Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки кратко

Обновлено: 04.07.2024

Дошкольная педагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся изучением процесса воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, разрабатывающая методы и формы организации этих процессов, выявляющая их закономерности и особенности.

Данная отрасль педагогики отделилась в самостоятельную науку и имеет определенные признаки, позволяющие отнести ее к научному знанию.

Характеристики дошкольной педагогики как научного знания

Что касается выделения дошкольной педагогики в качестве отдельного научного знания, то она обладает рядом характеристик, подтверждающих ее научное положение. К ним относятся:

Наличие предмета дошкольной педагогики. Им выступают специфические черты, сущностные параметры и признаки дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики носит психолого-педагогическую ориентацию. Она связана с тем, что процесс обучения, воспитания и развития дошкольников требует изучения психических процессов организма, динамики их функционирования. Итогами дошкольного образования должно стать формирование психических функций организма, позволяющих развить творческий потенциал личности дошкольника, развить воображение, сформировать связь между эмоциональными и рациональными параметрами деятельности ребенка, активизировать познавательные процессы.

Рисунок 1. Предмет дошкольной педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Наличие объекта дошкольной педагогики. Объектом данной науки выступает процесс обучения, воспитания и развития дошкольника, его специфика и динамика на разных этапах дошкольного образования. Дошкольная педагогика исследует сущностные параметры дошкольного образования и выявляет связи между процессами обучения, воспитания и развития дошкольника.

Наличие целевого назначения. Дошкольная педагогика, как наука, нацелена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка дошкольного возраста, его социальное становление и вливание в социальную среду.

Наличие понятийного аппарата. В дошкольной педагогике используется ряд понятий и категорий. Например, воспитание, обучение, развитие, социализация, принцип, субъект и т.д.

Рисунок 2. Понятия дошкольной педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Наличие методов исследования. Дошкольная педагогика имеет определенную методологическую базу. Она не является постоянной, а развивается вместе с данной наукой т.е. появляются новые теории дошкольной педагогики, изменяется нормативное регулирование системы дошкольного образования, что требует изменения методов, применяемых в научном исследовании. Методы педагогического исследования – это способы изучения и синтеза педагогических процессов и явлений, практики реализации педагогической деятельности. к основным методам дошкольной педагогики относятся: экспериментальное исследование, изучение литературы, анализ полученной информации, наблюдение, интервью, беседа, опрос, изучение педагогической документации, изучение аспектов дошкольного обучения, анкетирование, тестирование и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Функциональная роль дошкольной педагогики как науки

Значимость дошкольной педагогики как самостоятельной науки можно выразить с помощью нескольких функций, которые она выполняет в педагогической деятельности. К ним относятся:

  • Описательная функция. Она отражает сбор сведений о педагогической деятельности, накопление разнообразных фактов о педагогической работе, обручении и воспитании дошкольников. Факты собираются, анализируются, группируются по определенным признакам и, в последствие ложатся в основу новых теорий дошкольной педагогики.
  • Объяснительная функция. Она позволяет объяснить сущность того или иного процесса или явления дошкольной педагогики т.е. определить их закономерности протекания, устройство, параметры функционирования.
  • Прогностическая функция. С ее помощью составляются прогнозы реализации дошкольной образовательной деятельности, строятся перспективные планы организации дошкольного образования, на основании изучения закономерностей процессов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
  • Конструктивная функция. Она связана с созданием технологий и методик организации дошкольного образования, разработкой методов обучения и воспитания дошкольников, форм реализации образовательной и воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях, принципов построения данной деятельности.
  • Мировоззренческая функция. Она направлена на развитие педагогического сознания в социуме: понимание сущности и значимости дошкольной педагогики.

Методологическая база дошкольной педагогики

Методология дошкольной педагогики – это система знаний об основах теории дошкольной педагогики, принципах изучения педагогической деятельности в системе дошкольного образования, методах исследования педагогических процессов и явлений, способах практического применения теорий дошкольной педагогики.

По сути, методологическая база дошкольной педагогики – это философия дошкольного образования. Она включает в себя несколько подходов дошкольной педагогики, которые определяют позицию, занимаемую педагогом в образовательном процессе, в отношении к воспитаннику, осознание педагогом значимости своей профессиональной деятельности, понимание сущности дошкольного образования.

Читайте также: