистемы

Обучение на протяжении всей жизни

На уроке присутствует обратная связь, самооценивание, рефлексия ученика

Уважение к себе и к окружающим

Учитель и учащиеся выдерживают вежливый тон, используют вежливую форму обращения друг другу (по имени друг другу, учителю по имени и отчеству)

Межпредметные

Физика (влажность, температура), химия (рН), география

использования

На данном уроке учащиеся используют флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код

Предварительные

Учащиеся должны уметь создавать простые цепи питания и определять продуцентов и консументов из 6-класса. Они должны знать, как исследовать экосистему и классифицировать экологические факторы, как биотические и абиотические

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

Создание положительного эмоционального настроя

Здравствуй, год учебный, школьный!

В добрый путь, ученики!

Пусть звенят, звенят звонки!

Окружает вас, ребята,

Мир невиданных чудес,

Изучить все в школе надо!

- Посмотрите в окно: какой замечательный солнечный день сегодня! Повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему, пожелайте удачи на уроке.

Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется "кабинет биологии" .Мы начнем изучать новый для вас предмет - биологии Это совершенно новая для вас наука. Сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь к урокам:

1. На какие науки делится наука биология?

2. Что изучает наука ботаника?

3. Что изучает наука микробиология?

4. Назовите признаки живых организмов.

5. Каковы основные различия животных и растений?

6. Какова роль растений и в жизни человека?

7. Какова роль растений в природе?

8. Каково общее число ныне живущих видов растений?

Возможность формативного оценивания.

Обращайте внимание пониманию и усвоению учениками о необходимости аргументированного изложения своего мнения.

Критерии успеха

Учащиеся должны знать компоненты действий, правила нахождения неизвестных компонентов

Середина урока

Работа в группах. Метод Джигсо

Разделить учащихся на группы методом разрезанных картинок.

Учащиеся будут читать текст об изменении климата в Казахстане.

1.Прочитайте текст и обсудите в группе. Определите тему и основную мысль текста.

2. Заполните таблицу.

3. Изобразите в виде графика, рисунка, схемы, какие изменения происходят в климате нашей страны (каждая группа получает свое задание, нужно распределить задания по уровню сложности



”.


Экологический фактор — это любое условие среды, способное оказывать прямое или косвенное влияние на живой организм хотя бы на протяжении одной из фаз его индивидуального развития. В свою очередь, организм реагирует на экологический фактор специфическими приспособительными реакциями, т.е. адаптируется к ним.

Экологические факторы весьма разнообразны, имеют разную природу и специфику действия они могут быть необходимы для организмов или, наоборот, вредны для них, способствовать или препятствовать выживанию и размножению. Их подразделяют на абиотические и биотические, антропические.

Абиотические факторы - это все свойства неживой природы, прямо или косвенно влияющие на живые организмы (свет, температура, радиация, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, рельеф местности и т.д.).

Биотические факторы - это прямые и опосредованные формы воз-действия живых существ друг на друга. Любой организм в реальных условииях постоянно испытывает на себе самое различное влияние других существ.

Антропические факторы - факторы, которые возникают в ходе непосредственного (прямого) воздействия человека на что-то.

В табл. приведен один из вариантов классификации экологических факторов среды.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ:

1. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела)

2. ЗАДАНИЕ: выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми.

3. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела)

4. ЗАДАНИЕ: выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.

5. ЗАДАНИЕ: выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде.

6. ЗАДАНИЕ: выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде.

Дескрипторы: пишет и презентует свою работу, используя эмоционально-окрашенные слова и слова к экологическим факторам. (6 минут).

Дескрипторы: составляет диалог, демонстрирует речевые и коммуникативные навыки.

Несколько видов мячей

(работа со слайдом №2)

Критерии успеха

Обогащение словарного запаса, развитие умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Конец урока

Исследование. Работа в парах

Учитель предлагает учащимся изучить экосистему пришкольного участка.

Учитель знакомит учащихся с ходом работы (лист практической работы).

Учащиеся вспоминают ТБ при работе с оборудованием

Класс выходит на школьный двор. Учитель выделяет учащимся участки для исследования..

Итог урока. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке как учёного, насколько вы были наблюдательны, активны, дисциплинированны

Зелёный – высокий уровень, жёлтый – средний уровень

Автор: Приймачук Татьяна Васильевна

Организация: МБОУ Октябрьская ООШ

Населенный пункт: п. Виноградный

Цель: формировать познавательные универсальные учебные действия , умения реализации новых способов действий при изучении экологических факторов среды живых организмов.

Предметно - дидактическая цель: расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов о экологических факторах среды живых организмов.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные - в результате урока обучающиеся смогут использовать предметную терминологию, сформулируют представления об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы.

Метапредметные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний;

-уметь отличать новое, от уже известного;

-добывать новые знания;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, развивать навыки самооценки;

-слушать учителя и одноклассников; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

- формирование познавательного интереса к изучению биологии, умение управлять своей познавательной деятельностью, продолжить работу по воспитанию у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к природе.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные понятия, изучаемые на уроке: экологические факторы, биотические, антропогенные, абиотические факторы: температура, свет, влажность.

обучающиеся должны понимать: основные признаки живых организмов, определения: живой организм, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение; особенности их проявления у растений и животных..

Учащиеся должны осознавать: наблюдать влияние факторов среды на растительные организмы; объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в природе; прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие растений.

Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, рабочие листы — для работы в малых группах, мультимедийная техника: компьютер, проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

(1-2 мин.)

Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда внимание ваших умных глаз

Каждый в классе гений, но без труда талант не в прок,

Скрестите шпаги ваших мнений

И вместе проведём урок.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Этап. Актуализация знаний раннее изученного

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

Учитель задает вопросы.

- Какие условия среды необходимы для нормального роста и развития растений, животных, грибов, микроорганизмов?

- Можно ли по особенностям внешнего вида растений определить, в каких местах, засушливых или увлажненных оно произрастает?

- По каким особенностям строения и жизнедеятельности животных это можно определить?

Демонстрирует учащимся изображения животных и растений разных экологических групп и предлагает назвать места обитания по внешнему виду

(кактус, верблюд, птица, крот, рыба)

Задание 1. Установите соответствие между организмами и средой их обитания. Приложение 1.

Организм Среда обитания

  1. окунь
  2. дождевой червь
  3. водяная лилия
  4. крот
  5. заяц
  6. пчела
  7. паразитический червь
  8. лишайник
  9. вирус

человек А – водная среда

В – наземно-воздушная среда

Среда обитания: Организмы среды обитания

Задание 2. Закончи предложение:

  1. Совокупность факторов окружающей среды (условия обитания) – это …………………..
  2. На Земле существует ….. среды обитания. (сколько?)

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, вспоминая нужную информацию, изученный ранее материал (среда обитания, условия среды, которая связана с формулированием проблемы)

Читайте также: