Движение как атрибут бытия движение и развитие основные концепции развития кратко

Обновлено: 02.07.2024

Движение как философская категория обозначает изменения как свойство сущего.

Формы движения: физическое, химическое, биологическое, социальное, духовное. По направлению виды движения формы таковы: круговорот, восхождение, нисхождение, единство восхождения и нисхождения.

Покой – якобы относительная устойчивость сущего.

Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Диалектика и синергетика.

Диалектика в современной философии – теория развития бытия и метод его познания. Элементы теории: принципы, законы и категории.

Основные принципы: принцип развития и принцип всеобщей связи.

Основные законы диалектики:

- единства и взаимодействия противоположностей или закон противоречия (якобы определяющий источник развития);

- взаимоперехода количественных и качественных изменений (якобы описывающий механизм развития);

- отрицания отрицания (якобы задающий направление развития).

Неосновные законы: причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность, содержание-форма, часть-целое, сущность-явление. (Руководствуясь логикой авторов, сюда можно вписать и другие пары достаточно общих противоположностей, но авторы ограничились лишь тем, что им самим понравилось в учебниках марксистского диамата).

Исторические формы диалектики:

- искусство беседы (Сократ);

- метод правильного мышления и словопрения (эллинизм);- метод обоснований и ведения богословских диспутов (средневековье);- универсальный метод развития и познания бытия (якобы Гегель);- учение о развитии материи и познания (марксизм);- учение о противоречиях между всеобщим и единичным, неподлинным и подлинным существованием (экзистенциализм);- метод разрешения противоречий между объектом и субъектом (критическая диалектика);- признание неразрешимости жизненных противоречий (трагическая диалектика);- идеология неприятия существующей реальности, тотальный нигилизм (негативная диалектика).

Синергетика — это междисциплинарное направление научных исследований, которое изучает закономерности и принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации в системах разной природы: физических, химических, биологических, технических, социальных и других.

Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему. Диалектика и синергетика имеют как общее начало – понятие числа, так и общий предел – синергетика в своем предельном развитии приходит к тем же философским проблемам начала и предела развития мира и диалектическим способам их решения. Таким образом, синергетика является конкретизацией диалектики и возникла как вторая ветвь в ядре научного познания. Синергетика взаимосвязана с диалектикой и выступает посредником между всеобщими диалектическими законами и конкретно-научным знанием.

Пространственно-временные характеристики бытия.

Пространство – это философская категория, отражающая всеобщее свойство материальных объектов занимать место среди других объектов, граничить с ними, быть протяженным. Понятие пространства связано со структурностью материи, с ее способностью делиться на части, дифференцироваться, а значит, связано с моментом покоя в движении, с устойчивостью.

Время – это философская категория, отражающая всеобщее свойство материальных процессов сменять друг друга, изменяться, проходить определенные стадии развития, иметь длительность, ритм. связано с изменчивостью, непрерывностью материи.

пространство и время – это формы отношения вещей, а не самостоятельные сущности.

Как и материя, пространство и время также объективны, всеобщи, несотворимы и неуничтожимы. Это философские свойства.

Физические свойства пространства: оно трехмерно, симметрично. А время – одномерно, однонаправлено и несимметрично, необратимо. Пространственно бесконечный мир состоит из множества конечных вещей и явлений. Вечный мир состоит из множества преходящих вещей и явлений.

Одной из важнейших проблем онтологии является вопрос о движении как бытия в целом, так и его частей. В философии под движением понимается всякое изменение, изменение вообще (перемещение в пространстве, взаимодействие объектов, изменение их свойств, рост и размножение живых организмов и т.п.).

Движение имеет противоречивый характер, поскольку любое изменение сочетается с сохранением того, что изменяется, следовательно, помимо движения существует и покой как отсутствие изменений, как устойчивость, как сохранение какого-либо состояния, достигнутого в процессе изменения объекта.

Современная философия диалектически подходит к проблеме соотношения движения и покоя, отмечая, что:

- движение и покой взаимосвязаны, ибо любое изменение включает в себя элемент устойчивости (например, не смотря на возрастные изменения, мы имеем дело с тем же самым человеком, изменчивость моды не приводит к полному отказу от одежды, появление новых концепций в физике не уничтожает ее как науку и т.п.);

Движение материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Впервые учение о формах движенияразработал Ф.Энгельс. Главные его идеи состояли в следующем:

- движение осуществляется в определенных формах (типах движения), которые качественно различны и не сводимы друг к другу;

- каждая форма движения связана с определенным типом ее материального носителя и осуществляется по специфическим для данной формы законам;

- классификация форм движения материи является основой для классификации наук.

Создавая свое учение в середине Х1Х века, до революции в физике, открывшей микромир, Ф.Энгельс выделил пять основных форм движения: механическое движение как простейшее; физическое движение (теплота, свет, электричество, магнетизм); химическое движение (химические реакции); биологическое движение (рост и размножение живых организмов) и социальное движение (исторический процесс).




Формы движения взаимосвязаны не только исторически как этапы эволюции. Высшие формы движения включают в себя низшие, но не сводимы к ним, Например, человек является носителем одновременно нескольких форм движения, поскольку в его организме протекают физические, химические, биологические процессы, но именно социальная форма движения материи определяет его специфику как разумного существа.

Развитием называется необратимое, закономерное, направленное изменение объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных признаков выделяет развитие среди других многочисленных процессов изменчивости.

1. Развитие необратимо, поскольку обратимость характерна для процессов функционирования систем, в ходе которых происходит повторение, циклическое воспроизведение некоторых постоянных для системы функций (обмен веществ в живых организмах и т.п.);

2.Развитие закономерно, то есть протекает по определенным законам, знание которых делает возможным научное прогнозирование развития (личности, общества в целом или отдельных его элементов, например, экономики, природных процессов и т.п.); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа (аварии на транспорте, разрушения построек при землетрясении и пр.). Строго говоря, каждое явление (класс явлений) имеет свои специфические закономерности развития. Однако философия анализирует развитие с позиций универсальных (всеобщих) законов развития,которые были впервые сформулированы Г.Гегелем (см. 2.6.2) в рамках его диалектического учения (напомним, что диалектика и есть, прежде всего, учение о развитии).

3. Развитие имеет направленность (прогрессивную или регрессивную) при отсутствии которой изменения не смогут накапливаться и процесс развития лишается характерной для него линейной тенденции изменения.

Прогресс (лат. progressus - движение вперед, успех) – тип направления развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному. Противоположный тип направленности развития - регресс (лат. regressus – обратное движение), содержанием которого являются процессы деградации, моменты застоя в развитии, возврата к изжившим себя формам и структурам.

- в силу многообразия процессов развития невозможно найти единый, универсальный объективный критерий прогресса, применимый, например, и к науке, и к искусству, и к экономике и т.п. Поэтому проблему критерия прогрессивного развития приходится решать конкретно, учитывая специфику явления, что тоже весьма затруднительно. В некоторых случаях (например, в искусстве) предпочитают вообще не говорить о прогрессе или регрессе в силу субъективности оценок этого явления. К.Маркс, в свое время, предложил в качестве критерия общественного прогресса уровень развития производительных сил. Однако в мире нет прогресса и регресса в чистом виде. Отдельные регрессивные изменения могут происходить при общем прогрессивном развитии системы и наоборот, в частности, развитие производительных сил общества, технический прогресс, не гарантируют прогресс в области морали, искусства и пр. Вопрос прогрессирует общество в целом или нет в этом случае останется открытым (см. 3.5.3).

Таким образом, философское учение о движении (и развитии как его разновидности), возникнув в глубокой древности, продолжает развиваться и в наше время, поскольку научные открытия наполняют прежние философские идеи новым содержанием.

Одной из важнейших проблем онтологии является вопрос о движении как бытия в целом, так и его частей. В философии под движением понимается всякое изменение, изменение вообще (перемещение в пространстве, взаимодействие объектов, изменение их свойств, рост и размножение живых организмов и т.п.).

Движение имеет противоречивый характер, поскольку любое изменение сочетается с сохранением того, что изменяется, следовательно, помимо движения существует и покой как отсутствие изменений, как устойчивость, как сохранение какого-либо состояния, достигнутого в процессе изменения объекта.

Современная философия диалектически подходит к проблеме соотношения движения и покоя, отмечая, что:

- движение и покой взаимосвязаны, ибо любое изменение включает в себя элемент устойчивости (например, не смотря на возрастные изменения, мы имеем дело с тем же самым человеком, изменчивость моды не приводит к полному отказу от одежды, появление новых концепций в физике не уничтожает ее как науку и т.п.);

Движение материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Впервые учение о формах движенияразработал Ф.Энгельс. Главные его идеи состояли в следующем:

- движение осуществляется в определенных формах (типах движения), которые качественно различны и не сводимы друг к другу;

- каждая форма движения связана с определенным типом ее материального носителя и осуществляется по специфическим для данной формы законам;

- классификация форм движения материи является основой для классификации наук.

Создавая свое учение в середине Х1Х века, до революции в физике, открывшей микромир, Ф.Энгельс выделил пять основных форм движения: механическое движение как простейшее; физическое движение (теплота, свет, электричество, магнетизм); химическое движение (химические реакции); биологическое движение (рост и размножение живых организмов) и социальное движение (исторический процесс).

Формы движения взаимосвязаны не только исторически как этапы эволюции. Высшие формы движения включают в себя низшие, но не сводимы к ним, Например, человек является носителем одновременно нескольких форм движения, поскольку в его организме протекают физические, химические, биологические процессы, но именно социальная форма движения материи определяет его специфику как разумного существа.

Развитием называется необратимое, закономерное, направленное изменение объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных признаков выделяет развитие среди других многочисленных процессов изменчивости.

1. Развитие необратимо, поскольку обратимость характерна для процессов функционирования систем, в ходе которых происходит повторение, циклическое воспроизведение некоторых постоянных для системы функций (обмен веществ в живых организмах и т.п.);

2.Развитие закономерно, то есть протекает по определенным законам, знание которых делает возможным научное прогнозирование развития (личности, общества в целом или отдельных его элементов, например, экономики, природных процессов и т.п.); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа (аварии на транспорте, разрушения построек при землетрясении и пр.). Строго говоря, каждое явление (класс явлений) имеет свои специфические закономерности развития. Однако философия анализирует развитие с позиций универсальных (всеобщих) законов развития,которые были впервые сформулированы Г.Гегелем (см. 2.6.2) в рамках его диалектического учения (напомним, что диалектика и есть, прежде всего, учение о развитии).

3. Развитие имеет направленность (прогрессивную или регрессивную) при отсутствии которой изменения не смогут накапливаться и процесс развития лишается характерной для него линейной тенденции изменения.

Прогресс (лат. progressus - движение вперед, успех) – тип направления развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному. Противоположный тип направленности развития - регресс (лат. regressus – обратное движение), содержанием которого являются процессы деградации, моменты застоя в развитии, возврата к изжившим себя формам и структурам.

- в силу многообразия процессов развития невозможно найти единый, универсальный объективный критерий прогресса, применимый, например, и к науке, и к искусству, и к экономике и т.п. Поэтому проблему критерия прогрессивного развития приходится решать конкретно, учитывая специфику явления, что тоже весьма затруднительно. В некоторых случаях (например, в искусстве) предпочитают вообще не говорить о прогрессе или регрессе в силу субъективности оценок этого явления. К.Маркс, в свое время, предложил в качестве критерия общественного прогресса уровень развития производительных сил. Однако в мире нет прогресса и регресса в чистом виде. Отдельные регрессивные изменения могут происходить при общем прогрессивном развитии системы и наоборот, в частности, развитие производительных сил общества, технический прогресс, не гарантируют прогресс в области морали, искусства и пр. Вопрос прогрессирует общество в целом или нет в этом случае останется открытым (см. 3.5.3).

Таким образом, философское учение о движении (и развитии как его разновидности), возникнув в глубокой древности, продолжает развиваться и в наше время, поскольку научные открытия наполняют прежние философские идеи новым содержанием.

Проблемы движения (сущность движения, его познаваемость, соотношение движения и покоя и т. д.) всегда ставились в философии очень остро и решались весьма неоднозначно.

Представители милетской школы и Гераклит трактовали движение как возникновение и уничтожение вещей, как бесконечное становление всего сущего. Именно Гераклиту принадлежит известное высказывание о том, что нельзя в одну реку войти дважды, и о том, что все течет и все изменяется. Обратив внимание на изменчивый характер бытия, философы данного направления отодвинули на второй план момент его устойчивости.

Развивая эту идею своего учителя, Зенон разработал целую систему доказательств того, что движения в действительности нет. Показав, что представление о реальности движения ведет к логическим противоречиям, он сделал вывод о том, что движение не обладает истинным бытием, так как, согласно общей гносеологической позиции элеатов, предмет, о котором мы не можем мыслить истинно (т. е. непротиворечиво), не может обладать истинным бытием.

Зенон, как уже отмечалось, доказывал, что бытие едино и неподвижно, посредством своих знаменитых апорий. Напомним их.

Итак, движение, по Аристотелю, реализуется внутри одной сущности и внутри одной формы в трех отношениях – качества, количества и места, т. е. для каждой исследуемой сущности всегда имеется данное трехчленное отношение. Количественное движение – это рост или убыль. Движение относительно места – это перемещение, или, говоря современным языком, пространственное перемещение, механическое движение. Качественное движение – это качественное изменение. Кроме того, всякое движение осуществляется во времени. Причем если движение в пространстве и во времени изучает физика, то качественные изменения выступают предметом метафизики. Перевод исследования проблемы движения в плоскость качественного изменения позволяет рассматривать его в наиболее широком, философски предельном смысле по отношению к бытию в целом, говорить об изменчивости, процессуальности бытия.

Движение само по себе противоречиво. Оно включает в себя моменты изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности. Возникает проблема возможности описания данной противоречивости на языке логики. Или, иначе говоря, проблема того, как описать диалектическую противоречивость объекта формально непротиворечивым образом. Рассуждая о движении или других явлениях бытия, мы должны это осуществлять на языке понятий, т. е. строить некоторый концептуальный каркас, который заведомо будет значительным огрублением, реального положения дел. Последнее позволяет нам рассуждать непротиворечиво, исходя из правил традиционной логики, но одновременно возникает проблема, как совместить онтологическую противоречивость (противоречия мира как такового) и мыслительную непротиворечивость. Или, другими словами, как логически непротиворечиво отобразить диалектику движения, диалектику мира в целом.

Действительно, для того чтобы нечто познать, мы должны огрубить те реальные процессы, которые есть в мире. Следовательно, для того чтобы познать движение, мы неизбежно должны его приостановить, предметно интерпретировать. И здесь возникает возможность абсолютизации заведомо огрубленного понимания и его экстраполяции на движение в целом, что часто и лежит в основе различного рода метафизических истолкований (в смысле противоположности истолкованию диалектическому, целостному).

Именно таким образом и возникает метафизическая концепция движения, которая, во-первых, основана на абсолютизации одной из противоположных сторон движения и, во-вторых, сводит движение к одной из его форм. Сущность движения чаще всего сводится к механическому перемещению. Такое перемещение можно описать только путем фиксации данного тела в определенном месте в некоторый момент времени; т. е. проблема движения при этом сводится к описанию более фундаментальных структур бытия – пространства и времени.

В целом же метафизическое представление о движении, сводящее его к одному из видов движения (механическому) и абсолютизирующее какой-то один из ракурсов его видения, было исторически оправдано, хотя и значительно упрощало его понимание.

Исходя из этого, можно логически непротиворечиво отобразить любые реальные противоречивые процессы, в том числе и движение, но при этом необходимо учитывать возможность различных вариантов отображения, в том числе и противоречащих друг другу. Это могут быть противоречия в разных отношениях, при внимательном анализе вполне совместимые между собой. Но часто это противоположности в одном и том же отношении, которые не устранить одной только аналитической работой. Необходимо понимать генетическое и иерархическое единство разных типов движения, отображаемых математическими, логическими и содержательными гносеологическими средствами, так как все это – отражения одного и того же объекта, описываемого разными способами.

В свою очередь, всякое изменение есть результат взаимодействия предметов, событий или явлений мира через обмен материей, энергией и информацией. Именно это позволяет нам исследовать многообразные виды движения через их энергетические или информационные проявления. Для всякого объекта существовать – означает взаимодействовать, т. е. оказывать влияние на объекты и испытывать на себе воздействие других. Поэтому движение – это всеобщая форма существования бытия, которая выражает его активность, всеобщую связность и процессный характер. Не будет натяжкой сказать, что движение есть синоним мировой космической жизни, взятой в единстве ее материально-субстратных и идеально-информационных компонентов.

Проанализировав возможности диалектики как метода исследования такой сложной проблемы, как движение, здесь мы вправе сделать вывод о сущности диалектики. Возникнув изначально как понятие, обозначающее искусство вести спор, рассуждать, диалектика реализуется как особый философский метод, как некая культура рассуждения, диалога, основанная на выявлении в предмете его противоречивых сторон и свойств, усматривающая во внешне противоположных вещах и явлениях моменты единства и взаимосвязи.

Развитие и его модели

В мире присутствуют различные типы и виды изменчивости. Самая общая их градация может быть проведена как разделение их на качественные и количественные. Как уже отмечалось, количественные изменения – это прежде всего процессы, связанные с перемещением тел, изменением их энергии и т. п.; качественные изменения связаны с изменением структуры самого предмета.

Такое разделение, конечно, носит относительный характер, так как качественные и количественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Внутри качественных изменений, в свою очередь, можно выделить обратимые и необратимые изменения. Примером первых являются изменения агрегатных состояний. Так, вода переходит при соответствующих условиях в лед, и наоборот. Эти изменения исследуются частными науками. Философию в первую очередь интересуют необратимые качественные изменения, которые и называются развитием.

Развитие как одну из характеристик бытия изучает диалектика, на основании чего ее часто определяют как учение о развитии. Истолкование бытия как перманентно развивающегося, где движение (изменение вообще) может быть рассмотрено как особая форма развития, сегодня разделяют многие ученые и философы, стоящие на позициях глобального эволюционизма.

Как атрибут бытия развитие характеризуется рядом фундаментальных черт. Прежде всего это – всеобщность: развитие имеет место на всех уровнях бытия, хотя и носит разный качественный характер. Вместе с тем высказывается и иное мнение, согласно которому правомерно говорить о всеобщности движения, но не развития, так как не все предметы развиваются. Например, этот процесс отсутствует в неорганической природе. Однако если исходить из того, что непременным атрибутом развития являются качественные изменения, то утверждение о всеобщности развития представляется справедливым, так как подобные изменения характерны для всех уровней бытия. Иное дело, что процессы развития на разных уровнях носят различный характер и требуют самостоятельного изучения.

Развитие характеризуется также необратимостью, которая трактуется как появление не существовавших ранее качественно новых возможностей.

Наконец, для развития характерна направленность изменений. Это означает, что развитие базируется на взаимосвязи элементов системы, а поэтому любые, даже кажущиеся случайными, изменения носят взаимосвязанный характер, т. е. возникают как результат некоторых взаимодействий и, в свою очередь, порождают другие изменения. Развитие как направленное изменение обеспечивает преемственность между качественными изменениями на уровне системы.

Таким образом, можно сказать, что развитие – это упорядоченное и закономерное, необратимое и направленное изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы. Понятие развития позволяет проследить источники возникновения того или иного явления, его генетическую связь с другими явлениями, а значит, осуществлять прогнозы жизнедеятельности человека, развития общества, мирового политического процесса и т. д.

С проблемой направленности развития связано понимание прогресса. Широкое использование понятий прогресса и целесообразности без уточнения их значения применительно к конкретным системам есть часто не что иное, как желание человека искусственно приписать природе целесообразный характер, некритически навязать ей свои человеческие свойства. Не следует забывать и о том, что во многих случаях оценка тех или иных изменений как прогрессивных или же, напротив, как регрессивных есть лишь ценностная установка исследователя. Поэтому, когда пытаются выделить универсальные критерии прогрессивного развития, то такие критерии выглядят либо слишком общими, что позволяет подогнать под них любые изменения, либо, напротив, слишком узкими, описывающими лишь какие-то локальные процессы изменений. Например, для неорганической природы в качестве подобного критерия предлагается степень усложнения структуры системы, для органической природы – развертывание функциональных возможностей системы и повышение степени ее системной организации. Однако даже эти локальные критерии прогресса на самом деле слишком абстрактны для того, чтобы с их помощью можно было бы достаточно эффективно дифференцировать процессы изменений.

Относительно общества ситуация осложняется еще и тем, что различные попытки определения общественного прогресса локализуются не только самой сферой исследования, но и теми теоретическими моделями, из которых исходят авторы при анализе общества. Например, с позиции марксистской социальной теории критерием прогресса выступает способ производства, и исходя из этого выстраивается вся цепочка этапов прогрессивного развития общества, идеалом и целью которого является построение коммунизма. Однако при таком подходе возникает немало неувязок. В частности, оказывается, что построение общества на такой основе может одновременно сопровождаться жесточайшим подавлением свободы личности.

Другие концепции декларируют в качестве критерия общественного прогресса именно свободу личности. Однако в рамках сообщества свобода личности, во-первых, не может быть абсолютной, а во-вторых, за определенной границей перерастая во вседозволенность, она создает угрозу личности. Мера свободы, баланс прав и обязанностей человека, допустимая степень государственного регулирования жизни людей – сложнейшие вопросы, не имеющие единого для всех стран и народов решения.

Человек склонен абсолютизировать форму своей бытийной реализации, забывая при этом, что, хотя он и является со своей человеческой точки зрения частью особого социального мира, последняя тем не менее – лишь одна из структур бытия, мира, природы. Поэтому прогресс той или иной социальной системы осуществляется в рамках природных законов, подчиняется им, и любые построения критериев прогресса могут мгновенно быть опровергнуты даже чисто природными явлениями. Являясь конечным существом, человек стремится познавать бесконечное и несоизмеримое его масштабам, неизбежно при этом подгоняя все окружающее под свои собственные измерения.

Ценность понятия прогресса в его наиболее общей форме как развития от низшего к высшему можно усмотреть, пожалуй, в том, что оно дает мировоззренческую установку, позволяющую человеку, осмысливающему те или иные процессы в природе и обществе, осознавать себя, перспективы своего развития и развития человечества в целом. Однако следует постоянно помнить, что человек наполняет общее определение прогресса новым содержанием в зависимости от той социокультурной ситуации, в которой он оказался. Тем не менее понятие прогресса, вера в прогресс придает жизни людей оптимистичный и целенаправленный характер. С этих позиций необходимо признать, что абстрактное отрицание прогресса, отказ от поиска его абсолютных критериев является по меньшей мере сомнительной философской установкой.

Наиболее адекватной формой объяснения развития является диалектическая концепция развития, в основе которой лежат два фундаментальных принципа, неразрывно связанных между собой. Это – принцип развития, утверждающий, что мир представляет собой развивающуюся реальность, и принцип детерминизма, говорящий о том, что мир представляет собой упорядоченное целое, основанное на устойчивости и взаимосвязанности основных свойств бытия. Движение и развитие осуществляются по определенным общим законам, которые носят объективный характер. Отрицание объективности и всеобщности таких законов неизбежно приводит к отрицанию развития природы, по которым оно осуществляется. Но поскольку выше мы обосновывали необходимость и наличие развития, то мы не можем отрицать и законы данного развития, и их неизменный всеобщий характер.

Бытие не есть некое неразличимое единство, а представляет собой скорее единство многообразных форм его проявления.

Диалектическую связь принципа развития и принципа детерминизма, эволюции и всеобщей организованности подтверждает и развитие наук. Они познают мир именно как движущийся, развивающийся по определенным законам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУЗЫКАЛbНОГО БЫТИЯ В СИСТЕМЕ ЭЙДЕТИЧЕСКОГО БЫТИЯ

2. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУЗЫКАЛbНОГО БЫТИЯ В СИСТЕМЕ ЭЙДЕТИЧЕСКОГО БЫТИЯ Ориентация на математику и постоянное сравнение музыки с математикой — отныне наш метод. Однако углубимся сейчас во вторую из поставленных выше задач: если музыка относится к эйдетической сфере, то в

3. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧАСТНОСТИ МУЗЫКАЛbНОГО Η МАТЕМАТИЧЕСКОГО БЫТИЯ КАК ВИДОВ БЫТИЯ ЭЙДЕТИЧЕСКОГО

3. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧАСТНОСТИ МУЗЫКАЛbНОГО ? МАТЕМАТИЧЕСКОГО БЫТИЯ КАК ВИДОВ БЫТИЯ ЭЙДЕТИЧЕСКОГО Итак, музыка есть, вообще говоря, 1) выраженный эйдос (идея) и в то же время, в частности, 2) меональный, или гилетический, апейрон (т. е. бесконечно растекающаяся беспредельность) в

93. Понятие бытия. Основные формы бытия

23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения

23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения Движение в философии — это всякое изменение вообще.В это понятие входят:1. Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, квантовые,

Единство мира. Материя и движение как способ ее бытия. Время и пространство

1. Отражение как атрибут материи

1. Отражение как атрибут материи Диалектический материализм рассматривает процесс познания как одну из форм социального отражения и, следовательно, как высшую ступень развития свойства отражения, присущего материи[8]. Поэтому анализ диалектики процесса познания

1. Отражение как атрибут материи

1. Отражение как атрибут материи Диалектический материализм рассматривает процесс познания как одну из форм социального отражения и, следовательно, как высшую ступень развития свойства отражения, присущего материи[8]. Поэтому анализ диалектики процесса познания

Очерк второй. Мышление как атрибут субстанции

Очерк второй. Мышление как атрибут субстанции Огромную, далеко не до конца оценённую роль в развитии логики, в подготовке современного взгляда на предмет этой науки сыграл Спиноза. Как и Лейбниц, Спиноза высоко поднимался над механистической ограниченностью

с) При-сутствие и не-при-сутствие настроения на основании бытия человека как вот-бытия и от-бытия (бытия-отсутствующим)

с) При-сутствие и не-при-сутствие настроения на основании бытия человека как вот-бытия и от-бытия (бытия-отсутствующим) Когда, рассуждая о человеке, мы говорим об этом одновременном при-сутствии и не-при-сутствии, речь никоим образом не идет о различии между осознанием и

§17. Предварительная характеристика феномена настроения: настроение как основной способ (мелодия) вот-бытия; как то, что наделяет вот-бытие постоянством и возможностью. Пробуждение настроения как схватывание вот-бытия как вот-бытия

§17. Предварительная характеристика феномена настроения: настроение как основной способ (мелодия) вот-бытия; как то, что наделяет вот-бытие постоянством и возможностью. Пробуждение настроения как схватывание вот-бытия как вот-бытия Человека, с которым мы вместе,

Очерк 2. МЫШЛЕНИЕ КАК АТРИБУТ СУБСТАНЦИИ

Очерк 2. МЫШЛЕНИЕ КАК АТРИБУТ СУБСТАНЦИИ Огромную, далеко не до конца оцененную роль в развитии логики, в подготовке современного взгляда на предмет этой науки сыграл Спиноза. Как и Лейбниц, Спиноза высоко поднимался над механической ограниченностью естествознания своей

Движение объектов — движение потребностей

Движение объектов — движение потребностей До сих пор всякий анализ потребления основывается на наивной антропологии homo economicus, в лучшем случае — homo psycho-economicus. В идеологии, продолжившей классическую политическую экономию, это обернулось теорией потребностей, объектов

Атрибут (Attribut)

Представление понятия "бытие" как одной из главной категорий философии. Характеристика процесса движения, основные его формы и взаимосвязь между ними. Анализ понятий покоя и развития в философском понимании. Описание принципа глобального эволюционизма.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.03.2014
Размер файла 19,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Белорусский национальный технический университет

Международный институт дистанционного образования

Контрольная работа

студент 2 курса, группы 417031 12

Соколова Анна Петровна

преподавателя Терлюкевич И.И.

Целью контрольной работы является определение движения и развития как атрибутов бытия.

Понятие движения, покоя, развития

Понятие движения

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Движение несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ существования материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие и ни один вид не берется из ниоткуда.

Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями.

Понятие покоя

Покой понятие о бездействии вещества, материи, вещи или тела.

Покой живого тела, полное ослабленье своих движущих сил. Покой духа, души, может быть двоякий: покой ума и покой сердца.

Понятие развития

Развитие - процесс движения от низшего к высшему ,главной характерной чертой которого является исчезновение старого и возникновение нового. Для развития характерна спиралевидная форма. Всякий отдельный процесс развития имеет начало и конец. Причем уже в начале в тенденции содержится конец развития, а завершение данного цикла развития даёт начало новому циклу, в котором неизбежно повторяются некоторые особенности первого. Развитие неотъемлемый процесс: перехода от низшего к высшему возникает потому, что в низшем в скрытом виде содержатся тенденции, ведущие к высшему, а высшее есть развитое низшее. При этом только на достаточной ступени развитие полностью выявляются и впервые становятся понятными намеки на высшее, содержащиеся в высшем.

Например, сознание есть результат развития материи, и лишь с этой точки зрения можно раскрыть лежащее в фундаменте материи общее свойство отражения

В истории философии и науки сложилось несколько основных моделей понимания развития.

Модель регрессивного развития утверждает, что необратимые качественные изменения идут в направлении постоянного понижения качественных характеристик бытия.

Эволюционная модель обосновывает положение о всеобщей постепенной эволюции природы от простого к сложному, где все системы эволюционируют путем появления новых элементов и их последующего объединения.

Эмерджентизм утверждает преимущественный характер революционных скачков в процессе развития. Высшая ступень не может быть полностью объяснена низшей.

Теория равновесия - любое развитие есть процесс достижения равновесия, которое является главным свойством бытия.

Основные формы движения и их взаимосвязь

движение развитие атрибут бытие

Механическое движение - пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, - не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории, - распространение в пространстве полей, например, - это не механический процесс. "В механике, - писал Ф. Энгельс, - мы не встречаем никаких качеств". Но уже в физике любое изменение - это переход количества в качество.

Физическое движение - теплота, электромагнетизм, гравитация.

Химическое движение - превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. "Органическая жизнь, - указывал Ф. Энгельс, - невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического изменений". Но совокупность этих изменений не является основным признаком биологической формы движения.

Биологическое движение - специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: "Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система.

Социальное движение - процессы, происходящие в обществе.

Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и другие.

Наиболее сложной формой движения является социальная, т. к. материальный носитель есть самый сложный вид материи - социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека - это механический двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организма - условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи.

Принцип глобального эволюционизма

Эволюция - это процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений.

Перечислим наиболее важные фазы эволюции окружающего нас мира:

Космическая эволюция - большой взрыв, образование элементарных частиц, формирование атомов и молекул, возникновение галактик, звезд и планет и т.д.

Химическая эволюция - образование системы химических элементов и соединений, возникновение органических соединений, полимеризация в цепи органических молекул.

Геологическая эволюция - образование структур земной коры, гор, вод и т.д.

Эволюция протоклетки - самоорганизация биополимеров и хранение информации на молекулярном уровне, пространственная индивидуализация, возникновение молекулярного языка.

Дарвиновская эволюция - развитие видов животных и растений и их взаимодействие, возникновение экосистемы на Земле.

Эволюция человека - развитие труда, языка и мышления.

Эволюция общества - распределение труда, общественная организация, техника, общественные формации и т.д.

Эволюция информации и обмена информацией - обогащение и хранение знания, развитие связи, науки и т.д.

Самоорганизация как элементарный процесс эволюции

Согласно современным представлениям, элементарным процессом эволюции является самоорганизация. Можно сказать, что в сущности эволюция состоит из бесконечной последовательности процессов самоорганизации. В широком смысле слова под самоорганизацией понимают тенденцию развития природы от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации материи. В более узком понимании самоорганизация есть спонтанный переход открытой неравновесной системы от простых и неупорядоченных форм организации к более сложным и упорядоченным. Самоорганизующиеся системы должны отвечать определенным требованиям:

1) они должны быть неравновесными или находиться в состоянии, далеком от термодинамического равновесия;

2) они должны быть открытыми и получать приток энергии, вещества и информации извне.

По Г. Хакену, систему можно назвать самоорганизующейся, если она без специфического воздействия извне обретает какую-то пространственную, временную или функциональную структуру. Под специфическим внешним воздействием понимается такое, которое навязывает системе структуру или функционирование.

Основные закономерности эволюции

Существует пять основных закономерностей эволюции, признаваемых почти всеми учеными:

1. Эволюция происходит с разной скоростью в разные периоды. В настоящее время она протекает быстро, что выражается в появлении многих новых форм и вымирании многих старых.

2. Эволюция организмов различных типов происходит с разной скоростью. На одном полюсе находятся плеченогие: некоторые виды их совершенно не изменились по крайней мере за последние 500 млн. лет -- раковины ископаемых плеченогих, найденные в древних породах, совершенно идентичны раковинам современных видов. Другой полюс занимает человек: за последние несколько сот тысяч лет появилось и вымерло несколько видов гоминид. Вообще эволюция протекает быстрее при первом появлении нового вида, а затем, по мере стабилизации группы, постепенно замедляется.

3. Новые виды образуются не из самых высокоразвитых и специализированных форм, а, напротив, из относительно простых, неспециализированных форм. Так, например, млекопитающие произошли не от крупных специализированных динозавров, а от группы сравнительно мелких неспециализированных рептилий.

5. Эволюция затрагивает популяции, а не отдельные особи и происходит в результате процессов мутирования, дифференциального воспроизведения, естественного отбора и дрейфа генов.

Заключение

Вопрос о том, что представляет собой мир как единое целое, является, пожалуй, одним из самых древних. Как только человек научился различать множество разнообразных процессов и явлений окружающего мира и осознавать самого себя, свое Я, у него появилась потребность ответить на этот вопрос, получивший со временем философское выражение.

В философии сложились два противоположных понимания единства мира. Философы, считающие, что первоосновой мира является материя, и признающие, что единство мира состоит в его материальности. В противоположность к этому другие философы исходят из того, что в основе всего существующего лежит идея, мышление, дух. А у науки, на этот счет, тоже свое мнение.

Литература

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13

2. Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. М., 1995.

3. Арон Р. Этапы социологической мысли. М., 1993.

4. Ввение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2/ Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др.- М.: Политиздат, 1990.

5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия. Учебник.- М.: ИНФРА-М, 1999.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2000.

7. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. М., 1982.

Подобные документы

Задача философии и предмет ее изучения. Категориальная структура мышления. Методологическая роль категорий в науке, их взаимосвязь между собой. Назначение, перечень и характеристика основных категорий философии. Феномен Бытия, материальное единство мира.

контрольная работа [31,1 K], добавлен 12.11.2009

Рассмотрение существенных философских проблем: соотношение бытия и мышления, бытия и времени. Формы бытия: материальное, идеальное, человеческое, социальное и виртуальное. Атрибуты материи: пространство, время, движение, отражение и структурность.

презентация [578,8 K], добавлен 23.10.2014

Бытие в философском понимании представляет все существующее, известное или неизвестное человеку. Его структура, формы, способы существования, современные концепции развития. Материя и сознание как предельные основы бытия. Понятие материализма и идеализма.

курсовая работа [44,5 K], добавлен 25.01.2011

Категория бытия. Иерархия и формы бытия. Проблема атрибутов бытия (движение, пространство, время, отражение, системность, развитие). Законы и категории бытия (законы и категории диалектики). Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии.

реферат [33,5 K], добавлен 13.12.2004

Философский смысл понятия "бытие" и истоки его проблемы. Бытие в античной философии: философские рассуждения и поиски "вещественных" первоначал. Характеристика бытия у Парменида. Концепция бытия в Новом времени: отказ от онтологии и субъективизация бытия.

В мире все постоянно движется, изменяясь, возникая и исчезая – в живых, неживых системах, обществе. Материя и движение едины. Движение – это способ существования материи. Существовать, значит двигаться.

Источником движения является, с точки зрения диалектики, борьба внутренних противоположностей (мир бесконечен, в нем нет ничего внешнего). Отсюда, движение – это самодвижение.

Метафизики не признают противоречивости мира, считая противоречия результатом нашего незнания. Материалисты-метафизики были деистами и считали, что Бог дал материи первотолчок, а дальше она сама развивается. Т.е. источник движения материи находится вовне.

.Движению как свойству материи, как единственному способу ее существования характерны те же свойства, что и материи: объективность, всеобщность, несотворимость и неуничтожимость и т.д.

Итак, Движениеесть философская категория, обозначающая всеобщую способность, свойство материи (вещей и процессов) изменяться.

Движение само противоречиво. Оно есть единство абсолютного изменения и относительного покоя.

Покой – не остановка. А момент равновесия, устойчивости, сохранения в самом движении. Без него нельзя было бы отличить одни предметы от других, т.е. не было бы дифференциации материи. Так, несмотря на то, что мы постоянно изменяемся, знакомые узнают нас после долгой разлуки…

Из этого можно сделать вывод для нашей профессиональной деятельности: обучая ребенка, необходимо вводить моменты повторения, как моменты устойчивости, сохранения, покоя. Иначе ребенок ничего не усвоит – поток знаний уничтожит самого себя, т.е. не будет движения знаний, не появятся новые знания.

Покой столь же всеобщ по отношению к материи, как и движение. И все же он – лишь момент движения, поэтому по отношению к движению – покой относителен.

Итак, движение – это всегда изменение, изменение чего-либо. Не бывает движения самого по себе.

Формы движения материи.

Разным материальным носителям, принадлежащим разным уровням организации материи, присущи разные формы движения материи, со своими закономерностями. Но все они взаимосвязаны.

Классификацию их дал Энгельс, на основе следующих критериев:

Он выделял: - механическую форму движения материи; сегодня она не выделяется как особая форма, считается, что механические перемещения присущи системам всех уровней организации материи;

- физическую: макротела, атомы, элементарные частицы и др.; сегодня ее расширяют за счет таких форм движения как квантово- механическая и звездно-галактическая. Это все физические процессы;

- химическая: ее носители - молекулы, ионы, радикалы. Это химические реакции разного типа.

- биологическая: ее носители – сложные органические молекулы (белки, РНК, ДНК), организмы, популяции, экосистемы, биосфера. Это обмен веществ, адаптация, мутации, процесс эволюции и т.п.

- социальная: ее носители – человек, семья, другие социальные группы, государство, общество. Это все процессы происходящие в обществе, все проявления деятельности людей и их сознания. Специфика ее в том, что на этом уровне материальная система существует в единстве с сознанием. Благодаря сознанию, человек может сознательно управлять своей деятельностью, развитием.

Взаимосвязь высших и низших форм движения материи

Высшие формы движения материи базируются на низших, включают их в себя в преобразованном виде, но к ним не сводятся. Высшую форму движения материи нельзя сводить к низшим, т.к. каждая форма движения материи обладает своей качественной спецификой, имеет свои специфические закономерности.

Поставим вопрос так: чтобы познать работу живого организма, надо ли знать законы физики и химии? – да! Но достаточно ли их, чтобы сказать, что мы познали живое? – Нет, т.к. живой организм подчиняется своим, биологическим закономерностям.

Сведение высшего к низшему называется редукционизм. Это метафизический подход, так как не учитывает качественных изменений, ставит разноуровневые процессы на один уровень и тем самым пренебрегает развитием, как переходом от низшего к высшему.

Знание высших форм движения, их закономерностей, позволяет лучше понять и низшие.

Следует отметить, что науке не известны объекты, обладающие одной формой движения. Все возникшие формы движения материи существуют взаимосвязано. Так, экологические проблемы подчеркивают связь природы и общества.

(Методологическое значение учения о формах движения материи). Подумать и объяснить с точки зрения учения о формах движения материи: - Почему нельзя социальные процессы, например, социальные, классовые конфликты, объяснять только борьбой за существование, хотя что-то общее здесь, безусловно, просматривается? - Почему реки нельзя поворачивать вспять как трубы?).

Читайте также: