Что такое биллинг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Биллинг в электросвязи — комплекс процессов и решений на предприятиях связи, ответственных за сбор информации об использовании телекоммуникационных услуг, их тарификацию, выставление счетов абонентам, обработку платежей [1] [2] . Биллинговая система — прикладное программное обеспечение поддержки бизнес-процессов биллинга.

Биллинг — важнейший компонент деятельности любого коммерческого оператора связи, вне зависимости от вида телекоммуникаций: операторы фиксированной и мобильной связи, интернет-телефонии, виртуальные операторы, интернет-провайдеры, операторы транзитного цифрового трафика, провайдеры цифрового телевидения — не могут существовать без биллинга, благодаря которому выставляются счета потребителям их услуг и обеспечивается экономическая составляющая их деятельности.

Для биллинговых систем в телекоммуникациях в русском языке также используется термин автоматизированная система расчётов (АСР), в частности, такой термин использован в официальных документах Министерства связи России, предписывающих обязательную сертификацию биллинговых систем [3] .

Содержание

Функции биллинга

Функции биллинга на предприятии группируются в три основных блока: расчётные операции, информационное обслуживание, финансовое обслуживание.

В широком смысле, при рассмотрении биллинга в интеграции с управлением доходами (англ. Billing and revenue management ) дополнительно выделяют такие функции, как гарантирование получения доходов (англ. revenue assurance ), управление прибыльностью абонентов (англ. profitablity management ), контроль мошенничества абонентов (англ. fraud management ) [источник не указан 580 дней] .

Расчётные операции

В блоке расчётных операций выделяются такие функции, как определение потребления (например, получение с коммутаторов детальной информации о звонках, обработка данных с коммутационного оборудования о потреблении трафика, получение данных с системы медиации), оценка потребления (определение расчётных характеристик данных о потреблении), агрегация оценок и формирование начислений абонентам, расчёт налогов, скидок, дополнительных начислений, корректировок, выпуск счетов к оплате, обеспечение доставки или ознакомления абонентов со счетами к оплате, управление лицевыми счетами абонентов [4] .

Реализация расчётного блока может существенно различаться как для разного типа коммуникаций, так и в разных моделях взаимоотношения с абонентами.

Prepaid

Prepaid (предоплата) — модель расчётов с абонентами и агентами, подразумевающая предварительное внесение средств на свой личный счёт оператора услуг связи, которые впоследствии расходуются на оплату получаемых услуг. Prepaid-системы расчётов как правило ведут учёт в реальном времени, непосредственно управляя процессом предоставления услуг, по достижению нижнего порога количества средств на счёте контрагента режим предоставления услуг может быть изменён (вплоть до полного прекращения). Количество средств на счёте, продолжительность сохранения положительного баланса, размер и регулярность поступлений могут служить параметром тарификации при расчёте стоимости, качества и количества предоставляемых услуг.

Функциональные возможности по поддержке ограничения доступа к услугам связи в реальном времени с предоплатной моделью расчётов иногда называют горячим биллингом.

Postpaid

Postpaid — модель расчётов, при которой оператор сначала предоставляют услуги абоненту или агенту в рамках заключённого с ним договора, а потом производит тарификацию и выставление счетов для оплаты. Процесс тарификации и выставления счетов является планово-регулярным и обычно охватывает оговоренный в договоре календарный промежуток времени (чаще всего — месяц, иногда — неделя, квартал, год). Контрагент обязан оплатить сумму выставленного счёта в течение оговоренного в контракте промежутка времени, в случае несвоевременной оплаты к нему применяются указанные в договоре методы работы с должником, в рамках процессов взыскания дебиторской задолженности.

Информационное обслуживание

Информационное обслуживание включает функции поддержки операционной информации об абонентах, о продуктах и услугах, включая их тарифы, ограничения, возможные комбинации, а также конфигурационных данных о биллинге в целом (например, расписания расчётов и выставления счетов, управление событиями уведомления абонентов, настройки аудита и устаревания информации, допустимые характеристики абонентов) [5] .

Финансовое обслуживание

Финансовое обслуживание покрывает функции обработки платежей, их квитовки по выставленным счетам и услугам, управление дебиторской задолженностью абонентов и процессом её взыскания, обработки данных по налогообложению [6] .

Место биллинга на предприятии

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться раздел, посвящённый месту в прикладном ландшафте в концепциях NGOSS и им подобным, в сравнении с ERP, CRM.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Межоператорский биллинг

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться раздел, посвящённый особенностям межоператорских взаиморасчётов.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Транзитный биллинг

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться раздел, посвящённый особенностям БС для магистральных операторов.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Конвергентный биллинг

Конвергентная биллинговая система унифицированно обрабатывает данные о широком спектре оказываемых услуг, обеспечивая единый лицевой счёт и единые счета к оплате для каждого абонента, как вне зависимости от набора используемых абонентом услуг (это могут быть одновременно различные услуги фиксированной телефонии, мобильной связи, передачи данных, телевидения, контент-услуги), так и безотносительно от принципа расчёта начислений по ним (услуги могут быть приобретены как предоплаченные, так и оплачиваться по договорным принципам) [7] [8]

Рынок биллинговых систем

Годовой объём мирового рынка биллинговых систем на 2007 год оценивался в размере $6 млрд, и прогнозируется его рост до уровня $7,2 млрд к 2012 году [9] , при этом, по области применения рынок подразделялся на следующие составляющие:

  • 27,2 % — биллинговые решения для контрактной мобильной связи (англ.mobile postpaid );
  • 16,4 % — решения для биллинга по организациям для операторов фиксированной связи;
  • 13,3 % — биллинг предоплаченных услуг на основе интеллектуальных сетей (англ.Intelligent network) для операторов мобильной связи;
  • 10,9 % — решения для биллинга по физическим потребителям для операторов фиксированной связи;
  • 9,7 % — биллинг для операторов кабельных и спутниковых телекоммуникационных систем;
  • 8,8 % — конвергентный биллинг;
  • 8,2 % — решения по взаимодействию расчётных систем с коммутационным оборудованием (англ.mediation );
  • 4,6 % — межоператорский биллинг [9] .

По оценкам от 2010 года на мировом рынке биллинговых систем в разрезе поставщиков лидирует Amdocs с долей в 27 %, 8 % рынка у Huawei, по 6 % — у Oracle и Convergys (англ.), по 5 % — у Ericsson (включая приобретённую в 2007 году LHS Telekommunikation (англ.) [8] ) и Intec (англ.) [10] [11] .

Фото Биллинг – что это такое простыми словами

Термин применяется в различных отраслях народного хозяйства: медицине, торговле, ЖКХ и т. д. Большое количество людей сегодня сталкивается с данным понятием, как с определением, касающимся оплаты оказанных работ. Определение широко используется в сотовой связи или при обеспечении доступа к интернету.

Основной функцией биллинга является перевод денег потребителя на лицевой счет компании за оказанные услуги. Биллинговая система справляется с задачей и защищает пользователя от мошенников.

Биллинг в этом смысле представляет собой ряд последовательных операций, которые требуют программного и аппаратного обслуживания с юридическим и банковским обеспечением всех этапов зачисления платежа.

Биллинговые системы

Только крупные предприятия могут позволить себе организацию собственной биллинговой системы. А более мелкие фирмы и частные лица используют поддержку специализированных биллинговых компаний. Основной процесс выставления счетов заключается в определении количества предоставленных услуг.

Если это доступ к интернету или телефонная связь, программное сопровождение фиксирует время звонка или часы, проведенные пользователем в глобальных сетях. Далее, программа производит расчет в соответствии с тарифами, указанными в программном обеспечении компании.

Затем в автоматическом режиме, по заранее заданному графику приложение направляет информацию пользователю о стоимостях полученных услуг, а поставщику информацию о поступлении оплаты и возможности вывода денежных средств с вычетом согласованного платежа за эксплуатацию этой системы. Многие виды бизнеса используют циклический биллинг.

Циклический биллинг

Циклический биллинг — это стратегия выставления счетов, которая включает ежедневное создание и обновление непогашенных остатков на счетах клиентов. Это позволяет подготовить единый счет-фактуру, охватывающий весь период, а не выставлять счета покупателям в каждом отдельном случае.

Существуют преимущества, связанные с моделью выставления счетов за циклы, которые применяются как к поставщику, так и к заказчику. Коммунальные предприятия регулярно обновляют учетные записи в зависимости от объема использования за определенный период.

Как правило, расчетный период составляет тридцать дней или один календарный месяц.

В течение этого времени учетная запись абонента время от времени обновляется, отражая использование предоставленного обслуживания. В конце текущего цикла счет за все тридцать дней завершается и направляется пользователю для оплаты.

Сферы использования циклического биллинга

Различные телекоммуникационные услуги также используют циклический биллинг. Например, бюро телеконференций часто рассчитывает стоимость каждого звонка, проводимого данным абонентом, и добавляет расходы и подробности к счету, подготовленному специально для этого периода.

Предполагая, что потребитель проводит еженедельную телефонную конференцию, расчет за цикл будет содержать информацию, связанную с каждым из этих вызовов, которые обычно располагаются в хронологическом порядке. Использование цикличности выставления счетов имеет ряд преимуществ для всех участников.

Для поставщика использование этой модели вместо выдачи отдельных счетов-фактур по каждому заказу или событию означает, что на подготовку, проверку, печать и отправку счета расходуется меньше времени. Поскольку все операции для одного периода отображаются в одном счете, поставщик также экономит время и ресурсы, когда платежи получены, и их необходимо разместить в бухгалтерских записях.

Для клиентов периодичность выставления счетов позволяет управлять только одним счетом в течение месяца. Не затрачивая времени на поток отдельных счетов, которые должны быть оплачены индивидуально. Пользователь также экономит время и, возможно, деньги, если оплата каждого счета сопряжена с какими-либо расходами. Такими, как почтовые расходы или плата за прием онлайн-платежей.

Циклический биллинг обычно используется, когда отношения регулируются договором или носят регулярный характер. Для клиента не является чем-то необычным пройти проверку кредитоспособности до того, как поставщик заключит этот тип соглашения с потенциальным потребителем. Модель хорошо работает для счетов кредитных карт, коммунальных услуг и даже для вкладок в местных клубах или магазинах.

В современном компьютеризированном обществе растет число предпринимателей, оценивших удобство применения электронных платежных систем при получении оплаты за предоставленные услуги. Этим объясняется растущий интерес к биллинговым компаниям, осуществляющим вышеописанные технические мероприятия этого процесса.


  • Биллинг в электросвязи — комплекс процессов и решений на предприятиях связи, ответственных за сбор информации об использовании телекоммуникационных услуг, их тарификацию, выставление счетов абонентам, обработку платежей. Биллинговая система — прикладное программное обеспечение поддержки бизнес-процессов биллинга.

Биллинг — важнейший компонент деятельности любого коммерческого оператора связи, вне зависимости от вида телекоммуникаций: операторы фиксированной и мобильной связи, интернет-телефонии, виртуальные операторы, интернет-провайдеры, операторы транзитного цифрового трафика, провайдеры цифрового телевидения — не могут существовать без биллинга, благодаря которому выставляются счета потребителям их услуг и обеспечивается экономическая составляющая их деятельности.

би́ллинг

1. спец. совокупность процедур и решений, связанных со сбором информации об использовании телекоммуникационных услуг, с их тарификацией, а также с выставлением счетов абонентам и обработкой платежей

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: джин — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Биллинг представляет собой систему дистанционных взаиморасчетов, передачи денежных средств. Действует данная система во многих сферах человеческой жизни. От энергетики до рекламы и науки. В современном мире это эффективный инструмент для произведения расчетов, сбора информации о клиентах.

Биллинговые платежи

Значение термина

Биллинг (от англ. bill – счет) – система контроля оплаты услуг. Сюда входит расчет тарификации, выставление счетов на оплату. Система работает по принципу модульного действия. То есть однотипно для разных сфер жизни. Особенность биллинговых расчетов – клиент может не иметь банковского счета. Проводимые операции действуют без индивидуальных счетов.

Система действует прозрачно для налоговых органов и участников платежей. В то же время операции с деньгами закрыты от несанкционированного доступа посторонних лиц.

Действие биллинговых расчетов распространяется на бюджетную сферу, банки, телекоммуникации.

Биллинг в бюджетной сфере

Для расчетов бюджетной сферы (в том числе ЖКХ) биллинг стал основой расчетов. Система незаменима при оплате пошлин, налогов, электроэнергии, газоснабжения.

Как работает биллинг в бюджетной сфере:

  • формируется платежка;
  • отправка платежки клиенту-плательщику;
  • внесение плательщиком оплаты по платежке через банк, терминал либо банкомат;
  • получение квитанции об оплате.

Денежные средства перечисляются моментально. Причем клиент способен отследить движение денег.

В программное обеспечение входят данные о каждом плательщике. В том числе его льготы. К примеру, льготы инвалидов либо пожилых людей, пенсионеров. Человеку для получения льготы следует представить соответствующий документ. То есть для получения налоговой льготы в налоговую службу. Единоразово. Далее работник внесет данные в программу. Платежи автоматически перейдут на другую тарификацию.

Что делать, если вы забыли распечатать квитанцию об оплате? Это распространенная ошибка плательщиков. Но, ошибка не страшна. Автоматическая система имеет архив платежей. Через онлайн-режим можно зайти в систему, найти проведенный платеж, распечатать квитанцию. Подобная система действует при оплате через онлайн-кабинеты на личной страничке банков.

Платежи ЖКХ

Телекоммуникации и биллинг

Самые распространенные расчеты по биллинговой системе – оплата счетов телефона, телевидения. Многие люди не задумываются об этом. Подходя к терминалу, внося средства не номер телефона, они производят оплату через систему биллинга.

Эффект системы клиент чувствует сразу. Платежи начисляются в течение пары минут при минимальных комиссиях. Зачастую комиссии и вовсе отсутствуют.

Биллинг в банке

Банковский биллинг

Финансовые организации пользуются автоматизированной системой при рассылке писем. Как почтовым образом, так и на телефон.

Вывод. Биллинговая система – эффективная для многих сфер жизни программа платежей. С помощью нее исчезли бесконечные очереди желающих заплатить налог, пошлину в учреждениях. Оплатить долги теперь можно не выходя из дома. Следует войти в систему посредством онлайн-кабинетов, ввести данные, оплатить. При наличии домашнего принтера, тут же распечатать квитанцию об успешной оплате.

Читайте также: