Классификация методов проектов в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Седельниковского муниципального района Омской области

D:\мамина папка\единая коллекция цифровых технологий\шаблоны для презентаций\Сказочные персонажи\люди и дети\c737eab67cfa.jpg

Подготовила: учитель начальных классов

Чистякова Людмила Ивановна

2013/2014 уч. год

с. Седельниково.

Из истории возникновения метода проектов………………..стр.4-6

Что мы понимаем под методом проектов…………………стр.6-8

Этапы работы над проектом…………………………………стр.11-16

Организация проектов в начальной школе………………….стр.16-22

"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".

Японская мудрость .

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта

Несколько лет назад я начала реализовывать метод проектов на практике. Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел меня к пониманию того, что мне нужны деятельные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования объектов окружающего мира, наличия библиотеки, умения владеть информационными технологиями, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых и неживых объектов.

Я определила цели своей работы:

выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;

совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;

пропедевтика научно-исследовательской деятельности младших школьников;

обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования;

поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений;

активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.

Исходя из поставленных целей, я поставила перед собой задачи:

Развивать у детей навыки научно-исследовательской работы (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы), умения самостоятельно и творчески мыслить.

Помочь ученикам приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области.

Овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами, оборудованием, техникой.

Совершенствовать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ, составлению презентации.

Воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Из истории возникновения метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка , для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления).

Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления ”.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

“ Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

2.2. Что мы понимаем под методом проектов.

Проект - это одна из форм исследовательской работы, это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.

Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков :

1. направлены на достижение конкретных целей;

2. включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3. имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

Цели работы над проектом :

Развитие личности, формирование УУД (универсальных учебных действий), создание основ творческого потенциала обучающихся, реализация проектного замысла.

Задачи проектной деятельности:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Мотивация является неиссякаемым источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Таким образом, проектная деятельность в начальной школе, учит детей взаимодействовать друг с другом, учит работать с информацией, а также учит их учиться, чего и требует от нас ФГОС.

Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.

Самым главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;

знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;

выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;

проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;

детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

2.3. Классификация проектов

Классификация проектов по доминирующему виду деятельности ученика:

Кратко характеристика каждого из этих видов проектов представлена в таблице.

Краткая характеристика процесса и результата

Изготовление материального продукта, который можно использовать в жизни класса, школы, города, семьи, отдельного человека

Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка ее с помощью методов социологического опроса, наблюдения, эксперимента

Сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте, явлении в виде реферата, видеоролика, альбома, плаката и т.п.

Разработка альманахов, игр, сценариев, коллажей, рисунков, выставок, музыкальных произведений

Подготовка и разыгрывание спектакля

Наши проекты можно также классифицировать

Существуют и иные классификации проектов, основанные на выделении иного признака.

Классификация по предметно-содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, внепредметные.

Классификация по продолжительности: мини-проекты (один урок или менее), краткосрочные (несколько уроков, обычно от 2 до 4), длительные (на четверть).

Классификация по месту выполнения проектов учащимися: на уроках в классе, после уроков в школе, домашние, смешанные.

Классификация по числу участников: индивидуальные, групповые, классные.

Наши проекты можно также классифицировать:

По виду деятельности

По предметно-содержательной линии

По месту выполнения

на уроке в классе

По числу участников

Рассмотрим особенности каждого из них.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.

F:\проект\женя\IMG_0303.JPG


Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок (как взрослый, ребенок планирует работу, выполняет ее, доказывает ее правильность и нужность, но в основе лежит детская тема). Педагог выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности ребенка.

Монопроекты– реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.
Разумеется, работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.

2.4. Этапы работы над проектом.

Представляю таблицу, в которой отражены требования ФГОС при работе над проектами:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. И, по моему мнению, именно метод проектов помогает достичь всего этого.

Главная идея метода проекта: развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Метод проектов был разработан в начале XX века. В его основу легли идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи. Он говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало полезные знания и навыки, способствовало зарождению новых импульсов к последующим делам. В целом школьные проекты строились на действительном интересе детей к жизни и выступали прообразами жизненных проектов. В школьных проектах акцент делался на воспитание человека деятельного, предприимчивого, который научился бы сам составлять планы и проекты.

Итак, проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самостоятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проект – это содержание обучения. Оно может быть частью учебного предмета, а может стать и отдельным предметом.

Проект – это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной качеством знаний. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое – ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Он способствует реализации принципа связи обучения и воспитания с жизнью, решает многие педагогические задачи.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Я стараюсь готовить своих детей к жизни, чтобы все знания, которые они получают, пригодились моим ученикам. И считаю метод проектов универсальным средством развития человека.

Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни детей в школе и дома.

Классификация проектов по продолжительности:

  • Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
  • Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
  • Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

По количественному составу различают: индивидуальные, парные и групповые проекты.

По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на:

  • Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.
  • Творческий проект. Интересен тем, что его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра. В отличие от собственно ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т.п.
  • Практико-ориентированный проект. Он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта.
  • Информационный проект. Это тип проектов изначально направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализом и обобщением фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Результатом работы может являться реферат, доклад, статья и т.п.

Опыт работы свидетельствует, что в проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  • Мотивационный Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.
  • Планирующий – подготовительный. Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности, сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности.
  • Информационно – операционный Ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.
  • Рефлексивно – оценочный. Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Формы продукта проектной деятельности и виды презентаций проектов:

В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Но чаще всего его выбор – непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе.

Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности: выставка, газета, стенд, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, постановка, игра, костюм, коллекция, модель, праздник.

Презентации учебных проектов: деловая игра, демонстрации видеофильма, игры с залом, инсценировки реального или вымышленного исторического события, отчет исследовательской экспедиции, путешествия, рекламы, соревнование, спектакль, спортивная игра, телепередача, экскурсия.

Для направления деятельности учеников разработана памятка.

Памятка начинающему исследователю:

Критерием оценки проекта выступает качество проекта в целом и его презентация:

Результатом проектно – исследовательской деятельности в начальной школе является формирование и развитие, наряду с другими, общеучебных умений и навыков, что даст возможность учащимся успешно осваивать образовательные программы основной и старшей школы.

Такими умениями и навыками являются:

  1. Рефлексивные умения.
  • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.
  • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
  1. Поисковые (исследовательские) умения.
    • Умение самостоятельно генерировать идеи, то есть изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
    • Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.
    • Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта.
    • Умение находить несколько вариантов решения проблемы.
    • Умение выдвигать гипотезы.
    • Умение устанавливать причинно – следственные связи.
  2. Умения и навыки работы в сотрудничестве.
      • Навыки коллективного планирования.
      • Умение взаимодействовать с любым партнером.
      • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.
      • Навыки делового партнерского общения.
      • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
  3. Менеджерские умения и навыки.
    • Умение проектировать процесс (изделие).
    • Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
    • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
    • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
  4. Коммуникативные умения.
    • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.
    • Умение вести дискуссию.
    • Умение отстаивать свою точку зрения.
    • Умение находить компромисс.
  5. Презентационные умения и навыки.
  • Навыки монологической речи.
  • Умение уверенно держать себя во время выступления.
  • Артистические умения.
  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
  • Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Роль учителя в проектной деятельности учащихся.

Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решить учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др.

Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно – урочным обучением и обречен играть лишь одну роль – исполнителя.

В чём достоинства метода проектов?

  • Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
  • Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые ка­чества детей.
  • Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
  • Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложные, слабым – по их реальным возможностям.
  • Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, от­ветственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.


Согласно ФГОС, школа должна способствовать формированию активной, инициативной личности. Трудно сделать это, если на уроке дети выполняют роль пассивных слушателей, зубрят правила и решают задачи по образцу. Поэтому педагоги учат ребят работать над различными видами проектов. В начальной школе сделать это сложнее, так как дети еще маленькие. Однако многие педагоги справляются с поставленной целью.

Определение

Решение дидактических задач через самостоятельную разработку проблемы учащимися - в этом заключается суть метода проектов в начальной школе. Виды проектов бывают различными, но всегда предполагают оформление результатов в виде конечного продукта. Им может стать макет, книга, презентация, видеофильм, инсценировка и т. д.

цели проектной деятельности

Важно, чтобы тема проекта вызывала у школьников интерес и не предполагала наличия готового ответа. Дети должны провести собственное исследование, собрать и проанализировать информацию, самостоятельно сделать выводы. При этом особую ценность представляет не полученный результат, а опыт, приобретенный ребенком в процессе работы.

Учет возрастных особенностей

Виды проектов в начальной школе по ФГОС должны подбираться с учетом детских возможностей. Чем младше ученики, тем проще будут поставленные задачи. Если в средних и старших классах чаще используются долгосрочные проекты, то в младшей школе предпочтение отдается коротким исследованиям. Иначе ребятишки устают, теряется мотивация и работа остается незаконченной.

работа в группе

В помощи взрослых учащиеся нуждаются на каждом этапе деятельности. Поэтому большая часть работы над проектом проводится в школе, в присутствии учителя. В противном случае вся нагрузка ляжет на родителей, которые не всегда умеют правильно организовать процесс. Чаще всего они выдают ребенку уже готовую информацию, тогда как школьники должны учиться искать ее самостоятельно. Хорошо, если работа над проектом превратится для детей в веселую игру.

Цели учебного проекта в начальной школе

Применение этого метода на уроках и во внеурочной деятельности позволяет педагогу научить детей:

  • самостоятельно формулировать задачи и решать их;
  • искать информацию, анализировать ее, выделять главное;
  • применять на практике знания, приобретенные на уроках;
  • творчески подходить к решению проблем;
  • эффективно распределять свое время;
  • сотрудничать с другими учащимися, взрослыми;
  • осваивать незнакомые технологии во время изготовления конечного продукта;
  • проводить исследование (выдвигать гипотезу, изучать теорию, ставить опыты, организовывать опросы, собирать доказательства, делать выводы);
  • анализировать ход работы, ее результаты и успешность;
  • демонстрировать полученный продукт, лаконично, но полно рассказывать о нем;
  • выступать перед публикой, аргументированно доказывать свое мнение.

дети защищают проекты

Классификация учебных проектов

В начальной школе исследовательская работа детей может быть весьма разнообразной. Проекты классифицируют по нескольким признакам:

  • По количеству учащихся они разграничиваются на индивидуальные, парные и групповые.
  • По продолжительности выделяют мини-проекты (1-2 урока), краткосрочные (1-2 недели), средние (от 1 до 2 месяцев) и долгосрочные (годовые) проекты. Для младших школьников больше подходят два первых варианта.
  • По содержанию все работы делятся на монопроекты (вытекают из содержания 1 учебного предмета) и межпредметные проекты, предполагающие интеграцию знаний из 2-3 областей.
  • По месту проведения. Исследовательской деятельностью можно заниматься в классе, а можно перенести ее во внеурочное время. Тогда сбор информации, подготовка презентации, изготовление конечного продукта проводится детьми дома. Во время урока учитель координирует деятельность школьников, помогает решить возникшие проблемы.

дети рисуют

Виды проектов по доминирующей деятельности

Эта классификация считается основной, так как отражает содержательную специфику работы. Согласно ей, выделяют следующие виды проектов в начальной школе по ФГОС:

  1. Практико-ориентированный. Работа ведется в соответствии с четким заказом на конечный продукт. Предполагается, что он будет использоваться для решения каких-то проблем. Например, дети должны изготовить учебные пособия для всего класса или кормушки для птиц.
  2. Исследовательский. Выполняя его, ребятишки превращаются в настоящих ученых. Они выдвигают гипотезы, проводят эксперименты и социологические опросы, сооружают действующие модели, исследуя выбранную проблему.
  3. Информационный. Школьники собирают достоверные данные о каком-то объекте или событии, оформляют их в виде статьи, реферата, книги и представляют широкой аудитории.
  4. Творческий. Результаты проведенного исследования оформляются нетрадиционно. Это может быть поделка, рисунок, видеофильм, театрализованная сценка, игра, стихи и сказки собственного сочинения.
  5. Ролевой. Для младших школьников это самый сложный вид проекта. Дети берут на себя роль определенного персонажа и действуют в обозначенной ситуации. Так могут создаваться сказки на новый лад, обыгрываться исторические события.

Выбор темы

Проекты младших школьников обычно тесно связаны с содержанием учебных предметов. Дети этого возраста очень любопытны, им нравится заниматься творческой и исследовательской деятельностью. Желательно, чтобы тема была актуальной, соприкасалась с жизнью ребенка. Например, учащиеся с удовольствием изучают собственную родословную, рассказывают о профессиях родителей, ставят эксперименты на кухне.

цель учебного проекта в начальной школе

Интересен им и окружающий мир. Школьники создают фантастические проекты ("Автомобиль будущего", "Город на Марсе"), изучают теоретические проблемы ("Как придумали цифры?"), проводят собственные исследования ("Можно ли в домашних условиях изготовить духи?"), участвуют в играх ("Путешествие по странам"). Однако самостоятельно придумать интересную тему им сложно. Родители тоже не всегда способны помочь в этом вопросе. Лучше, если выбор темы возьмет на себя педагог, знакомый с основами технологии проектов в начальной школе.

Этапы работы

Организация метода проектов в начальной школе строится по правилу "пяти П":

  1. Проблема. Учитель в игровой форме погружает детей в тему, используя сказки, легенды, видеофильмы или театрализованные сценки. Затем очерчивается проблема. Ученики выдвигают гипотезы о том, как можно ее решить.
  2. Планирование. Педагог вместе со школьниками формулирует задачу, определяется план дальнейших действий, распределяются роли.
  3. Поиск информации. Дети изучают литературу, проводят опросы среди одноклассников, родителей. Полученные данные анализируются, делаются выводы.
  4. Продукт. Результаты оформляются в виде готового изделия. Это может быть поделка, реферат, макет, иллюстрированный альбом, компьютерная презентация, карта, газета, постановка, спектакль, экскурсия, игра.
  5. Презентация. Школьники представляют проекты, рассказывают о проведенной работе, ее результатах. Здесь уместно использование игровых форм: отчет об экспедиции, рекламная кампания проекта, телепередача, защита макета на Совете Ученых.

Иногда выделяют еще одно "П" проекта - портфолио. Это папка, в которой собираются все рабочие материалы, включая черновики и ксерокопии.

Использование метода в 1 классе

Учителя, согласно указаниям ФГОС, организуют работу над разными видами педагогических проектов в начальной школе. Больше всего проблем возникает у них с первоклассниками, которые еще плохо читают и пишут, не умеют работать с информацией. На этом этапе рекомендованы мини-проекты, занимающие 1-2 урока. Предполагается, что ребенок будет исследовать один несложный объект. Информацию лучше собирать путем опроса, наблюдения.

Например, детям предлагается нарисовать собственный режим дня, подготовить фотоальбом "Моя семья", всем классом придумать сборник загадок о животных, подобрать интересный материал для каждой буквы алфавита. Основная работа проводится в классе. Школьников можно разделить на группы, каждой из которых поручена своя задача. Либо ученики работают индивидуально в рамках одной темы. Требований к оформлению проекта в 1 классе не предъявляется. Чаще всего он состоит из картинок и рисунков с короткими подписями.

мальчик и девочка с рисунками

Проекты во 2-4 классах

Во втором классе детей нужно учить находить информацию, работать с познавательной литературой, решать творческие задачи. Важно, чтобы результат проекта был осязаемым и его можно было использовать в обычной жизни. Например, дети создают интерактивную энциклопедию для сверстников, взвешивают свои ранцы и сравнивают эти результаты с действующими нормами, изготавливают открытки для ветеранов. Продолжительность проекта не должна превышать 1-2 недель.

В 3-4 классах деятельность ребят становится более обдуманной, целенаправленной. Проекты могут готовиться от 1 до 2 месяцев. Темы становятся сложнее: "Как заставить воду течь вверх?", "Веселые задачки про сказочных героев", игра по теме "Однородные члены предложения". Педагог учит школьников формулировать цели, выдвигать гипотезы, обрабатывать информацию, находить собственное решение проблемы. Проекты выполняются как в группах, так и индивидуально. При этом недопустим элемент соревновательности между детьми.

Оформление результатов

Как написать проект в начальных школе? Начиная со 2 класса, детей учат правильно оформлять свои работы. Структура обычно следующая:

  1. Титульный лист, где указана выбранная тема, а также имя и фамилия автора, наименование учебного заведения, класс, город и год написания работы.
  2. Оглавление.
  3. Введение. В нем обосновывается актуальность проблемы, ставится цель, указываются задачи по ее достижению. Ребенок может изложить свое отношение к теме исследования.
  4. Основная часть. Здесь кратко описываются сведения, взятые из литературных источников. Приветствуется приведение цитат. Рассказывается о проведенной школьником работе, результатах, полученных во время исследования.
  5. Заключение. В нем содержатся выводы, сделанные по каждой из поставленных задач.
  6. Список литературы, которой пользовался ребенок.

При оформлении проекта разрешено использовать картинки, фотографии. Рекомендуется прикладывать графики, плакаты, используемые методики исследования.

Критерии оценки

На основании чего выставляются отметки за разные виды проектов в начальной школе? Критерии могут отличаться в зависимости от возраста учащихся. Так, в 1-2 классах они предельно просты:

  1. Соблюдение всех намеченных этапов работы, ее законченность.
  2. Оригинальность и качество выполнения изделия.
  3. Полнота раскрытия выбранной темы.

В 3-4 классах критериев становится больше:

  1. актуальность темы;
  2. глубина и самостоятельность исследования;
  3. оригинальность решений;
  4. качество готового продукта;
  5. степень раскрытия темы во время презентации, ее убедительность.

проведение опыта

Отзывы педагогов и родителей

Современные учителя активно осваивают проектную деятельность в начальной школе. Отзывы их неоднозначны. С одной стороны, дети с интересом включаются в исследование, выдвигают гипотезы, с азартом проверяют их, получают неожиданные результаты. У многих повышается мотивация. Групповые и коллективные проекты получаются особенно удачными.

А вот индивидуальные исследования вызывают затруднения у большинства младших школьников. Они требуют активной помощи родителей, но не все мамы и папы готовы после рабочего дня готовить проект. Им проще скачать из интернета уже готовый материал. Поэтому этот вид работы лучше использовать выборочно с заинтересованными детьми и родителями. Большие проблемы у младших школьников возникают и с правильным оформлением работ, что связано с возрастными особенностями.

Таким образом, работа над разными видами проектов в начальной школе возможна, но с некоторыми ограничениями. Ребята только учатся ориентироваться в информационном пространстве, мыслить самостоятельно, поэтому им необходима помощь взрослых. При этом данный вид деятельности интересен им и вызывает массу положительных эмоций.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов – это набор техник и приёмов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает
собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации

Для чего нужен метод проектов

n Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению

n Научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы

n Научить принимать самостоятельные аргументированные решения

n Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли

Цели и задачи проектного метода.

Основная цель проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

n обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

n развитие познавательных способностей;

n развитие творческого воображения;

n развитие творческого мышления;

n развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

n формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

n развитие умения определять возможные методы решения проблем с помощью взрослого;

n формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

n развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Основные условия применения методов проектов:

n существование новой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского поиска и применения интегрированного знания;

n значимость предлагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

n применение творческих, исследовательских методов при проектировании;

n структурирование этапов выполнения проектов;

n самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора

Виды проектов в начальной школе:

n проекты наблюдения;

n проекты рассказы;

n конструктивные проекты;

n экскурсионные проекты.

Классификация проектов

n Практико-ориентированный проект
нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика

n Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование

n Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории

n Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

n Ролевой проект – участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

Виды проектов по доминирующей деятельности

n Практико - ориентированные

Требования к проектам и идеи проектирования.
Проектный метод должен содержать:

n предмет поиска решения проблемы;

n поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;

n аналитическую работу над собранными фактами;

n корректировку первоначального направления;

n дальнейший поиск информации;

n анализ новых фактов; обобщение;

n заключение; оформление результатов; презентация;

n внешняя оценка, рефлексия.

Урок в режиме проектного обучения

Этапы работы над методом проектов:

Компоненты учебного проекта

Актуальность проблемы мотивация

Методы и способы

Выбор способов и методов, планирование

Достоинства и недостатки проекта
как формы организации учебной деятельности.

Достоинства:

• Возможность углубленного и многостороннего изучения отдельных тем;

• Исследовательский, поисковый характер;

• Значительная самостоятельность учащихся в выборе форм и видов деятельности;

• Активное взаимодействие между всеми участниками проекта;

• Возможность организации познавательной деятельности на основе внутренней мотивации к обучению.

• Коллективный характер деятельности.

Недостатки:

• Некоторая академичность проекта, способная снизить познавательный интерес, отпугнуть учащихся;

Читайте также: