Анализ постановления об организации школ с продленным днем

Обновлено: 05.07.2024

Во исполнение пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2905-р Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения, выраженных в натуральных показателях, в целях реализации полномочий субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Заместитель Министра образования

и науки Российской Федерации

20 марта 2018 г. N ТС-39/08вн

О ПРИМЕНЕНИИ НОРМАТИВОВ И НОРМ РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ, ВЫРАЖЕННЫХ В НАТУРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ, В ЦЕЛЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения.

1.1. Настоящие методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения, выраженных в натуральных показателях (далее - рекомендации) разработаны во исполнение пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2905-р, в связи с тем, что нормативы и нормы ресурсной обеспеченности населения, выраженные в натуральных показателях (далее - нормативы и нормы ресурсной обеспеченности населения), утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., N 29, ст. 3504), признаны утратившими силу.

1.2. Рекомендации предусматривают реализацию полномочий субъектов Российской Федерации по вопросу применения нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере образования и позволяют предопределить объемы своих расходов на соблюдение соответствующих норм без дополнительного правового регулирования на федеральном уровне.

2. Нормативное правовое регулирование вопросов применения нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере образования.

2.1. Акты, которыми были установлены показатели, указанные в примечании к пунктам 1, 2 и 4 раздела "Нормы и нормативы питания, обмундирования, мягкого инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях", к пунктам 1 - 6 раздела "Нормативы наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях" и к пунктам 1 - 6 раздела "Нормативы удельных показателей общей площади образовательных учреждений" социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (далее - социальные нормативы), признаны утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон о детях-сиротах), Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также упорядочением правовых актов в области образования.

2.3. Согласно части 6 статьи 6 Федерального закона о детях-сиротах нормы обеспечения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, утверждаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы и нормативы питания, обмундирования, мягкого

инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях

в сфере опеки и попечительства

В сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних необходимо руководствоваться постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2017 г. N 1066, от 18 сентября 2017 г. N N 1116, 1117 г., регулирующие вопросы утверждения норм и порядка обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, норм и порядка обеспечения выпускников организаций, о порядке обеспечения проездом и учебной литературой (далее - постановления).

Постановления ранее разработаны Министерством и приняты Правительством Российской Федерации в целях реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ).

Нормы потребления продуктов питания по типам учреждений

и контингентам обслуживаемого в них населения

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. N 1117 утверждены нормы обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета.

Рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания для детей в дошкольных образовательных организациях включены в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", а для обучающихся общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования в СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".

Для воспитанников образовательных учреждений разработаны среднесуточные наборы продуктов и ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах, определены основные критерии организации питания, в том числе касающиеся набора и качества блюд, предлагаемых для питания обучающихся, временных промежутков приема пищи, а также установлены определенные функциональные условия деятельности пищеблоков в образовательных учреждениях.

Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах определены методическими рекомендациями МР 2.4.5.0107-15 "Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах. Методические рекомендации", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Методическими рекомендациями Роспотребнадзора утверждены: рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7 - 11 и 11 - 18 лет (от 24.08.2007 N 0100/8604-07-34), рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах (24.08.2007 N 0100/8606-07-34), примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7 - 11 и 11 - 18 лет в государственных образовательных учреждениях (24.08.2007 N 0100/8605-07-34).

Организация здорового питания обучающихся и воспитанников в образовательных организациях осуществляется в соответствии с совместным приказом Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. N 213н/178 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений".

Минздравом России принят приказ от 19 августа 2016 г. N 614 "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания".

Определение социальных норм и нормативов

для образовательных организаций, реализующих программы

Пунктом 1.11 установлено рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;

для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей;

для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;

для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;

для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;

для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;

для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей;

для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;

для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;

для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.

Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.

Пунктом 1.12 СанПиН установлено, что в дошкольных образовательных организациях комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:

а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

В настоящее время в Приказ N 1014 вносятся соответствующие изменения.

Указанные нормативы распространяются на все образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования.

Терминологию следует привести в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. По пункту "Нормативы удельных показателей общей площади основных видов дошкольных учреждений для городского строительства" раздела "Нормативы удельных показателей общей площади образовательных учреждений" необходимо руководствоваться Сводом правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр.

Определение социальных норм и нормативов

для образовательных организаций, реализующих программы

1. По пункту "Наполняемость классов" раздела "Нормативы наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях" следует обратить внимание, что на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10) внесены изменения. Согласно принятым изменениям из СанПиН 2.4.2.2821-10 рекомендательная норма, устанавливающая предельную наполняемость классов общеобразовательных организаций в 25 человек, исключена.

Согласно пункту 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

В соответствии с пунктом 10.16 СанПиН 2.4.2.2821-10 в классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек.

В настоящее время Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России ведется работа по внесению изменений в приказы Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 и 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" и "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее - Порядки 1014 и 1015) в том числе в части определения предельной наполняемости отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и при получении ими образования совместно с другими обучающимися для внесения соответствующих изменений в Порядки 1014 и 1015.

2. По пункту "Нормативы удельных показателей общей площади зданий общеобразовательных учреждений" необходимо руководствоваться пунктами раздела III СанПиН 2.4.2.2821-10 "Требования к территории общеобразовательных организаций".

При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.

Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций рекомендуется учебные помещения для начальных классов выделять в отдельный блок (здание), группировать в учебные секции (в редакции изменений N 2, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 72).

В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1 - 4 классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2,5 м2 на одного обучающегося), туалеты.

В учебной секции для обучающихся первых классов, посещающих группы продленного дня, рекомендуется предусматривать спальные помещения площадью из расчета не менее 4,0 м2 на одного ребенка.

Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета (в редакции изменений N 3, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81):

не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена (в редакции изменений N 2, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 72).

Определение социальных норм и нормативов

для образовательных организаций, реализующих программы

1. По вопросу установления норм и нормативов питания, обмундирования, мягкого инвентаря и оборудования в профессиональных образовательных организациях необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. N 1117 "Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, а также норм и Правил обеспечения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием";

2. По вопросу наполняемости учебных групп в профессиональных образовательных организациях необходимо использовать приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".

Определение социальных норм и нормативов

для образовательных организаций, реализующих программы

1. По пункту "Нормы обеспечения общежитий постельными принадлежностями" раздела "Социальная защита населения" нужно руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2011 г. N 23 "Об утверждении СП 2.1.2.2844-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений".

2. Нормативы общей площади зданий педагогических университетов и институтов до 2010 года до утраты силы были прописаны в государственных образовательных стандартах (п. 6 раздела Нормативы удельных показателей общей площади образовательных учреждений). Для действующих федеральных государственных стандартов по направлениям подготовки по УГСН 44.00.00. "Образование и педагогические науки" данные нормативы исключены.

В целях дальнейшего улучшения общественного воспитания детей и усиления помощи семье в этом деле Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:

1. Считать необходимым наряду с развитием сети школ - интернатов, как учебно - воспитательных учреждений высшего типа, создание для детей и подростков в городах, рабочих поселках и сельской местности школ с продленным днем, в которых дети будут находиться под наблюдением педагогов в течение всего дня.

Абзац утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 07.09.1982 N 828.

(Абзац третий) Школы с продленным днем открываются, как правило, для учащихся 1 - 8 классов и размещаются в имеющихся или вновь строящихся школьных зданиях при условии, что открытие этих школ не ведет к увеличению сменности занятий в школах данного города или села. В школы с продленным днем в первую очередь принимаются дети, у которых родители работают.

Абзацы первый - четвертый пункта 2 не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

2. (Абзац пятый) Для учащихся 1 - 2 классов и детей с ослабленным здоровьем в школах с продленным днем организовывать дневной сон.

3. Предоставить право исполкомам городских и районных Советов депутатов трудящихся освобождать от платы за питание детей из малообеспеченных семей в количестве до 25% к общему составу учащихся школ с продленным днем, из них до 10% полностью и до 15% - до половины размера платы за питание .

--------------------------------
См. пункт 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 25 сентября 1986 г. N 1137.

Пункт 4 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

Пункт 5 признан утратившим силу в части размеров приусадебных земельных участков, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 Постановления Совмина СССР от 10.02.1948 N 246. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 13.04.1964 N 306 (СП СССР, 1964, N 7, ст. 43).

5. Количество воспитателей в школах с продленным днем устанавливать из расчета 1,5 единицы на группу учащихся 1 - 4 классов и одной единицы на группу учащихся 5 - 8 классов при наполняемости каждой группы 30 - 40 человек.

Абзац второй утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 11.11.1970 N 923.

Абзац третий пункта 5 признан утратившим силу в части льгот по сельскохозяйственному налогу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 01.12.1983 N 1129 (СП СССР, 1984, N 3, ст. 13).

(Абзац третий) Распространить на указанных воспитателей льготы и преимущества, порядок пенсионного обеспечения и продолжительность очередного отпуска, установленные для учителей общеобразовательных школ.

Пункт 7 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

8. Предложить ЦК компартий союзных республик, обкомам, крайкомам партии рассмотреть предложения местных советских органов по созданию школ с продленным днем, обеспечить необходимую помощь органам народного образования в создании этих школ и надлежащий контроль за их работой.

Обязать ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, местные комсомольские и профсоюзные организации принять активное участие в создании и организации работы школ с продленным днем.

9. Организацию школ с продленным днем в порядке, установленном настоящим Постановлением, разрешить с 1 сентября 1960 г. в пределах планов по труду и бюджетных ассигнований на 1960 год.

10. Рекомендовать колхозам принимать участие в организации школ с продленным днем, в которых будут обучаться дети членов колхозов, а также в содержании за счет своих средств дополнительного обслуживающего персонала этих школ (за исключением административного и воспитательского) и в расходах на питание учащихся.

Абзац первый пункта 11 признан утратившим силу в части льгот по сельскохозяйственному налогу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 01.12.1983 N 1129 (СП СССР, 1984, N 3, ст. 13).

11. Распространить действие настоящего Постановления, за исключением пункта 4, на группы продленного дня, организуемые в общеобразовательных школах.

Абзац утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 11.11.1970 N 923.

Пункт 12 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

В связи с участившимися в последнее время обращениями представителей родительской общественности и экспертного сообщества по вопросу об установлении платы за услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня, в том числе случаями установления в отдельных регионах необоснованно высокой платы за данную услугу, Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Приложение: на 4 л.

Директор Департамента А.В. Зырянова

Методические рекомендации
по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона).

Организация питания. В ГПД (помимо завтрака во время учебных занятий) должно быть предусмотрено двухразовое питание детей: обед - в 13 - 14 часов, полдник - в 16 - 17 часов.

Хозяйственно-бытовое обслуживание детей, которое включает соблюдение требований к санитарному содержанию помещения ГПД (очищение ковров и ковровых покрытий в ежедневном режиме, ежедневная влажная уборка, дезинфекция и пр.).

Обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня включает:

организацию прогулок, спортивного часа (подвижных игр) и отдыха детей;

организацию дневного сна (не менее 1 часа) для первоклассников и для ослабленных детей;

организацию самоподготовки (приготовление домашних заданий);

организацию занятий по интересам (в игровой, библиотеке) и др.

Конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми в ГПД должны быть предусмотрены в договоре между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и общеобразовательной организацией с учётом СанПиН.

В соответствии со статьей 65, частью 8 статьи 66 Федерального закона учредитель образовательной организации за осуществление присмотра и ухода за детьми в ГПД вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Не допускается включать в родительскую плату расходы на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (в том числе внеурочной деятельности), а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций (косметический и иной ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и пр.) (часть 9 статьи 66 Федерального закона).

Функции и полномочия учредителя образовательной организации могут осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. В связи с этим органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, должны разработать нормативные акты, регулирующие предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях.

Нормативные акты о регулировании предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД в общеобразовательных организациях должны содержать, в том числе:

перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня;

методику расчёта стоимости услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД (в случае, если данные услуги не могут быть оказаны бесплатно);

перечень льготных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

модель договора между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД.

Дополнительно обращаем внимание, что учредитель вправе снизить размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке (например, для многодетных семей, социально незащищенных семей, одиноких матерей (отцов), семей, пострадавших от стихийных бедствий, безработных, беженцев или вынужденных переселенцев и др.).

В связи с тем, что общеобразовательная организация помимо услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД вправе оказывать платные образовательные услуги (например, приготовление ребёнком домашних заданий не под присмотром, а вместе с учителем (воспитателем)), необходимо организовать разъяснительную работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Так как общеобразовательные организации являются некоммерческими организациями, не допускается извлечение прибыли из платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Родительская плата за ГПД должна обеспечивать только возмещение расходов общеобразовательной организации на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД.

В целях недопущения в общеобразовательных организациях незаконных сборов денежных средств и обеспечения полноты реализации Федерального закона рекомендуется:

организовать мониторинг востребованности услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД, их стоимости, а также удовлетворённости родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся качеством данных услуг;

организовать регулярную разъяснительную работы с педагогическим сообществом и родительской общественностью по вопросам осуществления присмотра и ухода за детьми в ГПД;

Обзор документа

Минобрнауки России подготовило рекомендации, как следует организовать присмотр и уход за детьми в группах продлённого дня. Эти рекомендации целесообразно разместить на официальных сайтах и информационных стендах школ.

С ссылками на нормативно-правовые акты разъяснено, как должно быть организовано питание детей в продленке, каким должен быть режим дня, какие требования предъявляются к санитарному содержанию помещения группы.

Конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми в продленке прописываются в договоре между родителями и школой.

Учредитель школы (региональные или муниципальные органы власти в сфере образования) вправе установить плату за присмотр и уход за детьми в продленке. В ее размер запрещено включать расходы на реализацию общеобразовательных программ и содержание недвижимого имущества школы (ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и пр.).

Учредитель должен разработать нормативный акт о предоставлении услуги по присмотру и уходу за детьми в группе продлённого дня, где указать перечень услуг, методику расчета их стоимости, категории льготников. Также в нем приводится модель договора между родителями и школой.

Учредитель может снизить размер платы за продленку или не взимать ее с отдельных категорий родителей (многодетных и социально незащищенных семей, одиноких родителей, беженцев, безработных и др.).

Необходимо разъяснить родителям, что школы помимо услуг по присмотру и уходу за детьми в продленке вправе оказывать платные образовательные услуги (например, приготовление ребёнком домашних заданий не под присмотром, а вместе с учителем).

Также обращается внимание, что плата за продленку должна обеспечивать только возмещение расходов и не может быть источником прибыли для школы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

В статье затронута тема организации группы продленного дня в начальной школе, особенности построения работы и основные законодательные документы, применяемые в данном направлении. Приведены ответы на популярные вопросы по этой теме, зарубежный опыт ГПД.

ВложениеРазмер
gruppa_prolennogo_dnya.docx 26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Группа продленного дня. Особенности организации, законодательная база.

Воспитатель ГПД лицея № 179 Мойжешевская М.М., г. Санкт-Петербург.


Выбирая школу, папы и мамы нередко интересуются, есть ли в школе группа продленного дня. Это связано с тем, что занятость взрослых не позволяет забирать школьника младшего возраста сразу после уроков. Многие родители меняют работу, подстраивают свой график под школьный режим. Все это допустимо, когда есть возможность. В основном родители работают и не могут забирать ребенка из школы в обеденное время. Очень часто на помощь приходят бабушки и дедушки, для которых такой процесс становится своеобразной работой. Вопрос с кем и где оставить ребенка во второй половине дня для многих стоит очень остро. С одной стороны, оставить ребенка без контроля одного на целый день дома — рискованно. С другой стороны, в группе продленного дня большое количество детей, и ребенок не может отдохнуть и расслабиться, побыть немного один в тишине .

С группой продленного дня у родителей связано много вопросов.

Каким образом организована вторая половина дня у учащихся начальной школы, посещающих ГПД? Есть ли дополнительные кружки и секции? Выполняют ли с детьми домашние задания? Какое максимальное количество детей может посещать группу продленного дня? Должна ли взиматься плата с родителей за уход и присмотр за детьми во второй половине дня?

Давайте ответим на эти вопросы, исходя из современных требований к организации группы продленного дня в образовательном учреждении.

Как должна быть организована вторая половина дня у младших школьников, находящихся под присмотром в школе?

Обязательным во второй половине дня для детей, посещающих группу продленного дня, являются организация питания, прогулка, самоподготовка, кружковая работа, физкультурно-оздоровительные мероприятия. А для первоклашек обязательным является сон, не менее 1 часа.

Особое внимание в требованиях СанПиН 2.4.2.2821–10 уделяется организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в ГПД. Такие мероприятия включают в себя прогулку не менее 2 часов, подвижные игры. Возможен даже общественно — полезный труд на пришкольной территории, если он предусмотрен образовательной программой. Для детей, посещающих группу продленного дня, в школе должны быть организованы занятия в кружках и секциях. Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями (п.10.29 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Для первоклассников рекомендуется организовывать сон и игры во второй половине дня. Санитарные правила 2.4.2.2821–10 предусматривают выделение дополнительного универсального помещения, где учащиеся 1-х классов могут играть и спать. Во вновь строящихся зданиях для групп продленного дня выделяют специальные кабинеты. Организовать отдельные кабинеты для первоклассников, посещающих ГПД в большинстве школ старой планировки достаточно проблематично.

Педагог-воспитатель организует выполнение режима дня учащихся, оказывает им помощь в учении, организации самоподготовки и досуга, а также в получении дополнительного образования, вовлекая в спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.

При выполнении домашних заданий в группе продленного дня следует отметить некоторые важные моменты:

  • начинать самоподготовку не раньше 15–16 часов;
  • ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч, в 4 — 5 классах — 2 ч;
  • предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;
  • предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам.

Стоит отметить, что временные затраты на выполнение домашних заданий школьников не только в группе, но и дома не должны превышать указанных нормативов. Самым сложным направлением деятельности воспитателя в группе продлённого дня является организация самоподготовки. Успех самоподготовки в значительной мере зависит от проведенного на уроке закрепления, поэтому воспитателю необходимо узнать у учителя информацию о том, как усвоили воспитанники изучаемый материал, что значительно облегчит им эту работу.

Лучше, если в группе продленного дня установлен следующий порядок выполнения заданий:

  • начинать с самого сложного задания;
  • чередовать виды деятельности;
  • заканчивать более легкими заданиями.

Воспитатель организует работу детей во время самоподготовки, следит за дисциплиной, берет под свою опеку школьников, отстающих в учебе.

Работники и воспитатели ведут документацию о посещении детьми группы продленного дня.

Как комплектуются группы продленного дня?

«Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций рекомендуется учебные помещения для начальных классов выделять в отдельный блок (здание), группировать в учебные секции.

В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1 — 4 классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2,5 на одного обучающегося) , туалеты.

Таким образом, получается, что если площадь помещения для ГПД составляет не менее 60, то на такой площади в соответствии с рекомендациями возможно размещение учащихся в количестве 25 человек.

Если услуга по присмотру и уходу за детьми осуществляется вне рамок реализации основной общеобразовательной программы, то работа педагога не может быть профинансирована за счет субсидий. В таком случае возможно два варианта ее финансирования:

  • либо учредитель вводит такую услугу в качестве бесплатной услуги для населения и дает задание на ее оказание с финансированием за бюджетный счет. Теоретически право на бесплатное получение такой услуги может быть предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципального образования (например, как одна из форм социальной поддержки населения).
  • либо данная услуга оказывается на платной основе, в этом случае она финансируется исключительно за счет средств от приносящей доходы деятельности (например, родительской платы за присмотр и уход за детьми). Учредитель, устанавливая плату за присмотр и уход, вправе установить любой размер этой платы, включая и решение не взимать плату.

Какие проблемы могут возникать при посещении младшими школьниками ГПД?

Родители не успели забрать ребенка вовремя

Это достаточно сложная для разрешения ситуация, так как существует режим работы воспитателя, по окончании которого наступает его личное время, в которое он не должен работать. Что делать, если родители задерживаются? Необходимо связаться с воспитателем ГПД и сообщить, что за ребенком придут позже. Но родителю стоить учитывать, что воспитатель не должен ждать пока приедут родители учащегося в свое свободное время. Воспитатель ГПД работает по утверждённому графику и не обязан выполнять свои трудовые обязанности вне рамок этого графика (данная работа не оплачивается, следовательно, никто не может обязать воспитателя сверхурочно выполнять свои обязанности). Такая ситуация разрешима только при взаимопонимании всеми участниками образовательного процесса друг друга.

Ребенок получил травму в ГПД

Родителям следует знать, что ответственность за жизнь и здоровье ребенка несет образовательное учреждение, в то время пока ребенок находится под присмотром учителя, воспитателя ГПД. Если ребенок получил травму во время самоподготовки, в столовой за обедом, на прогулке, то за эти травмы ответственность несет образовательное учреждение. Если же ребенок гулял на пришкольной территории после уроков, у него есть заявление родителей о том, что он самостоятельно уходит из школы, то ответственность за жизнь и здоровье ребенка несут его родители.

Воспитатель не проверяет домашние задания ребенка

Воспитатель — не учитель, он не ведет объяснений предмета, не инструктирует, как нужно выполнять задания, он лишь помогает ученикам выполнять задания учителя.

С какого возраста учащийся может самостоятельно уходить из школы?

Чаще всего младших школьников забирают из образовательного учреждения их родители. В первом и во втором классах редко встречаются случаи, когда дети уходят самостоятельно из школы. В третьем и четвертом классах дети вполне способны проделать путь из школы до дома одни. Сделать они могут это только по письменному заявлению родителей. В заявлении родители указывают, что разрешают своему ребенку одному добираться до дома и ответственность за жизнь и здоровье детей берут на себя. Если же такого заявления у классного руководителя нет, то учащийся находится под присмотром учителя до прихода родителей. Только родители могут решить, с какого возраста их дети будут ходить домой без сопровождения взрослых. Современные средства связи позволяют папам и мамам полностью контролировать этот процесс. Образовательный процесс — это сотрудничество всех служб, одной из которых является группа продленного дня. Общая задача родителей, педагога и воспитателя — создание условий для развития ребенка. Результат развития будет высоким, если они едины в своих требованиях.

Посмотрим, как обстоят дела с группами продленного дня, например, в Германии. Там группы продленного дня очень популярны. Но попасть в них может только тот ребенок, чьи родители работают. Место в такой группе найти не очень просто. Но если вы работаете, то можете быть уверены, что ребенка не оставят без места. Продленки в Германии бывают частные и государственные. Но все они являются платными для работающих родителей. Стоимость продленки является дифференцированной и зависит от зарплаты родителей. То есть, чем меньше вы зарабатываете, тем меньше вы будете платить. В группах продленного дня дети могут находиться до 16 и до 18 часов. Группы, как правило, располагают большими помещениями и детскими площадками. Спален у детей нет, но есть так называемые тихие комнаты, в которых ребенок, если устал, может отдохнуть и даже поспать. Также хорошо организовано и питание детей в школе. Как правило, продленка находится в отдельном от школы здании. Педагог из продленки забирает детей после окончания уроков и отводит в другое помещение, где находятся группы продленного дня.

Читайте также: