Что необходимо сделать на этапе исследования кратко
Обновлено: 05.07.2024
Организация и проведение любой научно-исследовательского проекта обязательно сопровождается анализом конкретной проблемы, ситуации. Именно результаты аналитической работы служат основой для разработки эффективного решения, рекомендаций автора, обоснованием его позиции.
Организация и проведение любой научно-исследовательского проекта обязательно сопровождается анализом конкретной проблемы, ситуации. Именно результаты аналитической работы служат основой для разработки эффективного решения, рекомендаций автора, обоснованием его позиции.
Аналитическая работа свойственна не только студентам, но и уже практикующим специалистам. От правильной организации, точности действий и прогнозов может зависеть судьба предприятия в целом. Поэтому важно знать все нюансы, наиболее эффективные методики и пр.
Основные стадии аналитической работы
Любой научно-исследовательский проект имеет свои ограничения, ориентиры, а его результат должен способствовать решению актуальной и значимой проблемы. Для этого необходимо тщательно планировать каждый шаг.
Этап №1. Планирование аналитической работы.
Еще до проведения анализа ситуации необходимо ответить на ряд вопросов:
- Для чего необходимо провести анализ ситуации? (цель)
- Что именно будет исследоваться? (объект, предмет)
- Какие действия необходимо предпринять, чтобы оценить ситуацию/проблему? (задачи анализа)
- Какие данные необходимы для проведения анализа? (виды информации)
- Продолжительность аналитической работы (в какие сроки необходимо уложиться исследователю).
На этой стадии аналитик ставит ориентир, намечает основные мероприятия, которые будут способствовать прояснению и оценке ситуации, формирует график проведения аналитической работы, определяет необходимость привлечения дополнительных экспертов (делегирование полномочий), определяет подходящую методику анализа и пригодную для нее информационную базу. Важно учитывать период деятельности организации/объекта исследования, подвергаемый анализу (1 год, 2 года и пр.).
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этап №2. Работа в информационном поле.
После того, как были конкретизированы цель и задачи, предмет и объект, методы анализа необходимо собрать максимальный объем полезной и пригодной информации. В зависимости от цели анализа могут использоваться:
- Бухгалтерская и финансовая информация;
- Статистические данные;
- Результаты социологических исследований;
- Юридические документы: устав, договора, различные акты, приказы и распоряжения и пр.;
- Справки и документы из различных отделов: сбыта, кадров, импорта, маркетинга и пр.
- И т.д.
Аналитику предстоит не просто собрать все сведения о деятельности объекта, но и разобраться в них, выделить лишь ту часть, которая будет соответствовать цели и плану анализа, позволит оценить конкретную проблему и решить ее с учетом возможностей объекта. Перед использованием материалов необходимо убедиться в их точности, достоверности и надежности. Все сомнительные и противоречивые сведения должны быть моментально отброшены.
Сбор информации
На данной стадии эксперт проводит сбор и обработку первичной информации, проверяет ее достоверность и обоснованность, правильность заполнения и целесообразность использования.
В качестве методики аналитической работы может применяться утвержденная методика или применяться совокупность отдельных приемов. Инструментарий и возможности реализации анализа определяется исследователем с учетом располагаемых им сведений, сроков реализации исследования и пр.
Этап №3. Непосредственное проведение анализа.
Здесь исследователь занимается непосредственно обработкой подготовленной информационной базы с учетом выбранной методики. Как правило, эта стадия предполагает классификацию имеющихся сведений по блокам, расчеты различных коэффициентов, оценку динамики отдельных показателей, проводят анализ текущих показателей с плановыми/нормативными.
С помощью анализа эксперту удается проанализировать конкретную сферу деятельности объекта, диагностировать проблему, определить воздействующие на объект факторы и степень (характер) их влияния, оценить перспективы развития и пр.
Кто проводит непосредственно анализ?
Здесь специалист проводит связь между конкретными фактами и намеченной целью: что наблюдается сейчас, к чему необходимо стремиться, какие действия необходимо предпринять.
Этап №4. Оформление выводов, интерпретация результатов анализа.
Данный этап предназначен для обобщения всех реализованных действий и конкретизации полученных итогов: что было диагностировано, о чем свидетельствуют изменения отдельных показателей и т.д.
Здесь же производится оформление всех расчетов. Как правило, детальных подсчетов коэффициентов и показателей (формул с подставлением соответствующих данных, цифр) в отчетах и научно-исследовательских работах нет. Достаточно в теоретической части расписать используемую методику анализа, в практической части указать результаты расчетов, представить сведения для анализа в табличной форме, в виде графиков, схем и диаграмм. Под каждым из указанных элементов должен присутствовать краткий и емкий выводов: что было проанализировано, выявлено и пр.
Оформление аналитической работы
По мере реализации комплекса действий аналитику необходимо грамотно сформулировать общий вывод, где будут отражены как отдельные наиболее важные отклонения, их интерпретация (на чем они сказываются, как появляются и к чему могут привести в дальнейшем). Также в нем необходимо показать единство выявленных отклонений в виде конкретной актуальной проблемы, требующей незамедлительного решения.
Этап №5. Разработка рекомендаций по решению проблемы, выявленной в ходе анализа.
Далее исследователю предстоит наметить план мероприятий, который позволит решить диагностированную проблему или смягчить ее воздействие на объект с учетом его возможностей, минимизировать потери и пр.
Рекомендации автора по решению выявленных проблем
На данном этапе эксперту предстоит также провести ряд аналитических действий: оценить эффективность предлагаемых мер, их допустимость и реалистичность (постижимость с учетом возможностей объекта).
Рекомендации опытных специалистов по организации и проведению аналитической работы
На этапе планирования деятельности важно точно определить цель и задачи, оценить собственные возможности по проведению анализа и необходимость привлечения сторонних экспертов. Притом в случае подключения дополнительных кадров важно поверить уровень их квалификации убедиться в их компетентности.
Чтобы организовать и провести анализ объекта или его отдельной стороны важно не только грамотно спланировать каждый шаг, но и делегировать полномочия. Квалифицированный эксперт сумеет выполнить задание быстро и правильно, нежели самому разбираться во всех нюансах, изучать их и вникать (что займет больше времени).
Организация и проведение анализа объекта
При сборе информации обратите внимание на ее подлинность и достоверность. Анализ должен строиться исключительно на проверенных и доказанных фактах, чтобы в дальнейшем предложенный план мероприятий по решению проблемы был максимально эффективным, учитывал возможности и способности объекта, его реальное положение.
Тщательно проверяйте все произведенные расчеты, чтобы убедиться в точности полученных результатов. В противном случае анализ итогов аналитической работы будет недостоверным.
Для удобства интерпретации собранных данных необходимо использовать специальные аналитические таблицы. В них автор располагает в определенном (чаще хронологическом порядке – по периодам, или по конкретному признаку) данные об объекте, отмечает их динамику и выявляет те или иные закономерности. Опытные эксперты рекомендуют сравнивать реальные сведения с действующими нормативами, данными предшествующих периодов.
При анализе полученных результатов необходимо оценивать как отклонение конкретного показателя, так и выявленные негативные тенденции в единой системе: о какой проблеме они свидетельствуют, какое из отклонений оказывает сильное воздействие и пр. В дальнейшем учет всех нюансов позволит сформировать рациональный и эффективный план мероприятий.
Оформление аналитической работы должно быть выполнено с учетом всех действующих требований если анализ оформляется в виде студенческого или научно-исследовательского проекта, то необходимо учесть методические рекомендации ВУЗа, ГОСТы. Если же итоги аналитической мысли оформляются на предприятии в виде специального отчета, то целесообразно учесть особенности его формирования (фирменный бланк организации, структура отчета и пр.). Для этого достаточно взглянуть на предыдущие подобные документы. При возникновении проблем лучше всего обратиться к квалифицированным экспертам.
С проблемой выбора темы научного исследования и работы над ним сталкивается каждый студент. Но зачастую он не знает, с чего начать, как грамотно выстроить весь процесс так, чтобы не упустить главное и рассказать обо всем по порядку. В голове крутятся много разных вариантов, и хочется написать обо всем и сразу, но, как правило, спонтанно провести научное исследования без составления плана работ практически невозможно. Поэтому даже профессионалы в своем деле, не раз публиковавшие свои научные исследования, тщательно подходят к анализу и подготовительной работе. Именно поэтому в этой публикации мною был составлен список порядка этапов работы над научным исследованием.
Ключевые слова: научное исследование, этапы научного исследования, актуальность, гипотеза, план исследования, методы исследования.
Научное исследование— это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:
это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;
оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты;
Этапы научного исследования.
Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.
- Выбор темы исследования.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Определение цели и задач.
- Формулировка названия работы.
- Разработка гипотезы.
- Составление плана исследования.
- Работа с литературой.
- Выбор методов исследования.
- Организация условий проведения исследования.
- Проведение исследования (сбор материала).
- Обработка результатов исследования.
- Формулирование выводов.
- Оформление работы.
Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.
. (один из самых важных исложных этапов, так как перед выбором актуальной темы нужно проанализировать большое количество научной литературы)
От удачно выбранной темы зависит возможность успеха работы в целом.
Если тема выбрана неудачно, то длительная работа студента обречена на неуспех. Это связано с тем, что существуют темы, по которым можно получить в обозримом будущем новый познавательный результат, а есть и такие, где в ближайшее время это сделать трудно (например, из-за отсутствия методик для ее изучения). Иначе говоря, в науке не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать (по крайней мере в рамках нашей диссертационной работы и ограниченности времени.)
Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций могут облегчить выбор соответствующей темы. К данным положениям, по нашему мнению, следует отнести:
- В соответствии с тем, что тему работы определяет предмет исследования, необходимо в первую очередь установить объект и предмет исследования.
- Важнейшим критерием правильности выбора темы является ее актуальность. (т. е. тема должна быть полезной для удовлетворения научных, социальных, технических и экономических потребностей общества.)
- Объект ипредмет исследования.
Объект исследования –это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет— это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.
Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом — то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.
Исходя из объекта и предмета можно приступить к определению цели и задач исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая, то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится.
Цель конкретизируется иразвивается взадачах исследования.
Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.
Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.
Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т. е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса.
Четвертая — с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.
Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.
Название работы рекомендуется формулировать по возможности кратко, точно в соответствии с ее содержанием. Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования.
Сразу найти полную и краткую формулировку — дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.
Гипотеза — познавательная конструкция, включающая как предположение, так и способы его фальсификации; обобщающая, прогнозирующая получение определенных новых фактов и систематизирующая их. По определению Р.Солсо, гипотеза— обобщенное выражение стратегии исследования.
!Любая гипотеза рассматривается как первоначальная канва и отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.
План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения.
План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме.
**В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и изменять.
Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования.
Метод исследования — это способ получения сбора, обработки или анализа данных. Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их разрешения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.
Пример методов сбора информации.
наблюдение и сбор фактов;
метод научных абстракций;
анализ и синтез;
Пример методов обработки данных.
Методы могут применятся всовокупности, дополняя друг друга.
- Организация условий проведения исследования.
Организация исследования связана с планированием его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полноценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения и т. д.
На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.
- Обработка результатов исследования.
Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, — которые почему-либо не зафиксированы, но представляют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.
В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных.
*** Как написано выше существует 2 метода обработки данных: качественные иколичественные методы.
- Количественные методы исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик. Количественные исследования являются преимущественно описательными. Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе.
- Качественные методы исследования направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. Они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей.
Применять эти методы можно всовокупности!
Выводы — это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором.
. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения — уже не нуждающиеся в доказательствах.
Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.
Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, работа, предмет, этап работы, оформление работы, выбор методов, метод обработки данных, обработка результатов, организация условий проведения, разработка гипотезы.
Ключевые слова
научное исследование, этапы научного исследования, актуальность, гипотеза, план исследования, методы исследования
Похожие статьи
Технология реализации метода исследовательских групп.
• выдвижение гипотезы решения поставленных задач, • обсуждение и выбор методов исследования
• Проведение исследования; • Оформление и математическая обработка полученных результатов
Виды представления результатов учебно-исследовательской.
Данный вид учебно-исследовательских работ должен соответствовать ряду требований: 1) оснащение понятийным аппаратом (обоснование выбора темы; цель и задачи исследования; использованный исследовательский инструментарий — методы работы)
Формирование исследовательских умений обучающихся как одно.
В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия конкурентоспособности на рынке труда. Даются определения видов исследовательских работ, краткая историческая справка развития проблемно-поискового метода.
Формирование исследовательских умений обучающихся как одно.
В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия конкурентоспособности на рынке труда. Даются определения видов исследовательских работ, краткая историческая справка развития проблемно-поискового метода.
Возможности использования информационных компьютерных.
Внедрение данных методов обработки результатов исследований сочеталось с бурным развитием и технологий постановки опытов и исследований окружающей среды.
Методика выполнения экспериментальных исследований.
Такие экспериментальные работы проводятся параллельно разработке технического проекта.
Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих
В то же время планируется порядок проведения всей работы.
Методика объективной оценки деятельности студента педвуза
Методика проведения педагогического эксперимента и результаты
Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей. Оплата и скидки.
Анализ подготовки и принятия управленческих решений в практике.
Методы исследования операций и теории принятия решений. − теория графов.
Метод ФСА применяется не только в технической сфере, но и при решении управленческих задач по формированию организационных структур, организации работы персонала, повышению.
Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном.
Этап контроля определяется выбором различных методов проведения контроля. Методы контроля — это способы, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса.
Первичные данные — данные, которые исследователь собирает впервые, непосредственно от пользователей в режиме прямых наблюдений или интервью.
Вторичные данные — данные, которые ранее уже были собраны в ходе других исследований и могут быть применены в целях текущего исследования.
Исследование удобно начинать со сбора вторичных данных. Это позволит исследователю погрузиться в проблему и корректно сформулировать задачу для сбора первичных данных. К тому же в эпоху информатизации этот ресурс более доступен, поскольку есть открытые данные статистических исследований и отчетов, анализ научных публикаций, отзывов пользователей в социальных сетях и т. д.
Сбор данных первичных исследований данных начинается в процессе наблюдения за пользователем, его поведением в ситуациях взаимодействия с продуктом или сервисом или в тех ситуациях, когда он испытывает потребность в продукте или сервисе. Для наблюдения можно использовать различные инструменты: скрытое или открытое наблюдение, единичное и массовое наблюдение. Одной из разновидностей наблюдения является самонаблюдение — автоэтнография (подробнее см. приложение А). Здесь сам исследователь может пройти путь пользователя и представить, что с аналогичными проблемами столкнулся он сам. Логичным продолжением этого этапа является прямое общение с пользователем в контексте данного исследования в формате глубинных интервью или фокус-групп.
По окончании этапа исследования проектная команда должна получить набор первоначальных проблемных гипотез, найденных во вторичных данных или сформулированных самостоятельно. Это описания проблемы, отвечающие на вопросы: что происходит? почему это происходит?
Кабинетные исследования — метод сбора вторичных данных с помощью поиска, обзора и обобщения результатов существующих исследований. Такой сбор всегда является отправной точкой исследовательского процесса. Собираемые в ходе таких исследований вторичные данные могут быть как качественными, так и количественными, включая отчеты об изучении рынка, данные о клиентах, научные исследования и т. д. Вторичные данные могут быть получены как из внешних источников (научных статей, официальных документов и отчетов), так и из внутренних источников, если подобные исследования уже проводились в организации. Чтобы выполнить кабинетное исследование, надо провести поиск по конкретной теме или вопросу, используя поисковые системы в интернете, исследовательские платформы, базы данных, научные журналы, библиотеки, конференции и т. п.
кабинетное исследование позволяет убедиться, существуют ли исследования по данной теме, точнее сформулировать вопрос исследования и определить наиболее перспективные методы сбора данных. Особенности кабинетных исследований приведены в таблице 3.
Таблица 3
Преимущества и ограничения кабинетных исследований
Для использования инструмента не нужны специальные условия и респонденты.
Инструмент можно использовать в одиночку, нет необходимости в командной работе.
Инструмент позволяет детально изучить предмет исследования.
Инструмент позволяет оценить использованные ранее методы и инструменты, отказаться от неудачных и сосредоточиться на необходимых.
Инструмент помогает найти экспертов в конкретной области, которые могут дать интервью, принять участие в творческих семинарах или стать рецензентами;Неизбежны временные затраты.
Необходимые актуальные данные не всегда доступны.
Используемые данные не всегда релевантны данной задаче
Определите вопрос или тему исследования. Подумайте, почему вы проводите исследование и как вы собираетесь использовать его результаты.
Составьте список потенциальных внутренних и внешних источников. Если в организации нет системы управления знаниями, вам необходимо найти внутренних экспертов, которые владеют необходимой информацией (например, профильный специалист из отдела исследований рынка).
Оцените достоверность источников. Попытайтесь оценить достоверность каждого потенциального источника, например, рецензируемый академический журнал более надежен, чем новостное СМИ. Ранжируйте ваши потенциальные источники в соответствии с их надежностью и приблизительно определите, сколько времени вы потратите на поиск по каждому источнику.
Проведите скрининг источников, отбирая интересные ссылки. Выделите определенный временной интервал для скрининга (например, один час). Если вы найдете важную информацию или другие потенциально интересные источники или ссылки, отложите их для последующего более глубокого изучения.
Проведите углубленный поиск. Просмотрите список, который вы создали во время скрининга, и изучите потенциально интересную информацию более подробно. Прочитайте статьи, разберитесь в статистике. Проверьте источники, использованные в статьях. Попробуйте найти базовое исследование.
сделайте резюме по проведенному исследованию. Оно может быть в виде формального отчета или в виде схемы, презентации, инфографики.
Анализ трендов (трендмэппинг, трендвочинг) — это анализ существующих тенденций и направлений развития сервисов, дизайна, общества в целом.
данные, полученные с помощью этого инструмента, позволяют команде не изобретать велосипед и ускорить процессы генерации продуктовых гипотез, приняв решения, отвечающие современным реалиям и лучшим практикам в данной области. Анализ трендов необходим, если проект предполагает финансовые затраты или его результаты очень значимы, когда поверхностный анализ трендов или его отсутствие может привести к имитации творческой активности и потере вложенных денег. Инструмент можно не использовать, если проектируется продукт или сервис для ограниченного или временного использования и следование трендам не имеет большого значения. Особенности использования анализа трендов приведены в таблице 4.
Таблица 4
Преимущества и ограничения анализа трендов
Для использования инструмента не нужны респонденты и специальные условия.
Инструмент позволяет погрузиться в контекст проблемы.
Инструмент позволяет создать общую базу знаний для командной работы.
При командной работе инструмент обеспечивает экономию времени на поиск информации.
Инструмент позволяет посмотреть на проблему задачи с разных сторон, оценить мировой опыт.
С помощью инструмента удается принимать более обоснованные решения в разработке продукта.
Инструмент облегчает прогнозирование и выявление скрытых возможностей;Инструмент неприменим на серединных и конечных стадиях разработки сервисов или процессов.
Инструмент не подходит для верификации гипотез.
Инструмент не позволяет в полной мере судить о востребованности конкретного продукта и его пользе для реального клиента
Составьте матрицу тренда. Для этого выделите в сервисе, который вы будете проектировать, отдельные этапы или элементы и нарисуйте простую таблицу (таблица 5).
Таблица 5
Пример матрицы тренда при проектировании государственной услуги
Тренд;Подготовка к получению услуги;Получение информирования об услуге;Подача заявления на услугу;Получение результата услуги;Направление отзыва об услуге
- маркетинговые материалы рыночных конкурентов;
- отчеты отраслевых аналитиков;
- внутренний конкурентный анализ рынка;
- официальную документацию;
- научные исследования и кейсы бизнес-школ;
- интервью с экспертами отрасли.
запишите на стикерах тренды, которые, по вашему мнению, влияют на развитие данного продукта или сервиса
сгруппируйте стикеры по темам, разделите детали сервиса и другие интересные и важные направления, которые вы хотите проработать
обоснуйте выделение трендов, распределите все стикеры по трендам и сформируйте карту трендов (пример карты трендов представлен на рисунке 8).
Рисунок 8
Карта трендов
Вместе с коллегами по команде выберите наиболее очевидные тренды, которые чаще всего встречаются в источниках и в реальных ситуациях.
Вместе с коллегами по команде выберите наиболее очевидные тренды, которые чаще всего встречаются в источниках и в реальных ситуациях.
Примеры вопросов для дискуссии:
Что нового вы узнали?
Что можно назвать ключевыми проблемами?
Как бы вы могли использовать идеи, которые у вас возникли при анализе карты трендов?
Запишите на стикерах все идеи по поводу изучаемой проблемы, возникшие в процессе анализа трендов. Сфотографируйте карту трендов и сделайте ее электронный вариант.
При разработке чат-бота для службы занятости карта трендов использовалась в урезанном формате: команда своими силами оценила востребованность инструмента и его соответствие целевой аудитории (рисунок 9).
Чат-боты все реже используются на сайтах, зато в мессенджерах они достаточно популярны. Было решено ограничиться чат-ботом в Telegram и в дальнейшем, возможно, использовать его в других каналах.
Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.
Темы исследований
Оформление работы
Наш баннер
Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.
Код баннера:
Исследовательские работы и проекты
Этапы исследовательской работы и проекта
Для правильного выполнения научно-исследовательской работы необходимо соблюдать этапы исследовательской работы учащихся, их порядок при выполнения исследования и написания проекта. Необходимо "разбить" ход выполнения работы на определенные части и временные интервалы.
Мы предлагаем воспользоваться нашим видением этапов исследовательского проекта при выполнении индивидуальной исследовательской работы по выбранной теме и предмету.
Предложенные в данном разделе основные этапы выполнения исследовательской работы и проекта школьников подразумевают проведение подготовки к проектной работе, этап планирования самого исследования, проведение непосредственно самого исследования.
Рекомендуемые этапы проведения исследовательской работы и проекта школьника содержат формулировку выводов исследования, отчет и защиту проекта, а также оценку процесса и результатов выполненной проектной работы.
В качестве этапов выполнения исследовательского проекта рассмотрим подготовку школьника к исследовательской работе, создание плана, проведение самого исследования, формулировка выводов, защита и оценка результатов учебного проекта.
Этапы выполнения исследовательской работы
І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и оборудование для эксперимента, опыта, наблюдения и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую исследовательскую работу, поисковую работу, научно-исследовательскую работу.
3. При использовании лабораторного оборудования, инструментов, при выходе на природу и т.д. соблюдай правила техники безопасности, пожарной безопасности, будь внимателен и осторожен.
ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
V этап. Отчет и защита исследовательской работы (проекта)
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.
VІ этап. Оценка процесса и результатов проекта
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.
Если Вам необходимо создать Творческий проект, то полную информацию об оформлении, требованиях и правилах написания такого вида работы Вы найдете на сайте Творческие проекты и работы учащихся, который также как и сайт Обучонок всесторонне поможет Вам.
Если Вы желаете разместить ссылку на станицу Этапы исследовательской работы, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу "Этапы исследовательского проекта":
Этапы выполнения исследовательской работы
Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.
1. Выбор темы исследования.
2. Определение объекта и предмета исследования.
3. Определение цели и задач.
4. Формулировка названия работы.
5. Разработка гипотезы.
6. Составление плана исследования.
7. Работа с литературой.
8. Подбор исследуемых.
9. Выбор методов исследования.
10. Организация условий проведения исследования.
11. Проведение исследования (сбор материала).
12. Обработка результатов исследования.
13. Формулирование выводов.
14. Оформление работы.
Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.
Выбор темы исследования. Научное исследование всегда предполагает решение какой-либо научной проблемы. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создают основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:
- обнаружение существования такого дефицита;
- осознание потребности в устранении дефицита;
Предпочтительнее исследовать те проблемы, в которых человек более компетентен и которые связаны с его практической деятельностью (спортивной, учебной, организационной, преподавательской или тренерской). Вместе с тем предполагаемую тему необходимо оценить с точки зрения возможности проведения эксперимента, т.е. наличия достаточного количества испытуемых для формирования опытных групп (экспериментальной и контрольной), научно-исследовательской аппаратуры, создания соответствующих условий для проведения учебно-педагогического процесса в экспериментальной группе и т.д.
Помощь в выборе темы может оказать просмотр каталогов защищенных диссертаций, обзорных публикаций в специальной научно-методической периодике.
Тема должна быть актуальной, т.е. полезной для удовлетворения научных, социальных, технических и экономических потребностей общества.
Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это процесс или явление, которые избранны для изучения, содержат проблемную ситуацию и служат источником необходимой для исследователя информации.
Объектом научно-педагогического исследования могут быть процессы (учебно-воспитательный, учебно-организационный, тренировочный, управленческий), развивающиеся в детском саду, школе, ДЮСШ, вузе, физкультурно-оздоровительном комплексе и т.д. Однако объект исследования рекомендуется формулировать не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.
Предметом педагогического исследования могут выступать: совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса; формы и методы педагогической деятельности; диагностика учебно-воспитательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения, воспитания, тренировки; характер психолого-педагогических требований и взаимодействий между педагогами и учащимися, тренерами и спортсменами, педагогических взаимоотношений.
Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования. Например: Объект исследования – система физического воспитания студентов, предмет исследования – процесс формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, тема исследования – формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре.
Определение цели и задач. Исходя из объекта и предмета можно приступить к определению цели и задач исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится. Целью исследований в рамках курсовых и дипломных работ может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания способностей личности, развития двигательных способностей, форм и методов физического воспитания в различных структурных подразделениях (детский сад, школа, ДЮСШ и т.д.) и возрастных группах, содержания обучения, путей и средств совершенствования управления учебно-тренировочным и воспитательным процессом и т. д.
Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.
Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.
Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т.е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса (например, разработкой экспериментальной методики обучения или тренировки).
Четвертая – с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.
Формулировка названия работы. Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.
Сразу найти полную и краткую формулировку – дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.
Разработка гипотезы. Гипотеза – научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения. Знание предмета исследования позволяет выдвинуть гипотезу. Все гипотезы, в том числе и педагогические, делятся на описательные и объяснительные. В первых описывается связь между педагогическими средствами формирования того или иного качества и результатом экспериментальной деятельности, во вторых – объяснительных – раскрываются внутренние условия, механизмы, причины и следствия.
Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение педагогического опыта, анализ существующих научных фактов и дальнейшее развитие научных теорий. Любая гипотеза рассматривается как первоначальная канва и отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.
Составление плана исследования. План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения. План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме.
В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и даже изменять.
Подбор исследуемых. Любое педагогическое исследование в конечном счете является сравнительным. Сравнивать можно результаты экспериментальной группы (т.е. группы, в которой применялся новый элемент учебно-воспитательного процесса), с результатами контрольной группы (в которой для сопоставления сохранялась обычно принятая постановка обучения и воспитания).
Необходимость применения тех или иных способов сравнения результатов педагогического процесса диктует особые требования к подбору исследуемых: исследуемые лица должны быть максимально идентичными по своим характеристикам. Только в этом случае можно будет утверждать, что эффективность педагогического процесса достигнута за счет нового учебно-воспитательного элемента, а не за счет, например, лучшего физического развития исследуемых экспериментальной группы.
Известно, что любое педагогическое исследование проводится на сравнительно небольшом количестве людей. В то же время выводы делаются применительно ко всем лицам, аналогичным по полу, возрасту, уровню подготовленности и т. п. Подобный перенос результатов экспериментов основывается на статистическом законе больших чисел. Объективное действие данного закона позволяет использовать в статистике выборочный метод, при котором изучаются не все единицы той или иной совокупности, а лишь отобранная их часть. При этом обобщенные характеристики отобранной части (выборочной совокупности) распространяются на всю совокупность (генеральную совокупность). Основное требование к выборке – она должна максимально отражать черты генеральной совокупности (т.е. быть представительной – репрезентативной).
Применяя выборочный метод, каждый экспериментатор решает две задачи: кого выбрать в качестве исследуемых и сколько их надо выбрать.
Выбор методов исследования. Метод исследования – это способ получения сбора, обработки или анализа данных. В исследованиях, проводимых в области физической культуры и спорта, широко применяются различные методы научного познания из других областей науки и техники. С одной стороны, это явление можно считать положительным, так как оно дает возможность изучить исследуемые вопросы комплексно, рассмотреть многообразие связей и отношений, с – другой это разнообразие затрудняет выбор методов, соответствующих конкретному исследованию.
Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их разрешения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.
В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории физической культуры, наибольшее распространение получили следующие методы:
анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов;
опрос (беседа, интервью и анкетирование);
контрольные испытания (тестирование);
методы математической обработки.
Перечисленные группы методов тесно связаны между собой. Они не могут применяться изолированно. Например, для проведения наблюдения или эксперимента необходимо предварительно получить информацию о том, что уже есть в практике и теории физической культуры, т. е. воспользоваться методами анализа научно-методической литературы или опроса. Полученный в процессе исследования фактический материал не будет достоверен без методов математической обработки.
Сущность педагогического эксперимента и педагогического наблюдения состоит в сочетании нескольких перечисленных методов. Любой педагогический эксперимент включает в себя: один или несколько методов сбора текущей информации (контрольные испытания, опрос, экспертное оценивание и т.д.); метод математической обработки. Предшествует им использование методов получения ретроспективной информации (опрос, анализ литературных и документальных источников). Все это служит основанием считать эксперимент комплексным методом научного познания.
Педагогическое наблюдение обязательно включает в себя один или несколько методов сбора текущей информации и иногда – метод математической обработки.
Таким образом, педагогический эксперимент и наблюдение являются определенными системами использования нескольких методов исследования. В том и другом случаях могут применяться одинаковые методы сбора текущей информации.
Применение основных педагогических методов в исследованиях в области физической культуры и спорта позволяет использовать в каждом конкретном случае самые разнообразные приемы, способы и методики регистрации и сбора информации (физиологические, психологические, биомеханические, медицинские и др.): от обычного визуального анализа и оценки до применения современных технических устройств и приборов с использованием современных компьютеров и информационных технологий.
Организация условий проведения исследования. Организация педагогического эксперимента связана с планированием его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полноценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения, выбор экспериментальных и контрольных групп, оценка всех особенностей экспериментальной базы и т.д.
Для успешного проведения педагогического эксперимента необходимы определенные условия: наличие спортивной базы (спортзал, бассейн, стадион), соответствующий инвентарь (гимнастические снаряды, мячи, лыжи, коньки и т.д.). Вопрос о месте проведения эксперимента на практике, особенно на начальном этапе, чаще всего решается на основе личной договоренности экспериментатора с преподавателями или тренерами соответствующих организаций (ДЮСШ, средняя школа, ПТУ, вуз и т. п.), в которых может быть поставлен педагогический эксперимент. Во всех случаях для проведения эксперимента должно быть получено разрешение руководителя организации, в которой предполагается проведение эксперимента.
Проведение исследования. На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.
В связи с тем, что педагогический эксперимент включает в себя как проведение учебных занятий, так и регистрацию их эффективности, он всегда строится по следующей схеме: начальное исследование – проведение занятий – промежуточное исследование – проведение занятий – конечное исследование.
Начальные, промежуточные и конечные исследования предусматривают получение показателей с помощью методов сбора текущей информации, а проведение занятий обеспечивает непосредственную реализацию намеченного учебно-воспитательного процесса (применение новых средств, методов и пр.).
Временные интервалы между начальными, промежуточными и конечными исследованиями крайне изменчивы и зависят от многих причин (задач и методов исследования, реальных условий организации эксперимента и т.д.).
Исследование проводится на основе общей программы эксперимента, программ ведения занятий в экспериментальных и контрольных группах, а также программы ведения наблюдений.
В программе указывают содержание и последовательность всех действий (что, где, когда и как будет проводиться, наблюдаться, проверяться, сопоставляться и измеряться; какой будет установлен порядок измерения показателей, их регистрации; какие при этом будут применяться техника, инструментарий и другие средства; кто будет выполнять работу и какую).
Обработка результатов исследования. Первичная обработка данных. Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, – которые почему-либо не зафиксированы, но представляют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.
В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных.
И для ручной, и для компьютерной обработки в исходную сводную таблицу чаще всего заносят начальные данные. В последнее время преимущественной формой математико-статистической обработки стала компьютерная, поэтому в таблицу целесообразно внести все интересующие вас признаки в форме десятичного числа, т.е. предварительно пересчитать минуты в десятичные доли часа, секунды – в десятичные доли минуты, количество месяцев – в десятичную долю года и т. д. Это необходимо, поскольку формат данных для большинства используемых компьютерных программ накладывает свои ограничения.
Математическая обработка данных. Для определения способов математико-статистической обработки, прежде всего, необходимо оценить характер распределения по всем используемым параметрам. Для параметров, имеющих нормальное распределение или близкое к нормальному, можно использовать методы параметрической статистики, которые во многих случаях являются более мощными, чем методы непараметрической статистики. Достоинством последних является то, что они позволяют проверять статистические гипотезы независимо от формы распределения.
Важнейшими статистическими характеристиками являются:
а) средняя арифметическая
б) среднее квадратическое отклонение
в) коэффициент вариации
Ориентируясь на эти характеристики нормального распределения, можно оценить степень близости к нему рассматриваемого распределения.
Одной из наиболее часто встречающихся задач при обработке данных является оценка достоверности различий между двумя или более рядами значений. В математической статистике существует ряд способов для ее решения. Компьютерный вариант обработки данных стал в настоящее время наиболее распространенным. Во многих прикладных статистических программах есть процедуры оценки различий между параметрами одной выборки или разных выборок. При полностью компьютеризованной обработке материала нетрудно в нужный момент использовать соответствующую процедуру и оценить интересующие различия.
Формулирование выводов. Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения – уже не нуждающиеся в доказательствах.
Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.
Оформление работы. Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.
Читайте также: